Том Прайс
![]() Прайс в Брэндс-Хэтче в 1974 году. | |
Рожденный | Томас Молдуин Прайс 11 июня 1949 г. Рутин , Денбишир , Уэльс |
---|---|
Умер | 5 марта 1977 г. Мидранд , Южная Африка | ( 27 лет
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1974 – 1977 |
Команды | Жетон , Тень |
Записи | 42 |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 2 |
Карьерные очки | 19 |
Поул-позиции | 1 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Бельгии 1974 года. |
Последняя запись | Гран-при Южной Африки 1977 года. |
Томас Молдуин Прайс (11 июня 1949 - 5 марта 1977) был британским автогонщиком из Уэльса, известным победой в гонке чемпионов Брэндс-Хэтч , не относящейся к чемпионату , гонке Формулы-1 , в 1975 году, а также обстоятельствами его смерти. Прайс — единственный валлийский гонщик, выигравший гонку Формулы-1, а также единственный валлиец, возглавивший Гран-при чемпионата мира Формулы-1: два круга Гран-при Великобритании 1975 года .
Прайс начал свою карьеру в Формуле-1 в небольшой команде Token , сделав свой единственный старт за них на Гран-при Бельгии 1974 года . Вскоре после победы в гонке поддержки Формулы-3 на Гран-при Монако 1974 года Прайс присоединился к команде Shadow и набрал свои первые очки в Германии только в своей четвертой гонке . Позже Прайс дважды финишировал на подиуме: первый раз в Австрии в 1975 году и второй в Бразилии год спустя . Его команда и большинство ее современников считали Прайса отличным гонщиком в сырую погоду.
За четыре сезона в спорте за команду Shadow с 1974 по 1977 год Прайс считался потенциальным будущим победителем гонок и будущим чемпионом мира. Хотя машина часто была ненадежной и редко набирала очки, иногда она была достаточно быстрой, чтобы попасть в заголовки газет.
Во время тренировочной сессии Гран-при Южной Африки 1977 года , проходившей во влажных условиях, Прайс был быстрее всех, включая гонщиков-чемпионов мира Ники Лауду и Джеймса Ханта . Во время гонки он на высокой скорости столкнулся с маршалом безопасности Фредериком Янсеном ван Вюреном, и оба мужчины погибли. Мемориал Прайсу был открыт в 2009 году в его родном городе Рутин .
Личная и ранняя жизнь
[ редактировать ]Том Прайс родился 11 июня 1949 года в Рутине , Денбишир , Уэльс, в семье Джека и Гвинет Прайс ( урожденной Хьюз). [ 1 ] [ 2 ] Джек служил в Королевских ВВС хвостовым стрелком на бомбардировщике «Ланкастер» Прежде чем пойти в местную полицию, . Гвинет работала районной медсестрой . [ 3 ] Старший брат Прайса, Дэвид, умер в возрасте трех лет, оставив Тома единственным ребенком большую часть времени, пока он рос, хотя его родители какое-то время воспитывали маленькую девочку по имени Сандра. [ 4 ] Прайс, известный своим друзьям как Мэлд, посещал начальную школу Нантглин в Денбишире . [ 5 ] Позже семья переехала в Тауин , Денбишир, из-за работы Джека. [ 5 ]
Прайс заинтересовался автомобилями, когда в возрасте 10 лет водил фургон с пекарем, прежде чем сообщил родителям, что хочет стать автогонщиком. Во время интервью с Аланом Генри в 1975 году он заявил, что хотел стать пилотом , но считал себя недостаточно умным. [ 4 ] Как и у многих будущих гонщиков Формулы-1, у Прайса в детстве был гоночный герой. В его случае это был Lotus шотландский гонщик Джим Кларк . [ 3 ] Мать Прайса вспоминала, что он был очень расстроен, когда Кларк погиб на Хоккенхаймринге в апреле 1968 года. Его отец отметил, что «он был очень расстроен, когда Йохена Риндта ». убили и [ 3 ] После того, как он бросил школу в 16 лет, мать Прайса настояла на том, чтобы он пошел учиться на тракторного механика в Технический колледж Лландрильо, дав ему, по ее словам, «что-то, на что можно было бы опереться, если его карьера автогонщика окажется неудачной». [ 4 ]
В 1975 году Прайс женился на Фенелле, более известной как Нелла, с которой он познакомился на дискотеке в Отфорде , Кент , в 1973 году. [ 6 ] После смерти мужа Нелла продолжила управлять антикварным магазином в Фулхэме , Лондон, вместе с Джанет Бриз, вдовой Тони Брайза , который погиб в авиакатастрофе в 1975 году вместе с другим автогонщиком Грэмом Хиллом и позже переехал во Францию. [ 7 ] [ 5 ]
Дизайн шлема
[ редактировать ]Дизайн шлема Тома Прайса был, по сравнению с более поздними гонщиками, простым и сдержанным. Его шлем был полностью белым до 1970 года. На гонке того года в Касл-Комб его отец попросил Прайса сделать его шлем более заметным, чтобы он мог легко идентифицировать его в толпе машин. Прайс добавил к своему шлему пять черных вертикальных линий, расположенных чуть выше козырька. [ 8 ] С того времени единственным изменением в этом дизайне было добавление валлийского флага сбоку от его шлема в 1974 году. [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]Перед Формулой-1
[ редактировать ]1969–1971: ранние годы
[ редактировать ]Первые шаги Прайса в автоспорте были сделаны на трассе Мэллори-Парк в Лестершире, когда ему было 20 лет. Прайсу помог Тревор Тейлор , бывший гонщик команды Lotus и старый товарищ по команде героя детства Прайса Кларка. Позже он стал звездой серии Формулы 5000 . После этого Прайс принял участие в чемпионате Daily Express Crusader Championship , серии, проводимой Motor Racing Stables для учеников гоночных школ на автомобилях Lotus 51 Formula Ford . Гонки чередовались между трассами Брэндс-Хэтч и Сильверстоун ; Прайс дебютировал в первом. «Гонки стоили 35 фунтов за раз. Но я продал свой Mini , и мои родители предложили всю помощь и поддержку, о которых я только мог мечтать», - вспоминал Прайс Алану Генри. [ 10 ]
Призом абсолютному победителю серии стал автомобиль Formula Ford Lola T200 стоимостью 1500 фунтов стерлингов. Исход серии решился на последнем этапе, проходившем в Сильверстоуне, за день до Международного трофея Формулы-1 1970 года . [ 10 ] Прайс квалифицировался в третьем ряду на гонку, которая проходила под дождем. Джек Прайс вспоминал, что его сын от восторга потирал руки: «он всегда любил гоняться под дождем». В начале гонки лидировал гонщик по имени Крис Смит, но затем начался сильный дождь, и Прайс смог догнать Смита и обогнать его, прежде чем выиграть с комфортным отрывом. Свою Лолу ему подарил сэр Макс Эйткен . [ 11 ]
Прайс отвез свою новую машину в Брэндс-Хэтч, где ему разрешили разместить ее в одной из старых конюшен в нижней части загона. [ 11 ] Вскоре Прайс оставил свою фермерскую карьеру и переехал в гостевой дом в Вест-Кингсдауне , недалеко от автодрома Брэндс-Хэтч. [ 12 ] Прайс продолжал делать себе имя в 1971 году, приняв участие в новой категории двухместных спортивных автомобилей под названием «Формула F100» , которую он выиграл с тем, что автор автоспорта Дэвид Тремейн назвал «поразительной легкостью». Затем он перешел в Formula Super Vee , управляя выбранным на тот момент Royale RP9 в команде Team Rumsey Investments . [ 13 ] и вскоре дебютировал в Формуле-3 за того же производителя в Brands Hatch.
1972–73: нижние формулы
[ редактировать ]«Я возился с машиной, когда вдруг увидел Питера Ламплоу , идущего прямо ко мне. Я просто не мог в это поверить – я застыл на месте. Следующее, что я помню, это то, как меня вытащили из витрины магазина, где моя машина был отброшен ударом»
Том Прайс [ 14 ]
В этой гонке в Брэндс-Хэтче Прайс взял невообразимый Royale RP11 Формулы-1 1972 года и занял первое место в гонке поддержки Формулы-3 Гонки чемпионов против многих известных гонщиков Формулы-3, таких как Роджер Уильямсон , Йохен Масс и Джеймс Хант . [ 15 ] Преимущество Прайса в конце гонки было настолько велико, что многие другие команды высказали мнение, что машина Прайса проехала гонку с меньшим весом; Оказалось, что срок действия сертификата на весах трассы истек, и у всех машин был недовес. [ 16 ] Прайс выбыл из лидирующей группы в следующих двух раундах в Оултон-парке и Зандворте , а затем во время тренировки к гонке поддержки при Гран- Монако 1972 года его машина остановилась на площади Казино после того, как оторвался провод. Он вышел из машины, чтобы исправить проблему, когда Питер Лэмплоу потерял контроль над своей машиной и врезался в Royale RP11. Прайс врезался в витрину магазина и сломал ногу. [ 14 ]
Валлиец вернулся в строй через две недели после инцидента в Монако. Прайс также участвовал в серии Formula SuperVee, выиграв серию с комфортным отрывом. «Я выигрывал практически каждую гонку, в которой участвовал», - вспоминал Прайс. гонка с заводской командой Royale Formula Atlantic Прайса также ждала в 1972 году, где он занял поул-позицию в последних трех раундах чемпионата и выиграл последний раунд в Брэндс-Хэтч. [ 17 ]
Он продолжил участвовать в Формуле Atlantic в 1973 году, выиграв три гонки. [ 18 ] Вскоре у Рояля появились планы по выходу в Формулу-2 , таков был талант валлийца. Планировалось, что стремление участвовать в чемпионате Формулы-2 будет финансово подпитываться гонщиком из Лихтенштейна Манфредом Шурти. Эти планы привели только к тому, что один из автомобилей Royale F2 был построен, прежде чем проект был свернут, а Боб Кинг, глава Royale, покинул компанию. [ 18 ]
После приглашения протестировать одну из своих машин Прайс оказался в гонках серии Формула-2 в команде Рона Денниса Rondel Racing . Его лучший результат для команды был достигнут на Норисринге , где он лидировал в гонке, пока из-за отказа тормозов ему пришлось уступить первое место товарищу по команде Тиму Шенкену . [ 19 ] В конце 1973 года Прайс получил премию Гроуввуда за свои усилия в течение года. Джек Прайс вспоминал, что его сын не хотел получать награду, так как считал это «проклятием для карьеры водителя». [ 20 ]
Формула-1
[ редактировать ]1974: Жетон
[ редактировать ]В возрасте 25 лет Прайс перешел в Формулу-1, высшую категорию кольцевых гонок, определенную Международной автомобильной федерацией (FIA), мировым руководящим органом автоспорта, и присоединился к недавно сформированной команде Token Racing . Команда была создана Тони Влассопулосом и Кеном Гробом после того, как первоначальная команда Token закрылась в 1973 году из-за отсутствия финансовой поддержки, что привело к распаду предыдущей команды Rondel Racing . Прайс получил это место благодаря поддержке Titan Properties и тому, что Дэвид Тремейн назвал «очевидным обещанием». [ 21 ] Прайс дебютировал за команду на BRDC International Trophy , соревновании Формулы-1, не относящемся к чемпионату, проходившем в Сильверстоуне, но отсутствие воздушного короба и крышки двигателя, а также недостаток опыта вождения автомобиля сделали его самым медленным гонщиком в гонке. 16 участников квалификации: на 26 секунд медленнее, чем Хескет Джеймса Ханта , занявший поул-позицию. [ 22 ] Валлиец сошел с дистанции на 15 круге из-за проблемы с трансмиссией. Дебют Прайса на чемпионате мира состоялся на Гран-при Бельгии 1974 года , где он квалифицировался на 20-м месте, что на 3 секунды медленнее, чем лучшее время, установленное Клэем Регаццони . И снова он не смог финишировать, проехав 66 кругов, прежде чем сошел с дистанции после столкновения с Джоди Шектера Тирреллом . [ 23 ]
Прайсу было отказано в допуске на Гран-при Формулы-1 Монако 1974 года , поскольку его сочли «неопытным». [ 22 ] Тони Влассопулос решил доказать свою точку зрения и заменил обычного гонщика Формулы 3 Базза Бузагло на Прайса для вспомогательной гонки Формулы-3, выступающего за Ippokampos Racing , на March 743, который он выиграл с преимуществом в 20,8 секунды. [ 24 ] [ 25 ]
1974–77: Тень
[ редактировать ]1974
[ редактировать ]«Я думаю, что люди, которые занимаются автоспортом и чего-то достигли, обладают способностью замечать таланты. Было совершенно очевидно, что способности Тома превосходили большинство его современников».
После выступления в Монако и недолгого выступления в Формуле 2, [ 27 ] Прайс был подписан Шэдоу в качестве замены Брайану Редману , который, в свою очередь, заменил покойного Питера Ревсона . [ 28 ] Прайс дебютировал за команду в Голландии . Он квалифицировался на 11-м месте, менее чем на 0,4 секунды отставая от своего товарища по команде Жан-Пьера Жарье . [ 29 ] который провел свой второй полный сезон в соревнованиях Формулы-1. Прайс сошел с дистанции на первом круге гонки после того, как столкновение с Джеймсом Хантом на первом повороте сломало заднюю подвеску его Shadow DN3. [ 29 ] Прайс квалифицировался третьим на своем втором Гран-при за команду во Франции , на 0,32 секунды медленнее, чем Ники Лауда , поул-позицию, но почти на полсекунды быстрее, чем Жарье. [ 30 ] И снова гонка Прайса закончилась в первом повороте, когда незначительный контакт с Brabham Карлоса Ройтемана отклонил Тень Прайса на путь Джеймса Ханта. [ 30 ] Второе столкновение между двумя британскими гонщиками в таком же количестве гонок выбило их обоих. Позже в этом сезоне Прайс получил 100 бутылок шампанского за лучший результат на тренировке Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтч. [ 31 ] [ 32 ] Он прошел квалификацию в четвертом ряду стартовой решетки.
Прайс набрал первое очко в своей карьере в Германии , на самой сложной трассе в календаре Формулы-1 того времени - 14,2-мильной трассе Нюрбургринга . Финишировав 6-м из 11-го на стартовой решетке, он затем квалифицировался 16-м на следующий Гран-при в Австрии , но вылетел на 22-м круге, завершив гонку. он квалифицировался на 22-м месте В Италии и финишировал на 12 позиций выше. Его сезон закончился отказом двигателя в Канаде , и «Шэдоу» сильно отстал от темпа в Уоткинс-Глене в США. По итогам сезона Прайс был равным 18-му месту в чемпионате пилотов вместе с ветераном Грэмом Хиллом и Витторио Брамбилла .
1975
[ редактировать ]
В начале сезона 1975 года будущее Прайса было предметом множества спекуляций. Слухи связывали его с поездкой в Lotus, команду, которой руководил Колин Чепмен , который следил за прогрессом Прайса на протяжении 1973 и 1974 годов. В то время Lotus испытывала финансовые трудности, и в сообщениях говорилось, что Шэдоу и Lotus поменяют Прайса и Швед Ронни Петерсон . Сделка рассматривалась как хорошее приобретение для обеих команд, поскольку Прайс считался гонщиком с такими же способностями, как Петерсон, но обошелся бы Lotus дешевле, в то время как Петерсон мог привлечь спонсорство для относительно новой команды Shadow. [ 33 ] Сделка так и не состоялась, хотя менеджер команды Shadow Алан Рис утверждает, что она была очень близка к завершению. [ 34 ]
Товарищ Прайса по команде Shadow, Жан-Пьер Жарье, превзошел его в начале сезона 1975 года, поскольку у французского гонщика была новая машина Shadow DN5 , а Прайс был на более старой машине DN3 . [ 35 ] Лишь на третьем этапе Гран-при Южной Африки Прайс смог использовать DN5. [ 36 ] Четвертой гонкой команды в сезоне стала Гонка чемпионов вне чемпионата, проходившая в Брэндс-Хэтч. Прайс квалифицировался на поул-позиции и после неудачного старта обогнал Петерсона и Джеки Икса , а затем сократил восьмисекундное отставание от лидера гонки Джоди Шектера, у которого отказал двигатель, пока Прайс изводил его. [ 37 ] позволив Прайсу стать первым валлийцем, выигравшим гонку Формулы-1. [ 38 ] Прайс продемонстрировал и другие признаки многообещающего успеха в течение сезона, особенно в Монако и Сильверстоуне , где он квалифицировался в первом ряду стартовой решетки, причем последний находился на поул-позиции. [ 39 ] Прайс также впервые финишировал на подиуме чемпионата мира в чрезвычайно влажных условиях на Гран-при Австрии и еще четыре раза финишировал с очками. Самый высокий из них был в Германии, где он финишировал четвертым, несмотря на то, что, когда он бежал вторым после Карлоса Ройтемана, топливо вытекло в кабину его DN5 во время последних кругов Нюрбургринга, что, как сообщается, «обожгло ему кожу и почти ослепило». его с дымом». [ 40 ] За это достижение валлиец позже получил Prix Rouge et Blanc Jo Siffert награду , названную в честь швейцарского гонщика Формулы-1. [ 41 ]
В конце декабря 1975 года Прайс и Дэйв Ричардс , будущий глава автоспортивной инженерной компании Prodrive , участвовали на Lancia Stratos в Туре Эпинта, раллийном соревновании, в котором участвовали многие известные раллийные имена. [ 42 ] Прайсу не потребовалось особых уговоров, чтобы объединиться для участия в разовом соревновании на родной земле с Ричардсом, оба из Рутина. [ 42 ] Прайс врезался в мост на расстоянии 10 миль (16 км) от начала первого этапа, но все же участвовал в дневных этапах после того, как его машина была отремонтирована. [ 43 ]
1976
[ редактировать ]
Как только сезон чемпионата мира Формулы-1 1976 года начался, Прайс мгновенно добавил к своему счету второй подиум на первом этапе в Бразилии . Это произошло за счет продолжающегося товарища по команде Жарьера, которого зацепило маслом на трассе McLaren Джеймса Ханта . Оба Shadows продемонстрировали разумную конкурентоспособность в течение следующих двух гонок в Кьялами и Лонг-Бич . Изменения в правилах использования автомобилей, означающие, что командам пришлось опускать воздушные камеры и устанавливать задние крылья автомобилей дальше вперед, а также обновленные Goodyear шины , означали, что Shadow DN5B потерял большую часть своей конкурентоспособности; Прайс все же добился второго результата по очкам в сезоне в Великобритании . [ 44 ] Новый Shadow DN8 не был представлен до двенадцатого этапа в Зандворте , где Прайс квалифицировал новую машину третьим и закончил гонку лишь на одно место ниже, четвертым: это был последний результат в его карьере, набравший очки. Валлиец завершил свой последний полный сезон 12-м в чемпионате пилотов с 10 очками, отставая от чемпиона мира Джеймса Ханта на 59 очков. [ 45 ]
1977
[ редактировать ]Слухи о том, что Прайс будет баллотироваться в качестве товарища по команде Марио Андретти за команду Lotus в 1978 году, были сильными, поскольку это совпало с окончанием его контракта с Shadow . Механик Lotus того времени даже заявил много лет спустя, что подписание контракта с Томом Прайсом для команды стало бы реальностью, если бы он не умер, поскольку Петерсон был нанят в последнюю минуту после экспресс-предложения от Чепмена за сочную сумму деньги в обмен на то, чтобы стать вторым номером Марио Андретти вместо Гуннара Нильссона , который собирался перейти в команду «Эрроуз» в 1978 году, чтобы объединиться с Риккардо Патрезе . Последний факт подтвердил Патрезе в журнале Motorsport в интервью Саймону Тейлору в 2010 году. [ 46 ]
Жарьер покинул Shadow перед началом сезона Формулы-1 1977 года и перешел в ATS , и его заменил итальянец Ренцо Зорзи , входящий в управленческую команду Shadow, позже оценил , которого Джеки Оливер как «худшего гонщика в нашей команде Shadow». ] когда-либо имел». [ 47 ] Новое подписание привлекло спонсорскую поддержку из Италии, что облегчило финансовое положение Shadow. Прайс стартовал в первой гонке года в Аргентине с девятого места и оставался в лидирующей группе до тех пор, пока на 45-м круге гонки из 52 кругов не вышел из строя рычаг переключения передач. После длительного пит-стопа для устранения неисправности он не был классифицирован. Прайс квалифицировался 12-м на втором этапе в Бразилии , но на 34-м круге сошел с дистанции, заняв второе место из-за отказа двигателя.
Наследие
[ редактировать ]В 2016 году в научной статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, Прайс был назван 28-м лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [ 48 ]
Смерть
[ редактировать ]Том Прайс начал свой последний гоночный уик-энд, Гран-при Южной Африки 1977 года в Кьялами , установив лучшее время на тренировке в среду, проходившей в сырую погоду. Прайс показал время 1 минуту 31,57 секунды, а следующий лучший результат, будущий чемпион мира 1977 года Ники Лауда, был на одну секунду медленнее. Перед сессией в четверг погода испортилась, и он снова опустился на пятнадцатое место, почти на две секунды отставая от поул-позиции Джеймса Ханта. [ 49 ]
Прайс неудачно стартовал в Гран-при на своем DN8 и к концу первого круга оказался на последнем месте. Прайс начал подниматься вверх по полю в течение следующих нескольких кругов, обогнав Бретта Лангера и товарища по команде Ренцо Зорзи на втором круге, а также Алекса Рибейро и Боя Хайе на следующем круге. К 18-му кругу Прайс переместился с 22-го на 13-е место. [ 50 ]

На 22-м круге Зорзи съехал на левую сторону главной прямой, сразу после вершины холма и моста через трассу. У него были проблемы с дозатором топлива , топливо подавалось прямо в двигатель, который затем загорелся. Зорзи не сразу вышел из машины, так как не смог отсоединить кислородную трубку от шлема. [ номер 1 ]
В ситуацию вмешались два маршала с пит-уолла на противоположной стороне трассы. Первым маршалом, пересекшим трассу, стал 25-летний загонщик по имени Билл, а вторым — 19-летний Фредерик «Фрикки» Янсен ван Вуурен, несущий 40-фунтовый (18-килограммовый) огнетушитель . [ 50 ] Джордж Витт, главный пит-маршал гонки, сказал, что политика трассы заключалась в том, что в случае пожара должны присутствовать два маршала, а еще два действовать в качестве резервных на случай, если первая пара огнетушителей окажется недостаточно эффективной. Витт также напомнил, что оба маршала пересекли трассу без предварительного разрешения. [ 51 ] Первый едва смог пересечь трассу, а второй - нет. Когда двое мужчин начали бежать по трассе, машины, которыми управляли Ханс-Иоахим Штук и Прайс, выехали на возвышение на трассе. [ 52 ]
«Когда мы добрались до вершины, я внезапно почувствовал, как маршал перебегает дорогу справа от меня с огнетушителем. Я рискнул и не знаю, как мне это сошло с рук. Времени не было, я просто отреагировал на чистом инстинкте».
Прайс находился прямо за машиной Стака на главной прямой. Штук увидел Янсена ван Вуурена и двинулся вправо, чтобы избежать встречи с обоими маршалами, промахнувшись по Биллу на расстояние, которое Тремейн называет «миллиметрами». Со своей позиции Прайс не мог видеть Янсена ван Вюрена и не смог отреагировать так быстро, как это сделал Штук. Он сбил маршала-подростка на скорости примерно 270 км/ч (170 миль в час). [ 54 ] Янсена ван Вурена подбросило в воздух и он приземлился в нескольких ярдах перед машиной Зорзи. Он умер при ударе, а его тело было сильно изувечено машиной Прайса. [ 55 ] Огнетушитель, который он нес, врезался в голову Прайса, а затем попал в обруч Тени. Сила удара была такой, что огнетушитель отлетел над соседней трибуной. Он приземлился на автостоянке позади трибуны, где врезался в припаркованную машину и захлопнул ее дверь. [ 53 ]
Удар огнетушителя резко отбросил шлем Прайса вверх. Смерть почти наверняка была мгновенной. Shadow DN8 Прайса, теперь с мертвым водителем за рулем, продолжал на скорости двигаться по главной прямой к первому повороту, называемому Кроуторн . Автомобиль вылетел с трассы вправо, задев металлические ограждения, врезавшись в въезд для машин скорой помощи, и вылетел обратно на трассу. Затем он попал в Жака Лаффита , Лижье отправив Прайса и Лаффита лоб в барьеры. Травмы Янсена ван Вуурена были настолько обширными, что первоначально его тело было опознано только после того, как директор гонки вызвал всех маршалов гонки, и его среди них не было. [ 56 ]
В конечном итоге победителем гонки стал австриец Ники Лауда, это его первая победа после почти смертельной аварии во время Гран-при Германии 1976 года . Сначала он объявил, что это была величайшая победа в его карьере, но когда на пьедестале почета ему сообщили о смерти Прайса, он сказал, что «после этого не было никакой радости». [ 51 ]
Последствия
[ редактировать ]
Смерть Прайса была встречена с большим горем всеми, кто его знал, особенно его женой Неллой, родителями Джеком и Гвинет и командой Теней. Его тело было похоронено в церкви Святого Варфоломея в Отфорде , недалеко от Севеноукса, Кент, той же церкви, где он и Нелла поженились двумя годами ранее. [ 57 ]
Выступления Прайса на болиде Формулы-1 снискали ему большое уважение в паддоке Формулы-1. Дэвид Тремейн назвал своего сына в честь валлийца. [ 58 ] Премия Тома Прайса, также известная как Трофей Тома Прайса, была учреждена и ежегодно вручается деятелям Уэльса, внесшим выдающийся вклад в автомобилестроение и транспорт. [ 59 ]
Во время реконструкции трасса Англси в Северном Уэльсе назвала Tom Pryce Straight по просьбе городского совета Рутина. Эдди Найп, южноафриканец, живущий в Севеноуксе, попросил у Неллы Прайс разрешения обратиться в городской совет Рутина, чтобы почтить память ее покойного мужа. Получив ее согласие и согласие родителей Тома, в 2006 году под председательством Дэвида Ричардса был создан фонд для создания мемориала Тому Прайсу в Рутине. Нилу Далримплу, местному художнику, в 2008 году городской совет Рутина поручил разработать мемориальную доску размером 8 на 4 фута (2,4 на 1,2 м), а в феврале 2009 года был объявлен аукцион пропусков на пит-лейн Формулы-1 для финансирования ее изготовления. . [ 1 ] [ 60 ] Мемориал был открыт 11 июня 2009 года, в день, когда Прайсу исполнилось бы 60 лет. [ 61 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; маленькое число означает финишную позицию)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; маленькое число означает финишную позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Жетоновые гонки | Токен RJ02 | Форд-Косворт DFV V8 | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО | РПЦ | ИНТ. Верно |
1975 | Команда теневых гонок | Тень DN5 | Форд-Косворт DFV V8 | РПЦ 1 |
ИНТ. 9 |
СУИ 7 |
1976 | Команда теневых гонок | Тень DN5 | Форд-Косворт DFV V8 | РПЦ 6 |
ИНТ. 4 |
|
Источник: [ 64 ]
|
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Сноски
- ^ Перейти обратно: а б «Мемориал Тома Прайса» . Веб-сайт Мемориального фонда Тома Прайса . Мемориальный фонд Тома Прайса. 2009. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года . Проверено 14 января 2010 г.
- ^ Мэтьюз, Гетин (7 апреля 2014 г.). «ПРАЙС, ТОМАС МАЛДВИН (1949–1977), автогонщик» . Словарь валлийской биографии . Национальная библиотека Уэльса . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Келли (10 августа 2013 г.). «Самые шокирующие моменты: Смерть Тома Прайса» . Дейли Пост Северного Уэльса . Перекресток Лландидно . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ Тремейн (2006) , с. 120.
- ^ Тремейн (2006) , с. 257.
- ^ Тремейн (2006) , с. 34.
- ^ Робертс, Джеймс (19 июля 2010 г.). «Том Прайс: самый быстрый человек Уэльса» . Би-би-си онлайн . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 30.
- ^ Тремейн (2006) , с. 31.
- ^ Тремейн (2006) , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 61.
- ^ Тремейн (2006) , с. 56.
- ^ Тремейн (2006) , с. 60.
- ^ Тремейн (2006) , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 70.
- ^ «Энциклопедия GP - Водители - Том Прайс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ Тремейн (2006) , с. 72.
- ^ Тремейн (2006) , стр. 127–129.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль токена» . F1Rejects.com. 15 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 г. Проверено 26 сентября 2006 г.
- ^ «35 лет со дня смерти Тома Прайса, валлийского дракона Формулы-1» . Отчет отбеливателя . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Результаты гонки поддержки F3 в Монако 1974 года» . Формула2.нет. 4 августа 2003 г. Проверено 15 марта 2007 г.
- ^ Браун, Аллен. «Тони Влассопулос» . oldracingcars.com . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «BBC North East Wales Sport – цитаты» . bbc.co.uk/Уэльс. Архивировано из оригинала 9 января 2008 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Тремейн (2006) , стр. 135–136.
- ^ «Профиль Тома Прайса на GPRacing.net» . GPRacing.net. Архивировано из оригинала 27 марта 2006 года . Проверено 14 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинсон, DS (23 июня 1974 г.). «Гран-при Голландии – Ferrari полностью». Автоспорт (август 1974 г.): 840–842.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинсон, DS (7 июля 1974 г.). «7-й Гран-при Франции – миниатюрный». Автоспорт (август 1974 г.): 815–817.
- ^ «Прайс на автомобиле Shadow с двигателем Ford выиграл за свои усилия 100 бутылок шампанского…». Деревенская жизнь . 156 : 204.
- ^ «Гран-при Великобритании 1974 года» . Автоспорт : 47 сентября 1974 г. Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ Тремейн (2006) , с. 150.
- ^ Тремейн (2006) , с. 152.
- ^ Тремейн (2006) , с. 151.
- ^ Тремейн (2006) , с. 153.
- ^ Гилл (1976) , стр. 96–97.
- ^ Тремейн (2006) , с. 158.
- ^ Блахфорд (2011) , с. 29.
- ^ Гилл (1976) , стр. 73–75.
- ^ Тремейн (2006) , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Хезелтин (2013) , с. 122.
- ^ Тремейн (2006) , стр. 214–218.
- ^ Тремейн (2006) , с. 218.
- ^ «Результаты чемпионата Формулы-1, пилоты и команды – сезон 1976 года» . Скай Спорт . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «Обед с… Риккардо Патрезе, Саймон Тейлор» . Журнал автоспорта . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Тремейн (2006) , с. 252.
- ^ Хэнлон, Майк (12 мая 2016 г.). «50 лучших пилотов Формулы-1 всех времён, независимо от того, на чём они ездили» . Новый Атлас . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Тремейн (2006) , стр. 231–232.
- ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , стр. 232–233.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 239.
- ^ «Гран-при Южной Африки: трагедия Прайса омрачает победу Лауды» . ЭСПН. 5 марта 1977 года . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 235.
- ^ Далглиш (2012) , с. 39.
- ^ Тремейн (2006) , с. 234.
- ^ «Исторические гонки – Том Прайс» . HistoricRacing.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 года . Проверено 23 ноября 2006 г.
- ^ «Трагическая история Тома Прайса» . Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Финли, Дэвид (23 октября 2006 г.). Рецензия на книгу « Потерянное поколение» – Том Прайс» . CarKeys.co.uk. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 6 ноября 2006 г.
- ^ «Том Прайс Трофи» . Валлийская группа автомобильных писателей. Архивировано из оригинала 19 августа 2008 года.
- ^ «Ставка на пропуск в Формулу-1!» . Внутри F1, Inc. Проверено 3 февраля 2009 г.
- ^ «Мемориальная доска в память победителя Формулы-1» . Би-би-си онлайн . 11 июня 2009 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата Тома Прайса» . ШиканаF1 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Формула-1 Тома Прайса» . Статистика автоспорта . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Том Прайс – участие в чемпионате мира без участия» . СтатистикаF1 . Проверено 1 декабря 2020 г.
Библиография
- Блахфорд, Кристина (2011). Это будет день: 365 историй F1 (часть 2) . Кристин Блачфорд. ISBN 978-0-9569393-1-9 .
- Далглиш, Джефф (2012). Потерянные и найденные: от автогонщика до пилигрима, от Соуэто до Финдхорна . Финдхорн Пресс. ISBN 978-1-84409-591-9 .
- Гилл, Барри, изд. (1976). Чемпионат мира 1975 года - ежегодник John Player Motorsport за 1976 год . Королева Анна Пресс. ISBN 0-362-00254-1 .
- Хезелтайн, Ричард (2013). Клетчатая жизнь: Грэм Уорнер и клетчатый флаг . Veloce Publishing Ltd. ISBN 978-1-84584-413-4 .
- Тремейн, Дэвид (2006). Потерянное поколение . Издательство Хейнс. ISBN 1-84425-205-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тремейн, Дэвид (1991). Racers Apart: Воспоминания о героях автоспорта . Публикации по автоспорту. п. 293. ИСБН 0-947981-58-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мемориальная комиссия Тома Прайса и фотографии строительства
- 1949 рождений
- 1977 смертей
- Лауреаты премии Гроуввуда
- Люди из Рутина
- Спортсмены из Денбишира
- Валлийские автогонщики
- Валлийские гонщики Формулы-1
- Жетоны пилотов Формулы-1
- Теневые пилоты Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Гонщики, погибшие во время гонок
- Сняли на видео смерти в автоспорте
- Спортивные смерти в Южной Африке
- Похороны в Кенте