Сезон Формулы-1 1972 года.

Сезон Формулы-1 1972 года — 26-й сезон FIA проводимый Формулы-1, автогонок . Он включал в себя 23-й чемпионат мира среди пилотов , 15-й Международный кубок производителей Формулы-1 и многочисленные гонки Формулы-1, не относящиеся к чемпионату. Сезон чемпионата мира начался 23 января и завершился 8 октября после двенадцати гонок.
Эмерсон Фиттипальди , выступавший за команду Lotus , в 25 лет стал самым молодым чемпионом мира на сегодняшний день. [1] Этот рекорд будет стоять до тех пор, пока Фернандо Алонсо не завоюет титул в 2005 году . Действующий чемпион Джеки Стюарт занял второе место в чемпионате. Команда Lotus заняла пятое место в турнирной таблице 1971 года , но продолжала развивать свою инновационную конструкцию «клина» Lotus 72 , чтобы одержать неожиданную победу в чемпионате. [2] Автомобиль был окрашен в яркую черно-золотую окраску, поскольку его спонсор Imperial Tobacco представила новую марку сигарет John Player Special .
Команда British Racing Motors (BRM) одержала свою последнюю победу, когда Жан-Пьер Бельтуаз пострадавшего от дождя, выиграл Гран-при Монако 1972 года, на BRM P160 .
Водители и конструкторы
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира 1972 года.
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]

- BRM наняла Рейн Висел из Lotus и Жан-Пьера Бельтуаза из Matra . Команда потеряла Джо Зифферта , когда он умер во время гонки за победу на чемпионате мира 1971 года в Брэндс-Хэтче . Тем не менее, они пользовались популярностью и сумели выставить не менее пяти машин в первой гонке чемпионата.
- После сотрудничества с McLaren в 1970 году , Alfa Romeo работала с Марчем в 1971 году . Обе кампании оказались неудачными, и итальянская фирма вышла из спорта. (Они вернутся с Brabham в 1976 году .) Марч назначил своего Формулы-2 пилота Ники Лауду в команду Формулы-1, в то время как австрийец продолжал выступать и в Формуле-2.
- В Lotus к Эмерсону Фиттипальди присоединился Дэвид Уокер , а McLaren подписала контракт с чемпионом Can-Am 1971 года Питером Ревсоном . Ранее они вместе работали на гонке Indianapolis 500 1971 года .
- Matra сократила свою деятельность до одной машины после того, как Бельтуаз перешел в BRM.
- Команда Surtees подписала Тима Шенкена из Brabham и Андреа де Адамич в марте. Майк Хейлвуд получил должность постоянного гонщика, еще выступая в Формуле 2. На самом деле он выиграет титул Формулы-2 в этом году . Владелец Джон Сёртис переключил внимание на свою управленческую роль и ушел из гонок в конце сезона.
- Компания Brabham , находящаяся в руках нового управляющего директора Берни Экклстоуна , выдвинула своего гонщика Формулы-2 Карлоса Ройтемана на участие в гонках помимо ветерана Грэма Хилла . Уилсон Фиттипальди Жуниор заплатил за третье место в Brabham.
- Начав свой третий год в качестве владельца команды в Формуле-1, Фрэнк Уильямс заручился спонсорской поддержкой французской нефтяной компании Motul , с помощью которой он смог купить новый March 721 для своего гонщика Анри Пескароло . Он также назначил своего пилота Формулы-2 Карлоса Пейса в команду , дав ему мартовский результат 711 прошлого года . Команда Williams опробовала Politoys FX3 , но рулевое управление машины отказало при первом же заезде, во время Гран-при Великобритании , и шасси было сильно повреждено.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]

- Гюнтер Хеннеричи, владелец компании по производству караванов Eifelland , женился на пилоте Формулы-2 Ханнелоре Вернер. Вместе они создали гоночную команду, которая участвовала в чемпионате Германии Формулы-3 1971 года , а затем расширилась до Формулы-1 в 1972 году. Начиная со второй гонки сезона, они участвовали в обновленном March 721 под названием Eifelland и подписали контракт с Рольфом Стоммеленом из Surtees. . Однако еще до окончания сезона они отказались от участия в чемпионате и переориентировали свои усилия на Формулу-3.
- Tecno была успешной итальянской картинговой и гоночной командой. При спонсорской поддержке Мартини они построили собственное шасси Формулы-1 и приняли участие в чемпионате 1972 года, начиная с Гран-при Бельгии . Они подписали Нанни Галли из команды March.
- Команда Connew Racing намеревалась участвовать и участвовать в соревнованиях на протяжении всего сезона 1972 года, но сумела стартовать только на Гран-при Австрии с французским гонщиком Франсуа Миго за рулем. Они переоборудовали свое самодельное шасси в соответствии с правилами Формулы 5000 1973 года, но в конце того же года машина разбилась и не подлежала ремонту, и команда распалась.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Автодром Оскара Альфредо Гальвеса , Буэнос-Айрес | 23 января |
2 | ![]() | Трасса Гран-при Кьялами , Мидранд | 4 марта |
3 | ![]() | Постоянная трасса Харама , Мадрид | 1 мая |
4 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 14 мая |
5 | ![]() | Нивель-Болерс , Нивель | 4 июня |
6 | ![]() | Трасса Шарада , Клермон-Ферран | 2 июля |
7 | ![]() | Брэндс-Хэтч , Кент | 15 июля |
8 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 30 июля |
9 | ![]() | Остеррайхринг , Шпильберг | 13 августа |
10 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 10 сентября |
11 | ![]() | Парк Моспорт , Боуманвилл | 24 сентября [а] |
12 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 8 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Аргентины вернулся в календарь в 1972 году, впервые с 1960 года . Автодром Оскара Альфредо Гальвеса будет использоваться снова.
- Гран -при Бельгии также вернулся после того, как гонка 1971 года была отменена из-за неспособности привести трассу Спа-Франкоршам в соответствие с обязательными стандартами безопасности. Гонка 1972 года проходила на трассе Нивель-Баулерс .
- Гран -при Испании был перенесен из Монжуика в Хараму в соответствии с соглашением о разделении соревнований между двумя трассами. Точно так же Гран-при Франции был перенесен с трассы Поль Рикар на трассу Шарад , а Гран-при Великобритании был перенесен из Сильверстоуна в Брэндс-Хэтч .
Отмененные раунды
[ редактировать ]- Формула-1 намеревалась организовать второй Гран-при в Соединенных Штатах , получивший название Гран-при США Запада , на гоночной трассе Онтарио Мотор Спидвей недалеко от Лос-Анджелеса . Это будет третья гонка в календаре 9 апреля. FIA потребовала от владельцев трассы сначала провести тестовое мероприятие, но они не подчинились, и мероприятие было отменено.
- Первоначально Гран -при Нидерландов был запланирован на 18 июня между Гран-при Бельгии и Франции , но был отменен из-за мер по повышению безопасности, которые не были завершены на трассе Зандворт к моменту гонки из-за нехватки средств. [3]
- Гран -при Мексики должен был состояться 22 октября и стать последней гонкой чемпионата, но он был отменен после того, как местный интерес угас после гибели Педро Родригеса в аварии спортивного автомобиля в 1971 году. [4]
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]- Минимальный вес был увеличен с 530 кг (1170 фунтов) до 550 кг (1210 фунтов). [5]
- Как и в период с 1961 по 1969 год , автомобили с двигателем сжатого воздуха , например с турбонагнетателем , теперь могли иметь рабочий объем 1500 куб.см (92 куб.дюйма). (За два года до этого он был уменьшен до 500 куб.см (31 куб.дюйм).) Максимальный объем для безнаддувных двигателей остался на уровне 3000 куб.см (180 куб.дюйм). [5]
Меры безопасности
[ редактировать ]Безопасность стала серьезной темой для разговоров в Формуле-1. С 1969 года в схемах начали устанавливать некоторые функции безопасности. 1972 год стал первым сезоном, в котором все посещаемые трассы соответствовали обязательным стандартам безопасности. Были опубликованы официальные критерии безопасности трассы , включая, например, спецификации на ограждения от мусора. [5] [6]
На автомобилях также были введены обязательные меры безопасности: [5] [6]
- топливные баки пришлось обмазать «пеной безопасности»,
- ни один магниевый лист не может иметь толщину менее 3 миллиметров (0,12 дюйма),
- водитель должен был иметь подголовник,
- для кабины были установлены минимальные размеры,
- водителя пришлось пристегивать 6-точечными ремнями безопасности,
- один переключатель был разработан для отключения электронных компонентов автомобиля и включения огнетушителя ,
- 15 Вт . В задней части автомобиля необходимо было установить красный фонарь мощностью
Спортивный регламент
[ редактировать ]первый Кодекс поведения водителей . Был опубликован [5] [6]
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]
Когда Формула-1 вернулась в Аргентину впервые с 1960 года , именно местный гонщик Карлос Ройтеманн дебютировал и сразу же завоевал поул-позицию для Brabham . Действующий чемпион Джеки Стюарт стартовал вторым на своем Tyrrell , а Питер Ревсон занял третье место в своей первой гонке за McLaren . На старте Стюарт опередил Ройтемана, но аргентинский гонщик держался у него на хвосте. Позади них Эмерсон Фиттипальди обогнал Денни Халма и занял третье место, а Ревсон отступил. Ройтеманн начал бороться на своих сверхмягких шинах Goodyear и к 11-му кругу опустился на четвертое место. В середине гонки он сделал пит-стоп и вернулся на круг ниже. Стюарт доминировал в темпе и выиграл гонку, почти на полминуты опередив Халма и на целую минуту опередив Феррари Джеки Икса и Клея Регаццони . Фиттипальди завершил карьеру из-за повреждения подвески . [7]
Стюарт обеспечил поул-позицию на Гран-при Южной Африки в Кьялами , опередив Регаццони и Фиттипальди. Халм вышел из игры на удивление хорошо: со своей пятой позиции в стартовой решетке он поднялся и вскоре стал лидером, прежде чем Стюарт вернул его на второе место. Регаццони вернулся в центр поля. Ветеран Майк Хейлвуд , выступавший за «Сёртиз» , стартовал четвертым, но обогнал Фиттипальди, а затем и перегревшегося «Макларена» Халма, прежде чем фактически бросить вызов Стюарту за лидерство. Однако на 28-м круге у него вышла из строя задняя подвеска, и ему пришлось сойти с дистанции. Тогда Стюарт выглядел настроенным на победу, пока на 45-м круге у него не сломалась коробка передач, и Фиттипальди унаследовал лидерство. возникли Однако у бразильца проблемы с управлением, и Хьюм прошел мимо. Наконец, новозеландец взял клетчатый флаг, опередив Фиттипальди и Питера Ревсона.
В Испании к Эмерсону Фиттипальди присоединился его брат Уилсон , что стало первым случаем, когда два брата участвовали в гонках одновременно. Уилсон заменил Карлоса Ройтемана после того, как швейцарский гонщик повредил лодыжку в гонке Формулы 2 неделей ранее. На трассе Харама бельгиец Джеки Икс занял доминирующую поул-позицию, опередив на семь десятых Денни Халма и Эмерсона Фиттипальди. Стюарт стартовал четвертым. В день гонки Халм совершил еще один отличный отрыв и вышел вперед, прежде чем, как и в Южной Африке, Стюарт обогнал его. Затем Хьюм и Икс обошли Фиттипальди из-за недопонимания с бэкмаркером. К 30-му кругу начался небольшой дождь, и Стюарт отступил: Фиттипальди и Икс обогнали его. Бразилец . удержал победу, а Стюарт вылетел с трассы и сошел с дистанции Поскольку Икс установил новый рекорд круга и фактически обогнал своего товарища по команде на третьем месте, победа Фиттипальди показала, что Lotus 72 теперь действительно впереди в гонке развития. [8]
Это еще раз проявилось во время квалификации Гран -при Монако , где Фиттипальди занял поул-позицию, опередив Феррари Икса и Регаццони. Жан-Пьер Бельтуаз и Питер Жетен стартовали с неожиданного для BRM четвертого и пятого места . Перед гонкой начался дождь, и машины взлетели в облаке брызг. Фиттипальди медленно уходил, поэтому Икс вырвался вперед, но Бельтуаз удивил всех, совершив прыжок внутрь первого поворота и выйдя на первое место. BRM , спонсируемая Marlboro , теперь была единственной, у которой было четкое представление о будущем. Сразу после половины дистанции Гетин врезался в новую шикану перед поворотом Табака, и Стюарт тоже вылетел. Однако шотландец вернул себе позицию на подиуме , когда Регаццони разбился на пятне нефти. Бельтуаз одержал свою единственную победу и последнюю для BRM. Икс финишировал вторым, опередив Фиттипальди, который в итоге обогнал Стюарта. [9]
В чемпионате пилотов Эмерсон Фиттипальди ( «Лотус» ) лидировал с 19 очками, опередив Джеки Икса ( «Феррари» и Денни Халма ( «Макларен» ). Действующий чемпион Джеки Стюарт ( «Тиррелл ») был четвертым. В чемпионате производителей Lotus, McLaren и Команда Ferrari разделила первое место с 19 очками.
Раунды с 5 по 7
[ редактировать ]Джеки Стюарт заметно отсутствовал на Гран-при Бельгии . Его изнурительный график гонок в Формуле-1, Can-Am и туристических автомобилях , а также рекламные мероприятия для спонсоров Elf и Ford , а также подработка спортивным комментатором на американском телевидении, вдобавок ко всему, привели к случай гастрита . По назначению врача он три недели отдыхал, после чего резко ограничил свою деятельность. Лидер чемпионата Эмерсон Фиттипальди квалифицировался на поул-позиции на Lotus , опередив Клея Регаццони на Ferrari и Денни Халма на McLaren . Товарищ Регаццони по команде Джеки Икс , второй в чемпионате, занял четвертое место, а Франсуа Север , основной гонщик Тиррелла в этой гонке, занял пятое место. На старте Регаццони лидировал, но на 9-м круге увидел, как Фиттипальди обогнал. Оба Феррари сошли с дистанции: Икс из-за проблемы с рычажным механизмом акселератора , а Регаццони, когда он ударил бэкмаркера Нанни Галли на Tecno . Порядок на финише относительно неинтересной гонки был Фиттипальди, Северт, Хьюм. [10]

Цирк Формулы-1 переехал во Францию , где Гран-при Франции проводился на трассе Шарад , извилистом и холмистом участке дорог общего пользования протяженностью 5,1 км (3,2 мили). Хотя Стюарт снова был в своей машине, его товарищ по команде Север был самым быстрым на тренировке. Он ездил на шасси Tyrrell новой спецификации, пока не врезался в ограждение, не повредил руку и остался с запасной машиной старой спецификации. Он не будет последним гонщиком, который развернется или разобьется, пытаясь справиться с сложной трассой. Матра также привезла модернизированное шасси и дала Крису Эймону все необходимое, чтобы вырвать поул. Халм и Стюарт последовали за ним. Когда гонка началась, положение мало что изменилось, но Хельмуту Марко попал в глаз камень, брошенный Ferrari Джеки Икса. Он остановился на обочине пути, и его срочно доставили в больницу. Это означало бы конец его гоночной карьеры. Грязная грязь на трассе привела к еще большим неприятностям: у Амона спустило левое переднее колесо, а 50-секундный пит-стоп оставил его на девятой позиции. Но он выдержал доблестную борьбу и вернулся домой третьим, уступив победителю Джеки Стюарту и Эмерсону Фиттипальди, занявшему второе место. [11]
Приехав в Брэндс-Хэтч на Гран-при Великобритании , Денни Халм, третий в чемпионате, восстанавливался после аварии на высокой скорости в гонке Can-Am неделей ранее. Он действительно ехал, но квалифицировался одиннадцатым. Стюарт и Амон, герои последней гонки, оба разбились на тренировке и квалифицировались на своих запасных машинах, заняв четвертое и семнадцатое места соответственно. Джеки Икс занял поул-позицию, опередив Эмерсона Фиттипальди и Питера Ревсона . На старте Жан-Пьер Бельтуаз поднялся на третье место, но быстро начал удерживать лидерство, а это означало, что двое передних участников создали большое преимущество на первых нескольких кругах. Но из-за того, что Бельтуаз сошёл с дистанции на 22-м круге, а у лидеров возникли проблемы с преодолением бэкмаркера, Джеки Стюарт постепенно сблизился и на 25-м круге сумел обогнать Фиттипальди. После того, как бразилец вернулся, лидеры оставались в своем порядке до тех пор, пока из Ferrari Икса не начала течь масло, и ему пришлось сойти с дистанции на 49-м круге. Фиттипальди одержал победу, опередив Стюарта и Ревсона, и только тройка лучших финишировала на лидирующем круге. Ронни Петерсон был четвертым, пока его двигатель и коробка передач не отказали, он вылетел за пределы дороги и врезался в две машины, которые сошли с дистанции в одном и том же месте ранее в гонке. Крис Амон финишировал на удивительном четвертом месте, опередив Денни Халма. [12]
В чемпионате пилотов Эмерсон Фиттипальди ( Lotus ) лидировал с 43 очками, опередив Джеки Стюарта ( Тиррелл ) с 27 и Денни Халма ( McLaren ) с 21. В чемпионате производителей лидировала Lotus с 43 очками, опередив Тиррелла. с 33 и McLaren с 27.
Раунды с 8 по 10
[ редактировать ]Гран -при Германии проходил на самой сложной трассе в календаре: печально известной Северной петле Нюрбургринга . На практике Франсуа Север получил воздух на повороте Пфланцгартен и был одним из четырех гонщиков, вылетевших за пределы трассы. Все остались невредимыми, но оставили своим командам большой объем ремонтных работ. Неофициальный рекорд круга был побит на целых десять секунд в пятницу, а Ferrari из Джеки Икс проехал еще на три секунды быстрее в субботу и завоевал поул-позицию, опередив лидеров чемпионата Джеки Стюарта и Эмерсона Фиттипальди . Ронни Петерсон стартовал четвертым в своем марше , но после старта был вторым. Клей Регаццони (Ferrari) поднялся на третье место, а Стюарт отстал от Фиттипальди. После двух кругов по трассе длиной 22,8 км (14,2 мили) Икс скрылся из поля зрения своих ближайших соперников и продолжал устанавливать новые рекорды круга. Фиттипальди поднялся на второе место, а Стюарт застрял на пятом месте. Когда Петерсона заперли, Регаццони и Стюарт обошлись, и они даже получили еще одно место, когда Фиттипальди Коробка передач взорвалась и вызвала возгорание двигателя. На 10-м круге Анри Пескароло попал в серьезную аварию на повороте Аденау, но не пострадал. Двигатель Икса немного терял мощность из-за раскола выпускного коллектора , но он выиграл гонку, имея в запасе почти минуту. Лидируя на каждом круге, он фактически добился грандиозного челема . На предпоследнем круге Стюарт увидел шанс, наконец, обогнать Регаццони, но их колеса соприкоснулись, и шотландец разбился . Таким образом, в марте «Феррари» финишировали со счетом 1–2, опередив Петерсона. [13]
Гран -при Австрии проходил в по-настоящему жарких и солнечных условиях. Фиттипальди забил поул-позицию, опередив Регаццони и Стюарта. В начале гонки они вошли в первый поворот с трех сторон, и именно Стюарт вышел вперед. Фиттипальди вернулся на третье место, но обогнал Регаццони, когда двигатель Ferrari заглох. Бразилец постепенно приблизился к лидеру. На 23-м круге лидерство перешло к другому владельцу, и Денни Халм боролся за второе место. У Tyrrell Стюарта, похоже, были проблемы с задней подвеской , и шотландец в конечном итоге финишировал седьмым, отстав более чем на минуту. Фиттипальди и Хьюм вели упорную борьбу, Lotus пересек финишную черту чуть более чем на секунду впереди McLaren . Товарищ Халма по команде Питер Ревсон финишировал третьим. [14]

Европейский Италии этап сезона завершился Гран-при в Монце . Трасса замедлилась из-за двух шикан, поэтому впервые в этом году предыдущие рекорды круга не будут оспорены. Джеки Икс порадовал публику поул-позицией Ferrari, опередив Криса Эймона на Matra всего на 0,04 секунды . Стюарт стартовал третьим, Фиттипальди шестым. Однако через несколько секунд после старта Стюарт потерял всякую мощность двигателя и был вынужден сойти с дистанции. Икс и Амон без проблем скрылись, а пыль на трассе оставила остальную часть поля слепой к первому повороту. Никаких происшествий не произошло, но Ники Лауда сошел с дистанции, так как пыль забила Марша систему его дроссельную . Амон вернулся на пятое место, подняв Регаццони на второе и даже на первое место, когда швейцарский гонщик опередил своего товарища по команде. Сход Франсуа Севера на 14-м круге серьезно ослабил надежды Тиррелла на чемпионство. Регаццони сбил Карлоса Паче , когда бразилец восстанавливался после штопора, и обе машины сошли с дистанции. Многие водители сошли с дистанции, в том числе и Амон из-за перегрева. тормоза и на 46-м круге лидер Джеки Икс с отказом всей электрики. Фиттипальди одержал победу, опередив Хейлвуда на Surtees и Халма на McLaren. [15]
С непреодолимым преимуществом в 30 очков над своим ближайшим соперником Эмерсон Фиттипальди завоевал чемпионат пилотов 1972 года. В возрасте 25 лет он стал самым молодым чемпионом мира в истории, и этот рекорд продержался до 2005 года . Денни Халм ( McLaren ) обогнал Джеки Стюарта ( Тиррелл ) в чемпионате, набрав 31 очко против 27. Lotus обеспечила себе титул чемпиона производителей, поскольку McLaren и Тиррелл теперь отставали слишком далеко.
Раунды 11 и 12
[ редактировать ]
Пилоты McLaren уже были знакомы с гоночной трассой Mosport International Raceway , принимающей Гран-при Канады , благодаря своему опыту работы в Can-Am . Им удалось обеспечить счет 1:2 на стартовой решетке: Питер Ревсон опередил Денни Халма неожиданно , а Ронни Петерсон оказался на третьем месте. И именно швед фактически дошел до первого поворота первым, а Хьюм откатился назад, когда грязь забила ему дроссельную заслонку . Подойдя к завершению первого круга, Петерсон чуть не вылетел из строя, а после очередной ошибки несколькими кругами спустя уступил лидерство Джеки Стюарту . Чемпион Эмерсон Фиттипальди боролся с Ревсоном за третье место. Петерсон столкнулся с Грэмом Хиллом, пытаясь обогнать его. Он остановился с погнутой рулевой колонкой и был сброшен в боксы. Когда он вернулся, он нашел Хилла и дал понять, что британец знает, что он чувствует. Позже Петерсон был дисквалифицирован за толчок в боксы. Фиттипальди упал назад, повредив нос своей машины, поэтому на подиуме остались Стюарт, Ревсон и Хьюм. [16]
Подойдя к финальной гонке чемпионата, Гран-при США , Стюарт был полон решимости показать, что потеря титула не означает потерю формы, и это будет одна из самых убедительных побед в его карьере, добившись хет-трик, поул-позиция, самый быстрый круг и победа. Ревсон и Хьюм стартовали вторым и третьим за McLaren. На старте Ревсон столкнулся с Регаццони и Ройтеманном , поэтому Хьюм оказался на втором месте, а Фиттипальди - на третьем. Будущий чемпион Джоди Шектер в своей дебютной гонке бежал четвертым и фактически обогнал только что завоевавшего корону бразильца , но когда наступил внезапный ливень , он вылетел в первом повороте. Стюарт теперь лидировал на 40 секунд впереди своего товарища по команде Франсуа Севера , а затем и McLaren Халма. [17]
Эмерсон Фиттипальди финишировал на вершине турнирной таблицы с 61 очком, опередив Джеки Стюарта с 45 и Денни Халма с 39. В чемпионате производителей Lotus была первой с 61 очком. Тиррелл теперь был вторым (51), только что обогнав McLaren (47).
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Международный кубок производителей Формулы-1 засчитывал очки только гонщику с лучшим результатом в каждой гонке. И для Чемпионата, и для Кубка учитывались пять лучших результатов 1-6 туров и пять лучших результатов 7-12 туров.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [18] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]
Поз. | Производитель | АРГ ![]() | ЮАР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | ОНА ![]() | МОЖЕТ ![]() | олень ![]() | Оч. [19] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | Верно | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | Верно | 1 | 1 | 11 | 10 | 61 | |
2 | ![]() | 1 | 9 | Верно | 4 | 2 | 1 | 2 | 10 | 7 | Верно | 1 | 1 | 51 | |
3 | ![]() | 2 | 1 | 5 | 5 | 3 | 7 | 3 | (5) | 2 | 3 | 2 | 3 | 47 (49) | |
4 | ![]() | 3 | 4 | 2 | 2 | Верно | 11 | 6 | 1 | Верно | 7 | 5 | 5 | 33 | |
5 | ![]() | 5 | 16 | 4 | 7 | 4 | 6 | Верно | 13 | 4 | 2 | 7 | 12 | 18 | |
6 | ![]() | 6 | 5 | 6 | 11 | 5 | 5 | 7 | 3 | 10 | 9 | 9 | 4 | 15 | |
7 | ![]() | 9 | 14 | Верно | 1 | 8 | 15 | 11 | 4 | 6 | 6 | 10 | Верно | 14 | |
8 | ![]() | DNS | 15 | Верно | 6 | 6 | 3 | 4 | 15 | 5 | Верно | 6 | 15 | 12 | |
9 | ![]() | 7 | 6 | 7 | 9 | 13 | 8 | 8 | 6 | Верно | 5 | 4 | 11 | 7 | |
— | ![]() | 13 | Верно | 10 | 11 | 16 | 10 | Верно | 15 | 0 | |||||
— | ![]() | Верно | DNS | Верно | Верно | Северная Каролина | Верно | DNS | Верно | 0 | |||||
— | ![]() | Верно | 0 | ||||||||||||
— | ![]() | DNS | Верно | 0 | |||||||||||
Поз. | Производитель | АРГ ![]() | ЮАР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | ОНА ![]() | МОЖЕТ ![]() | олень ![]() | Оч. |
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1972 году были проведены и другие гонки Формулы-1, которые не засчитывались в чемпионат мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Брэндс-Хэтч | 19 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Интерлагос | 30 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сильверстоун | 23 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Оултон Парк | 29 мая | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Валлелунга | 18 июня | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Брэндс-Хэтч | 22 октября | ![]() | ![]() | Отчет |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гран -при Канады должен был проводиться на трассе Мон-Тремблан, которая должна была проводить гонку поочередно с парком Моспорт , но на трассе Мон-Тремблан возникли опасения по поводу безопасности из-за суровых зим, серьезно влияющих на покрытие трассы, и спора с местными властями. гоночные власти там в 1972 году. Моспорт примет гонку в 1972 году в намеченную дату.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1972 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1972 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ «Гран-при отменен» . Автоспорт . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стивен де Гроотт (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1970–1979» . F1Technical.net . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . АтласF1 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Эндрю Марриотт (февраль 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Аргентины 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (июнь 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Испании 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (июнь 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (июль 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Бельгии 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (2 июля 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (15 июля 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании 1972 года — скучно» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ админ (30 июля 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (13 августа 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Австрии 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (10 сентября 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Италии 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Эндрю Марриотт (24 сентября 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при Канады 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Автоспорт (8 октября 1972 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1972 года» . Журнал «Автоспорт» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Только 5 лучших результатов в первых 6 раундах и 5 лучших результатов в последних 6 раундах засчитываются в чемпионство. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.