Формула 5000



Формула 5000 (или F5000 ) представляла собой формулу одноместных автогонок с открытыми колесами, которая участвовала в различных сериях в разных регионах мира с 1968 по 1982 год. Первоначально она задумывалась как недорогая серия, предназначенная для гоночных автомобилей с открытыми колесами. которые больше не укладываются ни в одну конкретную формулу. Номинал «5000» соответствует максимальному объему двигателя 5,0 л, разрешенному для автомобилей, хотя многие автомобили оснащались двигателями меньшего размера. Среди производителей были McLaren , Eagle , March , Lola , Lotus , Elfin , Matich и Chevron .
с закрытыми колесами, но по-прежнему одноместных В годы своего упадка в Северной Америке Формула 5000 была преобразована в категорию гоночных спортивных автомобилей .
F5000 по всему миру
[ редактировать ]Северная Америка
[ редактировать ]
Формула 5000 была представлена в 1968 году как класс в гонках SCCA Formula A , серии, в которой допускаются к участию одноместные автомобили различного происхождения, но в которой быстро стали доминировать автомобили, оснащенные серийными американскими двигателями V8. Используемые двигатели обычно представляли собой 5-литровые инжекторные двигатели Chevrolet мощностью около 500 лошадиных сил (370 кВт) при 8000 об / мин, хотя использовались и другие марки. [ 1 ] Концепция была вдохновлена успехом серии Can-Am , в которой участвовало неограниченное количество спортивных автомобилей формулы , оснащенных очень мощными двигателями, заимствованными из американских V8 ; Идея заключалась в том, чтобы воспроизвести эту концепцию с использованием гоночных автомобилей с открытыми колесами. F5000 пользовался популярностью в начале 1970-х годов в США, и в нем участвовали такие гонщики, как Марио Андретти , Эл Унсер , Бобби Ансер , Джеймс Хант , Джоди Шектер , Брайан Редман , Дэвид Хоббс , Тони Адамович , Сэм Поузи , Ян Эшли , Джон Кэннон и Эппи Витцес. .
Рост затрат и доминирование Lola привели к тому, что после 1975 года формула быстро потеряла свою привлекательность. Старые автомобили продолжали использоваться в национальных гонках SCCA, но наиболее конкурентоспособные команды переоборудовали свои автомобили в спортивные кузова в возрожденном чемпионате Can-Am , начиная с 1975 года. 1977. Первоначально формула работала: несколько европейских гонщиков пересекли Атлантику, чтобы принять участие в чемпионате SCCA, но когда IMSA представила новые правила прототипа GTP для чемпионата IMSA GT в 1981 году, старый F5000 теперь был неуклюжим и медленным по сравнению с ним. к новым машинам [ нужна ссылка ] .
Европа
[ редактировать ]В Великобритании появление двигателя Cosworth DFV означало, что многие команды теперь могли позволить себе строить свои собственные шасси на базе хорошего двигателя и трансмиссии, поэтому Cooper , Lotus и Brabham прекратили производство клиентских Формулы-1 автомобилей . К сожалению, более мелкие каперские команды и гонщики, принимавшие участие в британских соревнованиях Формулы-1, не входящих в чемпионат, остались позади, и RAC быстро приняла американские правила F5000.
Чемпионат Европы впервые был проведен в 1969 году как чемпионат Guards Formula 5000. [ 2 ] В 1970 году он был переименован в чемпионат Европы по Формуле 5000 Guards, в 1971 году на Чемпионат Европы по Формуле 5000 компании Rothmans, а в 1975 году на Чемпионат Европы по Формуле 5000 на ShellSport. [ 2 ]
В отличие от американской серии, чемпионат Европы не привлек многих звезд Формулы-1 и спортивных автомобилей, и в нем доминировали пилоты, которых обычно можно было увидеть в Формуле-2 или позади стартовых решеток чемпионата мира Формулы-1. Питеру Гетину удалось начать свою карьеру в Формуле-1 благодаря чемпионским титулам в Формуле-5000. Хотя серия базировалась в Соединенном Королевстве, ей удалось распространиться по Европе: гонки проводились на многих международных трассах, включая Монцу (Италия), Хоккенхайм (Германия) и Зандворт (Нидерланды), и привлекли значительное количество гонщиков с континента.
Слабый фунт стерлингов (в результате энергетического кризиса) и рост стоимости импорта двигателей Chevrolet V8 вызвали некоторую обеспокоенность, и правила по двигателям для европейского F5000 были пересмотрены, чтобы разрешить использование двигателей, отличных от 5,0-литровых двигателей V8 с толкателем - DOHC Cosworth GA V6 (на основе агрегату, используемому в группе 2 Capris , было разрешено участвовать в гонках с объемом двигателя 3500 куб.см. Автомобили March 75A и Chevron B30 добились успеха с V6, в частности March представлял собой немногим больше, чем автомобиль Формулы-1 751 с небольшими модификациями для нового двигателя.
Однако та же проблема, что постигла американскую F5000, случилась и в Европе, и в 1976 году чемпионат Европы F5000 превратился в чемпионат Shellsport Group 8. Это была британская серия для автомобилей Формулы 1 , Формулы 2 , Формулы 5000 и Формулы Atlantic . [ 3 ] сформировав основу того, что впоследствии стало чемпионатом Aurora F1 в 1978 году. Чемпионат F1 был открыт только для автомобилей Формулы 1 и Формулы 2, а автомобили Формулы 5000 больше не допускались.
Старые автомобили F5000 продолжали использоваться в чемпионате Великобритании по спринту и были обычным явлением в гонках Формулы Либре вплоть до 1980-х годов.
Австралия и Новая Зеландия
[ редактировать ]В Австралии и Новой Зеландии Формула Тасман, определяющая автомобили, допущенные к участию в ежегодной серии Тасман , была расширена в 1970 году, включив в нее автомобили Формулы 5000, а также существующие 2,5-литровые автомобили. [ 4 ] Серия Тасман проводилась во время межсезонья Формулы-1 европейской зимой, и в 1960-х годах она привлекла внимание величайших имен гонок Гран-при, от местных жителей Джека Брэбэма , Денни Халма , Брюса Макларена и Криса Эймона до таких иностранцев, как Грэм Хилл , Джим Кларк , Джеки Стюарт , Фил Хилл , Пирс Кураж и Йохен Риндт .
Однако к 1970-м годам Формула-1 стала более коммерческой, и звезды Гран-при больше не принимали участия. Тасманская серия превратилась в конкурентоспособный местный чемпионат Австралии и Новой Зеландии, в котором доминировали сливки гонщиков «Down Under», такие как Фрэнк Матич , Фрэнк Гарднер , Кевин Бартлетт , Верн Шуппан , Грэм Макрей , Грэм Лоуренс , Уорвик Браун. , Джонни Уокер Джон МакКормак , Алан Джонс , Джон Госс , Ларри Перкинс , Джон Боу и Гарри Купер соревнуются с европейскими и американскими гонщиками, такими как Дэвид Хоббс , Тедди Пилетт , Майк Хейлвуд , Сэм Поузи , Ричард Эттвуд и Питер Гетин . Четыре австралийские гонки Формулы 5000 в Тасмане продолжались (отдельно от новозеландских гонок) как Международная серия Ротманс с 1976 по 1979 год.
Формула 5000 также была основным компонентом австралийской Формулы 1 с 1971 по 1981 год, и эта формула была основной категорией, участвовавшей в чемпионате Австралии среди пилотов в те годы и в Гран-при Австралии до 1980 года. Хотя до 1983 года F5000 все еще называлась австралийской Формулой 1, она была после 1981 года заменена Formula Pacific и Formula Mondial .
В то время как европейские автомобили, такие как различные Lolas , McLaren и Chevron, были популярны, автомобили местного производства от Matich (Matich A50, A51, A52 и A53), Elfin ( Elfin MR5 , MR6, MR8 и MR9, единственные граунд-эффект когда-либо построенные F5000) ) и МакРэй также добились успеха. Самым популярным двигателем был 5,0-литровый Chevrolet V8 , а австралийский Repco Holden , основанный на 5,0-литровом двигателе Holden V8 , также был популярен и успешен.
Формула 5000 остается популярной исторической категорией в Австралии и Новой Зеландии, где в обеих странах проводятся гонки Tasman Revival Series.
Чемпионат Австралии среди водителей S5000 позиционируется как современная интерпретация Формулы 5000, в которой используется современное открытое шасси европейского производства, оснащенное двигателем V8 большой мощности. [ 5 ]
ЮАР
[ редактировать ]Чемпионат Южной Африки Формулы-1 серия не перешла на Formula Atlantic . был открыт для автомобилей Формулы 5000 в 1968 году, когда они участвовали в гонках против автомобилей Формулы-1 и Формулы-2, пока с 1976 года [ 6 ]
Возрождение как исторической гоночной категории
[ редактировать ]Эта категория была возрождена в конце 2000-х годов в Новой Зеландии как категория любительских исторических гонок. В 2009/2010 году была проведена серия гонок из пяти этапов, финальный этап гонки поддержки Гран-при Австралии 2010 года в Мельбурне, Австралия. [ 7 ]
Ежегодное соревнование Wine Country Classic, историческое соревнование по автомобильным гонкам, проходившее на гоночной трассе Infineon Raceway в Сономе, штат Калифорния , было посвящено Формуле 5000 в 2008 году. [ 8 ] В то время Wine Country Classic была Родственное мероприятие популярным историческим автомобильным гонкам Монтерея, проводимым на гоночной трассе Mazda Raceway Laguna Seca в Монтерее, штат Калифорния .
В 2014 году на Rolex Monterey Reunion в качестве основной гонки, завершающей уик-энд, были представлены автомобили Формулы 5000, а в 2015 году на сборе также присутствовали автомобили Формулы 5000. [ 9 ]
Список чемпионов F5000
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Lotus Гаса Хатчисона был автомобилем Формулы B, оснащенным 1,6-литровым двигателем BRM-Ford. [ 12 ]
- ^ Первый «Чемпионат Европы F5000» проводился в 1969 году как чемпионат Guards Formula 5000. [ 2 ]
- ^ Автомобиль Лоуренса был оснащен двигателем Ferrari объемом 2,4 литра. [ 12 ]
- ^ Автомобиль Стюарта был оснащен 2,0-литровым двигателем Waggott . [ 13 ]
- ^ Ferrari Лоуренса с двигателем объемом 2,4 литра и Brabham с двигателем Cosworth объемом 1,8 литра . [ 11 ]
- ↑ Автомобили Формулы 5000 по-прежнему допускались к участию в чемпионате Новой Зеландии «Золотая звезда» 1976/77 года, но система начисления очков отдавала предпочтение гонщикам Формулы Pacific. Ralt Дэйва Макмиллана был автомобилем Формулы Pacific, оснащенным 1,6-литровым двигателем Ford. [ 11 ]
Чемпионом SCCA Формулы А 1971 года стал Дэйв Хайнц из Тампы, Флорида, на Lola 142/Traco Chevy. В том же году второй тур SCCA проводился на Роуд Атланта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поузи, Сэм (май 2010 г.). «Формула 5000: Секретная серия Америки» . Дорога и трек . 61 (9): 90–97. Архивировано из оригинала 6 мая 2010 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольфганг Клопфер, Формула 5000 в Европе: гонка за гонкой Получено с сайтаbooks.google.com.au 20 августа 2012 г.
- ↑ Архив Формулы-1 , получено с сайта www.silhouet.com 20 августа 2012 г.
- ^ Тасманский сезон 1970 года. Архивировано 18 сентября 2009 г. на Wayback Machine. Получено с сайта www.sergent.com.au 22 июля 2009 г.
- ^ «Дебют гоночного чемпионата S5000 отложен» . Новости скорости . 20 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 г. Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Браун, Аллен. «Формула А и Формула 5000 1965-1982» . Старые гоночные автомобили . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ↑ результаты шестого раунда возрождения Кубка Тасмана 2010. Архивировано 2 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 30 августа 2014 г. Проверено 28 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Обновление воссоединения Monterey Motorsports — через апекс» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чемпионат Европы по Формуле 5000. Получено с сайта 8w.forix.com 20 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клопфер, Вольфганг (2005). Формула 5000 в Новой Зеландии и Австралии . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-8334310-12 .
- ^ Перейти обратно: а б Чемпионы Формулы А и Формулы 5000. Получено с сайта www.oldracingcars.com 29 августа 2009 г.
- ^ Путеводитель по Золотой звезде - Приложение к журналу Racing Car News, август 1972 г., страница iv
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- OldRacingCars.com Истории автомобилей F5000 и результаты гонок
- Веб-сайт Ассоциации Формулы 5000 Новой Зеландии - проводит историческую серию гонок на оригинальных автомобилях F5000.
- История Формулы 5000 f5000aust.com
- Формула Гром 5000 youtube.com