Jump to content

Том Прайс

Том Прайс
Прайс в Брэндс-Хэтче в 1974 году.
Рожденный Томас Молдуин Прайс
( 1949-06-11 ) 11 июня 1949 г.
Рутин , Денбишир , Уэльс
Умер 5 марта 1977 г. ) ( 1977-03-05 ) ( 27 лет
Мидранд , Южная Африка
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Национальность Великобритания Британский
Активные годы 1974 1977
Команды Жетон , Тень
Записи 42
Чемпионаты 0
Победы 0
Подиумы 2
Карьерные очки 19
Поул-позиции 1
Самые быстрые круги 0
Первая запись Гран-при Бельгии 1974 года.
Последняя запись Гран-при Южной Африки 1977 года.

Томас Молдуин Прайс (11 июня 1949 - 5 марта 1977) был британским автогонщиком из Уэльса, известным победой в гонке чемпионов Брэндс-Хэтч , не относящейся к чемпионату , гонке Формулы-1 , в 1975 году, а также обстоятельствами его смерти. Прайс — единственный валлийский гонщик, выигравший гонку Формулы-1, а также единственный валлиец, возглавивший Гран-при чемпионата мира Формулы-1: два круга Гран-при Великобритании 1975 года .

Прайс начал свою карьеру в Формуле-1 в небольшой команде Token , сделав свой единственный старт за них на Гран-при Бельгии 1974 года . Вскоре после победы в гонке поддержки Формулы-3 на Гран-при Монако 1974 года Прайс присоединился к команде Shadow и набрал свои первые очки в Германии только в своей четвертой гонке . Позже Прайс дважды финишировал на подиуме: первый раз в Австрии в 1975 году и второй в Бразилии год спустя . Его команда и большинство ее современников считали Прайса отличным гонщиком в сырую погоду.

За четыре сезона в спорте за команду Shadow с 1974 по 1977 год Прайс считался потенциальным будущим победителем гонок и будущим чемпионом мира. Хотя машина часто была ненадежной и редко набирала очки, иногда она была достаточно быстрой, чтобы попасть в заголовки газет.

Во время тренировочной сессии Гран-при Южной Африки 1977 года , проходившей во влажных условиях, Прайс был быстрее всех, включая гонщиков-чемпионов мира Ники Лауду и Джеймса Ханта . Во время гонки он на высокой скорости столкнулся с маршалом безопасности Фредериком Янсеном ван Вюреном, и оба мужчины погибли. Мемориал Прайсу был открыт в 2009 году в его родном городе Рутин .

Личная и ранняя жизнь

[ редактировать ]

Том Прайс родился 11 июня 1949 года в Рутине , Денбишир , Уэльс, в семье Джека и Гвинет Прайс ( урожденной Хьюз). [ 1 ] [ 2 ] Джек служил в Королевских ВВС хвостовым стрелком на бомбардировщике «Ланкастер» Прежде чем пойти в местную полицию, . Гвинет работала районной медсестрой . [ 3 ] Старший брат Прайса, Дэвид, умер в возрасте трех лет, оставив Тома единственным ребенком большую часть времени, пока он рос, хотя его родители какое-то время воспитывали маленькую девочку по имени Сандра. [ 4 ] Прайс, известный своим друзьям как Мэлд, посещал начальную школу Нантглин в Денбишире . [ 5 ] Позже семья переехала в Тауин , Денбишир, из-за работы Джека. [ 5 ]

Прайс заинтересовался автомобилями, когда в возрасте 10 лет водил фургон с пекарем, прежде чем сообщил родителям, что хочет стать автогонщиком. Во время интервью с Аланом Генри в 1975 году он заявил, что хотел стать пилотом , но считал себя недостаточно умным. [ 4 ] Как и у многих будущих гонщиков Формулы-1, у Прайса в детстве был гоночный герой. В его случае это был Lotus шотландский гонщик Джим Кларк . [ 3 ] Мать Прайса вспоминала, что он был очень расстроен, когда Кларк погиб на Хоккенхаймринге в апреле 1968 года. Его отец отметил, что «он был очень расстроен, когда Йохена Риндта ». убили и [ 3 ] После того, как он бросил школу в 16 лет, мать Прайса настояла на том, чтобы он пошел учиться на тракторного механика в Технический колледж Лландрильо, дав ему, по ее словам, «что-то, на что можно было бы опереться, если его карьера автогонщика окажется неудачной». [ 4 ]

В 1975 году Прайс женился на Фенелле, более известной как Нелла, с которой он познакомился на дискотеке в Отфорде , Кент , в 1973 году. [ 6 ] После смерти мужа Нелла продолжила управлять антикварным магазином в Фулхэме , Лондон, вместе с Джанет Бриз, вдовой Тони Брайза , который погиб в авиакатастрофе в 1975 году вместе с другим автогонщиком Грэмом Хиллом и позже переехал во Францию. [ 7 ] [ 5 ]

Дизайн шлема

[ редактировать ]

Дизайн шлема Тома Прайса был, по сравнению с более поздними гонщиками, простым и сдержанным. Его шлем был полностью белым до 1970 года. На гонке того года в Касл-Комб его отец попросил Прайса сделать его шлем более заметным, чтобы он мог легко идентифицировать его в толпе машин. Прайс добавил к своему шлему пять черных вертикальных линий, расположенных чуть выше козырька. [ 8 ] С того времени единственным изменением в этом дизайне было добавление валлийского флага сбоку от его шлема в 1974 году. [ 9 ]

Перед Формулой-1

[ редактировать ]

1969–1971: ранние годы

[ редактировать ]

Первые шаги Прайса в автоспорте были сделаны на трассе Мэллори-Парк в Лестершире, когда ему было 20 лет. Прайсу помог Тревор Тейлор , бывший гонщик команды Lotus и старый товарищ по команде героя детства Прайса Кларка. Позже он стал звездой серии Формулы 5000 . После этого Прайс принял участие в чемпионате Daily Express Crusader Championship , серии, проводимой Motor Racing Stables для учеников гоночных школ на автомобилях Lotus 51 Formula Ford . Гонки чередовались между трассами Брэндс-Хэтч и Сильверстоун ; Прайс дебютировал в первом. «Гонки стоили 35 фунтов за раз. Но я продал свой Mini , и мои родители предложили всю помощь и поддержку, о которых я только мог мечтать», - вспоминал Прайс Алану Генри. [ 10 ]

Призом абсолютному победителю серии стал автомобиль Formula Ford Lola T200 стоимостью 1500 фунтов стерлингов. Исход серии решился на последнем этапе, проходившем в Сильверстоуне, за день до Международного трофея Формулы-1 1970 года . [ 10 ] Прайс квалифицировался в третьем ряду на гонку, которая проходила под дождем. Джек Прайс вспоминал, что его сын от восторга потирал руки: «он всегда любил гоняться под дождем». В начале гонки лидировал гонщик по имени Крис Смит, но затем начался сильный дождь, и Прайс смог догнать Смита и обогнать его, прежде чем выиграть с комфортным отрывом. Свою Лолу ему подарил сэр Макс Эйткен . [ 11 ]

Прайс отвез свою новую машину в Брэндс-Хэтч, где ему разрешили разместить ее в одной из старых конюшен в нижней части загона. [ 11 ] Вскоре Прайс оставил свою фермерскую карьеру и переехал в гостевой дом в Вест-Кингсдауне , недалеко от автодрома Брэндс-Хэтч. [ 12 ] Прайс продолжал делать себе имя в 1971 году, приняв участие в новой категории двухместных спортивных автомобилей под названием «Формула F100» , которую он выиграл с тем, что автор автоспорта Дэвид Тремейн назвал «поразительной легкостью». Затем он перешел в Formula Super Vee , управляя выбранным на тот момент Royale RP9 в команде Team Rumsey Investments . [ 13 ] и вскоре дебютировал в Формуле-3 за того же производителя в Brands Hatch.

1972–73: нижние формулы

[ редактировать ]

«Я возился с машиной, когда вдруг увидел Питера Ламплоу , идущего прямо ко мне. Я просто не мог в это поверить – я застыл на месте. Следующее, что я помню, это то, как меня вытащили из витрины магазина, где моя машина был отброшен ударом»

Том Прайс [ 14 ]

В этой гонке в Брэндс-Хэтче Прайс взял невообразимый Royale RP11 Формулы-1 1972 года и занял первое место в гонке поддержки Формулы-3 Гонки чемпионов против многих известных гонщиков Формулы-3, таких как Роджер Уильямсон , Йохен Масс и Джеймс Хант . [ 15 ] Преимущество Прайса в конце гонки было настолько велико, что многие другие команды высказали мнение, что машина Прайса проехала гонку с меньшим весом; Оказалось, что срок действия сертификата на весах трассы истек, и у всех машин был недовес. [ 16 ] Прайс выбыл из лидирующей группы в следующих двух раундах в Оултон-парке и Зандворте , а затем во время тренировки к гонке поддержки при Гран- Монако 1972 года его машина остановилась на площади Казино после того, как оторвался провод. Он вышел из машины, чтобы исправить проблему, когда Питер Лэмплоу потерял контроль над своей машиной и врезался в Royale RP11. Прайс врезался в витрину магазина и сломал ногу. [ 14 ]

Валлиец вернулся в строй через две недели после инцидента в Монако. Прайс также участвовал в серии Formula SuperVee, выиграв серию с комфортным отрывом. «Я выигрывал практически каждую гонку, в которой участвовал», - вспоминал Прайс. гонка с заводской командой Royale Formula Atlantic Прайса также ждала в 1972 году, где он занял поул-позицию в последних трех раундах чемпионата и выиграл последний раунд в Брэндс-Хэтч. [ 17 ]

Он продолжил участвовать в Формуле Atlantic в 1973 году, выиграв три гонки. [ 18 ] Вскоре у Рояля появились планы по выходу в Формулу-2 , таков был талант валлийца. Планировалось, что стремление участвовать в чемпионате Формулы-2 будет финансово подпитываться гонщиком из Лихтенштейна Манфредом Шурти. Эти планы привели только к тому, что один из автомобилей Royale F2 был построен, прежде чем проект был свернут, а Боб Кинг, глава Royale, покинул компанию. [ 18 ]

После приглашения протестировать одну из своих машин Прайс оказался в гонках серии Формула-2 в команде Рона Денниса Rondel Racing . Его лучший результат для команды был достигнут на Норисринге , где он лидировал в гонке, пока из-за отказа тормозов ему пришлось уступить первое место товарищу по команде Тиму Шенкену . [ 19 ] В конце 1973 года Прайс получил премию Гроуввуда за свои усилия в течение года. Джек Прайс вспоминал, что его сын не хотел получать награду, так как считал это «проклятием для карьеры водителя». [ 20 ]

Формула-1

[ редактировать ]

1974: Жетон

[ редактировать ]

В возрасте 25 лет Прайс перешел в Формулу-1, высшую категорию кольцевых гонок, определенную Международной автомобильной федерацией (FIA), мировым руководящим органом автоспорта, и присоединился к недавно сформированной команде Token Racing . Команда была создана Тони Влассопулосом и Кеном Гробом после того, как первоначальная команда Token закрылась в 1973 году из-за отсутствия финансовой поддержки, что привело к распаду предыдущей команды Rondel Racing . Прайс получил это место благодаря поддержке Titan Properties и тому, что Дэвид Тремейн назвал «очевидным обещанием». [ 21 ] Прайс дебютировал за команду на BRDC International Trophy , соревновании Формулы-1, не относящемся к чемпионату, проходившем в Сильверстоуне, но отсутствие воздушного короба и крышки двигателя, а также недостаток опыта вождения автомобиля сделали его самым медленным гонщиком в гонке. 16 участников квалификации: на 26 секунд медленнее, чем Хескет Джеймса Ханта , занявший поул-позицию. [ 22 ] Валлиец сошел с дистанции на 15 круге из-за проблемы с трансмиссией. Дебют Прайса на чемпионате мира состоялся на Гран-при Бельгии 1974 года , где он квалифицировался на 20-м месте, что на 3 секунды медленнее, чем лучшее время, установленное Клэем Регаццони . И снова он не смог финишировать, проехав 66 кругов, прежде чем сошел с дистанции после столкновения с Джоди Шектера Тирреллом . [ 23 ]

Прайсу было отказано в допуске на Гран-при Формулы-1 Монако 1974 года , поскольку его сочли «неопытным». [ 22 ] Тони Влассопулос решил доказать свою точку зрения и заменил обычного гонщика Формулы 3 Базза Бузагло на Прайса для вспомогательной гонки Формулы-3, выступающего за Ippokampos Racing , на March 743, который он выиграл с преимуществом в 20,8 секунды. [ 24 ] [ 25 ]

1974–77: Тень

[ редактировать ]

«Я думаю, что люди, которые занимаются автоспортом и чего-то достигли, обладают способностью замечать таланты. Было совершенно очевидно, что способности Тома превосходили большинство его современников».

Джон Ватсон [ 26 ]

После выступления в Монако и недолгого выступления в Формуле 2, [ 27 ] Прайс был подписан Шэдоу в качестве замены Брайану Редману , который, в свою очередь, заменил покойного Питера Ревсона . [ 28 ] Прайс дебютировал за команду в Голландии . Он квалифицировался на 11-м месте, менее чем на 0,4 секунды отставая от своего товарища по команде Жан-Пьера Жарье . [ 29 ] который провел свой второй полный сезон в соревнованиях Формулы-1. Прайс сошел с дистанции на первом круге гонки после того, как столкновение с Джеймсом Хантом на первом повороте сломало заднюю подвеску его Shadow DN3. [ 29 ] Прайс квалифицировался третьим на своем втором Гран-при за команду во Франции , на 0,32 секунды медленнее, чем Ники Лауда , поул-позицию, но почти на полсекунды быстрее, чем Жарье. [ 30 ] И снова гонка Прайса закончилась в первом повороте, когда незначительный контакт с Brabham Карлоса Ройтемана отклонил Тень Прайса на путь Джеймса Ханта. [ 30 ] Второе столкновение между двумя британскими гонщиками в таком же количестве гонок выбило их обоих. Позже в этом сезоне Прайс получил 100 бутылок шампанского за лучший результат на тренировке Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтч. [ 31 ] [ 32 ] Он прошел квалификацию в четвертом ряду стартовой решетки.

Прайс набрал первое очко в своей карьере в Германии , на самой сложной трассе в календаре Формулы-1 того времени - 14,2-мильной трассе Нюрбургринга . Финишировав 6-м из 11-го на стартовой решетке, он затем квалифицировался 16-м на следующий Гран-при в Австрии , но вылетел на 22-м круге, завершив гонку. он квалифицировался на 22-м месте В Италии и финишировал на 12 позиций выше. Его сезон закончился отказом двигателя в Канаде , и «Шэдоу» сильно отстал от темпа в Уоткинс-Глене в США. По итогам сезона Прайс был равным 18-му месту в чемпионате пилотов вместе с ветераном Грэмом Хиллом и Витторио Брамбилла .

Прайс управляет своей Shadow на Гран-при США 1975 года в Уоткинс-Глене.

В начале сезона 1975 года будущее Прайса было предметом множества спекуляций. Слухи связывали его с поездкой в ​​Lotus, команду, которой руководил Колин Чепмен , который следил за прогрессом Прайса на протяжении 1973 и 1974 годов. В то время Lotus испытывала финансовые трудности, и в сообщениях говорилось, что Шэдоу и Lotus поменяют Прайса и Швед Ронни Петерсон . Сделка рассматривалась как хорошее приобретение для обеих команд, поскольку Прайс считался гонщиком с такими же способностями, как Петерсон, но обошелся бы Lotus дешевле, в то время как Петерсон мог привлечь спонсорство для относительно новой команды Shadow. [ 33 ] Сделка так и не состоялась, хотя менеджер команды Shadow Алан Рис утверждает, что она была очень близка к завершению. [ 34 ]

Товарищ Прайса по команде Shadow, Жан-Пьер Жарье, превзошел его в начале сезона 1975 года, поскольку у французского гонщика была новая машина Shadow DN5 , а Прайс был на более старой машине DN3 . [ 35 ] Лишь на третьем этапе Гран-при Южной Африки Прайс смог использовать DN5. [ 36 ] Четвертой гонкой команды в сезоне стала Гонка чемпионов вне чемпионата, проходившая в Брэндс-Хэтч. Прайс квалифицировался на поул-позиции и после неудачного старта обогнал Петерсона и Джеки Икса , а затем сократил восьмисекундное отставание от лидера гонки Джоди Шектера, у которого отказал двигатель, пока Прайс изводил его. [ 37 ] позволив Прайсу стать первым валлийцем, выигравшим гонку Формулы-1. [ 38 ] Прайс продемонстрировал и другие признаки многообещающего успеха в течение сезона, особенно в Монако и Сильверстоуне , где он квалифицировался в первом ряду стартовой решетки, причем последний находился на поул-позиции. [ 39 ] Прайс также впервые финишировал на подиуме чемпионата мира в чрезвычайно влажных условиях на Гран-при Австрии и еще четыре раза финишировал с очками. Самый высокий из них был в Германии, где он финишировал четвертым, несмотря на то, что, когда он бежал вторым после Карлоса Ройтемана, топливо вытекло в кабину его DN5 во время последних кругов Нюрбургринга, что, как сообщается, «обожгло ему кожу и почти ослепило». его с дымом». [ 40 ] За это достижение валлиец позже получил Prix Rouge et Blanc Jo Siffert награду , названную в честь швейцарского гонщика Формулы-1. [ 41 ]

В конце декабря 1975 года Прайс и Дэйв Ричардс , будущий глава автоспортивной инженерной компании Prodrive , участвовали на Lancia Stratos в Туре Эпинта, раллийном соревновании, в котором участвовали многие известные раллийные имена. [ 42 ] Прайсу не потребовалось особых уговоров, чтобы объединиться для участия в разовом соревновании на родной земле с Ричардсом, оба из Рутина. [ 42 ] Прайс врезался в мост на расстоянии 10 миль (16 км) от начала первого этапа, но все же участвовал в дневных этапах после того, как его машина была отремонтирована. [ 43 ]

Прайс за рулем Shadow DN5 1976 года выпуска в Brands Hatch

Как только сезон чемпионата мира Формулы-1 1976 года начался, Прайс мгновенно добавил к своему счету второй подиум на первом этапе в Бразилии . Это произошло за счет продолжающегося товарища по команде Жарьера, которого зацепило маслом на трассе McLaren Джеймса Ханта . Оба Shadows продемонстрировали разумную конкурентоспособность в течение следующих двух гонок в Кьялами и Лонг-Бич . Изменения в правилах использования автомобилей, означающие, что командам пришлось опускать воздушные камеры и устанавливать задние крылья автомобилей дальше вперед, а также обновленные Goodyear шины , означали, что Shadow DN5B потерял большую часть своей конкурентоспособности; Прайс все же добился второго результата по очкам в сезоне в Великобритании . [ 44 ] Новый Shadow DN8 не был представлен до двенадцатого этапа в Зандворте , где Прайс квалифицировал новую машину третьим и закончил гонку лишь на одно место ниже, четвертым: это был последний результат в его карьере, набравший очки. Валлиец завершил свой последний полный сезон 12-м в чемпионате пилотов с 10 очками, отставая от чемпиона мира Джеймса Ханта на 59 очков. [ 45 ]

Слухи о том, что Прайс будет баллотироваться в качестве товарища по команде Марио Андретти за команду Lotus в 1978 году, были сильными, поскольку это совпало с окончанием его контракта с Shadow . Механик Lotus того времени даже заявил много лет спустя, что подписание контракта с Томом Прайсом для команды стало бы реальностью, если бы он не умер, поскольку Петерсон был нанят в последнюю минуту после экспресс-предложения от Чепмена за сочную сумму деньги в обмен на то, чтобы стать вторым номером Марио Андретти вместо Гуннара Нильссона , который собирался перейти в команду «Эрроуз» в 1978 году, чтобы объединиться с Риккардо Патрезе . Последний факт подтвердил Патрезе в журнале Motorsport в интервью Саймону Тейлору в 2010 году. [ 46 ]

Жарьер покинул Shadow перед началом сезона Формулы-1 1977 года и перешел в ATS , и его заменил итальянец Ренцо Зорзи , входящий в управленческую команду Shadow, позже оценил , которого Джеки Оливер как «худшего гонщика в нашей команде Shadow». ] когда-либо имел». [ 47 ] Новое подписание привлекло спонсорскую поддержку из Италии, что облегчило финансовое положение Shadow. Прайс стартовал в первой гонке года в Аргентине с девятого места и оставался в лидирующей группе до тех пор, пока на 45-м круге гонки из 52 кругов не вышел из строя рычаг переключения передач. После длительного пит-стопа для устранения неисправности он не был классифицирован. Прайс квалифицировался 12-м на втором этапе в Бразилии , но на 34-м круге сошел с дистанции, заняв второе место из-за отказа двигателя.

Наследие

[ редактировать ]

В 2016 году в научной статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, Прайс был назван 28-м лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [ 48 ]

Том Прайс начал свой последний гоночный уик-энд, Гран-при Южной Африки 1977 года в Кьялами , установив лучшее время на тренировке в среду, проходившей в сырую погоду. Прайс показал время 1 минуту 31,57 секунды, а следующий лучший результат, будущий чемпион мира 1977 года Ники Лауда, был на одну секунду медленнее. Перед сессией в четверг погода испортилась, и он снова опустился на пятнадцатое место, почти на две секунды отставая от поул-позиции Джеймса Ханта. [ 49 ]

Прайс неудачно стартовал в Гран-при на своем DN8 и к концу первого круга оказался на последнем месте. Прайс начал подниматься вверх по полю в течение следующих нескольких кругов, обогнав Бретта Лангера и товарища по команде Ренцо Зорзи на втором круге, а также Алекса Рибейро и Боя Хайе на следующем круге. К 18-му кругу Прайс переместился с 22-го на 13-е место. [ 50 ]

Яма сразу после «Кинка» — это место, где Прайс столкнулся с Янсеном ван Вууреном, а в Кроуторн Корнер Прайса и Жака Лаффита , причем Прайс уже был мертв. столкнулись машины

На 22-м круге Зорзи съехал на левую сторону главной прямой, сразу после вершины холма и моста через трассу. У него были проблемы с дозатором топлива , топливо подавалось прямо в двигатель, который затем загорелся. Зорзи не сразу вышел из машины, так как не смог отсоединить кислородную трубку от шлема. [ номер 1 ]

В ситуацию вмешались два маршала с пит-уолла на противоположной стороне трассы. Первым маршалом, пересекшим трассу, стал 25-летний загонщик по имени Билл, а вторым — 19-летний Фредерик «Фрикки» Янсен ван Вуурен, несущий 40-фунтовый (18-килограммовый) огнетушитель . [ 50 ] Джордж Витт, главный пит-маршал гонки, сказал, что политика трассы заключалась в том, что в случае пожара должны присутствовать два маршала, а еще два действовать в качестве резервных на случай, если первая пара огнетушителей окажется недостаточно эффективной. Витт также напомнил, что оба маршала пересекли трассу без предварительного разрешения. [ 51 ] Первый едва смог пересечь трассу, а второй - нет. Когда двое мужчин начали бежать по трассе, машины, которыми управляли Ханс-Иоахим Штук и Прайс, выехали на возвышение на трассе. [ 52 ]

«Когда мы добрались до вершины, я внезапно почувствовал, как маршал перебегает дорогу справа от меня с огнетушителем. Я рискнул и не знаю, как мне это сошло с рук. Времени не было, я просто отреагировал на чистом инстинкте».

Ханс-Йоахим Штук [ 53 ]

Прайс находился прямо за машиной Стака на главной прямой. Штук увидел Янсена ван Вуурена и двинулся вправо, чтобы избежать встречи с обоими маршалами, промахнувшись по Биллу на расстояние, которое Тремейн называет «миллиметрами». Со своей позиции Прайс не мог видеть Янсена ван Вюрена и не смог отреагировать так быстро, как это сделал Штук. Он сбил маршала-подростка на скорости примерно 270 км/ч (170 миль в час). [ 54 ] Янсена ван Вурена подбросило в воздух и он приземлился в нескольких ярдах перед машиной Зорзи. Он умер при ударе, а его тело было сильно изувечено машиной Прайса. [ 55 ] Огнетушитель, который он нес, врезался в голову Прайса, а затем попал в обруч Тени. Сила удара была такой, что огнетушитель отлетел над соседней трибуной. Он приземлился на автостоянке позади трибуны, где врезался в припаркованную машину и захлопнул ее дверь. [ 53 ]

Удар огнетушителя резко отбросил шлем Прайса вверх. Смерть почти наверняка была мгновенной. Shadow DN8 Прайса, теперь с мертвым водителем за рулем, продолжал на скорости двигаться по главной прямой к первому повороту, называемому Кроуторн . Автомобиль вылетел с трассы вправо, задев металлические ограждения, врезавшись в въезд для машин скорой помощи, и вылетел обратно на трассу. Затем он попал в Жака Лаффита , Лижье отправив Прайса и Лаффита лоб в барьеры. Травмы Янсена ван Вуурена были настолько обширными, что первоначально его тело было опознано только после того, как директор гонки вызвал всех маршалов гонки, и его среди них не было. [ 56 ]

В конечном итоге победителем гонки стал австриец Ники Лауда, это его первая победа после почти смертельной аварии во время Гран-при Германии 1976 года . Сначала он объявил, что это была величайшая победа в его карьере, но когда на пьедестале почета ему сообщили о смерти Прайса, он сказал, что «после этого не было никакой радости». [ 51 ]

Последствия

[ редактировать ]
Мемориал

Смерть Прайса была встречена с большим горем всеми, кто его знал, особенно его женой Неллой, родителями Джеком и Гвинет и командой Теней. Его тело было похоронено в церкви Святого Варфоломея в Отфорде , недалеко от Севеноукса, Кент, той же церкви, где он и Нелла поженились двумя годами ранее. [ 57 ]

Выступления Прайса на болиде Формулы-1 снискали ему большое уважение в паддоке Формулы-1. Дэвид Тремейн назвал своего сына в честь валлийца. [ 58 ] Премия Тома Прайса, также известная как Трофей Тома Прайса, была учреждена и ежегодно вручается деятелям Уэльса, внесшим выдающийся вклад в автомобилестроение и транспорт. [ 59 ]

Во время реконструкции трасса Англси в Северном Уэльсе назвала Tom Pryce Straight по просьбе городского совета Рутина. Эдди Найп, южноафриканец, живущий в Севеноуксе, попросил у Неллы Прайс разрешения обратиться в городской совет Рутина, чтобы почтить память ее покойного мужа. Получив ее согласие и согласие родителей Тома, в 2006 году под председательством Дэвида Ричардса был создан фонд для создания мемориала Тому Прайсу в Рутине. Нилу Далримплу, местному художнику, в 2008 году городской совет Рутина поручил разработать мемориальную доску размером 8 на 4 фута (2,4 на 1,2 м), а в феврале 2009 года был объявлен аукцион пропусков на пит-лейн Формулы-1 для финансирования ее изготовления. . [ 1 ] [ 60 ] Мемориал был открыт 11 июня 2009 года, в день, когда Прайсу исполнилось бы 60 лет. [ 61 ]

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; маленькое число означает финишную позицию)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 МЦД Оч.
1974 Жетоновые гонки Токен RJ02 Косворт V8 АРГ ХОРОШИЙ ЮАР ESP БЕЛ
Верно
МОЙ Швеция 18-е 1
Команда UOP Shadow Racing Тень DN3 ВНИЗ
Верно
ОТ
Верно
Великобритания
8
ДАВАТЬ
6
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
10
МОЖЕТ
Верно
олень
Северная Каролина
1975 Команда UOP Shadow Racing Тень DN3 Косворт V8 АРГ
12
ХОРОШИЙ
Верно
10-е место 8
Тень DN5 ЮАР
9
ESP
Верно
МОЙ
Верно
БЕЛ
6
Швеция
Верно
ВНИЗ
6
ОТ
Верно
Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
4
АВТОМОБИЛЬ
3
ОНА
6
олень
Северная Каролина
1976 Команда теневых гонок Тень DN5B Косворт V8 ХОРОШИЙ
3
И Т. Д
Верно
ESP
8
БЕЛ
10
МОЙ
7
Швеция
9
ОТ
8
Великобритания
4
12-е 10
Лаки Страйк: теневые гонки ЮАР
7
Табатип Теневые гонки ДАВАТЬ
8
АВТОМОБИЛЬ
Верно
Тень DN8 ВНИЗ
4
ОНА
8
Команда теневых гонок МОЖЕТ
11
олень
Верно
Бенихана Теневые гонки Япония
Верно
1977 Амбросио Теневые гонки Тень DN8 Косворт V8 АРГ
Северная Каролина
ЮАР
Верно
И Т. Д ESP МОЙ БЕЛ Швеция ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ВНИЗ ОНА олень МОЖЕТ Япония Северная Каролина 0
Тень DN5B ХОРОШИЙ
Верно
Источник: [ 62 ] [ 63 ]

Результаты Формулы-1 вне чемпионата

[ редактировать ]
Прайс на пути к победе в Гонке чемпионов 1975 года.

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; маленькое число означает финишную позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3
1974 Жетоновые гонки Токен RJ02 Форд-Косворт DFV V8 ПРЕДВАРИТЕЛЬНО РПЦ ИНТ.
Верно
1975 Команда теневых гонок Тень DN5 Форд-Косворт DFV V8 РПЦ
1
ИНТ.
9
СУИ
7
1976 Команда теневых гонок Тень DN5 Форд-Косворт DFV V8 РПЦ
6
ИНТ.
4
Источник: [ 64 ]

Примечания

  1. ^ Кислородные трубы использовались, чтобы предотвратить удушье водителей, если они оказались в машине в результате пожара. [ 50 ]

Сноски

  1. ^ Перейти обратно: а б «Мемориал Тома Прайса» . Веб-сайт Мемориального фонда Тома Прайса . Мемориальный фонд Тома Прайса. 2009. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года . Проверено 14 января 2010 г.
  2. ^ Мэтьюз, Гетин (7 апреля 2014 г.). «ПРАЙС, ТОМАС МАЛДВИН (1949–1977), автогонщик» . Словарь валлийской биографии . Национальная библиотека Уэльса . Проверено 1 декабря 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , с. 27.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , с. 28.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Келли (10 августа 2013 г.). «Самые шокирующие моменты: Смерть Тома Прайса» . Дейли Пост Северного Уэльса . Перекресток Лландидно . Проверено 25 мая 2014 г.
  6. ^ Тремейн (2006) , с. 120.
  7. ^ Тремейн (2006) , с. 257.
  8. ^ Тремейн (2006) , с. 34.
  9. ^ Робертс, Джеймс (19 июля 2010 г.). «Том Прайс: самый быстрый человек Уэльса» . Би-би-си онлайн . Проверено 24 мая 2014 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 29.
  11. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 30.
  12. ^ Тремейн (2006) , с. 31.
  13. ^ Тремейн (2006) , с. 35.
  14. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 61.
  15. ^ Тремейн (2006) , с. 56.
  16. ^ Тремейн (2006) , с. 60.
  17. ^ Тремейн (2006) , с. 62.
  18. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 70.
  19. ^ «Энциклопедия GP - Водители - Том Прайс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
  20. ^ Тремейн (2006) , с. 72.
  21. ^ Тремейн (2006) , стр. 127–129.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Профиль токена» . F1Rejects.com. 15 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 г. Проверено 26 сентября 2006 г.
  23. ^ «35 лет со дня смерти Тома Прайса, валлийского дракона Формулы-1» . Отчет отбеливателя . Проверено 22 мая 2014 г.
  24. ^ «Результаты гонки поддержки F3 в Монако 1974 года» . Формула2.нет. 4 августа 2003 г. Проверено 15 марта 2007 г.
  25. ^ Браун, Аллен. «Тони Влассопулос» . oldracingcars.com . Проверено 10 января 2017 г.
  26. ^ «BBC North East Wales Sport – цитаты» . bbc.co.uk/Уэльс. Архивировано из оригинала 9 января 2008 года . Проверено 5 июня 2014 г.
  27. ^ Тремейн (2006) , стр. 135–136.
  28. ^ «Профиль Тома Прайса на GPRacing.net» . GPRacing.net. Архивировано из оригинала 27 марта 2006 года . Проверено 14 марта 2006 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Дженкинсон, DS (23 июня 1974 г.). «Гран-при Голландии – Ferrari полностью». Автоспорт (август 1974 г.): 840–842.
  30. ^ Перейти обратно: а б Дженкинсон, DS (7 июля 1974 г.). «7-й Гран-при Франции – миниатюрный». Автоспорт (август 1974 г.): 815–817.
  31. ^ «Прайс на автомобиле Shadow с двигателем Ford выиграл за свои усилия 100 бутылок шампанского…». Деревенская жизнь . 156 : 204.
  32. ^ «Гран-при Великобритании 1974 года» . Автоспорт : 47 сентября 1974 г. Проверено 13 мая 2015 г.
  33. ^ Тремейн (2006) , с. 150.
  34. ^ Тремейн (2006) , с. 152.
  35. ^ Тремейн (2006) , с. 151.
  36. ^ Тремейн (2006) , с. 153.
  37. ^ Гилл (1976) , стр. 96–97.
  38. ^ Тремейн (2006) , с. 158.
  39. ^ Блахфорд (2011) , с. 29.
  40. ^ Гилл (1976) , стр. 73–75.
  41. ^ Тремейн (2006) , с. 189.
  42. ^ Перейти обратно: а б Хезелтин (2013) , с. 122.
  43. ^ Тремейн (2006) , стр. 214–218.
  44. ^ Тремейн (2006) , с. 218.
  45. ^ «Результаты чемпионата Формулы-1, пилоты и команды – сезон 1976 года» . Скай Спорт . Проверено 9 апреля 2019 г.
  46. ^ «Обед с… Риккардо Патрезе, Саймон Тейлор» . Журнал автоспорта . Проверено 31 мая 2010 г.
  47. ^ Тремейн (2006) , с. 252.
  48. ^ Хэнлон, Майк (12 мая 2016 г.). «50 лучших пилотов Формулы-1 всех времён, независимо от того, на чём они ездили» . Новый Атлас . Проверено 23 декабря 2017 г.
  49. ^ Тремейн (2006) , стр. 231–232.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Тремейн (2006) , стр. 232–233.
  51. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 239.
  52. ^ «Гран-при Южной Африки: трагедия Прайса омрачает победу Лауды» . ЭСПН. 5 марта 1977 года . Проверено 13 марта 2015 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б Тремейн (2006) , с. 235.
  54. ^ Далглиш (2012) , с. 39.
  55. ^ Тремейн (2006) , с. 234.
  56. ^ «Исторические гонки – Том Прайс» . HistoricRacing.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 года . Проверено 23 ноября 2006 г.
  57. ^ «Трагическая история Тома Прайса» . Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года . Проверено 21 мая 2014 г.
  58. ^ Финли, Дэвид (23 октября 2006 г.). Рецензия на книгу « Потерянное поколение» – Том Прайс» . CarKeys.co.uk. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 6 ноября 2006 г.
  59. ^ «Том Прайс Трофи» . Валлийская группа автомобильных писателей. Архивировано из оригинала 19 августа 2008 года.
  60. ^ «Ставка на пропуск в Формулу-1!» . Внутри F1, Inc. Проверено 3 февраля 2009 г.
  61. ^ «Мемориальная доска в память победителя Формулы-1» . Би-би-си онлайн . 11 июня 2009 года . Проверено 20 мая 2014 г.
  62. ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата Тома Прайса» . ШиканаF1 . Проверено 1 декабря 2020 г.
  63. ^ «Формула-1 Тома Прайса» . Статистика автоспорта . Проверено 1 декабря 2020 г.
  64. ^ «Том Прайс – участие в чемпионате мира без участия» . СтатистикаF1 . Проверено 1 декабря 2020 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Спортивные позиции
Предшественник Монако Формула-3
Победитель

1974
Преемник
Предшественник Брэндс Хэтч Гонка Чемпионов
Победитель

1975
Преемник
Предшественник Смертельные аварии в Формуле-1
5 марта 1977 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dfdd1b39febd5c062eec5ce1212321e__1721304300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/1e/2dfdd1b39febd5c062eec5ce1212321e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tom Pryce - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)