Гран-при США 1961 года.
Гран-при США 1961 года. | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 8 октября 1961 г. | ||
Официальное название | IV Гран-при США. | ||
Расположение | Ипподром Гран-при Уоткинс-Глена Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Курс | Постоянный дорожный курс | ||
Продолжительность курса | 3,78 км (2,35 мили) | ||
Расстояние | 100 кругов, 378 км (235 миль) | ||
Погода | Температура до 22 °C (72 °F); Скорость ветра до 16,48 км/ч (10,24 миль в час) [1] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Купер - Кульминация | ||
Время | 1:17.0 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | ![]() | Купер-Климакс | |
Время | 1:18.2 — 28-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Лотос -Климакс | ||
Второй | Порше | ||
Третий | БРМ - Кульминация | ||
Лидеры круга |
Гран -при США 1961 года — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 8 октября 1961 года на ипподроме Гран-при Уоткинс-Глен в Уоткинс-Глене, штат Нью-Йорк . Это была восьмая и последняя гонка как на чемпионате мира среди пилотов 1961 года , так и на Международном кубке производителей Формулы-1 1961 года .
Гран -при США в трех предыдущих гонках проводился на двух разных трассах, но впоследствии оставался в Уоткинс-Глене до 1980 года. Завершающую сезон гонку выиграл британский гонщик Иннес Айрленд , что стало его единственной победой на Гран-при в карьере. отказал двигатель Он стартовал восьмым, вышел вперед, когда у Lotus Стирлинга Мосса , и финишировал на 4,3 секунды впереди американца Дэна Герни . Эта победа стала первой победой Колина Чепмена команды Lotus .
Фон
[ редактировать ]Ко времени соревнований в Уоткинс-Глене в сезоне 1961 года калифорнийец Фил Хилл стал первым американским чемпионом мира. Однако в гонке он участия не принял, так как команда Scuderia Ferrari осталась дома. В предыдущей гонке Гран-при Италии в Монце пилот Ferrari и руководитель команды Вольфганг фон Трипс погиб в аварии, возглавляя чемпионат пилотов, в результате чего победа и чемпионство достались Хиллу. Поскольку Ferrari выиграла как чемпионат конструкторов, так и чемпионат пилотов, команда решила не совершать путешествие через Атлантику в финале сезона.
Были серьезные сомнения относительно того, состоится ли гонка в США вообще, поскольку FIA не предоставила Корпорации Гран-при Уоткинс-Глена окончательное одобрение на проведение мероприятия до 28 августа. Однако к октябрю на поле отсутствовала только команда Ferrari.
Говард Хьюз посетил боксы, чтобы встретиться с Джоном Купером по поводу расширения своего бизнеса по производству автомобилей. Фотография Хьюза, сделанная в боксах и опубликованная в номере журнала Time от 10 мая 1976 года, была последней известной его фотографией. [2]
Квалификационный
[ редактировать ]кроме двух, Хотя все модели Porsche, имели Climax двигатели , только Джек Брэбэм из заводской команды Cooper и Стирлинг Мосс из частного Lotus Роба Уокера имели новейшую доступную им версию V8. Мосс задал темп в субботу, показав время круга 1:18,2 на своей 4-цилиндровой машине, а затем показал время 1:17,2 на V8. Брэбэм, только что свергнутый двукратный чемпион мира, в ответ взял поул со счетом 1:17,0. Когда Мосс решил использовать в гонке более старый 4-цилиндровый двигатель, заявив, что машина с ним справляется лучше, он вернулся на второй ряд стартовой решетки, рядом с товарищем по команде Брэбэма Брюсом Маклареном . Грэма Хилла , BRM на десятую часть быстрее, чем другие 4-цилиндровые автомобили, ехал рядом с Брэбэмом в первом ряду, на секунду медленнее, чем австралиец .
Джим Кларк в одной из команд Lotus занял пятое место, а его товарищ по команде Ирландия - восьмое. В пятницу Ирландия развернулась на краю леса на Южной петле на 180 градусов, когда у него отказало рулевое управление. На следующий день, прежде чем он успел серьезно поработать, у него сломалась коробка передач. Задняя часть стартовой решетки была заполнена в основном независимыми гонщиками из Северной Америки на неконкурентоспособных автомобилях. Канадец Питер Райан в своем единственном Гран-при возглавил группу, в которую входили Уолт Хансген , Роджер Пенске , Хэп Шарп , Джим Холл и Ллойд Руби . Автомобиль Пенске был одним из первых примеров коммерческого спонсорства Формулы-1, окрашенный в яркий желтый цвет DuPont Anti-Freeze.
Итоги гонки
[ редактировать ]В воскресенье гонку посетила платная толпа из 28 000 человек (всего около 60 000 человек). На старте Брэбэм вывел поле из стартовой решетки в первый поворот, но еще до конца первого круга Мосс вырвался вперед. За этими двумя следовали Ирландия (с восьмого места), Хилл, Дэн Герни, Мастен Грегори и Макларен. На третьем круге McLaren поднялась на третье место, когда Ирландия в конце прямой развернулась на масле. «Я чуть не сошёл с дистанции», — сказал он. «Я вошел в водоворот, развернулся на 360 градусов, мимо проносились машины». [ нужна ссылка ] Он выздоровел и продолжил игру одиннадцатым.
К 10-му кругу Ирландия уже поднялась на четвертое место, уступив Куперу из McLaren, а Мосс и Брэбэм продолжали отставать на секунду за круг, меняя лидерство взад и вперед. Примерно на трети дистанции, на 34-м круге, из двигателя Brabham V8 начала течь вода и он перегревался. С клубами дыма, появившимися из левой выхлопной трубы, Купер отъехал от Мосса и, наконец, въехал в боксы на 45-м круге. Набрав воду и вернувшись в гонку, Брэбэм проехал еще всего семь кругов, прежде чем сойти с дистанции.
Лидируя теперь с преимуществом более чем в 40 секунд, Мосс, казалось, был на пути к комфортной победе. Однако давление масла у него падало, и на 59-м круге темно-синий Lotus оторвался и внезапно сошёл с дистанции, передав лидерство Ирландии. Хилл шел прямо за шотландцем, преследуя его на протяжении 15 кругов, пока он тоже внезапно не вылетел на пит-лейн с оторвавшимся проводом магнето. Следующим претендентом стал Рой Сальвадори , который начал сокращать отрыв с 20 секунд до пяти за пять кругов до конца. Но это был день Ирландии. Когда до конца гонки оставалось чуть больше трех кругов, у Купера, приехавшего частным образом Сальвадори, взорвался двигатель, так же, как его товарища по команде Джона Сёртиса это сделала машина на первом круге.
Ирландия вернулась домой под развевающимся клетчатым флагом Текса Хопкинса, опередив американца Дэна Герни менее чем на пять секунд, а британец Тони Брукс финишировал на последнем Гран-при в своей карьере третьим. «Мне повезло», — сказала Айрленд. «Я не смог победить Мосса или Брэбэма. Их машины были слишком быстрыми. На последних десяти кругах у меня не было давления топлива, и на финише у меня был наперсток бензина». [ нужна ссылка ]
Это была единственная победа Ирландии на чемпионате мира, первая победа команды Lotus на чемпионате мира и первый Гран-при Америки, который принес прибыль, обеспечив ее возвращение в 1962 году . Это была последняя гонка Мосса на чемпионате мира, поскольку его карьера закончилась тяжелой аварией во время гонки Glover Trophy 1962 года в Гудвуде в апреле следующего года.
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Квалификационное время | Зазор | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 квартал | 2 квартал | |||||
1 | 1 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:17.3 | 1:17.0 | — |
2 | 4 | ![]() | БРМ - Кульминация | 1:18.8 | 1:18.1 | +1.1 |
3 | 7 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:18.7 | 1:18.2† | +1.2 |
4 | 2 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:18.7 | 1:18.2 | +1.2 |
5 | 5 | ![]() | БРМ - Кульминация | 1:19.4 | 1:18.3 | +1.3 |
6 | 14 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:20.6 | 1:18.3 | +1.3 |
7 | 12 | ![]() | Порше | 1:19.0 | 1:18.6 | +1.6 |
8 | 15 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:20.0 | 1:18.8 | +1.8 |
9 | 18 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:19.0 | 1:18.9 | +1.9 |
10 | 11 | ![]() | Порше | 1:19.4 | 1:18.9 | +1.9 |
11 | 22 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:19.1 | 1:20.5 | +2.1 |
12 | 19 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:19.6 | 1:19.2 | +2.2 |
13 | 16 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:26.0 | 1:20.0 | +3.0 |
14 | 60 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:22.9 | 1:20.4 | +3.4 |
15 | 21 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:22.7 | 1:20.5 | +3.5 |
16 | 6 | ![]() | Купер - Кульминация | 1:22.6 | 1:20.6 | +3.6 |
17 | 3 | ![]() | Купер - Кульминация | Нет времени | 1:21.0 | +4.0 |
18 | 17 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:22.3 | 1:21.8 | +4.8 |
19 | 26 | ![]() | Лотос - Кульминация | 1:22.5 | 1:21.8 | +4.8 |
Источник: [3] |
† Мосс показал время круга 1:17,2 во втором квартале на автомобиле с 4-цилиндровым двигателем, но решил участвовать в гонках на своей машине с двигателем V8 и оказался на стартовой решетке со своим лучшим временем на V8.
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 15 | ![]() | Лотос - Кульминация | 100 | 2:13:45.8 | 8 | 9 |
2 | 12 | ![]() | Порше | 100 | +4,3 секунды | 7 | 6 |
3 | 5 | ![]() | БРМ - Кульминация | 100 | +49,0 сек. | 5 | 4 |
4 | 2 | ![]() | Купер - Кульминация | 100 | +58,0 сек. | 4 | 3 |
5 | 4 | ![]() | БРМ - Кульминация | 99 | +1 круг | 2 | 2 |
6 | 11 | ![]() | Порше | 98 | +2 круга | 10 | 1 |
7 | 14 | ![]() | Лотос - Кульминация | 96 | +4 круга | 6 | |
8 | 6 | ![]() | Купер - Кульминация | 96 | +4 круга | 16 | |
9 | 16 | ![]() | Лотос - Кульминация | 96 | +4 круга | 13 | |
10 | 3 | ![]() | Купер - Кульминация | 93 | +7 кругов | 17 | |
11 | 21 | ![]() ![]() | Лотос - Кульминация | 92 | +8 кругов | 15 | |
Верно | 19 | ![]() | Купер - Кульминация | 96 | Двигатель | 12 | |
Верно | 17 | ![]() | Лотос - Кульминация | 76 | Утечка топлива | 18 | |
Верно | 26 | ![]() | Лотос - Кульминация | 76 | Магнето | 19 | |
Верно | 7 | ![]() | Лотос - Кульминация | 58 | Двигатель | 3 | |
Верно | 1 | ![]() | Купер - Кульминация | 57 | Перегрев | 1 | |
Верно | 22 | ![]() | Лотос - Кульминация | 23 | Коробка передач | 11 | |
Верно | 60 | ![]() | Купер - Кульминация | 14 | Несчастный случай | 14 | |
Верно | 18 | ![]() | Купер - Кульминация | 0 | Двигатель | 9 | |
ВД | 8 | ![]() | Феррари | Команда вышла | |||
ВД | 9 | ![]() | Феррари | Команда вышла | |||
ВД | 10 | ![]() | Феррари | Команда вышла | |||
ДНК | 23 | ![]() | Лотос - Кульминация | Нет | |||
Источник: [4] |
Примечания
[ редактировать ]- Это был дебют в чемпионате мира Формулы-1 для американских гонщиков Роджера Пенске , Хэпа Шарпа и канадского гонщика Питера Райана . Это также была первая гонка для канадского гонщика.
- Это была вторая победа Lotus на -при США Гран установленный , побившая старый рекорд, Купером .
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечания : В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций. Только 5 лучших результатов засчитывались в Чемпионат. Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о погоде на «Гран-при США 1961 года» » . Альманах старых фермеров . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Зеркало заднего вида» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
- ^ «Квалификация Гран-при США 1961 года» . www.chicanef1.com . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Гран-при США 1961 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «США 1961 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Т. Кроу (январь 1962 г.). «Гран-при США». Дорога и трек , 68-72.
- Дуг Най (1978). Гран-при США и гонки за главный приз, 1908–1977 гг. БТ Бэтсфорд. ISBN 0-7134-1263-1
- Джей Джей О'Мэлли и Билл Грин (1998). Уоткинс Глен, От Грисволда до Гордона: пятьдесят лет соревнований на родине американских шоссейных гонок .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дон Кэппс. «Зеркало заднего вида». ( Архивировано 4 мая 2009 г.) Атлас F1: Том 6, выпуск 43. Проверено 26 апреля 2009 г.