Список систем начисления очков чемпионата мира Формулы-1
Формула-1 |
---|
Формула-1 |
---|
Формула-1 высшего класса с открытыми колесами, , сокращенно F1, — это серия автогонок проводимая Международной автомобильной федерацией (FIA), мировым руководящим органом автоспорта. [1] «Формула» в названии отсылает к ряду правил, установленных FIA, которым обязаны подчиняться все участники и транспортные средства. [1] [2] Сезон чемпионата мира Формулы-1 состоит из серии гонок, известных как Гран-при , обычно проводимых на специально построенных трассах , а в некоторых случаях и на закрытых городских улицах . [3] Система начисления очков используется для каждого Гран-при, проводимого в течение сезона Формулы-1, для определения результатов двух ежегодных чемпионатов: одного для пилотов ( Чемпионат мира среди водителей ) с 1950 года и одного для конструкторов ( Чемпионат мира среди конструкторов ) с 1950 года. 1958 год . [1] [4] Каждый гонщик накапливает чемпионские очки индивидуально в чемпионате мира среди водителей и коллективно за команду, за которую он выступает в чемпионате мира среди конструкторов. [4] в конце сезона Оба чемпионата официально присуждаются на церемонии вручения призов FIA гонщику и команде, набравшим наибольшее количество очков. [4] [5] [6]
Что касается Гран-при Бельгии 2024 года , [update] 352 гонщика набрали очки в чемпионате водителей, [7] [8] и 70 из 170 команд набрали очки Кубка конструкторов, [9] [10] в 1115 гонках чемпионата мира. [11] Льюис Хэмилтон имеет наибольшее количество очков в чемпионате пилотов - 4789,5, Себастьян Феттель занимает второе место с 3098, а Макс Ферстаппен - третье с 2863,5. [7] [12] Scuderia Ferrari является рекордсменом по общему количеству очков в Кубке конструкторов (10017), Red Bull Racing занимает второе место с 7656, а Mercedes занимает третье место с 7488,5. [9] [12] Пилоты получали равную долю распределения очков, если они делили машину с другим или показывали такой же быстрый круг, как и другой, в период с 1950 по 1957 год . Вторые гонщики команд, официально заявивших только одну машину, не имели права на получение очков в двух случаях с участием трех гонщиков. [13] [14]
Рекорды и достижения
[ редактировать ]Джим Кларк является самым доминирующим чемпионом среди пилотов по набранным очкам: максимум 54 очка (7 и 6 побед соответственно) как в 1963 , так и в 1965 году . Совсем недавно Михаэль Шумахер финишировал на подиуме в каждой гонке сезона 2002 года , заработав 144 из 170 возможных очков. [15] Самым доминирующим чемпионом конструкторов в последнее время был McLaren в 1988 году , набрав 199 из максимальных 240 очков и опередив своего ближайшего соперника на 134 очка. [16] [17] В 2002 году «Феррари» набрала 221 очко — столько же, сколько все остальные команды вместе взятые. [18]
У Роберта Кубицы самый длинный промежуток времени между двумя последовательными результатами по набору очков: 8 лет и 256 дней (между Гран-при Абу-Даби 2010 года и Гран-при Германии 2019 года ). [19] У Фернандо Алонсо самый длинный промежуток времени между его первым и последним результатом по набору очков: свои первые очки он набрал на Гран-при Австралии 2003 года , а последние очки - на Гран-при Бельгии 2024 года , за 21 год, 4 месяца и 19 дней. . [20] Хэмилтон является рекордсменом по количеству очков подряд на 48 Гран-при: от Гран-при Великобритании 2018 года до Гран-при Бахрейна 2020 года . [21] Макс Ферстаппен - самый молодой гонщик, набравший чемпионское очко; он финишировал седьмым на Гран-при Малайзии 2015 года, когда ему было 17 лет и 180 дней. [22] Филипп Этанслен - самый возрастной гонщик, набравший чемпионское очко; ему было 53 года и 249 дней, когда он финишировал пятым на Гран-при Италии 1950 года . [23]
История
[ редактировать ]Начисление очков менялось несколько раз за всю историю Формулы-1. [13] [24] Участники каждого сезона до 1990 года могли набирать очки чемпионата пилотов только за лучшие места в указанном максимальном количестве гонок. [24] Вплоть до 1979 года в большинстве лет только участник, набравший наибольшее количество очков в каждом Гран-при каждого конструктора, вносил очки в звание пилота. [13] С 1950 по 1959 год пять лучших финишеров каждой гонки плюс самый быстрый установщик круга подсчитывали очки. Формат был расширен и теперь включает первых шесть финишеров каждого этапа в период с 1960 по 2002 год, но без очков за самый быстрый круг. [24] В 2003 году FIA пересмотрела структуру восьми лучших финишеров каждой гонки. [25] FIA снова расширила систему, включив в нее первых десять участников Гран-при 2010 года . [26] Каждый победитель Гран-при набирал по 8 очков с 1950 по 1960 год , 9 с 1961 по 1990 год , 10 с 1991 по 2009 год и 25 с 2010 года . [24]
Половина очков была присуждена за шесть Гран-при, которые были отмечены красным флажком до того, как был достигнут определенный порог в прогрессе гонки (в разное время составлявший 60% или 75% запланированной дистанции гонки); [27] [28] примерно с 1977 по 1980 год и до конца сезона 2021 года, [27] никакие очки не могли быть накоплены, если гонка завершилась досрочно, когда лидер проехал два или меньше кругов. [29] После Гран-при Бельгии 2021 года, на котором половина очков была присуждена первым десяти финишерам, несмотря на то, что ни один гоночный круг не был пройден, стандарты, по которым гонщик может подсчитывать чемпионские очки, если Гран-при будет приостановлен до того, как будет пройдена полная дистанция, и не будет возобновлен: были заменены на систему постепенной шкалы, начиная с 2022 года . Очки не начисляются, если лидер гонки не проедет два или более кругов без вмешательства машины безопасности или виртуальной машины безопасности . Только пять лучших финишеров имеют право на получение чемпионских очков, если лидер гонки проедет более двух гоночных кругов, но преодолеет менее 25% гоночной дистанции. Если лидер гонки преодолеет от 25% до 50% дистанции, он перейдет к девяти лучшим местам. Если лидер гонки преодолевает от 50% до 75% дистанции гонки, то участники, занявшие первые десять позиций, подсчитывают очки. Полные очки чемпионата подсчитываются, если лидер гонки преодолеет 75% или более запланированной дистанции гонки. [30] [31] После первоначальной путаницы в отношении того, как начислялись очки на Гран-при Японии 2022 года , FIA пояснила, что гонщики также имеют право на получение полных очков, если гонка завершается под зеленым флагом, независимо от процента пройденной запланированной гоночной дистанции. [32] В 2023 году FIA пояснила, что на сокращенные гонки будет распространяться система постепенного масштабирования, «если расстояние гонки от сигнала старта до сигнала окончания сессии меньше запланированной дистанции гонки». [33]
Квалификация спринта была введена в 2021 году , чтобы установить порядок старта на трех Гран-при того сезона, и три лучших финишера каждой из этих мини-гонок получили очки. [34] Первые восемь гонщиков получили очки в трех спринтерских гонках в 2022 году. [35] и в шести спринтерских гонках в 2023 году. [36]
Бонусное очко за самый быстрый круг было вновь введено в 2019 году , однако право на получение этого балла имеют только гонщики и конструкторы, финишировавшие в первой десятке. [37] С 2022 года очко за самый быстрый круг начисляется только в том случае, если пройдено 50% или более запланированной дистанции гонки. [31] В отличие от различных других автогоночных серий, Формула-1 никогда не награждала бонусными очками гонщиков за лидерство на большинстве кругов (например, серия IndyCar ) или квалификацию на поул-позиции (например, фидерные серии Формулы-1, такие как Формула 2 и Формула 3 ). [24]
Системы начисления очков
[ редактировать ]Времена года | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е | 10-е место | Самый быстрый круг | Чемпионат водителей | Чемпионат конструкторов | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 – 1953 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | – | – | – | – | – | 1 | 4 | Н/Д | [а] [б] |
1954 | 5 | [а] [б] [с] | ||||||||||||
1955 | [а] [с] [д] | |||||||||||||
1956 – 1957 | [а] [с] [д] [и] [ф] | |||||||||||||
1958 | 6 | [с] [ф] [г] [час] [я] [Дж] | ||||||||||||
1959 | 5 | [с] [час] [я] [Дж] | ||||||||||||
1960 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | 6 | [час] [Дж] | |
1961 | 9 ( Д ) | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | 5 | [час] [к] | |
8 ( С ) | ||||||||||||||
1962 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | [час] | ||
1963 – 1965 | 6 | |||||||||||||
1966 | 5 | [ф] [час] [л] | ||||||||||||
1967 | 9 (5 из первых 6, 4 из последних 5) | |||||||||||||
1968 | 10 (по 5 из первых и последних 6) | [час] | ||||||||||||
1969 | 9 (5 из первых 6, 4 из последних 5) | [ф] [час] | ||||||||||||
1970 | 11 (6 из первых 7, 5 из последних 6) | [час] | ||||||||||||
1971 | 9 (5 из первых 6, 4 из последних 5) | |||||||||||||
1972 | 10 (по 5 из первых и последних 6) | |||||||||||||
1973 – 1974 | 13 (7 из первых 8, 6 из последних 7) | |||||||||||||
1975 | 12 (по 6 из первых и последних 7) | |||||||||||||
1976 | 14 (по 7 от каждого из первых и последних 8) | |||||||||||||
1977 | 15 (8 из первых 9, 7 из последних 8) | |||||||||||||
1978 | 14 (по 7 от каждого из первых и последних 8) | |||||||||||||
1979 | 8 (4 из первых 7, 4 из последних 8) | Все | – | |||||||||||
1980 | 10 (по 5 из первых и последних 7) | |||||||||||||
1981 – 1990 | 11 | [м] | ||||||||||||
1991 – 2002 | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | Все | – | |
2003 – 2009 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | |||
2010 – 2018 | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | – | [н] | ||
2019 – настоящее время | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 1 | [the] [п] |
Особые случаи
[ редактировать ]Времена года | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2021 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | [д] |
2022 – настоящее время | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | [р] [с] |
Времена года | Продолжительность гонки завершена | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е | 10-е место | Самый быстрый круг | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 – 1976 | Менее 30% | – | – | [т] [в] | |||||||||
От 30% до 60% | Половина | ||||||||||||
60% – 100% | Полный | ||||||||||||
1980 – 2021 | Меньше двух кругов | – | [в] [v] [п] | ||||||||||
Между двумя кругами и менее 75% | Половина | ||||||||||||
75% – 100% | Полный | ||||||||||||
2022 | Менее двух полных гоночных кругов | – | – | [В] | |||||||||
Между двумя гоночными кругами и менее 25% (если гонка заканчивается в условиях красного флага) | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | |||
От 25% до менее 50% (если гонка заканчивается в условиях красного флага) | 13 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | |||
От 50% до менее 75% (если гонка заканчивается в условиях красного флага) | 19 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | ||
75% – 100% (если гонка заканчивается в условиях красного флага), или два или более гоночных круга (если гонка заканчивается в условиях зеленого флага до завершения запланированной дистанции гонки из-за того, что она была сокращена из-за тайм-аута) | Полный | ||||||||||||
2023 – настоящее время | Менее двух полных гоночных кругов | – | – | [х] | |||||||||
Между двумя гоночными кругами и менее 25% | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | – | – | – | – | |||
От 25% до менее 50% | 13 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | – | |||
От 50% до менее 75% | 19 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | ||
75% – 100% | Полный |
См. также
[ редактировать ]- Список систем подсчета очков чемпионата Америки по автогонкам
- Список систем подсчета очков NASCAR
- Список систем подсчета очков чемпионата мира FIM
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Чемпионат мира конструкторов не проводился с 1950 по 1957 год . [38]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Очки были разделены поровну между гонщиками, показавшими одинаковое лучшее время круга (экстремальный пример произошел на Гран-при Великобритании 1954 года , где семь гонщиков показали одинаковое лучшее время круга, и каждый получил 1/7 ) балла . [39]
- ^ Перейти обратно: а б с д Формулы 2 Автомобили участвовали в гонках с автомобилями Формулы-1 в следующих Гран-при, но не имели права на получение очков чемпионата мира:
- ^ Очки больше не начислялись за совместные гонки (например, Гран-при Италии 1958 года , Гран-при Аргентины 1960 года ). [14]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я В Кубок конструкторов засчитывались только очки гонщика, набравшего наибольшее количество очков для каждого конструктора в каждой гонке (включая участие каперов). [13]
- ^ Перейти обратно: а б Очко за самый быстрый круг присуждалось только гонщикам, а не конструкторам. [13]
- ^ Перейти обратно: а б с Очки в Индианаполисе 500 были присуждены только гонщикам, а не конструкторам. [13]
- ^ Очки начислялись по шкале 9–6–4–3–2–1 за титул пилотов 1961 года и по шкале 8–6–4–3–2–1 за титул конструкторов 1961 года. [40]
- ^ Пилоты, которые не были классифицированы (т. е. не преодолели определенную дистанцию гонки), не набрали очков, даже если они финишировали на шести первых местах. [14]
- ^ Вторые гонщики команд, официально заявивших только одну машину, не имели права на получение очков. Это повлияло на Джо Гартнера ( Озелла ) и Герхарда Бергера ( ATS ), которые финишировали пятым и шестым на Гран-при Италии 1984 года , и Янника Далмаса ( Ларрусс ), занявшего пятое место на Гран-при Австралии 1987 года . Их очки не были перераспределены. [14]
- ↑ В 2014 году в последней гонке сезона были начислены двойные очки. [41]
- ^ Очко за самый быстрый круг присуждалось только в том случае, если гонщик входил в десятку лучших в гонке. [37]
- ^ Перейти обратно: а б официально не был признан самый быстрый круг . На Гран-при Бельгии 2021 года , который проходил полностью за автомобилем безопасности, [42]
- ^ Эта система использовалась для спринтерской квалификации на трех Гран-при: Гран-при Великобритании 2021 года , Гран-при Италии 2021 года и Гран-при Сан-Паулу 2021 года , которые использовались для определения порядка старта основной гонки. [34]
- ^ Эта система использовалась в спринтерских гонках на трех Гран-при в 2022 году, Гран-при Эмилии-Романьи 2022 года , Гран-при Австрии 2022 года и Гран-при Сан-Паулу 2022 года , чтобы установить порядок старта в основной гонке. [35]
- ^ Эта система использовалась для спринтерских гонок на шести Гран-при в 2023 году, Гран-при Азербайджана 2023 года , Гран-при Австрии 2023 года , Гран-при Бельгии 2023 года , Гран-при Катара 2023 года , Гран-при США Гран-при США 2023 года и 2023 года. Гран-при Сан-Паулу ; эти спринтерские гонки были чем-то самостоятельным, и они больше не определяли порядок старта в основной гонке. [36]
- ↑ Первой гонкой, за которую были начислены пол-очка, стал Гран-при Испании 1975 года . [28]
- ^ Перейти обратно: а б Считается, что требование прохождения двух кругов было введено в период с 1977 по 1980 год. [27]
- ^ В 2016 году были немного изменены правила, касающиеся половины очков в случае ровно прохождения двух кругов; Эта поправка не затронула ни одну расу. [44]
- ^ В 2022 году, если Гран-при возобновлялся, но впоследствии был сокращен из-за достижения установленного правилами срока - как это произошло на Гран-при Японии 2022 года - тогда начислялись полные очки. [45] [46]
- ^ Начиная с 2023 года количество начисляемых очков зависит от процента пройденной дистанции независимо от того, завершается ли гонка под красным флагом или возобновляется, а затем впоследствии сокращается из-за достижения установленного правилами ограничения времени. [47] Это изменение в правила было внесено, чтобы исправить ошибку в правилах 2022 года, из-за которой полные очки были неожиданно начислены на Гран-при Японии 2022 года , на котором до истечения отведенного времени было пройдено всего 28 кругов. [33]
Ссылки
[ редактировать ]- Общий
- «Результаты» . Формула Один. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 17 марта 2022 г.
- Специфический
- ^ Перейти обратно: а б с «Часто задаваемые вопросы FIA о чемпионате мира Формулы-1» . АтласF1 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2001 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Уильямсон, Мартин. «Краткая история Формулы-1» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Хьюз и Тремейн 2002 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б с Будзински, Оливер; Феддерсен, Арне (март 2019 г.). «Измерение конкурентного баланса в гонках Формулы-1» (PDF) . Документы для обсуждения экономики Ильменау . 25 (121): 5, 7. ISSN 0949-3859 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 28 февраля 2021 г. - через EconStor .
- ^ Мерфи, Люк (8 декабря 2018 г.). «Гамильтон и Мерседес Формулы-1 официально коронованы на церемонии вручения призов FIA» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Морлидж, Мэтт (7 декабря 2019 г.). «Льюис Хэмилтон официально стал чемпионом Формулы-1 2019 года на гала-концерте FIA» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Драйверы статистики – количество баллов» . СтатистикаF1. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Зона статистики F1 – результаты по гонщикам» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Конструкторы статистики – Точки – По числу» . СтатистикаF1. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Зона статистики F1 – результаты по командам» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 1 июня 2019 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ «Календарь на все времена» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дипраам, Маттейс; Фишер, Алан (28 марта 2021 г.). «Общее количество очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хейхо 1989 , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хейхо 1989 , с. 165
- ^ Остлер, Саймон (13 октября 2022 г.). «9 самых доминирующих чемпионов мира Формулы-1» . Гудвуд Роуд и Гонки. Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Джонс 2015 , с. 51.
- ^ Шот, Марсель; Борсбум, Марсель (25 февраля 2004 г.). «Обратный отсчет 2004 года: факты и статистика» . АтласF1 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2017 года . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Робак, Найджел (9 декабря 2002 г.). «Обзор автоспортивного сезона 2002 года: Формула-1: еще один разгром: никто не был близок к Ferrari» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Самое долгое время между точками Формулы-1» . Книги рекордов Гиннесса . 28 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Драйверы статистики – Очки – Интервал между первым и последним» . СтатистикаF1 . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Наибольшее количество очков подряд на Гран-при Формулы-1 (по пилотам)» . Книги рекордов Гиннесса . 29 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Макс Ферстаппен вошел в историю Формулы-1 как самый молодой по очкам» . США сегодня . Ассошиэйтед Пресс . 29 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Возраст и пилот Формулы-1 – от звезд-подростков до быстрых 50-летних» . Формула Один . 22 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ «FIA принимает систему восьми лучших очков» . Автоспорт . 13 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Формула-1 вводит новую систему начисления очков в сезоне 2010 года» . Би-би-си Спорт . 2 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Купер, Адам (1 сентября 2021 г.). «Как правило 40-летней давности перевернуло Формулу-1 в Спа» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл, Скотт; Стро, Эдд (31 августа 2021 г.). «Другие пять раз пол-очка были присуждены в Формуле-1» . Гонка. Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Благородный, Джонатан; Купер, Адам (29 августа 2021 г.). «Почему Гран-при Бельгии за один круг учитывается для очков Формулы-1» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Комиссия Формулы-1 одобряет изменения в Спортивном регламенте относительно очков за сокращенные гонки» . Формула Один . 14 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Спортивный регламент Формулы-1 на 2022 год» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 15 марта 2022 г. с. 4–5. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Валантин, Генри (9 октября 2022 г.). «FIA объясняет, как Макс Ферстаппен смог выиграть чемпионат мира в Японии» . ПланетаФ1 . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Купер, Сэм (23 февраля 2023 г.). «Гонки на мокрой дороге, пол-очка и новое мероприятие по привлечению болельщиков – анализ изменений в правилах FIA» . Yahoo! Спорт . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аррон и Доджинс 2022 , с. 46
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Адам (14 февраля 2022 г.). «Формула-1» объявляет три спринтерские гонки на 2022 год, в которых наберутся очки для восьмерки лучших . Автоспорт . Архивировано из оригинала 15 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Формула-1 объявляет места проведения шести спринтерских гонок Формулы-1 в сезоне 2023 года» . Formula1.com . 7 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Галлоуэй, Джеймс (12 марта 2019 г.). «F1 2019: на Гран-при Австралии будет введен балл за самый быстрый круг» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Хейхо 1989 , с. 196
- ^ Эслер, Уильям (11 апреля 2014 г.). «Сложная история Формулы 1, исторические факты и статистика» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 12 апреля 2014 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Гишар и Уилкинс 1961 , с. 116
- ^ Сперджен, Брэд (26 ноября 2016 г.). «Двойные очки в гонках? Не после того, что произошло в прошлый раз» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ "Мазепин потерял лучший круг на Гран-при Бельгии" [Mazepin lost the best lap at the Belgian Grand Prix] (in Russian). RIA Novosti . 29 August 2021. Archived from the original on 30 August 2021 . Retrieved 15 February 2022 .
- ^ Купер, Адам (15 марта 2022 г.). «Формула-1 уточняет правила использования автомобилей безопасности после разногласий в Абу-Даби» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 15 марта 2022 года . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2016 года» . Международная автомобильная федерация . 20 апреля 2016 г. с. 3. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (9 октября 2022 г.). «Почему Ферстаппен стал чемпионом, несмотря на сокращенный Гран-при Японии» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Бир, Мэтт (9 октября 2022 г.). «Аномалия правил, стоящая за запутанной коронацией Ферстаппена в Формуле-1» . Гонка . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (21 февраля 2023 г.). «Формула-1 исправляет ошибочные правила начисления очков, ослабляет ограничения на радио и одобряет новые дождевые шины» . RaceFans.net . Архивировано из оригинала 22 февраля 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гишар, Ами; Уилкинс, Гордон (1961). Автомобиль 1961/62 года выпуска . Лозанна , Швейцария: ISBN Edita SA 978-88-95234-53-3 .
- Хейхо, Дэвид (1989). Справочник Гран-при Кимберли: факты и цифры гонок Формулы-1 с 1950 года по настоящее время . Спаркфорд , Англия: Haynes Publishing. ISBN 0-946132-63-1 – через Открытую библиотеку .
- Хьюз, Марк ; Тремейн, Дэвид (2002). Краткая энциклопедия формулы 1 . Бат , Англия: Паррагон. ISBN 0-75258-766-8 – через Открытую библиотеку .
- Джонс, Брюс (2015). Мировые рекорды Формулы-1 2016 (Пятое изд.). Лондон, Англия: SevenOaks. ISBN 978-1-78177-268-3 .
- Аррон, Саймон; Доджинс, Тони (2022). Формула-1: вершина: ключевые события, которые сделали Формулу-1 величайшей серией автоспорта . Брайтон, Англия: Ivy Press. ISBN 978-0-7112-7420-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Формулы-1. Архивировано 20 марта 2008 г. на Wayback Machine.
- Официальный сайт FIA. Архивировано 13 августа 2022 года на Wayback Machine.