Макларен МП4/8
![]() Айртон Сенна за рулем MP4/8 на Гран-при Великобритании 1993 года. | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Макларен | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Нил Отли (исполнительный инженер) Мэтью Джеффрис (руководитель отдела дизайна транспортных средств) Дэвид Норт (главный инженер по трансмиссии) Дэвид Нилсон (главный инженер по подвеске) Боб Белл (руководитель отдела исследований и разработок) Анри Дюран (руководитель отдела аэродинамики) Джефф Годдард (главный конструктор двигателей) (Ford) | ||||||||||
Предшественник | МП4/7А | ||||||||||
Преемник | МП4/9 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Углеродное волокно и сотовая композитная структура | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги, толкатель, внутренняя пружина/демпфер/актуатор | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги, толкатель, внутренняя пружина/демпфер/актуатор | ||||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1690 мм (67 дюймов) Сзади: 1615 мм (63,6 дюйма) | ||||||||||
Колесная база | 2845 мм (112,0 дюйма) | ||||||||||
Двигатель | Ford HBD7 , 3494 куб.см (213,2 куб. дюймов), 75° V8 NA (макс.: 13700 об/мин и 14300 об/мин для MP4/8B (V12)) со средним расположением двигателя , продольно установленный , | ||||||||||
Передача инфекции | McLaren поперечная 6-ступенчатая полуавтоматическая секвентальная коробка передач | ||||||||||
Власть | 640–730 л.с. (477,2–544,4 кВт) при 13 200 об/мин. [ 1 ] [ 2 ] | ||||||||||
Масса | 505 кг (1113 фунтов) | ||||||||||
Топливо | Оболочка | ||||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Мальборо Макларен | ||||||||||
Известные драйверы | 7. ![]() 7. ![]() 8. ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Южной Африки 1993 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Бразилии 1993 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Австралии 1993 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при Австралии 1993 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
McLaren MP4/8 — автомобиль Формулы-1 , на котором команда McLaren выступала на чемпионате мира Формулы-1 1993 года . Автомобиль был спроектирован Нилом Оатли на основе передовых электронных технологий, включая полуавтоматическую коробку передач (которую можно было переключить на полностью автоматическую ), активную подвеску , двустороннюю телеметрию и системы контроля тяги , которые были разработаны совместно с акционером McLaren Techniques. д'Авангард (TAG). [ 3 ] [ 4 ] Он был оснащен 3,5-литровым двигателем Ford HBD7 V8 и был первым McLaren, оснащенным баржевым бортом . [ 5 ] McLaren MP4/8 также был первым Ford с двигателем автомобилем McLaren после McLaren MP4/1 C в 1983 году.
Машиной управляли трехкратный чемпион мира Айртон Сенна в своем шестом и последнем сезоне в McLaren, а также Майкл Андретти – сын 1978 года чемпиона мира Марио Андретти – который присоединился к Формуле-1 из CART . После Гран-при Италии Андретти вернулся в Америку, и его заменил тест-пилот команды Мика Хаккинен . Сенна пять раз приводил машину к победе, заняв второе место после Алена Проста в чемпионате пилотов, а McLaren занял второе место после Williams в чемпионате конструкторов. В интервью руководитель команды Рон Деннис охарактеризовал MP4/8 как «одну из лучших машин, которые мы когда-либо создавали». [ 6 ]
Двигатель
[ редактировать ]Honda поставляла McLaren двигатели в 1988–92 годах, в первые четыре года, когда команда доминировала в чемпионатах пилотов и конструкторов. Однако Honda покинула Формулу-1 после 1992 года из-за мировой рецессии, и руководитель команды Рон Деннис не смог получить двигатели Renault в качестве замены. Когда Honda вышла из спорта, McLaren пришлось довольствоваться клиентскими двигателями Ford V8, которые имели меньшую мощность по сравнению с V10 Renault, установленными у их главного конкурента Williams , и даже с двигателями Ford V8 HBA8 с более высокими характеристиками, используемыми Benetton . Поскольку у Benetton уже был действующий контракт с заводской командой Ford, McLaren изначально пришлось довольствоваться клиентским двигателем, которому не хватало некоторых технологических достижений заводского двигателя Benetton; McLaren обеспечила поставку двигателей Ford с более высокими характеристиками после Гран-при Великобритании. Двигатель Ford по спецификации заказчика имел мощность всего около 680 л.с. (507 кВт; 689 л.с.) по сравнению с 700 л.с. (522 кВт; 710 л.с.) заводского двигателя Ford в Benetton, и оба они были значительно ниже, чем у 760-. 780 л.с. (567–582 кВт; 771–791 л.с.) Renault, используемый Williams, и 745 л.с. (556 л.с.) кВт 755 л.с.) V12 Феррари. [ 7 ]
сезон 1993 года
[ редактировать ]
Первоначально Айртон Сенна был впечатлен управляемостью и маневренностью автомобиля, но он знал, что клиент Ford-Cosworth V8 недостаточно мощный по сравнению с Williams с двигателем Renault V10, и потребовал контракт на гонку за гонкой из расчета 1 миллион долларов за Гран-при. , хотя другие предположили, что это был маркетинговый ход Сенны и Рона Денниса , чтобы держать спонсоров в напряжении и интересе. [ 8 ] Хотя Ford-Cosworth V8 был легче, чем Renault V10, соотношение мощности и веса у Renault было больше, чем у Ford. [ 9 ]
MP4/8 был достаточно конкурентоспособен, чтобы добиться выдающихся успехов. Несмотря на то, что его соперник Ален Прост выступал на превосходном Williams FW15C , мастерство Сенны позволило ему лидировать в чемпионате до окончания Канады , выиграв 3 из первых 6 гонок, включая его вторую победу в Бразилии, шестую победу на Гран-при Монако и один из его величайших результатов на залитом дождем Гран-при Европы 1993 года в Донингтон-парке в Англии. Позже в этом сезоне француз подтвердил доминирование своего «Уильямса» и навсегда вышел в лидеры, в то время как Сенна сбился с темпа во второй половине графика и опустился на третье место. Хотя Прост завоевал чемпионство с двумя оставшимися гонками, Сенна выиграл две последние гонки в Японии и Австралии. В общей сложности бразилец одержал пять побед и занял второе место в чемпионате пилотов после Проста, а McLaren занял второе место после Williams в Кубке конструкторов. [ 10 ]

Автомобиль за сезон набрал 84 очка, 73 из которых принадлежат Сенне, в среднем 2,63 за старт. В то время как Сенна довел борьбу за чемпионство до последних нескольких раундов, Майкл Андретти набрал лишь несколько очков, включая одно третье место в своей последней гонке в Монце на Гран-при Италии 1993 года . Некоторые факторы находились вне контроля Андретти; Поскольку в 1993 году было разрешено ограничение на количество тестовых команд, он никогда не тестировал машины Формулы-1 на мокрой дороге, а череда столкновений привела к тому, что он проехал только три круга в своих первых трех гонках. Андретти также никогда не сталкивался с высокотехнологичными аспектами, такими как активная подвеска и контроль тяги, две «штучки», которых нет в более простой CART. Наконец, Андретти продолжал проживать в Соединенных Штатах, ездя на гонки Формулы-1 и тестовые сессии. Из-за этого он также пропустил несколько тестовых дней. По обоюдному согласию Андретти был освобожден от контракта после Гран-при Италии, где он завоевал свой единственный подиум для команды. По состоянию на 2023 год [update]Это остается последним подиумом, достигнутым американским гонщиком в Формуле-1. [ 11 ]
На следующем этапе 1993 года в Эшториле при Гран- Португалии Мика Хаккинен обошел Сенну в квалификации (редкий случай, когда бразилец проиграл квалификацию товарищу по команде) и оказался в конкурентной позиции в гонке, сражаясь с Жана Феррари . Алези Хаккинен подъехал слишком близко к Ferrari в последнем повороте на 5-й передаче, потеряв прижимную силу и недостаточную поворачиваемость на траве и врезавшись в стену. За оставшуюся часть сезона он завоевал один подиум и еще раз покинул соревновательную позицию. [ 12 ]
МП4/8Б
[ редактировать ]В 1993 году команда McLaren построила модифицированную версию MP4/8, получившую название MP4/8B , для использования в качестве испытательного автомобиля для двигателя Lamborghini V12 , который использовался в Формуле-1 с 1989 года . После рукопожатия между Роном Деннисом и Бобом Лутцем из Chrysler (который в то время владел Lamborghini) на автосалоне в Мюнхене , модифицированный автомобиль получил двигатель V12 мощностью 710 л.с. (529 кВт; 720 л.с.) (получивший название Lamborghini LE3512 ), который В то время он также поставлялся команде Ларрусса использовался как Lotus , так и Ligier и ранее без особого успеха . Лутц объяснил, что после четырех лет в Формуле-1 компания Chrysler хотела проверить, есть ли у V12 потенциал стать победителем в Формуле-1. После работы с командами с более низким рейтингом с момента его появления в Формуле-1 в 1989 году (что, по собственному признанию Lamborghini, произошло потому, что они не чувствовали, что новый двигатель может отдать должное одной из ведущих команд), было решено, что для этого необходима лучшая команда. проверить этот потенциал, и комплект двигателей V12 был поставлен McLaren для испытаний. Сенна и Хаккинен протестировали машину на обеих гонках. Сильверстоун и Эшторил, первые тесты пройдут в Сильверстоуне 20 сентября. [ 13 ] [ 14 ]
Модифицированный MP4/8B, выкрашенный в белый цвет и не имеющий спонсорских логотипов, кроме Goodyear , потребовалось три месяца на перепроектирование и растяжку, чтобы соответствовать более длинному и тяжелому двигателю (на испытаниях McLaren двигатель V12 имел марку Chrysler). После первого вождения автомобиля Сенна посоветовал разработчику двигателя, бывшему инженеру Ferrari Мауро Форгьери , что было бы лучше с менее жестоким верхом и гораздо более жирным средним диапазоном. Форгьери, который очень уважал трехкратного чемпиона мира и ценил его мнение, внес требуемые изменения. В то время как двигатель потерял 25 л.с. (19 кВт; 25 л.с.) на верхних оборотах, испытательные двигатели прибавили примерно 40 л.с. (30 кВт; 41 л.с.) по сравнению с гоночным двигателем Lamborghini 1993 года, что дало V12 примерно 750 л.с. (559 кВт; 760 л.с.) л.с.), примерно на 70 л.с. (52 кВт; 71 л.с.) больше, чем у двигателей Ford V8 заказчика, и почти на одном уровне с двигателем Ford V8. Самый мощный двигатель 1993 года — Renault V10. Это также дало двигателю Lamborghini мощность примерно на 10 л.с. (7 кВт; 10 л.с.) больше, чем у V12, используемого Ferrari, единственного другого двигателя V12 в Формуле-1 в то время. Сообщается, что в результате изменений в V12 MP4/8B стал более управляемым и намного быстрее, чем раньше, даже быстрее, чем гоночная версия. [ 15 ]
Согласно сообщениям того времени, комбинация MP4/8B и Lamborghini V12 на самом деле оказалась более стабильной и легкой в использовании шин, чем гоночные автомобили MP4/8 с двигателем Ford. Сообщается, что и Сенна, и Хаккинен были очень впечатлены комбинацией автомобиль/двигатель, несмотря на плохие показатели надежности 3512 с момента его дебюта в Формуле-1 и плохую надежность во время тестов (лучшим результатом двигателя на тот момент было счастливое 3-е место на печально известном этапе 1990 года). Гран-при Японии , который в конечном итоге оказался лучшим результатом за всю историю). Хаккинен утверждал, что во время тестов в Сильверстоуне один из двигателей взорвался, когда он мчался по Ангарной прямой. Он утверждал, что вплоть до момента взрыва двигатель выдавал все большую и большую мощность и на самом деле чувствовал себя намного быстрее, чем Форд. Он также рассказал, что взрыв был очень сильным: кусочки двигателя пролетели мимо его шлема. [ 16 ]
Сенна позже подогрел слухи о том, что машина будет участвовать в гонках в сезоне 1993 года, когда, как сообщается, во время тестов он сказал: «Было бы очень интересно участвовать в гонках на Lamborghini в Японии ». Он был убежден, что, несмотря на надежность, McLaren-Lamborghini, по крайней мере, будет так же быстр, как Williams-Renaults и Benetton -Fords, с которыми он изо всех сил пытался не отставать в гонках, используя Ford V8 в клиентской спецификации (хотя Сенна выиграл в Японии). использовал Ford V8 и подтвердил это своей последней победой в Австралии ). Сенна даже якобы позвонил Рону Деннису из боксов во время тестов в Эшториле (согласно сообщениям, Деннис ответил на звонок в своем личном лимузине, поскольку в это время находился в Англии) и сказал ему, что, по его мнению, им следует серьезно подумать об использовании вместо него двигателя V12. из V8. [ нужна ссылка ] Потенциал автомобиля и двигателя был виден всем. По словам бывшего инженера McLaren, а ныне инженера Pratt & Miller Яна Райта в 2015 году: «Когда двигатель Lamborghini был прикручен к MP4/8, он не работал быстрее, поэтому была добавлена некоторая прижимная сила, чтобы можно было использовать дополнительную мощность. У MP4/8 сзади был двигатель Lamborghini, а не Ford, и у него хватило бы темпа, чтобы с комфортом выиграть чемпионат 1993 года». [ 17 ]
История показывает, что этого не произошло, поскольку к тому времени McLaren уже планировала использовать Peugeot A6 V10 в 1994 году . В конце 1993 года Сенна уже подписал контракт с «Уильямс» на сезон 1994 года; 20 лет спустя Деннис заявил, что Сенна остался бы в McLaren, если бы McLaren подписал контракт с Peugeot раньше (поскольку он считал, что «работающее» партнерство имеет важное значение для успеха в Формуле-1), но чувствовал себя обязанным остаться с Williams. [ 18 ] В то время предполагалось, что Сенна считал, что, несмотря на недавний успех Peugeot с его 3,5-литровым двигателем V10 в гонках на спортивных автомобилях на выносливость , выиграв Ле-Ман в 1992 и 1993 годах , а также чемпионат мира по спортивным автомобилям 1992 года , двигатель не выдержит суровые условия Формулы-1, где двигатели находились под высокой нагрузкой и постоянно работали на пределе своих возможностей, а также он не верил, что у двигателя Peugeot достаточно мощности, чтобы бросить вызов Renault V10; оба убеждения подтвердились в течение сезона 1994 года. состоялась . Последующий McLaren MP4/9 Peugeot был во многом основан на своем предшественнике, но не был таким успешным, поскольку двигатели оказались крайне ненадежными (в конечном итоге ставшими печально известными из-за впечатляющих неудач), а обещанная разработка Peugeot так и не После унылого сезона 1994 года McLaren разорвала отношения с Peugeot и начала успешное сотрудничество с Mercedes в 1995 году . После победы Сенны в Австралии Макларен забил еще один гол лишь четыре года спустя на чемпионате мира по футболу. Гран-при Австралии 1997 года , который выиграл Дэвид Култхард на MP4/12 . [ нужна ссылка ]
-
Форд Косворт HB V8 Двигатель
-
Lamborghini LE3512 Двигатель V12 использовался только на испытаниях.
Другие события
[ редактировать ]Ушедший в отставку 4-кратный чемпион мира Формулы-1 Себастьян Феттель управлял Айртона Сенны McLaren MP4/8 на Фестивале скорости в Гудвуде 2023 года вместе с Найджела Мэнселла обладателем титула Williams FW14B . [ 19 ]
Феттель также отдал дань уважения Айртону Сенне и гонщику Формулы-1 Роланду Ратценбергеру , которые разбились 30 лет назад на Гран-при Сан-Марино 1994 года , управляя автомобилем Сенны для демонстрационного заезда на Гран-при Эмилии-Романьи 2024 года. [ 20 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1993 | Мальборо Макларен | Форд HBD7 V8 |
Г | ЮАР | ХОРОШИЙ | евро | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | Япония | ИЗ | 84 | 2-й | |
Майкл Андретти | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 8 | 14 | 6 | Верно | Верно | Верно | 8 | 3 | |||||||||
Мика Хаккинен | Верно | 3 | Верно | |||||||||||||||||||
Айртон Сенна | 2 | 1 | 1 | Верно | 2 | 1 | 18 | 4 | 5 | 4 | Верно | 4 | Верно | Верно | 1 | 1 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Технические характеристики Ford McLaren MP4/8 1993 года» . Ultimatecarpage.com . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Естественные стремления» . 25 июня 2020 г. Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «Гран-при Испании, 1993» . www.grandprix.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «ПОД КОЖЕЙ: MP4/8 — применение McLaren» .
- ^ «McLaren Racing — MP4/8» . www.mclaren.com . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Рон Деннис говорит об Айртоне Сенне» . Ютуб .
- ^ Информационные системы F1
- ^ «Сбой связи — McLaren MP4/8 Ford 1993 года» . Кармрадес . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Бранч, Бен (20 марта 2018 г.). «Оригинальный автомобиль McLaren MP4/8 Формулы-1 Айртона Сенны 1993 года» . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren MP4/8 Ford 1993 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Пруэтт, Маршалл (27 декабря 2018 г.). «В злополучном сезоне Формулы-1 Майкла Андретти есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд» . Дорога и трек . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren Racing — Наследие — MP4/8» . www.mclaren.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Айртон Сенна - тесты McLaren-Lamborghini
- ^ «Мика Хаккинен — тесты McLaren-Lamborghini» . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «8W — Что? — McLaren-Chrysler MP4/8» . Форикс.com. 20 сентября 1993 года . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «en10313: База данных Формулы-1» . F1db.com. 29 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2010 г. Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «Айртон Сенна и потерянный McLaren-Lamborghini» . www.linkedin.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «Феттель будет гонять Мэнселла Уильямса и Сенну Макларен на Фестивале скорости в Гудвуде» . Formula1.com . 3 мая 2023 г. Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Феттель отдает дань уважения Сенне и Ратценбергеру эмоциональным демонстрационным заездом в Имоле» . Formula1.com . 19 мая 2024 г. Проверено 22 мая 2024 г.