Рори Бирн
Рори Бирн | |
---|---|
![]() Рори Бирн на Ferrari F2005 | |
Рожденный | Претория , Южная Африка | 10 января 1944 г.
Род занятий | Главный дизайнер Scuderia Ferrari 1996–2006 гг. Консультант по дизайну и разработке Scuderia Ferrari с 2006 г. по настоящее время. |
Известный | Формулы-1 Дизайнер автомобилей в Ferrari |
Рори Бирн (родился 10 января 1944 года) — южноафриканский инженер и дизайнер автомобилей, вышедший на пенсию, наиболее известный как главный дизайнер команд и Scuderia Ferrari Benetton Формулы-1 .
Автомобили, спроектированные Бирном, выиграли девяносто девять Гран-при , семь титулов конструкторов и семь титулов пилотов. Это делает Бирна третьим по успеху дизайнером Формулы-1 после своего соперника Адриана Ньюи и Колина Чепмена .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Бирн заинтересовался автогонками в Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге , Южная Африка, сначала как участник соревнований, а затем как технические аспекты этого вида спорта. После окончания учебы в 1964 году Бирн начал работать химиком, но сохранял увлечение гонками до тех пор, пока к концу 1960-х годов он вместе с тремя друзьями Дэйвом Кольером, Ронни и Дуги Беннеттами не основал компанию по импорту запчастей для высокопроизводительных автомобилей под названием Auto Drag and Speed Den, расположенную в Жюль-стрит, Малверн, Йоханнесбург, а затем Вуртреккер-роуд в Альбертоне. Именно в этот период он впервые начал проектировать гоночные автомобили, применив свои математические знания, хотя у него не было формального инженерного образования. Его первая машина, гонщик Формулы Форд , была конкурентоспособной и хорошо финишировала в чемпионате 1972 года.
После своего успеха в 1972 году Бирн переехал в Англию, чтобы продолжить карьеру в области дизайна гоночных автомобилей. Купив устаревший автомобиль Royale Formula Ford, он начал накапливать навыки, необходимые для улучшения конструкции, и ему повезло в 1973 году, когда основатель Royale Боб Кинг решил продать команду. Новому владельцу нужен был инженер, который заменит Кинга, который также был дизайнером автомобилей, и предложил эту работу Рори Бирну, который провел следующие четыре года, проектируя различные автомобили для Royale и ее клиентов.
Знакомство с Тедом Тоулманом в 1977 году предоставило следующую возможность тридцатитрехлетнему парню, который к тому времени уже стал признанной фигурой в британских автогонках. Толеман был владельцем команды Формулы 2 и нанял южноафриканца в качестве ее дизайнера. Несколько сезонов все более достойных результатов завершились первым и вторым местами в чемпионате Европы Формулы 2 1980 года. Команда, главным дизайнером которой был Рори Бирн, теперь была готова совершить прыжок в Формулу-1 .
Формула-1
[ редактировать ]Тоулман/Бенеттон
[ редактировать ]Первым автомобилем, разработанным Бирном, который появился на Гран-при, был TG181 с двигателем Hart . Не имея финансов для участия в первых трех дальних гонках, Толеман участвовал в Формуле-1 на Гран-при Сан-Марино . Прошло два сезона, прежде чем молодая команда начала набирать очки, но по итогам сезона 1983 года Дерек Уорвик и Бруно Джакомелли набрали весьма солидные 10 очков – достаточно, чтобы команда финишировала девятой в Кубке конструкторов, и достаточно, чтобы заработать Авторитет Бирна на пит-лейне. В межсезонье 1983/84 Толеман подписал контракт с Айртоном Сенной – шаг, который едва не сделал Бирна, Сенну и команду первыми победителями Гран-при Монако того года.
Устойчивое продвижение команды к лидерству стартовой решетки получило импульс в 1985 году, когда семья Бенеттон объявила о планах приобрести Тоулмана. Имея больше денег, больше ресурсов и самый мощный двигатель, доступный в виде рядного четырехцилиндрового с турбонаддувом двигателя BMW потребовалось только в октябре 1986 года, , Герхарду Бергеру чтобы обеспечить первую победу для себя, для команды и для автомобиля, разработанного Бирном. на Гран-при Мексики . В течение следующих пяти сезонов автомобили, спроектированные Бирном, одержали еще четыре победы в гонках, но команда Benetton так и не смогла по-настоящему бросить вызов таким командам, как Ferrari , Williams и McLaren , причем большинство побед было одержано в те дни, когда конкуренция колебалась.
После непродолжительного участия в неудавшемся проекте Reynard F1 в 1991 году Бирн той осенью вернулся в Benetton. [ 1 ] Он обнаружил, что команда изменилась и теперь находится под твердым контролем Флавио Бриаторе , а энергичный Михаэль Шумахер гонщиком номер один стал . Автомобиль Бирна B193 представлял собой существенное техническое усовершенствование по сравнению с автомобилем предыдущего сезона, включая полуавтоматическую коробку передач , полноприводное рулевое управление , активную подвеску и систему контроля тяги . Автомобиль одержал одну победу в руках Шумахера, но теперь все было готово для борьбы за титул в 1994 году. [ нужна ссылка ]
Это было сразу очевидно [ кому? ] в первой гонке 1994 года шасси Бирна B194 стало лучшим автомобилем. Критики [ ВОЗ? ] предположил, что доминирование команды было скорее результатом нехарактерного спада Williams звездного дизайнера Адриана Ньюи и обвинений в мошенничестве. [ нужна ссылка ] преследовал команду на протяжении всего сезона. Атака Уильямса в конце сезона лишила Бирна его первого титула конструкторов, но с его девизом « Эволюция, а не революция », казалось, все было готово к большему успеху в 1995 году. [ нужна ссылка ]
Несмотря на обвинения в мошенничестве, команда Benetton завоевала оба титула еще до завершения сезона – наконец, Бирн получил то, чего хотел больше всего. Его машина завоевала корону конструкторов Формулы-1. Когда в конце сезона чрезвычайно влиятельный Шумахер ушел из Benetton в Ferrari, команда начала распадаться. Бирн объявил, что уйдет на пенсию в 1996 году.
Феррари
[ редактировать ]К концу сезона 1996 года Михаэль Шумахер получил в Ferrari полную свободу действий для создания команды инженеров, способной вернуть команду на вершину спорта после многих лет неудач. Был нанят технический директор Benetton Росс Браун , и Ferrari обратилась к Рори Бирну с просьбой заменить действующего главного дизайнера команды Джона Барнарда , который отказался переехать в Италию. После долгих переговоров Бирна переманили после выхода на пенсию в Таиланде обратно в Европу, где он начал строить конструкторское бюро в штаб-квартире Ferrari в Маранелло . Ferrari сразу же снова стала конкурентоспособной, выйдя за титул в финальную гонку сезона как в 1997, так и в 1998 году. Продолжая набирать обороты в следующих сезонах, Ferrari выиграла чемпионат конструкторов в 1999 году, впервые за 17 лет. К концу сезона 2004 года спроектированные Бирном Ferrari одержали 71 победу в гонках, шесть подряд титулов конструкторов и пять подряд титулов пилотов для Михаэля Шумахера, демонстрируя устойчивый уровень доминирования, никогда ранее не встречавшийся в этом виде спорта.
В 2004 году Рори Бирн объявил, что уйдет из Формулы-1 в конце сезона 2006 года, передав роль главного дизайнера Альдо Косте , своему помощнику с 1998 года. 19 сентября 2006 года было объявлено, что Рори продлил свой контракт. останется в качестве консультанта в Ferrari еще на два года, что привело его к началу 2009 года. [ 2 ]
В 2012 году Бирна пригласили посмотреть на автомобиль Ferrari F2012 F1 после тяжелого начала его жизни. [ 3 ] Он также участвовал в дизайне LaFerrari . [ 4 ]
В феврале 2013 года, на презентации F138, в интервью немецкому изданию Auto Motor und Sport Рори Бирн сказал, что он «работает на всех парах» над автомобилем Ferrari F1 2014 года в качестве консультанта.
Маурицио Арривабене рассказал, что Бирн работает наставником в Ferrari, помогая главному дизайнеру Симоне Ресте . [ 5 ]
Бирн активно участвовал в разработке 2022 года Ferrari F1-75 . Поскольку машина показала себя успешно в первой части сезона, его контракт был продлен еще на три года. [ 6 ] Он также участвовал в разработке 2023 года Ferrari SF-23 и 2024 года Ferrari SF-24 .
Дискавери Страхование
[ редактировать ]Бирн является специальным инженерным советником компании Discovery Insure в Южной Африке, где он помогает компании улучшить поведение южноафриканцев во время вождения и сделать дороги более безопасными для всех.
Чемпионат мира Формулы-1
[ редактировать ]Нет. | Времена года | Чемпион конструкторов | Чемпион среди водителей | Машина | Двигатель |
---|---|---|---|---|---|
1 | Сезон Формулы-1 FIA 1994 года. | — | Михаэль Шумахер | Б194 | Форд |
2 | Сезон Формулы-1 FIA 1995 года. | Бенеттон | Михаэль Шумахер | Б195 | Рено |
3 | Сезон Формулы-1 FIA 1999 года. | Феррари | — | F399 | Феррари |
4 | Сезон Формулы-1 FIA 2000 года | Феррари | Михаэль Шумахер | Ф1-2000 | |
5 | Сезон Формулы-1 FIA 2001 г. | Феррари | Михаэль Шумахер | Ф2001 | |
6 | Сезон Формулы-1 FIA 2002 г. | Феррари | Михаэль Шумахер | Ф2002 | |
7 | Сезон Формулы-1 FIA 2003 г. | Феррари | Михаэль Шумахер | F2003-GA | |
8 | Сезон Формулы-1 FIA 2004 г. | Феррари | Михаэль Шумахер | Ф2004 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация за сентябрь 1991 года» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
- ^ «Бирн намерен остаться в Ferrari до 2009 года»
- ^ Бенсон, Эндрю (11 февраля 2013 г.). «BBC Sport – Ferrari возвращает дизайнера Рори Бирна для работы над автомобилем 2014 года» . BBC.co.uk. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Ионуц Унгуряну (2 февраля 2015 г.). «Первая в мире матово-черная Ferrari LaFerrari — это супергеройское безумие» . autoevolution.com . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Рори Бирн снова работает в Ferrari» .
- ^ «В дизайне Ferrari F1-75 есть прикосновение волшебника: то же самое, что принесло триумф Шумахеру» . 14 апреля 2022 г.