Клэй Регаццони
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
![]() Регаццони в 1971 году в Зандворте | |||||||||||
Рожденный | Мендризио , Швейцария | 5 сентября 1939 г. ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Умер | 15 декабря 2006 г. Фонтетиво , Италия | (67 лет) ||||||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | ![]() | ||||||||||
Активные годы | 1970 – 1980 | ||||||||||
Команды | Феррари , БРМ , Прапорщик , Тень , Уильямс | ||||||||||
Записи | 139 (132 старта) | ||||||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||||||
Победы | 5 | ||||||||||
Подиумы | 28 | ||||||||||
Карьерные очки | 209 (212) [1] | ||||||||||
Поул-позиции | 5 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 15 | ||||||||||
Первая запись | Гран-при Голландии 1970 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Италии 1970 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Великобритании 1979 года. | ||||||||||
Последняя запись | Гран-при США 1980 года на Западе | ||||||||||
|
Джанклаудио Джузеппе « Клэй » Регаццони (англ. Итальянское произношение: [dʒaŋˈklaudjo dʒuˈzɛppe reɡatˈtsoːni] ; 5 сентября 1939 — 15 декабря 2006) — швейцарский автогонщик . Он участвовал в Формулы-1 гонках с 1970 по 1980 год , выиграв пять Гран-при. Его первой победой стал Гран-при Италии в Монце в его дебютном сезоне, когда он выступал за Ferrari . Он оставался в сборной Италии до 1972 года . После одного сезона в BRM Регаццони вернулся в Ferrari еще на три года, с 1974 по 1976 год . Окончательно покинув Ferrari в конце 1976 года, Регаццони присоединился к командам Ensign и Shadow , а затем перешел в Williams в 1979 году , где он одержал первую в истории победу британской команды на Гран-при - Гран-при Великобритании 1979 года в Сильверстоуне .
его заменил Карлос Ройтеманн в Williams В 1980 году , и он вернулся в Ensign. После аварии на Гран-при США Запада 1980 года он остался парализованным ниже пояса, завершив свою карьеру в Формуле-1. Однако Регаццони не прекратил гонок; он участвовал в ралли Париж-Дакар и «12 часов Себринга» на автомобиле с ручным управлением в конце 1980-х - начале 1990-х годов. В 1996 году Регаццони стал комментатором итальянского телевидения.
Он был известен как заядлый гонщик; Джоди Шектер заявил, что если бы «он был ковбоем, то он был бы тем, кто в черной шляпе ». [2] Регаццони погиб в автокатастрофе в Италии 15 декабря 2006 года.
Личная и ранняя жизнь
[ редактировать ]Джанклаудио Регаццони родился в Мендризио , Швейцария , 5 сентября 1939 года, через несколько дней после начала Второй мировой войны . Регаццони вырос в , в кантоне Тичино Порце , части италоязычного региона Швейцарии. Он был женат на Марии Пиа, от которой у него было двое детей: Алессия и Джан Мария. [3]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Перед Формулой-1
[ редактировать ]Ранние гонки и Формула-3
[ редактировать ]Регаццони впервые начал участвовать в автомобильных гонках в 1963 году. [4] в сравнительно позднем возрасте 24 лет. Многие из его первых занятий автоспортом произошли за границей, в Италии, Швейцарии, где автогонки были запрещены после ужасной аварии на гонке «24 часа Ле-Мана» 1955 года . Его первые выступления были на его собственном Austin-Healey Sprite , на котором он дважды финишировал на подиуме только в первых трех гонках. [4] Этот мгновенный успех побудил Регаццони пересесть на Mini Cooper в клубном гоночном сезоне 1964 года.
В 1965 году Клэй Регаццони впервые увидел за рулем автомобиля с открытыми колесами, когда он участвовал в чемпионате Европы Формулы-3 на автомобиле Brabham . Этот первый сезон принес умеренный успех, а улучшение формы в 1966 году (на этот раз за рулем De Tomaso ) привлекло к нему внимание амбициозного итальянского конструктора Tecno . Tecno предложила Регаццони использовать одно из своих шасси F3 в 1967 году, где его надежные и быстрые характеристики принесли ему предложение заводского пилота Tecno в Формуле-2 на следующий год. Несмотря на это, Регаццони продолжал участвовать в гонках Формулы-3 в 1968 году и, не в последний раз, ему посчастливилось пережить серьезную аварию. Выезжая из шиканы во время гонки поддержки Гран-при Монако Формулы 3, Регаццони не справился с управлением и сильно столкнулся с аварийным барьером. Миниатюрный размер машины Формулы-3 позволил ей пройти под поручнем, а острый металлический край Armco рассек верхнюю часть открытой кабины. Регаццони сумел пригнуться на водительском сиденье достаточно низко, чтобы поручень прошел над ним, чуть-чуть не задев голову. В конце концов машина остановилась, когда обруч , находившийся за головой Регаццони и значительно ниже верхней части его шлема, вклинился под барьер. [4]
Формула Два
[ редактировать ]В Формуле 2 Регаццони нашел идеального партнера в лице Tecno. Его жесткий стиль идеально соответствовал дальновидным амбициям Tecno, и Регаццони быстро заработал репутацию жесткого конкурента. Регаццони был причастен к смерти молодого британского гонщика Криса Ламберта на Гран-при Голландии Формулы-2 1968 года. Ламберта Некоторые наблюдатели обвинили Регаццони, который хорошо бежал по полю, в том, что он намеренно сбил Brabham с трассы, обгоняя его. Ламберт не справился с управлением и врезался в мост. Регаццони был полностью реабилитирован в ходе последующего расследования, хотя слухи ходили еще много лет после этого. [4] Отец Ламберта подал частный иск против Регаццони, который тянулся пять лет, прежде чем, наконец, был прекращен. Регаццони оставался с Текно на протяжении трех лет в Формуле-2 (хотя большую часть сезона 1969 года он выступал за команду Ferrari Формулы-2). [3] ), а в 1970 году они вместе выиграли чемпионат Европы Формулы-2 .
Гонки на спортивных автомобилях
[ редактировать ]
Помимо гонок на одноместных автомобилях, Регаццони участвовал в гонках на спортивных автомобилях , в том числе в гонках «24 часа Ле-Мана» 1970 года , где он и Артуро Мерцарио участвовали в гонках на Ferrari 512S . Однако пара сошла с дистанции, проехав всего 38 кругов. Это окажется единственным появлением Регаццони на гонках «24 часа Ле-Мана» , хотя он и участвовал в гонках 1972 года.
В течение следующих двух лет Регаццони был постоянным членом гоночной команды Ferrari. Имея под своим началом новые 312B на базе машины 312P , Регаццони регулярно бегал в передней части поля или рядом с ней. [ нужна ссылка ] Регулярно сотрудничая с Джеки Иксом , эта пара заняла второе место на дистанции BOAC 1000 км в Брэндс-Хэтче в 1971 году и выиграла первый заезд на дистанции 500 км в Имоле. Регаццони также выиграл гонку «9 часов Кьялами» , на этот раз в партнерстве с Брайаном Редманом . Дальнейшие успехи последовали в 1972 году: вторые места на дистанции 1000 км в Буэнос-Айресе , снова в партнерстве с Редманом, и престижная гонка на 1000 км в Спа. Кульминацией сезона стала победа партнерства Регаццони и Икса в гонке на 1000 км в Монце. [5]
С его уходом из Ferrari в 1973 году результаты Регаццони в области спортивных автомобилей иссякли. Его неконкурентоспособная Alfa Romeo 33 TT была полностью превзойдена соперниками Ferrari и Matra. [ нужна ссылка ] В конце 1973 года Феррари отказался от гонок на спортивных автомобилях, а возвращение Регаццони в команду Ferrari Формулы-1 в 1974 году фактически положило конец его карьере в спортивных автомобилях, поскольку тогда он не мог участвовать в гонках за других производителей. [ нужна ссылка ]
Формула-1
[ редактировать ]1970–72: Феррари
[ редактировать ]В первых гонках сезона Формулы-1 1970 года Ferrari выставила только одну машину — бельгийца Джеки Икса , но на четвертом этапе в Бельгии команда решила запустить вторую машину, чтобы опробовать более молодых гонщиков. Итальянец Игнацио Джунти получил второе место в Бельгии, где финишировал четвертым, а Регаццони занял свое место на следующем этапе в Нидерландах , также заняв четвертое место. Джунти вернулся на место на следующем Гран-при во Франции , но финишировал четырнадцатым, отстав на три круга от победителя и будущего чемпиона мира 1970 года Йохена Риндта .
Регаццони вернулся в Ferrari на Гран-при Великобритании , где он снова финишировал четвертым, но на этот раз Регаццони сохранил место в гонке. За этим последовали четыре подиума Регаццони в последних шести этапах сезона 1970 года, включая победу в Монце , домашней гонке Ferrari. Однако гонка была омрачена смертью лидера чемпионата Риндта во время квалификации. Первая поул-позиция на финальном этапе в Мексике завершила чрезвычайно успешный первый сезон в высшей формуле. Регаццони финишировал третьим в чемпионате пилотов с 33 очками, отстав на 12 очков от посмертного чемпиона мира Риндта.
После смерти Джунти на мероприятии спортивных автомобилей зимой 1971 года Ferrari выбрала Икса и Регаццони для участия в сезоне Формулы-1 1971 года . [6] Перед стартом европейских этапов чемпионата мира Формулы-1 Регаццони выиграл престижную Гонку чемпионов в Брэндс-Хэтче , опередив Джеки Стюарта и заняв второе место. Несмотря на это раннее обещание, Ferrari 312 B и B2 оказались хуже комбинации Стюарт/ Тиррелл 003 . Регаццони удалось всего три раза финишировать на подиуме за сезон, а также занять поул-позицию на Гран-при Великобритании . В том году швейцарец финишировал седьмым в чемпионате пилотов, отстав от чемпиона мира Джеки Стюарта на 49 очков .
Дальнейшее разочарование для Регаццони последовало в 1972 году , когда он только один раз финишировал на подиуме в Германии , хотя он и набрал на два очка больше, чем в предыдущем сезоне. Регаццони снова финишировал седьмым в чемпионате пилотов, отстав от чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди на 46 очков .
1973: БРМ
[ редактировать ]Регаццони решил покинуть Ferrari в 1973 году в пользу BRM, спонсируемой Marlboro, за, как сообщалось, «астрономический гонорар». [3] Здесь он присоединился к молодому гонщику Ники Лауде , и они стали крепкими друзьями. После огромной аварии во время Гран-при Южной Африки его вытащил из пылающих обломков Майк Хейлвуд , который позже был награжден медалью Джорджа за героизм в спасении жизни Регаццони. [7] Этот год оказался неудачным для Регаццони, несмотря на поул-позицию на открытии сезона Гран-при Аргентины 1973 года . Сообщается, что он разочаровался в «неконкурентоспособной технике», поскольку за весь сезон он набрал всего два очка, что является его худшим результатом за полный сезон в Формуле-1. [3] Он занял скромное 17-е место в чемпионате.
1974–76: Назад в Феррари
[ редактировать ]
в Ferrari произошла большая кадровая перестановка В начале 1974 года , после того как Лука Кордеро ди Монтедземоло был нанят руководителем итальянской команды. И Регаццони, и, по рекомендации Регаццони, Лауда были подобраны Ferrari. Регаццони вскоре вернулся на подиум. Семь подиумов, включая победу в Германии , первую после победы в дебютном сезоне в Монце четырьмя годами ранее, а также поул-позицию в Нивеле , позволили Регаццони опередить многообещающего Лауду. Вступая в последнюю гонку сезона в США , Регаццони боролся за титул, и ему нужно было лишь финишировать впереди соперника Эмерсона Фиттипальди, чтобы завоевать корону. У Регаццони возникли проблемы с управлением во время гонки из-за неисправного амортизатора , и после двух пит-стопов он смог финишировать только 11-м. [8] Он финишировал вторым в чемпионате пилотов, что стало его лучшим результатом в карьере, отстав от Фиттипальди всего на три очка.
Феррари сохранила услуги Лауды и Регаццони на 1975 год , и пара одержала между собой шесть побед: пять для Лауды и одну для Регаццони на Гран-при Италии 1975 года . не входящий в чемпионат Регаццони также выиграл свой домашний Гран-при, Гран-при Швейцарии, , став единственным швейцарским гонщиком, сделавшим это. Феррари обеспечила себе Кубок конструкторов, а Лауда выиграл первый из трех своих титулов чемпиона мира. Регаццони финишировал пятым в чемпионате пилотов с 25 очками.

1976 год стал началом падения Регаццони в Формуле-1. Несмотря на многообещающее начало сезона, с доминирующей победой с поула на первом Гран-при Лонг-Бич и еще тремя подиумами, Ferrari вступила в период внутренних потрясений после аварии Лауды на Нюрбургринге. После того, как Лауда проиграл чемпионат пилотов на самой последней гонке сезона в Японии, Ferrari решила заменить швейцарца Карлосом Ройтеманном, несмотря на протест Лауды. Аргентинец никогда не ладил с Лаудой так хорошо, как Регаццони. [9] Когда он покинул Ferrari, Регаццони был гонщиком Ferrari дольше всех, проведя за команду 73 гонки. Рекорд продержался 12 лет, пока Микеле Альборето не побил его на Гран-при Венгрии 1988 года . [10]
1977: Прапорщик
[ редактировать ]После своего увольнения из Ferrari Регаццони решил перейти в команду Ensign. Его переход в такую маленькую команду удивил некоторых, но Регаццони предпочел небольшую команду предложению Берни Экклстоуна выступать за Brabham , поскольку он предпочитал «участвовать в гонках с хорошими людьми». [11] он набрал очки Его сезон с Ensign, несмотря на то, что в своем дебютном матче в Аргентине , не увенчался успехом. Регаццони финишировал в очках еще два раза и завершил сезон с пятью очками. В мае Регаццони участвовал в гонке Indianapolis 500 за рулем McLaren - Offenhauser команды Theodore Racing . Он сильно разбился на тренировке, но сумел пройти квалификацию. Он финишировал на 30-м месте после того, как во время его первого пит-стопа вышел из строя топливный элемент.
1978: Тень
[ редактировать ]Регаццони перешел в Shadow в 1978 году , заменив Алана Джонса, который ушел, чтобы присоединиться к Williams . Регаццони набрал всего два очка, и он закончил сезон 16-м в чемпионате пилотов, отстав на 60 очков от чемпиона мира Марио Андретти .
1979: Уильямс
[ редактировать ]
Фрэнк Уильямс дал Регаццони свою главную передачу на конкурентоспособной машине вместе с Аланом Джонсом. Williams FW07 оказалась очень конкурентоспособной, особенно в заключительной части сезона: FW07 выиграли все, кроме двух, из семи последних гонок календаря 1979 года . Первая победа была для Регаццони в Сильверстоуне , первая из более чем 100 побед команды Гран-при Уильямса. спонсорам команды Из уважения к саудовским он отпраздновал победу на подиуме вместе с Lilt . [7] [12] его снова заменил Карлос Ройтеманн Однако, несмотря на его достижение, в конце сезона . На Гран-при Италии журналист по автоспорту Найджел Робак спросил Регаццони, почему он продолжает гонять в возрасте 40 лет, не имея никаких шансов на участие в соревнованиях. Регаццони ответил: «Я люблю [Формулу-1], и больше всего я люблю водить гоночные машины. Так почему я должен останавливаться, когда я так себя чувствую?». [13] В конце года его пригласили принять участие в Международной гонке чемпионов 1980 года , и он стал последним действующим гонщиком Формулы-1 вместе с Марио Андретти , сделавшим это. [14]
1980: Назад с прапорщиком
[ редактировать ]
Не имея предложения участвовать в соревнованиях, в 1980 году Регаццони снова присоединился к Ensign. Его сезон внезапно оборвался всего в четырех гонках за год. Он разбился во время Гран-при США на западе 1980 года , проходившего в Лонг-Бич , когда педаль тормоза его Ensign вышла из строя в конце длинного высокоскоростного прямого движения со скоростью примерно 280 км/ч. Рикардо Зунино Отставной Brabham был припаркован на выездной дороге. Позже Регаццони вспоминал: «Я врезался в машину Зунино, затем отскочил в барьер. Минут на 10 я потерял сознание. Потом помню ужасную боль в бедрах...». [13] В результате аварии Регаццони был парализован ниже пояса, что положило конец его спортивной карьере. После выздоровления Регаццони подал в суд на организаторов гонки, заявив, что их процедуры безопасности не соответствуют стандартам. Однако организаторы забега продемонстрировали адекватность процедур и выиграли дело. [6]
После Формулы-1
[ редактировать ]После этой аварии Регаццони стал известен своей деятельностью по оказанию помощи инвалидам в получении равных возможностей в жизни и обществе. Несмотря на свою инвалидность, Регаццони был полон решимости жить как можно более полной жизнью. [ нужна ссылка ]
Регаццони вернул себе гоночную лицензию и стал одним из первых водителей-инвалидов, принимавших участие в автоспорте высокого уровня. Хотя его травмы сделали невозможным возвращение в Формулу-1, Регаццони с некоторым успехом участвовал в ралли-рейдах (например, ралли Дакар ) и на спортивных автомобилях (например, 12 часов Себринга ). Эти достижения проложили путь к более широкому участию людей с ограниченными возможностями в автомобилестроении и автоспорте. Последняя соревновательная гонка Регаццони состоялась в 1990 году, хотя в 1990-е годы ему время от времени предлагали тест-драйвы гоночных автомобилей. В 1994 году он вернулся на Гран-при Лонг-Бич (на тот момент это была гонка IndyCar), чтобы выступать в качестве профессионала в гонке Toyota Pro/Celebrity Race.

Отчет о его жизни можно найти в его автобиографии È questionse di cuore («Это дело сердца»), опубликованной в середине 1980-х годов. В своей карьере после Формулы-1 он иногда выступал в роли комментатора швейцарского и итальянского телевидения. Вторая книга о его опыте участия в ралли Дакар, E la corsa continua («И гонка продолжается»), была опубликована в 1988 году.
Однажды он сказал Ники Лауде , своему товарищу по команде на десять лет моложе: «Если ты будешь водить машину так же напряженно, как и вести себя с женщинами, ты никогда не станешь великим». [15]
Смерть
[ редактировать ]15 декабря 2006 года Регаццони погиб, когда Chrysler Voyager, которым он управлял, врезался в заднюю часть грузовика на итальянской автомагистрали А1 , недалеко от Пармы . [16] По оценкам следователей, в тот момент он ехал со скоростью около 100 км/ч. [17] и, несмотря на ранние предположения, вскрытие специально исключило сердечный приступ как причину потери Регаццони контроля. [18] Его похороны прошли 23 декабря в Лугано , на них присутствовали Ники Лауда и Артуро Мерцарио . Джеки Стюарт , Эмерсон Фиттипальди и Питер Заубер [19] среди многих корифеев мира Формулы-1.
Изображение в СМИ
[ редактировать ]В Рона Ховарда фильме «Гонка» 2013 года , в котором показано соперничество между Джеймсом Хантом и Ники Лаудой в сезоне Формулы-1 1976 года, его сыграл Пьерфранческо Фавино .
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]‡ Квалифицированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.
Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
‡ Квалифицированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | ![]() | ![]() | Феррари 512С | С 5.0 | 38 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [21] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Феррари 312B2 | Феррари 001/1 3.0 F12 | АРГ | РПЦ 1 | ЧТО | СПР | ИНТ. | |||
Феррари 312Б | Феррари 001 3.0 F12 | СЛИШКОМ Северная Каролина | ОЛЛ | ВИК | |||||||
1973 | Мальборо БРМ | БРМ П160Э | БРМ П142 3,0 В12 | РПЦ | ИНТ. 3 | ||||||
1974 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Феррари 312B3 | Феррари 001/11 3.0 F12 | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО | РПЦ 5 | ИНТ. | |||||
1975 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Феррари 312Т | Феррари 015 3.0 F12 | РПЦ | ИНТ. | СУИ 1 | |||||
1977 | Команда Tissot Ensign с Castrol | Прапорщик N177 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 13 | |||||||
1978 | Команда теневых гонок | Тень DN9 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ИНТ. Верно | |||||||
Источник: [20] |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1977 | Макларен М16С/Д | Оффи | 29 | 30 | Теодор Расинг |
Ссылки
[ редактировать ]- Регаццони, К. (1982). Это дело сердца . Сперлинг и Купфер. ISBN 978-88-200-0213-8 .
- Гилл, Барри (1976). «Чемпионат мира 1975 года». Ежегодник John Player Motorsport за 1976 год . Queen Anne Press Ltd. ISBN 0-362-00254-1 .
- Робак, Найджел (1986). Великие Гран-при . Партнеры книжного клуба. п. 140. ИСБН 0-85059-792-7 .
- Тремейн, Дэвид (август 2006 г.) [2006]. «Глава 19 – Момент отчаянной печали». Потерянное поколение . Издательство Хейнс. п. 239. ИСБН 1-84425-205-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вплоть до 1990 года не все очки, набранные гонщиком, учитывались в его окончательном подсчете на чемпионате мира ( см . В списке систем подсчета очков дополнительную информацию ). Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- ^ Шектер, Джоди (декабрь 1975 г.). «Автоспорт: Все еще в стране гамбургеров». СА Мотор . Кейптаун, Южная Африка: Публикации Скотта: 46.
- ^ Jump up to: а б с д Гилл (1976), стр. 300–301.
- ^ Jump up to: а б с д «Некролог - Клэй Регаццони» . Независимый . 18 декабря 2006 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Круикшанк, Гордон (ноябрь 2006 г.). «Феррари 312ПБ». Автоспорт . LXXXII : 43–50.
- ^ Jump up to: а б Клэй Регаццони www.grandprix.com Проверено 1 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Некролог - Клэй Регаццони» . Телеграф.co.uk. 18 декабря 2006 года . Проверено 17 января 2007 г.
- ^ Гран-при США 1974 года www.gpracing.net192.com. Архивировано 28 марта 2008 года на Wayback Machine. Проверено 1 марта 2007 года.
- ^ Тремейн, Дэвид (август 2006 г.) [2006]. «Глава 19 – Момент отчаянной печали». Потерянное поколение . Издательство Хейнс. п. 239. ИСБН 1-84425-205-1 .
- ^ «Полная информация о команде Ferrari F1: смотрите всех гонщиков, статистику, победы и автомобили» . 23 июня 2012 г.
- ^ «Найджел Робак о Клэе Регаццони» . Автоспорт.com. 15 декабря 2006 г. Проверено 17 января 2007 г. Экклстоун снизил стоимость предыдущего предложения о зарплате после того, как узнал, что Ferrari отказалась от Регаццони.
- ^ «Найджел Робак о Клэе Регаццони» . Автоспорт. 15 декабря 2006 г. Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Робак, Найджел Grand Prix Greats (1986), стр.140. Партнеры книжного клуба ISBN 0-85059-792-7
- ↑ Мартин Брандл участвовал в соревнованиях в 1990 году, но в том году не участвовал в Формуле-1.
- ^ «Мой последний визит к другу» . Посмотрите онлайн. 17 декабря 2006. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2007 г.
- ^ «Регаццони погиб в дорожно-транспортном происшествии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2006 г. Проверено 15 января 2007 г.
- ^ «В гробу Клея лежит желтая роза» . Посмотрите онлайн. 17 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 г. Проверено 15 января 2007 г.
- ^ «У Клея Регаццони (67 †) не было сердечного приступа» . Посмотрите онлайн. 20 декабря 2006. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2007 г.
- ^ «Похороны Регаццони» . Theprancinghorse.co.uk. 23 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Клэй Регаццони – Биография» . Журнал «Моторспорт» . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «Все результаты Клея Регаццони» . ГонкиСпортивные автомобили . Проверено 20 января 2019 г.
- Результаты чемпионата мира Формулы-1 взяты из архива результатов официального сайта Формулы-1 по адресу www.formula1.com .
- Результаты вне чемпионата Формулы-1 взяты из архива Формулы-1 на сайте www.silhouet.com.
- Результаты чемпионата Формулы-2 взяты из реестра Ле-Мана и Формулы-2 на сайте www.formula2.net .
- Результаты чемпионата мира по спортивным автомобилям взяты с сайта wspr-racing.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Некролог - Клэй Регаццони» . Независимый . 18 декабря 2006 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- «Глина Регаццони» . GrandPrix.com . Проверено 1 марта 2007 г.
- «Некролог - Клэй Регаццони» . Телеграф.co.uk. 18 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 17 января 2007 г.
- Гран-при США 1974 года www.gpracing.net192.com Дата обращения 1 марта 2007 г.
- «Найджел Робак о Клэе Регаццони» . Автоспорт.com. 15 декабря 2006 г. Проверено 17 января 2007 г.
- «Мой последний визит к другу» . Посмотрите онлайн. 17 декабря 2006. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2007 г.
- «Регаццони погиб в дорожно-транспортном происшествии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2006 г. Проверено 15 января 2007 г.
- «В гробу Клея лежит желтая роза» . Посмотрите онлайн. 17 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 г. Проверено 15 января 2007 г.
- «У Клея Регаццони (67 †) не было сердечного приступа» . Посмотрите онлайн. 20 декабря 2006. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2007 г.
- «Похороны Регаццони» . Theprancinghorse.co.uk. 23 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
- Клетчатый флаг — дань уважения Клэю от Motorsport
- Поможем параплегии – Club Clay Regazzoni Onlus . Единственный клуб, авторизованный самим Клэем Регаццони.
- 1939 рождений
- смертей в 2006 г.
- Швейцарцы итальянского происхождения
- Швейцарские автогонщики
- Швейцарские пилоты Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Пилоты BRM Формулы-1
- Прапорщики Формулы-1
- Теневые пилоты Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Williams
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Водители Индианаполиса 500
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Италии
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты ралли Дакар
- Люди из Мендризио
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Спортсмены с ограниченными возможностями
- Спортсмены из Тичино
- водители БМВ М
- Швейцарцы с ограниченными возможностями