Феликс Ванкель
Феликс Ванкель | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 октября 1988 г. | ( 86 лет
Национальность | немецкий |
Занятие | Инженер |
Супруг | Эмма «Ми» Кирн |
Родители) | Герти Ванкель и Рудольф Ванкель |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Машиностроение |
Учреждения | Пакистан, Министерство авиации Рейха , Goetze AG , NSU , Wankel GmbH |
Проекты | Трясущийся двигатель |
Феликс Генрих Ванкель (англ. Немецкий: [ˈfeːlɪks ˈhaɪnʁɪç ˈvaŋkl̩] ; 13 августа 1902 — 9 октября 1988) — немецкий инженер-механик и изобретатель, в честь которого был назван двигатель Ванкеля . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ванкель родился в 1902 году в Ларе на территории тогдашнего Великого герцогства Баден на равнине Верхнего Рейна на территории современной юго-западной Германии. Он был единственным сыном Герти Ванкель (урожденной Хайдлауф) и Рудольфа Ванкеля, лесного эксперта. Его отец погиб в Первую мировую войну . [1] После этого семья переехала в Гейдельберг. Он учился в средних школах в Донауэшингене , Гейдельберге и Вайнхайме и бросил школу, не получив аттестата Abitur в 1921 году. Он изучил профессию закупщика в издательстве Carl Winter Press в Гейдельберге и работал в издательстве до июня 1926 года. с 1924 года руководил неофициальной механической мастерской в сарае на заднем дворе в Гейдельберге. Теперь Ванкель был полон решимости получать пособие по безработице и сосредоточиться на механическом цехе. Один из его друзей, окончивший университет, назвал свое имя и в 1927 году превратил магазин в официальный гараж для DKW и мотоциклов Cleveland , где Ванкель время от времени работал до своего ареста в 1933 году. [2]
Ванкель с детства был одарен гениальным пространственным воображением и заинтересовался миром машин, особенно двигателями внутреннего сгорания. После того, как его мать овдовела, Ванкель не мог позволить себе университетское образование или даже стажировку . Однако он смог самостоятельно изучать технические предметы. В 17 лет он рассказал друзьям, что мечтал построить автомобиль с «двигателем нового типа, наполовину турбинным, наполовину поршневым. Это мое изобретение!». Верный этому предсказанию, он разработал двигатель Ванкеля в 1924 году и получил свой первый патент в 1929 году. [1]
Ванкель и нацистская партия
[ редактировать ]В начале 1920-х годов Ванкель был членом различных радикальных антисемитских организаций. В 1921 году он присоединился к гейдельбергскому отделению Deutschvölkischer Schutz- und Trutzbund , а в 1922 году стал членом НСДАП , Национал-социалистической немецкой рабочей партии (или «Нацистской партии»), которая вскоре была запрещена. Ванкель основал и возглавил молодежные группы, связанные с организацией прикрытия НСДАП. С ними он проводил военизированные тренировки, разведывательные игры и ночные прогулки. [3] Когда его высокое уважение к техническим инновациям не получило широкого распространения среди немецкого молодежного движения , вместо этого ему предложили возможность поговорить о проблемах технологий и образования с Адольфом Гитлером и другими ведущими национал-социалистами в 1928 году. [4]
Тем временем мать Ванкеля, Герти, помогла основать местное отделение НСДАП в его родном городе Лар . Здесь Ванкель не только вновь вступил в партию в 1926 году, но и встретился с местным гауляйтером , то есть региональным главой партии НСДАП, Робертом Генрихом Вагнером . В 1931 году Вагнер доверил Ванкелю руководство Гитлерюгендом в Бадене. Но вскоре они рассорились друг с другом, потому что Ванкель пытался уделять больше внимания военной подготовке, тогда как Вагнер хотел, чтобы «Гитлерюгенд» был в первую очередь политической организацией. В ходе особенно ожесточенного и отвратительного спора Ванкель публично обвинил Вагнера в коррупции. Вагнер в ответ лишил Ванкеля должности к началу 1932 года и добился исключения его из партии в октябре 1932 года.
Ванкель, симпатизировавший социал-революционному крылу НСДАП вместе с Грегором Штрассером , затем основал в Ларе собственную национал-социалистическую отколовшуюся группу и продолжил нападки на Вагнера. Поскольку захват власти нацистами 30 января 1933 года укрепил его позиции, Вагнер арестовал Ванкеля и заключил его в тюрьму Лар в марте 1933 года. Только благодаря вмешательству экономического советника Гитлера Вильгельма Кеплера и самого Гитлера Ванкель был освобожден в сентябре 1933 года. . [5] Уроженец Бадена и член Рейхстага с 1933 по 1945 год, Кепплер был другом Ванкеля и горячим сторонником его технологических начинаний с 1927 года. Теперь он помогал Ванкелю получить государственные контракты и создать собственную экспериментальную мастерскую Wankels Versuchs Werkstätten в Линдау. .
Ванкель пытался вернуться в НСДАП в 1937 году, но получил отказ. [6] Однако с помощью Кеплера он был принят в СС в 1940 году в звании оберштурмбаннфюрера . [7] Два года спустя его членство было исключено по неизвестным причинам. [6]
Карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Во время Второй мировой войны Ванкель разработал уплотнения и поворотные клапаны для самолетов ВВС Германии и торпед ВМФ , а также для таких компаний, как BMW и Daimler-Benz . После войны регион был оккупирован Францией . Ванкель был заключен французскими властями в тюрьму на несколько месяцев в 1945 году, а его лаборатория была закрыта французскими оккупационными войсками. Работа Ванкеля была конфискована, и ему запретили больше работать. [1] Однако к 1951 году он получил финансирование от компании Goetze AG на обустройство нового Центра технических разработок в своем частном доме в Линдау на Боденском озере. Он начал разработку двигателя в NSU Motorenwerke AG , в результате чего 1 февраля 1957 года был создан первый работающий прототип. [8] В отличие от современных двигателей Ванкеля, в этой версии мощностью 21 лошадиная сила вращались как ротор, так и корпус. [1] Его конструкция двигателя была впервые лицензирована компанией Curtiss-Wright в Нью-Джерси , США.
19 января 1960 года роторный двигатель был впервые представлен специалистам и прессе на заседании Союза немецких инженеров в Немецком музее в Мюнхене. В том же году, KKM 250, первый практически примененный роторный двигатель был представлен в переоборудованном автомобиле NSU Prinz . Примерно в это же время термин «двигатель Ванкеля» стал синонимом двигателя роторного типа, тогда как ранее он назывался «Motor nach System NSU/Wankel». На автосалоне IAA во Франкфурте в 1963 году компания NSU представила NSU Wankel-Spider, первый потребительский автомобиль с роторным двигателем, который был запущен в производство в 1964 году. В августе 1967 года NSU уделяла большое внимание очень современному NSU. Седан Ro 80 , имевший 115-сильный двигатель с двумя роторами. Это был первый немецкий автомобиль, названный «Автомобилем года» в 1968 году.
В Японии производитель Mazda лицензировал двигатель и успешно решил различные проблемы, связанные с дребезжащими следами. [9] Двигатель успешно использовался Mazda в нескольких поколениях купе и седанов серии RX, включая Mazda Cosmo (1967 г.), R100 (1968 г.), RX-7 (1978–2002 гг.) и RX-8 (2003 г. ). –2012). Mazda планирует вновь представить этот двигатель, хотя и в качестве расширителя запаса хода , в своем MX-30 R-EV в 2023 году. [10] В 1969 году Mercedes-Benz оснастил одну из своих экспериментальных моделей C111 трехроторным двигателем Ванкеля. В 1970 году следующая модель имела четырехроторный двигатель Ванкеля и могла развивать максимальную скорость 290 км/ч, но так и не была запущена в производство.
Ванкель добился успеха в бизнесе, заключив лицензионные соглашения на двигатель с производителями по всему миру. К 1958 году Ванкель и партнеры основали компанию Wankel GmbH, предоставив Ванкелю долю прибыли на маркетинг двигателя. Среди лицензиатов были Daimler-Benz с 1961 года, General Motors с 1970 года, Toyota с 1971 года. Среди тех, кто заплатил более высокие гонорары за права Ванкеля RCE, была государственная инжиниринговая фирма ГДР . Роялти, полученные собственной компанией Ванкеля от лицензирования, сначала составляли 40%, а затем упали до 36%. В 1971 году Ванкель продал свою долю лицензионных отчислений за 50 миллионов немецких марок (с учетом инфляции, примерно 87 миллионов евро в 2021 году) английскому конгломерату Lonrho . Год спустя он получил обратно свой Центр технического развития от исследовательской организации Общества Фраунгофера . С 1986 года Институт Феликса Ванкеля заключил соглашение о сотрудничестве с Daimler Benz, которое покрыло эксплуатационные расходы института в обмен на права на исследования. Позже Ванкель продал институт компании Daimler Benz за 100 миллионов немецких марок.
В контексте разработанного двигателя Ванкеля слово «роторный» является своего рода неправильным употреблением. Принцип Ванкеля применялся только к «вращающемуся поршню», а не к двигателю в целом, который представлял собой стационарный узел, в отличие от роторных двигателей, использовавшихся в самолетах Первой мировой войны, в которых весь двигатель вращался вокруг неподвижного коленчатого вала.
Личная жизнь
[ редактировать ]Ванкель женился на Эмме «Ми» Кирн в 1936 году. Хотя они были женаты на всю жизнь, у них не было детей. Она умерла в 1975 году.
У него никогда не было водительских прав, поскольку он был крайне близорук. [1] Однако он был владельцем NSU Ro 80 с двигателем Ванкеля, которым для него управлял шофер.
В 1969 году Ванкель получил почетную степень доктора технических наук Мюнхенского технического университета . [1] Он был известен своей защитой прав животных и противодействием использованию животных в испытаниях.
Ванкель умер в Гейдельберге в октябре 1988 года в возрасте 86 лет. Его могила находится в Бергфридхофе Гейдельберга.После его смерти Фонд Феликса Ванкеля продал свою недвижимость компании Volkswagen AG. Пожарная служба Гейдельберга демонстрирует его последний мастер-класс. Документы Ванкеля хранятся в Технозеуме в Мангейме . проходит выставка « AUTOVISION · Традиции и форум Кроме того, в Альтлусхайме » , где на постоянной основе представлены более 80 роторных двигателей и множество автомобилей, оснащенных двигателями Ванкеля.
Лицензии
[ редактировать ]Дата лицензирования | Компания | Страна | Лицензия на |
---|---|---|---|
21 октября 1958 г. | Компания Curtiss-Wright Corp. | НАС | Без ограничений, без серий |
29 декабря 1960 г. | Фихтель и Сакс АГ | Германия | Промышленный двигатель и лодка, 0,5–30 л.с. |
25 февраля 1961 г. | Янмар Дизель Ко. Лтд. | Япония | Бензиновые и дизельные двигатели мощностью 1–100 л.с., 1–300 л.с. |
27 февраля 1961 г. | Toyo Kogyo , Co. Ltd. (Mazda) | Япония | Бензиновые наземные автомобили мощностью 1–200 л.с. |
4 октября 1961 г. | Клёкнер-Гумбольдт-Дойц АГ | Германия | Дизельный двигатель без ограничений |
26 октября 1961 г. | Даймлер-Бенц АГ | Германия | Бензин от 50 л.с. и выше |
30 октября 1961 г. | МАН АГ | Германия | Дизельный двигатель без ограничений |
2 ноября 1961 г. | Фридрих Крупп АГ | Германия | Дизельный двигатель без ограничений |
12 марта 1964 г. | Даймлер-Бенц АГ | Германия | Дизельный двигатель без ограничений |
15 апреля 1964 г. | СпА Альфа Ромео | Италия | Бензиновый двигатель мощностью 50–300 л.с. или легковой автомобиль. |
17 февраля 1965 г. | Роллс-Ройс Моторс Лтд. | Великобритания | Дизельные и гибридные двигатели 100–850 л.с. |
18 февраля 1965 г. | ИФА ВЕБ-САЙТ | Германия [11] | Бензиновый двигатель 0,5–25 л.с. и 50–150 л.с. |
2 марта 1965 г. | Порше | Германия | Бензиновый двигатель 50–1000 л.с. |
1 марта 1966 г. | Компания Outboard Marine Corp. | НАС | Бензиновый двигатель 50–400 л.с. |
11 мая 1967 г. | Комотор СА | Люксембург | Бензиновый и дизельный двигатель 40–200 л.с. |
12 сентября 1967 г. | Граупнер/ Двигатели ОС | Германия/Япония | Двигатели моделей 0,1–3 л.с. |
28 августа 1969 г. | "Савкел" ООО | Израиль | Бензиновые промышленные двигатели мощностью 0,5–30 л.с. |
1 октября 1970 г. | Ниссан | Япония | Бензиновые двигатели 80–120 л.с. |
10 ноября 1970 г. | Дженерал Моторс | НАС | Все, кроме авиационных двигателей |
24 ноября 1970 г. | Сузуки | Япония | Бензиновые двигатели 20–60 л.с. для мотоциклов. |
25 мая 1971 г. | Тойота | Япония | Бензиновые двигатели 75–150 л.с. |
29 ноября 1971 г. | Форд-Верке АГ, Кёльн | Германия | Бензиновые двигатели мощностью 80–200 л.с. (выход 1974 г.) |
25 июля 1972 г. | "БСА" ООО | Великобритания | Бензиновые двигатели 35–60 л.с. для мотоциклов. |
29 сентября 1972 г. | Ямаха | Япония | Бензиновые двигатели 20–80 л.с. для мотоциклов. |
4 октября 1971 г. | Кавасаки Хэви Индастриз Лтд. | Япония | Бензиновые двигатели 20–80 л.с. для мотоциклов. |
3 февраля 1973 г. | Американские моторы (AMC) | НАС | Бензиновые двигатели 20–200 л.с. |
Почести и награды
[ редактировать ]- Почетная докторская степень Мюнхенского технического университета , 5 декабря 1969 года.
- Золотая медаль Федерации немецких инженеров (VDI), 1969 г.
- Большой крест федеральной службы, высшая гражданская награда Германии, 1970 г.
- Медаль Джона Прайса Уэтерилла , Филадельфия , 1971 год.
- Медаль за заслуги перед Баварией, 1973 г.
- «Почетный гражданин» Лара в 1981 году и звание профессора в 1987 году.
- Медаль Соитиро Хонда, 1987 год.
- Почетное гражданство Линдау (отказано)
См. также
[ редактировать ]- Немецкие изобретатели и первооткрыватели
- НГУ Ро 80
- Ситроен GS Биротор
- Мазда RX-7
- Мазда RX-8
- АвтоВАЗ
- Геркулес W2000
- Нортон Классик
- Нортон Коммандер
- Сузуки RE5
- Ван Вин OCR1000
- Серия MidWest AE
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ротари-клуб», Дон Шерман, автомобильный журнал , февраль 2008 г., стр. 76–79.
- ^ Popplow, стр. 32–36, 51 и далее.
- ^ Попплоу, стр. 37–41.
- ^ Попплоу, с. 49
- ^ Попплоу, стр. 50–54.
- ^ Jump up to: а б Попплоу, с. 72
- ^ Попплоу, с. 64
- ^ Юбилей Ванкеля: В ожидании чуда , Der Spiegel , 21 января 2007.
- ^ Ямамото, Кеничи (1971) Роторный двигатель, стр. 60-61.
- ↑ Mazda Rotary Engine возвращается на подключаемый гибрид MX-30 , автомобиль и водитель , 9 января 2023 г.
- ^ ГДР
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Маркус Попплоу (2011). Феликс Ванкель: Больше, чем жизнь изобретателя . Саттон Паблишинг ГмбХ. ISBN 978-3-86680-763-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Патент США 2 988 008
- Анимированные двигатели, Ванкель — анимация Ванкеля и других двигателей, например парового, стирлинга, внутреннего сгорания.
- 1902 рождения
- 1988 смертей
- Люди из Лара
- Люди из Великого герцогства Баден
- Шаткие двигатели
- Инженеры из Баден-Вюртемберга
- Немецкие изобретатели XX века
- Члены нацистской партии
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- оберштурмбаннфюрер СС
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Францией