Джеймс Хант
![]() Хант в 1977 году | |
Рожденный | Бельмонт , Суррей, Англия | 29 августа 1947 г.
---|---|
Умер | 15 июня 1993 г. Уимблдон, Лондон , Англия | (45 лет)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1973 – 1979 |
Команды | Хескет , Макларен , Вольф |
Записи | 93 (92 старта) |
Чемпионаты | 1 ( 1976 ) |
Победы | 10 |
Подиумы | 23 |
Карьерные очки | 179 |
Поул-позиции | 14 |
Самые быстрые круги | 8 |
Первая запись | Гран-при Монако 1973 года. |
Первая победа | Гран-при Голландии 1975 года. |
Последняя победа | Гран-при Японии 1977 года. |
Последняя запись | Гран-при Монако 1979 года. |
Джеймс Саймон Уоллис Хант (29 августа 1947 г. - 15 июня 1993 г.) [1] британский автогонщик , выигравший чемпионат мира Формулы-1 в 1976 году . После ухода из гонок в 1979 году Хант до самой смерти оставался комментатором СМИ и бизнесменом.
Начав свою гоночную карьеру с кузовных гонок , Хант перешел в Формулу-3 , где привлек внимание команды Hesketh Racing и вскоре перешел под их крыло. Часто безрассудные и насыщенные действиями подвиги Ханта на трассе принесли ему прозвище «Хант-шунт» ( «шунт», как термин в британских автогонках, означает «авария»). Хант участвовал в Формуле-1 в 1973 году за рулем March 731, представленного командой Hesketh Racing. Он продолжал побеждать за Хескет, управляя их собственным автомобилем Hesketh 308 , как в чемпионатах мира, так и в гонках вне чемпионата, прежде чем присоединиться к команде McLaren в конце 1975 года . В свой первый год в McLaren Хант выиграл чемпионат мира среди водителей 1976 года и оставался в команде еще два года, хотя и с меньшим успехом, прежде чем перешел в команду Wolf в начале 1979 года . После череды гонок, в которых ему не удалось финишировать, Хант ушел из вождения в середине сезона 1979 года.
После ухода из автоспорта он сделал карьеру комментатора автогонок на BBC . Он умер от сердечного приступа, когда ему было 45 лет. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хант родился в Белмонте , графство Суррей , в семье Уоллис Глинн Ганторп Хант (1922–2001), биржевого маклера, и Сьюзен (Сью) Ноэль Вентворт ( урожденная Дэвис ) Хант. [3] У него была старшая сестра Салли, три младших брата Питер, Тимоти и Дэвид и одна младшая сестра Джорджина. [4] Уоллис Хант происходил по материнской линии от промышленника и политика сэра Уильяма Джексона, 1-го баронета . [5] Семья Ханта жила в квартире в Чиме, графство Суррей , переехала в Саттон, когда ему было 11 лет, а затем в более просторный дом в Белмонте. [6] Он учился в подготовительной школе Вестерли, Сент-Леонардс-он-Си , Сассекс. [7] а затем Веллингтонский колледж . [8]
Хант впервые научился водить трактор на ферме в Пембрукшире , Уэльс, во время семейного отдыха под руководством владельца фермы, но переключение передач его расстраивало, поскольку ему не хватало необходимой силы. [9] Хант сдал экзамен по вождению через неделю после своего семнадцатого дня рождения, после чего, по его словам, его жизнь «по-настоящему началась». [10] Он также начал кататься на лыжах в 1965 году в Шотландии и планировал дальнейшие лыжные поездки. Перед своим восемнадцатилетием он побывал в доме Криса Риджа, своего партнера по теннису в парном разряде. Брат Риджа Саймон, участвовавший в гонках на Minis, готовил свою машину к гонке в Сильверстоуне в те выходные. Риджес взяли Ханта на гонку, с которой началось его одержимость автогонками. [11]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Мини-гонки
[ редактировать ]Гоночная карьера Ханта началась на гоночном Mini . Впервые он принял участие в гонке на трассе Снеттертон в Норфолке, но инспекторы гонки не позволили ему участвовать, посчитав, что Mini имеет множество нарушений, что расстроило Ханта и его товарища по команде Джастина Фрая. Позже Хант получил необходимое финансирование от работы менеджером-стажером в телефонной компании для участия в трех мероприятиях. В этот момент Фрай принял решение расстаться с командой из-за нарушений и модификаций, которые происходили с автомобилями, которые они использовали. [12]
Формула Форд
[ редактировать ]Хант закончил Формулу Форд в 1968 году. Он водил автомобиль Russell-Alexis Mark 14, купленный в рассрочку . В своей первой гонке в Снеттертоне Хант потерял 15 л.с. из-за неправильной настройки зажигания двигателя, но сумел финишировать пятым. Хант одержал свою первую победу на Лидден-Хилл , а также установил рекорд круга на коротком замыкании Брэндс-Хэтч . [13]
Формула Три
[ редактировать ]
В 1969 году Хант участвовал в гонках Формулы-3 на бюджет, предоставленный Gowrings of Reading, который купил Merlyn Mark 11A . Гаурингс намеревался управлять автомобилем в двух последних гонках 1968 года. [13] Хант выиграл несколько гонок и регулярно занимал высокие места, что привело к тому, что Британская гильдия писателей-автомобилистов наградила его премией Гроуввуда как одного из трех гонщиков, у которых была признана многообещающая карьера. [14]
Хант был вовлечен в спорный инцидент с Дэйвом Морганом во время битвы за второе место в гонке Formula Three Daily Express Trophy в Кристал Пэлас 3 октября 1970 года. После удара колес ранее в очень напряженной гонке Морган попытался обогнать Ханта на трассе. за пределами South Tower Corner на последнем круге, но вместо этого машины столкнулись и вылетели из гонки. Машина Ханта остановилась посреди трассы без двух колес. Хант вылез из машины, подбежал к Моргану и в ярости толкнул его на землю. [15] что принесло ему резкое неодобрение со стороны властей. Оба мужчины были вызваны в RAC , и после заслушивания показаний других гонщиков Хант был оправдан трибуналом, а Морган был отстранен от участия в гонках на 12 месяцев, но впоследствии ему разрешили перейти в Формулу Атлантик в 1971 году. [16] Позже Хант встретился с Джоном Хоганом и автогонщиком Джерри Бирреллом, чтобы получить спонсорство от Coca-Cola . [17]
Карьера Ханта продолжилась в заводской мартовской команде в 1972 году. В своей первой гонке в Мэллори-парке он финишировал третьим, но официальные лица гонки сказали ему, что он был исключен из результатов, поскольку его двигатель был признан не отвечающим правилам. [18] Однако машина прошла испытания на следующих двух гонках в Брэндс-Хэтче. В этих гонках Хант финишировал четвертым и пятым соответственно. Он столкнулся с двумя машинами в Оултон-парке , но финишировал третьим в Мэллори-парке после долгой дуэли с Роджером Уильямсоном . Машины не появились в Зандворте , но Хант все равно присутствовал на гонке в качестве зрителя. [19]
В мае 1972 года команда объявила, что его исключили из команды STP-March Формулы 3 и заменили Йохеном Массом . Когда Хант попытался связаться с Марчем, он не смог получить никакого ответа от своих работодателей. Хант решил проконсультироваться с Крисом Маршаллом, бывшим менеджером своей команды, который объяснил, что есть запасная машина. [19] Это последовало за периодом, характеризующимся серией механических неисправностей. Хант решил, вопреки четким указаниям директора марша Макса Мосли , участвовать в марше в Монако от другой команды. Его освободил гонщик Жан-Клод Альзерат после того, как собственный Марш Ханта сначала сломался, а затем его сбил другой участник на тренировочном круге. [20]
Карьера в Формуле-1
[ редактировать ]1973–1975: Хескет
[ редактировать ]- 1973
Хескет приобрел шасси March 731, разработанное Харви Постлетуэйтом . Соперники изначально не воспринимали команду всерьез, считая команду Хескета тусовщиками, наслаждающимися гламуром Формулы-1. [Примечание 1] Однако Hesketh March оказались гораздо более конкурентоспособными, чем заводские автомобили March, и их лучшим результатом стало второе место на Гран-при США 1973 года . Хант также ненадолго участвовал в гонках на спортивных автомобилях на гонках «Девять часов Кьялами» 1973 года, управляя Mirage M6 вместе с Дереком Беллом и заняв второе место. [22]
После окончания сезона Хант был награжден Трофеем Кэмпбелла от RAC, отметив его выступление в Формуле-1 как лучшее среди британских гонщиков. [23]
- 1974
К 1974 года сезону компания Hesketh Racing построила автомобиль, вдохновленный маркой, под названием Hesketh 308 , но сопутствующий двигатель V12 так и не был реализован. Первое испытание автомобиля Хантом состоялось в Сильверстоуне и показало, что он более устойчив, чем его предшественник, March 731. Ханту оставили зарплату в размере 15 000 фунтов стерлингов. [24] Команда Hesketh захватила общественное внимание как автомобиль без опознавательных знаков спонсоров, значка в виде плюшевого мишки и наплевательского командного духа, который противоречил тому факту, что их инженеры были высококвалифицированными профессионалами. В Аргентине Хант квалифицировался пятым и некоторое время лидировал, прежде чем его обогнал Ронни Петерсон, прежде чем Хант вылетел с трассы и в конечном итоге сошел с дистанции из-за отказа двигателя. [25] В Южной Африке Хант сошел с пятого места из-за поломки карданного вала. [26] Самым ярким событием сезона для Ханта стала победа в BRDC International Trophy гонке вне чемпионата в Сильверстоуне против большинства обычных участников Формулы-1.
- 1975

Хант финишировал шестым в Бразилии и сошел с дистанции из-за отказа двигателя в Южной Африке . В Испании Хант лидировал первые шесть кругов, прежде чем столкнулся с барьером по той же причине в Монако . У него было еще два выхода на пенсию в Бельгии и Швеции , оба из которых произошли из-за механических неисправностей. [27] Первая победа Ханта пришла на Гран-при Нидерландов 1975 года в Зандворте . В том году он финишировал четвертым в чемпионате, но у лорда Хескета закончились средства, и он не смог найти спонсора для своей команды. оставалось мало времени До сезона 1976 года , и Хант отчаянно искал драйва, пока Эмерсон Фиттипальди не покинул McLaren и не присоединился к команде своего брата Коперсукар-Фиттипальди . Поскольку других ведущих пилотов не было, руководство команды подписало Ханта с McLaren - в рамках сделки, заключенной при посредничестве Джона Хогана из Marlboro - на следующий сезон по контракту, включающему гонорар в размере 50 000 долларов и значительную долю призовых. [28]
1976–1978: Макларен
[ редактировать ]
- 1976
Сезон оказался одним из самых драматичных и противоречивых за всю историю. Хотя выступления Ханта на Хескете вызвали значительную похвалу, были некоторые предположения относительно того, сможет ли он действительно выдержать борьбу за чемпионство. Теперь работая заводским гонщиком McLaren, он развеял многих сомневающихся на первой гонке в Бразилии, где на наспех перестроенном McLaren M23 он занял поул-позицию на последних минутах квалификации. В течение года он одержал на McLaren M23 шесть побед в Гран-при , но благодаря превосходной надежности действующий чемпион мира и главный соперник Ники Лауда вырвал значительное преимущество по очкам в первых нескольких гонках сезона. Первая победа Ханта в гонке 1976 года на четвертой гонке сезона, Гран-при Испании , привела к дисквалификации за вождение автомобиля, ширина которого была признана слишком широкой на 1,8 см. Позже победа была восстановлена по апелляции, но она задала тон чрезвычайно нестабильному сезону. На Гран-при Великобритании Хант попал в инцидент на первом повороте с Лаудой на первом круге, что привело к остановке и возобновлению гонки. Сначала Хант попытался взять запасную машину, однако это было запрещено, и за это время исходная гоночная машина была отремонтирована, в конечном итоге выиграв возобновившуюся гонку. [29] Победа Ханта была аннулирована 24 сентября постановлением FIA после того, как Ferrari пожаловалась, что Ханту не разрешено по закону возобновить гонку. [30]
Лауда получил почти смертельную травму в результате аварии на следующем этапе Гран-при Германии на Нюрбургринге . Хант доминировал на возобновившейся гонке Нюрбургринга, сразу же вырвавшись вперед и оставаясь вне конкуренции с клетчатым флагом.
Травмы Лауды не позволили ему участвовать в следующих двух гонках, что позволило Ханту сократить отставание в борьбе за чемпионство. В Зандворте Хант обогнал Ронни Петерсона на 12-м круге и сопротивлялся давлению Джона Уотсона, чтобы победить. [31] На Гран-при Италии большой историей стало чудесное возвращение Лауды после аварии на Нюрбургринге. На трассе, которая должна была подходить машине Ханта, было проверено топливо Texaco , которое использовал McLaren, и, хотя оно казалось законным, их автомобили и автомобили команды Penske были признаны имеющими более высокое октановое число, чем разрешено. Впоследствии обе команды были вынуждены стартовать с задней части стартовой решетки. Пытаясь пробиться на поле, Хант вылетел, и Лауда финишировал четвертым. На следующем этапе в Канаде Хант узнал, что его дисквалифицировали с Гран-при Великобритании, а Лауду присудили победу и, таким образом, он получил три дополнительных очка. Разъяренный Хант провёл очень сложную гонку на сложной трассе Моспорт-Парк и победил. На предпоследнем этапе в США на сложной трассе Уоткинс-Глен Хант стартовал с поула и одержал победу после ближнего боя с Джоди Шектером . [32] Это подготовило почву для финального раунда в Японии . Удар Ханта в конце сезона позволил ему отставать от Лауды всего на три очка. Скользящая шкала очков шести лучших игроков означала, что Ханту нужно было финишировать четвертым (с 3 очками) или лучше, чтобы обогнать Лауду в чемпионате. Лауде нужно было набрать на два очка меньше, чем Ханту, или даже больше, чтобы остаться впереди. Менеджер команды McLaren Аластер Колдуэлл воспользовался перерывом между двумя последними гонками, чтобы арендовать трассу Фудзи – трассу, принимавшую первый Гран-при и поэтому неизвестную всем командам – для эксклюзивного теста McLaren. Через несколько кругов заклинило коробку передач, что привело к преждевременному завершению теста, но у команды было преимущество: акклиматизироваться к новой трассе. Условия самой гонки были очень влажными. Лауда сошел с дистанции в начале гонки, не имея возможности моргнуть из-за ожогов лица в результате аварии в Германии. [33] После того, как Хант лидировал большую часть гонки, он получил прокол, затем у него был отложенный пит-стоп и, наконец, он получил неоднозначные сигналы от своей команды. Но ему удалось финишировать третьим, набрав четыре очка, чего ему хватило, чтобы выиграть чемпионат мира с преимуществом в одно очко. [34] Хант был последним британским чемпионом Формулы-1, пока Найджел Мэнселл не выиграл чемпионат 1992 года за Williams. [35] Он был, относительно, одним из самых дешевых чемпионов мира Формулы-1 за всю историю, подписав в последнюю минуту контракт на 200 000 долларов – сценарий, аналогичный сценарию чемпиона 1982 года Кеке Росберга . [ нужна ссылка ]

- 1977
Перед началом 1977 года Хант присутствовал на гала-вечере в отеле «Европа» в Лондоне, где ему был вручен «Трофей асфальта», а также два чека на 2000 и 500 фунтов стерлингов соответственно, бутылку шампанского и другие награды. Презентацию провел герцог Кентский . После мероприятия Хант произнес приветственную речь, которую сочли «достаточно милостивой и гламурной». СМИ критиковали Ханта, поскольку он присутствовал на мероприятии в джинсах, футболке и ветхой ветровке. [36]
Перед Гран-при Южной Африки Хант столкнулся с сотрудниками таможни, которые обыскали его багаж и не обнаружили никаких запрещенных веществ, за исключением публикации, которая противоречила строгим законам Южной Африки о непристойности. Позже Хант был освобожден и прошел испытания в Кьялами , где у его McLaren M26 сломался тормозной суппорт, в результате чего в одной из шин образовалась дыра. Он восстановился и вывел машину на поул-позицию. В гонке Хант столкнулся с Джоди Шектера и Вольфом еще одним с Патрика Депайлера , Тирреллом но ему все же удалось финишировать четвертым. [37]
Сезон начался для Ханта неудачно. McLaren M26 был проблематичным в начале сезона, в течение которого Ники Лауда , Марио Андретти и Джоди Шектер значительно лидировали в чемпионате пилотов. К концу года Хант и McLaren M26 были быстрее всех соперников, кроме Марио Андретти и Lotus 78 . Хант выиграл в Сильверстоуне, отставая от Брэбэма Джона Уотсона на протяжении 25 кругов. [38] Затем он одержал еще одну победу в Уоткинс-Глене. На Гран-при Канады Хант сошел с дистанции после столкновения с товарищем по команде Йохеном Массом и был оштрафован на 2000 долларов за нападение на маршала и на 750 долларов за «небезопасное возвращение» на пит-лейн. [39] В Фудзи Хант выиграл гонку, но не присутствовал на церемонии подиума. [40] в результате чего налагается штраф в размере 20 000 долларов США. [41] Он финишировал пятым на чемпионате мира среди водителей.
- 1978
Перед сезоном 1978 года Хант возлагал большие надежды на победу во втором чемпионате мира; однако в этом сезоне он набрал всего восемь очков чемпионата мира. Lotus разработала эффективную аэродинамику с эффектом экранного эффекта в своем автомобиле Lotus 79 , а McLaren не спешила реагировать. В середине сезона M26 был переработан как машина с эффектом приземления, но это не сработало, а без тест-пилота, который мог бы решить проблемы с машиной, мотивация Ханта была низкой. Его неопытный новый товарищ по команде Патрик Тамбай даже превзошел Ханта в одной гонке. В Германии Хант был дисквалифицирован за то, что срезал путь для замены шины. [42]
На Ханта также сильно повлияла фатальная авария Ронни Петерсона на Гран-при Италии 1978 года . В начале гонки на первом повороте произошла серьезная авария. «Лотус» Петерсона врезался в ограждение и загорелся. Хант вместе с Патриком Депайлером и Клэем Регаццони спасли Петерсона из машины, но через день Петерсон скончался в больнице. Хант особенно тяжело пережил смерть своего друга и в течение многих лет винил Риккардо Патрезе . в несчастном случае [43] Видеодоказательства аварии с тех пор показали, что Патрезе не трогал машины Ханта или Петерсона и не заставлял делать это ни одну другую машину. [44] Хант считал, что именно мускулистое прошлое Патрезе стало причиной соприкосновения McLaren и Lotus, но Патрезе утверждает, что он уже значительно опережал пару до того, как произошла авария. [44]
1979: Уолтер Вульф Рэйсинг
[ редактировать ]
В 1979 году Хант принял решение покинуть команду McLaren. Несмотря на неудачный сезон 1978 года, он по-прежнему пользовался большим спросом. Харви Постлетуэйт убедил Ханта присоединиться к Walter Wolf Racing – команде, состоящей из одной машины, где он нашел бы атмосферу, похожую на ту, которую он испытал в Хескете в начале своей карьеры. И снова он возлагал большие надежды на победу в гонках и борьбу за звание чемпиона мира в своем последнем и, в конечном счете, коротком сезоне Формулы-1. Автомобиль команды с эффектом приземления был неконкурентоспособным, и вскоре Хант потерял всякий энтузиазм к гонкам. [45] Хант мог только наблюдать, как Джоди Шектер выиграл чемпионат мира среди водителей в том году за рулем Ferrari 312T4.
На первой гонке в Аргентине он почувствовал, что машиной трудно управлять, и на быстром круге переднее крыло оторвалось, ударившись о его шлем. Хант сошел с дистанции из-за неисправности электропроводки. В Бразилии он сошел с дистанции на 6-м круге из-за нестабильности при торможении, вызванной ослаблением рулевой рейки. Во время квалификации в ЮАР у его машины отказали тормоза. Ему удалось не столкнуться со стеной, но в гонке он финишировал лишь 8-м. Он сошел с дистанции на Гран-при Испании после 26 кругов. В Золдере участвовал в гонках новый Wolf WR8, но Хант врезался в барьер достаточно сильно, чтобы отскочить обратно на трассу. Не сумев финишировать на Гран-при Монако 1979 года , гонке, в которой шестью годами ранее он дебютировал, Хант 8 июня 1979 года сделал заявление для прессы, объявив о своем немедленном уходе из соревнований Формулы-1, сославшись на свою ситуацию в чемпионате, и был его заменил будущий чемпион мира Кеке Росберг . [46] Несмотря на уход на пенсию, он продолжал работать над продвижением своих личных спонсоров Marlboro и Olympus . [47] По словам Питера Уорра, Хант сильно пострадал в результате аварии Ронни Петерсона в Монце годом ранее, и его сердце больше не принадлежало к этому. Уорр вспомнил, как Хант рассказал ему, что он обнаружил, что если он подтолкнет машину к барьеру и даст ей газ на второй передаче, это сломает карданный вал. «В Монако, на четвертом круге гонки, Джеймс остановился на холме у стойки Рози со сломанным карданным валом. Затем он сказал нам, что сходит с дистанции». [48]
Более поздняя карьера (1979–1993)
[ редактировать ]Комментаторская карьера
[ редактировать ]Вскоре после выхода на пенсию, в 1979 году, к Ханту обратился Джонатан Мартин, руководитель спортивного телевидения BBC, с предложением стать телевизионным комментатором вместе с Мюрреем Уокером в BBC 2 гоночной программе Гран-при «Формула-1» . . После комментария гостя на Гран-при Великобритании 1979 года Хант принял эту должность и продолжал выступать в течение тринадцати лет до своей смерти. Во время своей первой прямой трансляции на Гран-при Монако 1980 года Хант положил гипсовую ногу на колени Уокера и во время трансляции выпил две бутылки вина. [49] [50] Хант регулярно заходил в кабинку за несколько минут до начала гонки, что беспокоило Мартина, который считал, что Хант был «парнем, который жил на адреналине». [51]
В комментаторской кабине продюсеры предоставили Уокеру и Ханту только один микрофон, чтобы они не перебивали друг друга. Однажды Хант захотел взять микрофон и подошел к Уокеру, который продолжал дольше, чем ожидалось, и схватил его за воротник, при этом Уокер держал кулак рядом с Хантом. [52] В другой раз Хант схватил шнур микрофона и щелкнул его, как кнутом, в результате чего микрофон вырвался из руки Уокера. Его проницательность и сухое чувство юмора принесли ему новую базу поклонников. Он часто резко критиковал водителей, которые, по его мнению, недостаточно старались - во время прямой трансляции BBC Гран-при Монако 1989 года он назвал комментарии Рене Арну о том, что автомобили без турбонаддува не соответствуют навыкам вождения француза, "чушью". [53] Он также имел репутацию человека, выступающего против бэк-маркеров, которые задерживали лидеров гонки. [54]
Помимо Арну, среди других частых целей Ханта были Андреа де Сезарис , Филипп Аллио , Жан-Пьер Жарье и Риккардо Патрезе . Хант раскритиковал Жан-Пьера Жарье за блокирование лидеров, назвав его «невежественной свиньей», «французским стеной» и имеющим «десятилетний умственный возраст» во время прямых трансляций. [ нужна ссылка ] [55] Хант далее предложил запретить Жарьеру участвовать в гонках «за то, что он сам». [56] [57] [58]
Хант не хотел, чтобы его комментарии транслировались в Южной Африке в годы апартеида , но когда он не смог этого предотвратить, он отдал свои гонорары группам под руководством чернокожих, работающих над свержением апартеида. [59]
Хант также комментировал гонки Гран-при в газетных колонках, опубликованных в The Independent и других изданиях, а также в журналах. [60]
Попытки возвращения
[ редактировать ]В 1980 году Хант едва не вернулся с McLaren на Гран-при США на Западе, попросив за гонку 1 миллион долларов. Такая возможность появилась, когда постоянный гонщик Ален Прост сломал запястье во время тренировки предыдущего этапа в Южной Африке , и французский новичок был не полностью готов к гонкам в Лонг-Бич. Главный спонсор команды, Marlboro, предложил половину суммы, но переговоры закончились после того, как Хант сломал ногу, катаясь на лыжах. В 1982 году Берни Экклстоун , владелец команды «Брэбэм» , предложил Ханту зарплату в размере 2,6 миллиона фунтов стерлингов за сезон, но Хант отказался. В 1990 году у Ханта были финансовые проблемы из-за потери 180 000 фунтов стерлингов, вложенных в Lloyd's of London. [61] и подумывал о возвращении в команду Williams. Он тестировался на трассе Поль Рикар за несколько месяцев до испытаний современных автомобилей, отставал от темпа на несколько секунд и считал, что будет физически подготовлен. Хант пытался убедить Джона Хогана, вице-президента по маркетингу Philip Morris Europe, [62] чтобы поддержать возможное возвращение, и представил ему выписку с банковского счета в подтверждение задолженности. [63]
Другие проекты
[ редактировать ]Хант ненадолго появился в британской немой фарсовой комедии 1979 года «Планк» , а также снялся вместе с Фредом Эмни в телевизионной рекламе Texaco Havoline. Он также посмертно появился в программе Police Camera Action на канале ITV! специальные гонщики по краш-тестам в 2000 году; это было одно из многих интервью, вышедших в эфир посмертно. Хант также участвовал в показательных гонках, посвященных открытию новой Нюрбургринга в мае 1984 года. [64] Несмотря на то, что у него не было лицензии на управление мотоциклом, вместо обычного гонорара он принял новый на тот момент электрический стартер Triumph Bonneville 1980 года, рекламу которого он заключил от имени испытывающего трудности кооператива мотоциклистов Triumph . С журналистским весельем он появился на пресс-конференции с загипсованной ногой. [65]
Джон Хоган нанял Ханта в качестве советника и наставника водителей, спонсируемых Marlboro, обучая их тактике вождения и подходу к гонкам. Мика Хаккинен и Хант обсуждали не только гонки, но и жизнь в целом. [51]
Личная жизнь
[ редактировать ]В начале своей карьеры Хант и Ники Лауда дружили вне трассы. Лауда иногда останавливался в квартире Ханта, когда ему негде было переночевать. В своей автобиографии «В ад и обратно » Лауда описал Ханта как «открытого и честного перед Богом приятеля». Лауда восхищался взрывной скоростью Ханта, а Хант восхищался способностью Лауды к анализу и строгости. [66] Весной 1974 года Хант переехал в Испанию по совету International Management Group . [67] Живя там в качестве налогового изгнанника, Хант был соседом Джоди Шектера , и они также стали очень хорошими друзьями: Хант дал Шектеру прозвище Флетчер в честь склонной к авариям птицы из книги « Чайка Джонатана Ливингстона» . Другим близким другом был Ронни Петерсон , тихий и застенчивый человек, в то время как Хант был его противоположностью, но их противоположные характеры заставляли их очень сближаться с трассой. Именно Хант открыл для себя Жиля Вильнёва , с которым он познакомился после того, как тот проиграл ему в гонке Формулы Атлантик в 1976 году. Затем Хант организовал для молодого канадца дебют в Гран-при с McLaren в 1977 году.
Хант был в отношениях с Таорминой Рик (которую друзья называли Пинг) с 15 лет. [10] Рик расстался с Хантом в мае 1971 года, в результате чего Хант долгое время не виделся со своей семьей и друзьями. [68] Свою первую жену Сьюзи Миллер Хант встретил в 1974 году в Испании. Через несколько недель после их первой встречи он сделал предложение. Пара поженилась 18 октября 1974 года в Бромптонской оратории в Найтсбридже . К концу 1975 года Сюзи ушла от Ханта к актеру Ричарду Бертону .
В 1982 году Хант переехал на Уимблдон . [69] В сентябре того же года он встретил свою вторую жену Сару Ломакс, когда она отдыхала в Испании с друзьями. Хант начала встречаться с Ломаксом, когда она вернулась в Британию, и они встречались всю зиму. Хант и Ломакс поженились 17 декабря 1983 года в Мальборо , Уилтшир. Хант опоздал на службу, и разбирательство было отложено, когда его брат Питер пошел в магазин, чтобы купить для него галстук. [70] В результате брака родилось двое детей, Том и Фредди, последний из которых также является автогонщиком. [71] [72]
Во время визита в Донкастер Хант был арестован за нападение, свидетелями которого стали двое полицейских, и был освобожден под залог через два часа, а обвинения с него позже были сняты. [73] Хант и Ломакс расстались в октябре 1988 года, но продолжали жить вместе ради интересов своих детей. Они развелись в ноябре 1989 года по причине супружеской измены , совершенной Хантом. [74]
Хант познакомился с Хелен Дайсон зимой 1989 года в ресторане Уимблдона , где она работала официанткой. Дайсон была на 18 лет младше Ханта и беспокоилась о реакции на него своих родителей. Хант держала отношения в секрете от друзей. Эти отношения принесли новое счастье в жизнь Ханта, среди других факторов, которые включали его чистое здоровье, его велосипед, его небрежный подход к одежде, двух его сыновей и его фургон Austin A35 . [60] За день до смерти Хант сделал Дайсону предложение по телефону. [75]
Смерть
[ редактировать ]Хант умер во сне утром 15 июня 1993 года от сердечного приступа в своем доме в Уимблдоне . [76] Ему было 45 лет.
На его панихиде среди несущих гроб были его отец Уоллис, его братья Тим, Питер и Дэвид, а также его друг Энтони «Бабблз» Хорсли. Они вынесли гроб из церкви в катафалк, который проехал две мили до крематория Патни-Вейл , где он был кремирован. После службы большинство скорбящих пошли в дом Питера Ханта, чтобы открыть бордовый 1922 года , год рождения Уоллис Хант. Бордовый ему подарил Джеймс на его 60-летие в 1982 году. [77]
Наследие
[ редактировать ]
Хант был известен как быстрый водитель с агрессивным стилем вождения, но склонным к зрелищным авариям, отсюда и его прозвище « Хант-шунт» . В действительности, хотя Хант не обязательно был более подвержен несчастным случаям, чем его соперники в нижних формулах, рифма прижилась и осталась с ним. В книге «Джеймс Хант: Биография » Джон Хоган сказал о Ханте: «Джеймс был единственным гонщиком, которого я когда-либо видел, который имел самое смутное представление о том, что на самом деле нужно, чтобы быть автогонщиком». [51] Ники Лауда заявил: «Мы были большими соперниками, особенно в конце сезона [1976 года], но я уважал его, потому что рядом с ним можно было проехать - 2 сантиметра, колесо за колесом, 300 километров или больше - и ничего могло случиться. В то время он был настоящим топ-гонщиком». [78]
После победы на чемпионате мира в 1976 году Хант вдохновил многих подростков заняться автоспортом. [79] и Marlboro наняла его для руководства и поддержки начинающим гонщикам в формулах низшего уровня. В начале 2007 года гонщик Формулы-1 и чемпион мира 2007 года Кими Райкконен принял участие и выиграл гонку на снегоходах в своей родной Финляндии под именем Джеймс Хант. Райкконен открыто восхищался образом жизни гонщиков 1970-х годов, таких как Хант. [80] Имя Ханта было присвоено гоночному центру Джеймса Ханта в Милтон-Кейнсе, когда он открылся в 1990 году. [81]
Празднование жизни Джеймса Ханта состоялось 29 сентября 1993 года в церкви Святого Джеймса на Пикадилли . На службе присутствовало 600 человек, и 29 января 2014 года Джеймс Хант был введен в Зал славы автоспорта.
Шлем
[ редактировать ]На шлеме Ханта было написано его имя жирными буквами, а также синие, желтые и красные полосы с обеих сторон и место для спонсора Goodyear , все на черном фоне. [82] Кроме того, синие, желтые и красные полосы напоминают цвета его школы в Веллингтонском колледже. [83] Во время своего возвращения в Формулу-1 в 2012 году чемпион мира 2007 года Кими Райкконен носил шлем с напечатанным на нем именем Джеймса Ханта во время Гран-при Монако . [84] Райкконен повторил эту дань уважения на Гран-при Монако 2013 года . [85]
В популярной культуре
[ редактировать ]Битва Формулы-1 1976 года между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом была драматизирована в фильме 2013 года «Гонка» , в котором Ханта сыграл Крис Хемсворт . В фильме Лауда сказал о смерти Ханта: «Когда я узнал, что он умер в возрасте 45 лет от сердечного приступа, я не удивился, мне просто было грустно». Он также сказал, что Хант был одним из немногих людей, которые ему нравились, меньшего числа людей, которых он уважал, и единственным, кому он завидовал. [86]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]![]() |
Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1969 | Европейская Формула Форд | 7 | ? | ? | ? | ? | 6 | 6-е место | |
Ломбанк Британская Формула-3 | Автогоночное предприятие | ? | ? | ? | ? | ? | 8 | 15-е место | |
Британская Формула Форд | Гаурингс | 2 | 0 | ? | ? | ? | 5 | 21 ул. | |
1970 | Shellsport Британская Формула-3 | ? | ? | ? | ? | ? | 21 | 6-е место | |
Британский чемпионат седанов | Джереми Найтингейл | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
Французская Формула-3 | Молислип Лотос Гонки | 1 | 1 | ? | ? | 1 | 0 | Северная Каролина | |
Британская Формула Форд | Гаурингс | 1 | 0 | ? | ? | ? | ? | ? | |
1971 | Shellsport Национальная британская Формула-3 | 8 | 0 | 1 | 0 | 3 | 12 | 10-е место | |
1972 | Европейская Формула Два | Хескет Расинг | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 17-е |
Британская Формула-2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 8 | 6-е место | ||
Ломбард Северо-Британская Формула-3 | STP Марш Гонки | ? | ? | ? | ? | ? | 3 | 19-е | |
Shellsport Национальная британская Формула-3 | ? | ? | ? | ? | ? | 9 | 15-е место | ||
1973 | Формула-1 | Хескет Расинг | 7 | 0 | 0 | 2 | 2 | 14 | 8-е место |
Европейская Формула Два | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | ||
Чемпионат Европы по кузовным гонкам | Ягермейстер Альпина Рейсинг | ? | ? | ? | ? | 2 | 30 | 10-е место | |
1974 | Формула-1 | Хескет Расинг | 15 | 0 | 0 | 0 | 3 | 15 | 8-е место |
Чемпионат SCCA/USAC Формулы 5000 | Франциско Мир Расинг | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 15 | 11-е место | |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Джон Уайер, автомобильная инженерия | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1975 | Формула-1 | Хескет Расинг | 14 | 1 | 0 | 1 | 4 | 33 | 4-й |
1976 | Формула-1 | Мальборо Макларен Команда | 16 | 6 | 8 | 2 | 8 | 69 | 1-й |
1977 | Формула-1 | Мальборо Макларен Команда | 17 | 3 | 6 | 3 | 5 | 40 | 5-е место |
1978 | Формула-1 | Мальборо Макларен Команда | 16 | 0 | 0 | 0 | 1 | 8 | 13-е место |
1979 | Формула-1 | Камеры Olympus Волчьи гонки | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
1992 | Интерсерия – Дивизион. я | Джеймс Хант | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.5 | 33-й |
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | округ Колумбия | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | Соловей | Хиллман Имп | А | БРХ | SNE | ТРР | SIL 29 | ПЛАКАТЬ | SIL Верно | SIL | CRO | БРХ Верно | ОЛЛ | БРХ | БРХ | Северная Каролина | 0 | Северная Каролина |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
* Первоначально Хант был дисквалифицирован из-за того, что его машина была признана незаконной, но позже восстановлен в должности после того, как McLaren успешно обжаловала это решение.
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Хескет Расинг | Сёртиз TS9 | Форд V8 | РПЦ 3 | ИНТ. | |
1974 | Хескет Расинг | Март 731 г. | Форд V8 | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО Верно | ||
Хескет 308 | Форд V8 | РПЦ Верно | ИНТ. 1 | |||
1975 | Хескет Расинг | Хескет 308 | Форд V8 | РПЦ | ИНТ. Верно | СУИ 7 |
1976 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М23 | Форд V8 | РПЦ 1 | ИНТ. 1 | |
1977 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М23 | Форд V8 | РПЦ 1 | ||
1978 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М26 | Форд V8 | ИНТ. Верно | ||
1979 | Волчьи гонки | Волк WR8 | Форд V8 | РПЦ | ГНМ 2 | ОТ |
Источник: [87] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ «Водитель: Хант, Джеймс» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2007 года . Проверено 14 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) Архив Гран-при Autocourse , 14 октября 2007 г. Проверено 4 ноября 2007 г. - ^ Сиано, Джозеф (16 июня 1993 г.). «Джеймс Хант, 45 лет, автогонщик, известный своим стилем и титулом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Томс, Дэвид (23 сентября 2004 г.). «Хант, Джеймс Саймон Уоллис (1947–1993), автогонщик и комментатор». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/52127 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Янг и Хант 1978, с. 9.
- ^ Пэрство, баронетство и рыцарство Дебретта, изд. Артур Г.М. Хесилриг, «Справочники Келли», 1931, стр. 426
- ^ Дональдсон 1994, стр. 11–12.
- ^ «360 учеников найдут новые места после закрытия частной школы» . Обозреватель Гастингса и Сент-Леонардса . 29 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2018 г. Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ «McLaren Racing — человек, миф, легенда» . www.mclaren.com . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 16–19.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1994, стр. 24–30.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 29–31.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 41–43.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1994, стр. 43–45.
- ^ Доналсон 1994, с. 54.
- ^ Годдард, Джефф (продюсер), Уокер, Мюррей (комментатор). «Финал Daily Express Trophy, октябрь 1970 года». 100 великих спортивных моментов ( BBC - BBC Two , дата выхода в эфир 1993.
- ^ Стив Смолл. Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . п. 260. ИСБН 0851127029 .
- ^ Дональдсон 1994, стр. 61–62.
- ^ «Сезон Формулы-3 1972 года» . primotipo.com . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1994, стр. 75–76.
- ^ Скиллетер, Пол (Чарльз Балмер, изд.). «Спортивная сторона: Охота – Масса». Мотор , 3 июня 1972 г., стр. 46–47.
- ^ Дональдсон 1994, с. 142.
- ^ Макдонаф, 2012, стр. 78–79.
- ^ Дональдсон 1994, с. 114.
- ^ Дональдсон 1994, с. 117.
- ^ Дональдсон 1994, с. 118.
- ^ Дональдсон 1994, с. 122.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 135–136.
- ^ Доджинс, Тони; Уэббер, Марк. Формула-1: Соперники: величайшие дуэли Формулы-1 . п. 82.
- ^ «Хант в суматохе выигрывает третий Гран-при». The Glasgow Herald , 19 июля 1976 г., стр. 14.
- ^ «Джеймс Хант готовится к войне». The News-Dispatch , 9 октября 1976 г., с. 8.
- ^ "Подарок на день рождения Ханта на Гран-при Голландии". The Pittsburgh Press , 30 августа 1976 г., стр. 18.
- ^ «Хант выиграл Гран-при США; Икс травмирован». [ постоянная мертвая ссылка ] The Milwaukee Sentinel , 11 октября 1976 г., стр. 9Б.
- ^ Рубитон 2010, с. 243.
- ^ «Уход Лауды [так в оригинале] дает Ханту титул» . Оттава Гражданин , 26 октября 1976 г., с. 19.
- ^ «Смерть Джеймса Ханта потрясает мир гонок» . The Vindicator , 16 июня 1993 г., с. С3.
- ^ Дональдсон 1994, с. 254.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 257–259.
- ^ «Джеймс Хант выигрывает Гран-при». Сарасота Геральд-Трибьюн , 18 июля 1977 г., стр. 2С.
- ^ Уильямсон, Мартин. «Охота на удар». ESPN, 11 июня 2010 г. Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Медланд, Крис. «Неудачный финал Фуджи». ESPN , 4 октября 2011 г. Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ «Хант игнорирует церемонию Гран-при». The Age , 25 октября 1977 г., с. 38.
- ^ «Андретти выигрывает приз; приближается к титулу в Формуле» . [ постоянная мертвая ссылка ] The Milwaukee Journal , 31 июля 1978 г., стр. 4 (Часть 2).
- ^ «8W – Кто? -Джеймс Хант». 8w.forix.com . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Уиддоуз, Р. «Патрезе: больше грешил, чем грешил?» Motor Sport , 83/11, ноябрь 2007 г., стр. 82–85.
- ^ Рубитон 2010, с. 270.
- ^ «Джеймс Хант уходит на пенсию». The Rock Hill Herald , 8 июня 1979 г., стр. 7.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 300–305.
- ^ «Обед с… Питером Уорром» . 7 июля 2014 г.
- ^ «Джеймс «Охота на Шунта», летающий Лотарио 1970-х годов из Формулы-1». Сельведж-Ярд , 16 октября 2010 г.
- ^ «Трексайд: Вспоминая Джеймса Ханта». Авто Трейдер , 30 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1994, стр. 312–313.
- ^ «Мюррей Уокер: Жизнь на быстрой полосе» (телепродукция и видео). BBC (Лондон), дата выхода в эфир 2011 г.
- ^ Уокер, Мюррей и Джеймс Хант (комментаторы) (7 мая 1989 г.). «Гран-при Монако, 7 мая 1989 года». 1 . Сезон 1989 года . BBC . Би-би-си Два .
- ^ Уокер, Мюррей и Джеймс Хант (комментаторы). «Гран-при Португалии 23 сентября 1990 года» . 1 . Сезон 1990 года. BBC .
- ^ Комментарий Джеймса Ханта Сэвиджа , получено 27 сентября 2023 г.
- ^ Уокер, Мюррей и Джеймс Хант (комментаторы) (14 августа 1983 г.). «Гран-при Австрии 14 августа 1983 года». 1 . Сезон 1983 года. BBC . Би-би-си Два .
- ^ «С днем рождения, Жан-Пьер Жарье!» . richardsf1.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ↑ Джеймс Хант: «Умственный возраст Жариера — 10 лет» на YouTube.
- ^ «Дневник опекуна, четверг, 15 августа 2013 г.» . Хранитель . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Тремейн, Дэвид. «Некролог: Джеймс Хант». The Independent , 16 июня 1993 г. Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ «Джеймс Хант 'понес потери в 180 000 фунтов в Lloyd's'». «Индепендент» , 21 июня 1993 г.
- ^ «Джон Хоган». Гран-при.com . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 310–311.
- ^ Эдмондсон, Лоуренс. «Двадцать равных машин, один победитель». ESPN, 22 июля 2011 г. Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Розамонд 2009, с. 183.
- ^ Чимитс и др. 2008, стр. 90–93.
- ^ Дональдсон 1994, с. 128.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 67–68.
- ^ Сток, Джон. «На продажу: лондонский дом звезды Формулы-1 Джеймса Ханта» . The Telegraph , 16 октября 2012 г. Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Дональдсон 1994, с. 321
- ^ «Джеймс Хант: Биография». IMDB . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ "Фредди Хант". Архивировано 11 апреля 2015 года на сайте Wayback Machine freddiehunt.com . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Дональдсон 1994, с. 332.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 334–335.
- ^ Дональдсон 1994, стр. 346–354.
- ^ "Джеймс Хант". Официальный сайт Формулы 1 . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Дональдсон 1994, с. 357.
- ^ Стерн, Марлоу (27 сентября 2013 г.). «Почти фатально: легендарный гонщик Формулы-1 Ники Лауда в сезоне, который чуть не убил его» . Newsweek . Архивировано из оригинала 8 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Величайшие гонщики Формулы 1: № 24, Джеймс Хант» . Автоспорт . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ Бенсон, Эндрю. «Райкконен – король плейбоя». BBC Sport , 21 октября 2007 г. Проверено 23 октября 2007 г.
- ^ Дональдсон 1994, с. 337.
- ^ «Шлем Джеймса Ханта «хороший дизайн».» ESPN, 25 мая 2012 г.
- ^ Дональдсон 1994, с. 34.
- ^ «Квалификация Формулы-1 2012 в Монако» . Формула Один. 24 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2014 г.
- ^ «Райкконен приказал скрыть дань уважения шлему Джеймса Ханта» . ЭСПН . 25 мая 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ Ники Лауда о Джеймсе Ханте , Грэме Бенсингере, 11 октября 2017 г.
- ^ «Джеймс Хант – Участие вне чемпионата мира» . СтатистикаF1 . Проверено 31 августа 2023 г.
Библиография
- Шимитс, Ксавье, Бернар Каье и Поль-Анри Каье. Гонщики Гран-при: Портреты скорости . [ постоянная мертвая ссылка ] Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 2008. ISBN 978-0-7603-3430-0 .
- Дональдсон, Джеральд: Джеймс Хант: Биография . Лондон: Virgin Books , 1994. ISBN 978-0-7535-1823-6 .
- Макдонаф, Эд. Галф-Мираж с 1967 по 1982 год . Дорчестер, Великобритания: Veloce, 2012. ISBN 978-1-845842-51-2 .
- Розамонд, Джон. Спасите Триумф Бонневиль: внутренняя история рабочего кооператива Меридена . Дорчестер, Великобритания: Veloce, 2009. ISBN 978-1-84584-265-9 .
- Рубитон, Том. Во имя славы: 1976, величайшая спортивная дуэль в истории . Лондон: Миртл Пресс, 2011. ISBN 978-0-95656-569-3 .
- Рубитон, Том. Гонка к славе: величайшее соперничество гонок Формулы-1 . Лондон: Миртл Пресс, 2013. ISBN 978-0-7627-9696-0 .
- Рубитон, Том. Шунт: История Джеймса Ханта. Лондон: Миртл Пресс, 2010. ISBN 978-0-956-565-600 .
- Янг, Эоин и Джеймс Хант. Джеймс Хант: Несмотря ни на что. Лондон: Даттон, 1978. ISBN 978-0-525-1362-55 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1947 рождений
- 1993 смертей
- Спортивные ведущие и репортеры BBC
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Похороны на кладбище Патни-Вейл
- Английские пилоты Формулы-1
- Английские автогонщики
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Лауреаты премии Гроуввуда
- Пилоты Хескета Формулы-1
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Дикторы автоспорта
- Люди, получившие образование в Веллингтонском колледже, Беркшир.
- Люди из Саттона, Лондон
- Спортсмены из лондонского района Саттон
- Спортивные комментаторы
- Вольф Пилоты Формулы-1
- Смертность от ишемической болезни сердца