Чемпионат мира Формулы-1 1993 года.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Чемпионат мира Формулы-1 1993 года — 47-й сезон Формулы -1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1993 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1993 года, которые проводились одновременно в серии из шестнадцати гонок, которая началась 14 марта и завершилась 7 ноября. Ален Прост выиграл свой четвертый и последний чемпионат среди пилотов . По состоянию на 2023 год это последний чемпионат для французского пилота Формулы-1 .
Кроме того, Прост одержал свою 50-ю победу в Формуле-1 на Гран-при Великобритании , став первым гонщиком, достигшим этого рубежа. Его яростный соперник Айртон Сенна занял второе место в чемпионате, выиграв пять гонок за McLaren - Ford ; в их число входили его домашняя гонка в Бразилии , Гран-при Европы во влажных условиях, [1] и пятый год подряд и шестой раз подряд Гран-при Монако . Товарищ Проста по команде Williams, Дэймон Хилл , одержал свою первую победу в Формуле-1 в Венгрии ; еще две победы дали ему третье место в чемпионате.
В конце сезона Прост ушел из гонок Гран-при, положив конец эпохе, когда он и Сенна в значительной степени доминировали в спорте. Сенна занял место Проста в Williams, но погиб в трех гонках сезона 1994 года.
1993 год ознаменовал расцвет использования электронных технологий в Формуле-1, когда были созданы, пожалуй, самые совершенные и сложные автомобили Формулы-1. Williams FW15C , например, имел с гидравлическим и электронным управлением активную подвеску , гидроусилитель руля , антиблокировочную систему тормозов , электродистанционное управление, контроль тяги , полуавтоматическую коробку передач , которую можно было переключить в полностью автоматический режим . сложная бортовая телеметрия , пневматические пружины клапанов в двигателе и даже система push-to-pass, которая, по крайней мере теоретически, облегчала обгоны. Williams также тестировала бесступенчатую трансмиссию , а Benetton - Ford тестировала систему рулевого управления четырьмя колесами в конце сезона . Почти все автомобили 1993 года имели активную систему подвески, которая поддерживала постоянную высоту дорожного просвета на протяжении всего круга, что делало аэродинамику автомобиля более эффективной и результативной. Многие из этих систем будут запрещены в 1994 году .
Williams – Renault выиграла свой второй подряд Кубок конструкторов в этом году, шестой в целом для Williams.
Водители и конструкторы
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1993 года. Все команды соревновались на шинах Goodyear .
Изменения в команде
[ редактировать ]Мировая рецессия начала 1990-х годов принесла свои плоды: команды Brabham , Andrea Moda и Fondmetal не смогли завершить сезон 1992 года , а March официально отказался от участия в начале 1993 года. Таким образом, на стартовой гонке было всего 13 команд. 1993 года, в Южной Африке .
Швейцарская немецкого команда Sauber была единственной новой командой, появившейся на старте в 1993 году, при широко разрекламированной поддержке Mercedes производителя автомобилей -Benz для команды , который финансировал поставщика двигателей , Ilmor . По указанию Mercedes в дебютном сезоне двигатели получили маркировку «Saubers», а на крышку двигателя автомобиля были помещены наклейки «Concept by Mercedes-Benz».
Джордан перешёл с двигателей Yamaha V12 на новый Hart V10 . Харт возвращался в Формулу-1 после того, как последний раз участвовал в гонках Гран-при в 1986 году .
Произошли многочисленные изменения номеров автомобилей:
- Уильямс использовал цифры 0 и 2 (см. Изменения в драйверах ).
- Бенеттон взял номера 5 и 6, которые Уильямс использовал с 1984 года .
- McLaren заняла номера 7 и 8, освобожденные Брэбэмом, вместо того, чтобы торговаться с Williams, как это было принято до предыдущего сезона. Ранее команда использовала те же цифры в 1978–1984 годах.
- Джордан занял номера 14 и 15, освобожденные Фондметалом.
- Ларрусс взял номера 19 и 20, которые Benetton и его предшественник Тоулман использовали с 1984 года.
- Новая команда Sauber взяла номера 29 и 30, которые Ларрус использовал с 1987 года . Это были теперь самые высокие цифры.
- Номера 16 и 17, освободившиеся к марту, оставались вакантными до 1995 года.
Изменения драйверов
[ редактировать ]В 1993 году произошла серьезная встряска среди гонщиков, особенно среди ведущих команд. По всей стартовой решетке ряд опытных гонщиков ушли на пенсию или перешли в другие серии, и появились новые лица.
- Уильямс завершил подписание контракта с Аленом Простом , который возвращался в спорт после года отсутствия в 1992 году. Хотя Найджел Мэнселл был действующим чемпионом мира , владелец команды Фрэнк Уильямс не гарантировал ему статус гонщика номер 1 в команде после тройного. Чемпион мира Прост, поэтому он решил не оставаться в команде для защиты своего титула и перешел в гонки IndyCar в США с Newman-Haas Racing, чтобы заменить Майкла Андретти , который отправился в Формулу-1 с McLaren . Товарищем Проста по команде будет Дэймон Хилл , сын Грэма Хилла Williams и тест-пилот в 1992 году . Отсутствие действующего чемпиона означало, что Williams не могла использовать номер 1 на своих машинах, поэтому вместо него Хилл использовал номер 0, а Прост использовал номер 2.
- Неопределенность окружала команду McLaren , чей пилот Айртон Сенна не хотел переподписывать контракт на 1993 год, поскольку Honda ушла из спорта, и не ожидалось, что команда будет конкурентоспособна с Ford, двигателями заказанными заказчиком. McLaren подписала контракт с Майклом Андретти , успешным гонщиком IndyCar и сыном 1978 года чемпиона мира Марио Андретти , и Микой Хаккиненом , который произвел впечатление на команду Lotus в 1991 и 1992 годах. Сенна в конечном итоге подписал контракт на основе гонок за гонками, прежде чем подписать контракт на весь сезон. , переведя Хаккинена на должность водителя-испытателя.
- «Бенеттон» сохранил Михаэля Шумахера , но потерял Мартина Брандла , которого заменили после многочисленных стычек и разногласий с менеджером команды Флавио Бриаторе . Второе место в Benetton занял самый опытный гонщик Формулы-1, итальянский ветеран Риккардо Патрезе , который был уволен из Williams после чуть более пяти сезонов с командой, несмотря на то, что в чемпионате 1992 года он занял второе место после Мэнселла.
- В Ferrari сохранили Жана Алези , но Иван Капелли и Никола Ларини разочаровались в 1992 году, и поэтому Герхард Бергер вернулся в команду после трех лет в McLaren. Ларини вернулся к своей прежней роли тест-пилота команды.
- Lotus сохранила Джонни Герберта и взяла на себя Алессандро Занарди , который заменил Хаккинена.
- Тиррелл сохранил Андреа де Сезариса и встретился с японцем Укё Катаямой , перешедшим из Ларрусса .
- Лижье воссоединил британских гонщиков Мартина Брандла и Марка Бланделла : эти двое ранее выступали за Brabham в 1991 году . Это был первый и единственный раз в истории Лижье, когда не было французского гонщика. в составе команды
- Footwork Arrows сразился с британским ветераном Дереком Уорвиком , который вернулся в спорт после двух лет отсутствия за рулем спортивных автомобилей (Jaguar в 1991 году и Peugeot в 1992 году). Уорвик ранее выступал за «Эрроуз» 1987–1989 годах в . Японский гонщик Агури Сузуки остался гонщиком номер два.
- Команда BMS Scuderia Italia перешла с шасси Dallara на шасси Lola и сразилась с Микеле Альборето , пятикратным победителем гонок, последняя победа которого состоялась восемь лет назад, и новичком, итальянцем Лукой Бадоером , международным чемпионом Формулы-3000 1992 года.
- Джордан встретился с молодым дебютантом -бразильцем Рубенсом Баррикелло и экс-пилотом Ferrari Иваном Капелли.
- Ларрус подписал контракт с Филиппом Аллио , вернувшимся в команду после выступления за Ларрусса в 1987–1989 годах, и Эриком Комасом , перешедшим из Лижье.
- Minardi сохранила Кристиана Фиттипальди и взяла на себя Фабрицио Барбаццу .
- В качестве первой пары пилотов Sauber привлекла финна Джей Джей Лехто , перешедшего из BMS Scuderia Italia, и австрийца . Карла Вендлингера , который произвел впечатление в марте 1992 года. Вендлингер также участвовал в программе спортивных автомобилей Sauber-Mercedes до того, как присоединиться к Формуле Один.
В целом, только семь гонщиков, вышедших на стартовую решетку в Южной Африке, были за ту же команду, что и в прошлом году: Айртон Сенна , Михаэль Шумахер , Жан Алези , Джонни Герберт , Андреа де Сезарис , Агури Сузуки и Кристиан Фиттипальди .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- McLaren : после Гран-при Италии ушел Мика Хаккинен с поста тест-пилота и заменил Михаэля Андретти .
- Lotus : когда Алессандро Занарди попал в серьезную аварию на Гран-при Бельгии , его заменил португальский дебютант Педро Лами .
- Гран-при Иордании : после того, как Иван Капелли провёл две гонки, до конца сезона его место заняли ещё четыре гонщика: Тьерри Бутсен (10 гонок), Марко Апичелла (1), тест-пилот Эмануэле Наспетти (1) и, наконец, Эдди Ирвин (2) . ).
- Ларрус : Тошио Сузуки заменил Филиппа Аллио в последних двух гонках.
- «Минарди» : на половине очка в сезоне Фабрицио Барбацца был заменен Пьерлуиджи Мартини , который вернулся в команду в третий раз. Кристиана Фиттипальди заменил Жан-Марк Гунон в последних двух гонках сезона.
Календарь
[ редактировать ]Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Мексики исчез из календаря через семь лет из-за проблем с безопасностью, связанных с очень ухабистой поверхностью автодрома Эрманос Родригес . (Он вернется в 2015 году ).
- Гран -при Азии должно было состояться 4 апреля на трассе Автополис в Японии . Однако планы не осуществились, и гонку отменили. [2]
- вернулось Гран -при Европы В сезоне 1993 года спустя восемь лет в календарь . Оно проходило в Донингтон-парке . [3]
- Гран -при Сан-Марино и Гран-при Испании поменялись местами в календаре, так что испанский этап стал вторым в обычном европейском этапе (не считая запасной гонки в Донингтоне).
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]Для снижения скорости прохождения поворотов в автомобили были внесены различные изменения: [4] [5] [6]
- автомобилей Уменьшение колеи с 2150 мм (7 футов 1 дюйм) до 2000 мм (6 футов 7 дюймов).
- Уменьшение ширины шин : ширина задних шин увеличена с 18 дюймов (457 мм) до 15 дюймов (381 мм).
- Максимальная высота заднего крыла была уменьшена со 100 см (39 дюймов) до 95 см (37 дюймов) при измерении от земли.
- Максимальный свес переднего крыла был уменьшен со 100 см (39 дюймов) до 90 см (35 дюймов).
Также площадь водителя с 80 см. подголовника увеличена 2 (от 12 кв. дюймов) до 400 см 2 (62 кв. дюйма). [6]
Регламент спортивных мероприятий и мероприятий
[ редактировать ]час . ) На тренировках ограничение скорости на пит-лейне было снижено до 50 км/ч (31 миль в [6]
Были приняты строгие меры по сдерживанию толпы, чтобы помешать зрителям выйти на трассу в конце гонки и, конечно же, до этого. [6]
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]После первой гонки сезона в систему квалификации были внесены два изменения :
- В обеих квалификационных сессиях каждому гонщику было разрешено проехать 12 кругов. [7] Так продолжалось до конца сезона 2002 года .
- Первоначально количество автомобилей, допущенных к участию в гонке, было сокращено с 26 до 24. Но чтобы каждая команда могла квалифицировать хотя бы одну машину, команды единогласно согласились увеличить это число до 25. Это означало, что каждый раз одному водителю не разрешили стартовать. Однако перед Гран-при Германии , поскольку эта машина почти всегда была Scuderia Italia , команды единогласно согласились разрешить всем 26 машинам снова пройти квалификацию.
Гонка за гонкой
[ редактировать ]Раунд 1: Южная Африка
[ редактировать ]Сезон начался в Кьялами, где Прост занял поул-позицию, опередив Сенну, занявшую второе место. У Проста был неудачный старт, его обогнали Сенна и Хилл. Хилл развернулся перед Простом и потерял позицию, а Прост пропустил Шумахера на вторую позицию. К концу первого круга Сенна опередил Шумахера.
Прост обогнал Шумахера и занял второе место на 13-м круге. На 18-м круге Прост попытался обогнать Сенну, но Сенна занял внутреннюю линию защиты. Однако на 25-м круге Прост обогнал Сенну и вышел вперед, а Шумахер обогнал Сенну и занял второе место. Вскоре после этого Сенна и Шумахер вышли на пит-стоп, и Сенна вернулся вперед.
Шумахер попытался обогнать Сенну на 40-м круге, но задел машину Сенны и развернулся, сняв его с гонки. Патрезе занимал третью позицию, когда развернулся на 47-м круге, когда Фиттипальди обогнал Лехто. Прост выиграл гонку: Сенна занял второе место, Бланделл - третье, Фиттипальди - четвертое, а Лехто - пятое.
На сегодняшний день это был последний Гран-при Южной Африки.
Раунд 2: Бразилия
[ редактировать ]Бразильская квалификация завершилась выходом Williams в первом ряду: Прост на поуле, а Хилл на втором. Сенна квалифицировался третьим, Шумахер четвертым, а Андретти пятым. Сенна опередил Хилла в начале гонки, поскольку позади него Андретти столкнулся с Бергером после того, как Вендлингер бросил ему вызов. Затем Андретти врезался в барьер, отбросив его прямо над машиной Бергера, оба водителя не пострадали. Это означало, что они оба сошли с дистанции, как и Брандл и Барбаза.
На 4-м круге Патрезе сошел с дистанции из-за неисправности подвески. В то время как Прост увеличивал свое преимущество, Сенна находился под давлением со стороны Хилла, который обогнал его и занял второе место на 11-м круге. На 25-м круге Сенне был назначен штрафной стоп-гоу после обгона бэкмаркера под желтыми флагами, что означало, что он снова вошел в гонку позади. Шумахер. Затем из-за сильного дождя многие гонщики закрутились, а Фиттипальди и Прост сошли с дистанции. Фиттипальди развернулся на 30-м круге, и когда он возвращался на трассу, Прост врезался в него. После аварии выехала машина безопасности, и Хилл лидировал в гонке.
Когда трасса начала высыхать, гонщики остановились, чтобы заменить шины, и во время пит-стопа Шумахера его машина упала с домкрата. Шумахер вернулся в гонку позади Сенны, а Герберт и Бланделл набрали темп. Вскоре после этого Сенна обогнал Хилла и занял первую позицию и начал быстро отрываться. Позади него Шумахер и Алези получили штрафы за обгон под желтым флагом. Шумахер вернулся в гонку пятым, а Алези девятым. Шумахер быстро обогнал Бланделла и Герберта и финишировал третьим. Сенна выиграл свою первую гонку в сезоне, Хилл занял второе место, за ним следовали Шумахер, Герберт, Бланделл и Алессандро Занарди. Шестое место Занарди станет его единственным результатом в Формуле-1.
Раунд 3: Европа
[ редактировать ]После того, как сделка по проведению гонки на недавно построенной трассе Автополис в Японии провалилась, ее заменили Гран-при Европы, который проводился в историческом Донингтон-парке в Лестершире, Великобритания . Автомобили Гран-при с конца 1930-х годов. Уильямс квалифицировался со счетом 1–2 во второй гонке подряд, Прост снова занял поул-позицию. Шумахер занял третье место, Сенна — четвертое, а Вендлингер — пятое. Гонка началась во влажных условиях, когда Шумахер заблокировал Сенну, а это означало, что они оба проиграли время Вендлингеру, который занял третье место. На следующем круге Сенна быстро обогнал четыре машины и стал лидером гонки. Сенна обыграл Шумахера в третьем повороте, Вендлингера на Craner Curves, Хилла на Coppice Corner, а затем на Проста на Melbourne Hairpin.
Позади Сенны Шумахер быстро обогнал Вендлингера, но когда Андретти попытался обогнать Вендлингера, он врезался прямо в него, а это означало, что они оба сошли с дистанции. Эта авария означала, что Андретти сошел с дистанции в третьей гонке подряд из-за повреждений в результате столкновения. Когда трасса начала высыхать, гонщики стали искать сухие шины. Лехто сошел с пятой позиции на 14-м круге из-за проблем с управлением. Бергер поднялся на пятое место, но также сошел на 22-м круге из-за проблем с подвеской. Когда снова начался дождь, гонщики начали искать мокрые шины. Шумахер решил остаться в стороне, но из-за этого решения вылетел из лидера. Когда трасса снова начала высыхать, гонщики снова выехали на пит-стоп, и у Сенны возникли проблемы, что означало потерю двадцати секунд на пит-стопе, и на этот раз Прост вернул лидерство.
Когда дождь снова пошел, «Уильямс» выбрали мокрые шины, а Сенна остался на сухих шинах. Решение Сенны оказалось правильным, поскольку трасса начала быстро высыхать. У Проста возникла проблема в боксах, когда Williams потребовали сухих шин. Это опустило его на четвертую позицию, отстав на целый круг от Сенны. Когда в четвертый раз пошел дождь, Баррикелло сделал пит-стоп, уступив свое второе место Хиллу. Баррикелло быстро сошел с дистанции из-за проблем с давлением топлива. Сенна выиграл гонку (с преимуществом более чем на одну минуту), Хилл занял второе место, а Прост - третье.
Раунд 4: Сан-Марино
[ редактировать ]В Сан-Марино Уильямс занял первые две позиции в таблице, а Прост занял свою четвертую поул-позицию подряд. Шумахер квалифицировался третьим, Сенна четвертым, а Вендлингер пятым. В начале гонки Проста обогнали Хилл и Сенна, Сенна легко обогнал Шумахера. К концу первого круга лидировал Хилл, за ним следовали Сенна, Прост, Шумахер и Вендлингер.
Хилл оторвался, а Прост застрял позади Сенны. Прост обогнал Сенну на 8-м круге и пустился в погоню за Хиллом. Вскоре пришло время пит-стопов: Сенна обогнал Проста. На 17-м круге Прост обогнал Хилла и Сенну, сражаясь с бэкмаркерами. Сенна также опередил Хилла. Вскоре после этого, на 21-м круге, Хилл сошел с дистанции из-за отказа тормозов. По ходу гонки обе машины McLaren сошли с дистанции, Андретти вылетел с пятой позиции на 33-м круге, а десятью кругами позже Сенна сошел с дистанции из-за отказа гидравлики. Алези, которому удалось занять пятую позицию после Андретти, вскоре вылетел из-за отказа сцепления.
Шумахер поднялся на вторую позицию, а Вендлингер не отставал; однако Вендлингер сошел с дистанции на 49-м круге из-за отказа двигателя. Прост выиграл гонку, Шумахер стал вторым, Брандл третьим, Лехто четвертым и Аллиот пятым.
Раунд 5: Испания
[ редактировать ]В Испании Прост снова обошел в квалификации Хилла, занимавшего вторую позицию в таблице. Третьим был Сенна, четвертым — Шумахер, а Патрезе занял пятую позицию. Хилл отлично стартовал в гонке, обогнав своего товарища по команде с поул-позицией. К концу первого круга Хилл уверенно лидировал, за ним следовали Прост, Сенна, Шумахер и Патрезе.
Хилл и Прост к 11-му кругу значительно оторвались и продолжали двигаться вперед по полю во время пит-стопов. Хиллу даже удалось увеличить преимущество над Простом, в то время как Шумахер начал бросать вызов Сенне. Шумахер предпринял попытку обгона Сенны, но вместо этого вылетел с трассы, переехав песчаную ловушку. Он потерял пятнадцать секунд, но это не имело решающего значения для его гоночной позиции. Когда Хилл начал приближаться к Просту, потеряв позицию, Williams Проста начал вести себя странно, и на 41 круге Хилл сошел с дистанции из-за отказа двигателя.
На следующем круге Вендлингер сошел с дистанции из-за проблем с топливной системой. Прост одержал свою третью победу в сезоне, за ним следовали Сенна, Шумахер, Патрезе и Андретти.
Этап 6: Монако
[ редактировать ]На Гран-при Монако Прост снова завоевал поул, но его товарищ по команде Хилл сумел квалифицироваться только на четвертой позиции, не сумев обойти Шумахера на втором месте и Сенну на третьем. Бланделл был вынужден покинуть трассу на Сент-Девоте из-за повреждения подвески на втором Лижье, прежде чем он в конце концов вылетел из строя на 4-м круге, впервые сойдя с дистанции. К концу первого круга положение в передней части стартовой решетки не изменилось: Прост лидировал, Шумахер был вторым, Сенна третьим, Хилл четвертым и Алези пятым.
Вскоре после этого Прост был оштрафован за скачок на старте, и стюарды наложили на него штрафной удар. Он въехал в боксы на 12-м круге, а затем заглох на выезде из боксов. К тому времени, когда он снова выбрался из боксов, он был на семнадцатой позиции и отставал на круг. Шумахер теперь уверенно лидировал и отрывался, поскольку Алези позволил своему товарищу по команде Бергеру обогнать его. К 33-му кругу Шумахер значительно замедлился, а затем сошел с дистанции из-за проблемы с гидравликой в облаке дыма. Однако позади него Прост легко вернулся через поле.
Когда машины начали пит-стоп, порядок лидеров гонки не изменился. Однако Просту теперь удалось занять седьмую позицию. Он занял еще одно место вскоре после того, как Патрез сошел с дистанции на 54-м круге из-за отказа двигателя. Затем Прост обогнал Фиттипальди и занял пятую позицию. Герберт разбился на втором Lotus из-за проблем с коробкой передач, которые преследовали его на протяжении более 20 кругов (впоследствии). На 71-м круге Бергер попытался обогнать Хилла и в итоге вступил в контакт. Хилл быстро вернулся в гонку, но Бергер был вынужден сойти с дистанции. Сенна выиграл свою третью гонку в сезоне, за ним следует Хилл на втором месте, Алези на третьем, Прост на четвертом и Фиттипальди на пятом.
Раунд 7: Канада
[ редактировать ]В единственной североамериканской гонке в Монреале Уильямс квалифицировался первым и вторым, а Прост снова занял поул-позицию. «Бенеттоны» Шумахера и Патрезе заняли третье и четвертое места, а два «Феррари» Бергера и Алези заняли пятое и шестое места. Хилл хорошо стартовал и обыграл Проста с линии, «Бенеттоны» медленно стартовали, и их обогнали Бергер и Сенна (Сенна квалифицировался восьмым). К концу первого круга лидировал Хилл, за ним следовали Прост, Бергер, Сенна и Шумахер.
На втором круге Сенна обогнал Бергера и занял третье место. На 6-м круге Прост опередил Хилла. Вскоре после того, как Шумахер обогнал Бергера, а пять кругов спустя - его товарищ по команде Патрезе. К 15-му кругу лидировал Прост, за ним следовали Хилл, Сенна, Шумахер и Патрезе.
Во время пит-стопов Хилл столкнулся с проблемой, и его темп замедлился, позволив Сенне и Шумахеру обогнать его. Это дало Шумахеру возможность преследовать Сенну и занять вторую позицию. У Сенны, а Шумахер быстро приближался, произошел сбой в электросети, из-за чего ему пришлось сойти с дистанции. Гонку выиграл Прост (отпраздновав свою четвертую победу в сезоне), за ним следовали Шумахер, Хилл, Бергер и Брандл, что стало первой из серии из четырех побед, в которой он дистанцировался от Сенны в борьбе за чемпионство.
8-й тур: Франция
[ редактировать ]На Гран-при Франции собралось огромное количество болельщиков, чтобы увидеть, как французский гонщик Прост завоевал свой восьмой поул подряд. Однако именно Хилл занял поул-позицию, а Прост занял второе место. За «Уильямс» со счетом 1–2 шли два «Лигера» Брандл и Бланделл, а Сенна занял пятую позицию в стартовой решетке. В начале гонки Шумахеру удалось обогнать Алези и занять шестую позицию без изменений в пятерке лучших гонщиков.
Машины Williams оторвались от остальных, а Брандл также оторвался от Бланделла, который не отставал от Сенны и Шумахера. Однако на 21-м круге Бланделл вылетел из-под давления Сенны и был вынужден сойти с дистанции. Во время пит-стопов в середине гонки Прост сумел опередить Хилла, а Сенна и Шумахер сократили отставание от Брандла.
Во время второй серии пит-стопов Прост по-прежнему лидировал, хотя и на две десятых секунды, а Сенна и Шумахер обогнали Лижье из Брандла. Вскоре после этого Шумахер обогнал Сенну в пробке и начал трогаться с места. Прост выиграл гонку, за ним следовали Хилл, Шумахер, Сенна и Брандл.
На данный момент сезона (в середине) Прост лидировал в чемпионате мира с 57 очками. Сенна был вторым с 45 очками. На третьем месте оказался Хилл с 28 очками. Шумахер занял четвертое место с 24 очками, а Брандл оказался на пятом месте с 9 очками. В Кубке конструкторов «Уильямс» легко опередил «Макларен» с 85 очками против 48 у них. «Бенеттон» был третьим с 29 очками, а «Лижье» — четвертым с 15.
Раунд 9: Великобритания
[ редактировать ]Поскольку Найджел Мэнселл ушел из Формулы-1 в прошлом году, британские болельщики в основном болели за Дэймона Хилла, учитывая его хорошее начало сезона. Машины Williams заняли свои обычные позиции на стартовой решетке - 1–2, при этом Прост занял поул-позицию, а Хилл - второе. Его соотечественник Мартин Брандл занял шестое место на стартовой решетке, Патрезе - пятое, Сенна - четвертое, а Шумахер - третье. В начале гонки Хилл сумел опередить Проста, а Сенна опередил Шумахера. С большим энтузиазмом болельщики приветствовали Хилла, который завершил первый круг на первой позиции, за ним следовали Сенна, Прост, Шумахер и Патрезе.
Андретти вылетел в Копсе на первом круге, немедленно завершив гонку, в то время как Хилл увеличивал свое преимущество, а Прост и Шумахер не смогли обогнать Сенну. Просту наконец удалось обогнать на девятом круге, но преимущество Хилла к этому моменту составляло более пяти секунд. На 13-м круге Шумахер обогнал Сенну и занял третье место и быстро оторвался от бразильца. Просту удалось приблизиться к Хиллу, сократив разрыв до трех секунд во время пит-стопов в середине гонки. Вскоре после этого Бадоер сошел с дистанции из-за неисправности электрооборудования, вызвав машину безопасности и сократив трехсекундный разрыв между гонщиками Williams до полного отсутствия. Через два круга после того, как у машины безопасности Хилла взорвался двигатель, из-за чего ему пришлось сойти с дистанции. У британца Брандла на 54-м круге вышла из строя коробка передач.
На последнем круге гонки Сенна третий сезон подряд сошел с дистанции в Сильверстоуне, поскольку в его McLaren закончилось топливо. Прост одержал свою шестую победу в сезоне и пятидесятую в карьере. На втором месте был Шумахер, на третьем Патрезе, на четвертом был Джонни Герберт (один из трех оставшихся британцев в гонке), а Сенна занял пятое место.
Раунд 10: Германия
[ редактировать ]Уильямс занял первый ряд стартовой решетки в Хоккенхайме, а Прост занял поул-позицию. Шумахер занял третье место, за ним следовали Сенна и Бланделл. У Проста неудачный старт: Хилл легко обогнал его, когда погас свет. Сенна также плохо стартовал, развернувшись и отправив его в конец стартовой решетки. Однако он почти сразу же получил место, когда Брандл тоже развернулся на шикане. К концу первого круга лидировал Хилл, за ним следовали Шумахер, Прост, Бланделл и Патрезе.
Прост набрал скорость после неудачного старта, обогнав Шумахера на 6-м круге. К 9-му кругу он был рядом с Хиллом. Однако позади него Бергер попытался обогнать Сузуки, что закончилось столкновением с вылетом Сузуки. Маршалы размахивали желтыми флагами, и Хилл слегка сбавил скорость. Прост увидел возможность и обогнал Хилла в лидерах. Вскоре после этого ему был назначен штраф «стоп-гоу» за обгон в условиях желтого флага, что отправило его вниз по стартовой решетке на пятую позицию, где его ударил сзади Бенеттон из Патрезе. Между тем, Сенна добился хороших успехов в рейтинге после своего поворота в начале.
В отличие от остальных машин на трассе, Сенна и два Williams не выходили на пит-стоп, а это означало, что Хилл опережал Проста на пятнадцать секунд, а Сенна поднялся на седьмое место. Вскоре бразилец обогнал Бергера и занял шестое место, а через три круга Патрезе - пятое. На предпоследнем круге Прост отставал от Хилла на семь секунд, когда его левое заднее колесо прокололо, выбив его из-под контроля и выбив его из гонки. Прост выиграл свою седьмую и последнюю гонку в сезоне. Шумахер финишировал вторым, за ним следовали Бланделл, Сенна и Патрезе.
Раунд 11: Венгрия
[ редактировать ]Прост завоевал поул в Венгрии, за ним последовал его товарищ по команде Хилл. Шумахер занял третье место на стартовой решетке, за ним следовали Сенна и Патрезе. На парадном круге Прост заглох, а это означало, что ему пришлось начинать гонку с конца стартовой решетки. Шумахер неудачно стартовал в гонке, и его быстро обогнали Сенна, Бергер и Патрезе. К концу первого круга лидировал Хилл, за ним следовали Сенна, Бергер, Патрезе и Шумахер.
Шумахер попытался обогнать Патрезе на четвертом круге, но при этом развернулся, отправив его на десятое место. У обеих машин McLaren были проблемы с дроссельной заслонкой, и когда Андретти замедлился перед Шумахером на 16-м круге, он снова развернулся, заставив его опуститься на четырнадцатую позицию, сразу за Простом, который возвращался на поле. На 18-м круге Сенна был вынужден сойти с дистанции из-за проблем с дроссельной заслонкой. Пока машины выезжали из ямы, Шумахер и оба Williams остались в стороне, сокращая разрыв между Хиллом, Простом и Шумахером. К концу круга лидировал Хилл, за ним следовали Патрезе, Прост, Шумахер и Бергер.
Вскоре после этого у Проста начались проблемы с задним крылом, что вынудило его выйти на пит-стоп и вернуться в гонку, отстав на семь кругов. На 23-м круге Алези вылетел, врезался в барьер Армко над гравийной ловушкой и сошел с дистанции, пытаясь обойти бэкмаркеры, а Патрезе пропустил Шумахера мимо него. Это вывело Шумахера на второе место, однако через три круга ему пришлось сойти с дистанции из-за проблем с топливным насосом. Бергер вылетел с третьего места и вернулся в гонку пятым, но быстро обогнал Брандла, а затем Уорвика и вернул себе третье место. Хилл выиграл гонку, это была его первая победа в Формуле-1. Патрез финишировал вторым, за ним следовали Бергер, Уорвик и Брандл.
12 тур: Бельгия
[ редактировать ]Уильямс снова взял сетку 1–2, а Прост снова вылетел из квалификационного Хилла. Шумахер квалифицировался третьим, Алези четвертым, а Сенна пятым. В начале гонки Шумахер снова неудачно стартовал, что позволило Алези и Сенне обогнать его. К концу первого круга лидировал Прост, за ним следовали Хилл, Сенна, Алези и Шумахер.
На 4-м круге Алези был вынужден сойти с дистанции из-за проблем с дисквалификацией, что позволило Шумахеру занять четвертую позицию. Затем он погнался за Сенной и обогнал его на 10-м круге, выйдя на траву, чтобы обойти его. Первая волна пит-стопов не изменила расстановку лидеров: Прост по-прежнему лидировал, за ним следовали Хилл, Шумахер, Сенна и Сузуки. На 15-м круге у Сузуки отказала коробка передач, и ему пришлось сойти с дистанции. У Проста возникли проблемы в боксах во время второй остановки, а это означает, что Сенна и Шумахер вернулись в гонку раньше него.
На 41-м круге Прост побил рекорд круга, преследуя Шумахера, обнаружив, что, поскольку он был быстрее всего на одну десятую секунды, он не мог преследовать двух других, и поэтому ему пришлось довольствоваться третьим. Хилл выиграл гонку, завершив Кубок конструкторов: Шумахер стал вторым, Прост третьим, Сенна четвертым, а Герберт пятым.
Гран-при Бельгии продлился три четверти календаря 1993 года, и Прост лидировал на чемпионате мира с 81 очком. Сенна был вторым с 54 очками, Хилл был третьим с 48 очками, Шумахер был четвертым с 42 очками, а Патрезе был пятым с 18 очками. По итогам этой гонки Williams выиграла Кубок конструкторов с 129 очками, опередив Benetton с 60 и McLaren с 56 очками.
Раунд 13: Италия
[ редактировать ]Как обычно, две машины Williams заняли первые две позиции на стартовой решетке в Монце, а Прост снова вылетел из квалификационного холма. Алези квалифицировался третьим, Сенна четвертым, а Шумахер пятым. Когда погас свет, Алези сумел опередить Хилла, и когда Сенна попытался сделать то же самое, произошел контакт, в результате которого Сенна оказался на девятом месте, а Хилл - на десятом. В середине круга Шумахер занял вторую позицию после Алези, и к концу первого круга лидировал Прост, за ним следовали Шумахер, Алези, Бергер и Герберт.
В конце 8-го круга Прост все еще лидировал, опережая двух своих главных соперников в чемпионате Сенну и Хилла, которым не хватало очков. Когда Сенна пытался занять шестую позицию у Брандла, они столкнулись, и из-за аварии они оба выбыли из гонки. В результате столкновения Хилл поднялся на два места и теперь был шестым. Он завоевал еще два места, когда Джонни Герберт врезался в покрышку на Параболике на 15-м круге, а на следующем круге у Бергера вышла из строя дисквалификация. На 18-м круге он обогнал Алези, а на 22-м круге у Шумахера отказал двигатель. Бланделл также врезался в барьер на Параболике, как и Герберт, и сошел с дистанции из-за прокола правой задней части сразу после ямы на 21-м круге. В результате Хилл оказался на второй позиции, отставая от Проста на пять секунд.
В конце 48-го круга, за пять до конца, Прост все еще опережал Хилла на две секунды и, казалось, был готов закрепить свой четвертый титул чемпиона среди пилотов. Но на 49-м круге у француза отказал двигатель. Это позволило Хиллу одержать третью победу подряд. [8] Алези занял второе место, Андретти - третье, Вендлингер - четвертое, а Патрезе - пятое.
Тур 14: Португалия
[ редактировать ]Две важные новости появились, когда Формула-1 прибыла в Эшторил, Португалия. Сначала Ален Прост объявил, что, проведя всего лишь год в спорте, он уйдет в отставку в конце сезона 1993 года. Во-вторых, Майкл Андретти был уволен из McLaren после очень плохой игры в сезоне (несмотря на его подиум в Италии). Его заменит Мика Хаккинен, тест-пилот команды. Хаккинен останется в команде до выхода на пенсию в 2001 году, спустя девять лет.
Автомобили Williams квалифицировались на своей обычной позиции 1–2, но на этот раз Хилл был на поул-позиции, а Прост - вторым. В своей первой гонке на McLaren Хаккинен квалифицировался третьим, опередив Сенну на четвертом и Алези на пятом. Несмотря на то, что Хилл находился на поул-позиции, он заглох на парадном круге, и ему пришлось начинать гонку с конца стартовой решетки. Когда погас свет, Проста обогнали Алези и два McLarens: Алези опередил Сенну, а Сенна опередил Хаккинена. К концу первого круга лидировал Алези, за ним следовали Сенна, Хаккинен, Прост и Шумахер.
Пятерка лучших держалась близко друг к другу, однако две машины Williams и Шумахера придерживались единой стратегии, в отличие от McLarens и Ferrari. На 20-м круге, когда Алези, Хаккинен и Шумахер находились в боксах, у Сенны взорвался двигатель, из-за чего ему пришлось сойти с дистанции. Алези уступил позицию Хаккинену и Шумахеру во время пит-стопа. В результате Прост опередил Бланделла, Хилла, Хаккинена и Шумахера. Немец обогнал Хаккинена на 25-м круге и начал отрываться. Прост остановился на 29-м круге, однако Шумахер вернулся в гонку впереди него. Когда Хилл остановился, лидировал Шумахер, за ним следовали Прост, Хаккинен, Хилл и Алези.
На 33-м круге Хаккинен врезался в стену на последнем повороте, а на 36-м круге у Бергера отказала дисквалификация. Бланделл вылетел из гонки с шестой позиции на 52-м круге, когда Прост начал атаковать Шумахера. Однако второго места было все, что нужно Просту для победы в чемпионате, поэтому он решил не рисковать. Патрезе хорошо себя чувствовал на пятой позиции, но на 64-м круге он также вылетел из гонки. У Шумахера случился небольшой инцидент, но он продолжил гонку, поэтому смог сохранить лидерство. Шумахер выиграл свою вторую гонку Гран-при (первая была на Гран-при Бельгии годом ранее). Прост финишировал вторым, что сделало его чемпионом мира Формулы-1 1993 года. Хилл финишировал третьим, Алези четвертым, а Вендлингер пятым.
За Гран-при Португалии осталось всего две гонки, и Прост, опередив Сенну на 34 очка, стал чемпионом мира Формулы-1 1993 года (его четвертый чемпионат мира). Однако между Хиллом, Сенной и Шумахером все еще шла борьба за вторую позицию. Хилл был вторым с 62 очками, Сенна третьим с 53, Шумахер четвертым с 52 и Патрезе пятым с 20 очками. Уильямс уже выиграл Кубок конструкторов на Гран-при Бельгии, но снова продолжалась борьба за второе место между Benetton (72 очка) и McLaren (60 очков). Феррари была четвертой с 23 очками.
После этой гонки команда Backmarker Scuderia Italia вышла из Формулы-1. [9]
Раунд 15: Япония
[ редактировать ]Прост занял поул-позицию на трассе Сузука в Японии. Сенна квалифицировался вторым, Хаккинен третьим, Шумахер четвертым и Бергер пятым. К сожалению, Хиллу удалось пройти квалификацию только шестым. В начале гонки Сенне удалось обогнать Проста, а Бергер обогнал Шумахера. Эдди Ирвину (пятому гонщику, занявшему второе место Джордана в том году) удалось обогнать Хилла, а затем и Шумахера. Хилл ненадолго обогнал Шумахера, но немец очень быстро вернул себе место. К концу первого круга лидировал Сенна, за ним следовали Прост, Хаккинен, Бергер и Ирвин. Шумахер обогнал Ирвина на втором круге, а Хилл обогнал его двумя кругами позже.
Затем Шумахер и Хилл приблизились к Бергеру. В конце девятого круга три машины выехали из последней шиканы нос к хвосту, когда Хилл обогнал Шумахера на главной прямой и занял пятую позицию. На 11-м круге Хилл очень хорошо обогнал Бергера на входе в шикану. Бергер занял внутреннюю линию, а Хилл попытался обогнать внешнюю, но был вынужден отказаться от движения. Шумахер, оставшийся внутри, не смог вовремя остановиться и в итоге задел правое заднее колесо Хилла, повредив его левую переднюю подвеску, что привело к его сходу с гонки. Хилл вышел из аварии невредимым и сумел отыграть место на следующем круге, когда Бергер вышел из ямы.
Когда Сенна вышел из ямы, Прост вышел вперед. Вскоре после этого пошел дождь, что стало большим преимуществом для Проста и тех гонщиков, которые не ездили на пит-стоп, поскольку им нужно было сделать всего на одну остановку меньше. Сенна начал догонять Проста, когда трасса стала мокрой, а на 21 круге, когда дождь усилился, Сенна обогнал француза на подъезде к Spoon Curve. К концу круга преимущество Сенны составляло более двух секунд, и пара столкнулась с пит-стопами из-за мокрых шин. Сенна быстро оторвался, и к 27-му кругу его преимущество составило более тридцати секунд. Затем Прост покинул трассу на первом повороте, но смог вернуться в гонку позади Сенны, отстав на один круг. Не сумев обойти Хилла, Сенна был повторно обойден Ирвином, который уже прошел круг, но преследовал Хилла за четвертую позицию. Ирвин, который также все еще был на мокрой дороге, бросил вызов Хиллу, входя в первый поворот, но не смог завершить ход, пока пара задерживала Сенну. Сенна отставал от пары на пятнадцать секунд после того, как пробился вперед. В конце 42-го круга и Сенна, и Прост выступили за Сликса, и преимущество Сенны снова увеличилось до двадцати четырех секунд.
Позади Баррикелло обогнал Ирвина во время остановки из-за мокрых шин. На 41-м круге у Бергера отказал двигатель, в результате чего он сошел с дистанции. За четыре круга до финиша и борьбу с Уориком за шестую позицию Ирвин врезался ему в спину, вынудив Уорвика сойти с дистанции. Ирвину удалось продолжить гонку и набрать очко в своей первой гонке. Его дебют был немного омрачен событиями встречи после гонки, когда он и Сенна обменялись резкими словами, а Сенна ударил его. Сенна выиграл гонку, за ним Прост на втором месте, Хаккинен на третьем, что было его первым подиумом, Хилл на четвертом, пятое место Баррикелло на тот момент было лучшим в его карьере, а Ирвин финишировал шестым в своей дебютной гонке Формулы-1.
Раунд 16: Австралия
[ редактировать ]Последняя гонка сезона 1993 года прошла в Аделаиде, Южная Австралия. Если бы Williams заняли поул в этой гонке, они бы были на поуле весь сезон, однако в Аделаиде именно Сенна начал гонку с поула. Прост был вторым на стартовой решетке, Хилл третьим, Шумахер четвертым, а Хаккинен пятым. К началу гонки четверка лучших оставалась в том же порядке, однако Бергер обогнал Хаккинена и занял пятую позицию.
В то время как Сенна начал немного отходить, Уильямс и Шумахер оставались близко друг к другу. Шумахер обогнал Хилла на 8-м круге, а затем приступил к обгону Проста. Ему пришлось выйти на пит-стоп раньше, на 15-м круге, и он вернулся четвертым. Однако пять кругов спустя у него отказал двигатель. Во время первой серии пит-стопов Хаккинен был медленным, а Алези и Брандлу удалось его опередить. Через девять кругов после того, как Шумахер сошел с дистанции из-за отказа двигателя, Хаккинен был вынужден сделать то же самое.
Во время второй серии пит-стопов Сенна сохранил свое десятисекундное преимущество, в то время как Алези сумел опередить Бергера, а Патрезе обогнал Брандла. На 61-м круге Хилл попытался неожиданно обогнать Проста и занять второе место. Однако, когда Прост подошел, чтобы заблокировать его, Хиллу пришлось отступить и в итоге развернуться, теряя время, но не свою позицию. Патрезе должен был финишировать шестым в своей 256-й и последней гонке, но на последнем круге у него упало давление топлива. Сенна выиграл последнюю гонку сезона, а Прост финишировал вторым в своей последней гонке Формулы-1. Хилл финишировал третьим, за ним следовал Алези четвертым и Бергер пятым.
В конце сезона Прост завершил свое годичное возвращение в Формулу-1, выиграв чемпионат мира и набрав 99 очков за карьеру. Его соперник Сенна финишировал вторым с 73 очками. Третьим стал Хилл с 69 очками. Четвертым стал Шумахер с 52 очками. Пятое место в чемпионате досталось Патрезе, заработавшему 20 очков. Уильямс доминировал в Кубке конструкторов на протяжении всего года, заняв первое место с 168 очками. Это вдвое больше очков, чем у McLaren, занявшего второе место.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система начисления очков
[ редактировать ]Очки были начислены шести лучшим финишерам в каждой гонке следующим образом:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]Очки рассчитываются как сумма очков гонщиков каждой команды.
Поз. | Конструктор | Нет. | ЮАР | ХОРОШИЙ | евро | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | Япония | ИЗ | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Уильямс — Рено | 0 | Верно | 2 | 2 | Верно | Верно | 2 | 3 | 2 П | Верно Ф | 15 † | 1 | 1 | 1 Ф | 3 П Ф | 4 | 3 Ф | 168 |
2 | 1 П Ф | Верно П | 3 П | 1 П Ф | 1 П | 4 П Ф | 1 П | 1 | 1 П | 1 П | 12 П Ф | 3 П Ф | 12 П † | 2 | 2 П Ф | 2 | |||
2 | Макларен - Форд | 7 | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 8 | 14 | 6 | Верно | Верно | Верно | 8 | 3 | Верно | 3 | Верно | 84 |
8 | 2 | 1 | 1 Ф | Верно | 2 | 1 | 18 † | 4 | 5 † | 4 | Верно | 4 | Верно | Верно | 1 | 1 П | |||
3 | Бенеттон - Форд | 5 | Верно | 3 Ф | Верно | 2 | 3 Ф | Верно | 2 Ф | 3 Ф | 2 | 2 Ф | Верно | 2 | Верно | 1 | Верно | Верно | 72 |
6 | Верно | Верно | 5 | Верно | 4 | Верно | Верно | 10 | 3 | 5 | 2 | 6 | 5 | 16 † | Верно | 8 † | |||
4 | Феррари | 27 | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | Верно | 9 | 7 | Верно | Верно | 2 | 4 | Верно | 4 | 28 |
28 | 6 † | Верно | Верно | Верно | 6 | 14 † | 4 | 14 | Верно | 6 | 3 | 10 † | Верно | Верно | Верно | 5 | |||
5 | Лижье - Рено | 25 | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | 6 | 5 | 5 | 14 † | 8 | 5 | 7 | Верно | 6 | 9 | 6 | 23 |
26 | 3 | 5 | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | 7 | 3 | 7 | 11 † | Верно | Верно | 7 | 9 | |||
6 | Лотос - Форд | 11 | Верно | 6 | 8 | Верно | 14 † | 7 | 11 | Верно | Верно | Верно | Верно | DNQ | 11 † | Верно | 13 † | Верно | 12 |
12 | Верно | 4 | 4 | 8 † | Верно | Верно | 10 | Верно | 4 | 10 | Верно | 5 | Верно | Верно | 11 | Верно | |||
7 | Чистый | 29 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 6 | Верно | Верно | 9 | 6 | Верно | 4 | 5 | Верно | 15 † | 12 |
30 | 5 | Верно | Верно | 4 † | Верно | Верно | 7 | Верно | 8 | Верно | Верно | 9 | Верно | 7 | 8 | Верно | |||
8 | Минарди - Форд | 23 | 4 | Верно | 7 | Верно | 8 | 5 | 9 | 8 | 12 † | 11 | Верно | Верно | 8 | 9 | Верно | Верно | 7 |
24 | Верно | Верно | 6 | 6 | Верно | 11 | Верно | Верно | Верно | 14 | Верно | Верно | 7 | 8 | 10 | Верно | |||
9 | Работа ног - Муген-Хонда | 9 | 7 † | 9 | Верно | Верно | 13 | Верно | 16 | 13 | 6 | 17 | 4 | Верно | Верно | 15 † | 14 † | 10 | 4 |
10 | Верно | Верно | Верно | 9 | 10 | Верно | 13 | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | |||
10 | Ларрусс - Ламборгини | 19 | Верно | 7 | Верно | 5 | Верно | 12 | Верно | 9 | 11 | 12 | 8 | 12 | 9 | 10 | 12 | 14 | 3 |
20 | Верно | 10 | 9 | Верно | 9 | Верно | 8 | 16 † | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | 11 | Верно | 12 | |||
11 | Джордан - Харт | 14 | Верно | Верно | 10 † | Верно | 12 | 9 | Верно | 7 | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 5 | 11 | 3 |
15 | Верно | DNQ | Верно | Верно | 11 | Верно | 12 | 11 | Верно | 13 | 9 | Верно | Верно | Верно | 6 | Верно | |||
— | Лола - Феррари | 21 | Верно | 11 | 11 | DNQ | DNQ | Верно | DNQ | DNQ | DNQ | 16 | Верно | 14 | Верно | Верно | 0 | ||
22 | Верно | 12 | DNQ | 7 | Верно | DNQ | 15 | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 10 | 14 | |||||
— | Тиррелл - Ямаха | 3 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 17 | Верно | 13 | Верно | 10 | 15 | 14 | Верно | Верно | Верно | 0 |
4 | Верно | Верно | Верно | Верно | ДСК | 10 | Верно | 15 | Северная Каролина | Верно | 11 | Верно | 13 | 12 | Верно | 13 | |||
Поз. | Конструктор | Нет. | ЮАР | ХОРОШИЙ | евро | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | Япония | ИЗ | Очки |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Результаты соревнований, не относящихся к чемпионату
[ редактировать ]Сезон 1993 года также включал в себя одно соревнование, которое не засчитывалось в чемпионат мира, - Кубок Формулы-1 в помещении на автосалоне в Болонье .
Название расы | Место проведения | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Кубок Формулы-1 в помещении | Болонский автосалон | 4–5 декабря | Рубенс Баррикелло | Иордания | Отчет |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ С уходом действующего чемпиона Найджела Мэнселла автомобиль номер 1 не был присвоен; Дэймон Хилл бежал под номером 0.
- ↑ Несмотря на то, что мартовская команда была в списке участников, она не участвовала ни в каких гонках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллантайн, Кейт (11 апреля 2013 г.). «Сегодня в 1993 году: последняя великая гонка Сенны в Донингтоне» . F1 Фанатик . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 36.
- ^ Дэвид Хэйхо, Формула 1: Знания – 2-е издание, 2021 г., стр. 36.
- ^ «Изменения в Техническом регламенте Формулы 1 на 1998 год» « . grandprix.com. 6 января 1997 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 20 октября 2014 года .
- ^ Танака, Хиромаса. «Переход регулирования и технологий в Формуле-1» (PDF) . Технический обзор исследований и разработок Honda 2009 : 8 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Правила и статистика Формулы-1 1990-1999» . F1 Технический . Январь 2009 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Хилтон, Кристофер, Айртон Сенна: Вся история (Haynes Publishing, 2004). ISBN 978-1-84425-096-7
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1993 года» . Formula1.com . 2014. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Ньюболд, Джеймс (10 января 2021 г.). «В защиту Луки Бадоера» . Автоспорт . Проверено 10 января 2021 г.