Гран-при Австралии 1980 года.
Гран-при Австралии 1980 года. | |||
---|---|---|---|
Финальный этап чемпионата Австралии среди водителей 1980 года. | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 16 ноября 1980 г. | ||
Официальное название | XLV Гран-при Австралии. | ||
Расположение | Гоночная трасса Колдер-Парк , Мельбурн , Виктория | ||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||
Продолжительность курса | 1,609 км (1000 миль) | ||
Расстояние | 95 000 кругов, 152,855 км (95 миль) | ||
Погода | Солнечно | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Уильямс - Форд | ||
Время | 0'36.1 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Уильямс - Форд | |
Время | 0'36.9 | ||
Подиум | |||
Первый | Уильямс - Форд | ||
Второй | Альфа Ромео | ||
Третий | Эльфин - Шевроле |
Гран -при Австралии 1980 года — автогонка, проходившая на трассе Calder Park Raceway в Виктории , Австралия , 16 ноября 1980 года.
Это был сорок пятый Гран-при Австралии , и он был открыт для автомобилей, соответствующих австралийским правилам Формулы-1 , которые допускали международные Формулы-1 , Формулы 5000 и Formula Pacific автомобили . Гонка также стала финальным этапом чемпионата Австралии среди водителей 1980 года .
Гонку выиграл недавно коронованный 1980 года чемпион мира среди водителей Алан Джонс , управлявший одним из своих автомобилей Williams FW07, выигравших чемпионат , на глазах у восторженной домашней публики, пришедшей посмотреть на своего нового австралийского героя. Итальянский гонщик Бруно Джакомелли финишировал вторым на единственной другой машине Формулы-1, участвовавшей в гонке, - Alfa Romeo 179 . Третьим стал французский гонщик Дидье Пирони MR8 Formula 5000 , построенного в Австралии за рулем Elfin .
Выиграв Гран-при Австралии, Алан Джонс присоединился к своему отцу Стэну Джонсу и стал первым отцом и сыном, выигравшими гонку. Стэн Джонс выиграл Гран-при Австралии 1959 года на трассе Лонгфорд в Тасмании за рулем Maserati 250F . По состоянию на гонку 2024 года Алан Джонс остается последним австралийским гонщиком, выигравшим Гран-при Австралии.
Фон
[ редактировать ]Гонки на открытых колесах и автоспорт в целом в Австралии в 1980 году находились в серьезном упадке, при этом в большинстве отечественных автогоночных сетей наблюдался резкий спад. В начале сезона было объявлено, что технический регламент чемпионата австралийских водителей 1980 года, тогда известный как австралийская Формула 1 , но по сути являвшийся Формулой 5000 , будет расширен, чтобы обеспечить более разнообразный набор техники. В прошлом году Формула Пасифик, региональное название категории Формула Атлантик , уже была допущена к участию, но относительно небольшие автомобили не могли сравниться со значительно более мощными автомобилями Формулы 5000.
Это дополнение должно было позволить использовать автомобили Формулы-1 , например те, которые участвуют в чемпионате мира, или, что более оптимистично, подержанные автомобили, такие как британская серия AFX Aurora . Однако этот шаг привлек только бывшего британского гонщика Формулы-1 Гая Эдвардса за рулем Fittipaldi .
Общественный интерес к автоспорту достиг нового максимума после одного из самых мрачных периодов для этого вида спорта внутри страны в начале 1980 года, когда в отрасли началась рецессия. Во второй половине года Алан Джонс приблизился к победе на чемпионате мира среди водителей 1980 года , а шумиха вокруг него еще больше усилилась после «происшествия с камнями», случившегося с туристических автомобилей гонщиком Диком Джонсоном на гонке Bathurst 1000 1980 года .
Записи
[ редактировать ]Было объявлено, что недавно коронованный чемпион мира Алан Джонс вернется в Австралию в ноябре, привезя с собой один из Cosworth DFV, с двигателем Williams FW07B на котором он выиграл чемпионат мира, и станет хедлайнером феерического Гран-при Австралии. который был построен Бобом Джейном, который обошел ротационную систему перемещения Гран-при Австралии из штата в штат, закрепив его за своей собственной гоночной трассой, в тесных пределах гоночной трассы Колдер-Парк . Компания Джейн по продаже шин Bob Jane T-Marts стала спонсором гонки Williams.
В гонке участвовал только еще один автомобиль Формулы-1 - V12, с 3,0-литровым двигателем Alfa Romeo 179 представленный заводской командой Alfa Romeo под управлением итальянца Бруно Джакомелли . Промоутер гонки Боб Джейн надеялся, что присутствие Alfa Romeo, Джакомелли и чемпиона Австралии среди водителей 1980 года , уроженца Мельбурна итальянца Альфредо Костанцо , побудит членов большого итальянского сообщества Мельбурна принять участие в гонке.
Французский Лижье гонщик Дидье Пирони также будет присутствовать, но он будет участвовать в гонках Формулы 5000, в частности на новом Elfin MR9, первой и, в конечном итоге, единственной с эффектом граунд-эффекта построенной Формуле 5000 . Однако Аделаиде базирующаяся в команда Ansett Team Elfin отстала от графика при создании новой машины, и, поскольку новый MR9 не был протестирован перед гонкой, руководитель команды и дизайнер Elfin Гарри Купер решил, что он будет участвовать в гонках на машине сам, а Пирони присоединится к постоянному лидеру команды Джону Боу. в гонках на одном из старых и более традиционных Elfin MR8 команды. Как и большинство автомобилей Формулы 5000, оба Elfin были оснащены 5,0-литровым двигателем Chevrolet V8 .
Был заявлен еще один автомобиль Формулы-1, но Leyland с двигателем McLaren M23 (переоборудованный в соответствии с правилами Формулы 5000), которым управлял бывший обладатель Золотой звезды CAMS Джон МакКормак , не смог стартовать после того, как МакКормак был тяжело ранен в дорожно-транспортном происшествии при поездке из Формулы-1. от базы команды в Аделаиде до Мельбурна для участия в гонке. [ 1 ] В то время в Австралии произошла забастовка заправщиков, из-за которой авиакомпании были остановлены, и МакКормак, путешествовавший с одним из своих механиков, был пассажиром в машине, когда механик уснул за рулем, а машина вылетела с дороги и врезалась в дерево. . [ 1 ] Маккормак, который в это время тоже спал, получил трещину на голове, сломанную левую пятку и ушибы ребер. Его механик получил серьезные травмы, но он тоже выжил в аварии. [ 1 ]
Большую часть участников составляли Lola F5000 разного возраста, а также несколько F5000 местного производства, включая Elfins, Matich , несколько старых британских автомобилей и трио Formula Pacific (один Ralt RT1 , один Galloway HG1 и один March). 77Б ), завершая запись.
Квалификационный
[ редактировать ]Как и ожидалось, автомобили Формулы-1 были классом выше, чем автомобили Формулы-5000, причем уведомление было отправлено впервые, когда люди увидели разницу в тормозном пути в конце передней и задней прямых. Уильямс и Альфа Ромео с эффектом земли также были значительно быстрее в поворотах, в то время как мощные, но более тяжелые F5000 не могли сравниться с ускорением более легких и более совершенных автомобилей Формулы-1. Джонс квалифицировал свой FW07B на поуле со временем 36,1 секунды, а Джакомелли отставал всего на 0,2 секунды. Альфредо Костанцо был самым быстрым из бегунов F5000 и занял третье место, на 1,8 секунды медленнее Джонса на трассе длиной 1,609 км (1000 миль). Дидье Пирони квалифицировал свой Elfin MR8 на восьмом месте, примерно на 4,1 секунды медленнее, чем Джонс, хотя и опережал на 0,3 секунды временного товарища по команде Боу, который квалифицировался девятым, несмотря на то, что француз до этого всего один раз управлял автомобилем за несколько дней до гонки.
Самой быстрой из машин Formula Pacific была местная звезда Джон Смит за рулём Ralt RT1 . Смит был на удивление быстр на Ralt с его 1,6-литровым 4-цилиндровым двигателем Ford , отстав в квалификации всего на 5,3 секунды от машин Формулы-1. Поскольку команда закончила машину только утром перед квалификацией, босс Ansett Team Elfin Гарри Купер не практиковал эффект земли MR9, и ему разрешили стартовать с 20-го и последнего места.
Раса
[ редактировать ]Гонка стала почти печально известной после того, как Джонс чуть не проиграл гонку. Джакомелли был на удивление быстр и решителен, поскольку две Формулы-1 фактически столкнулись во время безумной борьбы с некоторыми из более медленных машин - Джакомелли вышел из этой борьбы лидером. Затем Джонс принялся за гонку и, вернув лидерство, уверенно оторвался и одержал победу, опередив Джакомелли на круг.
На финише на четыре круга Пирони уверенно опережал на своем Elfin местных гонщиков Формулы 5000 и финишировал третьим, позволив импортированным гонщикам Формулы 1 полностью захватить подиум.
Надежность преследовала местные автомобили, и у многих водителей возникали проблемы. В конце концов, Альфредо Костанцо опередил ближайшего отечественного конкурента, Лолу Часа Талбота, на три круга, чего было достаточно, чтобы выиграть свой первый чемпионат Австралии среди водителей .
Гарри Купер уверенно провел гонку на MR9 с эффектом земли, впервые выехав на трассу, и финишировал седьмым, отстав на 10 кругов от Алана Джонса.
Алан Джонс установил общий рекорд Колдера Парка во время гонки, пройдя круг за 36,9 секунды (что поставило бы его на третье место в стартовой решетке). По состоянию на 2016 год рекорд Джонса по-прежнему сохраняется для короткого замыкания в Колдер-Парке (Колдер был продлен до 2280 км (1,417 миль) в 1986 году, но все еще сохранил первоначальную схему в рамках реконструкции).
Авантюра Боба Джейна по привлечению к участию в гонке действующего чемпиона мира среди водителей Джонса (сам уроженец Мельбурна) и Джакомелли сработала, поскольку к Колдеру собралась почти полная толпа, несмотря на 38-градусную жару в тот день.
Гонка транслировалась в прямом эфире по всей Австралии на канале Nine Network с экспертными комментариями трехкратного чемпиона мира, бывшего чемпиона Тасманской серии и Гран-при Австралии 1967 года победителя Джеки Стюарта . В кабинке к нему присоединились Кен Спаркс и (на несколько кругов в середине гонки) туристических автомобилей звезда Питер Брок .
Классификация
[ редактировать ]Результаты следующие: [ 2 ]
Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Машина | Который | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 27 | ![]() |
Уильямс FW07B / Форд 3,0 л V8 | 0:36.1 | — |
2 | 23 | ![]() |
Альфа Ромео 179 / Альфа Ромео 3.0L V12 | 0:36.3 | +0.2 |
3 | 84 | ![]() |
Лола Т430 / Шевроле 5.0L V8 | 0:37.9 | +1.8 |
4 | 76 | ![]() |
Лола Т400 / Шевроле 5.0L V8 | 0:38.8 | +2.7 |
5 | 4 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | 0:39.7 | +3.6 |
6 | 10 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | 0:40.0 | +3.9 |
7 | 7 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | 0:40.0 | +3.9 |
8 | 25 | ![]() |
Эльфин MR8 / Шевроле 5.0L V8 | 0:40.2 | +4.1 |
9 | 11 | ![]() |
Эльфин MR8 / Шевроле 5.0L V8 | 0:40.5 | +4.4 |
10 | 17 | ![]() |
Матич А53 / Репко Холден 5,0 л V8 | 0:40.8 | +4.7 |
11 | 21 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | 0:41.1 | +5.0 |
12 | 71 | ![]() |
Ральт RT1 / Форд 1.6L I4 | 0:41.4 | +5.3 |
13 | 38 | ![]() |
Шеврон B37 / Шевроле 5.0L V8 | 0:41.6 | +5.5 |
14 | 33 | ![]() |
Эльфин MR6 / Шевроле 5.0L V8 | 0:42.0 | +5.9 |
15 | 8 | ![]() |
Лола Т330 / Шевроле 5.0L V8 | 0:42.0 | +5.9 |
16 | 16 | ![]() |
Гардос GL1 / Шевроле 5.0L V8 | 0:42.2 | +6.1 |
17 | 34 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | 0:42.3 | +6.2 |
18 | 77 | ![]() |
Галлоуэй HG1 / Форд 1.6L I4 | 0:42.6 | +6.5 |
19 | 48 | ![]() |
Март 77B / Форд 1.6L I4 | 0:43.5 | +7.4 |
20 | 12 | ![]() |
Эльфин MR9 / Шевроле 5.0L V8 | ДНП |
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Машина | Абитуриент [ 3 ] | Круги | Время |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 27 | ![]() |
Уильямс FW07B / Форд 3,0 л V8 | Алан Джонс | 95 | 1:00:16.4 |
2 | 23 | ![]() |
Альфа Ромео 179 / Альфа Ромео 3.0L V12 | Альфа Ромео [ 4 ] | 94 | + 1 круг |
3 | 25 | ![]() |
Эльфин MR8 / Шевроле 5.0L V8 | Наймите команду Эльфина [ 4 ] | 91 | + 4 круга |
4 | 84 | ![]() |
Лола T430 / Шевроле 5.0L V8 | Дистрибьюторы Porsche | 90 | + 5 кругов |
5 | 7 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | Час Талбот | 87 | + 8 кругов |
6 | 10 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | Хандорфский автомобильный музей | 85 | + 10 кругов |
7 | 12 | ![]() |
Эльфин MR9 / Шевроле 5.0L V8 | Наймите команду Эльфина [ 4 ] | 85 | + 10 кругов |
8 | 34 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | Тренгоув Рейсинг [ 4 ] | 84 | + 11 кругов |
9 | 21 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | Пи Джей Эдвардс | 84 | + 11 кругов |
10 | 38 | ![]() |
Шеврон B37 / Шевроле 5.0L V8 | Иван Тайге | 83 | + 12 кругов |
11 | 11 | ![]() |
Эльфин MR8 / Шевроле 5.0L V8 | Наймите команду Эльфина | 79 | + 16 кругов |
Верно | 76 | ![]() |
Лола Т400 / Шевроле 5.0L V8 | Джон Райт | 70 | Батарея |
Верно | 4 | ![]() |
Лола Т332 / Шевроле 5.0L V8 | Ли Ситон | 68 | Коробка передач |
Верно | 8 | ![]() |
Лола Т330 / Шевроле 5.0L V8 | Ян Адамс | 60 | Рокер |
Верно | 17 | ![]() |
Матич А53 / Репко Холден 5,0 л V8 | Мел МакЭвин | 33 | Схватить |
Верно | 77 | ![]() |
Галлоуэй HG1 / Форд 1.6L I4 | Питер Уильямсон Pty Ltd | 27 | Перегрев |
Верно | 33 | ![]() |
Эльфин MR6 / Шевроле 5.0L V8 | Команда Слако | 17 | Водяной шланг / водитель сгорел |
Верно | 16 | ![]() |
Гардос GL1 / Шевроле 5.0L V8 | Барри Синглтон | 6 | Масляный насос |
Верно | 71 | ![]() |
Ральт RT1 / Форд 1.6L I4 | Джим Смит | 1 | Прокладка головки |
DNS | 48 | ![]() |
Март 77B / Форд 1.6L I4 | Рэй Хэнгер |
Примечания
[ редактировать ]- Поул-позиция: Алан Джонс — 0’36,1
- Самый быстрый круг: Алан Джонс — 0’36,9
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Биссетт, Марк (24 июля 2014 г.). «MacLaren Mac… Питер Ревсон, Дэйв Чарльтон и McLaren M23/2 Джона МакКормака…» . primotipo.com . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Уилсон, Стюарт (1986). «1980». В Ховарде, Грэм (ред.). Официальная история Гран-при Австралии из 50 гонок . Гордон, Новый Южный Уэльс: Издательство R&T. стр. 436–444. ISBN 0-9588464-0-5 .
- ↑ Сувенирная программа, Гран-при Австралии 1980, Calder Raceway, 15–16 ноября, стр. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Новости гоночных автомобилей, декабрь 1980 г., стр. 21.