Правила Формулы-1
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Многочисленные правила Формулы-1, разработанные и применяемые FIA , а затем и FISA , кардинально изменились со времени первого чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году. В этой статье рассматривается текущее состояние технических и спортивных правил Формулы-1, а также история Формулы-1. технические регламенты с 1950 года .
Формула-1 |
---|
Действующие правила и положения
[ редактировать ]Технический
[ редактировать ]Шасси
[ редактировать ]Автомобиль Формулы-1 может быть не более 200 см в ширину и 95 см в высоту. [1] Хотя максимальной длины не существует, другие правила устанавливают косвенные ограничения на эти размеры, и почти каждый аспект автомобиля регулирует размеры; следовательно, различные автомобили имеют тенденцию быть очень близкими к одному и тому же размеру. Автомобиль и водитель должны вместе весить не менее 798 кг по состоянию на 2024 год. [2]
Автомобиль должен иметь только четыре колеса, установленных снаружи кузова, при этом только два передних колеса должны быть управляемыми и только два задних — ведущими. Максимально допустимое расстояние между передними и задними колесами ( колесная база ) составляет 360 см.
Основное шасси содержит «ячейку безопасности», которая включает кабину, конструкцию, предназначенную для уменьшения ударов непосредственно перед кабиной, и топливный элемент непосредственно за кабиной. Кроме того, автомобиль должен содержать креновые конструкции позади и впереди водителя. Водитель должен иметь возможность войти и выйти из кабины без каких-либо регулировок, кроме снятия рулевого колеса.
Существуют также обязательные стандарты краш-тестов . Произошёл лобовой удар о стальной барьер на скорости 30 миль в час (48 км/ч); «среднее замедление не должно превышать 25g», максимум 60g в течение минимум 3 миллисекунд, без повреждений шасси за пределами носовой части. [3] Затем то же шасси должно выдержать удар сзади от салазок, движущихся со скоростью 30 миль в час (48 км/ч), без повреждений передней оси. [3] Не допускается разрушение обруча ролика более чем на 50 мм (2,0 дюйма), а разрушение конструкции допускается только в верхних 100 мм (3,9 дюйма) корпуса. [4] Боковые удары объекта массой 780 кг (1720 фунтов) со скоростью 10 м/с (22 мили в час) должны замедляться менее чем на 20 g и поглощать не менее 15% и не более 35% общей энергии; Усилие 80 кН (18 000 фунтов силы ) не может превышаться более чем на 3 миллисекунды. [4] Рулевое колесо должно выдерживать удар объекта массой 8 кг (18 фунтов) диаметром 165 мм (6,5 дюйма) со скоростью 7 м/с (16 миль в час) без деформации колеса или повреждения быстроразъемного механизма. [4]
Кроме того, проводятся «испытания на сжатие» бортов кабины, топливного бака и носового отсека. Кабина должна выдерживать в 25 кН (5600 фунтов силы без сбоев силу ); для топливного бака 12,5 кН (2800 фунтов силы применяется усилие ). Допускается деформация максимум 3 мм (0,12 дюйма). [4] Для обода кабины эти значения составляют 10 кН (2200 фунтов силы ) и 20 мм (0,79 дюйма). [4] Носовой ящик должен без сбоев выдерживать нагрузку 40 кН (9000 фунтов силы ) в течение 30 секунд. [4]
Бортовые электрические и компьютерные системы, прошедшие проверку в начале сезона, не могут быть изменены без предварительного разрешения. Электронные стартеры и контроль запуска запрещены. [ нужна ссылка ] Компьютеры должны содержать систему телеметрического об авариях сообщения данных .
Бесступенчатые трансмиссии (CVT) были запрещены с 1994 года, через две недели после очень успешных испытаний Williams FW15C в 1993 году, которые доказали, что вариаторы могут долгое время держать другие команды в невыгодном положении из-за трудностей с разработкой достаточно прочных трансмиссий. ремни для использования в вариаторах. Было высказано предположение, что использование одного только вариатора привело к преимуществу в несколько секунд на круге. Вариаторы никогда не использовались в гонках Формулы-1. В 1994 году было добавлено правило, согласно которому коробки передач должны иметь от 2 до 7 дискретных передаточных чисел, а также пункт, прямо запрещающий вариаторы. [5] [6] [7] [8] Активная подвеска также была запрещена в 1994 году из-за опасений FIA по поводу безопасности на все более высоких скоростях. [9] и другие «вспомогательные средства для водителя» также были запрещены в том же году, в том числе рулевое управление четырьмя колесами, которое было протестировано и оказалось, что оно обеспечивает незначительное сокращение времени прохождения круга, если вообще какое-либо. [10]
С 2014 года на автомобилях Формулы-1 требуются трансмиссии с 8 передаточными числами и 1 передаточным числом заднего хода.
Двигатель
[ редактировать ]2,4-литровые двигатели V8 использовались В сезоне 2013 года . Технология двигателя сильно изменилась по сравнению с сезоном 2014 года с появлением 1,6-литрового турбонаддувом двигателя V6 с гибридного . Минимальная масса двигателя 145 кг. [11]
Год | 2014–2025 | 2006–2013 | 2000–2005 |
---|---|---|---|
Размер | 1,6-литровый | 2,4-литровый | 3,0-литровый |
Тип двигателя | V6 ( турбо - гибрид ) | V8 | V10 |
Лимит топлива за гонку | 100–110 кг (130–145 л) | Без ограничений (ок. 130–160 кг/190–230 л) | Без ограничений (ок. 180–200 кг/250–290 л) |
Расход топлива | 100 кг/ч выше 10500 об/мин | Без ограничений | Без ограничений |
Предел давления впрыска топлива | 500 бар | Без ограничений | Без ограничений |
Предел оборотов двигателя | 15,000 | 18,000 – 20,500 | Без ограничений |
Выходная мощность | 750 – 1000 л.с. | 730 – 840 л.с. | 770 – 1000 л.с. |
На сезон 2017 года лимит топлива на гонку увеличен до 105 кг. [12] На сезон 2019 года лимит вновь увеличен до 110 кг. [13] Мощность двигателей Формулы-1 не разглашалась с 1990-х годов, однако общепринято, что двигатели V-6 с турбонаддувом объемом 1,6 л производят от 750 до 850 л.с. , в зависимости от комплектаций и комплектаций. Еще одним радикальным изменением в 2014 году стало внедрение ERS (системы рекуперации энергии). Эта система работает аналогично KERS : водители получают постоянный наддув примерно на 160 л.с. от электродвигателей, используемых в сочетании с двигателем внутреннего сгорания (общая мощность около 1000 л.с.) вместо 6-секундного банка дополнительной мощности на круг. . Комбинация этих систем привела к тому, что стал использоваться термин «силовая установка» вместо двигателя .
устройства, предназначенные для впрыска в цилиндры каких-либо веществ, кроме воздуха и топлива Запрещены впуска и (бензина), а также системы выпуска регулируемой длины . Коленчатый распределительный и валы должны быть изготовлены из стали или чугуна . Использование углеродных композиционных материалов для блока цилиндров, головки блока цилиндров и поршней не допускается. отдельные пусковые устройства Для запуска двигателей в боксах и на электросети могут использоваться . Если двигатель оснащен устройством, предотвращающим остановку двигателя , оно должно быть настроено на остановку двигателя в течение десяти секунд в случае аварии.
Двигатели, называемые сейчас силовыми агрегатами , разделены на 6 компонентов: двигатель внутреннего сгорания (ДВС); турбокомпрессор (ТК); Мотор-генератор-кинетический (МГУ-К), который собирает энергию, которая обычно теряется при торможении; Тепловой двигатель-генератор (MGU-H), который собирает энергию в виде тепла, выбрасываемого через выхлопные газы; Хранилище энергии (ES), которое функционирует как батареи, хранящие энергию, собранную мотор-генераторами; и Control Electronics (CE), в состав которого входит электронный блок управления и программное обеспечение, используемое для управления всем силовым агрегатом. В 2015 году каждому гонщику было разрешено использовать до четырех компонентов каждого компонента в течение сезона, продолжительностью до 20 запланированных гонок; пятый энергоблок (и его компоненты) можно использовать без штрафных санкций, если запланировано проведение более 20 гонок. Штраф на десять мест на стартовой решетке применялся за использование компонента силового агрегата, используемого сверх установленного распределения, а старт с пит-лейна для всего агрегата выходит за пределы установленного лимита.
*Примечание : Плотность топлива здесь варьируется, но составляет примерно 0,7–0,77 г/мл. *( Цифры выше отражают этот диапазон. )* [14] [15] [16]
Заправка
[ редактировать ]С 2010 года дозаправка во время гонки больше не разрешена, и теперь каждая машина стартует с полным запасом топлива. Автомобили сезона 2010 года были примерно на 22 см длиннее, чем автомобили 2009 года, чтобы вместить необходимый увеличенный топливный бак.
Шины
[ редактировать ]Формула 1 заключила контракт с единственным поставщиком шин с сезона 2007 года. Поставщик ( Pirelli с 2011 года ) поставляет 5 спецификаций сликов для сухой погоды (С1, С2, С3, С4, С5), из которых на каждую гонку предусмотрено по 3 состава (мягкий, средний и жесткий). С 2011 по 2015 год на каждый гоночный уик-энд предоставлялись два типа сухих шин, известные как Prime и Option. Командам предоставляется больше комплектов шин Prime, чем шин Option, для использования в течение выходных. Шина Prime обычно тверже и, следовательно, более долговечна, чем шина Option, тогда как шина Option обеспечивает лучшее сцепление и, следовательно, позволяет сократить время прохождения круга, когда шины свежие. На некоторых соревнованиях выбор меняется: шина Option оказывается жестче, чем шина Prime. Сочетание более долговечных и быстрых шин добавляет элемент в гоночную стратегию каждого автомобиля. Дополнительно поставщик предоставляет 2 состава для влажной погоды: промежуточный и полностью влажный. Начиная с 2016 года на гоночный уик-энд будут представлены три состава сухих шин. С 2019 года, независимо от состава шин, одна шина обозначается как мягкая, одна – средняя, а третья – жесткая. Один комплект самых мягких шин отводится для третьего этапа, а два комплекта средних и самых жестких шин оставляются для гонки. Пилоты выбирают 10 комплектов шин на гоночный уик-энд. Каждый состав отличается цветной полосой, нанесенной по боковине шины и содержащей логотип поставщика: красный для мягких, желтый для средних, белый для жестких, зеленый для средних и синий для полностью влажных.
Во время гонки участникам разрешается использовать только ограниченное количество комплектов шин: 13 сухих, 4 промежуточных, 3 мокрых. Каждая шина должна быть маркирована уникальным идентификатором для отслеживания и проверки во время гонки. Во время тренировок водители могут использовать только 3 комплекта сухих шин, а некоторые комплекты должны быть возвращены поставщику перед второй и третьей сессиями. С 2014 по 2021 год, если квалифицировался и стартовал гонку на сухих шинах, гонщики, завершившие круг в третьем периоде квалификации (первая десятка), должны были начинать гонку на том комплекте шин, на котором они зафиксировали лучшее время во время гонки. второй период. [17] Любые автомобили, не вошедшие в первую десятку, могли стартовать в гонке на любом оставшемся комплекте шин. Это правило было отменено перед сезоном 2022 года. [18] Во время гонки автомобили должны участвовать в гонках на любых двух сухих трассах, если только на этой машине в этой гонке не использовались промежуточные или мокрые шины.
До квалификации мокрые и промежуточные шины можно использовать только в том случае, если директор гонки сочтет трассу влажной. Чтобы начать гонку за машиной безопасности из-за сильного дождя, автомобили должны быть оснащены мокрыми шинами до тех пор, пока они не сделают пит-стоп.
Нагреватели можно наносить только на внешнюю поверхность шин.
Спортинг
[ редактировать ]Закрытый парк
[ редактировать ]После взвешивания во время каждой квалификационной сессии команды должны направить свои машины в место в паддоке, выделенное FIA и известное как закрытый парк ; им не разрешается выполнять работы с автомобилями, кроме текущего технического обслуживания, до тех пор, пока на следующее утро их не выпустят из закрытого парка для участия в гонке.
Если команде необходимо выполнить другую важную работу, кузовной ремонт или настройку подвески , машина стартует с пит-лейна .
Процедура гонки
[ редактировать ]


Пит-лейн открывается за сорок минут до начала гонки (t-40:00), в течение этого времени гонщики могут ездить по трассе сколько угодно, каждый раз проезжая через пит-лейн, чтобы избежать попадания в решетку. Пилоты должны быть в своих машинах и на стартовой решетке к моменту закрытия пит-лейна в t-30:00; в противном случае они должны начать гонку с боксов. Тем временем команды могут работать над своими машинами на стартовой решетке.
В t−10:00 решетка очищается от всех, кроме механиков команд, маршалов гонок и гонщиков. Команда, как правило, хочет как можно дольше держать свои шины подальше от машин и нагревать их в устройствах для подогрева шин, но они должны быть прикреплены к машинам к t-3:00.
Двигатели должны работать к t-1:00; за пятнадцать секунд до старта весь персонал должен покинуть трассу. Зеленые огни обозначают начало группового круга , также известного как парадный круг, во время которого водители должны оставаться в том же порядке (без обгона), за исключением случаев, когда впереди идущий автомобиль остановился из-за технической проблемы или попал в аварию. Машины совершают круг по трассе один раз, обычно лавируя из стороны в сторону, чтобы прогреть шины, и снова занимают свои стартовые позиции на стартовой решетке. Серия коротких контролируемых прогонов обычно выполняется по мере того, как каждый гонщик приближается к своей стартовой решетке, чтобы максимизировать температуру задних шин и счистить весь мусор с парадного круга.
Если по каким-либо причинам автомобиль не может стартовать в гонке (отказ двигателя во время квалификации или тренировки, отказ подвески и т. д.), автомобиль все равно может присоединиться к гонке, но на старте получит 10-позиционный штраф. Например, если автомобиль квалифицируется третьим, но ему необходимо заменить двигатель в любой момент гоночного уик-энда перед самой гонкой, автомобиль стартует с 13-й позиции. Ради стратегии команды иногда предпочитают запускать машину, пострадавшую таким образом, с пит-лейна. Это означает, что они начинаются с конца сетки; однако они могут не только сменить двигатель, но и начать гонку на новых шинах.
Коробки передач должны использоваться в пяти последовательных соревнованиях (считающихся P3, квалификационной тренировкой и гонкой). Если будет использована замененная коробка передач, будет начислен штраф в 5 мест на стартовой решетке (поул-позиция станет 6-й).
Гонку начинают десять красных огней, расположенных в два ряда по пять (т.е. 5 столбцов по 2). [19] Красные огни в каждой колонне работают парой, т.е. оба загораются и гаснут одновременно. Огни загораются по одной паре слева направо с интервалом в одну секунду, а затем одновременно гаснут через случайный интервал (т. е. 4–7 секунд). [20] Когда гаснет свет, гонка официально начинается. Если по какой-либо причине старт необходимо прервать, все 5 пар красных лампочек загорятся как обычно, но вместо того, чтобы погаснуть, начнут мигать оранжевые лампочки. Все двигатели останавливаются, и старт возобновляется с 5-минутной отметки. Если одинокий гонщик поднимет руку, чтобы указать, что он не может стартовать, маршал этого ряда помашет желтым флагом, а затем через несколько секунд красный и оранжевый огни погаснут, и загорятся зеленые огни, обозначающие еще один формационный круг. (На групповых кругах обгоны запрещены) [21]
Подсчет очков
[ редактировать ]Чемпионаты пилотов и конструкторов определяются по очкам, которые начисляются в зависимости от места, которое гонщик занимает на каждом Гран-при. Для получения очков гонщику не обязательно финишировать в гонке, но необходимо проехать не менее 90% дистанции гонки победителя. Таким образом, гонщик может получить некоторые очки, даже если он сошёл с дистанции до окончания гонки. В этом случае подсчет очков основан на пройденной дистанции по сравнению с другими гонщиками. Также возможно, что более низкие баллы не будут присуждены (как на Гран-при США 2005 года ), поскольку недостаточное количество гонщиков преодолело 90% дистанции победителя. Система была пересмотрена в 2003 году, а затем в нее были внесены поправки к сезону 2010 года, поскольку в этот вид спорта вошли две новые команды. Система начисления очков с 2019 года следующая:
1 место | 25 очков |
2 место | 18 очков |
3 место | 15 очков |
4 место | 12 очков |
5 место | 10 баллов |
6 место | 8 баллов |
7 место | 6 баллов |
8 место | 4 балла |
9 место | 2 очка |
10 место | 1 балл |
Самый быстрый круг | 1 очко (при условии, что гонщик входит в десятку лучших) |
11 место и далее | Нет баллов |
Информацию о системах подсчета очков, существовавших до 2019 года, можно найти в Списке систем подсчета очков чемпионата мира Формулы-1 .
Пилоты, занявшие место ниже десятого, очков не получают.
С 2010 года и до конца чемпионата 2021 года , если гонку приходилось по какой-либо причине прекращать до 75% запланированной дистанции (но после минимум двух пройденных кругов), то начисляемые очки уменьшались вдвое: 12,5, 9, 7,5, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0,5. Правила начисления очков были пересмотрены FIA, командами и Формулой-1 после критики после Гран-при Бельгии 2021 года , во время которого гонка была отмечена красным флажком на третьем круге после двух кругов позади машины безопасности , при этом ни один круг не был пройден согласно условия с зеленым флагом на гоночной скорости, прежде чем гонка была преждевременно прекращена, а результат гонки - победа Макса Ферстаппена - был зафиксирован после первого круга. [22] [23] FIA сочла более двух кругов пройденными лидером, поскольку лидер Ферстаппен трижды пересек контрольную линию, прежде чем гонка была прекращена. [24]
После этого в сезоне 2022 года было изменено распределение очков за приостановленные гонки. Начисление баллов происходит по следующей постепенной шкале:
- Очки не начисляются, если не было пройдено как минимум два круга в условиях зеленого флага .
- Если пройдено более двух кругов, но пройдено менее 25% запланированной дистанции гонки, очки будут начислены пятерке лучших по принципу 6–4–3–2–1.
- Если пройдено 25–50% запланированной дистанции гонки, очки будут начислены по принципу 13–10–8–6–5–4–3–2–1 9 лучшим участникам.
- Если пройдено 50–75% запланированной дистанции гонки, очки будут начислены по схеме 19–14–12–9–8–6–5–3–2–1 10 лучшим.
Если пройдено более 75% запланированной дистанции гонки, будут начислены полные очки. [25] Кроме того, очко за самый быстрый круг теперь будет присуждаться только в том случае, если пройдено более 50 % запланированной дистанции гонки. [26] Однако эти правила не применяются, и полные очки будут начислены, когда гонка будет приостановлена, а затем возобновлена, даже если вся дистанция гонки не может быть пройдена за 3-часовое окно гонки. [27] Однако на 2023 год это было изменено, тем самым удовлетворив первоначальный замысел системы постепенной шкалы. [28]
Очки начисляются поровну водителю и его конструктору; например, если гонщик одной команды занимает второе место, к его сумме за сезон добавляется восемнадцать очков; если их товарищ по команде финишировал третьим в той же гонке, они добавляют пятнадцать к своей сумме, а команда добавляет к своей сумме 33 (сумма очков пилотов). Чемпионат присуждается тому гонщику и конструктору, который наберет наибольшее количество очков по итогам сезона. В случае ничьей FIA сравнивает количество раз, когда каждый гонщик финишировал на каждой позиции. Чемпионат достается тому, у кого больше побед; если у них одинаковое количество побед, оно достается гонщику, занявшему большее количество вторых мест, и так далее. Например, если гонщики A и B были равны в конце сезона, и у B было шесть побед и три вторых места, но у A было шесть побед и четыре вторых места (даже если у них было меньше третьих мест, чем у B). и т. д.), то чемпионом станет А.
10 декабря 2013 года было подтверждено, что пилоты и конструкторы будут набирать двойные очки в финальном Гран-при, начиная с 2014 года. [29] но от этого отказались через несколько недель после сезона 2014 года.
Флаги
[ редактировать ]На многих объектах используются электронные дисплеи для обозначения флажков и подачи различных сообщений водителям. Однако маршалы гонок продолжают использовать физические флаги в качестве резервного механизма на случай отказа электронного дисплея. Маршалы располагаются в различных точках трассы во время каждой гонки. Флаги имеют разное значение в зависимости от их цвета; цвета (со значениями Pantone , указанными FIA ) означают следующее:
Флаг | Значение Pantone | Описание | Значение |
---|---|---|---|
![]() | Желтый | Осторожность |
|
![]() | Зеленый | Трек свободен | Зеленый флаг указывает на то, что любая предыдущая опасность была устранена. Теперь трасса свободна, и гонщики могут двигаться с гоночной скоростью и снова совершать обгоны. По указанию директора гонки это может отображаться во время парадного круга или в начале тренировки; в этом случае все позиции маршалов будут отмечены зелеными флажками. |
![]() | Красный | Гонка остановлена | Красный флаг означает, что гонка, тренировка или квалификация приостановлены. Об этом сигнализируют все маршальские посты. Водителям не разрешается покидать боксы. Все гонщики на трассе должны осторожно проехать на пит-лейн и остановиться. Там они будут переупорядочены в правильном гоночном порядке. Занятия могут быть возобновлены или прекращены по указанию директора гонки. Если задействована машина безопасности, гоночные машины должны следовать за ней, и положения позволяют машине безопасности отклонить поле на пит-лейн и ждать там. |
![]() | Синий | Приближается более быстрая машина |
|
![]() | Белый | Медленно движущееся транспортное средство на трассе | Белый флаг указывает на медленно движущееся транспортное средство, например, съезжающий автомобиль, машину скорой помощи или эвакуатор, движущийся впереди по трассе, и дает указание водителям снизить скорость. |
![]() | Черный | Водитель дисквалифицирован | Черный флаг предписывает конкретному гонщику вернуться на свою яму на следующем круге и немедленно сообщить об этом секретарю трассы, обычно потому, что он был дисквалифицирован с гонки. Флаг сопровождается табличкой с номером машины водителя, чтобы не допустить ошибки. Получение черного флага — одно из самых суровых наказаний в Формуле-1. |
![]() | ЧерныйC/Белый | Клетчатый | Черно-белый клетчатый флаг сигнализирует об окончании гонки, тренировки или квалификации. Во время гонки его показывают сначала победителю, а затем остальным участникам гонки по мере их финиша; в противном случае оно отображается в заранее определенное время. |
![]() | ЧерныйC/Белый | Половина черного | Получерный, наполовину белый флаг сообщает водителю, что его поведение признано неспортивным. Флаг сопровождает табличка с номером автомобиля. |
![]() | ЧерныйC/151C | Черный с оранжевым кругом | Черный флаг с оранжевым кругом (диаметром 40 см) в центре информирует водителя о том, что в его автомобиле возникла механическая неисправность, которая может нанести вред ему или другим водителям, и что он должен вернуться на свою яму. Показан с номером автомобиля. |
![]() | ЖелтыйC/186C | Желтые и красные полосы | Желтый флаг с красными полосами предупреждает водителей о том, что поверхность пути впереди скользкая или на ней присутствует мусор. Это может произойти из-за пролития масла (или какой-либо другой моторной жидкости) из автомобиля или из-за того, что начинает идти дождь. Скользкая взлетно-посадочная полоса в определенном месте из-за воды или масла. В этот момент водители должны снизить скорость. |
Флаги, характеристики и использование которых предписаны Приложением H Международного спортивного кодекса FIA . , должны иметь размеры не менее 60 см на 80 см, за исключением красных и клетчатых флагов, размеры которых должны быть не менее 80 см на 100 см
Штрафы
[ редактировать ]На водителей могут быть наложены штрафы за многочисленные правонарушения, в том числе за нарушение старта, превышение скорости на пит-лейн, возникновение аварии, которой можно было избежать, неспортивное поведение или игнорирование флагов любого цвета. Существует четыре вида штрафов, которые могут быть применены к водителю за нарушение правил движения на трассе:
Штраф на время является наиболее распространенным типом штрафа и может длиться пять или десять секунд. Его можно будет подать во время следующего пит-стопа. После того, как гонщик останавливается в своем пит-боксе, механики должны подождать 5 или 10 секунд, прежде чем прикасаться к машине. Касание автомобиля во время действия штрафа приведет к добавлению еще одного автомобиля за неправильное отбывание штрафа. Если гонщик не отбыл штраф на пит-лейн, штрафное время будет добавлено к его времени в конце гонки. [31]
Штраф за проезд требует, чтобы водитель выехал на пит-лейн, проехал по нему, соблюдая ограничение скорости, и выехал, не останавливаясь. Поскольку штраф за проезд не требует от водителя остановки, он обходится дешевле, чем штраф с остановкой.
Десятисекундный штраф «стоп-гоу» требует, чтобы гонщик выехал на пит-лейн, остановился на своей яме на десять секунд и снова вышел. Поскольку остановка предназначена для наказания водителя за нарушение, механикам команды запрещается работать с автомобилем-нарушителем в любое время, пока водитель отбывает наказание. Штраф «стоп-гоу» является самым суровым наказанием, за исключением дисквалификации, и назначается за серьезные правонарушения, такие как создание угрозы для других водителей. Последний раз это произошло на Гран-при Эмилии-Романьи 2024 года , где Алекс Албон был оштрафован за повторный выход на гонку из бокса с явно ослабленным правым передним колесом. [32]
В случае штрафов за проезд и стоп-проход у гонщика есть 2 круга с момента, когда его команда узнает о штрафе, чтобы заехать на боксы; если гонщик не сделает пит-стоп в течение двух кругов, ему будет поставлен черный флаг. Исключением из этого правила является случай, когда машина безопасности задействована до того, как водитель отбывает штраф, и в этом случае водителю не разрешается отбывать штраф до тех пор, пока машина безопасности не вернется обратно. Если водитель подвергается штрафу в течение последних 5 кругов гонки гонщику вообще не нужны ямы; вместо этого к их общему времени гонки будут добавлены двадцать секунд в случае штрафа за проезд и тридцать секунд в случае штрафа за проезд.
Самым суровым из общепринятых наказаний является черный флаг , который может быть наложен за игнорирование штрафов или за любые технические нарушения; это означает, что гонщик дисквалифицирован с гонки, и его результаты в этой гонке не будут учитываться в зачете чемпионата. Если черный флаг не считается достаточным в связи с правонарушением, совершенном гонщиком, гонщик может быть дисквалифицирован на несколько гонок после соревнования. Например, авария Ромена Грожана на Гран-при Бельгии 2012 года принесла ему дисквалификацию на одну гонку на следующей гонке . В современной Формуле-1 большинство дисквалификаций происходит из-за нарушений, обнаруженных во время проверки после гонки; например, Себастьян Феттель был дисквалифицирован с Гран-при Венгрии 2021 года из-за недостаточной пробы топлива, [33] а Льюис Хэмилтон и Чарльз Леклерк были дисквалифицированы во время Гран-при США 2023 года из-за чрезмерного износа досок. [34]
, На следующую гонку может быть наложен штраф размер которого может увеличиться в зависимости от серьезности штрафа. Штрафы за энергосистему также налагались из-за превышения квоты на компонент двигателя. Например, штраф в 5 мест на стартовой решетке означает, что если гонщик квалифицируется первым, он начнет гонку с шестой позиции. [35]
Самым суровым наказанием (применяемым за серьезную угрозу жизни другого гонщика или попытку получить несправедливое преимущество в чемпионате) является исключение из чемпионата мира среди пилотов в этом году. Такие дела могут быть переданы в суд. Единственный раз, когда это произошло, был в 1997 году , когда Михаэль Шумахер на финальной гонке намеренно [36] свернул на Жака Вильнева , повредив обе машины и выбыв из гонки, но нанес машине Вильнева достаточно повреждений, чтобы замедлить его. [37]
Сообщения от ямы к машине
[ редактировать ]Нет никаких ограничений на то, какая информация может быть предоставлена гонщику, кроме как во время группового круга. [38] [39]
Раньше, чтобы гарантировать, что водители управляют автомобилем «в одиночку и без посторонней помощи» и не подвергаются «тренировкам» с пит-уолла, действовали более строгие правила, определяющие, какую информацию можно и нельзя передавать гонщику по командному радио. Например, водителю не разрешалось предоставлять информацию о траекториях движения или о том, как настроить машину, чтобы она была быстрее на трассе. Эти ограничения были сняты на Гран-при Германии 2016 года . [40]
История
[ редактировать ]Основные причины изменения правил традиционно связаны с безопасностью. [41] и (в основном с 2000 года) ограничить стоимость этого вида спорта. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кузов, габариты и кабина» . Formula1.com . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ «Технический регламент Формулы 1 2024 года» (PDF) . fia.com . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ноубл и Хьюз, стр.50
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ноубл и Хьюз, стр.51
- ^ «Запрещено! Бесступенчатая трансмиссия (CVT) · RaceFans» . 3 мая 2007 г.
- ^ «Техника F1: Williams протестировала вариаторную трансмиссию еще в 1993 году (+видео) | Автомобильные новости | Auto123» . 2 января 2014 г.
- ^ «Формула-1 CVT (Часть 2)» .
- ^ "Передача инфекции" .
- ^ «Запрещено: Активная подвеска · RaceFans» . 17 мая 2007 г.
- ^ «Запрещено: управление четырьмя колесами · RaceFans» . 22 марта 2007 г.
- ^ «Факты о двигателях Формулы-1» .
- ^ «Формула-1 повышает лимит топлива на 2017 год» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «В 2019 году лимит топлива в Формуле-1 будет увеличен, чтобы способствовать гонкам на полной мощности» . autosport.com . 17 апреля 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Объяснение технологии: топливные системы Формулы-1» . 7 мая 2013 г.
- ^ «Почему двигатели Формулы-1 такие мощные?» . 15 мая 2018 г.
- ^ «ПУ106С Гибрид» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ «Шины» . Formula1.com . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Смит, Люк (19 февраля 2022 г.). «Обновление правил Формулы-1 подтверждает отмену правила о шинах Q2» . Motorsport.com .
- ^ Здесь описаны огни, видимые гонщиками, которые сильно отличаются от того, что видят телезрители с другой стороны стартовой линии.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 на 2021 год» (PDF) . ФИА. 12 июля 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2021 г.
- ^ «Спортивный регламент ФИА – Процедура старта гонки» . Formula1.com . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (31 августа 2021 г.). «Формула-1 обсудит изменения в правилах по поводу «фарса» Гран-при Бельгии в октябре» . www.motorsport.com . Сеть автоспорта.
- ^ Бенсон, Эндрю. «Макс Ферстаппен объявлен победителем прерванного из-за дождя Гран-при Бельгии» . Би-би-си онлайн . Би-би-си Спорт . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Джонатан Ноубл, Адам Купер (29 августа 2021 г.). «Почему Гран-при Бельгии за один круг учитывается для очков Формулы-1» . www.motorsport.com . Сеть автоспорта . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Комиссия Формулы-1 одобряет изменения в Спортивном регламенте относительно очков за сокращенные гонки» . формула1 . 14 февраля 2022 г. Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 на 2022 год» (PDF) . ФИА . 15 марта 2022 г. стр. 4–5. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (9 октября 2022 г.). «Почему Ферстаппен стал чемпионом, несмотря на сокращенный Гран-при Японии» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (10 октября 2022 г.). «Команды Формулы-1 признают, что они упустили из виду «лазейку» в очках после путаницы в Сузуке» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «Двойные очки за финал сезона среди изменений 2014 года» . Formula1.com . 9 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2014 года . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Флаги» . Formula1.com . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ «Внутри Ф1» . Formula1.com . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ «По этой причине FIA наложила на Албона штраф» . GPblog.com . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Такле, Абхишек; Дэвис, Тоби (1 августа 2021 г.). «ОБНОВЛЕНИЕ 3 — Автогонки — Окон одержал первую победу, Феттель дисквалифицирован» . Рейтер . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Гэмильтон и Леклерк дисквалифицированы с Гран-при США за техническое нарушение» . Formula1.com . 23 октября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Шумахер быстрее всех на Гран-при Монако» . Би-би-си Спорт . Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Шумахер теряет корону, занявшую второе место в чемпионате» . Новости Би-би-си . 11 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2002 года . Проверено 28 октября 2006 г.
- ^ Хинтон, Эд (3 ноября 1997 г.). «Вильнев выигрывает титул F/1 – слишком быстро в Атланте? – Конец Эммо» . Иллюстрированный спорт . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Ограничения на радио в Формуле-1 будут сняты с Гран-при Германии» . Автоспорт.com. 28 июля 2016 года . Проверено 29 июля 2016 г.
- ^ «Хаас нанес двойной штраф за контрольный круг Гран-при Венгрии» . www.autosport.com . 19 июля 2020 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Изменения сезона 2016» . Formula1.com . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «История безопасности в Формуле-1» . Formulaone.com . Руководство Формулы-1. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (12 декабря 2008 г.). «FIA раскрывает радикальные меры по сокращению расходов» . Автоспорт . Проверено 11 июля 2011 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Благородный, Джонатон; Хьюз, Марк (2004). Гонки Формулы-1 для чайников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-76457-049-0 .
- «Международный спортивный кодекс FIA и приложения, 2006 г.» . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 27 декабря 2005 года . Проверено 20 декабря 2005 г.
- «Регламент чемпионата мира FIA Формулы-1, 2006 г.» . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 18 ноября 2008 года . Проверено 20 декабря 2005 г.
- «Технический регламент Формулы-1 2008 года» . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 31 декабря 2005 года . Проверено 21 декабря 2005 г.