Джон Ватсон (автогонщик)
Рожденный | Белфаст , Северная Ирландия | 4 мая 1946 г.
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | Британский |
Активные годы | 1973 – 1983 , 1985 |
Команды | Brabham , Surtees , Lotus , Penske , McLaren |
Записи | 154 (152 старта) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 5 |
Подиумы | 20 |
Карьерные очки | 169 |
Поул-позиции | 2 |
Самые быстрые круги | 5 |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1973 года. |
Первая победа | Гран-при Австрии 1976 года. |
Последняя победа | Гран-при США 1983 года на Западе |
Последняя запись | Гран-при Европы 1985 года. |
Джон Маршалл Уотсон , MBE (родился 4 мая 1946 года) — бывший британский автогонщик и нынешний комментатор из Северной Ирландии . Он выступал в Формуле-1 , выиграл пять Гран-при и был третьим в чемпионате 1982 года. Он также участвовал в чемпионате мира по спортивным автомобилям, заняв второе место в чемпионате 1987 года. После ухода из автоспорта он стал комментатором репортажей Формулы-1 на канале Eurosport с 1989 по 1996 год. В настоящее время он комментирует GT World Challenge Europe и комментирует Гран-при Майами F1 2022 года для F1TV.
Начало карьеры в Формуле-1
[ редактировать ]Джон Уотсон родился в Белфасте и получил образование в школе Рокпорта , Северная Ирландия. Карьера Уотсона в Формуле-1 началась в 1972 году , когда он управлял клиентом March — Cosworth 721 для Goldie Hexagon Racing в соревновании, не относящемся к чемпионату: победной гонке чемпионата мира в Брэндс-Хэтч . [1] Первые соревнования Уотсона на чемпионате мира пришлись на сезон 1973 года, когда он участвовал в Гран-при Великобритании на автомобиле заказчика Brabham — Ford BT37, и Гран-при США , где он участвовал в третьем заводском Brabham BT42. Ни один из них не имел особого успеха, так как в британской гонке у него закончилось топливо на 36-м круге, а его двигатель отказал всего после семи кругов в гонке в США.
Уотсон набрал свое первое очко чемпионата мира на Гран-при Монако 1974 года , выступая за команду Goldie Hexagon Racing. В том сезоне он набрал в общей сложности шесть очков, управляя клиентом Brabham BT42-Ford, модифицированным командой. [2] В следующем году ему не удалось набрать очки чемпионата, выступая за Team Surtees , Team Lotus и Penske Cars . На Гран-при Испании 1975 года ему представился шанс одержать свою первую победу. Он был на второй позиции после Марио Андретти , пока ему не пришлось остановиться в боксах для проверок после того, как его машина начала испытывать вибрацию. Андретти позже сошел с дистанции, и после возвращения в гонку Уотсон финишировал восьмым, что стало его лучшим результатом в чемпионате в 1975 году. В гонках, не относящихся к чемпионату, он показал себя несколько лучше, заняв второе место в Гонке чемпионов в Брэндс-Хэтче и четвертое в за трофеями Международной гонке . в Сильверстоуне.
Подняться к известности
[ редактировать ]Он завоевал свой первый подиум на чемпионате мира, заняв третье место на Гран-при Франции 1976 года . Позже в том же сезоне пришла его первая победа, когда он выступал за Пенске на Гран-при Австрии, заняв второе место в стартовой таблице. После гонки он сбрил бороду в результате пари с владельцем команды Роджером Пенске . В интервью подкасту F1Weekly в июне 2023 года Уотсон сказал, что команда вылетела в Лондон в воскресенье вечером после гонки, и Пенске не узнал его в холле отеля в понедельник утром.
В третьей гонке сезона Формулы-1 1977 года , Гран-при Южной Африки , ему удалось преодолеть гоночную дистанцию, набрать очко и проехать свой первый в истории самый быстрый круг. Однако его достижения были омрачены смертью гонщика Тома Прайса и маршала трека Фредерика Янсена ван Вюрена . Его Brabham – Alfa Romeo подвел его на протяжении всего сезона, но, несмотря на это, он завоевал свой первый поул в Гран-при Монако и квалифицировался в первой десятке не менее 14 раз, часто в первых двух рядах. Проблемы с машиной, аварии и дисквалификация привели к тому, что он проехал полную дистанцию только в пяти из 17 гонок. Ближе всего он был к победе во время Гран-при Франции , где он доминировал в гонке с самого начала, но на последнем круге его подвела проблема с дозатором топлива, из-за которой он оказался на втором месте после будущего победителя Марио Андретти .
В 1978 году Уотсон провел более успешный сезон с точки зрения финиша в гонках, иногда даже обгоняя своего товарища по команде Ники Лауду в квалификации и гонках . Ему удалось подняться на три подиума и поул, а также набрать 25 очков, заняв на тот момент самое высокое место в чемпионате в своей карьере.
Переход в McLaren и вызов чемпиона
[ редактировать ]В 1979 году Уотсон перешел в McLaren , где принес им первую победу за более чем три года, выиграв Гран-при Великобритании 1981 года. [3] а также обеспечил первую победу из углеродного волокна автомобилем Формулы-1 с монококом — McLaren MP4/1 . Позже в сезоне 1981 года прочность монокока McLaren из углеродного волокна (разработанного Джоном Барнардом ) была продемонстрирована, когда он попал в аварию в Монце во время Гран-при Италии . Уотсон потерял машину на выходе из скоростного поворота Лесмо и врезался спиной в ограждение. Подобные несчастные случаи ранее приводили к летальному исходу, но Уотсон не пострадал в результате несчастного случая, который, как он позже вспоминал, выглядел намного хуже, чем был на самом деле. [4] После внезапного ухода Джеймса Ханта после Гран-при Монако в 1979 году Уотсон до конца своей карьеры был единственным британским пилотом Формулы-1, постоянно участвовавшим в соревнованиях.
Его самым успешным годом стал 1982 год , когда он финишировал третьим в чемпионате пилотов, выиграв два Гран-при. В нескольких гонках он занимал высокие места, несмотря на то, что в квалификации находился в конце стартовой решетки. На первом в истории Гран-при Детройта в 1982 году он обогнал три машины за один круг в глубине гонки на узкой извилистой трассе, по которой было трудно пройти; пробившись с 17-й стартовой позиции на стартовой решетке, он прорвался через поле и при этом одержал победу. [5] Уотсон вышел на финальную гонку сезона в Caesars Palace с внешними шансами на титул, но ему предстояло финишировать на пять очков позади Кеке Росберга и сравняться по очкам с Дидье Пирони .
Год спустя, в 1983 году , он повторил свой подвиг, выиграв с конца стартовой решетки на финальной гонке Формулы-1 в Лонг-Бич ; еще одна уличная трасса, начинающаяся с 22-го места на стартовой решетке, самая дальняя, из которой современный гонщик Гран-при когда-либо приезжал, чтобы выиграть гонку. Последняя победа Уотсона также включала борьбу за позицию с товарищем по команде Ники Лаудой , который стартовал в гонке 23-м, хотя в конечном итоге Уотсон финишировал на 27 секунд впереди своего товарища по команде, выигравшего два чемпионата мира.
Однако в конце сезона 1983 года Уотсон был уволен из McLaren и впоследствии ушел из Формулы-1. Переговоры с руководителем команды Роном Деннисом , как сообщается, прервались, когда Уотсон попросил больше денег, чем зарабатывал двукратный чемпион мира Лауда, сославшись на то, что он выиграл Гран-при в 1983 году, а Лауда этого не сделал. Вместо этого Деннис подписал контракт из Renault с беженцем Аленом Простом за сравнительно небольшую сумму (поскольку у него уже был контракт с Renault, но он был уволен в 1984 году). Два года спустя он вернулся еще на одну гонку, выступая за McLaren вместо травмированного Лауды на Гран-при Европы 1985 года в Брэндс-Хэтче , где он квалифицировался 21-м и занял седьмое место в гонке (Лауда повредил запястье в квалификации к гонке). предыдущую гонку в Спа , что вынудило его пропустить и эту гонку). Уотсон участвовал в гонках под гоночным номером Лауды «1» (австриец выиграл чемпионат мира 1984 года ). [6] Это был лишь второй случай с 1973 года , когда гонщик, не действующий чемпион мира, участвовал в гонке на чемпионате мира под номером 1, вторым был Ронни Петерсон , когда система впервые была запущена, поскольку действующий чемпион мира Джеки Стюарт сошел с дистанции после заключения соглашения. сезона 1973 года.
Карьера спортивного автомобиля
[ редактировать ]В 1984 году Уотсон обратился к гонкам на спортивных автомобилях , в частности, вместе со Стефаном Беллофом одержал победу на гонке Fuji 1000 км Беллофа в чемпионате в 1984 году . Он также был в составе команды Боба Туллиуса Group 44 Jaguar на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1984 года за рулем IMSA спецификации Jaguar XJR-5 с 6,0-литровым двигателем V12 в классе IMSA / GTP. Это было первое появление Jaguar в Ле-Мане с 1959 года . Уотсон ненадолго лидировал в гонке ближе к концу первого часа, когда более быстрые Porsche 956 и Lancia LC2 вышли из ямы. Управляя вместе с американцем Тони Адамовичем и французом Клодом Балло-Леной , они не смогли финишировать из-за неисправности двигателя, хотя и заняли 28-е место. [7]
Уотсон также финишировал вторым в сезоне 1987 года вместе с Яном Ламмерсом на TWR Silk Cut Jaguar XJR-8 , когда они выиграли в общей сложности три чемпионата ( Харама , Монца и Фудзи ). Уотсон участвовал в гонке «24 часа Ле-Мана» семь раз за свою карьеру в период с 1973 по 1990 год, заняв 11-е место, лучший результат в карьере, в своем последнем старте в 1990 году за рулем Porsche 962 C за команду Richard Lloyd Racing вместе с другими гонщиками Гран-при Бруно. Джакомелли и Аллен Берг .
Другая работа
[ редактировать ]После ухода из активных гонок он работал телекомментатором, руководил гоночной школой в Сильверстоуне и управлял ипподромом. Он также стал первым человеком, который когда-либо тестировал болид Jordan Формулы-1 в 1990 году. [8]
С 1989 по 1996 год он работал комментатором Формулы-1 на Eurosport вместе с Эндрю Марриоттом (1989–1990), Ричардом Николлсом (1990–1992), Аллардом Калффом (1992–1994) и Беном Эдвардсом (1995–1996). Последней прямой трансляцией Гран-при Eurosport в Великобритании был Гран-при Японии в 1996 году. В 1997 году контракты на прямые трансляции Формулы-1 были переданы частным телеканалам. В 1997 году Уотсон работал комментатором Формулы-1 на ESPN.
С 1998 по 2001 год он был помощником Чарли Кокса , комментируя чемпионат Великобритании по кузовным гонкам для BBC .
В сезоне Формулы-1 2002 года Уотсон вместе с Беном Эдвардсом комментировал репортажи Sky Sports с оплатой за просмотр F1 + . Однако это было довольно непопулярно, и в сезоне 2003 года от него отказались.
В 2005–2009 годах Уотсон работал экспертом-комментатором BSkyb во время трансляций серии Гран-при А1 .
В 2010 году Уотсон комментировал некоторые этапы чемпионатов FIA GT1 и GT3, а также всю серию Blancpain GT Series 2014 года.
В настоящее время Уотсон дает экспертные комментарии о GT World Challenge Europe вместе с постоянным комментатором телевидения Blancpain Дэвидом Аддисоном. [9]
Наследие
[ редактировать ]В 2016 году в научной статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, Уотсон был назван 25-м лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [10]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) ( курсивом показаны гонки , показавшие самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | Голди Шестиугольник Гонки | Март 721 г. | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ | ХОРОШИЙ | ИНТ. | ОЛЛ | РЕП | ВИК 6 |
1973 | Развитие автоспорта | Брэбэм BT42 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | ИНТ. | ||||
1975 | из спичечных коробков Команда Сёртиз | Сёртиз TS16 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 2 | ИНТ. 4 | СУИ 5 | |||
1976 | Первого национального городского банка Пенске Команда | Пенске PC3 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | ИНТ. | ||||
1977 | Мартини Рейсинг | Брэбэм BT45 | Альфа Ромео 115-12 3,0 F12 | РПЦ 3 | |||||
1979 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М28 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | ГНМ | ОТ | |||
1980 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М29С | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ESP Верно | |||||
1981 | Мальборо Макларен Интернэшнл | Макларен М29Ф | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ЮАР 5 | |||||
1983 | Международная команда Мальборо Макларен | Макларен МП4/1С | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | |||||
Источник: [14] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Исследовательские гонки в Персидском заливе | Майк Хейлвуд Верн Шупан | Мираж М6 Форд | С 3.0 | 112 | ДНФ | ДНФ |
1984 | Ягуар Группа 44 | Тони Адамович Клод Балло-Лена | Ягуар XJR-5 | ИМСА / ГТП | 212 | ДНФ | ДНФ |
1985 | Ротманс Порше | Аль Холберт Верн Шупан | Порше 962 С | С1 | 299 | ДНФ | ДНФ |
1987 | Шелковый ягуар Том Уолкиншоу Гонки | Ян Ламмерс Победить Перси | Ягуар XJR-8 LM | С1 | 158 | ДНФ | ДНФ |
1988 | Шелковый ягуар Том Уолкиншоу Гонки | Рауль Бозель Анри Пескароло | Ягуар XJR-9 LM | С1 | 129 | ДНФ | ДНФ |
1989 | Тойота Команда Тома | Джефф Лис Джонни Дамфрис | Toyota 89C-V | С1 | 58 | ДНФ | ДНФ |
1990 | Ричард Ллойд Расинг | Бруно Джакомелли Аллен Берг | Порше 962 С | С1 | 335 | 11-е место | 11-е место |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ " Гран-при чемпионата мира 1972 года "
- ^ Генри, Алан (1985) « Брэбэм, автомобили Гран-при », с. 143 – 145 Скопа ISBN 0-905138-36-8
- ^ Круг победителей Гран-при Великобритании, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Джон Ватсон шунтирует в Монце, 1981 г.
- ^ Круг победителей Гран-при США, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Джон Уотсон, Коллекция фотографий Дона Морли, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Гоночные спортивные автомобили - Ле-Ман, 1984 г.
- ^ Смит, Дэмиен (20 сентября 2021 г.). «Забытое возвращение в Формулу-1, с которого началась одиссея Джордана» . Автоспорт .
- ^ Серия Blancpain GT
- ^ Хэнлон, Майк (12 мая 2016 г.). «50 лучших гонщиков Формулы-1 всех времён, независимо от того, на чём они ездили» . Новый Атлас . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Джона Ватсона» . Статистика автоспорта . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Джон Ватсон» . Мотоспорт . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Джон Ватсон». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 599–601. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 31 августа 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Джон Ватсон – участие в чемпионате мира без участия» . СтатистикаF1 . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «Джон Ватсон» . Автомобильный клуб de l'Ouest . Проверено 31 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Джоном Ватсоном (автогонщиком) ( категория ) на Викискладе?
- 1946 года рождения
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты Формулы-1 из Северной Ирландии
- Победители гонок Формулы-1
- Гонщики Формулы-1 Goldie Hexagon Racing
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Живые люди
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Гонщики из Северной Ирландии.
- Пилоты Формулы-1 Пенске
- Люди из Богнор-Реджиса
- Люди автоспорта из Белфаста
- Пилоты Сёртиз Формулы-1
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Люди, получившие образование в школе Рокпорта
- Дикторы автоспорта
- Пилоты чемпионата Японии по спортивным автомобилям
- Пилоты Porsche Motorsports
- Драйверы ТОМ
- Пилоты Jaguar Racing