Сезон Формулы-1 1955 года.
Сезон Формулы-1 1955 года — девятый сезон FIA Формулы-1 автогонок . В нем прошел шестой чемпионат мира среди пилотов , который проводился в семи гонках с 16 января по 11 сентября 1955 года. Сезон также включал несколько гонок, не относящихся к чемпионату, для автомобилей Формулы-1.
Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой второй подряд титул чемпиона мира. [1] Это был его третий рекорд, который не мог быть побит до Алена Проста в 1993 году . Это был последний чемпионат для пилота Mercedes до 2014 года .
Сезон был окрашен трагедией. погибли два гонщика Во время гонки Indianapolis 500 1955 года : Мэнни Аюло и Билл Вукович , победитель двух предыдущих гонок. [2] Итальянец Марио Альборгетти погиб на внечемпионатном Гран-при По . Альберто Аскари , чемпион мира 1952 и 1953 годов , погиб во время испытаний Ferrari 750 Monza в Монце . [3] [4] [5] А бывший гонщик Формулы-1 Пьер Левег погиб в катастрофе в Ле-Мане 1955 года вместе с 83 зрителями. Это приведет к отмене четырех Гран-при Формулы-1.
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1955 года . В список не вошли те, кто участвовал только в Индианаполисе 500 .
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]- Стирлинг Мосс перешёл из Maserati в Mercedes , как Хуан Мануэль Фанхио это сделал уже в сезоне 1954 года .
- Maserati наняла Жана Бера у Гордини , после чего французская команда воссоединилась с Робертом Манзоном , их гонщиком с 1953 года и несколькими годами ранее.
- Ванволл нанял Майка Хоторна из Ferrari , поэтому Питер Коллинз перешёл в Owen Racing Organization, которая позже стала British Racing Motors .
- Lancia дебютировала в конце 1954 года и вступила в сезон 1955 года с амбициями на полную ставку. Им удалось нанять первоклассных водителей Альберто Аскари , Луиджи Виллорези и Эухенио Кастеллотти .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Maserati Пилот Серджио Мантовани потерял ногу в результате аварии во время тренировки внечемпионатного Гран-при Валентино . [6] Команда наняла Чезаре Пердису , который в своем дебютном матче финишировал третьим.
- Питер Коллинз управлял Maserati 250F за команду Owen Racing Organization, когда руководитель команды Maserati, впечатленный его результатами, предложил ему место в заводской команде, начиная с Гран-при Италии . [7] [8] Однако Коллинз расстался с командой всего после одной гонки, так как Ferrari предложила ему место на 1956 год .
- Андре Симон заменил Mercedes пилота Карла Клинга на Гран-при Монако .
- Двукратный чемпион мира Альберто Аскари погиб во время испытаний Ferrari 750 Monza в Монце . Наряду с серьезными финансовыми проблемами это привело к тому, что Lancia владелец команды прекратил деятельность и передал все активы Энцо Феррари . [9] [10] Ferrari вернула в Майка Хоторна команду после того, как британец провел полгода с Ванволлом .
- стали «24 часа Ле-Мана» 1955 года свидетелями не только трагедии во время гонки: на пятничной тренировке Эли Байолю (управлявшему Формулой-1 за Гордини ) пришлось избежать перехода дороги двумя зрителями. В результате он попал в серьёзную аварию, получил перелом черепа и позвонков . [11] До конца года он не участвовал в гонках, поэтому команда Гордини наняла спортивный автомобиль и раллийного гонщика Эрмано да Силва Рамоса .
- Менеджер команды Гордини Жан Лукас сел за руль на Гран-при Италии , поскольку Роберт Манзон был недоступен.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | Гран При Аргентины. | Автодром Оскара Альфредо Гальвеса , Буэнос-Айрес | 16 января |
2 | Гран При Монако | Трасса Монако , Монте-Карло | 22 мая |
3 | Индианаполис 500 | Индианаполис Мотор Спидвей , Спидвей | 30 мая [а] |
4 | Гран-при Бельгии. | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 5 июня |
5 | Гран-при Голландии | Трасса Зандворт , Зандворт | 19 июня |
6 | Гран-при Великобритании | Автодром Эйнтри , Мерсисайд | 16 июля |
7 | Гран-при Италии. | Национальный автодром Монцы , Монца | 11 сентября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран - при Монако и Голландии вернулись в календарь после того, как они проводились в последний раз в 1952 и 1953 годах соответственно.
- Гран -при Великобритании был перенесен из Сильверстоуна в Эйнтри в соответствии с соглашением о совместном проведении соревнований между двумя трассами.
Отмененные раунды
[ редактировать ]После катастрофы в Ле-Мане 1955 года было решено перенести Гран-при Франции с 3 июля на 25 сентября. [12] Позже он был отменен вместе с немецким , швейцарским и испанским раундами. [13] [14]
Гран-при | Схема | Исходная дата |
---|---|---|
Гран-при Франции | Реймс-Гё , Гё | 3 июля |
Гран-при Германии | Нюрбургринг , Нюрбург | 31 июля |
Гран-при Швейцарии | Трасса Бремгартен , Берн | 21 августа |
Гран-при Испании. | Трасса Педральбес , Барселона | 23 октября |
Трассы в Педральбесе и Бремгартене больше никогда не использовались для гонок. Автогонки были полностью запрещены в Швейцарии до Zürich ePrix 2018 года .
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 3
[ редактировать ]Третий год подряд чемпионат открылся Гран-при Аргентины . Хосе Фройлан Гонсалес стартовал с поул-позиции . был аргентинец постоянным гонщиком Ferrari В 1954 году , но в этом году это будет его единственная гонка. Рядом с ним в первом ряду стартовали два двукратных чемпиона мира: Альберто Аскари на Lancia и Хуан Мануэль Фанхио на Mercedes . Фанхио лидировал на старте, но на третьем круге уступил его Аскари. Товарищ по команде Стирлинг Мосс переместился с восьмого на третье место, а позади него гонщики и машины начали поддаваться жаре в 52 °C (126 °F). На 21 круге Аскари вылетел сам, оставив Гонсалеса лидером. Однако он все еще восстанавливался после аварии на турнире RAC Tourist Trophy 1954 года и устал. Опасаясь, что не сможет удержать Фанхио, он решил передать машину товарищу по команде и чемпиону мира 1950 года Нино Фарине . Фанхио тоже выехал на пит-стоп, чтобы купить новые шины и охладиться, а Мосс сошел с дистанции из-за паровой пробки в топливном насосе . Остался еще один местный водитель, Роберто Мьерес на Maserati лидирует после старта шестнадцатым. К сожалению, у него тоже отказал топливный насос, и он провел в боксах 10 минут и финишировал пятым. Помимо Миереса, Фанхио будет единственным классифицированным гонщиком, который не сменил машину во время гонки и выиграл. Два Ferrari финишировали на подиуме, но каждый видел за рулем по три разных гонщика, так что Фанхио сразу же лидировал в чемпионате. [15] [16]
Гран -при Монако вернулся в календарь спустя три года и получил почетное звание Гран-при Европы . новое правило квалификации Было добавлено : только время, зафиксированное на первой тренировке в четверг днем, будет учитываться для первого ряда стартовой сетки и, следовательно, для поул-позиции. Остальные стартовые места будут определены на оставшихся сессиях в пятницу и субботу утром. Это было сделано для того, чтобы побудить зрителей приходить и смотреть каждую сессию, но эта идея оказалась непопулярной среди гонщиков. Фанхио показал лучшее время, опередив Аскари и Мосса, чтобы они могли расслабиться и использовать оставшиеся сессии, чтобы опробовать настройки машины для гонки. На старте гонки Фанхио удерживал лидерство, но Аскари отступил. Мосс занял второе место после нескольких кругов и медленно приближался к своему товарищу по команде, идущему впереди. После того, как два гонщика позади Мосса вышли из ямы, Аскари остался на одиноком третьем месте, пока на половине дистанции Фанхио не остановился на трассе из-за сломанной трансмиссии. и на 81-м круге у Мосса взорвался двигатель. Аскари неожиданно вырвался вперед в гонке, но всего через несколько секунд разбился на выходе из шиканы гавани и рухнул в воду. Ему посчастливилось отделаться лишь порезом на носу. Морис Трентиньян одержал победу за Ferrari, первую в своей карьере, опередив Эудженио Кастеллотти из Lancia и Чезаре Пердису на Жана Беры . Maserati [17]
Индианаполис 500 был включен в чемпионат Формулы-1, но пилоты Формулы-1 на нем не присутствовали. Боб Свейкерт выиграл гонку.
В чемпионате пилотов Морис Трентиньян ( «Феррари» ) с 11 очками. лидировал очков, опередив Хуана Мануэля Фанхио ( Мерседес ) с 10 и Боба Свейкерта ( Куртис Крафт ) с 8. Свейкерт не участвовал ни в каких других раундах.
Раунды с 4 по 6
[ редактировать ]Через четыре дня после Гран-при Монако двукратный чемпион мира Альберто Аскари трагически погиб во время тестовой сессии в Монце . Еще больше обремененная финансовыми проблемами, команда Lancia осталась с двумя машинами и всего одним водителем. Вскоре все активы будут объединены в команду Ferrari , но это не помешало Эудженио Кастеллотти завоевать свой первый в карьере поул-позицию на Гран-при Бельгии . Автомобили Mercedes Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса стартовали рядом с ним в первом ряду. Лидер чемпионата Морис Трентиньян стартовал одиннадцатым из тринадцати. На старте Фанхио и Мосс быстро вырвались вперед и ни разу не оглянулись. Кастеллотти сошел с дистанции на 16-м круге, позволив чемпиону мира 1950 года Нино Фарине финишировать третьим за Ferrari. [18]
11 июня «24 часа Ле-Мана» прошли , в которых приняли участие многие пилоты Формулы-1. Во время гонки Пьер Левег врезался в зрительскую зону, убив 83 человека и ранив не менее 120 человек. Это привело к тому, что FIA отложила Гран-при Франции . [12] Однако Гран-при Голландии был следующим в чемпионате Формулы-1 и прошел спокойно. Mercedes удалось занять первый ряд вместе с Фанхио, Моссом и Карлом Клингом . На старте Луиджи Муссо вывел свой Maserati на вторую позицию, но Мосс его опередил. Клинг изо всех сил старался не отставать от лидирующей тройки, но на 21 круге вылетел из игры и сошел с дистанции. Фанхио и Мосс забили еще один гол, опередив Муссо на минуту. Это была первая гонка после Гран-при Франции 1950 года , в которой ни одна из машин на подиуме не была оснащена двигателем Ferrari. [19]
На Гран-при Великобритании Стирлинг Мосс забил свою первую в карьере поул-позицию на глазах у родной публики. Фанхио стартовал вторым, Жан Бера за Maserati третьим. Второй ряд заняли еще два «Мерседеса»: Карл Клинг и Пьеро Таруффи . У Фанхио был лучший старт, но Мосс вернул лидерство на третьем круге, его машина установила более низкую максимальную скорость, но лучшее ускорение на выходе из поворотов. Бера сошел с дистанции на 10-м круге, уступив четыре верхние позиции Mercedes, а Фанхио снова оказался впереди. Пару кругов спустя Мосс вернул лидерство, увеличил преимущество до десяти секунд и установил новый рекорд круга. Не привыкший к тому, что за ним стоит лидер команды, Мосс оглянулся на последний круг и заколебался. Но Фанхио отстает, отставая на две десятых, оставляя герою хозяев одержать победу. [20]
В чемпионате пилотов Хуан Мануэль Фанхио ( Мерседес ) лидировал с 33 очками, опередив Стирлинга Мосса (Мерседес) с 22 и Мориса Трентиньяна ( Феррари ) с 11 очками. точки. После Гран-при Великобритании Гран-при Германии , Швейцарии , Франции и Испании были отменены из-за катастрофы в Ле-Мане 1955 года . В результате в чемпионате осталась всего одна гонка, и титул фактически был передан Фанхио.
Раунд 7
[ редактировать ]Гран -при Италии проходил на трассе Монцы протяженностью 10 км (6,2 мили), включая новый крутой вираж . Нино Фарина разбился на тренировке, когда его заднее колесо лопнуло под нагрузкой в повороте и палящим солнцем. Он не пострадал, но его Ferrari, , управляемая Lancia была списана, и хотя в воскресенье было значительно прохладнее, другую Lancia сняли в качестве меры предосторожности. Как и в Зандворте , Mercedes-Benz в Формуле-1#Mercedes занимал первый ряд в порядке Фанхио , Мосса , Клинга . Мосс лидировал на старте, но уступил лидеру своей аргентинской команды еще до того, как был пройден первый круг. Четвертый «Мерседес» Таруффи поднялся с девятого на четвертое место, команда повторила свой марафон из прошлой гонки. Однако на 19-м круге Мосс потребовал новое лобовое стекло , а затем сошел с дистанции на 28-м круге, когда у него двигатель заглох . У Клинга сломалась коробка передач, и он тоже сошел с дистанции, оставив немецкую команду обеспокоенной, но Фанхио и Таруффи завершили гонку без проблем, забив еще один Mercedes со счетом 1–2, опередив Эудженио Кастеллотти. для Феррари. [21]
Хуан Мануэль Фанхио ( Мерседес ) набрал 40 очков и выиграл свой третий чемпионат пилотов, второй подряд. Товарищ по команде Стирлинг Мосс был вторым с 23 очками, а Эудженио Кастеллотти третьим с 12. Mercedes покинул Формулу-1 после этого сезона, что стало последней гонкой до возрождения команды в 2010 году , их последней победой до Гран-при Китая 2012 года и окончательным чемпионским титулом до 2014 года. .
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]Очки были присуждены пяти лучшим финишерам в классификации, а дополнительное очко присуждалось за установление самого быстрого круга, независимо от финишной позиции или даже классификации. Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. Совместные поездки приводят к получению общих очков для каждого гонщика, если он финишировал на позиции, набирающей очки. Если более одного гонщика установили одинаковое лучшее время круга, самое быстрое время круга будет разделено поровну между гонщиками. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | Флорида |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [22] |
|
|
- Курсивом обозначен самый быстрый круг (присуждается 1 очко – очко делится поровну между гонщиками, проехавшими самый быстрый круг)
- Жирным шрифтом обозначена поул-позиция.
- † = Автомобиль, которым управляют более одного водителя
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1955 году были проведены и другие гонки Формулы-1, которые не засчитывались в чемпионат мира.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Индианаполис 500 также засчитывался в сезон автомобилей чемпионата AAA 1955 года и проводился для автомобилей чемпионата AAA , но не соответствовал правилам Формулы-1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1955 года» . Formula1.com . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Гольдштейн, Ричард (7 июля 2004 г.) Роджер Уорд, 83 года, двукратный победитель гонки Индианаполис 500 (некролог). Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ «Альберто Аскари – Биография» . История Гран-при . 10 августа 2008 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Величайшие гонщики Формулы-1. Номер 11: Альберто Аскари» . Би-би-си Спорт . 17 июля 2012 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Альберто Аскари | Формула 1®» . Формула 1 . 2018 . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Смолл, Стив (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 243. ИСБН 0851127029 .
- ^ «Гран-при Италии, отчет о гонке 1955 года – Энциклопедия Гран-при – История Формулы-1» . Grandprix.com . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Питер Коллинз | | Профиль пилота F1 | ESPN.co.uk» . En.espn.co.uk. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Хронология Формулы-1» . atlasf1.autosport.com . Проверено 27 июня 2007 г.
- ^ «Лянча Д50» . ddavid.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 года . Проверено 27 июня 2007 г.
- ^ Сперринг, Квентин (2011). Ле-Ман: официальная история величайшей в мире автогонки 1949–59 годов . Спаркфорд: Издательство Haynes. п. 225. ИСБН 9781844255375 .
- ^ Перейти обратно: а б «Самые важные вопросы | Архив журнала Motor Sport Magazine» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Автокар» . Автокар . 22 апреля 1955 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Ланг, Майк (1981). Гран-при! Том 1 . Издательская группа Хейнс. п. 82. ИСБН 0-85429-276-4 .
- ^ «Гран-при Аргентины, 1955 год» . GrandPrix.com . 16 января 1955 года . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ «Гран-при Аргентины Формулы-1 1955 года, улучшенный искусственный интеллект» . Андреа Коломбо . 25 апреля 2020 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (22 мая 1955 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1955 года: Трентиньян побеждает там, где другие терпят поражение» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (7 июля 2014 г.). «Отчет о гонке Гран-при Бельгии 1955 года: доминируют Серебряные стрелы» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Автоспорт (19 июня 1955 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии 1955 года: Mercedes марширует» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Пол Фернли (3 июля 2018 г.). «Победа Стирлинга Мосса на Гран-при Великобритании 1955 года» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (11 сентября 1955 г.). «Отчет о гонке Гран-при Италии 1955 года: Фанхио в третий раз стал чемпионом Формулы-1» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .