Чемпионат мира Формулы-1 2002 года.

Чемпионат мира Формулы-1 2002 года — 56-й сезон Формулы -1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 2002 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 2002 года, которые проводились одновременно в серии из семнадцати гонок, которая началась 3 марта и завершилась 13 октября.
Действующие чемпионы Михаэль Шумахер и Скудерия Феррари снова были награждены чемпионатом мира среди пилотов и чемпионатом мира среди конструкторов соответственно. [1] Шумахер финишировал первым или вторым в каждой гонке, за исключением Гран-при Малайзии , где он финишировал третьим, таким образом поднимаясь на подиум в каждой гонке. Он выиграл рекордные на тот момент одиннадцать Гран-при , превзойдя предыдущий рекорд из девяти побед, одержанный им совместно ( 1995 , 2000 и 2001 годы ) и Найджелом Мэнселлом ( 1992 год ). Он также установил рекорд по наибольшему количеству гонок, оставшихся в календаре, когда был завоеван чемпионат пилотов, обеспечив себе титул с шестью гонками до конца сезона.
Шумахер забрал трофей домой с рекордным на тот момент преимуществом в 67 очков над своим товарищем по команде Рубенсом Баррикелло , побив свой прошлогодний рекорд (58 очков над Дэвидом Култхардом ), а также набрав наибольшее количество очков за сезон (144 очка). , вновь побив собственный рекорд (123 очка в 2001 году ). Со своими двумя гонщиками Ferrari завоевала Кубок конструкторов, набрав общее количество очков, равное сумме очков, набранных всеми остальными конструкторами вместе взятыми. Это доминирование в сочетании с последующим снижением количества просмотров привело к серьезному пересмотру спортивного регламента чемпионата на следующий сезон .
Команды и водители
[ редактировать ]
Следующие команды и гонщики участвовали в FIA Формулы-1 чемпионате мира 2002 года .
Абитуриент | Конструктор | Шасси | Двигатель † | их | Нет. | Водитель | Раунды |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | Феррари | Ф2001Б Ф2002 | Феррари 050 Феррари 051 | Б | 1 | ![]() | Все |
2 | ![]() | Все | |||||
![]() | Макларен - Мерседес | МП4-17 | Мерседес ФО110М | М | 3 | ![]() | Все |
4 | ![]() | Все | |||||
![]() | Уильямс - БМВ | ОЗ24 | БМВ Р82 | М | 5 | ![]() | Все |
6 | ![]() | Все | |||||
![]() | Заубер - Петронас | С21 | Петронас 02А | Б | 7 | ![]() | Все |
8 | ![]() | 1–15, 17 | |||||
![]() | 16 | ||||||
![]() | Джордан - Хонда | EJ12 | Хонда РА002Е | Б | 9 | ![]() | Все |
10 | ![]() | Все | |||||
![]() | БАР - Хонда | 004 | Хонда РА002Е | Б | 11 | ![]() | Все |
12 | ![]() | Все | |||||
![]() | Рено | Р202 | Рено РС22 | М | 14 | ![]() | Все |
15 | ![]() | Все | |||||
![]() | Ягуар - Косворт | Р3 Р3Б | Косворт CR-3 Косворт CR-4 | М | 16 | ![]() | Все |
17 | ![]() | Все | |||||
![]() | Стрелки - Косворт | А23 | Косворт CR-3 | Б | 20 | ![]() | 1–12 |
21 | ![]() | 1–12 | |||||
![]() | Минарди - Азиатэк | PS02 | Азиатэк AT02 | М | 22 | ![]() | 1–12, 15–17 |
![]() | 13–14 | ||||||
23 | ![]() | Все | |||||
![]() | Тойота | ТФ102 | Toyota RVX-02 | М | 24 | ![]() | Все |
25 | ![]() | Все | |||||
Источники: [2] [3] [4] |
† Все двигатели были объемом 3,0 литра, конфигурация V10 . [2]
Изменения в команде
[ редактировать ]


- Команда Проста была передана в управление в ноябре 2001 года и была ликвидирована получателями в январе 2002 года. На этом закончилась долгая история команды, которая выступала под названием Лижье с 1976 по 1996 год и в Гран-при Проста в следующем году. [5] Отсутствие Проста означало, что машины под номерами 18 и 19 остались незанятыми на сезон. Phoenix Finance выкупила остатки Гран-при Проста и попыталась войти в Формулу-1, начиная с Гран-при Малайзии с бывшими Minardi гонщиками Гастоном Маццакане и Тарсо Маркесом . Однако их заявка была отклонена FIA из - за того, что они не приобрели всю команду Проста. Они все еще пытались участвовать в гонках в Малайзии, но официальные лица гонки не позволили им участвовать в соревнованиях, даже после апелляции в суд. [6] [7]
- Японский автопроизводитель Toyota принял участие в чемпионате как полноценная команда, после большой работы по развитию в 2001 году. [8]
- Команда Benetton была продана Renault в 2000 году. [9] и был переименован в Renault F1 в 2002 году. [10] За исключением названия, команда существенно не изменилась, поскольку Benetton с 1995 года эксплуатирует машины с двигателями Renault.
- Asiatech , поставлявшая двигатели для Arrows в 2001 году, переключила свои поставки на Minardi в 2002 году. Это заменило двигатели Minardi Cosworth (перемаркированные как European ) предыдущего сезона. [11] Завершив фактически прямой обмен, Arrows подписала соглашение с Cosworth на использование их двигателей в 2002 году. [12]
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Команда «Эрроуз» потерпела финансовый крах после Гран-при Германии и не принимала участия ни в одной из оставшихся гонок. Попытка зарегистрироваться на сезон 2003 года была отклонена FIA. [13]
Изменения драйверов
[ редактировать ]В сезоне 2002 года произошло несколько изменений в составе пилотов перед началом сезона и еще больше изменений в течение самого сезона.
- Поскольку в сезоне 2001 года осталось три гонки, 1998 и 1999 годов чемпион мира Мика Хаккинен объявил, что не собирается выступать в Формуле-1 в 2002 году. Отрицая любые заявления о завершении карьеры, он заявил, что ему нужен творческий отпуск и он вернется в McLaren на более позднее время. [14] Позже Хаккинен официально покинул McLaren и ушел из Формулы-1 в конце 2001 года. [15] в конце концов вернулся к гонкам в DTM в 2005 году , [16] несмотря на то, что его связывали с командой Williams для возвращения в Формулу-1. [17] Место Хаккинена в McLaren занял его товарищ, финн, 2007 года чемпион мира Кими Райкконен , после того как его уволил Sauber . Райкконена в Sauber заменил чемпион Евро Формулы 3000 2001 года Фелипе Масса . [18]
- В середине 2001 года Джанкарло Физикелла объявил о своем намерении покинуть Benetton после 2001 года и перейти в Jordan . [19] Компания Benetton, переименованная в Renault, заменила Физикеллу гонщиком Jordan Ярно Трулли . [20] это означает, что Физикелла и Трулли поменялись местами в двух командах. Джордан завершил совершенно новый состав на 2002 год вместе с BAR тест-пилотом Такумой Сато . [21] место в большом пуле тест-пилотов BAR занял соотечественник Ре Фукуда . [22] Жан Алези , выступавший за Jordan в конце сезона 2001 года, не стремился всерьез участвовать в Формуле-1 в 2002 году и вместо этого подписал контракт с Mercedes в серии DTM. [23] Рикардо Зонта , понимая, что у него нет будущего в Иордании, оставил там свое резервное место, чтобы участвовать в Мировой серии Telefonica , а позже вернулся в Формулу-1 в 2003 году в качестве тест-пилота Toyota . [24]
- Хайнц-Харальд Френтцен , потерявший драйв после краха Проста, присоединился к команде «Эрроуз» в 2002 году. Это была его третья другая команда за два сезона после того, как Джордан бросил его в середине сезона в 2001 году и впоследствии присоединился к Просту до тех пор, пока эта команда не распалась. . [25] Несмотря на то, что у него был контракт еще на один сезон, Йос Ферстаппен уступил свое место в «Эрроуз» Френтцену, и голландец не смог обеспечить себе переход в другую команду. Позже он снова появился в Minardi в 2003 году. [26]
- Фернандо Алонсо покинул Minardi после впечатляющей кампании 2001 года и подписал контракт с Renault в качестве тест-пилота. [27] Место Алонсо занял тест-пилот Benetton и второе место в Международной серии Формулы 3000 занявший Марк Уэббер . [28]
- В своем первом сезоне в Формуле-1 Toyota наняла Мика Сало (ранее работавшего в Sauber в 2000 году ) и дебютанта Аллана Макниша , который ранее водил Toyota GT-One в Ле-Мане . [8]
- Лучано Бурти , выступавший и за «Ягуар», и за «Прост» в 2001 году, покинул испытывающую трудности команду Проста перед ее крахом, чтобы присоединиться к Луке Бадоеру на тестовой роли в «Феррари» . [29] Томаш Энге , который заменил травмированного Бурти в Просте в 2001 году, был исключен из команды в конце сезона 2001 года по финансовым причинам, и он вернулся в Международную Формулу 3000 в 2002 году . [30]
- Антонио Пиццония был подписан в качестве тест-пилота Williams вместе с Марком Жене . [31] Пиццония управлял автомобилем, спонсируемым Williams, в серии International F3000 в 2001 году и продолжил эту гонку в 2002 году, одновременно выполняя свои тестовые обязанности в Williams.
- Андре Лоттерер , выступавший за юниорскую команду Jaguar в британской серии Формулы-3 в 2001 году , был подписан в качестве тест-пилота команды Jaguar Формулы-1 на 2002 год. [32]
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Хайнц-Харальд Френтцен решил покинуть Arrows после Гран-при Германии из-за неопределенного будущего этой команды. [33] Через несколько дней «Эрроуз» рухнул и не участвовал в оставшейся части сезона, что также оставило без драйва Энрике Бернольди. Френтцен подписал контракт с Sauber на сезон 2003 года. [25] и заменил Фелипе Массу на Гран-при США , за что бразилец получил 10-позиционный штраф в предыдущей гонке в Монце, тем самым исключив штраф Массы. [34]
- Пилот-испытатель BAR Энтони Дэвидсон дебютировал в Формуле-1, заменив Алекса Юнга на Minardi на Гран-при Венгрии и Бельгии . Команда дисквалифицировала малазийца после того, как он не смог пройти квалификацию в третий раз в 2002 году. [35] Minardi планировала заменить Юнга на Джастина Уилсона , но Уилсон был слишком высоким, чтобы поместиться в машину в соответствии с требованиями безопасности. [36]
Изменения в правилах
[ редактировать ]В 2002 году в технический регламент были внесены лишь незначительные изменения. [37]
- По соображениям безопасности зеркала заднего вида и задние фонари пришлось увеличить, а заднюю противоударную конструкцию пришлось подвергнуть усиленным испытаниям на удар.
- Передача данных между автомобилем на трассе и экипажем в гараже теперь могла происходить в обоих направлениях. Это позволит команде регулировать настройки электроники автомобиля во время гонки, при этом водителю не придется использовать кнопки на рулевом колесе.
Календарь сезона
[ редактировать ]Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам. [41] на каждой гонке.
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]


Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ ![]() | ТОЛЬКО ![]() | ХОРОШИЙ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | евро ![]() | Великобритания ![]() | ОТ ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | БЕЛ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | Япония ![]() | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 1 | 1 | 3 П | 1 | 1 П | 1 П Ф | 1 Ф | 2 | 1 | 2 Ф | 1 | 1 | 1 П Ф | 2 Ф | 1 П Ф | 2 | 2 П | 1 П Ф | 221 |
2 | Верно П | Верно | Верно | 2 Ф | DNS | 2 П | 7 Ф | 3 | 1 | 2 Ф | DNS | 4 | 1 П | 2 | 1 Ф | 1 Ф | 2 | |||
2 | ![]() | 5 | Верно | 1 | 2 | 3 | 11 † | 4 | 3 | 7 | 4 | 8 | 5 | 3 | 3 | 5 | Верно | 16 | 11 † | 92 |
6 | 2 | 2 Ф | 5 П Ф | 4 | 2 | 3 | Верно П | Верно П Ф | Верно П | 3 П | 4 П | 2 | 11 | 3 | Верно П | 4 | 4 | |||
3 | ![]() | 3 | Верно | Верно | 3 | 6 | 3 | 6 | 1 | 2 | Верно | 10 | 3 Ф | 5 | 5 | 4 | 7 | 3 | Верно | 65 |
4 | 3 Ф | Верно | 12 † | Верно | Верно | Верно | Верно | 4 | 3 | Верно | 2 | Верно | 4 | Верно | Верно | Верно | 3 | |||
4 | ![]() | 14 | Верно | Верно | Верно | 9 | 10 † | Верно | 4 | 6 | 8 | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | 4 | 5 | Верно | 23 |
15 | Верно | 4 | 4 | 5 | 12 † | 7 | Верно | 15 † | 5 | 12 † | 6 | Верно | Верно | Верно | 5 | 8 | 6 | |||
5 | ![]() | 7 | Верно | 5 | Верно | 10 | 4 | Верно | 8 | 12 | 7 | 6 | 7 | 6 | 9 | 10 | 10 | 9 | 7 | 11 |
8 | Верно | 6 | Верно | 8 | 5 | Верно | Верно | 9 | 6 | 9 | Верно | 7 | 7 | Верно | Верно | 13 | Верно | |||
6 | ![]() | 9 | Верно | 13 | Верно | Верно | Верно | 5 | 5 | 5 | Верно | 7 | DNQ | Верно | 6 | Верно | 8 | 7 | Верно | 9 |
10 | Верно | 9 | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | 10 | 16 | Верно | Верно | 8 | 10 | 11 | 12 | 11 | 5 | |||
7 | ![]() | 16 | 4 | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | 3 | 10 | 9 | 8 |
17 | 8 | 10 | 8 | Верно | Верно | Верно | 10 | Верно | 11 | 11 | 9 | Верно | 13 | Верно | Верно | Верно | Верно | |||
8 | ![]() | 11 | Верно | 8 | 10 † | 7 | 7 | 10 † | Верно | Верно | 12 | 4 | Верно | Верно | Верно | 8 | 9 | 6 | Верно | 7 |
12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | 9 | 5 | Верно | Верно | 12 | 12 † | 6 | 12 | Верно | |||
9 | ![]() | 22 | 7 | Верно | 13 | DNQ | DNS | Верно | Верно | 14 | Верно | DNQ | 10 | DNQ | Верно | Верно | 13 | Верно | Верно | 2 |
23 | 5 | Верно | 11 | 11 | DNS | 12 | 11 | 11 | 15 | Верно | 8 | Верно | 16 | Верно | Верно | Верно | 10 | |||
10 | ![]() | 24 | 6 | 12 | 6 | Верно | 9 | 8 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | 15 | 7 | 11 | 14 | 8 | 2 |
25 | Верно | 7 | Верно | Верно | 8 | 9 | Верно | Верно | 14 | Верно | 11 † | Верно | 14 | 9 | Верно | 15 | DNS | |||
11 | ![]() | 20 | ДСК | 11 | Верно | Верно | 6 | 11 | 6 | 13 | 13 | Верно | DNQ | Верно | 2 | |||||
21 | ДСК | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | 10 | Верно | DNQ | Верно | ||||||||
Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ ![]() | ТОЛЬКО ![]() | ХОРОШИЙ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | евро ![]() | Великобритания ![]() | ОТ ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | БЕЛ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | Япония ![]() | Очки |
Источники: [41] [1] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- В официальной классификации чемпионата FIA результаты чемпионата конструкторов указаны как Scuderia Ferrari Marlboro, BMW WilliamsF1 Team, West McLaren Mercedes и т. д. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рейтинг пилотов и конструкторов, www.fia.com Получено через web.archive.org 28 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Брайон, Дидье (2002). Доменжоз, Люк (ред.). Ежегодник Формулы 1 2002–2003 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 20–41. ISBN 0-75259-146-0 – через Интернет-архив.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 2002 года» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 2 июня 2002 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «12 моделей 2002 года» . СтатистикаF1 . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Лион, Сэм (29 января 2002 г.). «Срок Проста истек, поскольку команда находится в стадии ликвидации» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Болдуин, Алан (15 марта 2002 г.). «План Феникса по борьбе за место в Формуле-1» . Автоспорт . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Заявка Феникса на Формулу-1 сгорела» . Би-би-си Спорт . 23 мая 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Toyota готовится к дебюту в Формуле-1» . Би-би-си Спорт . 5 февраля 2001 г. Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Маклеод, Морис (16 марта 2000 г.). «Команда Benetton F1 продана Renault за 75 миллионов фунтов стерлингов» . Независимый . Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «В 2011 году команда Renault F1 будет переименована в Lotus Renault GP» . Би-би-си Спорт . 8 декабря 2010 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Minardi довольна новым двигателем Asiatech» . Атлас Ф1 . 22 февраля 2002 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Эрроуз подтверждает поставки Cosworth на 2002 год» . Краш.нет . 28 июля 2001 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Сделка по спасению Стрел рушится» . Би-би-си Спорт . 12 декабря 2002 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Бейкер, Эндрю (12 октября 2001 г.). «Flying Finn готов к заслуженному творческому отпуску» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Хаккинен объявляет об уходе» . Би-би-си Спорт . 26 июля 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Мика Хаккинен примет участие в гонках DTM 2005 года» . Deutsche Tourenwagen Masters . 6 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (10 июля 2004 г.). «Хаккинен подумывает о возвращении» . Би-би-си Спорт . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Sauber стремится к консолидации» . Би-би-си Спорт . 25 января 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Иордания или ничего в 2002 году, - говорит Алези» . «Дейли телеграф» . 11 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Ярно Трулли — Профиль пилота Формулы-1» . ЭСПН Ф1 . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Сато получает место в Иордании» . Би-би-си Спорт . 9 октября 2001 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Гран-при 2002: БАР» . Лондонский вечерний стандарт . 16 февраля 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Отчет об испытаниях Жана Алези Макларена» . Motorsport.com . 8 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Профиль Рикардо Зонты» . Grandprix.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль Хайнца-Харальда Френтцена» . Grandprix.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Профиль Йоса Ферстаппена» . Grandprix.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Рено берет Алонсо» . Grandprix.com . 3 ноября 2001 г. Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Официально: Уэббер подтвержден в Minardi» . Атлас Ф1 . 28 января 2002 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Профиль Лучано Бурти» . Grandprix.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Профиль Томаса Энге» . Grandprix.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Вести с 1 по 21 ноября» . НовостиOnF1 . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Время тестирования R3 Jaguar Racing» . Ягуар-клубы Северной Америки . 8 февраля 2002 г. Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Френтцен уходит из Arrows» . Би-би-си Спорт . 2 августа 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Разумный шаг со стороны Sauber» . Grandprix.com . 18 сентября 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ « Безупречный» Дэвидсон похвалил» . Би-би-си Спорт . 17 августа 2002 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Кто есть кто: Д — Энтони Дэвидсон» . f1fanatic.co.uk . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Крейг Скарборо. «Технический обзор 2002 года» . atlasf1.autosport.com . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ «2002» . Шикана F1 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 2002» . Статистика автоспорта . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2002» . Статистика автоспорта . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Брюс (2003). «Финальные столы 2002 года». Гран-при Формулы-1 2003: Официальный спортивный путеводитель ITV . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 102–103. ISBN 1-84222-813-7 – через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]