Макларен МП4/2
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
McLaren MP4/2C 1986 года выпуска. | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Макларен (шасси) Порше (двигатель) | ||||||||
Дизайнер(ы) | Джон Барнард (исполнительный инженер) Стив Николс (главный дизайнер) Гордон Кимбалл (заместитель главного конструктора) Алан Дженкинс (старший инженер) Тим Райт (старший инженер) Боб Белл (главный специалист по аэродинамике) Ханс Мезгер (главный конструктор двигателей (Porsche)) | ||||||||
Предшественник | Макларен МП4/1Е | ||||||||
Преемник | Макларен МП4/3 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | Карбоновый сотовый монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги , Толкатели | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги , Толкатели | ||||||||
Осевая колея | МП4/2 – МП4/2Б: Передняя часть: 1803 мм (71,0 дюйма) Сзади: 1651 мм (65,0 дюйма) МП4/2С: Передняя часть: 1816 мм (71,5 дюйма) Сзади: 1676 мм (66,0 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 2794 мм (110,0 дюйма) | ||||||||
Двигатель | TAG — Porsche TTE PO1, 1499 куб.см (91,5 куб.дюйма), V6 90° , турбонаддув , среднемоторный , продольно установленный | ||||||||
Передача инфекции | McLaren / Hewland FGB 5-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||
Власть | 1984 : различные настройки, то есть уровни турбонаддува 650–850 л.с. (485–634 кВт; 659–862 л.с.) (гоночная комплектация) - 800–960 л.с. (597–716 кВт; 811–973 л.с.) (квалификационная комплектация) | ||||||||
Масса | 540 кг (1190,5 фунта) | ||||||||
Топливо | Оболочка | ||||||||
Шины | 1984 : Мишлен 1985–1986 : Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Мальборо Макларен Интернэшнл | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Бразилии 1984 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Бразилии 1984 года. | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Австралии 1986 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Австралии 1986 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 2 ( 1984 , 1985 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 3 ( 1984 Ники Лауда , 1985 , 1986 Ален Прост ) |

McLaren MP4/2 — автомобиль Формулы-1, выпускавшийся McLaren в сезоне 1984 года . Его версия, MP4/2B , использовалась в сезоне 1985 года, а слегка обновленная версия, MP4/2C , участвовала в гонках в сезоне 1986 года за McLaren. Он был основан на модели MP4/1E, которая использовалась в качестве тестовой машины в финальных гонках 1983 года.
Шасси было разработано Джоном Барнардом , Стивом Николсом , Гордоном Кимбаллом , Аланом Дженкинсом , Тимом Райтом и Бобом Беллом, при этом автомобиль был оснащен двигателем TAG - Porsche , разработанным Хансом Мезгером в Porsche.
Обзор
[ редактировать ]1984
[ редактировать ]
Как и большинство его основных конкурентов (кроме Williams FW09 ), в автомобиле использовалось шасси из углеродного волокна , впервые разработанное дизайнером автомобиля Джоном Барнардом в его предшественнике MP4/1. Автомобиль был оснащен 1,5-литровым турбодвигателем TAG - Porsche с углом поворота 90 ° л.с. который выдавал 650 , (485 кВт; 659 л.с.) в гоночной конфигурации и до 800 л.с. (597 кВт; 811 л.с.) в квалификационной конфигурации. т.е. с максимальным турбодавлением. Впервые он был использован на Гран-при Нидерландов 1983 года по настоянию ветерана Ники Лауды , который считал, что новый двигатель требует гоночных испытаний, прежде чем можно будет принять вызов чемпионата. Porsche построила эти двигатели, а TAG Electronics оплатила всю программу двигателей. Модель MP4/1, которая до этого использовалась в гонках с двигателем Cosworth DFY V8 , была модифицирована до спецификаций MP4/1E, чтобы использовать новый двигатель, и в финальной гонке сезона 1983 года в Южной Африке Лауда доказал, что машина конкурентоспособна, работая на ходу. впереди поля и борется за лидерство в гонке. Он бежал вторым, осталось всего шесть кругов, но его гонка закончилась из-за неисправности электрооборудования на 71-м круге гонки. Схема Кьялами . [ 2 ]
В 1984 году к Лауде присоединился Ален Прост , который с небольшим перевесом в два очка проиграл 1983 года чемпионат Brabham из Нельсону Пике . Прост открыто критиковал неспособность Renault разработать Renault RE40 и был уволен через два дня после окончания сезона. Босс McLaren Рон Деннис немедленно купил молодого француза вместо Джона Уотсона (переговоры, как сообщается, сорвались, когда Уотсон попросил больше денег, чем зарабатывал Лауда, но Деннис отказался, несмотря на то, что Уотсон одержал победу и еще два подиума в 1983 году. Сам Уотсон позже опроверг эти утверждения). Прост и Лауда оказались грозной комбинацией и дали McLaren команду, которую многие считали сильнейшей в сезоне. Оба были отличными гонщиками-разработчиками, и оба давали технические отзывы об автомобиле и двигателе, что продвинуло разработку автомобиля намного дальше, чем другие команды. Прост, который до 1984 года выиграл девять гонок за Renault, считался лучшим гонщиком Формулы-1, и ему просто нужна была быстрая и надежная машина, чтобы доказать это. Лауда, Чемпион мира 1975 и 1977 годов , на автомобиле с двигателем Cosworth доказал, что он по-прежнему является победителем и всегда представляет опасность, несмотря на открытое признание того, что он часто усложнял себе гонки из-за плохих результатов в квалификации (средняя квалификационная позиция Лауды в 1984 году была восьмым, Прост был третьим, причем австриец ни разу не превзошел своего товарища по команде). [ 3 ]

MP4/2 был одним из немногих автомобилей Формулы-1 в то время, в которых использовались карбоновые тормоза, что давало ему еще одно важное преимущество перед большинством конкурентов на всех трассах, за исключением уличных трасс или в жарких и сухих условиях; в частности, карбоновые тормоза были не так хороши, как стальные тормоза на таких трассах, как уличные трассы Детройта и Далласа , поскольку стальные тормоза дольше служили в жару. Это, в сочетании с превосходным расходом топлива (220 литров) и мастерством вождения Лауды и Проста, позволило MP4/2 одержать 12 побед в 1984 году, что на тот момент было самым большим количеством побед за сезон, одержанным одной командой. Лауда опередил Проста и стал чемпионом всего на пол-очка в финальной гонке, хотя у Проста было 7 побед против 5 у Лауды (в последнем туре в Португалии Просту нужно было победить и заставить Лауду финишировать третьим или хуже, чтобы завоевать титул. Лауда финишировал вторым). Это остается самым близким завершением чемпионата в истории Формулы-1. [ 4 ]
Часто MP4/2 были единственными машинами, финишировавшими на одном круге, настолько велико было их доминирование. MP4/2 и оба его обновленных преемника были очень аэродинамически эффективными автомобилями и имели отличную тягу задней части автомобиля, и в результате они явно лучше всего справлялись с длинными и высокоскоростными поворотами - их превосходство было более очевидным на высокоскоростных трассах. из этих длинных и быстрых поворотов, таких как Жакапагуа, Дижон, Сильверстоун, Зандворт, Спа и Кьялами, и особенно Остеррайхринг , где все три варианта трассы MP4/2 побеждал в последующие годы ( 1984 , 1985 и 1986 ), начиная с единственной победы Лауды на его домашнем Гран-при в 1984 году, которую поддержали тысячи его соотечественников. McLaren уверенно выиграла чемпионат конструкторов у Ferrari со счетом 143,5 против всего 57,5 у «Гарцующего коня».
Хотя MP4/2 не была самой быстрой машиной в квалификации (поскольку они были единственной топ-командой, не использовавшей специальные двигатели для квалификации) – часто проигрывавшей Brabham BT53 – BMW Turbo Пике, завоевавшей 9 поул-позиций за сезон – это была самые надежные и самые последовательные качества, которые помогли компании добиться успеха на протяжении всей ее карьеры. Лишь дважды за сезон «Макларены» уступали по чистому темпу. Это была Микеле Альборето победа за Ferrari в Бельгии в Золдере и первая победа (и очки) Пике в году в Канаде . Две другие гонки, которые команда не выиграла, — это уличные гонки в Северной Америке в Детройте (Пике) и Далласе ( Кеке Росберг — Уильямс- Хонда ). [ 5 ]
В официальном видеообзоре FIA сезона 1984 года (созданном Ассоциацией конструкторов Формулы-1 ) рассказчик Клайв Джеймс подвел итоги года словами: «Все, что было так быстро, как McLaren, разваливалось, все, что было столь же надежным, заканчивалось позже» . [ 6 ] Несмотря на то, что комментарии были сделаны по поводу второго раунда чемпионата в Южной Африке , где Лауда и Прост забили первые из четырех финишей со счетом 1-2 за год и обошли все поле, подвиг еще более примечательный, поскольку Прост был вынужден стартовать с На пит-лейне это оказалось точным подведением итогов сезонного доминирования McLaren.
Нам повезло, что оба McLaren действительно стартовали в гонке в Кьялами . Это произошло из-за крупной аварии на утренней разминке гонки, в результате которой была разрушена машина Osella - Alfa Romeo Пьеркарло Гинцани , а итальянский гонщик получил ожоги рук и лица, что вынудило его пропустить гонку. В результате McLaren было предоставлено примерно 30 минут дополнительного времени на устранение пропуска зажигания, возникшего в TAG-Porsche Лауды, что потребовало полной замены электрической системы. Если бы Гинзани не разбился, Лауда был бы вынужден стартовать на запасной машине, из-за чего Прост не смог бы стартовать, поскольку у его собственного MP4/2 вышел из строя механический топливный насос, когда на последнем круге прогрева стартовая решетка вышла из строя. Прост смог стартовать на запасном месте с пит-лейна (поспешно преобразованном в свои настройки, как это было у Лауды на выходные) и реализовать один из своих фирменных заездов, став единственным гонщиком, финишировавшим на лидирующем круге со своей командой. приятель, хотя свой последний круг он стартовал всего за несколько секунд до того, как Лауда взял флаг.
В 1984 году оба McLarens не смогли финишировать в гонке только дважды в Бельгии и Далласе, а четырежды финишировали со счетом 1-2 в Южной Африке, Германии , Голландии и Португалии. McLaren завоевала титул конструкторов в 13-м раунде со счетом 1–2 в Зандворте , а титул пилотов стал результатом двух скачек после следующей гонки в Италии, поскольку это был математический шанс, что Lotus пилот -Renault Элио де Анжелис должен был расстроить команду. Команда McLaren испарилась, когда Лауда победил, а у де Анжелиса на 14-м круге отказала коробка передач. Гонка в Монце также оказалась самой короткой в году для Проста, завершившись всего через три круга с результатом перегоревший двигатель TAG. [ 7 ]
1985
[ редактировать ]
В 1985 году MP4/2 был обновлен с более чистой аэродинамикой и измененной конструкцией крыльев (чтобы соответствовать новым правилам, запрещающим использование «крыльев» на задних крыльях автомобилей, использовавшихся с 1983 года) и получил название «MP4/2B». «, в то время как Porsche усовершенствовал двигатель TAG, увеличив мощность (850 л.с. (634 кВт; 862 л.с.) в гонках и 960 л.с. (716 кВт; 973 л.с.) в квалификации) и расход топлива. Подвеску пришлось перепроектировать после того, как McLaren была вынуждена перейти с шин Michelin на шины Goodyear , когда французская компания вышла из Формулы-1. Однако конкуренция более или менее догнала. Микеле Альборето на своем Ferrari 156/85 боролся с Простом большую часть сезона, пока большая надежность McLaren и их превосходство на последующих высокоскоростных трассах не сказались на обоих чемпионатах. Прост выиграл свой первый чемпионат с пятью победами и завершил титул за два раунда, финишировав расчетным 4-м на Гран-при Европы в Брэндс-Хэтче (Прост признался, что ему не нравится «гнаться за очками», как это было в Брэндс-Хэтче). и предыдущая гонка в Бельгия , но проиграв два последних чемпионата всего на 2 и ½ очка соответственно, не захотела рисковать проигрышем в третий раз). McLaren завоевала свой второй подряд титул чемпиона конструкторов, набрав 90 очков против 82 у Ferrari, Williams - Honda и Lotus -Renault разделили 71 очко, хотя Williams выиграла четыре гонки против трех у Lotus.
Лауда ушел из Формулы-1 в конце сезона, но не раньше, чем добавил к своему счету финальную победу на Гран-при Нидерландов 1985 года в Зандворте , где он финишировал всего на 0,232 секунды впереди Проста. Победа Лауды в Нидерландах также показала, что у McLaren не было командных указаний относительно того, кто должен финишировать первым, а только то, что они не должны выбивать друг друга из гонки. И это несмотря на то, что победа была бы более полезна для борьбы Проста за чемпионство. Перед началом гонки Прост и Альборето делили первое место в таблице с 50 очками. Прост финишировал вторым, а Альборето четвертым, что дало Просту преимущество в чемпионате на три очка, от которого он не отказался бы, став первым (и пока единственным) французским гонщиком, когда-либо выигравшим чемпионат мира среди водителей. Как бы то ни было, Ferrari Альборето пострадала от ненадежности, и ему не удалось забить в последних пяти гонках сезона после Зандвоорта. MP4/2B был таким же хорошим автомобилем, как и его предшественник, и сохранял свое превосходство на высокоскоростных трассах, состоящих из длинных и быстрых поворотов, которые не были прямыми, например Жакарепагуа , Сильверстоун , Остеррайхринг , Кьялами и Брэндс-Хэтч .
Единственный момент, который для меня что-то значит, — это утренняя разминка перед гонкой. Если вы квалифицировались где-то в первой шестерке и находитесь в хорошей форме для гонки, обгон обычно не является большой проблемой. В этом году машина была лучше, чем когда-либо, но программа по двигателям наверняка отстает на шесть месяцев. Это, безусловно, была наша главная проблема в этом году — нехватка электроэнергии. Наш двигатель не приемлет сильного турбонаддува.
- Ален Прост рассказывает о McLaren-TAG и своей гоночной философии после своей первой победы на чемпионате мира.
Позже, в 1980-х годах, бывший товарищ Проста по команде Renault в 1983 году Эдди Чивер подтвердил точку зрения других гонщиков, сказав, что им часто не нужно беспокоиться о Просте во время квалификации, если только он не оказывается на поуле. Пора начинать беспокоиться о нем в конце утренней разминки гонки, когда имя А. Проста будет в верхней части расписания или рядом с ним, а время ближе к его квалификационному времени, чем у большей части стартовой сетки. Тогда остальные поняли, чего они боялись: Прост квалифицировался с хорошей гоночной подготовкой. Часто в квалификации он отставал на две-три секунды из-за того, что двигатель TAG имел меньшую мощность, чем у его соперников, но на утренней разминке он чаще всего был самым быстрым, чем нет. [ 8 ]
1986
[ редактировать ]MP4/2 мало изменился в 1986 году, за исключением некоторых доработок в аэродинамике, из-за которых он получил название «MP4/2C», в то время как к Просту присоединился финн Кеке Росберг , чемпион мира 1982 года , выступавший за Williams. Ожидалось, что Росберг не только будет быстрее Проста, но и будет бороться за чемпионство Проста. Однако стиль вождения финна не подходил для MP4/2C, и его задача была осложнена отказом Джона Барнарда перед серединой сезона позволить ему изменить настройки в соответствии с требованиями (по совпадению, к тому времени, когда Барнард уступил, он уже успел объявил, что в конце года уходит из McLaren в Ferrari). И только после того, как Росберг объявил о своем уходе из Формулы-1 перед Гран-при Германии в Хоккенхайме , Барнард позволил Росбергу изменить настройки его машины, и это была единственная гонка года, в которой Росберг квалифицировался на поул-позиции. Основная проблема Росберга с машиной, помимо тяжелой правой ноги, из-за которой у него закончилось топливо в нескольких гонках в начале сезона, заключалась в том, что Барнард изначально проектировал машину так, чтобы она соответствовала более плавному стилю вождения Проста и Ники Лауды, в то время как Росберг ни разу не поколебал стиль позднего торможения и забрасывания машины в поворот. До того, как Барнард смягчился в настройке, финн всегда был быстр, но его по большей части затмевал его товарищ по команде, и, к несчастью для Росберга, к тому времени, когда он смог настроить MP4/2C по своему вкусу, чемпионат для него был проигран.
К 1986 году Williams FW11 обогнал McLaren как лучший автомобиль; в частности, пробег MP4/2 был не таким хорошим, как в 1984 году: размер топливного бака уменьшился с 220 литров до 195 литров (расход топлива TAG снизился из-за увеличения скорости). Нельсон Пике покинул Brabham, чтобы присоединиться к Найджелу Мэнселлу в Williams, и эти двое вели ожесточенную внутреннюю борьбу, в то время как Прост ловко наращивал общее количество очков и вырвал 4 победы из-под носа товарищей по команде Williams. Его второй чемпионат мира был выигран скорее благодаря скрытности, чем скорости, поскольку теперь стало ясно, что двигатель TAG Porsche уже не на высоте. К 1986 году двигатель TAG-Porsche V6 выдавал около 850 л.с. (634 кВт; 862 л.с.) в гоночной комплектации по сравнению с 900 л.с. (671 кВт; 912 л.с.) двигателей Honda, Renault и BMW. В квалификации BMW был признан самым мощным - 1400 л.с. (1044 кВт; 1419 л.с.), двигатели Renault и Honda имели мощность примерно 1200 л.с. (895 кВт; 1217 л.с.). У Ferrari якобы была такая же мощность, как у Honda, но их Ferrari F1/86 был неконкурентоспособен на всех трассах, кроме самых гладких, и в целом не представлял угрозы. [ 9 ]
Прост выиграл свой второй чемпионат при драматических обстоятельствах на завершившемся сезоне Гран-при Австралии . Вступая в гонку, Прост отставал от Мэнселла на 7 очков, а Пике отставал от Проста еще на 2 очка. Росберг, участвуя в своем последнем Гран-при Формулы-1, досрочно выбыл из игры и оторвался на 30 секунд, прежде чем на 62-м круге у него вышла из строя шина (позже он признался, что все равно бы не выиграл, поскольку, если бы это было необходимо, он планировал приложить все усилия к победе). Прост в попытке выиграть свой второй чемпионат). Всего через один круг на том же участке дороги у Мэнселла случилась та же самая, но гораздо более впечатляющая поломка шины на скорости около 180 миль в час (290 км/ч) на высокоскоростной трассе Brabham Straight, которая завершила его гонку. Пике, унаследовавший лидерство Росберга, затем потребовал покрышки, чтобы избежать повторения проблемы Мэнселла, и передал лидерство Просту (сам остановился на 30-м круге, чтобы заменить прокол). Прост выиграл у Пике и Стефана Йоханссона из Ferrari (который заменит Росберга в McLaren в 1987 году ), обеспечив себе второй чемпионат мира и став первым гонщиком, выигравшим чемпионаты подряд с тех пор. Джек Брэбэм побеждал в 1959 и 1960 годах . [ 10 ]
MP4/2 выиграл 22 Гран-при (Прост - 16; Лауда - 6), занял 7 поул-позиций (Прост - 6; Росберг - 1) и набрал 327,5 очков за свою трехлетнюю карьеру. Он участвовал в двух чемпионатах конструкторов и трех пилотских чемпионатах и остается одним из самых успешных шасси в истории Формулы-1.
2010 году управлял На MP4/2C Проста на Фестивале скорости в Гудвуде в 2009 года чемпион мира Дженсон Баттон , который присоединился к McLaren в 2010 году . [ 11 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1984 | Мальборо Макларен Интернэшнл | МП4/2 | ДЕНЬ Porsche TTE PO1 V6 тц |
М | ХОРОШИЙ | ЮАР | БЕЛ | СМР | ОТ | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | К | 143.5 | 1-й | |
Ален Прост | 1 | 2 | Верно | 1 | 7 | 1 | 3 | 4 | Верно | Верно | 1 | Верно | 1 | Верно | 1 | 1 | |||||||
Niki Lauda | Верно | 1 | Верно | Верно | 1 | Верно | 2 | Верно | Верно | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | |||||||
1985 | Мальборо Макларен Интернэшнл | МП4/2Б | ДЕНЬ Porsche TTE PO1 V6 тц |
Г | ХОРОШИЙ | К | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | БЕЛ | евро | ЮАР | ИЗ | 90 | 1-й | |
Niki Lauda | Верно | Верно | 4 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | Верно | 1 | Верно | PO | Верно | Верно | ||||||||
Ален Прост | 1 | Верно | ДСК | 1 | 3 | Верно | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | Верно | |||||||
Джон Ватсон | 7 | ||||||||||||||||||||||
1986 | Мальборо Макларен Интернэшнл | МП4/2С | ДЕНЬ Porsche TTE PO1 V6 тц |
Г | ХОРОШИЙ | ESP | СМР | МОЙ | БЕЛ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | К | МЕКСИКА | ИЗ | 96 | 2-й | |
Ален Прост | Верно | 3 | 1 | 1 | 6 | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | Верно | 1 | ДСК | 2 | 2 | 1 | |||||||
Кеке Росберг | Верно | 4 | 5 | 2 | Верно | 4 | Верно | 4 | Верно | 5 | Верно | 9 | 4 | Верно | Верно | Верно |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ф1, СТАТИСТИКА. «McLaren - Модели • СТАТС F1» . statsf1.com . Проверено 28 ноября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Генри, Алан (30 сентября 2013 г.). «Рассвет турбо-эпохи» . www.mclaren.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren MP4/2 TAG-Porsche 1984 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Пай, Стивен (19 ноября 2014 г.). «Когда Ники Лауда обыграл своего товарища по команде Алена Проста в борьбе за титул Формулы-1 на пол-очка» . Хранитель . Проверено 13 декабря 2019 г. - через www.theguardian.com.
- ^ «McLaren MP4/2 — шедевр Барнарда, движимый двумя легендами» . www.snaplap.net . 11 июля 2017 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ TheRickSpark (14 июля 2009 г.). «Два до конца - Итоги сезона Формулы-1 1984 года - Гран-при Южной Африки 02» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 28 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ «Рентгеновские характеристики - McLaren MP4/2 | Архив журнала Motor Sport» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren MP4/2B TAG-Porsche 1985 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Перемотка Формулы-1: карьера Алена Проста в McLaren» . www.sportskeeda.com . 3 января 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren Racing — Наследие — MP4/2C» . www.mclaren.com . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Автокар (15 июля 2010 г.). «Goodwood FOS 2010 — Дженсон Баттон управляет McLaren MP4/2C Алена Проста» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 28 ноября 2016 г. - через YouTube.