БМВ 3 серии (Е30)
БМВ 3 серии (Е30) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | 1982–1994 |
Модельные годы | 1984–1991 (Северная Америка) |
Сборка | Западная Германия: Мюнхен ; Регенсбург Южная Африка: Росслин |
Дизайнер | Клаус Люте , Бойк Бойер |
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный представительский автомобиль ( D ) |
Тип кузова | |
Макет |
|
Связанный | Альпина Б3 Е30 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2570 мм (101,2 дюйма) [ 1 ] |
Длина | 4320–4460 мм (170,1–175,6 дюйма) [ 1 ] |
Ширина | 1645 мм (64,8 дюйма) [ 1 ] |
Высота | 1360–1400 мм (53,5–55,1 дюйма) [ 1 ] |
Снаряженная масса | 1080–1200 кг (2380–2650 фунтов) [ 2 ] [ 3 ] |
Хронология | |
Предшественник | БМВ 3 серии (Е21) |
Преемник | БМВ 3 серии (Е36) |
BMW E30 — второе поколение BMW 3 серии , выпускавшееся с 1982 по 1994 год и пришедшее на смену E21 3 серии . В модельный ряд вошли 2-дверное купе и кабриолет в кузовах. [ 4 ] [ 5 ] а также это первая 3-я серия, выпускаемая в кузовах 4-дверный седан и универсал/универсал. Он был оснащен четырехцилиндровым бензиновым, шестицилиндровым бензиновым и шестицилиндровым дизельным двигателями, последний из которых был первым для 3-й серии. Модель E30 325iX стала первой моделью BMW с полным приводом .
Первая модель BMW M3 была построена на платформе E30 и оснащена высокооборотным BMW S14 , мощность которого в последней версии составляла 175 кВт (235 л.с.). четырехцилиндровым бензиновым двигателем [ 6 ] Родстер BMW Z1 также был основан на платформе E30. После запуска E36 3-й серии в 1990 году выпуск E30 начал прекращаться.
Разработка
[ редактировать ]
Разработка E30 3-й серии началась в июле 1976 года, а стиль разрабатывался под руководством главного дизайнера Клауса Люте. [ 7 ] с внешним дизайном под руководством Бойка Бойера. [ 8 ] В 1978 году окончательный проект был одобрен, а в 1979 году был завершен процесс заморозки проекта (процесс кубирования). В презентационном фильме BMW E30 показан процесс проектирования, включая компьютерное проектирование (САПР), краш-тесты и испытания в аэродинамической трубе. [ 9 ] Автомобиль был выпущен в конце ноября 1982 года. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Внешне внешний вид E30 очень похож на версии с двумя фарами своего предшественника E21, однако в стиле E30 есть различные изменения в деталях. Основные отличия от E21 включают интерьер и пересмотренную подвеску, последняя призвана уменьшить избыточную поворачиваемость, за которую критиковали E21. [ 14 ]
Небольшое обновление (1985 г.)
[ редактировать ]

В 1985 году была обновлена внешняя и внутренняя отделка. В это время модель 323i была заменена на 325i, и была представлена модель 324d с дизельным двигателем. [ 15 ] В модельный ряд вошел заводской кабриолет. Однако Baur остался в продаже вместе с заводским кабриолетом. Кабриолет M3 предлагался только для европейского рынка.
Основное обновление (1987 г.)
[ редактировать ]

На автосалоне во Франкфурте в сентябре 1987 года компания BMW представила крупное обновление модели E30 (часто называемой Series 2). [ 15 ] [ 16 ] Изменения в модельном ряду заключались в добавлении варианта Touring (универсал) и удалении модели 325e. Обновленные модели 1987 года оставались практически неизменными до конца производства, с добавлением модели 318is в 1989 году.
Внешние изменения стиля включали измененный дизайн задних фонарей, переднего бампера и уменьшение количества хромированной отделки. [ 16 ] Четырехцилиндровый двигатель был модернизирован с BMW M10 до BMW M40, а также были внесены различные другие механические изменения. В обновлении была улучшена защита от ржавчины.
Стили кузова
[ редактировать ]В дополнение к двухдверному купе и кабриолету Baur , как у его предшественников E21, E30 позже также стал доступен в виде четырехдверного седана и пятидверного универсала (продаваемого как Touring). [ 17 ]
Кузов Touring зародился как прототип, построенный инженером BMW Максом Рейсбеком в гараже его друга в 1984 году, а производство началось в 1987 году. [ 18 ] [ 19 ] Заводская версия кабриолета начала производство в 1985 году, одновременно с ней оставались доступны модификации кабриолета Baur. [ 20 ]
-
двухдверное купе Е30
-
Е30 четырехдверный седан
-
Е30 кабриолет
-
Е30 универсал
Двигатели
[ редактировать ]Первоначально в E30 использовались четырехцилиндровые (M10) и шестицилиндровые (M20) бензиновые двигатели, перенесенные со своего предшественника E21. [ 21 ] В ходе производства были представлены новые семейства четырехцилиндровых бензиновых двигателей, а шестицилиндровый двигатель подвергся различным модернизациям. Был представлен шестицилиндровый дизельный двигатель как без наддува , так и с турбонаддувом .
Заводские характеристики приведены ниже. [ 38 ]
Модель | Годы | Двигатель | Власть | Крутящий момент |
---|---|---|---|---|
316 с [ а ] | 1982-1987 | 1,6 л М10Б16 прямой-4 |
55 кВт (75 л.с.) при 5800 об/мин |
110 N⋅m (81 lb⋅ft) при 3200 об/мин |
316 | 1982-1988 | 1,8 л М10Б18 я4 |
66 кВт (90 л.с.) при 5500 об/мин |
140 N⋅m (103 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
316i | 1987-1994 | 1,6 л М40Б16 прямой-4 |
73 кВт (100 л.с.) при 5500 об/мин |
145 N⋅m (107 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
318i | 1983-1987 | 1,8 л М10Б18 прямой-4 |
77 кВт (105 л.с.) при 5800 об/мин [ б ] |
145 N⋅m (107 lb⋅ft) при 4500 об/мин |
1987-1994 | 1,8 л М40Б18 прямой-4 |
83 кВт (113 л.с.) при 5500 об/мин |
162 N⋅m (119 lb⋅ft) при 4250 об/мин | |
318is | 1989-1991 | 1,8 л М42Б18 прямой-4 |
100 кВт (136 л.с.) при 6000 об/мин |
172 N⋅m (127 lb⋅ft) при 4600 об/мин |
320i | 1982-1985 | 2,0 л М20Б20 прямая-6 |
92 кВт (125 л.с.) при 5800 об/мин |
170 N⋅m (125 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1985-1992 | 95 кВт (129 л.с.) при 6000 об/мин |
164 N⋅m (121 lb⋅ft) при 4300 об/мин | ||
320is | 198x-1990 | 2,0 л С14Б20 прямой-4 |
143 кВт (195 л.с.) при 6750 об/мин |
210 N⋅m (155 lb⋅ft) при 4750 об/мин |
323i | 1982-1984 | 2,3 л М20 прямая-6 |
102 кВт (139 л.с.) при 5300 об/мин |
205 N⋅m (151 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1984-1985 | 110 кВт (150 л.с.) 6000 об/мин | |||
325, 325е, 325эс |
1985-1987 | 2,7 л М20Б27 прямая-6 |
90 кВт (122 л.с.) при 4250 об/мин [ с ] |
230 N⋅m (170 lb⋅ft) при 3250 об/мин |
1988 | 95 кВт (129 л.с., 127 л.с.) при 4800 об/мин |
231 N⋅m (170 lb⋅ft) при 3200 об/мин | ||
325и, 325ис, 325ix |
1985-1993 | 2,5 л М20Б25 прямая-6 |
125 кВт (170 л.с.) при 5800 об/мин [ д ] |
222 N⋅m (164 lb⋅ft) при 4300 об/мин |
M3, M3 Evo 1 |
1986-1987 | 2,3 л С14Б23 прямой-4 |
143 кВт (195 л.с.) при 6750 об/мин [ и ] |
230 N⋅m (170 lb⋅ft) при 4750 об/мин |
M3 Evo 2 | 1988 | 162 кВт (220 л.с.) при 6750 об/мин |
245 N⋅m (181 lb⋅ft) при 4750 об/мин | |
M3 Sport Evo | 1989-1990 | 2,5 л С14Б25 прямой-4 |
175 кВт (238 л.с.) при 7000 об/мин |
240 N⋅m (177 lb⋅ft) при 4750 об/мин |
- ^ Только Греция и Югославия.
- ^ С каталитическим нейтрализатором, выпускавшихся с 1984 по 1987 год: 75 кВт (102 л.с.), 140 Нм (103 фунт-фут)
- ^ Без каталитического нейтрализатора: 90 кВт (122 л.с.), 240 Нм (177 фунт-футов)
- ^ Без каталитического нейтрализатора: 126 кВт (171 л.с.), 226 Нм (167 фунт-футов)
- ^ Без каталитического нейтрализатора: 147 кВт (200 л.с.), 240 Нм (177 фунт-футов)
Модель | Годы | Двигатель | Власть | Крутящий момент |
---|---|---|---|---|
324д | 1985-1991 | 2,4 л М21Д24 прямая-6 |
63 кВт (86 л.с.) при 4600 об/мин |
152 N⋅m (112 lb⋅ft) при 2500 об/мин |
324тд | 1983-1991 | 2,4 л М21Д24 рядный 6 турбо |
85 кВт (115 л.с.) при 4800 об/мин |
210 N⋅m (155 lb⋅ft) при 2400 об/мин |
Четырехцилиндровый бензиновый
[ редактировать ]
При запуске линейки E30 в 1982 году в модели 316 использовалась версия M10 объемом 1766 куб.см, оснащенная карбюратором и мощностью 66 кВт (90 л.с.). [ 31 ] [ 40 ] У 318i был тот же двигатель M10, но с Bosch L-Jetronic , мощность которого увеличивалась до 77 кВт (105 л.с.). системой впрыска топлива [ 31 ] [ 41 ] одновременно улучшая экономию топлива.
Обновление Series 2 1987 года представило новый четырехцилиндровый двигатель: M40, в котором использовался Bosch Motronic впрыск топлива . В 318i использовалась версия M40 объемом 1796 куб.см (110 куб.дюймов). Модель 316i заменила 316, используя версию M40 объемом 1596 куб. См (97 куб. Дюймов).
Модель 318iS была выпущена в 1989 году с новым двигателем M42 и доступна только с двумя дверями. [ 42 ] [ 43 ] Это самый современный двигатель, доступный в линейке E30, включающий DOHC , обновленный Bosch Motronic 1.7, гидравлические регуляторы клапанов и катушку зажигания . На некоторых рынках в моделях 318i/318iC использовался двигатель M42 вместо M40.
M3 оснащен высокооборотным четырехцилиндровым двигателем S14. [ 44 ] [ 45 ]
Шестицилиндровый бензиновый
[ редактировать ](версия 325i)
На момент запуска линейки E30 шестицилиндровые модели включали 320i, у которого была 2,0-литровая (122 куб. Дюймов) версия M20 мощностью 92 кВт (123 л.с.), [ 46 ] и 323i с двигателем M20 объемом 2,3 л (140 куб. Дюймов) мощностью 102 кВт (137 л.с.), [ 11 ] [ 31 ] оба используют систему впрыска топлива Bosch L-Jetronic. Эти модели не продавались в Северной Америке. [ 47 ] предположительно по причинам выбросов. В 1985 году двигатель объемом 2,3 л был заменен на версию M20 объемом 2,5 л, которая имела мощность 125 кВт (168 л.с.) и использовала систему впрыска топлива Bosch Motronic. [ 33 ] [ 48 ] Этот двигатель был доступен в вариантах 325i, включая полноприводный 325iX.
Экономичная версия под названием 325e была выпущена с более низким оборотом и более экономичным двигателем. e — это сокращение от eta , которое используется для обозначения теплового КПД теплового двигателя. Чтобы максимизировать крутящий момент на низких оборотах, двигатель 325e был самым большим из доступных в E30 (за исключением модели 333i, которая продавалась только в Южной Африке). Двигатель 325e имел более длинный ход поршня , чем версия 325i, с более жесткой головкой, четырьмя кулачковыми подшипниками вместо семи и одноклапанными пружинами (вместо двухклапанных пружин, используемых в версии 325i). Для версий без каталитического нейтрализатора двигатель 325e развивал мощность 90 кВт (121 л.с.) при 4250 об/мин и 240 Нм (177 фунт-сила-фут) при 3250 об/мин. [ 33 ] [ 49 ] Для сравнения, пиковый крутящий момент двигателя 325i составлял 215 Нм (159 фунт-фут) при 4000 об / мин.
Обновление Series 2 1987 года увеличило мощность 320i до 95 кВт (127 л.с.), а 325i — до 125 кВт (168 л.с.), а также улучшилась экономия топлива. [ 50 ] [ 51 ]
Шестицилиндровый дизель
[ редактировать ]В 1983 году двигатель M21 был представлен на новом 524td на выставке IAA в Германии . В двигателе М21 использовался турбонагнетатель Garrett (без интеркулера). Двигатель имеет объем 2443 куб. См (149 куб. Дюймов) и использует механический впрыск топлива.
В 1985 году BMW представила 324d, безнаддувную версию того же двигателя M21, который был популярен в странах с высоким налогом на транспортные средства. [ 52 ]
В 1987 году использовался топливный насос с электронным управлением. [ 53 ] [ 54 ] что увеличило выходной крутящий момент на 10 Нм (7 фунт-футов). Обновленный двигатель имеет турбокомпрессор меньшего размера, что уменьшает турболаг . [ 55 ]
Трансмиссия
[ редактировать ]
Всего для различных моделей Е30 было доступно шесть трансмиссий: четыре «механики» и две «автомата» . E30 предлагался с задним или постоянным полным приводом (только седаны и универсалы 325iX).
Механические коробки передач
[ редактировать ]- 4-ступенчатая Getrag 242 — модели 316 и 318i [ 56 ] [ 57 ]
- 5-ступенчатая Getrag 240 — модели 316, 318i и 320i [ 56 ] [ 58 ] (с другим колоколом для 320i, подходящим для двигателя BMW M20 , и другим колоколом, подходящим для более позднего 318i / is с двигателем M42).
- 5-ступенчатая Getrag 260 — модели 323i, 325e, 325es и 325i. [ 56 ] [ 59 ]
- 5-speed Getrag 265 — M3 model [ 56 ] [ 60 ] ( образная схема переключения передач для европейских моделей и стандартная H-образная схема для моделей для Северной Америки). [ 61 ]
Автоматические коробки передач
[ редактировать ]- 3-ступенчатая ZF 3HP22 — с 1981 по 1985 годы. [ 62 ]
- 4-ступенчатая коробка передач ZF 4HP22 — модели 320i и 323i до 1985 года, доступна на всех моделях, начиная с 1985 года. [ 63 ]
Приостановка
[ редактировать ]Одной из особенностей, повышавших вместительность E30, была подвеска. Передние стойки MacPherson и задняя подвеска на продольных рычагах представляли собой компактную конструкцию, оставляющую много места в салоне и багажнике для общего размера автомобиля. Полуприцепные рычаги подвергались критике за динамические изменения схождения и развала, присущие геометрии подвески, что приводит к резкому подруливанию в сложных поворотах (например, в гонках и автокроссе). Тем не менее, рецензенты высоко оценили управляемость E30. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
использовались расширенная версия передней подвески E30 и трансмиссия от E30 325i В родстере BMW Z1 . Задние подвески BMW Z3 и BMW Compact (E36/5) также очень похожи на E30, но в них используются ступицы с пятью проушинами. на базе Z3 В BMW M Coupé используется расширенная версия той же задней подвески на продольных рычагах, а также более прочные ступицы.
Тормоза
[ редактировать ]На передних колесах во всех моделях используются дисковые тормоза. Ранние модели 316/318 имели цельные диски, а все последующие модели - вентилируемые. На задних колесах в большинстве моделей используются цельнодисковые тормоза, за исключением некоторых ранних моделей: 4-цилиндровых и 6-цилиндровых моделей, в которых используются барабанные тормоза. [ 67 ] Антиблокировочная тормозная система (ABS) стала доступна в 1986 году. [ 68 ]
Модельный ряд
[ редактировать ]США и Канада
[ редактировать ]
Модельный ряд в США состоял из следующего:
- 318i (1984–1985 гг. с двигателем М10, затем 1991 г. с двигателем М42) [ 69 ]
- 318is (только 1991 год)
- 325, 325е и 325е
- 325i, 325is (только 1987–1991 годы)
- 325ix (только 1988–1991 годы)
Основной отличительной чертой моделей BMW E30, выпускавшихся для рынка Северной Америки в 1984–1987 годах, являются выступающие передний и задний алюминиевые бамперы . Эти бамперы широко известны как «трамплины для прыжков в воду». [ 70 ] В 1987 году бамперы из анодированного алюминия для рынка Северной Америки были укорочены за счет пересмотра крышки/наполнителей и укорочения амортизаторов, на которых они были установлены. В середине 1988 года (для 1989 модельного года) более короткие пластиковые бамперы в цвет кузова полностью заменили алюминиевые. [ 71 ] [ 72 ]
ЮАР
[ редактировать ]В ЮАР строили только двухдверные и четырехдверные седаны, производство четырехцилиндровых бензиновых (бензиновых) моделей продолжалось там до 1992 года.
Несмотря на появление двигателя M40, старый 316 с двигателем M10 продолжал продаваться в Южной Африке до 1991 года, получив новые бамперы, когда модельный ряд был обновлен. [ нужна ссылка ]
333i южноафриканские - это модель, предназначенная только для Южной Африки, а модели 325iS отличались по характеристикам от моделей 325iS, продаваемых в других странах.
M3 model
[ редактировать ]
В BMW M3 использовался расширенный и сильно переработанный вариант двухдверного кузова, поэтому у M3 мало общих частей кузова с другими моделями E30. [ 14 ] Подвеска М3 также существенно отличается от обычных моделей Е30. [ 61 ] включая колесные болты с пятью выступами.
Модели Альпина
[ редактировать ]
Модели Alpina C1, C2, B3 и B6 были созданы на базе E30.
Специальные модели
[ редактировать ]320is
[ редактировать ]
Только для Португалии и Италии из-за значительно более высоких налогов на автомобили с двигателем объемом более 2000 куб.см была создана специальная модель: 320is. [ 73 ] Четырехдверная версия появилась в автосалонах дилеров в сентябре 1987 года, а двухдверная — в марте 1988 года. Производство 320is продолжалось до 1991 года.
Эта модель была оснащена версией двигателя S14 объемом 1990 куб.см (121 куб.дюйм) от M3 с ходом поршня, уменьшенным до 72,6 мм (2,86 дюйма). [ 74 ] Этот двигатель производил 141 кВт (189 л.с.) при 6900 об/мин и 212 Нм (156 фунт-фут) при 4900 об/мин. [ 74 ] У 320is была та же коробка передач Getrag 265 с изогнутыми опорами, что и у неамериканского M3, но при этом он имел дифференциал повышенного трения с той же степенью блокировки 25%, но с более коротким передаточным числом дифференциала 3,46: 1. [ 75 ] Все модели 320is были с левым рулём и без каталитического нейтрализатора. Спортивная подвеска устанавливалась на все двухдверные модели, а также на четырехдверные, выпускавшиеся с сентября 1989 года.
Интерьер 320is был идентичен салону других моделей 3-й серии, за исключением того, что использовалась комбинация приборов M3 (которая имеет указатель температуры масла вместо указателя расхода топлива). Модель 320is продавалась в течение трех лет, было выпущено 1206 четырехдверных и 2542 двухдверных автомобиля. [ 76 ]
М325и
[ редактировать ]В Новой Зеландии, где BMW M3 никогда не продавалась, местный импортер создал спортивную версию седана под названием M325i. Около 100 таких автомобилей было импортировано с конца 1986 года по крайней мере до 1990 года. [ 77 ] Оснащенные стандартным 2,5-литровым двигателем без катализа мощностью 125 кВт (168 л.с.), они получили настроенную подвеску Motorsport, кузовной пакет M-Technic, 15-дюймовые колеса BBS с перекрестными спицами и широкие низкопрофильные шины (225/50). и самоблокирующийся дифференциал. [ 77 ] M325i очень похож на британский рынок 325i Sport, также разработанный как ответ на отсутствие праворульного M3.
333i
[ редактировать ]Подразделение BMW South Africa Motorsport создало модель 333i в 1985 году, установив 3,2-литровый двигатель M30 «большой шестерки» на двухдверный E30. [ 78 ] Получившийся в результате 333i имел успех в автогонках в Южной Африке. Эти автомобили были построены при помощи компании Alpina в Бухлое, Германия. [ 79 ] [ 80 ] Из-за нехватки места, вызванной большим двигателем М30, покупатель был вынужден выбирать между кондиционером (очень желательно в Южной Африке) и гидроусилителем руля. Автомобили с гидроусилителем руля отличаются наличием противотуманных фар, автомобили с кондиционером вместо них имели воздуховоды, подающие свежий воздух для кондиционера. 333i выпускался с 1985 по 1987 год, всего было выпущено 204 автомобиля. [ 81 ]
Двигатель 333i развивает мощность 145 кВт (197 л.с.) при 5500 об/мин и 285 Нм (210 фунт-фут) при 4300 об/мин. [ 81 ] Официальные заявления BMW о производительности составляют 0–100 км/ч (0–62 миль в час) за 7,4 секунды, а максимальная скорость — 228 км/ч (142 мили в час). [ 82 ]
Южноафриканский 325iS
[ редактировать ]Модель 325iS (Гушеше) была создана южноафриканской компанией BMW для замены 2,5-литрового 325i мощностью 126 кВт в гонках серийных автомобилей группы N в ответ на введение 2-литрового двигателя 16V Opel Kadett в категорию класса A. Ранние автомобили 325iS имели 2,5-литровый двигатель и различные изменения веса, включая легкосплавные двери и просверленные секции в петлях багажника и другие стальные штамповки. 2,7-литровый двигатель 325iS, обычно называемый Evo 2, пришел на смену автомобилям Evo 1, автомобили Evo 2 имели стандартные двери. Он был выпущен в первой половине 1990 года и оснащен 2,7-литровым двигателем M20 производства Alpina мощностью 145 кВт (194 л.с.). [ 83 ] После появления модернизированного Opel Kadett 16V SuperBoss в 1991 году компания BMW South Africa представила 325iS Evolution HP, обычно называемую Evo 2. Двигатель был модернизирован до мощности 155 кВт (208 л.с.). [ 83 ]
Evolution HP выиграл титул группы N класса A в 1993 году, выиграв при этом 20 из 24 гонок. [ 84 ] Робби Смит и Джефф Годдард Evolution HP выиграли заключительную 9-часовую гонку сезона. [ 85 ]
323i СДЕЛАЛ
[ редактировать ]John Player Special Edition — это специальная ограниченная серия, предназначенная только для Австралии, предлагаемая BMW Australia как дань уважения гоночным автомобилям M3, участвующим в местных туристических гонках. JPS относится к спонсору гоночной команды BMW, сигаретам John Player Special . Автомобили создавались на базе двухдверного 323i с механической коробкой передач. [ 86 ] окрашен в черный цвет с золотыми полосками и золотыми BBS дисками . У них также были спортивные сиденья Recaro , значок JPS, дифференциал повышенного трения , спортивная подвеска, люк на крыше (опция) и обвес . [ 87 ] Автомобили были заказаны с завода как базовый 323i черного цвета с фиксированным набором опций - все они в противном случае были доступны для заказа, но по цене со значительной скидкой в пакете Edition. Полоски были добавлены в Австралии, а колеса также были анодированы золотом в Австралии. Произведенный тираж составил 70 машин. [ 87 ]
Производство
[ редактировать ]E30 производился в Мюнхене, Германия; Регенсбург, Германия; и Росслин, Южная Африка. [ 11 ] [ 88 ] [ 89 ] Серийное производство началось в октябре 1982 года. [ 90 ]
В моделях, продаваемых в Индонезии и Таиланде, использовались полные комплекты для разборки, произведенные в Германии, которые собирались в Джакарте и Бангкоке соответственно. [ 91 ] [ 92 ]
Год | Единицы [ 93 ] |
---|---|
1982 | 15,580 |
1983 | 218,201 |
1984 | 285,134 |
1985 | 297,886 |
1986 | 329,460 |
1987 | 316,075 |
1988 | 269,074 |
1989 | 257,307 |
1990 | 246,818 |
1991 | 56,363 |
1992 | 26,913 |
1993 | 18,440 |
1994 | 1,997 |
Общий [ 95 ] | 2,433,000 |
Производство E30 начало сворачиваться в 1990 году из-за появления моделей купе E36 3-й серии . Производство седана завершилось 30 апреля 1991 года в Регенсбурге. Производство других вариантов постепенно прекращалось, пока последняя модель E30, Touring, не была произведена в 1994 году и не продавалась как модель 1995 года. [ 96 ]
Автоспорт
[ редактировать ]
E30 M3 сделал очень успешную карьеру в автогонках . [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ]
E30 остается популярным автомобилем для гонок [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] и гоночные серии, специфичные для E30, такие как автоспорта, Национальной ассоциации класс Spec E30 проводятся в США, Австралии и Новой Зеландии. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Внутренние и внешние размеры: самые важные данные» (JPG) . BMW. 1990 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Технические характеристики 316i; 318i» (JPG) . BMW. 1990 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Технические характеристики 318is; 320iSE; 325iSE; 325i спорт» (JPG) . BMW. 1990 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Технические характеристики и фотографии BMW 3 серии Купе (E30)» . www.autoevolution.com . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «БМВ 3-й серии (1982 – 1990)» . www.honestjohn.co.uk . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ "БМВ М3 Е32 2.5i (238л.с.) EVO II" . www.automobilio.info .
- ^ «Автомобильные дизайнеры BMW» . www.bmwism.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «25 самых знаковых спортивных автомобилей всех времен — BMW E30» . www.drivezing.com . 15 апреля 2019 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Серия, BMW 3. «Классическая реклама: BMW 3 серии (E30)» . www.motor1.com . Проверено 24 февраля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «БМВ Тайпэн» . www.auto-im-vergleich.de . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет: 30 лет BMW 3 серии (E30)» . ww2.autoscout24.de . 16 мая 2012 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Посвящение Клаусу Люте» . www.kulturgut-mobilitaet.de . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 г.
- ^ Ноукс, Андрес (2008). Полная история BMW . п. 117.
- ^ Jump up to: а б «История BMW 3 серии» . www.edmunds.com .
- ^ Jump up to: а б «Версии, модели и типы BMW 3-Series E30» . www.automobile-catalog.com .
- ^ Jump up to: а б Багетти, Джанкарло (17 декабря 1987 г.). Либерали, Сандро (ред.). «Какой дизель тебе нужен?» [Какой дизель вы хотите?]. Авто Огги (на итальянском языке). 2 (54). Верона, Италия: Арнольдо Мондадори: 17, 19.
- ^ Левин, Тони (2016). Век БМВ . п. 98. ИСБН 978-0-7603-5017-1 .
- ^ «История BMW 3-Series (E30) Touring» . www.ranwhenparked.net . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 — Универсал — 325i — Европа — выбор модели» . www.realoem.com . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «3’E30 — Кабриолет — 325i — Европа — выбор модели» . www.realoem.com . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Технические характеристики БМВ Е30» . www.e30world.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Технические характеристики BMW 316 E30 Седан (1982-1987)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 316i E30 LCI Седан (1988-1991)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW M3 E30 Седан (1986-1989 гг.)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ "Технические характеристики BMW M3 evo 1 E30 Седан (1987-1987)" . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ "Технические характеристики BMW M3 evo 2 E30 Седан (1988-1988)" . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 320i E30 Седан (1982-1985)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 323i E30 Седан (1982-1984 гг.)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ "Технические характеристики BMW 324d E30 Седан (1985-1991)" . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ "Технические характеристики BMW 324td E30 LCI Седан (1987-1991)" . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Брошюра BMW E30 3 серии 1982 года . БМВ АГ. 1982. с. 13 . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Брошюра BMW E30 3 серии 1984 г. БМВ АГ. С. 47–48 1984. . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Брошюра BMW E30 3 серии 1985 г. БМВ АГ. С. 31–33 1985. . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Брошюра BMW E30 3 серии 1987 г. БМВ АГ. С. 27–28 1987. . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Брошюра BMW E30 3 серии 1988 г. БМВ АГ. С. 27–28 1988. . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Брошюра BMW E30 3 серии 1989 г. БМВ АГ. С. 27–28 1989. . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Е30 М3» . Реестр БМВ М. Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
- ^ Брошюра BMW E30 3 серии с дизельным двигателем, 1988 г. БМВ АГ. 1988. с. 21 . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Дибрани, Илир. «Технические характеристики BMW 316 E30 Седан (1982-1987)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Дибрани, Илир. «Технические характеристики BMW 318i E30 Седан (1983-1988)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «BMW 318is Motive als Dias» . bmw-grouparchiv.de . БМВ АГ . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ «Выбор модели 3'E30 318is» . www.realoem.com . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ «Мир BMW — Двигатель BMW S14» . www.usautoparts.net . Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Е30 М3» . www.bmwmregistry.com . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Эверетт, Эндрю (2012). Руководство по восстановлению BMW E30-3 серии . ПубликацияДрайв. п. 324. ИСБН 9781855209602 . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Вот как выглядит BMW E30 1985 года с пробегом всего 162 мили» . www.jalopnik.com . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «BMW 325i (1985) подробные характеристики и фотогалерея» . www.automobile-catalogue.com . Архивировано из оригинала 6 января 2012 г. Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Дибрани, Илир. «Технические характеристики BMW 325e E30 Седан (1985-1987)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 320i E30 Седан (1985-1991)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 325i E30 LCI Touring (1987-1992)» . www.bmwheaven.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «30 лет назад: BMW представляет свой первый дизельный двигатель» . www.ranwhenparked.net . 22 июля 2013 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Шестицилиндровые дизельные двигатели BMW M21» . www.unixnerd.demon.co.uk . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «М21» . www.e30zone.net . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Спортивные дизели BMW: от 524td E28 до 530d E39 и до BMW M550d F10» . www.bimmertoday.de (на немецком языке). 21 января 2012 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эверетт, Эндрю (2012). Руководство по восстановлению BMW E30-3 серии . ПубликацияДрайв. стр. 141–142. ISBN 9781855209602 . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 318i Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 318i Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 325i Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 M3 Механическая коробка передач» . www.realoem.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы по Е30 М3» . www.bmwmregistry.com .
- ^ "3' E30 318i КПП АКПП 3HP22" . www.realoem.com . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ "3' E30 318i АКПП 4HP22" . www.realoem.com . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ «7 лучших BMW 3-й серии всех времен» . www.roadandtrack.com . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ «Ценности BMW 325i 1987 года» . www.hagerty.com . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ «3-Series (E30) — обзор классических автомобилей» . www.honestjohn.co.uk . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ «3' E30 316 Барабанный тормоз-тормозные колодки/тормозная балка» . www.realoem.com . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Руководство по техническому обслуживанию BMW 3 серии 1984-1990 гг . Издательство Бентли. 1990. стр. 1–10. ISBN 0-8376-0325-0 .
- ^ «Выбор модели — 3’E30 — 4 двери — 318i — США — 02/1991» . www.realoem.com . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Алюминиевый бампер» . www.strictlyeta.net . Архивировано из оригинала 18 ноября 2011 г. Проверено 20 января 2012 г.
- ^ «Бамперы и решетки BMW E30» . www.pelicanparts.com . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ "3' E30 325i Бампер передний" . www.realoem.com . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ «BMW 320is E30: только импорт» . www.classicand Performancecar.com . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Технические характеристики Euro E30 320iS S14» . www.bmwe21.net . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «За 40 000 долларов этот BMW 320is 1988 года может стать вашим любителем латиноамериканской кухни » www.jalopnik.com . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы 320is» . www.bmwmegistry.com . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Клюс, Эндрю (апрель 1993 г.). «Покупка подержанного: BMW M325i». Новозеландский автомобиль . 7 (6). Окленд, Новая Зеландия: Accent Publishing Cnr: 68–69. ISSN 0113-0196 .
- ^ «333и Е30» . www.africanmusclecars.com . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «333и» . www.e30zone.net . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Редкий BMW Alpina 333i 1985 года выпуска выставлен на продажу» . www.autoevolution.com . 3 июля 2014 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «BMW 333i E30 1985 года, технические характеристики, информация, данные, фотографии 55957» . www.carfolio.com . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «BMW Super Bild дня: E30 333i» . www.bmwblog.com . Проверено 4 января 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Модель 325iS для Южной Африки» . www.e30zone.net . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «3½ десятилетия BMW Motorsport в Южной Африке» . www.drive-my.com . 24 августа 2015 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «JSN Motors BMW E30 325i Shadowline и 325iS Evo II» . www.evolution2.co.za . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Исследование подержанных автомобилей - BMW E30 John Player Special» . www.redbook.com . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Аукцион BMW 323i 'JPS' E30 Coupe - Лот 4 - Шеннонс» . Страхование Шеннонс . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «Завод BMW Group в Регенсбурге» . www.bmwgroup-plants.com (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «ЧКД Монтаж» . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Отчет: 30 лет BMW 3 серии (E30) – любимцу водителей-левшей» . 16 мая 2012 г.
- ^ «ЧКД Монтаж» . e12.de. Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Таиланд» . e12.de. Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Освальд, Вернер (2001). Немецкие автомобили 1945–1990 гг., Том 4 (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 3-613-02131-5 .
- ^ Киттлер, Эберхард (2001). Немецкие автомобили с 1990 г., Том 5 (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 3-613-02128-5 .
- ^ Боуэн, Роберт (2013). Руководство по эксплуатации BMW 3-й серии (E30) 1982-1994 гг . Книги по автомобильным технологиям. п. 7. ISBN 978-1-934709-86-3 .
- ^ «Выбор модели E30: 318i Touring» . www.realoem.com . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Обзор BMW M3 1986 года» . www.topspeed.com . 27 июня 2006 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «BMW M3: Краткая история идеальной машины для вождения» . www.motortrend.com . 20 июля 2007 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Знакомьтесь с легендой: E30 M3» . www.bmwblog.com . 3 октября 2016 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Почему 25-летний BMW — идеальный первый гоночный автомобиль» . www.roadandtrack.com . 28 октября 2015 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Как добиться того, чтобы ваш BMW E30 был допущен к участию в гонке LeMons: Баварское ранчеро» . www.jalopnik.com . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «24 часа LeMons объявляют чемпионов сезона 2009 года» . www.autoblog.com . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Добро пожаловать в SpecE30» . www.spece30.com . Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «О E30 Racing» . www.e30racing.com.au . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Серия гонщиков BMW | Серия гонщиков BMW Новой Зеландии» . www.bmwraceseries.co.nz . Проверено 26 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Джереми Уолтон (2001). Руководство для коллекционеров BMW 3-й серии: поколение 1 и 2, включая M3 . Публикации по автоспорту. ISBN 1-899870-55-5 .
- Р. М. Кларк (1990). Золотое портфолио автомобилей BMW с 3–4-цилиндровыми двигателями . Книги Бруклендса. ISBN 1-85520-149-6 .
- АК Легг и Ларри Уоррен (1996). Руководство по техническому обслуживанию и ремонту BMW 3-й и 5-й серии Haynes . Хейнс. ISBN 1-85960-236-3 .
- «BMW серии «3» (Модели после 1983 г.) Технические исследования и документация». Автомобильно-технический журнал . АНЕТО-ЭТАИ. 1993. ISSN 1134-7155 .
- Эндрю Эверетт (2006). Библия восстановления BMW E30 — 3 серии . Книги Бруклендса. ISBN 1-85520-678-1 .
- Роберт Бентли (2003). BMW 3 серии (E30) Руководство по техническому обслуживанию: 1984–1990 гг . Издательство Бентли. ISBN 0837603250 .