Jump to content

Роланд Ратценбергер

Роланд Ратценбергер
Ратценбергер в 1994 году
Рожденный ( 1960-07-04 ) 4 июля 1960 г.
Зальцбург , Австрия
Умер 30 апреля 1994 г. (30 апреля 1994 г.) (33 года)
Болонья , Италия
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Национальность Австрия австрийский
Активные годы 1994
Команды Симтек
Записи 3 (1 старт)
Чемпионаты 0
Победы 0
Подиумы 0
Карьерные очки 0
Поул-позиции 0
Самые быстрые круги 0
Первая запись Гран-при Бразилии 1994 года.
Последняя запись Гран-при Сан-Марино 1994 года.
24 часа карьеры в Ле-Мане
Годы 1989–1993
Команды Brun Motorsport /Alpha Racing Team, Toyota Team SARD / TOM'S , Team Salamin Primagaz/Team Schuppan
Лучшая отделка 5-е ( 1993 )
Класс побеждает 1 ( 1993 )

Роланд Вальтер Ратценбергер [ 1 ] ( Немецкий: [ˈroːlant ˈratsn̩bɛrɡɐ] ; 4 июля 1960 — 30 апреля 1994) — австрийский автогонщик , участвовавший в различных категориях автоспорта, включая британскую Формулу-3000 , японскую Формулу-3000 и Формулу-1 . Имея спорадические успехи в низших формулах, Ратценбергер сумел обеспечить себе место в Формуле-1 в 1994 году для новой команды Simtek , в необычно позднем возрасте 33 лет. Он погиб в аварии во время квалификации Гран-при Сан-Марино 1994 года всего за три гонки. в свою карьеру в Формуле-1. Эти выходные стали печально известны тем, что на следующий день во время гонки во время гонки погиб Айртон Сенна , трехкратный чемпион мира.

Ассоциация гонщиков Гран-при была реформирована в результате смерти Ратценбергера, и уик-энд в целом привел к заметному усилению внимания к безопасности в спорте.

Ранняя и личная жизнь

[ редактировать ]

Ратценбергер родился в Зальцбурге , Австрия, 4 июля 1960 года. Когда ему было семь лет, бабушка взяла его на местные соревнования по скалолазанию в Гайсберге . В 1969 году трасса Зальцбургринг . рядом с его домом открылась [ 2 ] Будучи подростком, он обнаружил, что неподалеку базируется гонщик и владелец команды Formula Ford Уолтер Лехнер , и, учась в техникуме , начал слоняться по мастерской. Закончив образование в восемнадцать лет, он присоединился к Лехнеру, который в это время открывал гоночную школу на Зальцбургринге. [ 2 ]

Зимой 1991 года в Монако , после того, что Адам Купер назвал «бурным ухаживанием», Ратценбергер вышла замуж за бывшего партнера другого водителя, став отчимом своего сына от предыдущих отношений. Они развелись в начале 1992 года. [ 2 ]

Шлем Роланда Ратценбергера.

Ратценбергер начал участвовать в гонках немецкой Формулы Форд в 1983 году, а в 1985 году выиграл чемпионаты Формулы Форд в Австрии и Центральной Европе. [ 3 ] В 1985 году он принял участие в фестивале Formula Ford в Брэндс-Хэтче в Англии, заняв второе место. Он вернулся в 1986 году, чтобы выиграть соревнование, а перешел в британскую Формулу 3 . в следующем сезоне [ 3 ] Находясь в Великобритании, он ненадолго получил известность благодаря сходству своего имени с именем телевизионной марионетки Роланда Рэта , с которым он появился в выпуске TV-am ; Бренд TV -am какое-то время появлялся на его машине. [ 4 ]

Два года в британской Формуле-3 принесли два 12-го места в чемпионате вместе с West Surrey Racing и Madgwick Motorsport. Он также участвовал в гонках на других автомобилях, помимо одноместных, однажды финишировав вторым на чемпионате мира по кузовным гонкам 1987 года за рулем Team Schnitzer BMW M3 . [ 3 ] В 1988 году он участвовал в последних нескольких этапах чемпионата Великобритании по кузовным гонкам на BMW M3 класса B, участвуя в гонках за команду Demon Tweeks . В следующем году он принял участие в британской серии Формулы 3000 , заняв третье место в общем зачете, а также участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана» впервые ; Brun Motorsport , Porsche 962, который он разделил с Маурицио Сандро Салой и Вальтером Лехнером, сошел с дистанции на третьем часу. Он примет участие в следующих четырех гонках Ле-Мана: снова с Бруном в 1991 году и с командой SARD в 1990, 1992 и 1993 годах. [ 3 ]

В 1990-е годы Ратценбергер начал участвовать в гонках преимущественно в Японии. Он выиграл по одной гонке в 1990 и 1991 годах на чемпионате Японии по спортивным прототипам с той же командой SARD, за которую он выступал в Ле-Мане . Он также вернулся к гонкам на кузовных автомобилях в чемпионате Японии по кузовным гонкам , заняв седьмое место в 1990 и 1991 годах на BMW M3. [ 3 ] В течение последнего года Ратценбергер тестировал CART Lola T91/00 для Dick Simon Racing в Уиллоу-Спрингс . [ 2 ]

Это проложило путь к возвращению в Формулу 3000 в чемпионате Японии с командой Stellar в сезоне 1992 года . Его год начался неудачно, но когда команда модернизировала свою двухлетнюю Лолу на новую модель, Ратценбергер выиграл один раз и финишировал седьмым в общем зачете. Он остался в серии в 1993 году , заняв 11-е место. В том же году он добился своего лучшего результата в Ле-Мане, когда он, Мауро Мартини и Наоки Нагасака финишировали пятыми на Toyota 93 CV. [ 3 ]

Формула-1

[ редактировать ]
Роланд Ратценбергер в свой последний день (30 апреля 1994 года) в Имоле во время Гран-при Сан-Марино. Позже в тот же день Ратценбергер погиб во время квалификации.

Ратценбергер очень хотел участвовать в гонках в Формуле-1, особенно потому, что бывшие соперники в F3000, такие как Эдди Ирвин и Джонни Герберт , сумели достичь высшего уровня, а он - нет. [ 5 ] Он был очень близок к тому, чтобы обеспечить себе участие команды Иордании в первом сезоне в 1991 году . Переговоры находились на очень продвинутой стадии, когда Ратценбергер потерял финансовую поддержку «крупного спонсора». В итоге Бертрану Гашо . место досталось [ 6 ]

В 1994 году он осуществил свою мечту и стал одним из немногих австрийских гонщиков Формулы-1 . Получив спонсора в лице богатой немки Барбары Белау, которая заключила сделку зимой 1993–1994 годов, Ратценбергер подписал контракт на пять гонок с новой Simtek командой в партнерстве с Дэвидом Брэбэмом . [ 5 ] Имея очень неконкурентоспособную машину, Ратценбергер не смог пройти квалификацию на первую гонку на Интерлагосе . Однако следующий этап на трассе TI в Аиде прошел намного лучше, поскольку ему не только удалось пройти квалификацию, но и финишировать на очень похвальном одиннадцатом месте, даже если учесть, что он был единственным гонщиком, который раньше участвовал в гонках на этом месте. [ 7 ]

Крушение

[ редактировать ]

Гран -при Сан-Марино в Имоле стал бы третьей гонкой Ратценбергера в Формуле-1. Во время первой квалификационной сессии в пятницу, 29 апреля, он попросил более опытного Брэбэма протестировать его машину; австралиец подтвердил оценку тормозов Ратценбергера, которая беспокоила его на предыдущих гонках. [ 5 ] По словам Брэбэма, вскоре вопрос был решен к удовлетворению обоих. [ 7 ] Сессия была омрачена, когда пилот Jordan Рубенс Баррикелло врезался в бордюр на повороте Варианте Басса ; его машина, двигавшаяся со скоростью 225 км/ч (140 миль в час), была подброшена в воздух и столкнулась с шинным барьером. [ 8 ] Получив травмы носа и руки, Баррикелло был переведен в ближайшую больницу и больше не принимал участия в выходных. [ 9 ]

На следующий день вторая квалификационная сессия протекала в обычном режиме до момента его аварии. В начале сессии Ратценбергер сошел с трассы на шикане Acque Minerali . [ 10 ] Поскольку его спонсор присутствовал впервые и на середине срока действия его контракта, он решил продолжить, проверив машину в меру своих возможностей. [ 5 ] Он не знал, что в результате незначительного инцидента было повреждено его переднее крыло; после разворота на шпильке Тоса на предыдущем круге, когда он пытался повернуть в поворот Вильнева с высокой прижимной силой , он сломался и застрял под машиной, которая врезалась в внешнюю стену на скорости 314,9 км/ч (195,7 миль в час). [ 11 ]

Ратценбергер был доставлен на машине скорой помощи в медицинский центр Imola Circuit, затем на машине скорой помощи в больницу Маджоре в Болонье , где по прибытии он был констатирован мертвым . Он получил три смертельных травмы: перелом основания черепа , который был назван официальной причиной смерти; тупая травма от попадания передней левой шины в ячейку выживания; [ 12 ] и разрыв аорты . [ 13 ] Ратценбергер был первым автогонщиком, погибшим во время уикенда Гран-при с сезона 1982 года , когда Риккардо Палетти погиб на Гран-при Канады на трассе Жиля Вильнёва . Ратценбергер также был первым гонщиком, погибшим в результате аварии на автомобиле Формулы-1 со времен Элио де Анжелиса во время тестов сезона Формулы-1 1986 года .

Вильнёв Курва , место фатальной катастрофы Ратценбергера. Айртон Сенна погиб на следующий день на предыдущем повороте.

Берни Экклстоун лично доставил подтверждение о смерти Ратценбергера ошеломленной команде Simtek. Скорбя, Брэбэм принял решение выступить в воскресенье: [ 14 ]

Все были в состоянии шока. Никто не мог понять, что произошло... Я мало что помню до того вечера, когда команда усадила меня и сказала, что решение за мной, продолжим ли мы участвовать в гонках... Я подумал, что должен выбрать эту команду. встанем и продолжим то, что делаем. Я решил поучаствовать, правда, ради ребят.

Айртон Сенна завладел служебной машиной, чтобы поспешить в медицинский центр; он узнал о смерти Ратценбергера от друга и нейрохирурга Сида Уоткинса . Уоткинс предложил безутешному Сенне отказаться от участия в гонке на следующий день и вместо этого отправиться на рыбалку, и спросил, хочет ли он прекратить участие в гонках. Сенна, как известно, ответил: «Я не могу уйти, мне нужно продолжать», и, вернувшись в свой гараж, решил отказаться от участия до конца квалификации. [ 8 ]

Место Ратценбергера на стартовой решетке осталось пустым. Сообщалось, что Полу Бельмондо было предложено последнее место в стартовой решетке, но он отказался из уважения к Ратценбергеру и на том основании, что он не заслужил это место в гонке. [ 15 ]

Гонка и последствия

[ редактировать ]

На следующий день на седьмом круге гонки машина Сенны проехала мимо левого поворота Тамбурелло и врезалась в незащищенный бетонный барьер на скорости 233 км/ч (140 миль в час), что привело к многочисленным смертельным травмам. [ 16 ] Когда официальные лица трассы осмотрели обломки гоночной машины Сенны, они обнаружили свернутый австрийский флаг. Сенна планировал поднять его после гонки в честь Ратценбергера. [ 17 ] Гонку выиграл Михаэль Шумахер , Никола Ларини и Мика Хаккинен заняли второе и третье места соответственно, а Брэбэм сошел с дистанции после 27 кругов. [ 18 ] Из уважения к Ратценбергеру и Сенне шампанское . на церемонии подиума не разбрызгивали [ 18 ]

Смерть Сенны, трехкратного чемпиона мира, по большей части затмила смерть Ратценбергера: хотя на похоронах Сенны присутствовали все действующие гонщики Формулы-1, только пятеро (Брэбэм, Герберт, Хайнц-Харальд Френтцен и соотечественники Ратценбергера Карл Вендлингер и Герхард Бергер ) присутствовали на похоронах Ратценбергера. [ 19 ] FIA Президент Макс Мосли также присутствовал на мероприятии, отметив в интервью десять лет спустя: [ 20 ]

Роланд был забыт. Итак, я пошел на его похороны, потому что все пошли на похороны Сенны. Я подумал, что важно, чтобы кто-то пошел к нему.

В знак уважения имя Ратценбергера было оставлено на Toyota 94C-V , на которой он намеревался участвовать в гонках в Ле-Мане.

Ратценбергер был похоронен в Максглане, в Зальцбурге . Из-за того, что позже в том же году он участвовал в гонке « 24 часа Ле-Мана» за Toyota, имя Ратценбергера было оставлено на машине как дань уважения, а его друг Эдди Ирвин его место за рулем занял .

Наследие

[ редактировать ]

Во время обычного брифинга перед гонкой 1 мая 1994 года оставшиеся гонщики согласились на реформирование Ассоциации гонщиков Гран-при , первыми директорами которой должны были стать Сенна, Бергер и Шумахер. Реформированная ассоциация впоследствии настаивала на тщательном повышении безопасности после катастроф в Имоле и других катастроф в 1994 году; в 2003 году FIA . обязала использовать устройство HANS , предназначенное для предотвращения травм, полученных Ратценбергером [ 21 ]

Гоночный рекорд

[ редактировать ]

Краткое описание карьеры

[ редактировать ]
Сезон Ряд Команда Гонки Победы поляки Ф/кругов Подиумы Очки Позиция
1985 Немецкая Формула Форд 1600 Ван Димен ? ? ? ? ? ? ?
Фестиваль Формулы Форда 1 0 0 0 0 Н/Д Северная Каролина
Евросерия EFDA Формула Ford 1600 1 0 0 0 0 Н/Д Северная Каролина
1986 Эссо Формула Форд Чемпионат 1600 ? ? ? ? ? ? ?
Формула Ford 1600 – гонка чемпионов Ford 1 1 0 0 1 Н/Д 1-й
Фестиваль Формулы Форда Ван Димен 1 1 1 0 1 Н/Д 1-й
1987 Чемпионат мира по кузовным гонкам Шнитцер Моторспорт 10 0 1 0 4 146 10-е место
Британская Формула-3 Вест Суррей Рейсинг 9 0 0 0 2 10 12-е
Евросерия Формулы 3 2 1 0 1 2 35 5-е место
Чемпионат Европы по кузовным гонкам Шнитцер Моторспорт 1 0 0 0 0 0 Северная Каролина
1988 Британская Формула-3 Мэджвик Моторспорт 9 0 0 0 0 4 12-е
Британский чемпионат по кузовным гонкам Демоны Твики 7 1 0 2 4 26 11-е
1989 Британская Формула 3000 Дух Автоспорт 8 1 3 4 6 37 3-й
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам Команда Тойота САРД 5 0 1 1 0 1 36-е
Чемпионат Германии по кузовным гонкам Марко РСМ 2 0 0 0 0 1 47-е место
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Команда Тойота Тома 2 0 0 0 0 10 31-е
Репсол Браун Моторспорт
24 часа Ле-Мана Brun Motorsport / Alpha Racing Team 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
1990 Чемпионат Японии по кузовным гонкам Автотех Гонки 6 2 0 0 5 98 7-е место
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам Команда Тойота САРД 5 1 0 0 1 38 9-е
Японская Формула 3000 Команда Нодзи Интернэшнл 4 0 0 0 0 Северная Каролина 0
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Команда Тойота Тома 1 0 0 0 0 Северная Каролина 0
24 часа Ле-Мана Команда Тойота САРД 1 0 0 0 0 Н/Д ДНФ
1991 Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам Команда Тойота САРД 7 1 1 0 1 27 15-е место
Чемпионат Японии по кузовным гонкам Автотех Гонки 6 3 0 0 5 125 7-е место
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Команда Стекло Примагаз 2 0 0 0 0 0 Северная Каролина
1992 Японская Формула 3000 Стеллар Интернешнл 1 1 2 0 2 19 7-е место
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам – класс 2 Автотех Гонки 8 2 0 0 6 85 5-е место
Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам Kitz Racing Team с SARD 6 0 0 0 1 46 7-е место
Чемпионат IMSA GT Команда 0123 1 0 0 0 1 23 17-е
1993 Японская Формула 3000 Стеллар Интернешнл 10 0 0 0 1 6 12-е
24 часа Ле-Мана Y's Racing Team / Sard Co. Ltd. 1 0 0 0 0 Н/Д 5-е место
1994 Формула-1 МТВ Симтек Форд 1 0 0 0 0 0 Северная Каролина

Полные результаты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам

[ редактировать ]

( ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию - 1982–1990 годы в классе) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг - 1 очко начисляется? –1989 год в классе)

Год Команда Машина Сорт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 округ Колумбия оч Сорт
1988 Демоны Твики БМВ М3 Б SIL ОЛЛ ТРР ДОН
Верно
ТРР
8
SIL
16
SIL
Верно
БРХ SNE БРХ
11
ОДИН
С
ДОН
13
SIL
9
13-е место 26 4-й
Источники: [ 22 ] [ 23 ]

Результаты «24 часов Ле-Мана»

[ редактировать ]
Год Команда штурманы Машина Сорт Круги Поз. Сорт
Поз.
1989 Швейцария Браун Автоспорт
Япония Альфа Рейсинг Команда
Бразилия Маурицио Сандро Сала
Австрия Уолтер Лехнер
Порше 962С С1 58 ДНФ ДНФ
1990 Япония Тойота Команда САРД Франция Пьер-Анри Рафаэль
Япония Наоки Нагасака
Toyota 90C-V С1 241 ДНФ ДНФ
1991 Швейцария Команда Стекло Примагаз
Австралия Команда Шуппан
Швеция Элг Ось
Великобритания Уилл Хой
Порше 962С С2 202 ДНФ ДНФ
1992 Япония Тойота Команда Тома
Япония Kitz Racing Team с SARD
Швеция Элг Ось
Великобритания Эдди Ирвин
Toyota 92C-V С2 321 9-е 2-й
1993 Япония Y's Racing Team
Япония Компания Сард. ООО
Италия Мауро Мартини
Япония Наоки Нагасака
Toyota 93C-V С2 363 5-е место 1-й
Источник: [ 24 ]

Полные результаты британской Формулы 3000

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент 1 2 3 4 5 6 7 8 9 округ Колумбия оч
1989 Дух Автоспорт БРХ
2
ТРР
2
ОЛЛ
8†
ДОН
1
БРХ
2
SNE
2
SIL
3
ОЛЛ
Верно
БРХ 3-й 37

† — Не финишировал в гонке, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.

Полные результаты японской Формулы 3000

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 округ Колумбия Очки
1990 Команда Нодзи Интернэшнл ВОДА
DNQ
фу
Верно
МИН
Верно
ВОДА ВОДА фу фу
Верно
ВОДА
15
фу
DNQ
ВОДА Северная Каролина 0
1992 Стеллар Интернешнл ВОДА
DNQ
фу
13
МИН
3
ВОДА
Верно
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ВОДА
4
фу
Верно
фу
4
ВОДА
1
фу
25†
ВОДА
Верно
7-е место 19
1993 Стеллар Интернешнл ВОДА
Верно
фу
10
МИН
Верно
ВОДА
6
АВТОМОБИЛЬ
С
ВОДА
16
фу
С
фу
3
ВОДА
6
фу
14
ВОДА
7
12-е 6
Источник: [ 25 ]

† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.

Полные результаты Формулы-1

[ редактировать ]

( ключ )

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 МЦД Очки
1994 МТВ Симтек Форд Симтек С941 Форд V8 ХОРОШИЙ
DNQ
ПКК
11
СМР
DNS
МОЙ ESP МОЖЕТ ОТ Великобритания ДАВАТЬ ОНА БЕЛ ОНА К евро Япония ИЗ Северная Каролина 0
Источники: [ 23 ] [ 26 ]
  1. ^ «Пилот 24 часов в Мане: Роланд Вальтер Ратценбергер» . www.24h-en-piste.com (на французском языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Купер, Адам (май 2014 г.). «Этот обаятельный мужчина» . Мотоспорт . Проверено 18 сентября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж «Кто есть кто: Роланд Ратценбергер» . F1Fanatic.co.uk. 2006 год . Проверено 21 декабря 2006 г.
  4. ^ «Изображение гоночного автомобиля Ратценбергера с брендом TV – am » . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Купер, Адам (30 апреля 2020 г.). «Роланд Ратценбергер: Внутренняя история выходных в Имоле» . Motorsport.com . Проверено 30 апреля 2020 г.
  6. ^ Даниэль Таслиджич. «Сегодня Роланду Ратценбергеру исполнилось бы 58 лет: это его история» . Двевник Са Путованья . Проверено 26 апреля 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б Чоудхури, Садж (30 апреля 2020 г.). «Вспоминая Роланда Ратценбергера» . Би-би-си Спорт . Проверено 27 ноября 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Гамильтон, Морис (1998). Фрэнк Уильямс . Макмиллан. п. 232. ИСБН  0-333-71716-3 .
  9. ^ Дэвид Тремейн; Марк Скьюис; Стюарт Уильямс; Пол Фернли (5 апреля 1994 г.). «Великий побег Баррикелло». Новости автомобильного транспорта . Новости Публикации ООО
  10. ^ Сэм Тремейн. «Гонщик насквозь, — вспоминал Ратценбергер» . Формула 1 . Проверено 6 мая 2019 г.
  11. ^ «10 самых ярких аварий Формулы-1 за всю историю» . automotoportal.com. 7 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 30 декабря 2007 г.
  12. ^ Кэмпбелл, Пол (1 мая 2014 г.). «Из хранилища: трагическая смерть пилота Формулы-1 Роланда Ратценбергера в 1994 году» . Хранитель . Проверено 20 декабря 2019 г. - через www.theguardian.com.
  13. ^ «Смерти в гоночных автомобилях: медицинские причины смертей в гонках с примерами и последующими улучшениями гоночных автомобилей» . www.paravirus.com . Проверено 20 декабря 2019 г.
  14. ^ Садж Чоудхури (30 апреля 2014 г.). «Брэбэм о Ратценбергере и Сенне» . Би-би-си Спорт . Проверено 30 апреля 2014 г.
  15. ^ Коллантайн, Кейт (30 апреля 2014 г.). «Как смерть Ратценбергера ошеломила Формулу-1» . Фанаты гонок . Проверено 18 сентября 2020 г.
  16. ^ Каселла, Паола (13 марта 1997 г.). «Сенна Морте Аль Компьютер» [Сенна Смерть Компьютера]. Республика (на итальянском языке) . Проверено 19 сентября 2020 г.
  17. ^ Лонгмор, Эндрю (31 октября 1994 г.). «Айртон Сенна: Последние часы» . Таймс . Великобритания: Новости Интернешнл. Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 28 октября 2006 г.
  18. ^ Jump up to: а б Роулинсон, Энтони; Стро, Эдд; Культа, Хейкки; Уоткинс, Гэри (май 2018 г.). «Имола-1994: Воспоминания соперников Сенны» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
  19. ^ Мадженди, Мэтт (30 апреля 2014 г.). «Забытый человек Формулы-1: 20 лет спустя после смерти Роланда Ратценбергера» . CNN . Проверено 14 июня 2014 г.
  20. ^ «Макс пошел на похороны Роланда» . GPUpdate.net. 23 апреля 2004 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
  21. ^ Джефф Паппоне (17 февраля 2011 г.). «Самый быстрый вид спорта медленно внедряет меры безопасности» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
  22. ^ «Результаты гонок Роланда Ратценбергера» . TouringCars.net . Проверено 5 мая 2022 г.
  23. ^ Jump up to: а б «Результаты Роланда Ратценбергера» . Статистика автоспорта . Проверено 5 мая 2022 г.
  24. ^ «Полный архив Роланда Ратценбергера» . Гоночные спортивные автомобили. стр. 2 . Проверено 5 мая 2022 г.
  25. ^ «Роланд Ратценбергер» . Мотоспорт . Проверено 5 мая 2022 г.
  26. ^ «Все заявки на участие в гонках чемпионата от Роланда Ратценбергера» . ШиканаF1 . Проверено 5 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e47b7623597bf4963fe2b127fd262e08__1722112200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/08/e47b7623597bf4963fe2b127fd262e08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roland Ratzenberger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)