Ренцо Зорзи
![]() | |
Рожденный | Зиано ди Фьемме , Италия | 12 декабря 1946 г.
---|---|
Умер | 15 мая 2015 г. Маджента , Италия | (68 лет)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1975 – 1977 |
Команды | Уильямс , Вольф-Вильямс , Тень |
Записи | 7 |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Карьерные очки | 1 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Италии 1975 года. |
Последняя запись | Гран-при Испании 1977 года. |
Ренцо Зорзи (12 декабря 1946 — 15 мая 2015) был автогонщиком из Италии, принимавшим участие в семи Формулы-1 Гран-при в период с 1975 по 1977 год за команды Williams и Shadow . Он начал работать в Формуле-3 , работая с Pirelli, а затем перешел в Формулу-1. Позже он участвовал в гонках на спортивных автомобилях, а затем вернулся к работе в Pirelli, руководя автошколой. Он единственный гонщик из провинции Трентино , выступавший в Формуле-1. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Формула Три
[ редактировать ]Сын шахтера, Ренцо Зорци родился в Зиано-ди-Фьемме , Трентино, недалеко от австрийской границы. [ 2 ] Он стал инженером компании Pirelli и начал свою карьеру в автоспорте в 1972 году, управляя автомобилем Tecno за команду Scuderia Mirabella в итальянской Формуле-3 . [ 3 ] Он дебютировал в Монце 3 сентября, где не смог пройти в финал. [ 4 ]
В следующем году он выступал более регулярно, сначала на Brabham BT38C. [ 5 ] а затем с Квазаром, заняв 12-е место в Валлелунге , [ 6 ] прежде чем финишировать 13-м в Казале на Brabham. [ 7 ] Затем он занял 10-е место в Мизано за рулем Бранки. [ 8 ] перед своим лучшим результатом в сезоне, шестым местом в Варано на Brabham BT35. [ 9 ]
В 1974 году он участвовал в кампании GRD 374 за Скудерию Мирабеллу с Джорджио Франсией в качестве его товарища по команде. [ 3 ] На этой машине он стал добиваться лучших результатов, начиная с шестого места в Казале. [ 10 ] и пятое место в Монце, победив Франсию, [ 11 ] перед пятым местом в Монако за рулем March 743 . [ 12 ] Вернувшись в GRD, он занял 13-е место на Нюрбургринге в гонке, которую выиграла Франция. [ 13 ] за ним снова пятое место в Казале [ 14 ] и шестое место в Монце. [ 15 ] Он финишировал десятым в чемпионате. [ 16 ]
В 1975 году Зорзи помог разработать двигатель Формулы-3 для Lancia , построенный компанией Repetto. [ 3 ] Он был установлен на его GRD 374, заменив оригинальный двигатель Ford , а на GRD-Lancia он финишировал третьим в Варано, что стало его первым подиумом. [ 17 ] Поскольку он все еще не выигрывал в итальянской категории, было неожиданностью, когда он выиграл гонку поддержки Гран-при Европейской Формулы-3 в Монако в мае, квалифицировавшись вторым после Ларри Перкинса и выиграв второй заезд с разницей в одиннадцать секунд. [ 18 ] В хаотичном финале он завоевал два места, когда Тони Бриз и Алекс Рибейро перед ним столкнулись , и финишировал вторым на трассе, отстав от Конни Андерссона на 21 секунду . Когда Андерссон был оштрафован на минуту за рывок, Зорзи унаследовал победу, опередив Сафира Патрика Неве всего на 0,89 секунды . [ 18 ] [ 19 ]
Вернувшись на чемпионат Италии, он впоследствии финишировал седьмым в Валлелунге. [ 20 ] и шестое место в Муджелло . [ 21 ] В европейской категории он занял два шестых места на Нюрбургринге. [ 22 ] и Ринг-Дюрсланд в Дании. [ 23 ] Но его успех в Монако дал толчок для шага в сторону Формулы-1 еще до конца сезона 1975 года. [ 19 ]
Формула-1: Уильямс
[ редактировать ]Позже в 1975 году Зорзи заключил сделку с Фрэнком Уильямсом на участие в Гран-при Италии на одной из его машин . Команда Williams в то время испытывала трудности и использовала платных пилотов для участия в гонках на стареющей FW03 , которая пока не набрала ни одного очка в том сезоне. [ 24 ] Он квалифицировал машину 22-м из 28 участников, всего на 0,71 секунды медленнее, чем его товарищ по команде Жак Лаффит на новой FW04 . Заняв 12-е место в гонке, он был задержан из-за прокола и финишировал 14-м и последним, отставая на шесть кругов от победителя Клея Регаццони . [ 19 ] Это была последняя гонка для машины перед тем, как Williams продала ее Лорису Кесселю . [ 25 ]
Соглашение продолжилось и в первой гонке 1976 года, Гран-при Бразилии , хотя теперь команда на 60% принадлежала Уолтеру Вольфу и была переименована в Wolf-Williams. Зорзи управлял FW04, а новый товарищ по команде Джеки Икс — новым FW05 . Зорзи квалифицировался 17-м из 22 участников, обогнав Икса, занявшего 19-е место. Он финишировал девятым из 14 классифицированных финишеров, отстав от Икса всего на 2,44 секунды. [ 19 ] Однако его спонсорские деньги закончились, и его время с Уильямсом подошло к концу, поскольку его заменил Мишель Леклер . [ 3 ] До конца 1976 года Зорзи вернулся в Формулу-3 с командой Modus. [ 3 ] а также участвовал в гонках на спортивных автомобилях. [ 19 ] Среди других результатов на чемпионате мира 1976 года среди мастеров он финишировал восьмым в гонке «6 часов Валлелунги» 1976 года в Jolly Club, в которой участвовала Lancia Stratos . [ 26 ]
1977: Тень
[ редактировать ]Зорзи вернулся в Формулу-1 в 1977 году с командой Shadow в качестве товарища по команде высококлассного валлийского гонщика Тома Прайса , которого поддерживал их итальянский спонсор Франко Амбросио . Амбросио потребовал итальянского гонщика в рамках соглашения о своей финансовой поддержке, и Зорзи был выбран по этой причине, а не по выбору команды. [ 27 ] В первой гонке в Аргентине команды , управляя более старым DN5B , он квалифицировался последним из 21 участника и поднялся на старте на 18-е место, прежде чем сойти с дистанции на третьем круге из-за неисправности коробки передач. [ 28 ]
На следующей гонке в Бразилии Зорзи квалифицировался 18-м и в гонке на истощение финишировал шестым из семи финишировавших, выиграв свое единственное очко чемпионата мира только в своем четвертом Гран-при. [ 2 ] Прайс бежал вторым в гонке после будущего победителя Карлоса Ройтемана , когда за семь кругов до конца гонки у него отказал двигатель. [ 29 ]
Однако трагедия случилась на следующей гонке в Южной Африке . команды Управляя новым DN8 , Зорзи квалифицировался 20-м и бежал в конце поля, когда съехал с трассы из-за утечки топлива, вызванной поломкой дозатора. [ 29 ] Когда он попытался отсоединить кислородную трубку от своего шлема, прежде чем выйти из машины, сзади вспыхнул пожар. Зорзи быстро вышел из машины и активировал бортовой огнетушитель, который потушил пламя. Через несколько секунд, хотя пожар потушен, через трассу перебежали два маршала с ручными огнетушителями. Перейдя дорогу сразу за слепой бровью, [ 30 ] первый маршал едва уклонился от проезжающих машин, но второй маршал, Фредерик Янсен Ван Вуурен, был сбит и убит машиной товарища Зорзи по команде Прайса. Огнетушитель Ван Вуурена попал Прайсу в шлем, в результате чего он получил смертельные травмы головы и шеи. [ 29 ]
Британская пресса и некоторые члены команды Shadow обвинили Зорзи в трагедии, предполагая, что его волнение в кабине, когда он пытался отсоединить кислородную трубку, побудило маршалов перейти трассу, полагая, что Зорзи нужна помощь. [ 27 ] [ 31 ] [ 32 ] Прайса заменил будущий чемпион мира Алан Джонс , который превзошел Зорзи в следующих двух гонках. В Лонг-Бич Зорзи квалифицировался 20-м и сошел с дистанции из-за отказа коробки передач, а в Испании он квалифицировался 24-м и сошел с дистанции из-за отказа двигателя. [ 28 ]
Когда Зорзи прибыл в Монако на Гран-при Монако 1977 года , он обнаружил, что на его машине было имя Риккардо Патрезе , и что его заменил Патрезе, еще один протеже Амбросио, без предварительного уведомления. [ 3 ] [ 27 ] [ 32 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После завершения карьеры в Формуле-1 Зорзи время от времени участвовал в гонках на спортивных автомобилях, в основном в Италии. Он регулярно участвовал в гонках в Монце на 1000 км , выиграв их в 1979 году на Lola T286 вместе с Марко Капоферри. [ 2 ] В следующем году он квалифицировался на поул-позиции на Capoferri-Ford, который он делил с Клаудио Франциско , также показав лучший круг до того, как машина сошла с дистанции. [ 33 ] В последний раз он выступал на этом мероприятии в 1985 году, когда Porsche 956, который он делил с Оскаром Ларраури и Массимо Сигалой из Brun Motorsport, финишировал шестым. [ 19 ]
Зорзи также единожды участвовал в чемпионате Aurora AFX F1 в 1980 году, управляя Arrows A1 за команду Charles Clowes Racing на Гран-при лотереи Монцы. Он квалифицировался восьмым, но сошел с дистанции после столкновения. [ 34 ] [ 28 ]
После ухода из гонок он вернулся на работу в Pirelli, руководя автошколой компании в Бинетто на юге Италии. [ 2 ] [ 27 ]
Смерть
[ редактировать ]Зорзи умер 15 мая 2015 года в возрасте 68 лет в больнице в Мадженте, Ломбардия , после продолжительной болезни. [ 19 ] [ 27 ] Его похороны состоялись 18 мая в его родном городе Зиано. У него остался сын Андреа. [ 35 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | МЦД | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Уильямс FW03 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | АРГ | ХОРОШИЙ | ЮАР | ESP | МОЙ | БЕЛ | Швеция | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ОНА 14 |
олень | Северная Каролина | 0 | |||
1976 | Гоночные автомобили Фрэнка Уильямса | Вольф-Уильямс FW04 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ХОРОШИЙ 9 |
ЮАР | И Т. Д | ESP | БЕЛ | МОЙ | Швеция | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | МОЖЕТ | олень | Япония | Северная Каролина | 0 | |
1977 | Команда теневых гонок | Тень DN5B | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | АРГ Верно |
ХОРОШИЙ 6 |
19-е | 1 | |||||||||||||||
Тень DN8 | ЮАР Верно |
И Т. Д Верно |
ESP Верно |
МОЙ | БЕЛ | Швеция | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | олень | МОЖЕТ | Япония |
Полные результаты чемпионата Британской Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | Чарльз Клоуз Расинг | Стрелки А1 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ОЛЛ | БРХ | SIL | ТОЛЬКО | ТРР | Министерство здравоохранения Верно |
ТОЛЬКО | SNE | БРХ | ТРР | ОЛЛ | SIL | Северная Каролина | 0 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ренцо Зорзи: пилот героических времен» (на итальянском языке). Журнал «Глобус». 18 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ренцо Зорзи» . Журнал автоспорта . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ренцо Зорзи» . grandprix.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Agip, Монца, 3 сентября 1972 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Итальянская гонка Формулы 3, Казале, 18 марта 1973 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Валлелунга, Валлелунга, 13 мая 1973 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Итальянская гонка Формулы-3, Казале, 10 июня 1973 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Трофи Адриатической Ривьеры, Мизано, 19 августа 1973 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Варано Трофи, Варано, 30 сентября 1973 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Казале Автодрома, Казале, 31 марта 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок AC Болонья, Монца, 7 апреля 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Гонка Гран-при Монако Формулы 3, Монако, 25 мая 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «ADAC-300-km-Rennen um den «Good Year-Pokal», Нюрбургринг, 16 июня 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Казале Автодрома, Казале, 14 июля 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Agip, Монца, 22 сентября 1974 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Итальянская Формула 3 1974» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Джанни Морелли Трофи, Варано, 27 апреля 1975 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Гонка Гран-при Монако Формулы 3, Монако, 10 мая 1975 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Некролог: Ренцо Зорзи 1946–2015» . Автоспорт. 18 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Итальянская гонка Формулы 3, Валлелунга, 18 мая 1975 года» . oldracingcars.com . Получено 27 июня.
- ^ «Итальянская гонка Формулы-3, Муджелло, 23 мая 1975 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Texaco Pokal, Нюрбургринг, 1 июня 1975 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Гран-при Дании, Юрсландринг, 2 августа 1975 года» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Ходжес, Дэвид (2001). Автомобили Гран-при от А до Я. Рамсбери, Уилтшир: Кровуд. п. 240. ИСБН 1861263392 .
- ^ «Уильямс FW03» . oldracingcars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Валлелунга 1976, 6 часов» . Журнал автоспорта . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Прощай, Ренцо Зорзи, непонятый чемпион» (на итальянском языке). Motorsport.com. 15 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Смолл, Стив (1996). Гран-при «Кто есть кто» (2-е изд.). Издательство Гиннесс. п. 454. ИСБН 0-85112-623-5 .
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Мэтт (13 апреля 2012 г.). «35 лет со дня смерти Тома Прайса, валлийского дракона Формулы-1» . Отчет отбеливателя . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Генри, Алан (март 1987 г.). «Том Прайс: блестящий талант, зря потерянный» . Журнал автоспорта . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Прощай, Ренцо Зорзи, молчаливый пилот» (на итальянском языке). Газета Трентино. 16 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Ренцо Зорзи погиб / Память о талантливом и забытом пилоте» (на итальянском языке). Дочерняя компания. 16 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «1980 Монца 1000 километров» . Racingsportscars.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ «Гран-при лотереи Монцы 1980 года» . Журнал автоспорта . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Зиано оплакивает Зорзи, единственного гонщика-чемпиона Трентино в Формуле-1» (на итальянском языке). Газета Трентино. 17 мая 2015 года . Проверено 28 июня 2020 г.