Сезон Формулы-1 1964 года.

Сезон Формулы-1 1964 года — 18-й сезон , проводимый FIA Формулы-1 автогонок . В его рамках прошли 15-й чемпионат мира среди пилотов , 7-й Международный кубок производителей Формулы-1 и восемь гонок, не относящихся к чемпионату, открытых для автомобилей Формулы-1. Чемпионат мира проводился в десяти гонках с 10 мая по 25 октября 1964 года.
Джон Сёртиз выиграл чемпионат пилотов в составе Scuderia Ferrari . [1] Это был его первый и единственный титул. Ferrari также была награждена Международным кубком производителей Формулы-1. [2] Это был их второй титул и последний до 1975 года .
Морис Трентиньян завершил карьеру в возрасте 46 лет после 15 сезонов в Формуле-1. Он был последним гонщиком, участвовавшим в первом сезоне чемпионата мира в 1950 году .
Голландский гонщик Карел Годен де Бофор разбился во время тренировки перед Гран-при Германии скончался от полученных травм и на следующий день в больнице .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1964 года .
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]
- Тревор Тейлор выступал за команду Team Lotus в 1963 году, но признал, что его уверенность была поколеблена двумя серьезными авариями в Спа-Франкоршам и Энна-Пергуза . Владелец команды Колин Чепмен предложил Тейлору взять творческий отпуск , а затем вернуться в Lotus. [3] [4] [5] Однако Тейлор подписал контракт с British Racing Partnership на 1964 год. Lotus продвинула своего Формулы-юниора гонщика Питера Арунделла в команду Формулы-1.
- Итальянский производитель автомобилей ATS вступил в сезон 1963 года с шасси собственной разработки, стремясь конкурировать с Ferrari , но, проведя год в борьбе со многими техническими трудностями, они решили уйти из спорта. [6] Их гонщик, 1961 года чемпион Фил Хилл , перешёл в Купер , где заменил Тони Мэггса . [7] [8]
- Капер Рег Парнелл Рейсинг перешел с шасси Lola на подержанные автомобили Lotus . Это ознаменовало уход Лолы из спорта до их сотрудничества с Honda в 1967 году .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]
- Lotus Пилот Питер Арунделл попал в серьёзную аварию во время гонки Формулы-2 в Реймс-Ге . Майк Спенс был вызван, чтобы заменить его на Гран-при Великобритании .
- Карел Годен де Бофор разбился во время тренировки перед Гран-при Германии . он скончался От полученных травм на следующий день в больнице . Хотя он и не был заводским водителем Porsche он ездил на Porsche 718 во всех своих гонках , с 1961 года . Его кончина ознаменовала исчезновение имени Porsche из Формулы-1 до 1983 года .
- Хонда вышла на старт в середине сезона 1964 года. Они разработали собственное шасси и двигатель, чем только Ferrari и BRM в то время занимались . Пилот Ронни Бакнум дебютировал в Формуле-1 на Honda во время Гран-при Германии 1964 года .
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 10 мая |
2 | ![]() | Автодром Парк Зандворт , Зандворт | 24 мая |
3 | ![]() | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 14 июня |
4 | ![]() | Руан-ле-Эссар , Ориваль | 28 июня |
5 | ![]() | Брэндс-Хэтч , Вест-Кингсдаун | 11 июля |
6 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 2 августа |
7 | ![]() | Авиабаза Зельтвег , Штирия | 23 августа |
8 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 6 сентября |
9 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 4 октября |
10 | ![]() | Магдалена Мишука , Мехико | 25 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Нидерландов перенесен на четыре недели раньше Гран-при Бельгии .
- 23 августа Гран-при Австрии впервые прошел в рамках чемпионата после своего дебюта как мероприятие, не относящееся к чемпионату в 1963 году .
- Гран -при Южной Африки на трассе Принс-Джордж был запланирован на 26 декабря, но был перенесен на неделю, чтобы стать открытием сезона Формулы-1 1965 года . [9]
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]После доминирующего сезона 1963 года с семью победами в десяти гонках действующий чемпион Джим Кларк все еще был в форме для первой гонки 1964 года, Гран-при Монако . Он квалифицировал свой Lotus - Climax на поул-позиции , но Джек Брэбэм (чемпион мира 1959 и 1960 годов ) отставал от него всего на 0,1 секунды на своем Brabham -Climax. 1962 года Чемпион Грэм Хилл стартовал третьим за BRM , а Джон Сертис четвертым за Ferrari . Кларк с самого начала установил стремительный темп, но проехал слишком быстро через гавани шикану и поймал несколько тюков соломы, выстроившихся вдоль трассы. Ему посчастливилось продолжить игру, не потеряв позиции. Дэн Герни стартовал пятым, но на 12-м круге обогнал Хилла и его товарища по команде Брэбэма. Позже Брэбэм сошел с дистанции, как и Сёртиз. Кларк вышел на яму, чтобы исправить ущерб, нанесенный ошибкой на первом круге, позволив Герни и Хиллу выйти вперед. Пройдя половину дистанции, Хилл вышел вперед, а Гурни сошел с дистанции из-за отказа коробки передач . Удивительно, но Кларк не смог сравниться с темпом Хилла, но это в любом случае не имело значения, поскольку в его Lotus произошла утечка масла, и он сошел с дистанции за четыре круга до финиша. Хилл взял клетчатый флаг, опередив своего товарища по команде на круг Ричи Гинтер , присуждающий BRM неожиданный финиш со счетом 1-2. Дебютант Питер Арунделл занял третье место в составе Lotus, а лидер его команды занял четвертое место и набрал ценные очки. [10]

Дэн Герни стартовал с поул-позиции на Гран-при Голландии , рядом с ним в первом ряду были чемпионы Джим Кларк и Грэм Хилл. Гурни первым затормозил перед поворотом Тарзана , оставив двоих других сражаться бок о бок. Это Кларк просто потянулся вперед и никогда не оглядывался назад. Гурни сошел с дистанции на 22-м круге, прежде чем в BRM Хилла случилась осечка . Таким образом, порядок почти автоматически стал Кларк, Сёртиз, Арунделл, и так сохранялось до финиша. [11]
На Гран-при Бельгии Герни снова оказался на поуле, опередив Хилла и Брэбэма. Во втором ряду стояли Арунделл, Сёртиз и Кларк. На старте первым дошел до Eau Rouge Арунделл , но после того, как первый был завершен, в тройку лидеров вошли Гурни, Сёртиз и Кларк. Сёртиз ненадолго выдвинулся вперед, прежде чем у него отказал двигатель Ferrari, что привело к второму сходу с дистанции в трех гонках. Кларк теперь мог бросить вызов Гурни, но ему пришлось больше сосредоточиться на том, чтобы удержать Хилла позади. Они пару раз поменялись местами, позволив Брюсу Макларену присоединиться к ним на его Cooper . Гурни несколько раз побивал рекорд круга, увеличивая отрыв до 40 секунд, но, сам того не зная, у него заканчивалось топливо. Он настолько замедлился, что Хилл обогнал его еще до того, как он доехал до боксов. Но затем на последнем круге Хилл остановился из-за отказа топливного насоса , и машина Макларена начала сильно брызгать. Его двигатель заглох, осталось проехать меньше километра , но трасса пошла под уклон, поэтому машина катилась к финишу внизу, когда Кларк пронесся мимо и едва одержал победу. McLaren был вторым, Джек Брэбэм – третьим. У Кларка закончилось топливо во время круга для заминки, поэтому его вернули в боксы, сидя на крышке двигателя машины своего товарища по команде. [12]
На Гран-при Франции не было неожиданных имен в первом и втором рядах, хотя из-за большого количества сходов с дистанции самые быстрые гонщики не обязательно оказывались на вершине предварительной таблицы. Кларк вывел свой Lotus на поул-позицию, опередив Гёрни и Сертиса. Кларк и Герни быстро опередили остальных, а Сёртиз снова сошел с дистанции. Кларк установил новый рекорд круга и отъехал от Гурни, пока у его двигателя не потерялся цилиндр . Он сделал пит-стоп, снова был удален, но потом окончательно ушел в отставку. Гурни одержал безоговорочную победу, в то время как Хилл и Брэбэм боролись за второе место, все время теря шины и подбрасывая грязь. Хилл занял второе место, Брэбэм – третье. [13]
В чемпионате пилотов Джим Кларк ( Lotus ) набрал 21 очко, опередив Грэма Хилла ( BRM ) с 20 очками, а также Ричи Гинтера (BRM) и Питера Арунделла (Lotus) с 11 очками. В чемпионате производителей Lotus лидирует с 25 очками, опередив BRM (21) и Brabham (14).
Раунды с 5 по 7
[ редактировать ]Гран -при Великобритании прошел в Брэндс-Хэтче впервые и получил почетное звание Гран-при Европы . Лидер чемпионата Джим Кларк квалифицировал свой Lotus - Climax на поул-позиции , опередив главного соперника Грэма Хилла ( BRM ) и Дэна Герни ( Brabham ). Гурни на старте поднялся на второе место, но на третьем круге ему пришлось выйти на пит-стоп из- за проблем с электрикой. Хилл оказывал давление на Кларка на протяжении всей гонки, но пилот Lotus удержал победу. Джон Сертис финишировал третьим на своем Ferrari . [14]
Во время тренировки перед Гран-при Германии голландский гонщик Карел Годен де Бофорт разбил свой знаменитый оранжевый Porsche 718 . Его срочно доставили в больницу , но через два дня он скончался. Honda дебютировала, но их шасси и двигатель были омрачены проблемами с надежностью. Организаторы увидели пиар-ценность новой команды и запланировали дополнительную тренировку, чтобы гонщик Ронни Бакнум смог проехать минимум 5 кругов, необходимых для квалификации на гонку. Это дало местному герою Герхарду Миттеру шанс сделать то же самое. Сёртиз квалифицировался с поулом, опередив Кларка и Герни, но его товарищ по команде Лоренцо Бандини на старте лидировал . Сёртиз и Кларк обошли их на втором круге, прежде чем Гурни начал бросать вызов паре и вырвал лидерство. Ferrari и Brabham пару раз менялись местами, при этом все еще двигаясь быстрее, чем Кларк и Хилл, идущие за ними, пока Гурни, что почти неудивительно на этом этапе, не столкнулся с техническими проблемами. Его двигатель перегревался. На 7-м круге Кларк сошел с дистанции, оставив Сёртису победу, опередив Хилла и Бандини. [15]

На первом Гран-при Австрии Хилл забил свою первую поул-позицию, хотя на тот момент он был лидером чемпионата. Сёртиз и Кларк стартовали с ним в первом ряду. Хилл и Кларк промахнулись на старте, что позволило Герни, стартовавшему четвертым, выйти в лидеры. Сёртиз обогнал его на 2-м круге, но на 8-м круге его задняя подвеска резко вышла из строя. Он стал одной из многих жертв неровной поверхности аэродрома : Хилл уже на 5-м круге, Лотосы Кларка и Спенса на 40-м круге, а затем Гурни сошел с дистанции. от лидерства на 47-м круге. Лоренцо Бандини из Ferrari вышел вперед, опередив Ричи Гинтера (BRM) и Джо Боннье (Brabham). Двигатель последнего также отказал ближе к финишу, швед все же набрал очко в конце, но позволил своему коллеге -каперу Бобу Андерсону занять третье место. [16]
Чемпионат водителей, похоже, превратился в бой один на один между чемпионами 1962 и 1963 годов : Грэмом Хиллом ( BRM , 32 очка) против Джима Кларка ( Lotus , 30 очков). Джон Сёртиз ( «Феррари» ) был третьим с 19 очками. BRM теперь также возглавила чемпионат производителей с 36 очками, опередив Lotus (34) и Ferrari (28).
Раунды с 8 по 10
[ редактировать ]На Гран-при Италии Джон Сёртиз ( Ferrari ) квалифицировался с поул-позицией , опередив Дэна Герни ( Brabham ) и Грэма Хилла ( BRM ). Джим Кларк ( Lotus ) стартовал четвертым, и ему повезло на старте, потому что сцепление Хилла не кусало. Удивительно, но именно Брюс Макларен ( Купер ) превратил свою пятую стартовую позицию в лидерство гонки. Затем началось традиционное скольжение : Гурни и Сёртиз обогнали McLaren на полпути первого круга, Сёртиз лидировал на втором круге, прежде чем Гурни снова оказался впереди на пятом круге. На 27 круге Кларк присоединился к вышедшему на пенсию Хиллу с сломался поршень на Climax , а на 68-м круге двигатель Гурни начал давать сбои . Он замедлил свой Brabham, не набрав ни одного очка в шестой раз в этом сезоне, несмотря на свой высокий темп. Это позволило Сёртизу одержать комфортную победу над McLaren, который довольно рано согласился на звание «лучшего среди остальных». Товарищ Сёртиса по команде Лоренцо Бандини занял третье место после того, как длительная битва дала ему преимущество всего в половину длины машины над Ричи Гинтером. . [17]
Победа Сертиса в Италии в сочетании с уходом Хилла и Кларка внезапно позволила ему участвовать в борьбе за титул пилотов и вывела Ferrari на первое место в турнирной таблице производителей. Сезон традиционно завершился за пределами Европы, и Уоткинс-Глен принимал Гран-при США в четвертый раз . Кларк стартовал с поула, опередив Сёртиса и Герни. Автомобили Ferrari были окрашены не в традиционный красный цвет , а в белый и синий , национальные цвета Соединенных Штатов . Это было сделано в знак протеста против споров между Энцо Феррари и Автомобильным клубом Италии относительно омологации нового гоночного автомобиля Ferrari со средним расположением двигателя в Ле-Мане . [18] Автомобили Ferrari были заявлены американским капером North American Racing Team . На старте Кларк проиграл Сертису и товарищу по команде Lotus Майку Спенсу , поднявшись со своего шестого места в таблице. Хилл стартовал четвертым, но на пятом круге обогнал Спенса и Кларка, прежде чем Кларк внезапно нашел свой ритм и обогнал всех впереди и вышел вперед. Казалось, что британец убежит с победой, но у двигателя Climax начались проблемы с подачей топлива. Босс команды Колин Чепмен вызвал Спенса в боксы, чтобы сменить машину. (Кларк не набрал бы очков на машине своего товарища по команде, но, по правилам того времени, мог, по крайней мере, попытаться отодвинуть своих соперников на место ниже в списке.) Однако у этой машины также были механические неисправности. Хилл вырвал лидерство и остался там, финишировав на полминуты впереди Сёртиса и на круг впереди Джо Зифферта на частном Brabham. [19]
Это был третий раз в истории Формулы-1, когда чемпионство определялось в финальной гонке, и впервые не менее трех гонщиков и трех производителей имели шанс выиграть соответствующие титулы. Для Хилла (39 очков) и Сертиса (34), а также для их команд Ferrari (43) и BRM (42) победы в гонке было бы достаточно, независимо от результатов других. Кларк (30) и его команда Lotus (36) должны были побеждать и в то же время надеяться, что его соперники финишируют достаточно низко. По крайней мере, он стартовал хорошо, с поул-позиции, опередив Герни и Бандини. Сёртиз и Хилл стартовали четвертым и шестым соответственно, и оба медленно уходили с линии. После первой трети гонки Кларк уверенно лидировал над Герни, который, в свою очередь, более чем на 10 секунд опережал Хилла, Бандини и Сёртиса. Хилл и Бандини были заняты борьбой друг с другом и даже заблокировали колеса. Оба развернулись, пропустив Сёртиса и вынудив Хилла попасть в яму. За восемь кругов до конца все ожидали, что Кларк выиграет, пока гонка не изменилась, как это было в прошлом году. Бельгия . Но хотя Кларку была подарена неожиданная победа в Спа , на этот раз именно он начал терять жидкость, и ему пришлось сразу сбавить скорость. Герни вышел вперед и одержал свою вторую победу в году. Бандини немедленно пропустил Сёртиса, и пара помчалась к линии. Если бы Кларк финишировал впереди Сёртиса, то Хилл стал бы чемпионом, но Феррари могли расслабиться, когда увидели, что Lotus остановился на последнем круге, подарив Сёртизу его первый чемпионат мира в Формуле-1. [20]
В чемпионате пилотов Джон Сёртиз ( Scuderia Ferrari , 40 очков) получил трофей 1964 года, опередив Грэма Хилла ( BRM , 39) и Джима Кларка ( Lotus , 32). В чемпионате производителей Ferrari набрала 45 очков, чего достаточно для второго титула, опередив BRM (42) и Lotus (37).
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Только шесть лучших результатов засчитывались в чемпионство.
Международный кубок производителей Формулы-1 засчитывал очки только гонщику с лучшим результатом в каждой гонке. Кроме того, как и в чемпионате пилотов, в кубок засчитывались только шесть лучших результатов.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [21] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]
Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 10 | 2 | Верно | 9 | (3) | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 45 (49) |
2 | ![]() | 1 | (4) | (4) | 2 | 2 | 2 | 2 | (4) | 1 | 8 | 42 (51) |
3 | ![]() | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 8 | Верно | (6) | (5) | 4 | 37 (40) |
4 | ![]() | 7 | 6 | 3 | 1 | 4 | 10 | 3 | 10 | Верно | 1 | 30 |
5 | ![]() | 5 | 7 | 2 | 6 | 6 | Верно | Верно | 2 | Верно | 7 | 16 |
6 | ![]() | 9 | Верно | 11 | 4 | Верно | 7 | 3 | 13 | 7 | ||
7 | ![]() | Верно | 7 | Верно | 10 | 5 | 5 | 6 | 12 | 5 | ||
8 | ![]() | 6 | 5 | Верно | 8 | Верно | 11 | 8 | 13 | 8 | Верно | 3 |
— | ![]() | 13 | Верно | Верно | 0 | |||||||
— | ![]() | 14 | 0 | |||||||||
— | ![]() | ВД | Верно | DNQ | 0 | |||||||
— | ![]() | Верно | DNS | 0 | ||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||
Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. |
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]Восемь других гонок, которые не засчитывались в чемпионат мира среди пилотов и международный кубок производителей Формулы-1, были проведены для автомобилей Формулы-1 в течение сезона.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Снеттертон | 14 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Гудвуд | 30 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сиракузы | 12 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Эйнтри | 18 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сильверстоун | 2 мая | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Одиночество | 19 июля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Пергуза | 16 августа | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Кьялами | 12 декабря | ![]() | ![]() | Отчет |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1964 года» . Formula1.com . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1964 года» . Formula1.com . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Некролог Тревора Тейлора» . theguardian.com . 1 ноября 2011 года . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «Тревор Тейлор» . «Автоспорт» Архив журнала . Декабрь 2010. с. 28 . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «Тревор Тейлор вспоминает» . «Автоспорт» Архив журнала . Апрель 1981 г. с. 36 . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Макдонаф, Эд (ноябрь 2008 г.). «Дорога в никуда - бывший Фил Хилл 1963 ATS F1». Винтажный гоночный автомобиль . 11 (11): 38–48.
- ^ Стро, Эдд (5 июня 2009 г.). «Тони Мэггс, 1937–2009» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 5 июня 2009 г.
- ^ Биоданные
- ^ Хейхо, Дэвид (18 июня 2019 г.), Формула 1: Знания (2-е изд.), Veloce Publishing Ltd., стр. 35, ISBN 9781787112377
- ^ Денис Дженкинсон (10 мая 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1964 года: Lotus терпит неудачу там, где побеждает Хилл» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (24 мая 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии 1964 года: еще один мастер-класс Кларка» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (14 июня 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Бельгии 1964 года: Кларк бросает вызов шансам в Спа» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (28 июня 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1964 года: Отчаявшийся Дэн устроил бунт в Руане» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (11 июля 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1964 года — тяжелые времена для Кларка» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (2 августа 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии 1964 года: Сёртиз правит всеми на ринге» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Отчет о гонке Гран-при Австрии 1964 года: Бандини борется за победу» . Журнал автоспорта . 23 августа 1964 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (6 сентября 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Италии 1964 года: герои Скудерии побеждают на родной земле» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Помнишь… когда Феррари мчалась в синем цвете» . Формула 1 — Официальный сайт Формулы 1 . 28 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 г. Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Майкл Ти (4 октября 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1964 года: Хилл извлекает выгоду из бедствия Кларка» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Майкл Ти (25 октября 1964 г.). «Отчет о гонке Гран-при Мексики 1964 года: чемпион Сёртиса в разгар драмы» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .