Уильямс FW15C
![]() FW15C Алена Проста на выставке в конференц-центре Williams. | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Williams (шасси, трансмиссия, электроника) Рено Спорт (двигатель) | ||||||||
Дизайнер(ы) | Патрик Хэд (технический директор) Адриан Ньюи (главный дизайнер) Пэдди Лоу (руководитель отдела электроники) Эгбал Хамиди (главный специалист по аэродинамике) Бернар Дюдо (главный конструктор двигателей ( Рено )) | ||||||||
Предшественник | FW14B | ||||||||
Преемник | осень-зима 16 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | Углеродное волокно и арамидный монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Толкатель, гидропневматическая активная подвеска Williams | ||||||||
Подвеска (задняя) | Толкатель, гидропневматическая активная подвеска Williams | ||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1670 мм (66 дюймов) Сзади: 1600 мм (63 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 2921 мм (115,0 дюйма) | ||||||||
Двигатель | Renault RS5 , 3493 куб.см (213,2 куб.дюйма), 67° V10 , NA , среднемоторный , продольно расположенный | ||||||||
Передача инфекции | Уильямс, 6-ступенчатая секвентальная полуавтоматическая коробка передач. | ||||||||
Власть | 760–780 л.с. (567–582 кВт; 771–791 л.с.) при 13 800 об/мин. | ||||||||
Масса | 505 кг (1113 фунтов) | ||||||||
Топливо | Эльф | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Кэнон Уильямс Рено | ||||||||
Известные драйверы | 0. ![]() 2. ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Южной Африки 1993 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Южной Африки 1993 года. | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Италии 1993 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Австралии 1993 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 1 ( 1993 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 1 ( 1993 , Ален Прост ) |
Williams FW15C — автомобиль Формулы-1, разработанный Адрианом Ньюи и построенный компанией Williams Grand Prix Engineering для использования в чемпионате мира Формулы-1 1993 года . Он был оснащен двигателем Renault V10 и управлялся французом Аленом Простом и британцем Дэймоном Хиллом .
выигравшим чемпионаты пилотов и конструкторов в последнем сезоне до того, как FIA запретила электронные системы помощи водителю FW15C (вместе со своим гоночным предшественником FW14B ) в 2005 году считался одним из самых технологически сложных автомобилей Формулы, . Один из автомобилей всех времен, оснащенный антиблокировочной системой тормозов , системой контроля тяги , активной подвеской , а также полуавтоматической и полностью автоматической коробкой передач . [ 2 ]
Предшественники
[ редактировать ]осень-зима 15
[ редактировать ]Оригинальный FW15 представлял собой новый автомобиль, разработанный в 1992 году с учетом изменений активной подвески, разработанных Фрэнком Дерни предыдущего сезона и реализованных на FW14B . FW14B изначально проектировался как пассивный автомобиль (FW14), а затем был преобразован в активный. Это означало, что в автомобиле были реализованы различные новые активные компоненты, которых не было в первоначальном задании на проектирование. Поэтому этот пакет считался относительно тяжелым. Оригинальный FW15 с самого начала был активным автомобилем, что позволяло сделать его гораздо более аккуратным, ближе к минимальному весовому пределу. Однако успех FW14B означал, что в 1992 году в FW15 не было необходимости.
FW15B
[ редактировать ]FW15B представлял собой FW15 1992 года, поспешно переоборудованную в соответствии с правилами 1993 года, с более узкой передней подвеской, более узкими задними шинами, приподнятой носовой частью и концевыми пластинами крыла, а также более узкими крыльями, чтобы обеспечить возможность испытаний в начале сезона 1993 года. [ 3 ]
Шасси
[ редактировать ]Созданный на основе чрезвычайно успешного FW14B , который принес Найджелу Мэнселлу и Уильямсу оба титула в 1992 году, этот автомобиль стал первым полностью новым автомобилем, созданным Патриком Хэдом и Адрианом Ньюи в сотрудничестве (Хед разработал многие предыдущие автомобили Уильямса, а Ньюи разрабатывал автомобили для команд March и Leyton House Racing ).
Благодаря аэродинамическим разработкам Ньюи, FW15 стал значительным улучшением своего предшественника: более узкая носовая часть, более изящная воздушная камера и крышка двигателя, а также тщательно продуманные боковые подвески. Еще одной новой особенностью было увеличенное заднее антикрыло, используемое на трассах с высокой прижимной силой, которое имело дополнительный элемент впереди и над основным крылом (аналогично «крыльям», которые можно было увидеть в гонках Гран-при в 1983 и 1984 годах ).
Автомобиль был доступен в августе 1992 года, но, учитывая успех и повышенную надежность FW14B, благоразумие потребовало, чтобы новый автомобиль дебютировал не раньше открытия сезона в следующем году в Южной Африке . В результате огромной разницы в конструкции двух водителей (Ален Прост был почти на полфута ниже Дэймона Хилла) Уильямс в конечном итоге решил построить две немного разные ванны FW15C, чтобы соответствовать размеру Хилла 12 футов, как он сделал. неоднократно жаловался на судороги в тесноте вокруг педалей.
FW15C имел на 12% лучшую аэродинамику (прижимная сила/лобовое сопротивление) и двигатель мощностью на 30 дополнительных лошадиных сил, чем FW14B. Ньюи сказал в интервью в 1994 году, что аэродинамика FW14B была плохой из-за перехода на активную подвеску с пассивной подвески, и что FW15C был аэродинамически очищенной версией аэродинамики FW14B. [ 4 ]
Кроме того, FW15C имел тормозную систему с АБС, которой не было на FW14B, и топливный бак емкостью 210 л по сравнению с баком на 230 л в FW14B. [ 5 ]
Двигатель
[ редактировать ]Renault провела свой пятый год вместе с Williams и снова доказала, что является представителем высшего класса: их двигатель RS5 67° V10 мощностью не менее 760–780 л.с. (570–580 кВт), не менее 80–100 л.с. (60–75 л.с.) кВт) больше, чем у Benetton и McLaren от Ford V8 , [ 6 ] и с меньшими потерями в плане дополнительного топлива, чем у мощного, но прожорливого Ferrari 041 с 3,5-литровым двигателем V12 . Renault приобрела репутацию почти пуленепробиваемой надежной компании, но у Williams трижды отказал двигатель во время гонок в 1993 году, хотя в каждом случае гонку выигрывал родственный автомобиль.
Гран -при Франции был пиар-мечтой для Renault: французский гонщик привел команду к финишу с единственным результатом 1–2 в году, а победа Хилла на гонке в Бельгии стала 50-й победой Renault в Формуле-1.
Передача инфекции
[ редактировать ]На FW15C использовалась полуавтоматическая трансмиссия, очень похожая на FW14B, но с изменениями в системе гидравлической активации. Кнопочное пусковое устройство, с помощью которого сцепление переходит в автоматическое управление, вызвало безоговорочное одобрение водителей в ходе череды испытаний, но в гонках его не использовали, предпочитая условное, психологическое успокоение управления педалью сцепления на старте. .
Трансмиссия также имела автоматическую систему . Если нажать кнопку «автоматическое повышение», которая может быть в любой момент на схеме, она будет выполнять автоматические переключения до тех пор, пока в следующий раз водители не потребуют переключить передачу с помощью рычагов. Программное обеспечение запрограммировано таким образом, что оно распознает, когда водитель требует переключить передачу, прежде чем автоматическая система будет готова это сделать, и немедленно передает управление ручной системе.
Электроника
[ редактировать ]К 1993 году Формула-1 превратилась в высокотехнологичную арену, и FW15C был в авангарде, имея активную подвеску , антиблокировочную систему тормозов , антипробуксовочную систему , телеметрию , электронное управление , пневматические пружины клапанов двигателя , силовую установку. рулевое управление , полуавтоматическая трансмиссия , полностью автоматическая трансмиссия , а также бесступенчатая трансмиссия (CVT), хотя последняя использовалась только на испытаниях. В результате Ален Прост охарактеризовал машину как «маленький Airbus ». [ 7 ] Вариаторы могут значительно увеличить среднюю мощность двигателя на круге, обеспечивая значительное преимущество перед конкурирующими командами. Им также потребовалось бы, чтобы двигатель работал на постоянной скорости в течение более длительного периода времени, что создавало бы проблемы при проектировании. Вариаторы были категорически запрещены в Формуле-1 в 1994 году, всего через две недели после успешных испытаний вариаторов в 1993 году. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В то время как антиблокировочная система тормозов и контроль тяги облегчали вождение автомобиля на пределе, дополнительные сложности возникали в тех случаях, когда компьютерные системы неправильно интерпретировали информацию, которую они получали от своих датчиков , причем активная подвеска была особенно склонна к этому время от времени. .
При таком количестве компьютерных систем на борту автомобиля каждый раз при запуске требовалось подключать три портативных компьютера: по одному для двигателя, телеметрии и подвески.
FW15C также имел систему push-to-pass (левая желтая кнопка на рулевом колесе), которая использовала активную подвеску для опускания автомобиля сзади и устранения сопротивления диффузора, эффективно увеличивая скорость за счет отсутствия прижимной силы. . Williams смогла использовать электронику, поэтому они могли синхронизировать безупречную связь, которая одновременно запускала двигатель еще на 300 оборотов и поднимала активную подвеску, когда водителю требовалась дополнительная скорость во время обгона.
Эту систему можно было видеть неоднократно использованной Хиллом и Простом в 1993 году при попытке обгона. [ 12 ]
Уровень технологий автомобилей был настолько высок, что FIA решила запретить некоторые из того, что они считали «вспомогательными средствами для водителя», с немедленным вступлением в силу после Гран-при Великобритании, что привело к так называемому «Протоколу Вейкерсхофа», согласно которому запрет было перенесено на начало 1994 года. [ 13 ]
Драйверы
[ редактировать ]Был представлен совершенно новый состав гонщиков. Трехкратный чемпион мира Ален Прост подписал контракт с Williams на сезон 1993 года, проведя предыдущий год вне автоспортивных соревнований в творческом отпуске. Действующий чемпион Найджел Мэнселл покинул Формулу-1 из-за спора с Фрэнком Уильямсом по поводу денег и подписания Проста, чтобы участвовать в гонках американской серии CART в 1993 году, а Риккардо Патрезе перешел в Benetton-Ford. Патрез подписал контракт с Benetton, полагая, что Прост и Мэнселл будут пилотами Williams в 1993 году, и не знал, что мог бы остаться в команде из Гроува после ухода Мэнселла. Мика Хаккинен рассматривался на оставшуюся вакансию до того, как команда решила повысить Дэймона Хилла , тест-пилота команды в течение последних двух лет, который дважды стартовал за Brabham в 1992 году. Williams сохранила эту пару гонщиков во всех 16 гонках в 1993 году.
Поскольку McLaren потеряла поставки двигателей Honda после того, как японская компания вышла из спорта в конце 1992 года, трехкратный чемпион мира Айртон Сенна , который ранее проходил тесты с Williams в 1983 году, неоднократно пытался заставить Фрэнка Уильямса подписать контракт с McLaren. он даже зашел так далеко, что предложил свои услуги бесплатно, но пункт в контракте Проста прямо запрещал Уильямсу подписывать Сенну в качестве товарища по команде Проста, и вместо этого бразилец предпочел остаться в McLaren в зависимости от гонки. Однако пункт Проста касался только сезона 1993 года.
Производительность
[ редактировать ]Williams быстро зарекомендовала себя как команда, которую стоит победить: Прост выиграл в Южной Африке с отрывом почти на круг от McLaren Сенны . FW15C настолько доминировал в квалификации, что Прост и Хилл часто квалифицировались на 1,5–2 секунды впереди Шумахера или Сенны. Например, на Гран-при Бразилии Прост на целую секунду обогнал своего товарища по команде на «Интерлагосе» , который снова на секунду опередил будущего победителя Сенну. В гонке Прост сошел с дистанции, став жертвой чьей-то аварии, а Сенне удалось обойти Хилла и победить, при этом англичанин зафиксировал свой первый подиум и очки в Формуле-1 на втором месте. В третьей гонке сезона в Донингтон-парке Сенна продемонстрировал наиболее доминирующее выступление: Хилл занял второе место, а Прост унаследовал третье место от Джордана - Харт из Рубенса Баррикелло поздно вечером после того, как бразилец потерял давление в топливе, что привело к его отставке. Гонку француза осложнили периодические проблемы с коробкой передач, а также семь пит-стопов для смены шин в переменчивых условиях.
После трех гонок Сенна опережал Проста на 12 очков, но уже становилось ясно, что даже Сенне в расцвете сил будет сложно опередить Проста и превосходящую его команду Williams-Renault, и это доказало то, что команда продолжала бежать вперед. девять побед в следующих десяти гонках. Доминирующие выступления Проста в Имоле и Испании подняли его над Сенной в турнирной таблице, но Сенна вернул лидерство своей шестой и последней победой в Монако, прежде чем победа Проста в Канаде вернула ему лидерство.
К этому моменту Хилл начал постоянно бросать вызов своему товарищу по команде. Англичанин был в контакте с Простом практически на протяжении всего Гран-при Франции в Маньи-Куре и, казалось, был готов к своей дебютной победе на Гран-при Великобритании, прежде чем редкий отказ двигателя за 18 кругов до конца оставил хозяев поля. расстроенный. В Германии Хилл подошел еще ближе после того, как Прост был задержан из-за пенальти, но на этот раз на предпоследнем круге у англичанина было проколото заднее колесо, и Прост снова одержал победу.
В Венгрии Хилл, наконец, одержал свою первую победу, и эта задача облегчилась после того, как Прост остановился на разминочном круге и ему пришлось стартовать с задней части стартовой решетки. Прост пробился на четвертое место, прежде чем поломка заднего крыла положила конец его заявкам на финиш по очкам, но уход Сенны означал, что позиции не потеряны. Хилл наверстал упущенное, оформив хет-трик и одержав победы в Бельгии и Италии . Финиш Хилла и Проста со счетом 1–3 соответственно в Спа обеспечил Уильямс шестой титул чемпиона конструкторов.
Сенна пережил ужасную удачу, но все еще имел математический шанс на титул, поскольку команды встретились в Португалии , но второго места Проста было достаточно, чтобы обеспечить ему четвертый чемпионат мира среди водителей, что побудило француза в конце объявить о завершении карьеры. года. В двух последних гонках в Японии и Австралии Прост последовал за Сенной домой, а это означало, что Хилл опустился на третье место после бразильца в итоговом зачете чемпионата. [ 14 ]
Критика
[ редактировать ]Основная критика FW15C заключалась в непоследовательной манере управления, возникающей в тех случаях, когда компьютерные системы неправильно интерпретировали информацию, которую они получали от своих датчиков, или из-за присутствия воздуха в гидравлике активной системы. [ нужна ссылка ] Небольшие изменения в развесовке последнего Williams позволили создать автомобиль, который был немного более отзывчивым, чем его непосредственный предшественник, хотя и более нервным при движении на пределе. [ нужна ссылка ] В частности, эта особенность проявилась в небольшой нестабильности задней части автомобиля при торможении, наиболее заметной на высокоскоростных трассах, таких как Хоккенхайм, когда автомобиль работал с низкой прижимной силой. [ 15 ] Эта черта особенно вызывала проблемы у более плавного стиля вождения Алена Проста, который мог лучше всего настроить машину, когда она имела ровные характеристики управляемости. [ нужна ссылка ]
Ален Прост сказал:
«Я думаю, что на автомобиле с активной подвеской и антипробуксовочной системой нужно довольно много ездить, тогда как мне нравится ездить немного тише, возможно, более чувствительно использовать дроссельную заслонку, что, возможно, не так уж и нужно в активной машине» . [ 16 ]
На мокрой дороге автомобиль также проявлял тенденцию к кратковременной блокировке задних колес во время спуска. [ нужна ссылка ] Однако эта проблема была решена благодаря установке в Имоле системы дроссельной заслонки с электроприводом, гарантирующей идеальное согласование оборотов при включенном сцеплении. [ нужна ссылка ]
Позже Прост также сказал, что, хотя он был поражен общим качеством и технологиями автомобиля, FW15C не был его любимым автомобилем для вождения и работы, поскольку это была совершенно другая машина для вождения и работы, чем любая другая машина. он ездил раньше.
FW15D
[ редактировать ]
В начале 1994 года два шасси FW15C были модифицированы для работы без электронных средств помощи водителю, которые были запрещены в 1994 году. FW15D был временным автомобилем с пассивной подвеской и без системы контроля тяги. Автомобили тестировались Сенной и Хиллом в январе 1994 года, но машина оказалась далека от оптимальной, поскольку изначально проектировалась на основе активной системы подвески. FW15D использовался во время запуска Rothmans Williams Renault в Эшториле 19 января 1994 года (в частности, за рулем Дэймона Хилла с бортовой видеокамерой, а не Айртона Сенны, как многие ошибочно предполагали). Автомобиль был снят с производства, как только FW16 стал доступен, однако на тестовых кругах в начале сезона он был заметно быстрее из двух.
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Оч. | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1993 | Кэнон Уильямс | Рено РС5 V10 |
Г | ЮАР | ХОРОШИЙ | евро | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | Япония | ИЗ | 168 | 1-й | |
![]() |
Верно | 2 | 2 | Верно | Верно | 2 | 3 | 2 | Верно | 15 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 | ||||||
![]() |
1 | Верно | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | 3 | 12 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Источник: [ 17 ]
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рено Williams FW15C 1993 года выпуска — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «Меняющееся лицо Формулы-1» . Би-би-си Спорт. 28 февраля 2005 г. Проверено 23 января 2008 г.
- ^ Autosport 1992 Обзор гонок Гран-при, опубликованный 24/31 декабря 1992 г.
- ↑ Найджел Мэнселл комментирует Кьялами '93 на австралийском телевидении.
- ^ «Последнее мнение о F1 • Мнение и превью | Журнал MotorSport» . 14 июня 2023 г.
- ^ Информационные системы F1
- ^ «Уильямс-Рено FW15C 1993 года» . Октябрь 2006 г.
- ^ "Передача инфекции" .
- ^ «Формула-1 CVT (Часть 2)» .
- ^ «Запрещено! Бесступенчатая трансмиссия (CVT) · RaceFans» . 3 мая 2007 г.
- ^ «Техника F1: Williams протестировала вариаторную трансмиссию еще в 1993 году (+видео) | Автомобильные новости | Auto123» . 2 января 2014 г.
- ^ «ТЕХВТОРНИК: Почему Williams FW15C остается технологическим туром Формулы-1» .
- ^ «Запрещено: Активная подвеска · RaceFans» . 17 мая 2007 г.
- ^ «Воскресный Докко: Создание Williams Renault FW15C» . 9 мая 2015 г.
- ^ Сиппель, Эгмонт (1 мая 2014 г.). «Смерть Сенны: сейсмическая и зловещая?» . Колеса24. Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Уильямс, Триумф трагедии, Алан Генри».
- ^ Смолл, Стив (2000). Гран-при Кто есть кто (3-е изд.). Туристическое издательство. стр. 276 и 457. ISBN. 1902007468 .