Брэбэм БТ3
![]() | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Развитие автоспорта | ||||||||
Дизайнер(ы) | Рон Торанак | ||||||||
Преемник | Брэбэм BT7 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |||||||||
Шасси | Стальная рама | ||||||||
Двигатель | Coventry Climax FWMV , 1494 куб.см (91,2 куб.дюйма), 90° V8 , безнаддувный , среднемоторный , продольно установленный | ||||||||
Передача инфекции | Фрэнсис - Colotti Type-34, 6-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||
Масса | 1105 фунтов (501,2 кг) | ||||||||
Шины | Данлоп | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Брэбэмская гоночная организация | ||||||||
Известные драйверы | ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Германии 1962 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 | ||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Brabham BT3 — Формулы-1 гоночный автомобиль . Это был первый проект Формулы-1, созданный компанией Motor Racing Developments для Brabham Racing Organization , и он дебютировал на Гран-при Германии 1962 года . Brabham BT3 был автомобилем, на котором владелец команды – тогда двукратный чемпион мира – Джек Брэбэм стал первым гонщиком, когда-либо набравшим очки чемпионата мира на автомобиле, носящем его собственное имя, на Гран-при США 1962 года . [ 1 ] В следующем году Брэбэм также стал первым гонщиком, когда-либо выигравшим гонку Формулы-1 за рулем одноименного автомобиля, снова управляя BT3, на Гран-при Солитьюда 1963 года . [ 1 ] Конструкция BT3 была изменена лишь незначительно, чтобы сформировать серии Tasman со спецификацией автомобили Brabham BT4 .
Дизайн
[ редактировать ]Дизайн BT3 основан на двух предыдущих автомобилях Formula Junior компании Motor Racing Developments . Хотя с монококовым шасси Lotus 25 был представлен командой Lotus ранее в сезоне 1962 года, дизайнер Рон Торанак допустил ошибку в конструкции BT3 с точки зрения прочности и безопасности и придерживался установившейся практики Формулы-1 почти во всех технических характеристиках. [ 4 ] Торанак построил автомобиль на основе исключительно жесткой, [ 4 ] рамой из стальных труб Шасси с пространственной , которое, по его мнению, было бы легче ремонтировать, чем монокок, и которое было ближе к тому, что MRD продавала клиентам в то время. [ 1 ] Также контрастом с практикой Lotus были внутренние размеры BT3, которые обеспечивали пилоту сравнительно комфортную и просторную среду вождения. [ 1 ] с трубами масляного и водяного охлаждения, выходящими за пределы кабины, чтобы поддерживать тепло на терпимом уровне. [ 5 ] Шасси было облачено в корпус из стекловолокна , окрашенный в ярко-бирюзовый оттенок с металлической золотой полосой, идущей по центру.
Размер моторного отсека позади водителя был рассчитан на Coventry Climax объемом 1494 куб.см (91,2 куб.дюйма) от двигатель FWMV V8 , представленный в прошлом году. Части шасси были съемными, чтобы двигатель мог поместиться в узкое шасси. [ 5 ] В спецификации 1962 года этот двигатель развивал около 157 л.с. (117 кВт), а в версии 1963 года мощность увеличилась примерно до 190 л.с. (142 кВт). [ 1 ] Трансмиссия осуществлялась через Альфом Фрэнсисом шестиступенчатую коробку передач, разработанную Колотти , которая, хотя и была технически продвинутой, стала ахиллесовой пятой BT3, поскольку оказалась несколько хрупкой. [ 4 ] Расположение колес осуществлялось за счет полностью независимой подвески на двойных поперечных рычагах по всем четырем углам с меньшими, чем обычно, 13-дюймовыми колесами. диаметром 9 дюймов (23 см) Первоначально торможение осуществлялось дисковыми тормозами на каждом колесе, но этого оказалось недостаточно, и после второй гонки автомобиля они были увеличены до 10,5 дюймов (27 см) спереди. Для этого также потребовались 15-дюймовые передние колеса, что негативно сказалось на управляемости. [ 6 ]
Была произведена только одна спецификация Формулы-1, шасси BT3 с двигателем FWMV и номер F1-1-62, хотя его конструкция была образцом, использованным для межконтинентальной формулы и серии Tasman автомобилей Brabham BT4 , оснащенных рядными двигателями Climax FPF объемом 2,5 и 2,7 литра. четыре двигателя . Между конструкциями BT3 и BT4 были внесены лишь незначительные модификации моторного отсека для установки двигателей FPF, топливных баков меньшего размера и перехода на обычные колеса диаметром 15 дюймов (38 см). BT4 завоевал большую популярность в качестве покупательского автомобиля в Австралии и Новой Зеландии: его экземпляры были проданы Scuderia Veloce и Bib Stillwell в сезоне 1963 года. Лекс Дэвисон также позже приобрел бывший завод BT4.
BT3 использовался в качестве прототипа мула для разработки его преемника Формулы-1, Brabham BT7 , а модификации, внесенные перед сезоном 1963 года, включали занижение шасси, снижение веса на 55 фунтов (25 кг) и переключение режима окраска в цвета, которые станут гоночными цветами Brabham до конца десятилетия: темно-зеленый и золотой. [ 1 ] В конце сезона 1963 года BT3 был продан Брайтона каперу из Яну Рэби , и он переоборудовал машину двигателем BRM V8 вместо агрегата Climax. В свою очередь, когда Рэби продал BT3 Дэвиду Хепворту в 1965 году, двигатель BRM был заменен на Chevrolet V8 объемом 4,7 л (287 куб. Дюймов), и автомобиль участвовал в классе Formula Libre и на соревнованиях по восхождению на холм в 1966 году. Уникальный Brabham BT3 все еще существует. Позже он был восстановлен до своих первоначальных характеристик Формулы-1 1962 года, дополненный правильной бирюзово-золотой окраской, и в течение многих лет находился в музейной коллекции выставки Гран-при Донингтона .
История гонок
[ редактировать ]1962
[ редактировать ]До появления BT3 команда Brabham использовала автомобиль Lotus 24 в первых гонках сезона Формулы-1 1962 года . Брэбэм и Торанак надеялись подготовить Brabham BT3 к Гран-при Великобритании 1962 года , но в 3 часа ночи перед гонкой было обнаружено, что они были оснащены неправильной выхлопной системой. [ 7 ] Через неделю автомобиль был закончен и прошел краткие испытания на трассах Goodwood Circuit и Brands Hatch . Затем его отправили на Нюрбургринг для участия в его первом соревновании: Гран-при Германии 1962 года . Однако первое появление BT3 в гонке не увенчалось успехом. После отказа двигателя на практике Brabham смог квалифицироваться только на 24-м месте, используя второсортный запасной двигатель, собранный из утилизированных компонентов. [ 1 ] После второй замены двигателя за одну ночь (правильно собранный и протестированный агрегат был поспешно доставлен непосредственно от производителей) BT3 хорошо проехал первые несколько кругов гонки. В результате срочных ночных механических работ новая машина осталась с импровизированной дроссельной заслонкой, и после девяти кругов она [ 4 ] из 15 запланированных гонок у Джека Брэбэма были проблемы с давлением, достаточным для того, чтобы держать дроссельную заслонку открытой. Не имея должного контроля над машиной, Брэбэм сошел с дистанции.
Хотя Брэбэм вернулся к временному Lotus команды и выиграл Гран-при Дании , не относящийся к чемпионату , три недели спустя, к моменту Международного золотого кубка Оултон-Парк, который состоялся через несколько дней после него, он снова был за рулем новой машины. Стартовав пятым на стартовой решетке, Брэбэм поднялся на третье место к последнему флажку, несмотря на то, что ему пришлось быстро ухаживать за изношенными тормозными колодками. [ 1 ] – занять свою первую позицию на подиуме на автомобиле, носящем его имя. Затем в том же месяце он пропустил высокоскоростной Гран-при Италии в Монце из-за разногласий с промоутером гонки по поводу стартовых денег. [ 2 ] прежде чем вернуть BT3 в чемпионат и занять четвертое место в последних двух этапах сезона, Гран-при США и Южной Африки новой марки 1962 года , набрав первые очки чемпионата конструкторов и первые в истории очки чемпионата для гонщика в автомобиль, носящий его собственное имя. [ 1 ] Между этими двумя гонками Брэбэм занял второе место в первом Гран-при Мексики , став единственным человеком, финишировавшим на одном круге с будущими совместными победителями Джимом Кларком и Тревором Тейлором на их Lotus 25 .
1963
[ редактировать ]
После серии отказов двигателей на своих заводских машинах команда Brabham начала сезон Формулы-1 1963 года на Lotus 25, позаимствованном у Team Lotus вместе с единой работающей конструкцией MRD, когда команда расширилась до двух автомобилей с добавлением американских автомобилей. водитель Дэн Герни . В сезоне чемпионата 1963 года BT3 был заменен новыми Brabham BT7, хотя сам Брэбэм использовал BT3 на чемпионатах Бельгии и Гран-при Италии в том же году, когда шасси BT7 не было доступно. Брэбэм более регулярно использовал BT3 в соревнованиях, не связанных с чемпионатом, выиграв Гран-при Солитьюда 1963 года и Гран-при Австрии 1963 года ; первые победы в гонках на автомобилях его одноименной команды и снова первые в истории гонщика и автомобиля с таким же именем. [ 1 ] , занявшего второе место, В последнем случае Брэбэм и BT3 финишировали на целых пять кругов впереди Тони Сеттембера на его Scirocco -BRM, доказав силу и надежность Brabham, поскольку различные претенденты Lotus и Cooper уступили Zeltweg Airfield неровной поверхности трассы . Между этими двумя победами Брэбэм одолжил BT3 своему молодому механику и гонщику Формулы-Юниор , а также будущему чемпиону мира Формулы-1 Денни Халму , который поднял его на четвертое место в Канонлоппете 1963 года в Швеции.
Пост-Брэбэмские гонки
[ редактировать ]Ян Рэби продолжал участвовать в гонках BT3, теперь уже с двигателем BRM, в 1964 и сезонах Формулы-1 1965 годов , хотя и не набрал ни одного чемпионского очка. Он предварительно участвовал в Гран-при Италии 1965 года , но после того, как ему не удалось пройти квалификацию на предыдущий Гран-при Германии 1965 года , Раби продал BT3. [ 8 ] будущему британскому чемпиону по восхождению на холмы Дэвиду Хепворту. Хепворт использовал шасси BT3, теперь оснащенное гораздо более мощным двигателем Chevrolet, для ряда соревнований по восхождению на холм в 1966 году. [ 9 ]
Результаты чемпионата мира
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Водитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1962 | Брэбэмская гоночная организация | Кульминация FWMV V8 | Д | ВНИЗ | МОЙ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень | ЮАР | 6 | 7-е место | ||
Джек Брэбэм | Верно | 4 | 4 | |||||||||||||
1963 | Брэбэмская гоночная организация | Кульминация FWMV V8 | Д | МОЙ | БЕЛ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень | МЕКСИКА | ЮАР | 30 † | 3-й † | |
Джек Брэбэм | Верно | 5 | ||||||||||||||
1964 | Ян Рэби Расинг | БРМ П56 В8 | Д | МОЙ | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | олень | МЕКСИКА | 7 ‡ | 6-е место ‡ | |
Ian Raby | Верно | DNQ | ||||||||||||||
1965 | Ян Рэби Расинг | БРМ П56 В8 | Д | ЮАР | МОЙ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ВНИЗ | ДАВАТЬ | ОНА | олень | МЕКСИКА | 5 ‡ | 7-е место ‡ | |
Крис Амон | DNS | |||||||||||||||
Ian Raby | 11 | DNQ | ДНК |
† Включает 28 очков, набранных автомобилями Brabham-Climax BT7 .
‡ Все очки набрали автомобили Brabham-BRM BT11 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Брэбэм, Джек ; Най, Дуг (2004). История Джека Брэбэма . Сент-Пол, Миннесота: MotorBooks International. п. 256. ИСБН 0-7603-1590-6 .
- ^ Jump up to: а б Уайтлок, Марк (2006). 1½-литровый двигатель Гран-при 1961–1965: малая мощность, высокие технологии . Veloce Publishing Inc. с. 336. ИСБН 1-84584-016-Х .
- ^ Брэбэм BT3 @StatsF1
- ^ Jump up to: а б с д «Брэбэм БТ7 1963 года» . Ultimatecarpage.com . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Блансден, Джон (октябрь 1962 г.). «Брэбэм Формула 1». Иллюстрированный автоспорт (на шведском языке). нет. 10. Лерум, Швеция. п. 24.
- ^ Блюнсден (октябрь 1962 г.) , с. 25
- ^ Блансден, Джон (сентябрь 1962 г.). «Гран-при Великобритании – в Эйнтри скучно!» [Гран-при Великобритании: в Эйнтри скучно!]. Иллюстрированный автоспорт (на шведском языке). нет. 9. Лерум, Швеция. стр. 32–33.
- ^ «XXXVI Гран-Премио Италии» . Информация о GEL Motorsport – Архив Формулы-1 . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ «История гонок Brabham BT3» . OldRacingCars.com . Архивировано из оригинала 15 марта 2013 года . Проверено 2 мая 2011 г.
- Результаты гонок взяты с сайта ChicaneF1.com и из архива GEL Motorsport Formula One .