Брэбэм BT43
![]() Фотография автомобиля Brabham BT43 F5000, сделанная Бобом Пэтоном во время его дебюта в 1973 году, показанная возле Motor Racing Developments Weylock Works, Нью-Хоу, Суррей, Великобритания. | |
Категория | Формула 5000 |
---|---|
Конструктор | Развитие автоспорта |
Дизайнер(ы) | Джефф Феррис |
Технические характеристики [ 1 ] | |
Шасси | Алюминиевый монокок с диффузной фурнитурой из стали и алюминия. Ненесущий двигатель в сборе между монококом и трансмиссией. |
Подвеска (передняя) | Независимая, верхний асимметричный поперечный рычаг, верхний средний трубчатый стабилизатор поперечной устойчивости, средняя реечная рулевая рейка, нижний симметричный поперечный рычаг, наклонные винтовые пружины/амортизаторы, подвесные вентилируемые дисковые тормоза, колеса 13 x 10 |
Подвеска (задняя) | Независимый, высоко установленный трубчатый стабилизатор поперечной устойчивости, верхние и нижние продольные рычаги с одинарной верхней тягой и перевернутыми нижними А-образными рычагами, наклонные винтовые пружины/амортизаторы, внутренние вентилируемые дисковые тормоза, колеса 13 x 17 |
Осевая колея | Передняя часть: 56,0 дюймов (1420 мм) Сзади: 60,0 дюймов (1520 мм) |
Колесная база | 99,5 дюймов (2530 мм) |
Двигатель | Среднемоторный , продольно расположенный , 4940 куб.см (301,5 куб.дюйма), Chevrolet , 90° V8 , NA |
Передача инфекции | Hewland DG300 с реверсивной коробкой передач 5-ступенчатая механическая коробка передач LG Cam and Pawl или дифференциал типа Солсбери |
Масса | 612 кг (1349 фунтов) |
Топливо | 25 галлонов |
Шины | Гудиер, Файерстоун или Данлоп |
История соревнований | |
Известные участники | Адлардс Краун Рейсинг Имена Чак Джонс Шеллспорт Роудстар Новый Южный Уэльс Моторные аукционы Томпсонов Девять широкого мира спорта |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Дебют | 1974 |
Brabham BT43 был единственным гоночным автомобилем Формулы 5000, построенным компанией Motor Racing Developments (MRD). [ 2 ] Инициированный Роном Торанаком , спроектированный Джеффом Феррисом и построенный командой, в которую входили Ник Гузи (монокок) и Боб Пэтон (строительный), это был один из последних автомобилей, произведенных MRD до того, как MRD был закрыт тогдашним новым владельцем Brabham Берни Экклстоуном. . [ 3 ] Основанный на Формуле 2 Brabham BT40 (который также был разработан Джеффом Феррисом), BT43 имел модифицированный монокок с треугольным поперечным сечением, впервые использованный в автомобиле Brabham BT42 Formula One , разработанном Гордоном Мюрреем . Эта характерная форма пирамиды не только сохраняла низкую аэродинамическую «точку застоя», но и аккуратно позволяла использовать «сдавливаемую конструкцию», как того требовали правила 1973 года, которые предписывали, чтобы все топливные баки были защищены деформируемыми конструкциями. [ 4 ] Двигатель и коробка передач представляли собой на тот момент де-факто двигателя стандартную комбинацию Chevrolet объемом 302 кубических дюйма с ненагруженной опорой и коробки передач Hewland DG300 . Установка их в относительно небольшой автомобиль Формулы-2 представляла собой некоторые проблемы при проектировании. [ 3 ] Компоненты передней подвески представляли собой BT40 , а компоненты задней подвески представляли собой комбинацию Formula One и BT40 . [ 3 ]
Выпущен в октябре 1973 года и сфотографирован известным автомобильным фотографом Дэвидом Фиппсом ; [ 5 ] Первоначально BT43 тестировался в Сильверстоуне Джоном Ватсоном . [ 6 ] [ 3 ] Это первоначальное тестирование выявило явное отсутствие прижимной силы в передней части автомобиля. [ 3 ]
История гонок
[ редактировать ]1974
[ редактировать ]Из-за ряда факторов (не последним из которых было закрытие подразделения Brabham со стороны MRD ) BT43 дебютировал только 30 июня 1974 года, на 10-м этапе чемпионата Rothmans F5000 1974 года в Монце . Мартин Бирран . [ 7 ] Заняв 15-е место в квалификации из 19, Бирран не смог завершить снятие машины с дистанции на 16-м круге. Бирран управлял машиной еще дважды: в 11-м раунде в Мэллори-парке 14 июля 1974 года, где он не прошел квалификацию; [ 8 ] и 13-й раунд в Тракстоне 18 августа 1974 года, заняв 15-е место в квалификации из 19, но снова не смог завершить вывод машины из эксплуатации. [ 9 ] Это должно было быть последнее появление Биррейна в машине, поскольку на следующем этапе (14-м раунде) на трассе Брэндс-Хэтч 26 августа 1974 года американец Бретт Лангер . машину вел [ 10 ] Квалифицировавшись впечатляющим 7-м местом из 21 на коротком замыкании Брэндс-Хэтча, Лангер, к сожалению, попал в аварию на 28-м круге из запланированных 60 кругов и сбил машину. BT43 больше не появлялся в 1974 году до последнего раунда (18-го раунда) чемпионата 1974 года, снова в Брэндс-Хэтче, но на этот раз на трассе Гран-при с Крисом Крафтом в кабине. [ 11 ] Заняв 13-е место в квалификации из 25, Craft, наконец, зафиксировал результат для BT43, финишировав 7-м, проехав 34 круга на один круг ниже победителя финального раунда австралийца Верна Шуппана за рулем Chevron B24/28 за команду VDS . Двойные очки в этом финальном раунде помогли увеличить личный счет Крафта в серии до 67, и он занял девятое место с соотечественником Брайаном Редманом .
1975
[ редактировать ]В первом раунде чемпионата Rothmans F5000 1975 года в Брэндс-Хэтче 15 марта 1975 года на трассе Гран-при Бретт Лангер вернулся к вождению BT43. [ 12 ] К сожалению, занявший 15-е место в квалификации из 21 Лангера попал в аварию на разминочном круге и не смог стартовать в гонке. Автомобиль не появлялся снова до 4-го раунда в Сильверстоуне 12 апреля 1975 года, снова в руках Лангера, но на этот раз с новым носом, взятым у BT42. [ 13 ] (Возможно, это одна из причин того, что BT43 ошибочно описывается в некоторых публикациях как модифицированный автомобиль Формулы-1, а не как специально построенный и уникальный F5000 ). [ 14 ] Пройдя квалификацию 10-м из 21, Лангер снова не смог завершить сход на 12-м круге из запланированных 25 кругов. Автомобиль больше не появлялся в чемпионате Rothmans F5000 1975 года .
После покупки Чаком Джонсом в США следующее появление BT43 в 1975 году должно было состояться на Гран-при Калифорнии , который проходил в 9-м этапе чемпионата США F5000 1975 года в Риверсайде 26 октября 1975 года. [ 15 ] С Джонсом в качестве участника BT43 должен был управлять Дик Парсонс . Однако машина не прибыла, поскольку Парсонс разбил ее во время испытаний. Сведения о том, что произошло с автомобилем после этого, кто и где его ремонтировал, отсутствуют.
1976
[ редактировать ]В конце 1976 года австралийский автогонщик Кевин Бартлетт узнал об автомобиле, находясь в США, и протестировал его в Уиллоу-Спрингс . [ 14 ] Впечатленный этим, он начал переговоры о его приобретении с намерением использовать его в Международной серии Rothmans 1977 года в Австралии. Однако к сериалу 1977 года соглашение достичь не удалось.
1977
[ редактировать ]В следующий раз отремонтированный автомобиль (с новым носом) появился не в гонках, а в кино, поскольку он использовался при съемках фильма « Бетси » в 1977 году. [ 16 ] Это был гоночный автомобиль с открытыми колесами, изображавший гонщика по имени Анджело Перино, которого сыграл молодой Томми Ли Джонс .
1978
[ редактировать ]После завершения переговоров между Джонсом и Бартлеттом, BT43 прибыл в Австралию в начале января 1978 года для участия в Международной серии Rothmans 1978 года . В серии доминировал австралийский гонщик Уорвик Браун за рулем Team VDS Lola T332C, одержав четыре победы из четырех стартов; Бартлетт на BT43 не смог финишировать по очкам, и его результаты были последовательными: выбыл из игры, [ 17 ] 8-й, [ 18 ] [ 19 ] 15-е, [ 20 ] и пенсионер. [ 20 ]
Первый этап чемпионата Австралии среди водителей 1978 года в Оран-парке 30 июля 1978 года оказался для Бартлетта более успешным: он занял второе место после McLaren M23 - Leyland Джона МакКормака . [ 20 ] Это оказалось самым высоким результатом, достигнутым BT43 за всю его карьеру. Далёкое 5-е место на Гран-при Австралии 1978 года в Сэндауне 10 сентября 1978 года. [ 21 ] который сформировал второй раунд чемпионата Австралии среди водителей 1978 года , сохранил Бартлетту возможность завоевать титул. Третий и последний раунд серии проводился в два заезда в Колдере 15 октября 1978 года. [ 20 ] Однако отсутствие очков в финальном раунде означало, что Бартлетт завершил серию на далеком третьем месте с 8 очками, отстав от победителя Грэма Макрея на его McRae GM3 , занявшего второе место с 20 очками и Джона МакКормака на своем McLaren M23 - Leyland с 12 очками.
1979
[ редактировать ]Для участия в международной серии Rothmans International Series 1979 года BT43 был передан Колину Бонду для управления, а Бартлетт вернулся к своей Lola T400 . Бонд набрал два очка, заняв 9-е место во втором раунде Adelaide International Raceway 11 февраля 1979 года. [ 20 ] и четвертое место в четвертом и последнем раунде в парке Оран 25 февраля 1979 года. [ 22 ] Поскольку за последний раунд были начислены дополнительные очки по сравнению с первыми тремя раундами, количество очков Бонда увеличилось до 14, что означало, что он закончил серию на относительно лестном шестом месте. Бартлетт для сравнения финишировал скромным пятнадцатым с 7 очками.
Поскольку первый этап чемпионата Австралии среди водителей 1979 года одновременно являлся Гран-при Австралии 1979 года, проходившим в парке Ваннеру 11 марта 1979 года – всего через две недели после финального этапа Международной серии Ротманс 1979 года – ни Бартлетт, ни Бонд не смогли пересечь границу. континента, чтобы побороться за Гран-при.
Когда BT43 в следующий раз появился на втором этапе чемпионата Австралии среди водителей 1979 года в Оран-парке 29 июля 1979 года, были очевидны два фактора. [ 23 ] Первым были кардинальные модификации автомобиля, главным образом для того, чтобы исправить хроническую нехватку прижимной силы передней части, проявляющуюся после первоначальных испытаний, и, по словам Бартлетта, «нездоровый переход к впечатляющей избыточной поворачиваемости»; а вторым было спонсирование гоночной деятельности Бартлетта телекомпанией Керри Пакера Nine Television Network . Модификации включали: новый нос (аналогично Lola T400 ); снятие носовых радиаторов и замена двумя новыми радиаторами, установленными на конце каждой верхней стороны пирамидального монокока; и изменение ливреи. Однако все эти изменения оказались напрасными, поскольку из-за неисправности двигателя во время тренировки машина не смогла стартовать в гонке. Третий и последний этап чемпионата Австралии среди водителей 1979 года в Сэндаун-парке 9 сентября 1979 года оказался последней гонкой BT43. [ 20 ] Еще одной модификацией автомобиля стало добавление нового воздушного короба, который снова был похож на тот, что установлен на Lola . Бартлетт взял залог за машину и поехал на ней для нового владельца. Бартлетт был на втором месте в начале гонки - опередив будущего обладателя второго места и победителя серии Джонни Уокера за рулем Lola T332 - и при входе в поворот на мост Бартлетт столкнулся с разрушением центра правого заднего колеса Dymag , в результате чего BT43 сломал ограждение. Нога и рука Бартлетта серьезно повредили BT43. [ 3 ]
Тайна местонахождения и подтверждение гибели
[ редактировать ]Пока Бартлетт выздоравливал, таможня потребовала уплатить пошлину за автомобиль или вывезти его на экспорт. Потенциальный владелец, внесший залог, затем отправил машину «фрахтом» другу в Великобритании, который отказался оплатить счет. [ 3 ] В этот момент (конец 1979 года) все следы автомобиля исчезли, и предполагалось, что либо таможня Великобритании, либо экспедитор избавились от автомобиля в доках.
Вопросы о местонахождении BT43 были подняты в теме на форуме «Ностальгия» на сайте Autosport 12 октября 2004 г., и только 17 сентября 2013 г. тайна его гибели была подтверждена сообщением в той же теме. [ 3 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Результаты чемпионата Европы 1974 года Rothmans 5000
[ редактировать ]Очки начисляются 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1 за первые 10 мест с двойными очками за финальный раунд.
( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ДП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Адлардс Краун Рейсинг | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Ф | БРХ | ТОЛЬКО | SIL | ОЛЛ | БРХ | ZOL | ТРР | Я буду | КРУЖКА | Министерство здравоохранения | ТОЛЬКО | МОЙ | ТРР | БРХ | ОЛЛ | SNE | ТОЛЬКО | БРХ | 8 | 8 | |
![]() |
Верно | DNQ | Верно | |||||||||||||||||||||
![]() |
Верно | |||||||||||||||||||||||
![]() |
7 |
Результаты чемпионата Европы 1975 года ShellSPORT 5000
[ редактировать ]Очки начисляются 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1 за первые 10 мест с двойными очками за финальный раунд.
( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ДП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Имена | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Ф | БРХ | ОЛЛ | БРХ | SIL | ZOL | Я буду | ТРР | SNE | ТОЛЬКО | ТРР | БРХ | ОЛЛ | SIL | SNE | ТОЛЬКО | БРХ | - | - | |
![]() |
DNS | Верно |
Результаты чемпионата SCCA/USAC Formula 5000 1975 года
[ редактировать ]Начислено очков
( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ДП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Чак Джонс | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Г | МАЛЕНЬКИЙ | нет | ВГЛ | ДЛИННЫЙ | МДО | АТЛ | ЛБХ | ЛАГ | РИВ | - | - | |
![]() |
ДНК |
Результаты Международной серии Rothmans
[ редактировать ]1978 очков начисляются по схеме 9-6-4-3-2-1 за первые шесть мест в каждом туре.
1979 очков присуждаются по схеме 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 за первые десять мест в каждом из первых трех туров и по схеме 15-14-13-12-11-. Основа 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 для первых пятнадцати мест в четвертом туре.
( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | ДП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Шеллспорт | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Д | САН | ВОЗДУХ | СПИ | ОПР | - | - | |
![]() |
Верно | 8 | 15 | Верно | ||||||
1979 | Моторные аукционы Томпсонов | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Д | САН | ВОЗДУХ | СПИ | ОПР | 12 | 12 | |
![]() |
Верно | Северная Каролина | Верно | 4 |
Результаты чемпионата Австралии среди водителей
[ редактировать ]Очки чемпионата 1978 года начислялись по схеме 9-6-4-3-2-1 первым шести местам, занявшим места в каждом раунде.
Если раунд проводился в два забега, очки распределялись по принципу 20-16-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 первым 14 местам в раунде. каждое тепло. Шесть гонщиков, набравшие наибольшее количество очков в обоих заездах, затем получили чемпионские очки в этом раунде. Если более одного гонщика набрали одинаковую сумму, соответствующее место присуждалось гонщику, занявшему более высокое место в последнем заезде.
Очки чемпионата 1979 года были начислены по схеме 9-6-4-3-2-1 первым шести местам в каждой гонке.
( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | ДП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Роудстар Новый Южный Уэльс | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Г | ОПР | САН | CAL | 8 | 8 | |
![]() |
2 | 5 | Верно | ||||||
1979 | Девять широкого мира спорта | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Д | ВАН | ОПР | САН | - | - | |
![]() |
DNS | Верно |
Результаты вне чемпионата Австралии
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | Роуз Сити 10000 |
---|---|---|---|---|---|
1978 | Роудстар Новый Южный Уэльс | Шевроле 302,0 у.е. в V8 |
Г | ПОБЕДИТЬ | |
![]() |
3 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оригинальный документ Брэбэма, написанный от руки Гордоном Мюрреем.
- ^ «Официальный сайт Рона Торанака – дизайнер марок Brabham и Ralt» . rontauranac.com.au . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Странная история о F5000 Brabham BT43 - Страница 2 - Форум ностальгии» . Форумы АВТОСПОРТА . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Генри, Алан (1985). Brabham: Автомобили Гран-при . Напечатано в Голландии: Hazleton Publishing, Ричмонд, Суррей. п. 137. ИСБН 0-905138-36-8 .
- ^ «Оригинальная фотография Brabham BT43, сделанная Дэвидом Фиппсом на выставке» .
- ^ «Стильный BT43 F5000 от Brabham». Новости автомобильного транспорта . 25 октября 1973 года.
- ^ «Монца: Гетин ходит по ней». Автоспорт . 4 июля 1974 года.
- ^ «Мэллори Парк F5000: Бобби Даззлер». Автоспорт . 18 июля 1974 года.
- ^ «Тракстон: Эванс делает это три раза подряд». Автоспорт . 22 августа 1974 года.
- ^ «Чемпионат Европы F5000: Брэндс-Хэтч». Автоспорт . 29 августа 1974 года.
- ^ «Брэндс Хэтч F5000». Автоспорт . 24 октября 1974 года.
- ^ «Брэндс-Хэтч F5000: Эшли сама по себе». Автоспорт . 20 марта 1975 года.
- ^ «Сильверстоун Европейский F5000». Автоспорт . 17 апреля 1975 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Бартлетт снова в Брэбэме!». Новости гоночных автомобилей . Февраль 1978 года.
- ^ Браун, Аллен. «Риверсайд, 26 октября 1975 г. «Формула 5000 в США» «OldRacingCars.com» . www.oldracingcars.com . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Brabham BT 43 в «Бетси» » . IMCDb.org . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Сандаун Парк F5000: Полный отчет». Автоспорт . 16 февраля 1978 года.
- ^ «Ротманс F5000: Аделаида». Автоспорт . 23 февраля 1978 года.
- ^ Australian .Motorsport Classics (28 марта 2011 г.), 1978 Rothmans International Formula 5000 Series - Adelaide 100 - Pt1 , получено 4 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Браун, Аллен. «История гонок Brabham BT43/1» . www.oldracingcars.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ greenfoam (2 мая 2011 г.), Гран-при Австралии 1978 года с участием Фанхио и Брэбэма , данные получены 4 февраля 2016 г.
- ^ Australian .Motorsport Classics (20 апреля 2011 г.), Rothmans International Formula 5000 Series, 1979 г. - Rd 4 Oran Park - Часть 1. , получено 4 февраля 2016 г.
- ^ Белл и Локсли, Рэй и Тони (2011). F5000 Thunder — титаны шоссейных гонок 1970–1981 годов . ISBN 9780980858938 .