Список женщин-пилотов Формулы-1
Формула-1 |
---|
Это список женщин -автогонщиков , принимавших участие в чемпионате мира Формулы-1 с момента создания чемпионата мира среди водителей в 1950 году .
Пять женщин-гонщиков участвовали как минимум в одном Гран-при, хотя только две из них когда-либо квалифицировались и стартовали в гонке. Женщиной, принявшей наибольшее количество участие в Гран-при, является Лелла Ломбарди с 17 заявками и 12 стартами.
Дезире Уилсон стала единственной женщиной, выигравшей какую-либо гонку Формулы-1, когда она выиграла в Брэндс-Хэтч в чемпионате британской Авроры Формулы-1 7 апреля 1980 года. В результате этого достижения в ее честь названа трибуна в Брэндс-Хэтч. [1]
История
[ редактировать ]
Инициатором привлечения женщин в Формулу-1 стала итальянка Мария Тереза де Филиппис, которая участвовала в пяти гонках в сезонах 1958 и 1959 годов. [2] и начал три [2] лучший результат - десятое место на Гран-при Бельгии 1958 года . [3] [4] В следующей гонке во Франции директор гонки отрицал свою причастность, заявив, что «единственный шлем, который женщина должна использовать, - это парикмахерский». [5] [6] Мария завершила карьеру на Гран-при Монако в следующем году .
После пятнадцати лет отсутствия женщин в этой категории другая итальянка, Лелла Ломбарди , выступала в соревнованиях три сезона, с 1974 по 1976 год . Ломбарди участвовала в семнадцати гонках и стартовала в двенадцати, показав свой лучший результат на Гран-при Испании 1975 года , где она финишировала шестой. Поскольку гонка была остановлена до того, как было пройдено три четверти запланированной дистанции, было начислено только половина очков. Ломбарди стала первой и пока единственной женщиной, набравшей очки на чемпионате мира. [7] [8] [9] [10]
В 1976 году британка Дивина Галица пыталась пройти квалификацию на Гран-при Великобритании . Это был единственный Гран-при Формулы-1, в котором участвовало несколько гонщиков-женщин (Ломбарди и Галица), но обе не прошли квалификацию. [8] [10] [11] [12]
В 1980 году южноафриканка Дезире Уилсон попыталась пройти квалификацию на Гран-при Великобритании , но безуспешно. В том же году она стала единственной женщиной, выигравшей какую-либо гонку Формулы-1, когда 7 апреля 1980 года она выиграла в Брэндс-Хэтч на чемпионате британской Авроры Формулы-1 . В результате этого достижения у Уилсон появилась трибуна в Брэндс-Хэтч, названная после нее. [1] [13]
Последней женщиной, участвовавшей в Гран-при Формулы-1, была бывшая гонщица F3000, итальянка Джованна Амати , которая подписала контракт с Brabham в начале сезона 1992 года. Ей не удалось пройти квалификацию в трех гонках, в которых она участвовала. Ее заменил Дэймон Хилл , который также не смог пройти квалификацию на той же машине в 6 из 8 следующих гонок, в которых он участвовал. Ведущим гонщиком Brabham в том сезоне был Эрик Ван Де Поэле, которому удалось пройти квалификацию только один раз, и после 11 гонок команда закрылась. [14] [15] [16]
Драйверы
[ редактировать ]Официальные драйверы
[ редактировать ]Пилоты, перечисленные в этой таблице, — это те, кто участвовал в Гран-при. Фактические старты указаны в скобках.
# | Имя | Времена года | Команды | Записи (начинается) | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 1958 – 1959 | Мазерати , Бехра-Порше | 5 (3) | 0 |
2 | ![]() | 1974 – 1976 | Марч , Рэм , Уильямс | 17 (12) | 0.5 |
3 | ![]() | 1976 , 1978 | Сёртиз , Хескет | 3 (0) | – |
4 | ![]() | 1980 | Уильямс | 1 (0) | – |
5 | ![]() | 1992 | Брэбэм | 3 (0) | – |
Тестовые драйверы и драйверы разработки
[ редактировать ]
Некоторые женщины-водители участвовали во внесоревновательных тестах и оценочных сессиях с командами Формулы-1. IndyCar Пилот Сара Фишер провела демонстрационный заезд с McLaren после первой тренировки перед Гран-при США 2002 года . [17] Кэтрин Легге тестировала Minardi на трассе Валлелунга в 2005 году. [18]
Другие женщины-гонщики были наняты по контракту с командами Формулы-1 для тестирования и разработки. В 2012 году Уильямс подписал контракт со Сьюзи Вольф в качестве водителя-разработчика и тестировщика. Два года спустя Вольф стала первой женщиной, принявшей участие в гоночном уик-энде Формулы-1 за 22 года, когда она участвовала в первой тренировке на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне ; [19] В предыдущий раз это было в 1992 году, когда Джованна Амати , которая была официальным пилотом команды Brabham вместе с Эриком ван дер Поэле, предприняла три неудачные попытки квалификации Гран-при. Ван дер Поэле, а затем и Дэймон Хилл, замена Аматису, сумели пройти квалификацию неконкурентоспособного Брэбэма только 3 раза из 18 попыток, и команда сбросила карты после 11 гонок. [20] [21] Мария де Виллота , дочь испанского гонщика Формулы-1 Эмилио де Виллота , была нанята тест-пилотом в Marussia. [22] до ее крушения в 2012 году на аэродроме Даксфорд во время испытаний на прямой. Де Виллота скончалась от полученных травм в следующем году. [23] В 2014 году Sauber подписала контракт с серии IndyCar пилотом Симоной де Сильвестро в качестве «дочернего гонщика» с целью заставить ее участвовать в соревнованиях в 2015 году. [24] В 2015 году Lotus F1 подписала с Кармен Хорда контракт, включающий пробег на автомобиле. [25]
Sauber подписала контракт с колумбийским пилотом Татьяной Кальдерон в качестве пилота по развитию на 2017 год. [26] Кальдерон была повышена с должности водителя-разработчика до водителя-испытателя в сезоне 2018 года, и в октябре 2018 года она впервые протестировала машину Формулы-1 вместе с Sauber в Мексике. [27] [28]
В 2019 году Академия пилотов Williams подписала контракт с ведущим на серию W претендентом Джейми Чедвиком в качестве пилота-разработчика команды Williams F1. [29] Позже Чедвик выиграл чемпионат W Series 2019 года , чемпионат W Series 2021 года и чемпионат W Series 2022 года и продолжит работу в качестве пилота развития Williams в 2022 году. [30]
В сентябре 2023 года Aston Martin пилот-амбассадор Джессика Хокинс протестировала автомобиль Формулы-1 2021 года на Хунгароринге . [31]
Вехи
[ редактировать ]- Первая женщина, участвовавшая в гонке Формулы 1: Мария Тереза Де Филиппис (первое участие в гонке: Гран-при Монако 1958 года , первая гонка: Гран-при Бельгии 1958 года ). [32] [33]
- Первая женщина, набравшая очки: Лелла Ломбарди ( Гран-при Испании 1975 года ). [34]
- Первая гонка, в которой участвовало более одной женщины : Гран-при Великобритании 1976 года (Лелла Ломбарди, Дивина Галика). [35]
См. также
[ редактировать ]- Список женщин-водителей Индианаполиса 500
- Список женщин-водителей «24 часов Ле-Мана»
- Список женщин-водителей NASCAR
- Список женщин-гонщиков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дипраам, Маттейс (октябрь 1998 г.). «Единственная женщина-победительница Формулы-1» . ФОРИКС 8Вт . Autosport.com . Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Формула-1: Первая женщина, выступавшая за рулем Формулы-1, стала «звездой» Портимана» . Автопортал. 12 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2013 г. . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Шотландка — первая женщина, принявшая участие в официальных тренировках Формулы-1 за 22 года» . УОЛ. 4 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Мария Тереза де Филиппис участвует в гонках Гран-при Португалии — 24 августа 1958 года» . ИСТОРИЯ.com . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «ТОП ФИНК: Пять очаровательных Пенелоп» . Зеленый флаг. 19 августа 2011 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Мария Тереза Де Филиппис - Спорт - Наблюдатель» . Наблюдатель. 5 марта 2006 г. Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Испания – это надежда на присутствие женщин в Формуле-1 спустя 20 лет – F1 – iG» . ИГ. 23 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Чем это закончилось? - Лелла Ломбарди» . УОЛ . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Подвиг Ломбарди был всего лишь сноской к трагической гонке 1975 года» . Рейтер. 5 мая 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Колонка La Rascasse: Женщины и Формула 1» . Ф1Мания. 11 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Женщины в Формуле-1» . Formula1-dictionary.net . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Женщины в Формуле-1: все еще далекая мечта? - Гран-при IOL Motoring F1» . ИОЛ. 7 мая 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Дезире Уилсон: история единственной женщины-победительницы гонок Формулы-1 - фанатички Формулы-1» . F1 Фанатик. 26 февраля 2014 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Лика Ин-Локо: Mulheres na F1 - um resgate feminino» . Ф1Мания. 19 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Ты помнишь… Джованна Амати?» . Автоспорт.пт. 8 сентября 2008 года . Проверено 27 июля 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Джованна Амати — Профиль водителя Формулы-1 — ESPN.co.uk» . ESPN.co.uk. Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Сара Фишер будет управлять McLaren» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . 19 сентября 2002 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ «Кэтрин Легг дебютирует в Minardi» . F1.com . 23 ноября 2005 г. Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ «Гран-при Великобритании 2014: Сьюзи Вольф — первая женщина, принявшая участие в гоночном уик-энде Формулы-1 за 22 года» . Независимый . 4 июля 2014 г.
- ^ Элизальде, Пабло (11 апреля 2012 г.). «Сьюзи Вольф присоединяется к Williams в качестве водителя-разработчика» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (15 июля 2013 г.). «Вольф и Хункаделла присоединяются к Williams для участия в тестах молодых пилотов в Сильверстоуне» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Мария де Виллота присоединяется к команде Marussia F1 в качестве тест-пилота в сезоне 2012 года» . Автоспорт. 7 марта 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ «Умерла бывшая тест-пилотка Формулы-1 Мария де Виллота» . США сегодня . Ассошиэйтед Пресс. 11 октября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Ассоциация прессы (14 февраля 2014 г.). «Sauber нанял пилота IndyCar Симону де Сильвестро, чтобы подготовить ее к Формуле-1» . Хранитель . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Автоспорт (26 февраля 2014 г.). «Формула 1: Lotus подписывает контракт с Джордой на роль разработчика» . Гонщик . Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (28 февраля 2017 г.). «Татьяна Кальдерон: Sauber подписывает контракт с колумбийцем в качестве драйвера развития на 2017 год» . Би-би-си Спорт . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Кляйн, Джейми (6 марта 2018 г.). «Татьяна Кальдерон получит расширенную роль в команде Sauber Формулы-1» . Autosport.com . Автоспорт Медиа Великобритания . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Смит, Люк (31 октября 2018 г.). «Татьяна Кальдерон приветствует «невероятный опыт» после первых тестов Формулы-1» . Краш.нет . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ «Джейми Чедвик присоединяется к Академии автогонщиков Williams» . www.williamsf1.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ «Рокит Уильямс Рейсинг: Джейми Чедвик» . www.williamsf1.com . Архивировано из оригинала 27 января 2020 года . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ «Джессика Хокинс завершает дебютные тесты Формулы-1 с командой AMF1» . www.astonmartinf1.com . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Мария Тереза Де Филиппис | Спорт | The Observer» . www.theguardian.com . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ «GPGuide – Профиль водителя: Мария Тереза де Филиппис» . Архивировано из оригинала 26 января 2016 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Бузанке, Жан Франсуа (27 июля 2009 г.). Быстрые дамы: женщины-гонщики с 1888 по 1970 год . Veloce Publishing Ltd. ISBN 9781845842253 . Проверено 27 января 2020 г. - через Google Книги.
- ^ «Гран-при Великобритании 1976 года — результат гонки» . www.formula1.com . Проверено 27 января 2020 г.