Зерекс Специальный
![]() Zerex Special на Фестивале скорости в Гудвуде в 2019 году | |||||
Конструктор | Cooper Car Company (первоначально) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Предшественник | Купер Т53 | ||||
Технические характеристики | |||||
Двигатель | 1962-1964: Coventry Climax FPF 2751 куб.см (167,9 куб.дюйма) I4 , безнаддувный , со средним расположением двигателя 1964 г. и далее: Traco - Oldsmobile 3500 куб. См (213,6 куб. Дюймов) V8 , безнаддувный | ||||
История соревнований | |||||
Дебют | Гран-при Лос-Анджелес Таймс 1962 года | ||||
| |||||
Чемпионат водителей | 2: ( Чемпионат USAC по шоссейным гонкам 1962 года , Национальный чемпионат SCCA по спортивным автомобилям 1963 года, модифицированный класс D ) |
Zerex Special ( Брюс Макларен называл его Cooper Oldsmobile и не называл его McLaren, его также прозвали Jolly Green Giant ) был спортивным гоночным автомобилем . Первоначально Cooper T53, построенный для Гран-при США 1961 года , был переоборудован для использования в американских гонках на спортивных автомобилях и имел кузов с открытым верхом. Первоначально использовалась 2,75-литровая версия Coventry Climax FPF рядного четырехцилиндрового двигателя , позже использовался Traco - Oldsmobile 3,5-литровый V8 . За свою четырехлетнюю карьеру автомобиль выиграл множество гонок под управлением таких гонщиков, как McLaren и Роджер Пенске .
История развития дизайна и владения
[ редактировать ]В 1961 году компания Cooper Car Company построила шасси F1-16-61 для Гран-при США . [ 1 ] Построенный по спецификации T53 , автомобиль управлялся Уолтом Хансгеном , который соревновался с Бриггса Каннингема . командой [ 1 ] Однако он выбыл из гонки после 14 кругов, став вторым гонщиком, сошедшим с дистанции. [ 2 ] Обломок был продан Каннингемом Роджеру Пенске , который заменил поврежденные трубы шасси, добавил обхватывающий кузов во всю ширину и назвал автомобиль Zerex Special . [ 3 ] Затем Пенске будет использовать эту машину в гонках Формулы Либре в том же году, а Тимми Майер сделает то же самое в 1962 году. [ 1 ] Проданный Брюсу Макларену в 1964 году, автомобиль был переоборудован с расширенным шасси. [ 1 ] объемом 2,75 литра . Coventry Climax FPF рядный четырехцилиндровый двигатель В новом автомобиле использовался [ 1 ] который был официально известен как Zerex Special , а неофициально как Jolly Green Giant . [ 1 ] [ 4 ] В 1964 году Брюс Макларен приобрел автомобиль и заменил шасси на трубчатую раму собственной конструкции, а также установил 3,5-литровый двигатель Traco - Oldsmobile V8 вместо агрегата Cooper Climax; в результате он назвал его Cooper-Oldsmobile . [ 4 ] Автомобиль был снова продан в конце сезона 1964 года Дэйву Моргану, который будет использовать его еще два года. [ 5 ] В конце сезона 1966 года Лео Барбоса купил машину и использовал ее в Венесуэле. [ 1 ]
История гонок
[ редактировать ]1962
[ редактировать ]Первое появление Zerex Special произошло ближе к концу сезона 1962 года, на Гран-при Los Angeles Times (четвертый этап чемпионата USAC по шоссейным гонкам ) в октябре; Роджер Пенске, выступающий за Updraught Enterprises , выиграл гонку с преимуществом в 14 секунд над Джимом Холлом и его Chaparral 1 . [ 6 ] Затем Пенске участвовал в Гран-при Тихого океана и Climax Дэна Герни . занял второе место после Lotus 19 в первой гонке [ 7 ] прежде чем повторить свой подвиг во второй гонке, на этот раз позади Lotus 19 Ллойда Руби . [ 8 ] Однако Гурни сошел со второй гонки из-за проблемы с валом шестерни, в результате чего Пенске одержал общую победу. [ 9 ] Затем Пенске в частном порядке участвовал в гонке Zerex Special на Гран-при Пуэрто-Рико и на этот раз выиграл гонку с отрывом в три круга от Купер-Кульминации Майера Тимми . [ 10 ] Пенске завоевал титул чемпиона USAC по шоссейным гонкам 1962 года (ранее он использовал машину в форме Cooper T53 в первых двух гонках), опередив Гурни на 60 очков. [ 11 ]
1963
[ редактировать ]Чемпионат USAC по шоссейным гонкам закрылся в конце сезона 1962 года, поэтому Пенске вместо этого управлял автомобилем Джона Мекома в гоночной команды Mecom национальном чемпионате спортивных автомобилей SCCA . Он начал 1963 год так же, как закончил предыдущий год; одержал победу, на этот раз на гоночной трассе Marlboro Motor Raceway , обойдя Боба Холберта и Porsche 718 RSK заняв второе место. [ 12 ] Пенске пропустил второй раунд, и вместо этого его следующая запись произошла в раунде регионального аэропорта Большого Камберленда ; Затем последовала еще одна победа, на этот раз опередившая Хансгена Cooper Monaco Climax. [ 13 ] Затем Пенске стал партнером Хэпа Шарпа во втором этапе чемпионата США по шоссейным гонкам (USRRC), который проходил на трассе аэропорта Пенсаколы ; Беспроигрышная серия машины наконец закончилась, поскольку проблема с давлением масла вынудила пару сойти с дистанции после 74 кругов. [ 14 ] Затем Пенске управлял Zerex Special на этапе чемпионата Канады по спортивным автомобилям , проходившем в парке Моспорт ; он занял четвертое место и был последней машиной на лидирующем круге. [ 15 ] Затем он вернулся в серию SCCA для участия в этапе Road America , но сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя после 24 кругов. [ 16 ]
Затем последовала поездка в Европу на турнир Guards Trophy в Брэндс-Хэтч ; Пенске одержал победу, опередив Роя Сальвадори и его Cooper Monaco. [ 17 ] Однако после того, как Пенске ушел на пенсию, Road America 500 оказался гораздо менее успешным. [ 18 ] Следующей была гонка, в которой машина одержала свою дебютную победу; Гран-при Лос-Анджелес Таймс. Однако на этот раз Дэйв Макдональд выиграл гонку на Cooper King Cobra Ford , а Пенске финишировал вторым, отстав на круг. [ 19 ] Последовала неудавшаяся попытка участия в Гран-при Тихого океана. [ 20 ] вместо этого Оги Пабст был следующим человеком, который вел машину, сойдя с Nassau Trophy после 26 кругов и заняв 41-е место. [ 21 ] Пенске также водил Ferrari 250 GTO в USRRC и занял 18-е место с шестью очками; на одном уровне с Чаком Касселем , Чарли Колбом , Доном Сессларом , Джерри Титусом и Энусом Уилсоном . [ 22 ] Тем не менее, он также выиграл категорию модифицированного класса D на национальном чемпионате спортивных автомобилей SCCA. [ 23 ]
1964
[ редактировать ]В 1964 году автомобиль купил Брюс Макларен, который управлял им со своей собственной командой Bruce McLaren Motor Racing . [ 4 ] Дебют Cooper-Oldsmobile состоялся во втором этапе чемпионата Великобритании по спортивным автомобилям , проходившем в Оултон-парке ; однако проблема с давлением масла после девяти кругов вынудила его сойти с дистанции. [ 24 ] , все будет совсем по-другому В следующем раунде, который пройдет в Эйнтри ; он выиграл с преимуществом в 24 секунды у Джима Кларка Ford Lotus 30 , несмотря на то, что находился в более низкой категории. [ 25 ] В четвертом раунде, проходившем в Сильверстоуне , McLaren одержала еще одну победу; Роя Сальвадори на этот раз от Cooper Monaco Maserati . [ 26 ] Автомобиль был окончательно переоборудован в «Cooper-Oldsmobile» для следующей гонки McLaren, которая проходила в рамках чемпионата Канады по спортивным автомобилям в Моспорте; Пенске он победил Chaparral 2A Chevrolet в первой гонке, [ 27 ] Chevrolet Пабста и Lola Mk.6 во втором, [ 28 ] в результате одержав общую победу. [ 29 ] McLaren вернулся в Великобританию и выиграл Guards Trophy Brands Hatch; на этот раз опередив земляка Денни Халма и его Brabham BT8 Climax на 42,4 секунды. [ 30 ] Затем McLaren вошел в RAC Tourist Trophy , но, установив самый быстрый круг, сцепление вышло из строя после 18 кругов, и он был вынужден сойти с дистанции. [ 31 ]
1965
[ редактировать ]Дэйв Морган приобрел машину перед началом сезона 1965 года, и его первой гонкой на этой машине было второе место в этапе SCCA, не относящемся к чемпионату, который проходил на трассе в Штутгарте, штат Арканзас . [ 32 ] Затем Морган управлял автомобилем в Губернаторском трофее, который проводился на поле Оукса в Нассау ; он занял шестое место в общем зачете, четвертое в категории Sports 5000+ и пятое в категории более 2 литров. [ 33 ] Хотя Джеки Стюарт изначально был выбран для управления автомобилем в Нассау Трофи, Морган снова водил машину; на этот раз он финишировал девятым в общем зачете и третьим в категории Sports 5000+. [ 34 ]
1966
[ редактировать ]Морган сохранил машину в 1966 году, и его первая гонка в сезоне состоялась на региональной гонке SCCA, проходившей на гоночной трассе Green Valley Raceway ; он финишировал вторым после McLaren Elva Джо Старки . [ 35 ] Губернаторский трофей и Туристический трофей Нассау оказались менее успешными; он продержался пять кругов, прежде чем сошел с дистанции, и был классифицирован на 41-м месте. [ 36 ] он занял седьмое место На Nassau Classic . [ 37 ] и одиннадцатое место на «Нассау Трофи». [ 38 ] Это была последняя известная гонка автомобиля, поскольку после 1966 года на нем ездил Лео Барбоса в Венесуэле. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Купер Т53 <<Купер» . OldRacingCars.com . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Гран-при США, отчет о гонке 1961 года – Энциклопедия Гран-при США» . Grandprix.com . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Гирдлер, Аллан (2014). Специальные американские шоссейные гонки 1934–70 гг. — Дни славы самодельных гонщиков . Эхо-Пойнт Букс и Медиа, ООО. стр. 140–144. ISBN 978-1-62654-933-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Зерекс Специальный» . Брюс Макларен Траст . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Все результаты Zerex Special» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Гран-при Риверсайд 200 миль 1962 года – результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Чемпионат США по шоссейным гонкам Laguna Seca 1962 – результаты гонки 1» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Чемпионат США по шоссейным гонкам Laguna Seca 1962 - Результаты гонки 2» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Чемпионат США по шоссейным гонкам Laguna Seca 1962 - Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «ГП Пуэрто-Рико 1962 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Чемпионат USAC по шоссейным гонкам – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «SCCA National Marlboro - Классы: CM+EM+FM+GM 1963 - Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «SCCA National Cumberland [CM+DM+EM+FM] 1963 - Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «USRRC Пенсакола 1963 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Player's 200 Mosport 1963 – Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «SCCA National Road America – Классы: CM+DM+EM+FM 1963 – Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Guards Trophy Brands Hatch 1963 - Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Дорога по Америке: 500 миль 1963 — Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Риверсайд 200 миль 1963 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «200 миль Laguna Seca 1963 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Гонка за трофей Нассау 1963 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «ЕГРРК – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «SCCA Nationals (группа: DM) – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Оултон Парк 1964 – Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Эйнтри 200 1964 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Сильверстоун Интернэшнл – Спортивные автомобили 1964 – Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Player's 200 Mosport 1964 - Результаты гонки 1» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Игрок 200 Моспорт 1964 – Результаты гонки 2» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Игрок 200 Моспорт 1964 – Результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Guards Trophy Brands Hatch 1964 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Турист Трофи 1964 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «SCCA National Stuttgart [Основная] 1965 - Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Губернаторский трофей 1965 — Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Гонка за трофей Нассау 1965 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Региональная зеленая долина SCCA [CM + DM + EM + FM + AP + BP] 1966 - Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Губернаторский трофей и Туристический трофей Нассау 1966 года — результаты гонок» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Классическая гонка Нассау 1966 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «Гонка за трофей Нассау 1966 – Результаты гонки» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 23 сентября 2013 г.