Гордон Мюррей
Гордон Мюррей | |
---|---|
Рожденный | Ян Гордон Мюррей 18 июня 1946 г. |
Национальность | Британский |
Образование | Средняя школа Гленвуда |
Альма-матер | Дурбанский технологический университет |
Занятие | Исполнительный председатель |
Работодатель(и) | Гордон Мюррей Дизайн (2005 – настоящее время) Группа Макларен (1987–2004) Брэбэм (1969–1986) |
Известный | Брэбэм Автогонки Команда Макларен Макларен Ф1 |
Веб-сайт | https://gordonmurrayautomotive.com/ |
Ян Гордон Мюррей CBE (родился 18 июня 1946 г.), [ 1 ] является южноафриканско-британским [ 2 ] дизайнер гоночных автомобилей Формулы-1 для Brabham и McLaren, а также McLaren F1 высокопроизводительного дорожного автомобиля . Основатель и генеральный директор компаний Gordon Murray Design и Gordon Murray Automotive . Впоследствии он спроектировал и построил ряд спортивных автомобилей и множество других автомобильных транспортных средств.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ребенок родителей шотландских иммигрантов, Мюррей родился и вырос в Дурбане , Южная Африка . Его отец был мотогонщиком, а позже готовил гоночные автомобили. Мюррей изучал машиностроение в Техническом колледже Натала, ныне Технологическом университете Дурбана . Он построил и участвовал в гонках на своей машине IGM Ford в южноафриканском национальном классе в 1967 и 1968 годах. [ нужна ссылка ]
Карьера в Формуле-1
[ редактировать ]Брэбэм: 1969–1986 гг.
[ редактировать ]Мюррей переехал в Англию в 1969 году, надеясь найти работу в Lotus Cars . Но Мюррею предложили работу в Brabham после того, как он случайно встретил тогдашнего дизайнера Brabham Рона Торанака . Когда Берни Экклстоун возглавил команду Brabham, он назначил Мюррея главным дизайнером. Там Мюррей сконструировал множество автомобилей Гран-при , некоторые из которых стали победителями Гран-при чемпионата мира. В число этих моделей входит необыкновенный BT46B , также известный как «автомобиль фаната Brabham», а также BT49 и BT52 , выигравшие чемпионат мира . Мюррей заработал репутацию человека с инновационным подходом к дизайну, который применялся не только к концепциям и деталям автомобилей, но и к гоночной стратегии. [ 3 ]
В период с 1973 по 1985 год Brabhams Мюррея одержали 22 победы в Гран-при, финишировали вторыми в Кубке конструкторов в 1975 и 1981 годах. [ 4 ] и выиграл чемпионат Нельсона Пике среди пилотов в 1981 и 1983 годах. [ 5 ] Для сезона 1986 года Мюррей разработал радикальный и очень амбициозный низкорамный Brabham BT55 , снизив общий дорожный просвет за счет наклона двигателя и размещения водителя в лежачем положении. Однако успеха машина не имела, финишировав лишь в семи из шестнадцати гонок сезона.
Список автомобилей Формулы-1 Brabham, разработанных Гордоном Мюрреем
[ редактировать ]- Брэбэм BT42 (1973–1974)
- Брэбэм BT44 (1974)
- Брэбэм BT44B (1975)
- Брэбэм BT45 (1976)
- Брэбэм BT45B (1977)
- Брэбэм BT45C (1978)
- Брэбэм BT46 (1978)
- Брэбэм BT46B (1978)
- Брэбэм BT46C (1978)
- Брэбэм BT48 (1979)
- Брэбэм BT49 (1979–1980)
- Брэбэм BT49B (1980)
- Брэбэм BT49C (1981–1982)
- Брэбэм BT50 (1981–1982)
- Брэбэм BT49D (1982)
- Брэбэм BT52 (1983)
- Брэбэм BT52B (1983)
- Брэбэм BT53 (1984)
- Брэбэм BT54 (1985–1986)
- Брэбэм BT55 (1986)
Макларен: 1987–1991 гг.
[ редактировать ]В 1986 году Мюррей получил предложение от Рона Денниса присоединиться к McLaren в качестве технического директора, взяв на себя роль, которую ранее занимал Джон Барнард . Мюррей привнес свой опыт Brabham и концепцию низкорамного автомобиля BT55 в команду дизайнеров McLaren под руководством Стива Николса , работавшую над автомобилем MP4/4 для сезона 1988 года. [ 6 ] [ 7 ] Этот автомобиль Honda с турбодвигателем выиграл 15 из 16 Гран-при сезона и подарил Айртону Сенне его первый чемпионат среди пилотов. [ 8 ] В Кубке конструкторов результат McLaren в 199 очков был на тот момент рекордным показателем. Мюррей также курировал разработку безнаддувных двигателей MP4/5 1989 года и MP4/5B 1990 года вместе с ведущим дизайнером Нилом Оутли . [ 9 ] Оба года модели MP4/5 и MP4/5B выигрывали чемпионаты среди пилотов и конструкторов. В период с 1988 по 1991 год команда McLaren выиграла четыре чемпионата конструкторов и пилотов подряд: Ален Прост выиграл чемпионат пилотов в 1989 году, а Сенна выиграл дополнительные чемпионаты пилотов в 1990 и 1991 годах. [ 10 ]
Макларен Автомобили
[ редактировать ]С 1991 по 2004 год Мюррей возглавлял ответвленную команду McLaren Cars, занимавшуюся разработкой дорожных суперкаров, таких как McLaren F1 .
Гордон Мюррей Дизайн
[ редактировать ]В июле 2007 года была основана консалтинговая компания Gordon Murray Design, которая опубликовала первоначальные подробности T.25 (Тип 25), прототипа городского автомобиля а также упомянула о будущем проекте легкого и экономичного суперкара. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] T25 будет меньше, чем Smart Fortwo . [ 14 ]
17 ноября 2008 года Гордон Мюррей получил награду «Идея года» на ежегодной церемонии награждения журнала Autocar за производственный процесс T.25. [ 15 ]
В ноябре 2009 года Gordon Murray Design и Zytek Automotive объявили о планах по разработке электрической версии T.27 . [ 16 ] Автомобиль является продуктом партнерства компании Мюррея и британской технологической компании Zytek , отвечающей за создание трансмиссии. [ 17 ]
Празднование 50-летия участия Мюррея в автомобильной промышленности было проведено под названием One Formula . Каждый из дизайнов Мюррея F1 был выставлен вместе с дорожным автомобилем McLaren F1 и образцами из его личной коллекции автомобилей, а также сотнями футболок рок-групп, которые Мюррей накопил за эти годы. [ 18 ] В книге « Одна формула — 50 лет автомобильного дизайна» подробно описаны конструкции Мюррея. [ 19 ]
4 августа 2020 года Мюррей анонсировал спортивный автомобиль T.50 , «логического преемника» McLaren F1 и включающий в себя концепцию «фанатского автомобиля» Brabham BT46B , который будет выпущен в 2022 году. [ 20 ]
27 января 2022 года компания Gordon Murray Automotive анонсировала T.33 суперкар . Двухместный повседневный суперкар с тем же двигателем, что и у T.50, но построенный на новой платформе, которая будет использоваться тремя другими автомобилями будущего. [ 21 ] [ 22 ]
Другие проекты
[ редактировать ]В 1981 году Мюррей участвовал в усовершенствованиях Midas Cars .

Мюррей независимо разработал Rocket , сверхлегкий родстер с открытой кабиной, оснащенный 1-литровым мотоциклетным двигателем, который внешне напоминает автомобиль Гран-при 60-х годов. Выглядя как одноместный автомобиль, он мог разместить пассажира вместе с водителем, второе сиденье располагалось под съемной крышкой. Ракета была построена бывшим автогонщиком Крисом Крафтом из компании Light Car Company .
В сентябре 2016 года было объявлено, что Мюррей был назначен на разработку грузовика OX, недорогого плоского автомобиля, для британской благотворительной организации Global Vehicle Trust (GVT). [ 23 ] Компания GVT основала компанию OX Delivers, чтобы использовать эту конструкцию для того, чтобы сделать перевозки последней мили более доступными и надежными на развивающихся рынках. Мюррей создал четыре экспериментальных прототипа; ХР1-ХР4. XP2, XP3 и XP4 принадлежат OX Delivers, причем один из автомобилей был переоборудован в полностью электрический грузовик. Затем OX построил еще два электрических грузовика, адаптировав первоначальную конструкцию для использования в электромобилях. XP1 принадлежит Мюррею из его частной коллекции.
С 2015 года Мюррей сотрудничал с TVR при разработке будущих моделей TVR. [ 24 ] с TVR Griffith, выпущенным в 2017 году.
Почести
[ редактировать ]Его альма-матер, Технологический университет Дурбана, сделал Гордона Мюррея почетным профессором в 2002 году и присвоил ему степень почетного доктора в 2011 году. В новогоднем списке наград 2019 года Мюррей был награжден CBE за заслуги перед автомобилестроением. [ 25 ] В 2022 году Мюррей был награжден первой медалью президента FIA за инновации «за постоянный инновационный подход к дизайну гоночных и дорожных автомобилей». [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гордон Мюррей» . oldracingcars.com . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ «Нельсон Пике» . Журнал автоспорта. Декабрь 1981 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ Кросс, Н. и А. Клейберн Кросс (1996) «Проектирование для победы: методы Гордона Мюррея, дизайнера гоночных автомобилей», Design Studies , Vol. 17, № 1, стр. 91–107.
- ^ Генри, А. (1985) Брэбэм: Автомобили Гран-при, Hazleton Publishing, Ричмонд, Суррей, Великобритания.
- ^ «Зал славы команды и пилотов F1: Нельсон Пике» . ФИА . Проверено 24 октября 2007 г.
- ↑ Гордон Мюррей: «Я привез с собой из Брэбэма чертежи компоновки BT55, сел со Стивом и обсудил концепцию того, как мы можем внести изменения в монокок». Портер, Филип (2019) Гордон Мюррей: Одна формула: 50 лет автомобильного дизайна, Porter Press, Тенбери Уэллс, Великобритания. Том. 2. п. 506. ISBN 978-1913089061.
- ^ «Разработкой MP4/4 руководил недавно назначенный технический директор McLaren Гордон Мюррей. . . Новые автомобили по-прежнему сохраняли общее сходство с концептами, вдохновленными Барнардом, которые существовали раньше, но сильное влияние Мюррея можно было различить по резко откинутой посадке водителя, которую Гордон впервые применил для Brabham BT55 в 1986 году». Генри, Алан (1999) Гоночная команда McLaren Formula 1, Haynes Publishing (стр. 67). ISBN 1 85960 425 0
- ^ Руководство по ремонту McLaren MP4/4 для владельцев: 1988 г. (все модели) - понимание конструкции, проектирования и эксплуатации самого успешного автомобиля Формулы-1, когда-либо построенного (Руководство по ремонту владельцев Haynes), ISBN 978-1785211379
- ^ Портер, Филип (2019) Гордон Мюррей: Одна формула: 50 лет автомобильного дизайна, Porter Press, Тенбери Уэллс, Великобритания. Том. 2. С. 486-558. ISBN 978-1913089061
- ^ «Зал славы команд и пилотов F1: Айртон Сенна» . ФИА . Проверено 24 октября 2007 г.
- ^ «Т.25 – Факты» . Гордон Мюррей Дизайн Лимитед. Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 года . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Роль гоночных принципов в сокращении выбросов» . Новости Би-би-си . 9 июня 2008 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ «Новые модели: сверхлегкий микроавтомобиль Гордона Мюррея: первые подробности» . Канал 4. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Тан, Пол. «5 вещей, которые мы знаем о городском автомобиле T25 Гордона Мюррея» . Полтан.орг . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Эд (18 ноября 2008 г.). «Победила в номинации «Идея года 2008» . Gizmag.com . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Конструктор Формулы-1 представляет электромобиль» . Новости Би-би-си . 5 ноября 2009 года . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Подробнее: Электромобиль Т27» . Autocar.co.uk. 5 ноября 2009 года . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Формула Гордона Мюррея Один» . oneformulagordonmurray.com .
- ^ Мюррей, Гордон; Портер, Филип (2019). One Formula – 50 лет автомобильного дизайна . Портер Пресс Интернэшнл. ISBN 9781907085307 .
- ^ «Гордон Мюррей T50 — преемник McLaren F1 с двигателем V12» . Автокар . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ «Gordon Murray Automotive представляет T.33 с двигателем V12 мощностью 607 л.с.» . Topgear.com . 27 января 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Гордон Мюррей раскрывает секреты своего нового суперкара T.33 и почему ему нравятся двигатели V12» . Проверено 11 февраля 2022 г. - через YouTube .
- ^ «Shell будет способствовать дальнейшему прогрессу в разработке Global Vehicle Trust OX: инновационного грузовика с плоской рамой» . Автомобильный мир . 11 апреля 2018 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «TVR подтверждает карбоновое шасси для нового спортивного автомобиля» . Эво . 21 января 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ «Гордон Мюррей стал CBE на новогодних почестях 2019 года» . Журнал автодилеров. 28 декабря 2018 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Премия президента FIA за инновации» . ФИА. 10 декабря 2022 г. Проверено 3 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Gordon Murray Design. Архивировано 26 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- Журнал ROAD & TRACK: «Анатомия суперкара» - статья, в которой Мюррей высказывает свое мнение о Bugatti Veyron.
- (CNN) Бывший инженер Формулы-1 представляет новый городской автомобиль - дата обращения 28 июня 2010 г.
- Веб-сайт Channel 4 – Сверхлегкий микроавтомобиль Гордона Мюррея: первые подробности.
- 1946 года рождения
- Живые люди
- Люди из Дурбана
- Южноафриканский народ шотландского происхождения
- Южноафриканские автомобильные дизайнеры
- Люди Макларена
- Дизайнеры Формулы-1
- Подключаемые гибридные автомобили
- Южноафриканские автоспортсмены
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Выпускники Дурбанского технологического университета