Роланд Ратценбергер
![]() Ратценбергер в 1994 году | |||||||||||
Рожденный | Зальцбург , Австрия | 4 июля 1960 г. ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Умер | 30 апреля 1994 г. Болонья , Италия | (33 года) ||||||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | ![]() | ||||||||||
Активные годы | 1994 | ||||||||||
Команды | Симтек | ||||||||||
Записи | 3 (1 старт) | ||||||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||||||
Победы | 0 | ||||||||||
Подиумы | 0 | ||||||||||
Карьерные очки | 0 | ||||||||||
Поул-позиции | 0 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 0 | ||||||||||
Первая запись | Гран-при Бразилии 1994 года. | ||||||||||
Последняя запись | Гран-при Сан-Марино 1994 года. | ||||||||||
|
Роланд Вальтер Ратценбергер [ 1 ] ( Немецкий: [ˈroːlant ˈratsn̩bɛrɡɐ] ; 4 июля 1960 — 30 апреля 1994) — австрийский автогонщик , участвовавший в различных категориях автоспорта, включая британскую Формулу-3000 , японскую Формулу-3000 и Формулу-1 . Имея спорадические успехи в низших формулах, Ратценбергер сумел обеспечить себе место в Формуле-1 в 1994 году для новой команды Simtek , в необычно позднем возрасте 33 лет. Он погиб в аварии во время квалификации Гран-при Сан-Марино 1994 года всего за три гонки. в свою карьеру в Формуле-1. Эти выходные стали печально известны тем, что на следующий день во время гонки во время гонки погиб Айртон Сенна , трехкратный чемпион мира.
Ассоциация гонщиков Гран-при была реформирована в результате смерти Ратценбергера, и уик-энд в целом привел к заметному усилению внимания к безопасности в спорте.
Ранняя и личная жизнь
[ редактировать ]Ратценбергер родился в Зальцбурге , Австрия, 4 июля 1960 года. Когда ему было семь лет, бабушка взяла его на местные соревнования по скалолазанию в Гайсберге . В 1969 году трасса Зальцбургринг . рядом с его домом открылась [ 2 ] Будучи подростком, он обнаружил, что неподалеку базируется гонщик и владелец команды Formula Ford Уолтер Лехнер , и, учась в техникуме , начал слоняться по мастерской. Закончив образование в восемнадцать лет, он присоединился к Лехнеру, который в это время открывал гоночную школу на Зальцбургринге. [ 2 ]
Зимой 1991 года в Монако , после того, что Адам Купер назвал «бурным ухаживанием», Ратценбергер вышла замуж за бывшего партнера другого водителя, став отчимом своего сына от предыдущих отношений. Они развелись в начале 1992 года. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]
Ратценбергер начал участвовать в гонках немецкой Формулы Форд в 1983 году, а в 1985 году выиграл чемпионаты Формулы Форд в Австрии и Центральной Европе. [ 3 ] В 1985 году он принял участие в фестивале Formula Ford в Брэндс-Хэтче в Англии, заняв второе место. Он вернулся в 1986 году, чтобы выиграть соревнование, а перешел в британскую Формулу 3 . в следующем сезоне [ 3 ] Находясь в Великобритании, он ненадолго получил известность благодаря сходству своего имени с именем телевизионной марионетки Роланда Рэта , с которым он появился в выпуске TV-am ; Бренд TV -am какое-то время появлялся на его машине. [ 4 ]
Два года в британской Формуле-3 принесли два 12-го места в чемпионате вместе с West Surrey Racing и Madgwick Motorsport. Он также участвовал в гонках на других автомобилях, помимо одноместных, однажды финишировав вторым на чемпионате мира по кузовным гонкам 1987 года за рулем Team Schnitzer BMW M3 . [ 3 ] В 1988 году он участвовал в последних нескольких этапах чемпионата Великобритании по кузовным гонкам на BMW M3 класса B, участвуя в гонках за команду Demon Tweeks . В следующем году он принял участие в британской серии Формулы 3000 , заняв третье место в общем зачете, а также участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана» впервые ; Brun Motorsport , Porsche 962, который он разделил с Маурицио Сандро Салой и Вальтером Лехнером, сошел с дистанции на третьем часу. Он примет участие в следующих четырех гонках Ле-Мана: снова с Бруном в 1991 году и с командой SARD в 1990, 1992 и 1993 годах. [ 3 ]
В 1990-е годы Ратценбергер начал участвовать в гонках преимущественно в Японии. Он выиграл по одной гонке в 1990 и 1991 годах на чемпионате Японии по спортивным прототипам с той же командой SARD, за которую он выступал в Ле-Мане . Он также вернулся к гонкам на кузовных автомобилях в чемпионате Японии по кузовным гонкам , заняв седьмое место в 1990 и 1991 годах на BMW M3. [ 3 ] В течение последнего года Ратценбергер тестировал CART Lola T91/00 для Dick Simon Racing в Уиллоу-Спрингс . [ 2 ]
Это проложило путь к возвращению в Формулу 3000 в чемпионате Японии с командой Stellar в сезоне 1992 года . Его год начался неудачно, но когда команда модернизировала свою двухлетнюю Лолу на новую модель, Ратценбергер выиграл один раз и финишировал седьмым в общем зачете. Он остался в серии в 1993 году , заняв 11-е место. В том же году он добился своего лучшего результата в Ле-Мане, когда он, Мауро Мартини и Наоки Нагасака финишировали пятыми на Toyota 93 CV. [ 3 ]
Формула-1
[ редактировать ]
Ратценбергер очень хотел участвовать в гонках в Формуле-1, особенно потому, что бывшие соперники в F3000, такие как Эдди Ирвин и Джонни Герберт , сумели достичь высшего уровня, а он - нет. [ 5 ] Он был очень близок к тому, чтобы обеспечить себе участие команды Иордании в первом сезоне в 1991 году . Переговоры находились на очень продвинутой стадии, когда Ратценбергер потерял финансовую поддержку «крупного спонсора». В итоге Бертрану Гашо . место досталось [ 6 ]
В 1994 году он осуществил свою мечту и стал одним из немногих австрийских гонщиков Формулы-1 . Получив спонсора в лице богатой немки Барбары Белау, которая заключила сделку зимой 1993–1994 годов, Ратценбергер подписал контракт на пять гонок с новой Simtek командой в партнерстве с Дэвидом Брэбэмом . [ 5 ] Имея очень неконкурентоспособную машину, Ратценбергер не смог пройти квалификацию на первую гонку на Интерлагосе . Однако следующий этап на трассе TI в Аиде прошел намного лучше, поскольку ему не только удалось пройти квалификацию, но и финишировать на очень похвальном одиннадцатом месте, даже если учесть, что он был единственным гонщиком, который раньше участвовал в гонках на этом месте. [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Крушение
[ редактировать ]Гран -при Сан-Марино в Имоле стал бы третьей гонкой Ратценбергера в Формуле-1. Во время первой квалификационной сессии в пятницу, 29 апреля, он попросил более опытного Брэбэма протестировать его машину; австралиец подтвердил оценку тормозов Ратценбергера, которая беспокоила его на предыдущих гонках. [ 5 ] По словам Брэбэма, вскоре вопрос был решен к удовлетворению обоих. [ 7 ] Сессия была омрачена, когда пилот Jordan Рубенс Баррикелло врезался в бордюр на повороте Варианте Басса ; его машина, двигавшаяся со скоростью 225 км/ч (140 миль в час), была подброшена в воздух и столкнулась с шинным барьером. [ 8 ] Получив травмы носа и руки, Баррикелло был переведен в ближайшую больницу и больше не принимал участия в выходных. [ 9 ]
На следующий день вторая квалификационная сессия протекала в обычном режиме до момента его аварии. В начале сессии Ратценбергер сошел с трассы на шикане Acque Minerali . [ 10 ] Поскольку его спонсор присутствовал впервые и на середине срока действия его контракта, он решил продолжить, проверив машину в меру своих возможностей. [ 5 ] Он не знал, что в результате незначительного инцидента было повреждено его переднее крыло; после разворота на шпильке Тоса на предыдущем круге, когда он пытался повернуть в поворот Вильнева с высокой прижимной силой , он сломался и застрял под машиной, которая врезалась в внешнюю стену на скорости 314,9 км/ч (195,7 миль в час). [ 11 ]
Ратценбергер был доставлен на машине скорой помощи в медицинский центр Imola Circuit, затем на машине скорой помощи в больницу Маджоре в Болонье , где по прибытии он был констатирован мертвым . Он получил три смертельных травмы: перелом основания черепа , который был назван официальной причиной смерти; тупая травма от попадания передней левой шины в ячейку выживания; [ 12 ] и разрыв аорты . [ 13 ] Ратценбергер был первым автогонщиком, погибшим во время уикенда Гран-при с сезона 1982 года , когда Риккардо Палетти погиб на Гран-при Канады на трассе Жиля Вильнёва . Ратценбергер также был первым гонщиком, погибшим в результате аварии на автомобиле Формулы-1 со времен Элио де Анжелиса во время тестов сезона Формулы-1 1986 года .

Берни Экклстоун лично доставил подтверждение о смерти Ратценбергера ошеломленной команде Simtek. Скорбя, Брэбэм принял решение выступить в воскресенье: [ 14 ]
Все были в состоянии шока. Никто не мог понять, что произошло... Я мало что помню до того вечера, когда команда усадила меня и сказала, что решение за мной, продолжим ли мы участвовать в гонках... Я подумал, что должен выбрать эту команду. встанем и продолжим то, что делаем. Я решил поучаствовать, правда, ради ребят.
Айртон Сенна завладел служебной машиной, чтобы поспешить в медицинский центр; он узнал о смерти Ратценбергера от друга и нейрохирурга Сида Уоткинса . Уоткинс предложил безутешному Сенне отказаться от участия в гонке на следующий день и вместо этого отправиться на рыбалку, и спросил, хочет ли он прекратить участие в гонках. Сенна, как известно, ответил: «Я не могу уйти, мне нужно продолжать», и, вернувшись в свой гараж, решил отказаться от участия до конца квалификации. [ 8 ]
Место Ратценбергера на стартовой решетке осталось пустым. Сообщалось, что Полу Бельмондо было предложено последнее место в стартовой решетке, но он отказался из уважения к Ратценбергеру и на том основании, что он не заслужил это место в гонке. [ 15 ]
Гонка и последствия
[ редактировать ]На следующий день на седьмом круге гонки машина Сенны проехала мимо левого поворота Тамбурелло и врезалась в незащищенный бетонный барьер на скорости 233 км/ч (140 миль в час), что привело к многочисленным смертельным травмам. [ 16 ] Когда официальные лица трассы осмотрели обломки гоночной машины Сенны, они обнаружили свернутый австрийский флаг. Сенна планировал поднять его после гонки в честь Ратценбергера. [ 17 ] Гонку выиграл Михаэль Шумахер , Никола Ларини и Мика Хаккинен заняли второе и третье места соответственно, а Брэбэм сошел с дистанции после 27 кругов. [ 18 ] Из уважения к Ратценбергеру и Сенне шампанское . на церемонии подиума не разбрызгивали [ 18 ]
Смерть Сенны, трехкратного чемпиона мира, по большей части затмила смерть Ратценбергера: хотя на похоронах Сенны присутствовали все действующие гонщики Формулы-1, только пятеро (Брэбэм, Герберт, Хайнц-Харальд Френтцен и соотечественники Ратценбергера Карл Вендлингер и Герхард Бергер ) присутствовали на похоронах Ратценбергера. [ 19 ] FIA Президент Макс Мосли также присутствовал на мероприятии, отметив в интервью десять лет спустя: [ 20 ]
Роланд был забыт. Итак, я пошел на его похороны, потому что все пошли на похороны Сенны. Я подумал, что важно, чтобы кто-то пошел к нему.

Ратценбергер был похоронен в Максглане, в Зальцбурге . Из-за того, что позже в том же году он участвовал в гонке « 24 часа Ле-Мана» за Toyota, имя Ратценбергера было оставлено на машине как дань уважения, а его друг Эдди Ирвин его место за рулем занял .
Наследие
[ редактировать ]Во время обычного брифинга перед гонкой 1 мая 1994 года оставшиеся гонщики согласились на реформирование Ассоциации гонщиков Гран-при , первыми директорами которой должны были стать Сенна, Бергер и Шумахер. Реформированная ассоциация впоследствии настаивала на тщательном повышении безопасности после катастроф в Имоле и других катастроф в 1994 году; в 2003 году FIA . обязала использовать устройство HANS , предназначенное для предотвращения травм, полученных Ратценбергером [ 21 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]![]() |
Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1985 | Немецкая Формула Форд 1600 | Ван Димен | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Фестиваль Формулы Форда | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | Северная Каролина | ||
Евросерия EFDA Формула Ford 1600 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | Северная Каролина | ||
1986 | Эссо Формула Форд Чемпионат 1600 | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
Формула Ford 1600 – гонка чемпионов Ford | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | Н/Д | 1-й | ||
Фестиваль Формулы Форда | Ван Димен | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | Н/Д | 1-й | |
1987 | Чемпионат мира по кузовным гонкам | Шнитцер Моторспорт | 10 | 0 | 1 | 0 | 4 | 146 | 10-е место |
Британская Формула-3 | Вест Суррей Рейсинг | 9 | 0 | 0 | 0 | 2 | 10 | 12-е | |
Евросерия Формулы 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 35 | 5-е место | ||
Чемпионат Европы по кузовным гонкам | Шнитцер Моторспорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1988 | Британская Формула-3 | Мэджвик Моторспорт | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 12-е |
Британский чемпионат по кузовным гонкам | Демоны Твики | 7 | 1 | 0 | 2 | 4 | 26 | 11-е | |
1989 | Британская Формула 3000 | Дух Автоспорт | 8 | 1 | 3 | 4 | 6 | 37 | 3-й |
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам | Команда Тойота САРД | 5 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 36-е | |
Чемпионат Германии по кузовным гонкам | Марко РСМ | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 47-е место | |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Команда Тойота Тома | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 31-е | |
Репсол Браун Моторспорт | |||||||||
24 часа Ле-Мана | Brun Motorsport / Alpha Racing Team | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1990 | Чемпионат Японии по кузовным гонкам | Автотех Гонки | 6 | 2 | 0 | 0 | 5 | 98 | 7-е место |
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам | Команда Тойота САРД | 5 | 1 | 0 | 0 | 1 | 38 | 9-е | |
Японская Формула 3000 | Команда Нодзи Интернэшнл | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | 0 | |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Команда Тойота Тома | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | 0 | |
24 часа Ле-Мана | Команда Тойота САРД | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1991 | Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам | Команда Тойота САРД | 7 | 1 | 1 | 0 | 1 | 27 | 15-е место |
Чемпионат Японии по кузовным гонкам | Автотех Гонки | 6 | 3 | 0 | 0 | 5 | 125 | 7-е место | |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Команда Стекло Примагаз | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1992 | Японская Формула 3000 | Стеллар Интернешнл | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 19 | 7-е место |
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам – класс 2 | Автотех Гонки | 8 | 2 | 0 | 0 | 6 | 85 | 5-е место | |
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам | Kitz Racing Team с SARD | 6 | 0 | 0 | 0 | 1 | 46 | 7-е место | |
Чемпионат IMSA GT | Команда 0123 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 23 | 17-е | |
1993 | Японская Формула 3000 | Стеллар Интернешнл | 10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 12-е |
24 часа Ле-Мана | Y's Racing Team / Sard Co. Ltd. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 5-е место | |
1994 | Формула-1 | МТВ Симтек Форд | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
Полные результаты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
[ редактировать ]( ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию - 1982–1990 годы в классе) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг - 1 очко начисляется? –1989 год в классе)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | округ Колумбия | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1988 | Демоны Твики | БМВ М3 | Б | SIL | ОЛЛ | ТРР | ДОН Верно |
ТРР 8 |
SIL 16 |
SIL Верно |
БРХ | SNE | БРХ 11 |
ОДИН С |
ДОН 13 |
SIL 9 |
13-е место | 26 | 4-й |
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 962С | С1 | 58 | ДНФ | ДНФ |
1990 | ![]() |
![]() ![]() |
Toyota 90C-V | С1 | 241 | ДНФ | ДНФ |
1991 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 962С | С2 | 202 | ДНФ | ДНФ |
1992 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Toyota 92C-V | С2 | 321 | 9-е | 2-й |
1993 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Toyota 93C-V | С2 | 363 | 5-е место | 1-й |
Источник: [ 24 ]
|
Полные результаты британской Формулы 3000
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | Дух Автоспорт | БРХ 2 |
ТРР 2 |
ОЛЛ 8† |
ДОН 1 |
БРХ 2 |
SNE 2 |
SIL 3 |
ОЛЛ Верно |
БРХ | 3-й | 37 |
† — Не финишировал в гонке, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты японской Формулы 3000
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | Команда Нодзи Интернэшнл | ВОДА DNQ |
фу Верно |
МИН Верно |
ВОДА | ВОДА | фу | фу Верно |
ВОДА 15 |
фу DNQ |
ВОДА | Северная Каролина | 0 | |
1992 | Стеллар Интернешнл | ВОДА DNQ |
фу 13 |
МИН 3 |
ВОДА Верно |
АВТОМОБИЛЬ Верно |
ВОДА 4 |
фу Верно |
фу 4 |
ВОДА 1 |
фу 25† |
ВОДА Верно |
7-е место | 19 |
1993 | Стеллар Интернешнл | ВОДА Верно |
фу 10 |
МИН Верно |
ВОДА 6 |
АВТОМОБИЛЬ С |
ВОДА 16 |
фу С |
фу 3 |
ВОДА 6 |
фу 14 |
ВОДА 7 |
12-е | 6 |
Источник: [ 25 ]
|
† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | МЦД | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 | МТВ Симтек Форд | Симтек С941 | Форд V8 | ХОРОШИЙ DNQ |
ПКК 11 |
СМР DNS |
МОЙ | ESP | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | евро | Япония | ИЗ | Северная Каролина | 0 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пилот 24 часов в Мане: Роланд Вальтер Ратценбергер» . www.24h-en-piste.com (на французском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Купер, Адам (май 2014 г.). «Этот обаятельный мужчина» . Мотоспорт . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Кто есть кто: Роланд Ратценбергер» . F1Fanatic.co.uk. 2006 год . Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ «Изображение гоночного автомобиля Ратценбергера с брендом TV – am » . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Купер, Адам (30 апреля 2020 г.). «Роланд Ратценбергер: Внутренняя история выходных в Имоле» . Motorsport.com . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Даниэль Таслиджич. «Сегодня Роланду Ратценбергеру исполнилось бы 58 лет: это его история» . Двевник Са Путованья . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Чоудхури, Садж (30 апреля 2020 г.). «Вспоминая Роланда Ратценбергера» . Би-би-си Спорт . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гамильтон, Морис (1998). Фрэнк Уильямс . Макмиллан. п. 232. ИСБН 0-333-71716-3 .
- ^ Дэвид Тремейн; Марк Скьюис; Стюарт Уильямс; Пол Фернли (5 апреля 1994 г.). «Великий побег Баррикелло». Новости автомобильного транспорта . Новости Публикации ООО
- ^ Сэм Тремейн. «Гонщик насквозь, — вспоминал Ратценбергер» . Формула 1 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «10 самых ярких аварий Формулы-1 за всю историю» . automotoportal.com. 7 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 30 декабря 2007 г.
- ^ Кэмпбелл, Пол (1 мая 2014 г.). «Из хранилища: трагическая смерть пилота Формулы-1 Роланда Ратценбергера в 1994 году» . Хранитель . Проверено 20 декабря 2019 г. - через www.theguardian.com.
- ^ «Смерти в гоночных автомобилях: медицинские причины смертей в гонках с примерами и последующими улучшениями гоночных автомобилей» . www.paravirus.com . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Садж Чоудхури (30 апреля 2014 г.). «Брэбэм о Ратценбергере и Сенне» . Би-би-си Спорт . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (30 апреля 2014 г.). «Как смерть Ратценбергера ошеломила Формулу-1» . Фанаты гонок . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Каселла, Паола (13 марта 1997 г.). «Сенна Морте Аль Компьютер» [Сенна Смерть Компьютера]. Республика (на итальянском языке) . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Лонгмор, Эндрю (31 октября 1994 г.). «Айртон Сенна: Последние часы» . Таймс . Великобритания: Новости Интернешнл. Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 28 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Роулинсон, Энтони; Стро, Эдд; Культа, Хейкки; Уоткинс, Гэри (май 2018 г.). «Имола-1994: Воспоминания соперников Сенны» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Мадженди, Мэтт (30 апреля 2014 г.). «Забытый человек Формулы-1: 20 лет спустя после смерти Роланда Ратценбергера» . CNN . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ «Макс пошел на похороны Роланда» . GPUpdate.net. 23 апреля 2004 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Джефф Паппоне (17 февраля 2011 г.). «Самый быстрый вид спорта медленно внедряет меры безопасности» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ «Результаты гонок Роланда Ратценбергера» . TouringCars.net . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Роланда Ратценбергера» . Статистика автоспорта . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Полный архив Роланда Ратценбергера» . Гоночные спортивные автомобили. стр. 2 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Роланд Ратценбергер» . Мотоспорт . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата от Роланда Ратценбергера» . ШиканаF1 . Проверено 5 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Роланд Ратценбергер. Архивировано 12 июня 2008 г. на Wayback Machine - мемориальный сайт (на немецком языке).
- F1 Rejects – еще одна дань памяти Ратценбергеру
- Фанатик F1 «Кто есть кто»: Роланд Ратценбергер
- Гибельная авария Роланда Ратценбергера
- 1960 рождений
- 1994 смертей
- Спортсмены из Зальцбурга
- Австрийские автогонщики
- Австрийские пилоты Формулы-1
- Пилоты Simtek Формулы-1
- Пилоты чемпионата Японии Формулы 3000
- Пилоты чемпионата Британской Формулы 3000
- Пилоты чемпионата мира по кузовным гонкам
- Пилоты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
- Водители German Touring Car Masters
- Пилоты чемпионата Японии по кузовным гонкам
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Гонщики, погибшие во время гонок
- Сняли на видео смерти в автоспорте
- Спортивные смерти в Италии
- Пилоты Формулы Форд
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Водители «24 часа Спа»
- Драйверы серии Long Distance
- Драйверы ТОМ
- Пилоты Schnitzer Motorsport