Jump to content

Формула 5000

1974 Лола Т332 .
Formula 5000 1974 года выпуска Автомобиль Lola T330 .
Формулы 5000 1971 года выпуска Автомобиль Lola T192 .
F5000 1973 года выпуска Автомобиль Brabham BT43 .

Формула 5000 (или F5000 ) представляла собой формулу одноместных автогонок с открытыми колесами, которая участвовала в различных сериях в разных регионах мира с 1968 по 1982 год. Первоначально она задумывалась как недорогая серия, предназначенная для гоночных автомобилей с открытыми колесами. которые больше не укладываются ни в одну конкретную формулу. Номинал «5000» соответствует максимальному объему двигателя 5,0 л, разрешенному для автомобилей, хотя многие автомобили оснащались двигателями меньшего размера. Среди производителей были McLaren , Eagle , March , Lola , Lotus , Elfin , Matich и Chevron .

с закрытыми колесами, но по-прежнему одноместных В годы своего упадка в Северной Америке Формула 5000 была преобразована в категорию гоночных спортивных автомобилей .

F5000 по всему миру

[ редактировать ]

Северная Америка

[ редактировать ]
Гоночный автомобиль LeGrand Formula 5000 1968 года выпуска.

Формула 5000 была представлена ​​в 1968 году как класс в гонках SCCA Formula A , серии, в которой допускаются к участию одноместные автомобили различного происхождения, но в которой быстро стали доминировать автомобили, оснащенные серийными американскими двигателями V8. Используемые двигатели обычно представляли собой 5-литровые инжекторные двигатели Chevrolet мощностью около 500 лошадиных сил (370 кВт) при 8000 об / мин, хотя использовались и другие марки. [ 1 ] Концепция была вдохновлена ​​успехом серии Can-Am , в которой участвовало неограниченное количество спортивных автомобилей формулы , оснащенных очень мощными двигателями, заимствованными из американских V8 ; Идея заключалась в том, чтобы воспроизвести эту концепцию с использованием гоночных автомобилей с открытыми колесами. F5000 пользовался популярностью в начале 1970-х годов в США, и в нем участвовали такие гонщики, как Марио Андретти , Эл Унсер , Бобби Ансер , Джеймс Хант , Джоди Шектер , Брайан Редман , Дэвид Хоббс , Тони Адамович , Сэм Поузи , Ян Эшли , Джон Кэннон и Эппи Витцес. .

Рост затрат и доминирование Lola привели к тому, что после 1975 года формула быстро потеряла свою привлекательность. Старые автомобили продолжали использоваться в национальных гонках SCCA, но наиболее конкурентоспособные команды переоборудовали свои автомобили в спортивные кузова в возрожденном чемпионате Can-Am , начиная с 1975 года. 1977. Первоначально формула работала: несколько европейских гонщиков пересекли Атлантику, чтобы принять участие в чемпионате SCCA, но когда IMSA представила новые правила прототипа GTP для чемпионата IMSA GT в 1981 году, старый F5000 теперь был неуклюжим и медленным по сравнению с ним. к новым машинам [ нужна ссылка ] .

В Великобритании появление двигателя Cosworth DFV означало, что многие команды теперь могли позволить себе строить свои собственные шасси на базе хорошего двигателя и трансмиссии, поэтому Cooper , Lotus и Brabham прекратили производство клиентских Формулы-1 автомобилей . К сожалению, более мелкие каперские команды и гонщики, принимавшие участие в британских соревнованиях Формулы-1, не входящих в чемпионат, остались позади, и RAC быстро приняла американские правила F5000.

Чемпионат Европы впервые был проведен в 1969 году как чемпионат Guards Formula 5000. [ 2 ] В 1970 году он был переименован в чемпионат Европы по Формуле 5000 Guards, в 1971 году на Чемпионат Европы по Формуле 5000 компании Rothmans, а в 1975 году на Чемпионат Европы по Формуле 5000 на ShellSport. [ 2 ]

В отличие от американской серии, чемпионат Европы не привлек многих звезд Формулы-1 и спортивных автомобилей, и в нем доминировали пилоты, которых обычно можно было увидеть в Формуле-2 или позади стартовых решеток чемпионата мира Формулы-1. Питеру Гетину удалось начать свою карьеру в Формуле-1 благодаря чемпионским титулам в Формуле-5000. Хотя серия базировалась в Соединенном Королевстве, ей удалось распространиться по Европе: гонки проводились на многих международных трассах, включая Монцу (Италия), Хоккенхайм (Германия) и Зандворт (Нидерланды), и привлекли значительное количество гонщиков с континента.

Слабый фунт стерлингов (в результате энергетического кризиса) и рост стоимости импорта двигателей Chevrolet V8 вызвали некоторую обеспокоенность, и правила по двигателям для европейского F5000 были пересмотрены, чтобы разрешить использование двигателей, отличных от 5,0-литровых двигателей V8 с толкателем - DOHC Cosworth GA V6 (на основе агрегату, используемому в группе 2 Capris , было разрешено участвовать в гонках с объемом двигателя 3500 куб.см. Автомобили March 75A и Chevron B30 добились успеха с V6, в частности March представлял собой немногим больше, чем автомобиль Формулы-1 751 с небольшими модификациями для нового двигателя.

Однако та же проблема, что постигла американскую F5000, случилась и в Европе, и в 1976 году чемпионат Европы F5000 превратился в чемпионат Shellsport Group 8. Это была британская серия для автомобилей Формулы 1 , Формулы 2 , Формулы 5000 и Формулы Atlantic . [ 3 ] сформировав основу того, что впоследствии стало чемпионатом Aurora F1 в 1978 году. Чемпионат F1 был открыт только для автомобилей Формулы 1 и Формулы 2, а автомобили Формулы 5000 больше не допускались.

Старые автомобили F5000 продолжали использоваться в чемпионате Великобритании по спринту и были обычным явлением в гонках Формулы Либре вплоть до 1980-х годов.

Австралия и Новая Зеландия

[ редактировать ]

В Австралии и Новой Зеландии Формула Тасман, определяющая автомобили, допущенные к участию в ежегодной серии Тасман , была расширена в 1970 году, включив в нее автомобили Формулы 5000, а также существующие 2,5-литровые автомобили. [ 4 ] Серия Тасман проводилась во время межсезонья Формулы-1 европейской зимой, и в 1960-х годах она привлекла внимание величайших имен гонок Гран-при, от местных жителей Джека Брэбэма , Денни Халма , Брюса Макларена и Криса Эймона до таких иностранцев, как Грэм Хилл , Джим Кларк , Джеки Стюарт , Фил Хилл , Пирс Кураж и Йохен Риндт .

Однако к 1970-м годам Формула-1 стала более коммерческой, и звезды Гран-при больше не принимали участия. Тасманская серия превратилась в конкурентоспособный местный чемпионат Австралии и Новой Зеландии, в котором доминировали сливки гонщиков «Down Under», такие как Фрэнк Матич , Фрэнк Гарднер , Кевин Бартлетт , Верн Шуппан , Грэм Макрей , Грэм Лоуренс , Уорвик Браун. , Джонни Уокер Джон МакКормак , Алан Джонс , Джон Госс , Ларри Перкинс , Джон Боу и Гарри Купер соревнуются с европейскими и американскими гонщиками, такими как Дэвид Хоббс , Тедди Пилетт , Майк Хейлвуд , Сэм Поузи , Ричард Эттвуд и Питер Гетин . Четыре австралийские гонки Формулы 5000 в Тасмане продолжались (отдельно от новозеландских гонок) как Международная серия Ротманс с 1976 по 1979 год.

Формула 5000 также была основным компонентом австралийской Формулы 1 с 1971 по 1981 год, и эта формула была основной категорией, участвовавшей в чемпионате Австралии среди пилотов в те годы и в Гран-при Австралии до 1980 года. Хотя до 1983 года F5000 все еще называлась австралийской Формулой 1, она была после 1981 года заменена Formula Pacific и Formula Mondial .

В то время как европейские автомобили, такие как различные Lolas , McLaren и Chevron, были популярны, автомобили местного производства от Matich (Matich A50, A51, A52 и A53), Elfin ( Elfin MR5 , MR6, MR8 и MR9, единственные граунд-эффект когда-либо построенные F5000) ) и МакРэй также добились успеха. Самым популярным двигателем был 5,0-литровый Chevrolet V8 , а австралийский Repco Holden , основанный на 5,0-литровом двигателе Holden V8 , также был популярен и успешен.

Формула 5000 остается популярной исторической категорией в Австралии и Новой Зеландии, где в обеих странах проводятся гонки Tasman Revival Series.

Чемпионат Австралии среди водителей S5000 позиционируется как современная интерпретация Формулы 5000, в которой используется современное открытое шасси европейского производства, оснащенное двигателем V8 большой мощности. [ 5 ]

Чемпионат Южной Африки Формулы-1 серия не перешла на Formula Atlantic . был открыт для автомобилей Формулы 5000 в 1968 году, когда они участвовали в гонках против автомобилей Формулы-1 и Формулы-2, пока с 1976 года [ 6 ]

Возрождение как исторической гоночной категории

[ редактировать ]

Эта категория была возрождена в конце 2000-х годов в Новой Зеландии как категория любительских исторических гонок. В 2009/2010 году была проведена серия гонок из пяти этапов, финальный этап гонки поддержки Гран-при Австралии 2010 года в Мельбурне, Австралия. [ 7 ]

Ежегодное соревнование Wine Country Classic, историческое соревнование по автомобильным гонкам, проходившее на гоночной трассе Infineon Raceway в Сономе, штат Калифорния , было посвящено Формуле 5000 в 2008 году. [ 8 ] В то время Wine Country Classic была Родственное мероприятие популярным историческим автомобильным гонкам Монтерея, проводимым на гоночной трассе Mazda Raceway Laguna Seca в Монтерее, штат Калифорния .

В 2014 году на Rolex Monterey Reunion в качестве основной гонки, завершающей уик-энд, были представлены автомобили Формулы 5000, а в 2015 году на сборе также присутствовали автомобили Формулы 5000. [ 9 ]

Список чемпионов F5000

[ редактировать ]
Американская Формула A/F5000 (1967–1976)
Одноместный Can-Am (1977–1986)
Чемпионат Европы F5000 [ 10 ] Тасманская серия (F5000 лет)
Международная серия Ротманс (1976–1979)
Чемпионат Австралии среди водителей
- Золотая звезда CAMS
(F5000 лет)
Золотая звезда Новой Зеландии
(F5000 лет) [ 11 ]
Золотая звезда Южной Африки
(F5000 лет)
Канадская Формула А
Год Водитель Машина Год Водитель [ 10 ] Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина
1967 Соединенные Штаты Гас Хатчисон Лотос 41 [ а ]
1968 Соединенные Штаты Лу Селл Орел Мк4 1968 ЮАР Джеки Преториус Лола Т140
1969 Соединенные Штаты Тони Адамович Орел Мк5 1969 [ б ] Великобритания Питер Гетин Макларен М10А 1969 ЮАР Джон Макникол Лола Т142 1969 Канада Эппи Витцес Лола Т142
1970 Канада Джон Кэннон Макларен М10Б 1970 Великобритания Питер Гетин Макларен М10Б 1970 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Феррари 246Т [ с ] 1969/70 Новая Зеландия Грэм Макрей Бегг FM2
Макларен М10А
1970 ЮАР Боб Олтофф Макларен М10А 1970 Канада Эппи Витцес Макларен М10Б
1971 Великобритания Дэвид Хоббс Макларен М10Б 1971 Австралия Фрэнк Гарднер Лола Т192
Лола Т300
1971 Новая Зеландия Грэм Макрей Макларен М10Б 1971 Австралия Макс Стюарт Милдрен [ д ] 1970/71 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Феррари 246Т
Брэбэм BT29 [ и ]
1971 ЮАР Пэдди Драйвер Макларен М10Б
1972 Новая Зеландия Грэм Макрей Макрей GM1 1972 Нидерланды Гийс ван Леннеп Сёртиз TS11
Макларен М18
1972 Новая Зеландия Грэм Макрей Леда LT27 1972 Австралия Фрэнк Мэтт Умеренный А50 1971/72 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM4 1972 ЮАР Эдди Кейза Сёртиз TS5
1973 ЮАР Джоди Шектер Троян Т101
Лола Т330
1973 Бельгия Тедди Пилетт Шеврон Б24 1973 Новая Зеландия Грэм Макрей Макрей GM1 1973 Австралия Джон МакКормак Эльфин MR5 1972/73 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM5 1973 ЮАР Пэдди Драйвер Макларен М10Б
1974 Великобритания Брайан Редман Лола Т332 1974 Великобритания Боб Эванс Лола Т332 1974 Великобритания Питер Гетин Шеврон Б24 1974 Австралия Макс Стюарт Лола Т330 1973/74 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM5
1975 Великобритания Брайан Редман Лола Т332
Лола Т400
1975 Бельгия Тедди Пилетт Лола Т400 1975 Австралия Уорик Браун Лола Т332 1975 Австралия Джон МакКормак Эльфин MR6 1974/75 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Лола Т332
1976 Великобритания Брайан Редман Лола T332C 1976 Австралия Верн Шуппан Лола Т332 1976 Австралия Джон Леффлер Лола Т400 1975/76 Новая Зеландия Кен Смит Лола Т332
1977 Франция Патрик Тамбей Лола T333CS 1977 Австралия Уорик Браун Бабушка Т430 1977 Австралия Джон МакКормак Макларен М23 1976/77 Новая Зеландия Дэйв Макмиллан Ральт РТ1 [ ж ]
1978 Австралия Алан Джонс Лола T333CS 1978 Австралия Уорик Браун Лола T333CS 1978 Новая Зеландия Грэм Макрей Макрей GM3
1979 Бельгия Джеки Икс Лола T333CS 1979 Австралия Ларри Перкинс Эльфин MR8 1979 Австралия Джонни Уокер Лола Т332
1980 Франция Патрик Тамбей Лола Т530 1980 Австралия Альфредо Костанцо Лола Т430
1981 Австралия Джефф Брэбэм Лола Т530
ВДС 001
1981 Австралия Альфредо Костанцо Макларен М26
1982 Соединенные Штаты Эл Унсер младший Фрисби GR2
Фрисби GR3
1983 Канада Жак Вильнев Фрисби GR2
Фрисби GR3
1984 Республика Ирландия Майкл Роу ВДС 002
ВДС 004
1985 Соединенные Штаты Рик Мяскевич Фрисби GR3
1986 Канада Хорст Кролл Фрисби КР3

Примечания

[ редактировать ]
  1. Lotus Гаса Хатчисона был автомобилем Формулы B, оснащенным 1,6-литровым двигателем BRM-Ford. [ 12 ]
  2. ^ Первый «Чемпионат Европы F5000» проводился в 1969 году как чемпионат Guards Formula 5000. [ 2 ]
  3. ^ Автомобиль Лоуренса был оснащен двигателем Ferrari объемом 2,4 литра. [ 12 ]
  4. ^ Автомобиль Стюарта был оснащен 2,0-литровым двигателем Waggott . [ 13 ]
  5. ^ Ferrari Лоуренса с двигателем объемом 2,4 литра и Brabham с двигателем Cosworth объемом 1,8 литра . [ 11 ]
  6. Автомобили Формулы 5000 по-прежнему допускались к участию в чемпионате Новой Зеландии «Золотая звезда» 1976/77 года, но система начисления очков отдавала предпочтение гонщикам Формулы Pacific. Ralt Дэйва Макмиллана был автомобилем Формулы Pacific, оснащенным 1,6-литровым двигателем Ford. [ 11 ]

Чемпионом SCCA Формулы А 1971 года стал Дэйв Хайнц из Тампы, Флорида, на Lola 142/Traco Chevy. В том же году второй тур SCCA проводился на Роуд Атланта.

  1. ^ Поузи, Сэм (май 2010 г.). «Формула 5000: Секретная серия Америки» . Дорога и трек . 61 (9): 90–97. Архивировано из оригинала 6 мая 2010 года . Проверено 12 июня 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Вольфганг Клопфер, Формула 5000 в Европе: гонка за гонкой Получено с сайтаbooks.google.com.au 20 августа 2012 г.
  3. Архив Формулы-1 , получено с сайта www.silhouet.com 20 августа 2012 г.
  4. ^ Тасманский сезон 1970 года. Архивировано 18 сентября 2009 г. на Wayback Machine. Получено с сайта www.sergent.com.au 22 июля 2009 г.
  5. ^ «Дебют гоночного чемпионата S5000 отложен» . Новости скорости . 20 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 г. Проверено 5 мая 2022 г.
  6. ^ Браун, Аллен. «Формула А и Формула 5000 1965-1982» . Старые гоночные автомобили . Проверено 15 ноября 2022 г.
  7. результаты шестого раунда возрождения Кубка Тасмана 2010. Архивировано 2 июня 2010 г. в Wayback Machine.
  8. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 30 августа 2014 г. Проверено 28 августа 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  9. ^ «Обновление воссоединения Monterey Motorsports — через апекс» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Чемпионат Европы по Формуле 5000. Получено с сайта 8w.forix.com 20 августа 2012 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Клопфер, Вольфганг (2005). Формула 5000 в Новой Зеландии и Австралии . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN  978-3-8334310-12 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Чемпионы Формулы А и Формулы 5000. Получено с сайта www.oldracingcars.com 29 августа 2009 г.
  13. ^ Путеводитель по Золотой звезде - Приложение к журналу Racing Car News, август 1972 г., страница iv
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8618159f27eb5f994744032dbb21b32__1707717840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/32/d8618159f27eb5f994744032dbb21b32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Formula 5000 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)