Уильямс FW09
![]() FW09B Кеке Росберга в зале коллекции Honda | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Уильямс | ||||||||
Дизайнер(ы) | Патрик Хэд (технический директор) Нил Оутли (главный дизайнер) Фрэнк Дерни (руководитель отдела аэродинамики и исследований и разработок) Нобухико Кавамото (конструктор двигателей (Honda)) | ||||||||
Предшественник | ОЗ08 | ||||||||
Преемник | осень-зима 10 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | Алюминиевый сотовый монокок с из углеродного волокна точками напряжения [ 2 ] | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойной поперечный рычаг, внутренний пружинный демпфер с кулисным приводом | ||||||||
Подвеска (задняя) | Нижний поперечный рычаг, внутренний пружинный демпфер с коромысловым приводом/Двойной поперечный рычаг, внутренний пружинный демпфер с тяговым приводом | ||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1778 мм (70,0 дюйма) Сзади: 1676 мм (66,0 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 2769 мм (109,0 дюйма) | ||||||||
Двигатель | Honda RA163E , 1494 куб.см (91,2 куб.дюйма), 80° V6 , турбонаддув , среднемоторный , продольно установленный | ||||||||
Передача инфекции | Williams / Hewland , 6-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||
Масса | 558 кг (1230,2 фунта) (FW09) 540 кг (1190,5 фунтов) (FW09B) | ||||||||
Топливо | Машина | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | TAG Williams Гоночная команда | ||||||||
Известные драйверы | 5. ![]() 6. ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Южной Африки 1983 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Далласа 1984 года | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Далласа 1984 года | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Португалии 1984 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
Williams FW09 — автомобиль Формулы-1, разработанный Фрэнком Дерни и Нилом Оутли . Это было первое шасси Williams , оснащенное двигателем с турбонаддувом Honda V6 , сделка по которому Фрэнк Уильямс заключил сделку в конце 1982 — начале 1983 года.
Хонда уже поставляла небольшую команду Spirit на 1983 год, но с энтузиазмом относилась к поставке Williams, у которой не только был действующий чемпион мира Кеке Росберг в качестве ведущего пилота, но и был один из ведущих конструкторов Формулы-1, который ранее выиграл оба чемпионата пилотов. и дважды титулы конструкторов - резюме, с которым не могли сравниться ни Spirit, ни их молодой шведский гонщик Стефан Йоханссон . Уильямс согласился помочь в разработке двигателя для условий гонок Гран-при . Вскоре после этого Spirit сбросил карты. [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]1983
[ редактировать ]Шасси было изготовлено из алюминия с использованием углеродного волокна в точках нагрузки и было основано на достаточно успешном Williams FW08C 1983 года . Крышку двигателя пришлось изменить, поскольку автомобиль был оснащен двигателем меньшего размера, но более мощным (850 л.с. (634 кВт; 862 л.с.)) [ нужна ссылка ] мощностью 530 л.с. (395 кВт; 537 л.с.) Двигатель V6, а не Cosworth V8 , который использовался на FW08C. Передняя часть автомобиля также была переработана, придав автомобилю более чистую аэродинамику . [ 4 ] FW09 был представлен на Гран-при Южной Африки , последней гонке сезона 1983 года, которая была не чем иным, как проверкой. Росберг продемонстрировал потенциал как автомобиля, так и двигателя, квалифицировавшись шестым и финишировав пятым, в то время как его товарищ по команде Жак Лаффит стартовал 10-м (после того, как не смог пройти квалификацию на старой машине на предыдущем Гран-при Европы в Брэндс-Хэтче ), но вылетел из-под торможения на Кроуторн-Корнер. в конце длинной главной прямой на втором круге его машина врезалась в покрышку и выбыла из гонки. [ 5 ]
1984
[ редактировать ]на машине участвовали Затем в сезоне 1984 года Росберг и его товарищ по команде Лаффит. Оба водителя пришли к выводу, что дополнительная мощность двигателя им по душе, но не шасси, которое пострадало от внезапных всплесков мощности, которые давала Honda, нарушая баланс автомобиля, а подача мощности двигателя была настолько резкой, что части 1,5-литрового двигателя Было обнаружено, что блок Honda перекрутился во время гонки. Кроме того, было обнаружено, что кузов автомобиля оказывает большое сопротивление на высоких скоростях. [ 6 ] Проблемы с шасси 1984 года были отмечены телеведущим Клайвом Джеймсом , заявившим в видеообзоре сезона FOCA , что «Росбергу удалось сделать Williams управляемым, хотя все, включая Фрэнка Уильямса, знали, что на самом деле это не так». [ 7 ]

С надежностью также была проблема: Лаффит финишировал только пять раз за весь сезон, но базовая скорость сохранялась, а FW09 с двигателем Honda неизменно входила в число самых быстрых машин, несмотря на скоростные ловушки на многих трассах, несмотря на то, что сама машина имела высокое сопротивление. Действительно, оба гонщика показали максимальную скорость 310 км/ч (193 миль в час) в квалификации и гонке на Гран-при Южной Африки 1984 года (хотя она была не такой быстрой, как Brabham — BMW , показавшая скорость 325 км/ч (202 км/ч) миль в час) в квалификации). У Росберга был более успешный год, чем у Лаффита: ему удалось укротить непредсказуемую управляемость автомобиля, выиграв наполненный истощением Гран-при Далласа, что стало для него и его команды первой победой после Гран-при Монако 1983 года , и принося Honda первую победу на Гран-при Формулы-1 с тех пор. Джон Сёртиз выиграл Гран-при Италии 1967 года в Монце и одержал свою первую победу на турбодвигателе. [ 8 ]
Модифицированная версия автомобиля, получившая название FW09B, была представлена в 10-м туре сезона в Брэндс-Хэтче при Гран- Великобритании 1984 года . На автомобиле были установлены боковые подвески типа «бутылки из-под кока-колы», впервые разработанные McLaren. К сожалению, с этой гонки до конца сезона и Росберг, и Лаффит финишировали только по одному разу, и ни один из них не набрал очков. Росберг был 8-м на Гран-при Голландии, а Лаффит завершил сезон в Португалии на разочаровывающем 14-м месте, после чего FW09 был снят с производства. Один конкретный инцидент, который был более или менее итогом сезона Уильямса, произошел на Гран-при Австрии на Остеррайхринге – которая в то время была самой быстрой трассой Формулы-1 со средней скоростью круга более 150 миль в час – Росберг выехал на трассу боксы с 9-го места и сообщил техническому директору Патрику Хэду, что снимает машину с гонки, поскольку она была опасно нестабильна на очень быстрых подметальных машинах Остеррайхринга, и он опасался, что может попасть в серьезную аварию – слишком обычное дело на такой быстрой трассе. Финский гонщик, обладавший потрясающей реакцией и четким стилем вождения, не был из тех, кто просто так сошел с дистанции из-за страха, и Хед, упрямый персонаж, не терпящий проигрышей, всем сердцем принял решение Росберга. Уильямс, который вместе с Ferrari и Brabham были одними из немногих победителей гонок в сезоне, в котором доминировали McLaren пилоты Ники Лауда и Ален Прост , финишировав шестыми в Кубке конструкторов в 1984 году, набрав 25,5 очков. [ 9 ]
FW09 был снят с производства после сезона 1984 года. В 1985 году на смену ему пришел полностью углеродный и более успешный Williams FW10 .
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Водитель | Гран-при | Оч. | ВСЦ | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ХОРОШИЙ | И Т. Д | ОТ | СМР | МОЙ | БЕЛ | ТО | МОЖЕТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | ЮАР | |||||||||
1983 | ТЭГ Уильямс Команда | ОЗ09 | Хонда РА163Е V6 тц |
Г | Кеке Росберг | 5 | 2 | 11-е | |||||||||||||||
Жак Лаффит | Верно | ||||||||||||||||||||||
1984 | ХОРОШИЙ | ЮАР | БЕЛ | СМР | ОТ | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | К | 25.5 | 6-е место | |||||
Гран-при Уильямса по инженерному делу | ОЗ09 | Хонда РА163Е V6 тц |
Г | Кеке Росберг | 2 | Верно | 4 | Верно | 6 | 4 | Верно | Верно | 1 | ||||||||||
Жак Лаффит | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | 8 | Верно | 5 | 4 | ||||||||||||||
FW09B | Кеке Росберг | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | |||||||||||||||
Жак Лаффит | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 14 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уильямс FW09» . www.statsf1.com . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Кодлинг, Стюарт (25 сентября 2022 г.). «Как его неудачный первый автомобиль с турбонаддувом продвинул эпоху славы Williams-Honda» . Автоспорт . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Духовные гонки» . www.f1technical.net . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Делани, Майкл (11 мая 2017 г.). «УИЛЬЯМС: 40 ЛЕТ Ф1 НА 11 МАШИНАХ» . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Кеке Росберг» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Уильямс FW09» . 14 июня 2018 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ «Два до конца» (1984) - VHS - EAN: 5017559030650 - Издатель: Duke Video - Студия: Ассоциация конструкторов Формулы-1
- ^ «Фотографии Williams FW09 (1984)» . www.racefans.net . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Даже если бы я боялся, я все равно держал ногу наготове. В этом вся суть гонок» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- Книги
- Гамильтон, Морис, изд. (1984). АВТОКУРС 1984–85 гг . Издательство Хэзлтон. ISBN 0-905138-38-4 .
