Клаус Люте
Клаус Йоханнес Люте | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 марта 2008 г. | (75 лет)
Национальность | немецкий |
Работодатель(и) | Полный, Фиат , НСУ , Ауди , БМВ |
Супруг |
Гертруда Люте |
Дети | 4 |
Клаус Люте (8 декабря 1932 г. - 17 марта 2008 г.) [ 1 ] немецкий автомобильный дизайнер, известный своей работой над NSU Ro 80 , Volkswagen K70 и многочисленными оригинальными моделями Audi и BMW . Люте был пионером в области аэродинамики и цифрового дизайна в автомобильной сфере. [ 2 ]
После его смерти в 2008 году газета The Guardian назвала Люте «одной из самых важных фигур в послевоенном европейском автомобильном дизайне». [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]« Люте был одним из первых, кто использовал цифровые инструменты для улучшения и ускорения процесса, чтобы дизайнеры могли передавать информацию непосредственно инженерам в цифровой форме. Он изменил методологию проектирования на то, что сегодня делают все». [ 2 ] — Роберт Камберфорд
Люте родился в 1932 году в Вуппертале и был вторым по старшинству из пяти детей в глубоко католической семье. Его отец погиб на Восточном фронте , когда ему было всего 12 лет. Первоначально Люте хотел последовать примеру своего старшего брата и сделать карьеру в области архитектуры, но с 1948 по 1954 год проходил стажировку в качестве студента по кузовостроению в компании Karosseriebauer Voll в Вюрцбурге , где он работал над предложениями по автобусам. [ 3 ] После завершения обучения он присоединился к Deutsche Fiat AG , где, помимо прочего, отвечал за дизайн передней части оригинального 500 .
НГУ
[ редактировать ]
Однако вскоре он присоединился к НГУ , где сыграл важную роль в развитии конструкторского отдела компании. второго поколения Первыми разработками Люта в НГУ были NSU Prinz 4 и NSU Wankel Spider .
Prinz имел явное сходство со своим современным Chevrolet Corvair ; первоначальный дизайн уже был доработан, когда в 1959 году BMW выпустила свою новую модель 700 с очень похожим дизайном. Руководство NSU решило, что необходимы изменения, и член правления NSU, только что вернувшийся из США, описал Prinz дизайн Corvair Люту, который включил некоторые элементы в дизайн ванны . [ 4 ]
С ростом немецкой экономики компания NSU была заинтересована в предложении более крупных автомобилей растущему среднему классу, и в 1962 году президент NSU Герд Штилер фон Хейдекампф санкционировал разработку среднеразмерного переднеприводного седана с использованием революционного нового автомобиля Ванкеля . технология двигателя . Главному инженеру Эвальду Пракслу было поручено разработать машину, изначально предусматривавшуюся массой 800 кг и мощностью 80 л.с., начиная с чистого листа.
На Люте была возложена ответственность за проектирование, работая с командой инженеров Вальтера Фрёде и Георга Юнгблута . [ 5 ] использовать компактный двигатель Ванкеля, созданный Феликсом Ванкелем . Люте создал чистую клиновидную форму с большой оранжереей, а команда инженеров добавила такие инновации, как независимая подвеска всех четырех колес, полуавтоматическая трансмиссия и внутренние дисковые тормоза для уменьшения неподрессоренной массы. Ro 80 и сегодня остается вехой в автомобильном дизайне. Его первоначальный коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,35, что было удивительно низким для своего времени, хотя он не подвергался испытаниям в аэродинамической трубе до тех пор, пока конструкция не была в основном доработана. [ 6 ] В финальных серийных моделях коэффициент лобового сопротивления снизился до 0,34.
«После этих испытаний в аэродинамической трубе внешняя форма кузова вообще не изменилась. Однако мы получили новое представление о потоке воздуха через моторный отсек и возможных воздуховыпускных отверстиях для пассажирского салона. Их можно было переместить в салон. задней части багажника, но улучшение было настолько незначительным, а затраты настолько высоки, что эти розетки остались в задней стойке».
был представлен новый замечательный Ro 80 В конце 1967 года, когда на автосалоне во Франкфурте , он поначалу не получил всеобщего признания из-за своего нетрадиционного клиновидного дизайна. Однако продажи оказались высокими, и к весне 1969 года очереди на машину все еще оставались. [ 8 ] К сожалению, первые двигатели страдали от сильного износа уплотнений наконечников ротора в инновационном двигателе Ванкеля, что привело к серьезным финансовым потерям для NSU. К моменту окончательного прекращения производства в 1977 году было построено 37 204 Ro 80, но к тому времени компания уже давно была частью Audi, дочерней компании Volkswagen.
Первоначально K70 был создан Люте как NSU K70 , чтобы заполнить пробел между Prinz и Ro 80, но появился на рынке в 1971 году как Volkswagen K70 после значительных задержек, отчасти из-за приобретения Volkswagen компании NSU и с изменениями оригинального дизайна Люта.
Ауди
[ редактировать ]
После поглощения NSU компанией Volkswagen Люте продолжал работать в Audi с 1971 по 1976 год. Его первым проектом в Audi был Audi 50 , на котором был основан оригинальный Volkswagen Polo . Люте завершил дизайн аккуратного трехдверного хэтчбека, а также разработал дизайн интерьера; концепция конструкции приборной панели удивительно похожа на предложенную Люте (но отвергнутую руководством НГУ) в оригинальных прототипах Ro 80. В то время как дизайнерский дом Bertone консультировался по поводу почти окончательного дизайна, модифицировав лишь несколько мелких деталей, таких как поднятая вверх хромированная отделка сбоку. Модель 50 была представлена в августе 1974 года, всего через три месяца после дебюта Volkswagen Golf .
Впоследствии он спроектировал интерьер Audi 100 C2 второго поколения и подготовил первоначальные предложения для Audi 80 B2 , хотя дизайн был существенно изменен и доработан Джорджетто Джуджаро после того, как Люте покинул Audi.
BMW
[ редактировать ]

В 1976 году Люте сменил Поля Брака на посту главного дизайнера BMW и начал продвигать проекты баварского производителя в более креативном и стильном направлении. В то время компания предлагала полную линейку продуктов, от E21 3-й серии до E23 7-й серии , все они имели относительно консервативный дизайн, разработанный под руководством Брака.
Затем Люте было поручено разработать обновленную версию устаревшей E12 5-й серии с бюджетом в 100 миллионов долларов США. [ 9 ] Люте решил проблему ограничения затрат, повторно используя конструкцию салона E12, но с новыми передними и задними фиксаторами и новым интерьером. Также были добавлены важные технические разработки, такие как новые передняя и задняя оси, а также климат-контроль, и в конечном итоге стоимость проекта новой модели E28 достигла 400 миллионов долларов США. Однако руководство BMW было удовлетворено тем, что улучшения E28 стоили затраченных средств.
Следующим приоритетом стала разработка преемника E21 3-й серии. Чтобы расширить привлекательность модели, должна была быть добавлена четырехдверная версия. Люте сохранил низкий профиль передней части и знакомые двойные круглые фары в модели-преемнике E30 , что отличает модель от более крупной 5-й серии, создавая при этом более плавный профиль, как в случае с E28.
После запуска E30 председатель правления BMW Герберт Квандт поставил перед командой дизайнеров задачу улучшить Mercedes-Benz W126 , эталон европейских автомобилей класса люкс того времени. W126 представлял собой весьма консервативную конструкцию, созданную Бруно Сакко , но Люте применил гораздо более радикальный подход. Обтекаемый, обтекаемый, клиновидный кузов, чем-то напоминающий модный Ro 80, и нетрадиционные задние фонари L-образной формы, новый E32 был полной противоположностью W126. Несмотря на опасения Люта, совет директоров BMW с энтузиазмом одобрил проект.
Затем он руководил дизайном E36 3-й серии, а к 1990 году был назначен главой дизайнерского отдела BMW, курировавшим создание E31 8-й серии купе третьего поколения 1989 года и E34 5-й серии .
Личная жизнь
[ редактировать ]Люте был женат, имел четверых детей. Он покинул свой пост в BMW после того, как его обвинили в смертельном нанесении удара ножом своему 33-летнему, хронически зависимому от наркотиков старшему сыну Ульриху после ссоры в Страстную пятницу в 1990 году. В конечном итоге он был признан виновным в непредумышленном убийстве и приговорен к 33 месяцам тюремного заключения. но был освобожден до отбытия полного наказания. [ 10 ] Позже он работал внешним консультантом в BMW.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Клаус Люте мертв». Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine , Штутгартер Нахрихтен , 20 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Клаус Люте, новатор в автомобильном дизайне, умер в 75 лет» . New York Times, 10 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 г. Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Клаус Люте» . The Guardian, 3 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2019 г. Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «Беседы с Клаусом Люте». Архивировано 3 мая 2024 г. в Wayback Machine , Uit Wankel Journal , декабрь 1996 г. По состоянию на 20 апреля 2008 г.
- ^ «1967-1977 NSU Ro 80». Архивировано 23 апреля 2008 г. в Wayback Machine Auto Editors of Consumer Guide , 29 октября 2007 г. По состоянию на 20 апреля 2008 г.
- ^ «Клаус Люте: Дизайнер Daring Ro80». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Dexigner , 3 апреля 2008 г. По состоянию на 14 апреля 2008 г.
- ^ Люте, Клаус. Из журнала Ванкеля , декабрь 1996 г.
- ^ Кирхберг и др.: История прогресса , стр.200. Ауди АГ, 1996 год.
- ^ «Посвящение Клаусу Люте». Архивировано 7 июня 2008 г. в рамках инициативы Wayback Machine Kulturgut Mobility , Ральф Циглер. По состоянию на 25 апреля 2008 г.
- ^ «Умер бывший главный дизайнер BMW Люте». Архивировано 13 апреля 2008 г. в Wayback Machine UPI , 10 апреля 2008 г., по состоянию на 14 апреля 2008 г.