Уильямс FW07
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Уильямс | ||||||||
Дизайнер(ы) | Патрик Хэд (технический директор) Нил Оутли (главный дизайнер) Фрэнк Дерни (руководитель отдела аэродинамики и исследований и разработок) | ||||||||
Предшественник | ОЗ06 | ||||||||
Преемник | ОЗ08 | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Нижние поперечные рычаги и внутренние пружины | ||||||||
Подвеска (задняя) | Нижние поперечные рычаги и внутренние пружины | ||||||||
Двигатель | Ford - Cosworth DFV 2993 куб.см (182,6 куб.дюйма) V8 безнаддувный двигатель со средним расположением двигателя | ||||||||
Передача инфекции | 1979 : Hewland FGB, 5-ступенчатая механическая коробка передач. 1980–1982 механическая . : Hewland FGA 400, 5-ступенчатая коробка передач | ||||||||
Масса | 1979 : 579 кг 1980 : 585 кг 1981–1982 . кг : 540 | ||||||||
Топливо | Машина | ||||||||
Шины | Гудиер (1979–1982) Мишлен (1981) | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Уильямс | ||||||||
Известные драйверы | Алан Джонс , Клэй Регаццони , Карлос Ройтеманн , Дезире Уилсон , Кевин Коган , Руперт Киган , Эмилио де Виллота Марио Андретти | ||||||||
Дебют | Гран-при Испании 1979 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Великобритании 1979 года. | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Caesars Palace 1981 года | ||||||||
Последнее событие | Гран-при США 1982 года на Западе | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 2 ( 1980 и 1981 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 1 ( Алан Джонс , 1980 ) |
Williams FW07 — с эффектом приземления, Формулы-1 гоночный автомобиль разработанный Патриком Хэдом , Фрэнком Дерни и Нилом Оутли для сезона Формулы-1 1979 года. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]1979
[ редактировать ]Он был тесно связан с Lotus 79 и даже разрабатывался в той же аэродинамической трубе Имперского колледжа Лондона . Некоторые наблюдатели, в том числе специалист по аэродинамике Lotus Питер Райт, считали, что FW07 был не более чем модернизированным Lotus 79, просто с более жестким шасси. [ 2 ] Автомобиль был маленьким, простым и чрезвычайно легким, оснащенным вездесущим Ford Cosworth DFV . У него были очень чистые линии, и он казался сильным претендентом на новый сезон, но ранние проблемы с надежностью остановили любую серьезную угрозу титулу. Хотя Дерни не был первым, кто использовал эффекты грунта в Формуле-1 (эта честь принадлежала Колину Чепмену и Lotus 78 (предшественнику Lotus 79), Дерни, возможно, лучше разбирался в этих принципах, чем даже Чепмен). [ 3 ] В то время как Хэд разрабатывал основные принципы Lotus 78/79 в FW07, команда дизайнеров Чепмена пыталась продвинуть идею эффекта заземления еще дальше, опередив конкурентов на Lotus 80, задействовав всю нижнюю часть шасси в качестве аэродинамического устройства для создания прижимной силы без необходимость внешних крыльев. Поскольку решение Lotus 80 имело множество недостатков, Чепмен разработал концепцию сдвоенного шасси Lotus 86 и 88 , которая должна была решить проблемы, но ей так и не разрешили участвовать в гонках из-за несоответствия существующим техническим правилам.
Когда приближался Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, главный дизайнер Фрэнк Дерни разработал и внедрил систему, которая гарантировала, что важнейшие юбки автомобиля всегда касаются земли, а также исправила некоторые аэродинамические утечки в задней части шасси между Гран-при Франции и Великобритании.
1980
[ редактировать ]FW07 стал FW07B в 1980 году, и Алан Джонс , теперь вместе с Карлосом Ройтеманном , разработал FW07 дальше, работая особенно над настройкой и усилением подвески. Автомобиль теперь настолько эффективно создавал прижимную силу за счет конструкции с эффектом земли, что в передних крыльях не было необходимости.
На Гран-при Франции 1980 года Алан Джонс впервые (в гонке) использовал специально подготовленный Джон Джадд разработки Cosworth DFV. Ранее Williams использовала DFV «разработки», предоставленные Cosworth конструкторам, которые, как считалось, обладали наибольшим потенциалом для победы в гонках против Renault и Ferrari. Модифицированный в мастерских Джона Джадда в Регби, Judd-DFV отличался усовершенствованной конструкцией распределительного вала и головки блока цилиндров, которая позволяла развивать более высокие обороты, чем даже экспериментальный DFV, производя 500–510 л.с. при 11 400 об/мин по сравнению с 10 800 об/мин стандартного DFV. Поскольку турбо-двигатель Renault V6 выдавал 520 л.с., а Alfa V12 — около 525 л.с., это означало, что начиная с Гран-при Франции и у Алана Джонса, и у Карлоса Ройтемана был дефицит мощности всего в 10-15 л.с. по сравнению с заводскими Alfas и Renault. что дало Джонсу и Ройтеманну шанс побороться на чувствительных к электропитанию трассах, таких как Хоккенхайм, Остеррайхринг, Зандворт и Имола. У Williams было то преимущество, что ему требовался топливный бак емкостью всего 173 литра, тогда как Renault требовался топливный бак емкостью 215 литров, а Alfa - около 205 литров, что фактически давало Williams FW07 1980 года превосходное соотношение мощности и веса.
1981
[ редактировать ]FW07B превратился в FW07C в 1981 году, и дальнейшая работа была проделана с подвеской, особенно после того, как FIA запретила подвижные юбки, необходимые для эффективного воздействия на землю. Системы гидравлической подвески были разработаны Джонсом, который ненавидел жесткую подвеску. Во время зимних тестов на трассе Поль Рикар на юге Франции он предложил Фрэнку Уильямсу, чтобы компенсировать резкую езду и удары, которые водитель получает во время вождения автомобиля, «поставить подвеску на сиденье», на что Фрэнк мысль была хорошей идеей. Однако затем он ответил, что Джонс должен сидеть на своем кошельке. «Да, — протянул крутой австралиец , — тогда дайте мне что-нибудь туда положить!» [ 4 ] Джонс временно покинул Формулу-1 из-за крайне неприятной езды на FW07C. Позже он описал вождение автомобиля как «разрушение внутренних органов». [ 5 ]
В сериале BBC « Горизонт» рассказывалось о команде во время зимних испытаний, а позже был снят фильм «Джентльмены, поднимите юбки» , который транслировался в 1981 году. В фильме были представлены обширные закулисные кадры работы команды и интервью с водителями Фрэнком Уильямсом и Патрик Хэд. [ 6 ]
FW07D
[ редактировать ]FW07D трассе был экспериментальным шестиколесным испытательным автомобилем (четыре ведущих задних колеса и два неприводных передних колеса), испытанным Аланом Джонсом один раз на Донингтон-Парк . Модель FW07D подтвердила эту концепцию, а ее уникальный дизайн был воплощен в шестиколесном FW08B . [ 7 ] [ 8 ]
История гонок
[ редактировать ]1979
[ редактировать ]Автомобиль дебютировал на Гран-при Испании в Хараме в 1979 году, пятом этапе сезона и первом европейском этапе после того, как безграундный эффект FW06 использовался на первых четырех этапах в Америке и Южной Африке. Автомобиль оказался достаточно конкурентоспособным; Австралиец Алан Джонс поставил машину на 13-е место в Хараме, а затем на 4-е место в следующем этапе в Бельгии; он даже лидировал 16 кругов гонки, прежде чем сошел с дистанции из-за неисправности электрооборудования. На Гран-при Великобритании Джонс закрепил поул на обновленном Williams и сразу же оказался на 2 секунды быстрее следующей по скорости машины. Автомобиль впервые сделал команду Williams претендентом; Джонс сошел с дистанции из-за отказа топливного насоса, а его товарищ по швейцарской команде Клэй Регаццони выиграл свой последний Гран-при и первый с 1976 года. [ 3 ] Затем Джонс выиграл 4 из следующих 5 Гран-при в Германии, Австрии, Голландии и Канаде на машине, которая была намного быстрее любой другой, особенно на высокоскоростных трассах. Но поскольку конкурентоспособность автомобиля проявилась только в середине сезона, Джонс и Уильямс проиграли чемпионаты пилотов и конструкторов южноафриканцу Джоди Шектеру и Феррари соответственно. Но конкурентоспособность FW07 означала, что Уильямс был главным претендентом на сезон 1980 года и далее. [ 9 ]
1980
[ редактировать ]Регаццони заменил Карлос Ройтеманн . Хотя последний и другой гонщик Уильямса, Алан Джонс, сформировали успешное партнерство, им было некомфортно друг с другом. Джонс выиграл пять гонок в Аргентине, Франции, Великобритании, Канаде и Уоткинс-Глене в США, выиграв свой единственный чемпионат мира, а Ройтеманн победил на мокрой гонке в Монако. Уильямс также выиграл свой первый чемпионат конструкторов. Главный вызов FW07 исходил от Нельсона Пике на Brabham аккуратном BT49 . [ 10 ]
1981
[ редактировать ]На этот раз Ройтеманн бросил вызов Пике за чемпионство, едва не пропустив финальную гонку, но Уильямс забрал домой Кубок конструкторов после еще четырех побед. FW07C был вторым по скорости автомобилем 1981 года после Renault RE30 , но Williams был более надежным. [ 2 ]
Алан Джонс потерял две потенциальные победы в Монако и Хоккенхайме, когда «охота» за давлением топлива привела к серьезным осечкам Cosworth DFV, что стоило австралийцу не только побед, но, возможно, и чемпионата мира среди водителей 1981 года. Пропуски зажигания, от которых пострадал Джонс, были вызваны высокими перегрузками и ускорением, создаваемым эффектом земли, создаваемым трубкой Вентури, из-за чего топливо в баке плескалось с такой силой, что топливный насос не мог обеспечить достаточную подачу топлива в топливопроводы. У Карлоса Ройтеманна также была похожая проблема на Гран-при Франции в 1981 году, когда он был в сильной позиции, чтобы финишировать по очкам, и эта осечка могла также стоить Уильямсу чемпионства пилотов 1981 года.
1982
[ редактировать ]После того, как Джонс ушел в отставку, Уильямс в 1982 году встретился с Кеке Росбергом . Его энергичное вождение, казалось, подходило FW07, которая, хотя ей уже было три года, все еще была конкурентоспособной. После 15 побед, 300 очков, одного титула пилота и двух конструкторов FW07 был заменен на FW08 аналогичной конструкции начала 1982 года.
Исторические гонки
[ редактировать ]Williams FW07 и его варианты регулярно участвуют в исторических гонках. FW07C выигрывал исторический чемпионат Формулы-1 FIA Masters в 2016, 2018 и 2021 годах, а FW07B выигрывал чемпионат в 2017 году.
Лонгхорн LR02
[ редактировать ]Права на дизайн FW07 приобрел Бобби Хиллин, владелец команды IndyCar Longhorn Racing. [ 11 ] Longhorn Racing построила копию Williams FW07 под названием Longhorn LR02 с небольшими изменениями, чтобы соответствовать правилам CART и Indianapolis 500 . Автомобиль ехал в 1981 году с Элом Унсером за рулем. Лучший результат - 2-е место на этапе CART в Мексике 1981 года. он стартовал Гонку Индианаполис 500 1981 года с третьего ряда на 9-м месте, но финишировал только 17-м. [ 12 ] [ 13 ]
Позже автомобиль был продан и Can-Am . в 1985 году превратился в автомобиль [ 14 ] с добавлением двигателя Chevrolet объемом 5,0 л и обширным кузовом, затем снова был продан и участвовал в гонках в SCCA . [ 13 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
* 4 очка в 1979 году набрано на FW06.
* 44 очка в 1982 году набрано с использованием FW08.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торсон, Тор (июль 2010 г.). «Williams FW07 Формула-1 1979 года» . Рынок спортивных автомобилей . 22 (7): 60–61.
- ^ Jump up to: а б Тернер, Кевин (30 января 2021 г.). «Самая быстрая и самая медленная Формула-1: американские горки Уильямса» . Автоспорт . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дипраам, Маттейс (30 ноября 2007 г.). «Браконьеры превратились в егерей: как FOCA стала новой FIA. Часть 2: Начало – власть и бунт» . 8w.forix . Проверено 6 июля 2014 г.
- ↑ Из документального фильма BBC 1981 года «Джентльмены, поднимите юбки…»
- ^ «Уильямс F1 — величайшие гонщики Williams за все время 2» . m.f1network.net . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Господа, поднимите юбки» . www.f1-grandprix.com . 17 октября 2013 года . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Воспоминания: шестиколесный автомобиль Williams F1» . ЯллаF1.com. 18 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2011 г. Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ «Премия «БЕТА против VHS»» . F1 Отклоняет. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ «Автомобили Гран-при — Williams-Ford FW07B» . www.grandprixhistory.org . 31 августа 2014 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Рентгеновские характеристики: Williams FW07» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Лонгхорн Уильямс возвращается» . Журнал «Автомобильный спорт» . 07.07.2014 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Остен, Филипп ван (15 мая 2023 г.). «Когда Williams пробился на стартовую решетку Indy 500» . F1i.com . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фанан, Рене. «Необычно: Longhorn LR02 — Williams F1, модифицированный для участия в гонках IndyCar!» . www.poleposition.ca (на французском языке) . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Longhorn LR02 — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 14 сентября 2023 г.