Гран-при Австралии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
Трасса Альберт-Парк (2022 – настоящее время) | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 87 |
Впервые проведен | 1928 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Длина цепи | 5,278 км (3,280 миль) |
Длина гонки | 306,124 км (190,216 миль) |
Круги | 58 |
Последняя гонка ( 2024 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Австралии — ежегодное соревнование по автогонкам, которое по контракту будет принимать Формулу-1 до 2035 года. [1] использовалось 23 различных объекта Гран-при, одно из старейших сохранившихся соревнований по автоспорту, проводимых в Австралии, часто менялось: с момента его первого проведения на острове Филлип в 1928 году . Гонка стала частью чемпионата мира Формулы-1 в 1985 году . С 1996 года он проводится на трассе Альберт-Парк в Мельбурне , за исключением 2020 и 2021 годов, когда гонки были отменены из-за пандемии COVID-19 . [2] До этого он проходил в Аделаиде . [3]
История
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]
В то время как соревнование под названием Гран-при Австралии проводилось в 1927 году на травяном ипподроме Гоулберн и проводилось в виде серии спринтов. [4] Принято считать, что Гран-при Австралии начался как гонка на 100 миль, проходившая на трассе острова Филлип в 1928 году. [5] Первую гонку выиграл Артур Уэйт , который был фактически поддержан Austin Motor Company в модифицированном Austin 7 . В течение восьми лет гонки, впервые получившие название Гран-при Австралии в 1929 году , продолжались на прямоугольной грунтовой дороге. Бугатти лидировал по результатам, одержав четыре победы подряд с 1929 по 1932 год. Последняя гонка на острове Филлип состоялась в 1935 году, и срок действия титула истек через три года. Мероприятие в стиле AGP было проведено в День подарков 1936 года в южноавстралийском городе Виктор-Харбор в честь столетия Гран-при Южной Австралии. [6] до того, как титул Гран-при Австралии был возрожден в 1938 году в связи с торжественным открытием одной из самых известных гоночных трасс в мире, Маунт-Панорама, недалеко от полусельского города Батерст . Только что завершившаяся, а до закрытия трассы остался еще год, гонку выиграл англичанин Питер Уайтхед, участвовавший в новой voiturette ERA B-Type, которая была слишком быстрой для местной техники. [7] Еще одна гонка была проведена на трассе Лобетал недалеко от южно-австралийского города Лобетал в 1939 году , до того, как страна погрузилась во Вторую мировую войну .
Послевоенный
[ редактировать ]Ранние послевоенные гонки
[ редактировать ]В послевоенную эпоху гонки были редкими: участники использовали довоенные автомобили, запасы которых были собраны вокруг нормирования топлива и шин. Mount Panorama провела первый послевоенный Гран-при в 1947 году , положив начало системе ротации между австралийскими штатами. [8] по инициативе Австралийской автомобильной ассоциации . [9] Смесь урезанных серийных спортивных автомобилей и австралийских «специальных автомобилей» должна была одержать победы, поскольку гонка проходила по временно переоборудованным аэродромным трассам и уличным трассам, таким как Пойнт-Кук , Лейберн , Нуриотпа и Наррогин, прежде, чем гонки вернулись на Маунт-Панорама в 1952 году. Путь в будущее был указан Дугом Уайтфордом, на недавно импортированном Talbot-Lago автомобиле Формулы-1 который одержал победу . Техника Гран-при уже просочилась в виде старых Maserati , OSCA и меньших Coopers , но еще не доказала свое превосходство над автомобилями местной разработки. Приближался конец австралийских «специальных автомобилей», но великолепная серия специальных автомобилей на базе Maybach , которой энергично руководил Стэн Джонс, давала многим надежды на следующие несколько лет.
Лекс Дэвисон , который в течение нескольких лет экспериментировал с двигателями спортивных автомобилей на меньшем шасси Формулы 2 , одержал свою первую из четырех побед на с двигателем Jaguar Формуле 2 HWM в 1954 году , а годом ранее Уайтфорд выиграл свой третий и последний Гран-при в гонке Формулы 2. Впервые гоночные автомобили прогремели по улицам, окружающим озеро Альберт-Парк во внутреннем Мельбурне . Эта трасса, которая в течение четырех коротких лет давала Австралии возможность ощутить величие гонок Гран-при Европы, 40 лет спустя была сильно модифицирована и использовалась для проведения Гран-при Австралии 1996 года в качестве современного места проведения чемпионата мира Формулы-1. Джек Брэбэм одержал свою первую из трех побед AGP в 1955 году на короткой трассе Порт-Уэйкфилд в Южной Австралии . Гонка примечательна тем, что Брэбэм управлял автомобилем Bristol с двигателем Cooper T40 , первым автомобилем с задним расположением двигателя, выигравшим Гран-при.
Гран-при вернулся в Альберт-парк в 1956 году в Мельбурне , в год Олимпийских игр , чтобы принять группу европейских команд во главе со Стирлингом Моссом и заводской гоночной командой Maserati , которая привезла с собой парк 250F автомобилей Гран-при и спортивных гоночных автомобилей 300S . Мосс выиграл Гран-при у своего товарища по команде Maserati Жана Бера . Эта гонка 1956 года станет вдохновением для следующей великой эпохи Гран-при. [10]
Тасман Формула
[ редактировать ]Растущее влияние инженеров-пилотов Джека Брэбэма и появившегося на пару лет позади него новозеландца Брюса Макларена изменило гонку. Брэбэм, который впервые выиграл Гран-при в 1955 году на Cooper T40 Bristol, который он привез домой из своего первого выступления в английских гонках, [11] будет тестировать новые разработки для Купера во время европейской зимы, начав поток техники Cooper-Climax Grand Prix в Австралию и Новую Зеландию, прежде чем Брэбэм начал строить свои собственные автомобили , а также появление шасси Lotus, окончательно убив австралийца. «специальные». Поскольку европейская Формула-1 была ограничена правилами объемом 1,5 литра, а большие мощные 2,5-литровые австралийские автомобили были чрезвычайно привлекательны для европейских команд, и когда команда Гран-при BRM совершила поездку по Австралии летом 1962 года, зародыш вырос, который стал серией Tasman Series .
Лучшие европейские команды и гонщики Формулы-1 участвовали в европейских зимних гонках в Австралии и Новой Зеландии с 1963 по 1969 год , приняв золотой век гонок в регионе, для которого Гран-при Австралии (и Гран-при Новой Зеландии ) стали жемчужинами чемпионата. лето. Популярность формул Tasman была прямой причиной «возвращения к власти» в Формуле-1 в 1966 году, и годы, потраченные на разработку вместе с Repco V8 на базе Oldsmobile автомобилей Brabham и, в конечном итоге, моделей Repco в серии Tasman, дали Джеку Брэбэму возможность неожиданно доминировать. Формула-1 на своих Brabhams с готовым проверенным легким автомобилем, заставившим Ferrari и британских «гаражистов» бороться со своими тяжелыми, технически хрупкими или маломощными машинами до появления Lotus-Cosworth в 1967 году.
Все звезды Формулы-1 той эпохи посетили Тасманскую серию, в том числе чемпионы мира Джим Кларк , Джон Сёртиз , Фил Хилл , Джеки Стюарт , Грэм Хилл и Йохен Риндт , а также другие постоянные участники Формулы-1 Тимми Майер , Педро Родригес , Пирс Кураж , ведущие команды из Cooper, Lotus, Lola, BRM, даже полноприводный Ferguson P99 и, наконец, Ferrari , участвующая в гонках против местных звезд Джека Брэбэма , Брюса Макларена , Денни Халма , Криса Эймона , Фрэнка Гарднера , Фрэнка Матича , Лео Геохегана и Кевина Бартлетта . Брэбэм трижды выигрывал Гран-при, дважды Макларен, дважды Кларк, вторая была его последней крупной победой перед безвременной кончиной, выиграв весьма зрелищную битву с Крисом Эймоном на Гран-при Австралии 1968 года на гоночной трассе Сэндаун . Грэм Хилл выиграл гонку 1966 года , а Амон выиграл финальную гонку формул Тасмана в 1969 году, опередив домашнего товарища по команде Ferrari Дерека Белла с доминирующим счетом 1–2 на Lakeside Raceway .
Формула 5000
[ редактировать ]К концу десятилетия европейские команды все больше неохотно принимали участие в серии Tasman Series из-за более длительных домашних сезонов, а также из-за необходимости разрабатывать 2,5-литровые версии своих 3,0-литровых двигателей Формулы-1. Количество местных автомобилей Tasman также приходило в упадок, и после того, как первоначально 2,0-литровая версия Tasman была выбрана в качестве будущего Гран-при Австралии, подавляющая поддержка уже хорошо зарекомендовавшей себя Формулы 5000 увидела силу естественного отбора со стороны CAMS . [12]
В первой половине 1970-х годов Тасманская серия продолжалась как локальная серия, в первую очередь для гонщиков Формулы 5000, но к 1976 году австралийская и новозеландская ноги сломались, и Гран-при Австралии отделился от остатков и стал отдельной гонкой. еще раз. В эту эпоху бывшие звезды Тасмана, Матич, Геохеган и Бартлетт продолжили свою деятельность, поскольку появилось новое поколение водителей, некоторые из которых, такие как Гарри Купер ( Элфин ) и Грэм Макрей, разрабатывали свои собственные автомобили, а другие, такие как Макс Стюарт , Джон МакКормак и Альфредо Костанцо. на автомобилях европейского производства, в основном Lolas . Матич выиграл два Гран-при на своих машинах, прежде чем Стюарт и Макрей одержали по паре побед. К концу 1970-х годов гонка снова стала домом для вернувшихся европейских антиподов, таких как Алан Джонс и Ларри Перкинс, причем Уорвик Браун выиграл гонку 1977 года, а в 1976 году автогонщик Джон Госс совершил замечательный дубль, став единственным гонщиком. выиграть Гран-при и Батерст 1000 автогонки на туристических автомобилях .
Колдер Парк
[ редактировать ]Спад экономики и доминирование на местной арене туристических автомобилей группы C во второй половине 1970-х годов привели к тому, что Формула 5000 постепенно вышла из моды. К 1980 году решение о замене снова стало неизбежным; однако появление Алана Джонса в Формуле-1 позволило предпринимателю Бобу Джейну воспользоваться возможностью вернуть Формулу-1 в качестве Формулы Гран-при. На мероприятии 1980 года, проходившем на гоночной трассе Jane's Calder Park Raceway, объединенное поле Формулы-1 и Формулы 5000 было дополнено австралийской версией автомобилей Formula Atlantic , Formula Pacific. [13] Недавно коронованный чемпион мира, Джонс обогнал соперника на своем Williams - Ford , но в нем приняли участие только две машины Формулы-1 (вторая - Alfa Romeo 179, управляемая Бруно Джакомелли ).
Продолжающийся распад F5000 привел к тому, что Джейн сосредоточила следующие четыре Гран-при на Формуле Pacific (позже переименованной в Formula Mondial). [14] ) и импортировать пилотов Формулы-1 для гонок с местными жителями на полях, почти полностью состоящих из Ralt RT4. Бразилец Роберто Морено доминировал в эту эпоху, выиграв три из четырех гонок, уступив только гонку 1982 года будущему четырехкратному чемпиону мира Алену Просту .
Попытка Джейн провести чемпионат мира в Колдер-Парке в конечном итоге провалилась, как и заявка другой трассы Мельбурна, Сэндаун (хотя Сэндаун смог провести этап чемпионата мира по спортивным автомобилям на своей модернизированной трассе в 1984 году ). Как оказалось, Формула-1 могла бы соблазниться покинуть Мельбурн гораздо более привлекательным вариантом. [15] но в календаре Формулы-1 1982 года она была указана как резервная гонка. [16]
Формула-1
[ редактировать ]Аделаида (1985–1995)
[ редактировать ]
Гран-при Австралии стал этапом чемпионата мира Формулы-1 FIA в 1985 году, когда последняя гонка сезона проводилась на уличной трассе в Аделаиде . Трасса Adelaide Street Circuit , на которой прошла последняя гонка Формулы-1 в 1995 году , была известна как сложная, требовательная и непростая трасса, на которой часто происходили гонки на истощение, и все это мероприятие пользовалось большой популярностью среди гонщиков, команд и болельщиков. Всякий раз, когда команды приезжали в Аделаиду, они наслаждались атмосферой вечеринки. [17]
Первым Гран-при Австралии, включенным в чемпионат мира Формулы-1, стал также 50-й AGP. На новой трассе Adelaide Street Circuit протяженностью 3,78 км бразилец Айртон Сенна завоевал поул со временем 1:19,843 на своем Lotus - Renault . Сама гонка представляла собой битву между Сенной и финкой Кеке Росберг, управлявшей Williams - Honda в последний раз . Последняя гонка сезона 1985 года , проходившая в крайне жарких условиях, завершилась в двухчасовом лимите, хотя все запланированные 82 круга были пройдены. Росберг в конечном итоге одержал победу, финишировав на 43 секунды впереди Лижье - Рено французов Жака Лаффита и Филиппа Штрайфа, которые фактически столкнулись на шпильке в конце Брэбэм-Стрит, оставив всего один круг до финиша, когда Штрайфф попытался выполнить обгон, в результате чего его машина пострадала. сломанная подвеска, хотя и не настолько плохая, чтобы стать причиной выхода на пенсию. Трехкратный чемпион мира австриец Ники Лауда провел свою последнюю гонку Формулы-1 на этом мероприятии. Стартовав на своем McLaren 16-м , он вырвался в лидеры к 57-му кругу, но из-за отсутствия тормозов он врезался в стену, что стало печальным концом его карьеры в Формуле-1. У Австралии был свой гонщик в гонке с 1980 года Чемпион мира Алан Джонс за рулем Лолы - Харта . Джонс, стартовавший 19-м, застопорился на старте, но к 20-му кругу пробился на шестое место, прежде чем сошел с дистанции позже на круге из-за неисправности электрооборудования. Соревнование 1986 года представляло собой трехстороннюю гонку на звание чемпиона среди водителей. британец Найджел Мэнселл и бразилец Нельсон Пике на Williams – Honda и француз Ален Прост на сравнительно слабом McLaren – TAG/Porsche За титул пилотов боролись . Мэнселлу нужно было только третье место, чтобы гарантировать титул, в то время как Просту и Пике нужно было победить, а Мэнселлу нужно было финишировать четвертым или ниже, чтобы завоевать титул. Финн Кеке Росберг лидировал на протяжении 62 кругов, прежде чем получил прокол, повредивший его McLaren; это была последняя гонка чемпиона 1982 года в Формуле-1. Находясь уверенно в тройке лидеров за 20 кругов до финиша, Williams Мэнселла потерпел впечатляющую механическую поломку: прокол задней шины на скорости 180 миль в час (290 км/ч) на Brabham Straight привел к появлению огромного дождя искр на полу трассы. Автомобиль тащили по битумной поверхности. Мэнселл изо всех сил пытался контролировать резко поворачивающую машину и довел ее до безопасной остановки. Прост вышел вперед, поскольку товарищ Мэнселла по команде Пике в качестве меры предосторожности сделал пит-стоп, и француз выиграл гонку и чемпионат. Просту пришлось сопротивляться после прокола в середине гонки, и он остановился вскоре после финиша, чтобы не тратить топливо, что он делал на каждой финишированной гонке с момента его дисквалификации с гонки. Гран-при Сан-Марино 1985 года из-за недостаточного веса после того, как у его McLaren закончилось топливо на медленном круге после того, как он первым пересек финишную черту. В 1987 году Герхард Бергер победил на своем Ferrari, а Айртон Сенна финишировал вторым, но затем был дисквалифицирован за технические нарушения в своей последней гонке за Lotus; Товарищ Бергера по команде Микеле Альборето затем поднялся на второе место, и окончательный результат стал Ferrari 1–2.
В 1988 году , последнем Гран-при эпохи турбонаддува, Ален Прост выиграл свою седьмую гонку в сезоне у товарища по команде McLaren и только что коронованного чемпиона мира Айртона Сенны, а уходящий чемпион Нельсон Пике занял третье место в составе Lotus, предоставив Honda Turbo все три позиции на подиуме. Эта гонка также стала 15-й победой и 15-м поулом в 16 гонках в сезоне тотального доминирования McLaren-Honda, доминирования, невиданного ни до, ни после этого в Формуле-1. В 1989 году прошел проливной дождь, и гонщики, в частности Прост, не хотели начинать гонку из-за очень влажных условий, особенно на прямой Брэбэма. Это событие произошло после спорных событий, произошедших двумя неделями ранее на Гран-при Японии в Сузуке, где Прост врезался в своего ненавистного товарища по команде Сенну, и Сенна снова двинулся в путь и финишировал первым на выезде, но после политических дискуссий был дисквалифицирован за срезание шиканы перед гонкой. яма прямо в Сузуке; последствия этого коснулись всей расы. McLaren решила обжаловать дисквалификацию Сенны; так что у Сенны еще были шансы выиграть чемпионат. Гонка на какое-то время была отложена, и шли дискуссии о том, стоит ли начинать гонку. Сенна квалифицировался на поул-позиции и имел полное намерение начать гонку. Трасса все еще подвергалась дождю и была покрыта водой, но гонщики, включая Проста, смягчились и в конце концов стартовали. Но неубежденный Прост пришел после одного круга и удалился; и Сенна, который все еще находился в ужасном психическом состоянии после предыдущей гонки, немедленно начал ехать так быстро, как только мог. К концу первого круга из-за того, что медленная Minardi Пьерлуиджи Мартини задержала две более быстрые машины Williams из Бельгии. Тьерри Бутсена и итальянца Риккардо Патрезе , Сенна опережал Мартини на удивительные девять секунд; Автомобили Williams вскоре обогнали Мартини, но к концу третьего круга Сенна был на 23 секунды впереди Бутсена, занявшего второе место. Тем не менее, даже с таким огромным отрывом, который он еще больше увеличил, Сенна продолжал очень упорно добиваться успеха, прибегая к очень смелым шансам даже для себя; Психологическое превосходство Формулы-1 над бразильцем означало, что он, как известно, рисковал, в отличие от большинства других гонщиков. На 13-м круге, спускаясь прямо по Брэбэму, Сенна обогнал Брэбэм-Джадда британца Мартина Брандла, и Брандл решил отойти, чтобы пропустить Сенну. Но Сенна был ослеплен густыми брызгами; и бразилец не поднялся, в результате чего он врезался в заднюю часть машины Брандла, оторвав ему переднее левое колесо и подвеску, в результате чего бразилец сошел с дистанции. Это фактически принесло Просту его третий чемпионат среди водителей; Решение по апелляции Макларена еще не было принято, но, поскольку Сенна не смог забить, он математически не смог догнать Проста, даже если бы его победа на Гран-при Японии осталась в силе, и она не только была отменена, но и Сенна получил штраф в размере 100 000 долларов и шестимесячную дисквалификацию. оба из которых были отменены. Бутсен выиграл гонку в неулучшенных условиях, гонка была отменена после того, как был достигнут двухчасовой лимит времени.
1990 год стал 500-м Гран-при чемпионата мира, когда-либо проводившимся; и это произошло после еще более спорных событий в Сузуке. Сенна врезался в Проста на первом же повороте первого круга гонки; и он выиграл чемпионат пилотов во второй раз. Гран-при Австралии в том году была невероятно захватывающей гонкой: Сенна лидировал на протяжении 61 круга, но разбился возле входа на постоянную гоночную трассу из-за проблем с коробкой передач. Затем гонка превратилась в спринт между Нельсоном Пике на его Benetton и Фордом и Найджелом Мэнселлом на его Ferrari. Мэнселл промчался по полю и неоднократно побил рекорд круга, преследуя своего бывшего товарища по команде Williams. Это едва не закончилось катастрофой, когда Ferrari чуть не врезалась в Benetton в конце Brabham Straight во время последнего обгона на последнем круге. Пике выиграл у Феррари Мэнселла и Проста. Перед гонкой возник спор, когда Прост отказался принять участие как в ежегодном фото гонщиков в конце сезона, так и в специальной фотосессии с участием чемпионов мира (включая легендарного пятикратного чемпиона). Хуан Мануэль Фанхио , трехкратные чемпионы сэр Джек Брэбэм , Джеки Стюарт , Ники Лауда и Нельсон Пике; и другие чемпионы мира Джеймс Хант , Алан Джонс, Денни Халм и Сенна), поскольку Прост все еще испытывал отвращение и злость, не хотел появляться на фотографиях с Сенной после их скандальной аварии в первом повороте на предыдущей гонке в Японии , которая принесла титул 1990 года чемпиона мира . Чемпионство Сенне.
Гонка 1991 года примечательна тем, что проходила в чрезвычайно влажных и сложных условиях, и в конечном итоге гонка была остановлена после 14 из запланированных 82 кругов, и Айртон Сенна победителем был объявлен . Прост был уволен из Ferrari за непристойные комментарии в адрес машины после Сузуки; он не участвовал в этой гонке. Чемпионат пилотов уже был решен в пользу Сенны; но вопрос о чемпионстве конструкторов между McLaren и Williams еще не был решен. Победа Сенны плюс третье место его товарища по команде Герхарда Бергера принесли McLaren четвертый подряд титул Кубка конструкторов; Пилоты Williams (отстававшие от McLaren по очкам) Мэнселл финишировали вторыми (но разбились ближе к концу гонки на шикане после боксов), а Риккардо Патрезе финишировал пятым. Эта гонка стала рекордсменом самой короткой гонки Формулы-1, поскольку она длилась всего 52 километра (33 мили) за 24 минуты. В конечном итоге его превзойдет Гран-при Бельгии 2021 года , который длился три круга, но был классифицирован только после одного официального круга. Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, занявший пятое место, сошел с дистанции Гран-при после гонки.
В 1992 году Сенна очень старался остаться с доминирующим Уильямсом нового чемпиона мира Мэнселла; это закончилось тем, что Сенна врезался в спину Мэнселла на последнем повороте. Мэнселл ушел из Формулы-1 и отправился выступать в CART в США; Товарищ Сенны по команде Герхард Бергер выиграл гонку. В 1993 году Сенна одержал свою 41-ю и последнюю победу и последнюю гонку за McLaren, опередив Алена Проста, который участвовал в своей последней гонке Формулы-1 на Williams перед тем, как уйти в отставку. Сенна обнял на подиуме своего некогда крайне непримиримого соперника Проста. Примерно в это же время было объявлено, что Гран-при Австралии в 1996 году перенесется в Мельбурн.
стал 1994 год для нас еще одним незабываемым уик-эндом. После победы на Гран-при Японии Дэймон Хилл отставал от лидера чемпионата Михаэля Шумахера на одно очко . Найджел Мэнселл , вернувшийся в Формулу-1 вместо покойного Сенны, был на поуле, но неудачный старт привел к тому, что два соперника в чемпионате, Хилл и Шумахер, боролись за лидерство. Но на 36-м круге Шумахер вылетел с трассы из-за избыточной поворачиваемости, и это позволило Хиллу догнать Шумахера и занять внутреннюю линию для следующего поворота. Шумахер свернул на Williams Хилла (намеренно или случайно, остается неизвестным), в результате чего Benetton на двух колесах врезался в шинный барьер, и Шумахер тут же сошел с дистанции. Хилл вышел из инцидента со сломанным поперечным рычагом передней левой подвески, он выехал из ямы и сошел с дистанции, передав титул Шумахеру. Сестра Уильямс 41-летнего Найджела Мэнселла выиграла гонку, став старейшим победителем Гран-при со времен Джека Брэбэма в 1970 году.
В 1995 году у Мика Хаккинена вышла из строя шина в начале первой квалификационной сессии на высокоскоростном повороте пивоварни между Джонсом и Брэбэм Стрейтс, в результате чего он сильно врезался во внешнюю стену. Он был тяжело ранен в результате аварии и был спасен только благодаря экстренной крикотироидотомии на обочине трассы , которую провел Сид Уоткинс . [18] Этот инцидент укрепил прочную связь между Хаккиненом и руководителем команды Роном Деннисом , а также положил начало новому движению за дополнительную безопасность в спорте. К счастью, Хаккинен полностью выздоровел и снова был в состоянии участвовать в гонках в 1996 году, пропустив таким образом только одну гонку. Хаккинен снова сел в машину Формулы-1 на трассе Поль Рикар через три месяца после аварии. [19] Финальную гонку Формулы-1 в Аделаиде выиграл Дэймон Хилл на Williams, при этом почти все его основные соперники, включая Шумахера, сошли с дистанции, а Хилл финишировал на два круга впереди занявшего второе место Оливье Паниса.
Мельбурн (1996–2019, 2022 – настоящее время)
[ редактировать ]
В 1993 году известный мельбурнский бизнесмен Рон Уокер начал работать с правительством Кеннета, чтобы сделать Мельбурн местом проведения мероприятия. После того, как правительство Джеффа Кеннета потратило нераскрытую сумму, [20] ) было объявлено 17 декабря 1993 года (менее чем через неделю после выборов в Южной Австралии , что гонка будет перенесена на восстановленную трассу Альберт-Парк в Мельбурне . [21] Гонка переехала в Мельбурн в 1996 году. Решение провести гонку там было спорным. Серию протестов организовала группа «Спасите Альберт-Парк», которая утверждала, что забег превратил общественный парк в частную игровую площадку на одну неделю в году. Кроме того, они утверждали, что гонка стоила больших денег, которые было бы лучше потратить, если бы их пришлось потратить на автогонки, на постоянной трассе в другом месте. Наконец, они заявили, что заявленные экономические выгоды от гонки были ложными или преувеличенными. Организаторы забега и правительство заявили, что экономическая выгода для государства, хотя и не поддается количественной оценке, перевешивает затраты, и подчеркнули, что общественные удобства в парке были значительно улучшены по сравнению со старинными объектами времен Второй мировой войны, ранее расположенными в Альберт-парке; Мельбурнский спортивный и водный центр (место проведения многих мероприятий Мельбурнских Игр Содружества 2006 года ) является центральным и самым известным из обновленных объектов. Противники проведения гонки в парке отмечают, что Водный центр ничего не добавляет к Гран-при, фактически закрыт на несколько недель перед мероприятием и мог быть построен независимо от автомобильных гонок.

Берни Экклстоун , тогдашний президент Formula One Management , группы, которая управляет современной Формулой-1 совместно с Международной автомобильной федерацией ( FIA ), однажды сказал, что на заключение сделки с Мельбурном потребовалось 10 минут. см. столицу Виктории, принимающую Гран-при Австралии в 1996 году. Считалось, что неудачные попытки Мельбурна провести Олимпийские игры 1996 года и последующая успешная заявка северного города-соперника Сиднея на проведение летних Олимпийских игр 2000 года были движущей силой мотивации Мельбурна. вырвать Гран-при Австралии у Аделаиды. Гран-при Австралии в Аделаиде в 1985–1995 годах всегда был последним этапом в календаре Формулы-1, но с 1996 года он обычно был первым этапом или проводился в начале сезона.
Альберт-парк, расположенный недалеко от центрального делового района Мельбурна, стал местом проведения Гран-при Австралии в Мельбурне. 16-поворотная трасса длиной 5,3 км (3,3 мили) в ее нынешнем виде была построена с использованием сочетания дорог общего пользования и автостоянки на территории парка. Трасса известна как гладкое и высокоскоростное испытание для команд и гонщиков Формулы-1. Ее характеристики аналогичны единственной другой уличной трассе, расположенной в общественном парке, используемой на чемпионате мира Формулы-1, трассе Жиля Вильнева в Монреале , где проходит Гран-при Канады .Рекламной темой первой гонки в Мельбурне была «Мельбурн - какое прекрасное место для гонок». За четыре дня, предшествовавших первому забегу 1996 года включительно, пришло около 401 000 человек, что остается рекордом для этого мероприятия. Логистика создания временной трассы и проведения мероприятия такого масштаба, как Гран-при Формулы-1, с нуля не ускользнула от внимания иностранных посетителей: Мельбурн получил награду Ассоциации конструкторов Формулы-1 за лучший организованный Гран-при года в своем первые два года (1996 и 1997 гг.).
Гран-при Австралии в Альберт-парке потребовалось всего три поворота, чтобы привлечь внимание всего мира. На первом круге первой гонки 1996 года Мартин Брандл из Jordan был подброшен в воздух в результате огромной аварии. Кадры аварии и последующего спешки Брандла обратно в боксы, чтобы взять запасную машину для рестарта, обеспечили широкое освещение первой гонки в Мельбурне. Гонку выиграл Дэймон Хилл из Williams .

В гонке 1997 года McLaren благодаря Дэвиду Култхарду преодолела засуху из 50 гонок без побед. В следующем году McLaren выиграла: Мика Хаккинен и Култхард обошли все поле на пути к доминирующему финишу со счетом 1–2. Результат был омрачен разногласиями, когда Култхард остановился за два оставшихся круга, чтобы позволить Хаккинену победить, соблюдая предгоночное соглашение между парой, согласно которому тому, кто доберется до первого поворота, лидируя на первом круге, будет разрешено победить. Ferrari выиграла свой первый Гран-при в Мельбурне в 1999 году, но не с номером один в команде Михаэлем Шумахером . Североирландец Эдди Ирвин одержал свою первую победу после того, как всепобеждающие «Макларены» Хаккинена и Култхарда сошли с дистанции еще до прохождения половины дистанции. Шумахер преодолел засуху в Мельбурне в следующем году, когда возглавил доминирующую Ferrari 1–2 с новым товарищем по команде Рубенсом Баррикелло . Гонка 2001 года, в которой также выиграл Михаэль Шумахер, ознаменовалась трагедией, когда 52-летний маршал-волонтер Грэм Беверидж погиб в результате аварии на высокой скорости с участием Ральфа Шумахера и Жака Вильнева на пятом круге. BAR Вильнева проехал через заднюю часть Williams Шумахера и врезался в забор, за которым стоял Беверидж; Бевериджа сбила шина, отлетевшая от машины Вильнёва.
На старте гонки 2002 года поул-сидящий Баррикелло и Ральф Шумахер из Williams сошлись на первом повороте в зрелищной аварии, в результате которой 11 из 22 машин вылетели из гонки до конца первого круга. После этого Михаэль Шумахер доминировал и одержал третью подряд победу в Мельбурне, но его достижения были омрачены пятым местом австралийца Марка Уэббера в его дебюте в Формуле-1. Уэбберу, пилотировавшему Minardi с недостаточной мощностью и недостаточным финансированием , пришлось восстанавливаться после неудачного позднего пит-стопа и противостоять вызовам Мики Сало из Toyota на заключительном этапе, и он поднялся на подиум после гонки с владельцем австралийской команды Полом Стоддартом в одном из самых популярных гонок в Мельбурне. незабываемые моменты Гран-при. В следующем, 2003 году, Култхард снова выиграл за McLaren в гонке, проходившей в переменных условиях. Нормальное обслуживание было возобновлено в 2004 году, когда Ferrari Шумахера и Баррикелло безудержно разъезжали - за два круга пятничной тренировки Шумахер побил рекорд круга в Альберт-парке и одержал сокрушительную победу. В 2005 году гонку выиграл Renault из Джанкарло Физикелла после шторма во время субботней квалификации показал перевернутую стартовую площадку. Товарищ Баррикелло и Физикеллы по команде Фернандо Алонсо прошел по полю с 11-го и 13-го места на стартовой решетке соответственно и присоединился к поулу Физикелле на подиуме.
В 2006 году Алонсо одержал свою первую победу в Австралии в гонке, прерванной авариями, в которой участвовало четыре периода машины безопасности. В 2007 году Кими Райкконен выиграл свою первую гонку за Ferrari, а новичок Льюис Хэмилтон стал первым гонщиком за 11 лет, финишировавшим на подиуме в своем дебютном матче в Формуле-1, заняв третье место после своего товарища по команде McLaren Алонсо. Хэмилтон выиграл гонку 2008 года, в которой было три периода машины безопасности и только шесть финишеров. В 2009 году Дженсон Баттон одержал победу, выступая за команду-дебютант Brawn GP , которая провела свою первую гонку после того, как Росс Браун купил команду после ухода Honda из Формулы-1. Команда была сформирована из остатков команды Honda Racing F1 , ушедшей из спорта после сезона 2008 года. Гонка завершилась тем, что Баттон, лидировавший с самого начала, пересек финишную черту после того, как машина безопасности была задействована за три круга до конца после аварии между Себастьяном Феттелем и Робертом Кубицей , боровшимся за второе место. Это выдвинуло товарища Баттона по команде, пилота Brawn GP Рубенса Баррикелло, на второе место, что стало историческим счетом 1-2 для команды. из Toyota Ярно Трулли был оштрафован на 25 секунд за то, что обогнал Льюиса Хэмилтона и занял третье место под желтыми флагами в тот период с машиной безопасности, что продвинуло Хэмилтона на эту позицию. Однако позже Хэмилтон был дисквалифицирован и лишен очков за «намеренное введение стюардов в заблуждение». [22] с Трулли восстановленным на третьем месте. Результаты, полученные Брауном , Уильямсом и Тойотой, были признаны, несмотря на то, что две недели спустя была подана апелляция на решение о законности конструкции диффузора команд. [23] Исход апелляции оказался в пользу команд, их диффузоры были признаны легальными по новым правилам, изменений в результатах гонки не произошло.
В 2010 году Баттон снова выиграл в Мельбурне. Стартовав с четвертого места, он сделал ставку на досрочную замену шин на слики в условиях сушки, что позволило ему подняться на второе место после потери нескольких позиций на старте. Себастьян Феттель сошел с дистанции из-за механических проблем после квалификации на поуле и лидировал до выхода на пенсию, что принесло Баттону победу. В гонке 2011 года Феттель одержал победу в Red Bull, Хэмилтон стал вторым, а Виталий Петров третьим за Lotus . Это был первый подиум для российского пилота Формулы-1 . В 2012 году Баттон одержал победу на автодроме в третий раз за четыре года. В 2013 году Райкконен одержал неожиданную победу в Lotus, победив Алонсо и Феттеля. Повторное внедрение турбо-гибридных двигателей V6 в 2014 году привело к доминирующему выступлению Mercedes из Нико Росберга на Гран-при , который одержал победу над McLarens Кевина Магнуссена и Баттона, оба из которых получили повышение из-за дисквалификации Даниэля Риккардо в гонке. почтовая гонка Red Bull за незаконный поток топлива. В 2015 году Хэмилтон одержал победу над товарищем по команде Росбергом, а Феттель замыкал тройку лидеров.
В 2020 году планировалось провести Гран-при, несмотря на эпидемию коронавируса в стране . Ferrari и AlphaTauri как команды, базирующиеся в Италии, самой зараженной коронавирусом стране Европы на тот момент, выразили обеспокоенность по поводу возможности выхода из карантинной зоны. Когда один из механиков McLaren прибыл в Австралию, у него появились симптомы гриппа, его тест на коронавирус оказался положительным, и британская команда снялась с гонки. Позже у фотографа также подтвердили наличие коронавируса. Было объявлено, что Гран-при все равно состоится, но без зрителей, однако за два часа до начала первой тренировки мероприятие было отменено. [24] [25]
В июне 2022 года контракт Мельбурна на проведение Гран-при Австралии, срок действия которого истекал в 2025 году, был продлен до 2035 года. [26] Новый контракт предусматривает, что Гран-при Австралии станет одним из первых трех этапов сезона в течение срока действия контракта и примет как минимум пять гонок открытия сезона в течение 13 лет с 2023 по 2035 год. [27] С 2023 года гонки Формулы 2 и Формулы 3 станут частью расписания гоночных выходных. [28] В декабре 2022 года было подписано еще одно продление на два года, гарантирующее, что гонка останется в Мельбурне до 2037 года. [29]
После двухлетнего отсутствия из-за пандемии COVID-19 Гран-при Австралии возобновился в 2022 году. В отличие от предыдущих лет, когда это было событие открытия сезона, Гран-при Австралии 2022 года вместо этого стало третьим этапом гонки. сезон. За несколько месяцев до Гран-при, посоветовавшись с гонщиками, [30] схема претерпела несколько существенных изменений, [31] [32] это были первые и наиболее значительные изменения со времени первого Гран-при Австралии 1996 года . [33] включая первое с тех пор обновление покрытия гусеницы. [34] Полностью переработаны 9 и 10 повороты; там, где они образовывали право-левую шикану с зоной интенсивного торможения на заходе на посадку, в результате редизайна их удалили. [33] Это было сделано для увеличения скорости захода на посадку на старых 11 и 12 поворотах. [35] Несколько других поворотов были перепрофилированы, чтобы стимулировать обгоны, в первую очередь старый поворот 13, который был расширен для создания дополнительных гоночных линий. [36] Также был добавлен положительный развал, чтобы позволить водителям развивать большую скорость в поворотах. [37] Основная прямая и пит-лейн также были перепроектированы: стена пит-лейна была перемещена на два метра ближе к трассе, так что край трассы располагался прямо рядом со стеной. [31] На 2022 года Гран-при Шарль Леклер из Ferrari впервые в карьере достиг турнира Большого шлема , стартовав с поул-позиции , установив самый быстрый круг , лидируя на каждом круге и выиграв гонку, опередив Серхио Переса из Mercedes из Red Bull и Джорджа Рассела . Это был первый турнир Большого шлема для отдельного пилота Ferrari после выступления Фернандо Алонсо на Гран-при Сингапура 2010 года . [38] В 2022 году был установлен новый рекорд посещаемости трассы за выходные: зарегистрировано 419 114 человек, в том числе 128 294 в день гонки; Эти цифры сделали Гран-при 2022 года самым посещаемым Гран-при, когда-либо проводившимся в Мельбурне, и одним из самых популярных спортивных уик-эндов в истории Австралии. [39] [40] [41] Мероприятие 2023 года , на котором Макс Ферстаппен выиграл свой первый Гран-при Австралии, побьет рекорд, собрав 444 631 человек. [42] а также побьет рекорд Формулы-1; Гонка, закончившаяся тем, что в работе осталось двенадцать машин, стала первой гонкой, было отмечено три красных флажка в которой за всю сессию . Это произошло после хаотичной гонки, в которой произошло множество инцидентов; Гонки Формулы 2 и Формулы 3, состоявшиеся в один и тот же уик-энд, имели одинаковый результат. [43]
Гран -при Австралии 2024 года , выигранный Максом Ферстаппеном , ознаменовался побитием многочисленных рекордов посещаемости. Билет на мероприятие впервые за всю его историю был полностью распродан. [44] и установил новый рекорд посещаемости на трассе за выходные, собрав 452 055 зрителей, что сделало это самое посещаемое спортивное мероприятие за всю историю Мельбурна . [42] и четвертый по посещаемости Гран-при Формулы-1 за все время после гонки 1995 года , проходившей в Аделаиде , с 520 000 участников, а также 2023 и Гран-при Великобритании 2024 годов , которые собрали 480 000 человек. [45]
Изменение календаря
[ редактировать ]Перенос Гран-при Австралии в Мельбурн привел к изменению времени года, когда команды и персонал Формулы-1 совершали свое ежегодное путешествие в Австралию. Аделаида в течение каждого из 11 лет своего существования была последней гонкой сезона Формулы-1, обычно в октябре или ноябре, а Мельбурн был первой гонкой сезона в 22 из 27 раз, когда здесь проходил Гран-при. [а] Таким образом, на трассе Альберт-Парк дебютировали в Формуле-1 многие гонщики. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев дебютировал в гонке в первом 1996 году в Мельбурне и стал одним из трех мужчин, завоевавших поул-позицию на своем первом Гран-при. Другими известными именами, дебютировавшими в Мельбурне, являются семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон (2007), трехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен (2015), двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо и однократный чемпион Кими Райкконен (оба в 2001 году); бывший австралийский гонщик Формулы-1 Марк Уэббер также дебютировал там в 2002 году.
В рамках празднования десятого пробега соревнований в Альберт-парке в 2005 году Уэббер проехал на своем Williams автомобиле F1 по мосту Харбор-Бридж в Сиднее в рамках рекламного мероприятия, а на улицах Мельбурна прошел парад техники Формулы-1 и суперкаров , самых высоких в Австралии. профильная категория отечественного автоспорта. Уже более тридцати лет суперкары участвуют в соревнованиях, не относящихся к чемпионату Supercars Challenge , на Гран-при Австралии. В 2018 году на этом соревновании впервые разыгрывались чемпионские очки, и оно было известно как Мельбурн 400 . [46] [47]
июля . Изначально планировалось, что мероприятие 2021 года откроет сезон в марте, но было перенесено на ноябрь из-за продолжающихся ограничений COVID-19 и перебоев в поездках, а затем отменено 6 [48] [49] Также в него было внесено несколько изменений, чтобы сделать трассу быстрее. [50]
Экономический эффект
[ редактировать ]Проблема, которая часто обсуждается как среди сторонников, так и среди противников Гран-при Австралии, связана с экономическими последствиями этого мероприятия для штата Виктория; Сторонники мероприятия утверждают, что мероприятие увеличивает туризм, создает рабочие места и приносит миллионы долларов штату Виктория, в то время как оппоненты оспаривают экономические выгоды мероприятия и ссылаются на затраты налогоплательщиков на проведение мероприятия, а также на сбои, вызванные событие. [51] В 2014 году правительство Виктории заявило, что ежегодный экономический эффект от проведения Гран-при Австралии составляет от 32 до 39 миллионов долларов, причем это мероприятие приносит значительные экономические, социальные и культурные выгоды, включая создание рабочих мест, развитие промышленности, приток инвестиций и туризм, в то время как оппоненты Представитель мероприятия заявил, что его проведение обошлось налогоплательщикам штата Виктория в более чем 50 миллионов долларов. [52]
Согласно оценке экономического воздействия 2022 года, проведенной Ernst & Young , Гран-при Австралии 2022 года принес примерно 92 миллиона долларов прямых расходов в экономику штата Виктория и увеличил валовой государственный продукт Виктории примерно на 171 миллион долларов. повышение заполняемости гостиниц и стимулирование покровительства гостиничному бизнесу. [53] Это отражает отчет EY за 2011 год, подготовленный по заказу Tourism Victoria, в котором говорится, что международная известность и расходы на туризм, связанные с проведением Гран-при, принесли от 32,04 до 39,34 миллиона долларов валового государственного продукта Виктории за период, когда проводился Гран-при, а также принесли от 351 до 411 рабочих мест, эквивалентных полной занятости. [54] [55] Согласно оценке экономического воздействия, проведенной EY, Гран-при Австралии 2023 года принес экономике Виктории около 268 миллионов долларов, включая 144 миллиона долларов прямых расходов и создание 1149 рабочих мест с полной занятостью. [56] Прямые инвестиции в размере 128 миллионов долларов США были внесены 81 000 гостей из других стран и штатов, посетивших мероприятие. [57]
Однако анализ затрат и выгод Гран-при Австралии, проведенный для Генерального аудитора в 2005 году, выявил чистые экономические потери для Виктории, при этом предполагаемые затраты на мероприятие превышают выгоды для налогоплательщиков штата Виктория на 5 процентов. [58] отчет генерального аудитора за 2007 год показал, что затраты на проведение мероприятия превысили выгоды на 6,7 миллиона долларов, [59] [60] в то время как в отчете за 2012 год, подготовленном организацией Economists at Large для спасения Альберт-Парка, подсчитано, что Гран-при 2012 года привел к чистому экономическому убытку Виктории в размере от 48,8 до 66,7 миллиона долларов при средней оценке в 60,55 миллиона долларов. [61] Гран-при Австралии 2007 года завершился с убытком в 34,6 миллиона долларов. [62] в то время как, по данным Crikey, убытки от Гран-при Австралии составили 59,97 миллиона долларов в 2014 году, 61,7 миллиона долларов в 2015 году, 61 миллион долларов в 2016 году и 57,1 миллиона долларов в 2017 году. [63]
За десять лет, предшествовавших 2022 году, проведение Гран-при Австралии в совокупности обошлось налогоплательщикам штата Виктория в 537,5 миллиона долларов, при этом только проведение Гран-при Австралии 2019 года обошлось налогоплательщикам штата Виктория в 60,2 миллиона долларов, проведение только Гран-при Австралии 2022 года обошлось налогоплательщикам штата Виктория в 78,1 миллиона долларов, а Только проведение Гран-при 2023 года обошлось налогоплательщикам штата Виктория в 100,6 миллиона долларов. [64] Мероприятие 2019 года принесло доход в 55 миллионов долларов, но его организация стоила 115,2 миллиона долларов, мероприятие 2022 года принесло доход в 75,1 миллиона долларов, но его проведение обошлось в 153,2 миллиона долларов. [65] а мероприятие 2023 года принесло доход в 96,9 миллиона долларов, но его организация стоила 197,6 миллиона долларов. [66]
Зрительская посещаемость с 1995 года.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать непроверенную или неразборчивую информацию во встроенных списках . ( ноябрь 2019 г. ) |


После переноса Гран-при Австралии в Мельбурн посещаемость зрителей достигла пика в 452 055 человек в 2024 году, но так и не достигла уровня последней гонки в Аделаиде в 1995 году.
В 2009 году мировой финансовый кризис , рост безработицы и внезапная забастовка общественного транспорта. [67] были названы штата Виктория премьер-министром Джоном Брамби причиной небольшого уменьшения количества людей. [68] Число участников улучшилось в 2010 году до 305 000 человек – самого большого показателя со времен забега 2005 года.
В отличие от других крупных спортивных мероприятий в Австралии, таких как Гранд-финал AFL , Кубок Мельбурна , Открытый чемпионат Австралии и Тест Дня подарков , Корпорация Гран-при Австралии не публикует точные данные о количестве зрителей на Гран-при Австралии, ссылаясь на соображения безопасности; В ответ на запрос о свободе информации Корпорация Гран-при Австралии заявила в 2022 году, что, по ее мнению, фигуры толпы чувствительны с точки зрения безопасности, и раскрытие информации может потенциально повлиять на безопасность Виктории, помогая операционной системе возможные субъекты угрозы. [69] После вынесения в августе 2023 года постановления Управления комиссара по информации штата Виктория о свободе информации, в котором говорилось, что раскрытие информации важно для «прозрачности и подотчетности», в сентябре 2024 года Корпорация Гран-при Австралии обратилась в Гражданский и административный трибунал штата Виктория с просьбой бороться с приказом раскрыть, как он считает количество зрителей на Гран-при Австралии. [70]
Официальные данные о посещаемости, которые являются неточными и были оспорены лоббистской группой против Гран-при «Спасите Альберт-парк», как сильно завышенные, [71] [72] были следующими:
- 1995 (Аделаида) – 520 000 [73] (210 000 в день гонки)
- 1996 (Мельбурн) – 401 000 (150 000 в день гонки) [74]
- 1997 – 289,000 [75]
- 2004 – 360,885 [76] (121 500 в день гонки)
- 2005 – 359,000 [77] (103 000 в день гонки) [78]
- 2006 – 301,800 [79]
- 2007 – 301,000 [80] (105 000 в день гонки)
- 2008 – 303,000 [81] (108 000 в день гонки)
- 2009 – 286,900 [68]
- 2010 – 305,000 [82] (108 500 в день соревнований)
- 2011 – 298,000 [83] (111 000 в день гонки)
- 2012 – 313,700 [84] (114 900 в день соревнований)
- 2013 – 323,000 [85] (103 000 в день гонки) [86]
- 2014 – 314,900 [87] (100 500 в день соревнований)
- 2015 – 296 600 (101 000 в день соревнований)
- 2016 – 272 300 (90 200 в день соревнований)
- 2017 – 296,600 [88]
- 2018 – 295,000 [89]
- 2019 – 324 000 (100 000 в день соревнований) [90]
- 2022 г. – 419 114 (128 294 в день соревнований) [39]
- 2023 – 444 631 (131 124 в день соревнований) [91]
- 2024 г. – 452 055 (132 106 в день соревнований) [92]
Победители
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
По состоянию на 2022 год четырехкратный чемпион мира среди пилотов Ален Прост остается единственным гонщиком, выигравшим гонку как в чемпионате мира, так и в национальных форматах. Прост выиграл гонку чемпионата Австралии среди пилотов 1982 года , управляя Formula Pacific Ralt RT4 , а затем выиграл в Аделаиде в 1986 и 1988 годах в Формуле-1.
Австралийский гонщик Лекс Дэвисон и немецкий гонщик Михаэль Шумахер являются самыми успешными гонщиками за 86-летнюю историю соревнований, одержав по четыре победы каждый, а Ferrari стала самым успешным конструктором с четырнадцатью победами.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
4 | ![]() | 1954 , 1957 , 1958 , 1961 |
![]() | 2000 , 2001 , 2002 , 2004 | |
3 | ![]() | 1930 , 1932 , 1933 |
![]() | 1950 , 1952 , 1953 | |
![]() | 1955 , 1963 , 1964 | |
![]() | 1972 , 1973 , 1978 | |
![]() | 1981 , 1983 , 1984 | |
![]() | 1982 , 1986 , 1988 | |
![]() | 2009 , 2010 , 2012 | |
![]() | 2011 , 2017 , 2018 | |
2 | ![]() | 1935 , 1937 |
![]() | 1962 , 1965 | |
![]() | 1970 , 1971 | |
![]() | 1974 , 1975 | |
![]() | 1987 , 1992 | |
![]() | 1991 , 1993 | |
![]() | 1995 , 1996 | |
![]() | 1997 , 2003 | |
![]() | 2007 , 2013 | |
![]() | 2008 , 2015 | |
![]() | 2014 , 2016 | |
Источники: [93] [94] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
14 | ![]() | 1957 , 1958 , 1969 , 1987 , 1999 , 2000 , 2001 , 2002 , 2004 , 2007 , 2017 , 2018 , 2022 , 2024 |
12 | ![]() | 1970 , 1986 , 1988 , 1991 , 1992 , 1993 , 1997 , 1998 , 2003 , 2008 , 2010 , 2012 |
6 | ![]() | 1980 , 1985 , 1989 , 1994 , 1995 , 1996 |
5 | ![]() | 1955 , 1960 , 1961 , 1962 , 1965 |
4 | ![]() | 1929 , 1930 , 1931 , 1932 |
![]() | 1935 , 1937 , 1939 , 1947 | |
![]() | 1974 , 1975 , 1977 , 1979 | |
![]() | 1981 , 1982 , 1983 , 1984 | |
![]() | 2014 , 2015 , 2016 , 2019 | |
2 | ![]() | 1952 , 1953 |
![]() | 1956 , 1959 | |
![]() | 1963 , 1964 | |
![]() | 1966 , 1967 | |
![]() | 1971 , 1976 | |
![]() | 1973 , 1978 | |
![]() | 2005 , 2006 | |
![]() | 2011 , 2023 | |
Источники: [93] [94] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
14 | ![]() | 1957 , 1958 , 1969 , 1987 , 1999 , 2000 , 2001 , 2002 , 2004 , 2007 , 2017 , 2018 , 2022 , 2024 |
11 | ![]() | 1997 , 1998 , 2003 , 2008 , 2009 , 2010 , 2012 , 2014 , 2015 , 2016 , 2019 |
10 | ![]() | 1950 , 1951 , 1968 , 1980 , 1981 , 1982 , 1983 , 1984 , 1990 , 1993 |
8 | ![]() | 1989 , 1994 , 1995 , 1996 , 2005 , 2006 , 2011 , 2013 |
7 | ![]() | 1972 , 1973 , 1974 , 1975 , 1977 , 1978 , 1979 |
5 | ![]() | 1961 , 1962 , 1963 , 1964 1965 |
4 | ![]() | 1929 , 1930 , 1931 , 1932 |
![]() | 1935 , 1937 , 1939 , 1947 | |
![]() | 1985 , 1988 , 1991 , 1992 | |
3 | ![]() | 1956 , 1959 , 1960 |
![]() | 1970 , 1971 , 1976 | |
2 | ![]() | 1952 , 1953 |
![]() | 1966 , 1967 | |
Источники: [93] [94] |
* В период с 1997 по 2003 год построен компанией Ilmor.
** Между 1968 и 1993 годами спроектирован и построен компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
По году
[ редактировать ]


Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
- * С 1932 по 1948 год победитель определялся с учетом гандикапа. [95]
- + Мероприятие 1937 года было организовано как «Гран-при столетия Южной Австралии» 26 декабря 1936 года. [96]
- # Событие 1928 года было официально известно как «Гонка на 100 миль». [97]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Со времени первой гонки в Мельбурне в 1996 году, гонками, которые не были первыми в сезоне, являются: 2006 (когда это была третья гонка в году, позволяющая проводить Игры Содружества в городе), 2010 (когда это была вторая гонка) и 2022–2024 годы (когда это была третья гонка). Поскольку мероприятие не состоится в 2020 году (когда оно должно было стать открытием сезона, но было отменено из-за пандемии COVID-19) и 2021 году (когда оно сначала было перенесено на более позднее время в сезоне, а затем отменено, опять же из-за COVID-19 пандемия).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Формула-1» будет участвовать в гонках в Мельбурне до 2035 года по новому соглашению . Формула 1 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Формула-1: Гран-при Австралии отменяется второй год подряд» . Хранитель . 6 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Формула-1, FIA и AGPC объявляют об отмене Гран-при Австралии 2020 года» . www.formula1.com . 13 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2020 г. . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «СКОРОСТНЫЕ ТРИЛЛИ» . Гоулберн Ивнинг Пенни Пост . Новый Южный Уэльс, Австралия. 17 января 1927 г. с. 6 (ВЕЧЕР). Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 22 февраля 2020 г. - через Trove.
- ^ Белл, Рэй (1986). «1928 год». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 14. ISBN 0-9588464-0-5 .
- ^ Медли, Джон (1986). «1937 год». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 82. ИСБН 0-9588464-0-5 .
- ^ Медли, Джон (1986). «1937 год». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. стр. 92, 102. ISBN. 0-9588464-0-5 .
- ^ Ховард, Грэм (1986). «1948 год». Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 126. ИСБН 0-9588464-0-5 .
- ^ Даты Motor Grand Prix, The Age, пятница, 26 сентября 1947 г., стр. 8, через trove.nla.gov.au. Архивировано 27 апреля 2016 г. на Wayback Machine. Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Ховард, Грэм (1986). «1956 год». Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. стр. 218–226. ISBN 0-9588464-0-5 .
- ^ Ховард, Грэм (1986). «1955 год». Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 206. ИСБН 0-9588464-0-5 .
- ^ Уилсон, Стюарт (1986). «1970». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. стр. 346–348. ISBN 0-9588464-0-5 .
- ^ Уилсон, Стюарт (1986). «1980». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. стр. 436–444. ISBN 0-9588464-0-5 .
- ^ Уилсон, Стюарт (1986). «1983». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 466. ИСБН 0-9588464-0-5 .
- ^ Уилсон, Стюарт (1986). «1984». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. п. 484. ИСБН 0-9588464-0-5 .
- ^ «Международный гоночный сезон 1982 года» . Журнал «Автомобильный спорт» . Январь 1982 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Обзор Аделаиды: Архивы» . Архивировано из оригинала 22 июля 2008 года.
- ^ Тремейн, Дэвид; Марк Хьюз (2001). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Паррагон. ISBN 0-7525-6557-5 .
- ^ Тремейн, Дэвид (24 мая 1998 г.). «Автогонки Формулы-1: трамвай желания Хаккинена» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 января 2014 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ «Путеводитель по трассе BMWF1Talk :: Мельбурн, Гран-при Австралии» . f1network.net . Архивировано из оригинала 9 ноября 2018 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Какой переворот! Большая гонка наша» . Возраст. 18 декабря 1993 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «Льюис Хэмилтон дисквалифицирован с Гран-при Австралии» . Хранитель . Лондон. 2 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 6 января 2014 г. . Проверено 2 апреля 2009 г.
- ^ Уятт, Крис (29 марта 2009 г.). «Кнопки-печати мечтают о победе Австралии» . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 29 марта 2009 г.
- ^ «Фанаты недовольны временем отмены Гран-при Австралии Формулы-1 в Мельбурне» . Новости АВС . Азбука. 13 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 г. . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Гран-при Австралии в Мельбурне официально отменен, заявляет Формула-1» . 7 Австралия . 12 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2020 г. . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Формула-1 подтверждает, что Гран-при Австралии останется в Мельбурне как минимум до 2035 года» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. 15 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Гераец, Нелл (16 июня 2022 г.). « Жесткая сделка направлена на сохранение Гран-при Австралии в Альберт-парке» . Возраст . Фэрфакс Медиа. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Новое долгосрочное соглашение AGP для Мельбурна» . Чемпионат Repco по суперкарам . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Кох, Мат. «Гран-при Австралии Формулы-1 продлевают контракт на два года» . Скоростное кафе . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ Линч, Майкл (4 апреля 2022 г.). «Риккардо приветствует изменения на трассе, направленные на повышение скорости и гоночных сражений» . Возраст . Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коч, Мэт (17 февраля 2021 г.). «Модификации Альберт-парка начнутся на следующей неделе» . Спидкафе . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Ускоренный путь: обновленный Альберт-парк приветствует возвращение Гран-при Австралии» . Франция 24 . Агентство Франс-Пресс. 7 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хортон, Филип (1 апреля 2021 г.). «Риккардо объясняет, что стоит за изменениями в Альберт-парке» . Неделя автоспорта . Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Дойл, Майкл (7 апреля 2022 г.). «Гран-при Австралии Формулы-1 возвращается на модернизированную трассу в Альберт-парке в Мельбурне» . Азбука. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Митчелл, Скотт (4 апреля 2022 г.). «Долгожданные изменения призваны преобразить Гран-при Австралии» . Гонка . Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Ван Леувен, Эндрю (1 апреля 2022 г.). «Изменения трассы Гран-при Австралии Формулы-1: что изменилось в Альберт-парке и почему?» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Лич, Том (4 апреля 2022 г.). «Пять крупных изменений трассы, внесенных в Гран-при Австралии 2022 года» . Новости гонок365 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Уолш, Кортни (10 апреля 2022 г.). «Пилот Ferrari Чарльз Леклер выиграл Гран-при Австралии Формулы-1» . Азбука. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Джошуа (10 апреля 2022 г.). «Рекордное количество зрителей подтверждено на Гран-при Австралии, когда Формула 1 взлетает вниз» . Спортивные новости . Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Спитс, Скотт (10 апреля 2022 г.). «Как это произошло: красный день Ferrari в Мельбурне перед 128 000 любителей гонок» . Возраст . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Майклс, Джек (10 апреля 2022 г.). «Гран-при Австралии устанавливает новые рекорды посещаемости Формулы-1 в Мельбурне» . ESPN.com . ЭСПН. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новый рекорд толпы на Гран-при Австралии в Мельбурне» . Speedcafe.com . 2 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Факты и статистика: три чемпиона лидируют в первой в истории гонке с тремя красными флагами» . Formula1.com . 2 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Рольфе, Питер (15 марта 2024 г.). «Гран-при Австралии Формулы-1 2024 года достигает впечатляющего показателя посещаемости» . Вестник Солнца . Архивировано из оригинала 15 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Рейтинг: самые посещаемые гонки Формулы-1 за все время» . F1Destinations.com . 24 марта 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Ховард, Том (30 мая 2017 г.). «AGP проведет этап чемпионата Supercars в 2018 году» . Спидкафе . Архивировано из оригинала 30 мая 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Адам, Митчелл (7 декабря 2017 г.). «Суперкары будут участвовать в гонках за приз Ларри Перкинса на AGP» . Суперкары. Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Гран-при Австралии Формулы 1® перенесен на конец сезона 2021 года» . Гран-при Австралии Формулы 1® . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Гран-при Австралии Формулы-1 и MotoGP отменены на 2021 год» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. 6 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Изменения трассы Гран-при Австралии – первый взгляд» . Апрель 2021 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2021 г. Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Милман, Оливер (17 марта 2014 г.). «Гран-при Австралии: взвешиваем выгоды от государственных затрат в 58 миллионов долларов» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Виндин, Ник. «Обсуждаются экономические выгоды Гран-при Австралии» . Новости СБС . Специальная служба радиовещания. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Мельбурн занимает поул-позицию с соглашением с Формулой-1 до 2035 года» . Премьер Виктории . Викторианское правительство. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Экономическое воздействие Гран-при Австралии Формулы 1™ 2011 года» (PDF) . Бизнес Виктория . Эрнст и Янг. Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «ФОРМУЛА-ОДИН ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ: ПОЛЬЗА ДЛЯ ВИКТОРИИ» (PDF) . Бизнес Виктория . Туризм Виктория. Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Экономическое влияние Гран-при Австралии Формулы 1® 2023» (PDF) . Эрнст энд Янг . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Ле Гранд, Чип. «Гран-при Австралии останется, но какой ценой?» . Возраст . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Анализ затрат и выгод Гран-при Австралии Формулы-1 2005 года для штата Виктория» (PDF) . Прикладная экономика . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «По мере того, как энергия возвращается в Мельбурн, «эффект Netflix» усиливает F1» . Возраст . Фэрфакс Медиа. 27 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Государственные инвестиции в крупные события» (PDF) . Генеральный аудитор штата Виктория . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Прорыв! Анализ затрат и выгод Гран-при Австралии» (PDF) . Спасите Альберт-парк . Экономисты в целом. Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Гран-при «понес убыток в 34 миллиона долларов» » . Сидней Морнинг Геральд . Фэрфакс Медиа. 31 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г. Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Шетцер, Алана (19 марта 2019 г.). «Почему Гран-при Австралии не является победителем» . Крики . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Чваста, Мади (22 марта 2024 г.). «На Гран-при Австралии ожидается рекордное количество зрителей, но какую пользу это принесет Виктории?» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Гордон, Джош (21 декабря 2022 г.). «Гран-при обойдется Виктории в полмиллиарда долларов за 10 лет» . Возраст . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Ле Гранд, Чип. «Налогоплательщики модернизируют Paddock Club для владельцев Формулы-1, которые получат всю прибыль» . Возраст . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ Руд, Дэвид; Доэрти, Бен (31 марта 2009 г.). «Самая низкая посещаемость Гран-при» . Возраст . Мельбурн. Архивировано из оригинала 17 января 2010 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (30 марта 2009 г.). «Австралия стремится сохранить дату конца марта – Формула 1 – Autosport» . autosport.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Баум, Грег (7 апреля 2022 г.). «Освобождение фигур зрителей представляет собой «риск безопасности», - заявляют официальные лица Гран-при» . Возраст . Фэрфакс Медиа. Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Баум, Грег. «Гран-при Австралии Формулы-1 отправляется в VCAT, чтобы бороться с приказом об освобождении фигурок толпы» . Возраст . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Бесстыдники – фальшивые цифры посещаемости Гран-при. Гормлесс – журналисты, которые им верят» (PDF) . Спасти компанию Albert Park Inc. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Факты о Гран-при НАСТОЯЩИЕ факты о Гран-при» (PDF) . Спасти компанию Albert Park Inc. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Особенности – Путешественник – Спасибо, Аделаида» . Гранпри.com. 12 ноября 1995 года. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Линч, Майкл (22 марта 2022 г.). «Население Гран-при приближается к рекордному уровню, - говорят организаторы» . Возраст . Фэрфакс СМИ. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Touch.drive.com.au | Обзоры автомобилей | Автомобильные новости | Покупайте новые и подержанные автомобили» . Drive.com.au. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Результаты автоспорта — Austadiums» . www.austadiums.com . Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ↑ FORMULA 1 ING Гран-при Австралии 2008 г. Архивировано 26 октября 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ «Австралийский F1 GP (d4) — Аустадиумс» . www.austadiums.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Гран-при Австралии вернется к стартовой гонке в 2007 году» . Новости АВС . 2 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Толпа на трассе Гран-при Мельбурна (трасса Альберт-Парк F1) — Аустадиум» . www.austadiums.com . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «На Aust GP здоровая публика» . abc.net.au. 16 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ PaddockTalk. «Посещаемость Гран-при Австралии 2010: воскресенье/выходные :: PaddockTalk :: F1, Формула 1, NASCAR, IndyCar, MotoGP, ALMS и многое другое!» . PaddockTalk. Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Гран-при Австралии Формулы-1 (d4)» . Аустадиумы. 27 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 г. . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Категория» . Вестник Солнца . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Twitter/ausgrandprix: Спасибо 323 000 фанатов» . Twitter.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Австралийский F1 GP (d4)» . Аустадиумы. 17 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Гран-при Австралии Формулы-1 (d4)» . Аустадиумы. 16 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Годовой отчет за 2017 год» (PDF) . Корпорация Гран-при Австралии. 30 июня 2017 г. с. 3. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2018 г. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Годовой отчет за 2018 год» (PDF) . Корпорация Гран-при Австралии. 30 июня 2018 г. с. 5. Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2019 г. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Сказка о трассе Гран-при Альберт-парка» . Аустадиумы . 23 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ «Новый рекорд толпы на Гран-при Австралии в Мельбурне» . Speedcafe.com . 2 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Новый рекорд посещаемости Гран-при Австралии в Альберт-парке» . Raceweek.com . 24 марта 2024 г. Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Гран-при Австралии» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Австралии». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 347–348. ISBN 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
- ^ Грэм Ховард, После 6201 мили и 49 гонок 50-й AGP ознаменовал конец эпохи, года австралийских автогонок, 1985/86, стр. 33.
- ^ Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок, 1986 г., стр. 82.
- ^ Джон Б. Бланден, История Гран-при Австралии 1928–1939 (1981), страница 1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Формула-1 внизу: история Гран-при Австралии . Далвич-Хилл, Новый Южный Уэльс: Gelding Street Press. 2023. ISBN 9781922785305 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]