Мария Тереза де Филиппис
![]() де Филиппис на восхождении на холм Аоста – Гран-Сан-Бернардо в 1949 году. | |
Рожденный | Неаполь , Кампания, Италия | 11 ноября 1926 г.
---|---|
Умер | 8 января 2016 г. Сканзорошиате , Ломбардия, Италия | (89 лет)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1958 – 1959 |
Команды |
|
Записи | 5 (3 старта) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Карьерные очки | 0 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Монако 1958 года. |
Последняя запись | Гран-при Монако 1959 года. |
Мария Тереза де Филиппис (11 ноября 1926 — 8 января 2016) — итальянская автогонщица и первая женщина, участвовавшая в гонках Формулы-1 . Она участвовала в пяти Гран-при чемпионата мира, дебютировав 18 мая 1958 года, но не набрала чемпионских очков. Хотя ее гоночная карьера в Формуле-1 была недолгой, она выигрывала гонки в других сериях, и ее помнят как пионера в этом виде спорта.
Биография
[ редактировать ]Де Филиппис родился 11 ноября 1926 года в Марильяно , Италия. Она была младшей из пяти детей итальянского графа Серино Франческо Де Филипписа и испанской дворянки Нарцисы Ансельми Балагер Рока де Тогорес и Руко и Перпиньян. Отцу Де Филиппис принадлежал Палаццо Марильяно 16-го века в Неаполе, где она выросла. Интерес к спорту она начала проявлять еще в подростковом возрасте, будучи заядлой наездницей и теннисисткой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
В конце 1940-х годов, в конце Второй мировой войны , де Филиппис проявил интерес к автоспорту. Несмотря на некоторые возражения со стороны ее близкого круга друзей и родственников (два ее брата сказали ей, что она не сможет идти очень быстро, подстрекали ее и делали пари, что она будет медленной), в возрасте 22 лет де Филиппис начала свою гоночную карьеру. Она выиграла свою первую гонку, проехав на Fiat 500 на 10-километровой дистанции между Салерно и Кава-де-Тиррени . Этот результат вселил в нее уверенность в том, что она сможет участвовать в чемпионате Италии по спортивным автомобилям, где в сезоне 1954 года она заняла второе место. Видя ее потенциал, компания Maserati пригласила ее заводским водителем. [ 3 ]
В последующие годы де Филиппис принимал участие в различных автогонках, включая скалолазание и гонки на выносливость . [ 3 ] Она финишировала второй в гонке спортивных автомобилей в поддержку Гран-при Неаполя 1956 года за рулем Maserati 200S . [ 6 ]
Формула-1
[ редактировать ]
В 1958 году де Филиппису представилась возможность управлять автомобилем Формулы-1. Хотя Maserati была успешным производителем шасси для Формулы-1 в 1950-х годах, снабжая несколько команд и выиграв множество гонок (в 1957 году Хуан Мануэль Фанхио выиграл титул пилотов на Maserati 250F , [ 1 ] его пятая и последняя победа в чемпионате), [ 7 ] к 1958 году команда официально вышла из спорта, но многие автомобили остались доступны каперам. [ 8 ] 18 мая 1958 года де Филиппису была предоставлена возможность принять участие в Гран-при Монако , втором этапе сезона Формулы-1 1958 года , на одном из 250F. Из 31 участника только половина показала время, достаточно хорошее для квалификации, при этом де Филиппис не попал вместе с коллегой-дебютантом и будущим Формулы-1 и администрации Формулы-1 президентом Берни Экклстоуном . Экклстоун и де Филиппис по этому случаю подружились и оставались в хороших отношениях на долгие годы. Время Де Филипписа (1:50,8) на 5,8 секунды отставало от квалификационного времени 16 самых быстрых, в которые входили будущие чемпионы мира Майк Хоторн , Джек Брэбэм и Грэм Хилл в его первой гонке. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Фанхио дал де Филиппису множество советов по ходу сезона. В интервью 2006 года она вспомнила, как Фанхио сказал ей: «Ты идешь слишком быстро, ты слишком много рискуешь». [ 3 ]
Гран -при Бельгии 1958 года позволил всем гонщикам соревноваться без ограничения квалификационного времени. Де Филиппис квалифицировался на 19-м месте, почти на 34 секунды отставая от поул-позиции Тони Брукса у которого были механические препятствия и опередив только Кена Кавану, . Хотя она дважды проехала круг в гонке из 24 кругов, ей удалось финишировать, хотя и на 10-м и последнем месте после того, как девять других машин не смогли финишировать. [ 12 ] Это окажется ее единственный финиш в гонке. [ 1 ]
На следующей гонке, Гран-при Франции в Реймс-Гё 6 июля 1958 года, де Филлипису не разрешили участвовать. В интервью 2006 года она заявила, что директор забега уволил ее, сказав, что «единственный шлем, который должна носить женщина, - это шлем в парикмахерской». [ 3 ] [ 13 ]
На Гран-при Португалии 1958 года в августе де Филиппис квалифицировалась последней, более чем на 15 секунд медленнее, чем машина впереди нее. Ее гонка длилась всего шесть кругов, прежде чем у нее отказал двигатель. 7 сентября 1958 года она стартовала на домашнем Гран-при на Национальном автодроме Монцы с последнего места. Она проехала 57 из 70 кругов, прежде чем ей пришлось сойти с дистанции из-за проблем с двигателем. Будучи 14-м и последним вышедшим на пенсию из 21, она была классифицирована как восьмая. [ 14 ] [ 15 ]
В 1959 году де Филиппис присоединился к команде Behra-Porsche RSK . Она участвовала в Гран-при Монако, но не прошла квалификацию: ее время 1:47,8 на три секунды отставало от самого низкого темпа квалификации и еще на одну секунду отставало от ее товарища по команде Вольфганга фон Трипса . [ 16 ] Это оказалась ее последняя попытка пройти квалификацию Гран-при. [ 17 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]После гибели руководителя команды Porsche Жана Бера в автокатастрофе 1 августа 1959 года во время участия в гонке поддержки спортивных автомобилей на Гран-при Германии 1959 года на AVUS , [ 1 ] [ 18 ] де Филиппис, опустошенный этим событием, покинул трассу и ушел из профессиональных гонок. [ 15 ] [ 5 ]
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]Примерно в 1960 году де Филиппис вышла замуж за австрийского химика Теодора Хушека и создала семью. [ 4 ] Она держалась подальше от всех видов автоспорта до 1979 года, когда присоединилась к Международному клубу бывших гонщиков Гран-при Формулы-1. В 1997 году она была назначена вице-президентом. Она также была одним из основателей Клуба Maserati в 2004 году и впоследствии стала его председателем. [ 3 ] [ 15 ] Де Филиппис умер в январе 2016 года в возрасте 89 лет. [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Де Филиппис был пионером в автоспорте, спорте, в котором традиционно доминировали мужчины. Ни одна женщина больше не участвовала в гонках в Формуле-1 в течение следующих 15 лет, пока в период с 1974 по 1976 год не выступала итальянка Лелла Ломбарди. Ломбарди стала первой, и по состоянию на 2023 год [update] единственная женщина-пилот, закончившая гонку чемпионата мира Формулы-1 с набранным очками. С тех пор еще три женщины пытались принять участие в гонках Формулы-1, хотя и безуспешно – Джованна Амати , Дивина Галика и Дезире Уилсон . [ 20 ] [ 21 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | МЦД | Очки | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1958 | Мария Тереза де Филиппис | Мазерати 250Ф | Мазерати Прямо-6 |
АРГ | МОЙ DNQ |
ВНИЗ | 500 | БЕЛ 10 |
ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА Верно |
НЕЖНЫЙ | Северная Каролина | 0 | ||
Центрально-Южная конюшня | К Верно |
||||||||||||||||
1959 | Доктор Инг Ф Порше КГ | Бехра-Порше РСК (F2) | Порше Флэт 4 | МОЙ DNQ |
500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | Северная Каролина | 0 | |||
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1958 | Мария Тереза де Филиппис | Мазерати 250Ф | Мазерати Прямо-6 |
ПОКЛОН | ГЛВ | СЭР 5 |
АЙН | ИНТ. | САЕ |
1959 | Мария Тереза де Филиппис | Мазерати 250Ф | Мазерати Прямо-6 |
ПОКЛОН | ГЛВ | АЙН | ИНТ. Верно |
ОЛЛ | SIL |
Источник: [ 22 ]
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон, Мартин. «Мария Тереза де Филиппис» . ЭСПН . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б MotorSport, база данных для Марии Терезы де Филипис
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ева, Джеймс (5 марта 2006 г.). «Мария Тереза Де Филиппис» . Ежемесячный журнал Observer Sport . Guardian News and Media Limited . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Daily Telegraph, 11 февраля 2016 г., Некролог Марии Терезы де Филиппис.
- ^ Jump up to: а б «Мария Тереза Филиппийская» . theguardian.com. 11 января 2016 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «XIII GRAN PREMIO NAPOLI: еще один плохой день для Ferrari» . «Автоспорт» Архив журнала . Июнь 1956 г. с. 61 . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Дональдсон, Джеральд. «Хуан Мануэль Фанхио» . Официальный сайт Формулы 1 . Formula One World Championship Ltd. Архивировано из оригинала 11 ноября 2011 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Титул Боярышника в период трагедии» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Гран-при Монако 1958 года» . Официальный сайт Формулы 1 . Formula One World Championship Ltd. Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Гран-при Монако 1958 / Итоги» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Грэм Хилл» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Гран-при Бельгии 1958 / Итоги» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Слотник, Дэниел Э. (16 января 2016 г.). «Мария Тереза де Филиппис, пионер автогонок, умерла в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 февраля 2016 г. .
- ^ «Гран-при Италии 1958 / Итоги» . ЭСПН . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Рештейн, Хилари; Шустер, Кейси. «Мария Тереза де Филиппис» (PDF) . TheHenryFord.org. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2010 года. Проверено 25 декабря 2010 года . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ «Гран-при Монако 1959 / Итоги» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Прощай, мисс Ф1» . 10 января 2016 г.
- ^ «Купер приводит Джека Брэбэма к титулу» . ЭСПН . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Первая женщина-пилот Формулы-1 скончалась в возрасте 89 лет» . Motorsport.com . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ «Краткая история женщин в Формуле-1 – Мир Формулы | Формула-1» . 19 августа 2021 г.
- ^ Уильямсон, Мартин (4 апреля 2011 г.). «Королевы скорости» . ЭСПН . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Все заявки на участие в гонках чемпионата принадлежат Марии-Терезе де Филиппис» . ШиканаF1 . Проверено 5 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Марией Терезой де Филиппис , на Викискладе?
- 1926 рождений
- смертей в 2016 г.
- Итальянское дворянство
- Итальянцы испанского происхождения
- Итальянские автогонщики
- Итальянские пилоты Формулы-1
- Пилоты Porsche Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Scuderia Centro Sud
- Итальянские автогонщицы
- Гонщики из Неаполя
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Итальянские автоспортсмены
- Люди из Марильяно