Уилсон Фиттипальди Джуниор
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Уилсон Фиттипальди мл. | |
---|---|
![]() Фиттипальди в 2017 году | |
Рожденный | |
Умер | 23 февраля 2024 г. Сан-Паулу, Бразилия | (80 лет)
Национальность | ![]() |
Родственники | Эмерсон Фиттипальди (брат) Кристиан Фиттипальди (сын) Эмерсон Фиттипальди младший (племянник) Пьетро Фиттипальди (внучатый племянник) Энцо Фиттипальди (внучатый племянник) Макс Папис (племянник) |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Активные годы | 1972 – 1973 , 1975 |
Команды | Брэбэм , Коперсукар-Фиттипальди |
Записи | 38 (35 стартов) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Карьерные очки | 3 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Испании 1972 года. |
Последняя запись | Гран-при США 1975 года. |
Уилсон Фиттипальди Жуниор (25 декабря 1943 — 23 февраля 2024) — бразильский автогонщик и владелец команды Формулы-1 . Он участвовал в 38 Гран-при Формулы-1 чемпионата мира, дебютировав 1 мая 1972 года, набрав в общей сложности три чемпионских очка. Он руководил командой Формулы-1 Фиттипальди с 1974 по 1982 год. Он также участвовал во многих гонках Формулы-1, не относящихся к чемпионату.
Личная жизнь
[ редактировать ]Уилсон Фиттипальди-младший родился на Рождество 1943 года и был старшим сыном известного автоспортивного журналиста и радиокомментатора Уилсона-старшего и его жены Джузи, которые оба участвовали в гонках на серийных автомобилях вскоре после Второй мировой войны . Уилсон-старший также был ответственным за первую гонку Mile Milhas в 1956 году в Сан-Паулу, вдохновленный итальянской гонкой Mille Miglia 1949 года . Уилсона-младшего часто называют «Вилсиньо» («Маленький Уилсон», ср. Рубенс Баррикелло , случайное прозвище Рубиньо или футболиста Роналдиньо ) или «Тиграо». Неудивительно, что он с раннего возраста стал страстным энтузиастом автоспорта.
Уилсон Фиттипальди был старшим братом чемпиона CART и двукратного Формулы-1 чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди . Подобно Джимми Стюарту и Иэну Шектеру, он оставался в тени своего младшего и более выдающегося брата в автоспорте высшего уровня. Он женился на Сьюзи. Он был отцом бывшего CART , Формулы-1 и NASCAR гонщика Кристиана Фиттипальди , у него есть дочь Роберта.
У Уилсона Фиттипальди Хуниора случилась остановка сердца 25 декабря 2023 года, в свой 80-й день рождения. По словам его жены, во время ужина он поперхнулся куском еды, и возникшая нехватка кислорода привела к остановке сердца. Его реанимировали, а затем поместили в больницу, где ему ввели успокоительные и интубировали. [ 1 ] Он умер в Сан-Паулу 23 февраля 2024 года. [ 2 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]

Уилсон Фиттипальди начал участвовать в гонках на картах , которые он и его брат построили в Бразилии в 1960-х годах, прежде чем перейти в Формулу Ви .
Фиттипальди совершил короткую поездку в Европу в 1966 году, чтобы участвовать в гонках Формулы-3 , но эта возможность упустилась из-за конфликтов с командой, за которую он выступал в Бразилии. Он не возвращался в Англию до 1970 года, после успеха своего брата в Формуле 2 . В том же году он участвовал в автошколе Джима Рассела и вошел в Lotus 59 в британской Формуле-3, победив Карлоса Пейса и работающего Lotus пилота Дэйва Уокера , среди прочих, и одержав победу на этапе чемпионата BARC в Сильверстоуне . В разное время в течение года он также соревновался с будущими чемпионами Формулы-1 Ники Лаудой и Джеймсом Хантом . В сочетании с некоторыми другими хорошими результатами, особенно во второй половине года, включая победы в двух внечемпионатских раундах, это позволило ему перейти в чемпионат Европы Формулы-2 в 1971 году.
Здесь он добился еще нескольких хороших результатов в гонках вместе со своим братом за команду Бардал-Фиттипальди на шасси Lotus и March , включая подиум в Хоккенхайме и четвертые места в Руане и Манторп-парке. Этих результатов было достаточно, чтобы заключить ему контракт с командой Формулы-1 Brabham на сезон 1972 года в качестве платного гонщика.
Его карьера в Формуле-1 началась с подиума на Гран-при Бразилии 1972 года ; однако это была гонка вне чемпионата, и ему не удалось повторить результаты на чемпионате мира. Он был умеренно конкурентоспособным бегуном в полузащите команды «Брэбэм» в 1972 и 1973 годах. Он не набрал очков в чемпионате 1972 года, но в 1973 году он набрал свои единственные очки на чемпионате мира Формулы-1, заняв шестое место в Буэнос-Айресе и пятое место на Нюрбургринге. Его лучшим результатом в квалификации было девятое место в Монако и десятое на Моспорте также в 1973 году.
Фиттипальди, уставший одновременно быть платным гонщиком и вторым гонщиком в команде, не имея возможности бросить вызов первому гонщику команды Карлосу Ройтеманну по приказу босса Берни Экклстоуна , в начале 1974 года взял перерыв в вождении, чтобы создать Бразильская команда Формулы-1 (хотя в том году он принимал участие в Grande Premio Presidente Emilio Medici гонке Формулы-1 вне чемпионата вместе с Brabham). Команда, первоначально известная как Copersucar-Fittipaldi , не добилась большого успеха в своем первом гоночном сезоне 1975 года. Уилсон был единственным гонщиком и сумел финишировать только шесть раз, наивысшим из которых было 10-е и последнее место на Гран-при США. в Уоткинс-Глене и несколько раз не смог пройти квалификацию. Уилсон ушел из вождения, чтобы следить за руководством команды в 1976 году, когда его брат Эмерсон перешел в команду из McLaren . За свою карьеру он набрал три очка, набранные в 1972 и 1973 годах вместе с Брэбэмом, и сделал его самым успешным братом чемпиона мира Формулы-1 до прибытия Ральф Шумахер в 1997 году .
Фиттипальди время от времени возвращался к соревновательному вождению. В 1980-х и начале 1990-х он участвовал в чемпионате Бразилии по серийным автомобилям , выиграв несколько этапов. В 1994 и 1995 годах он побеждал за Porsche в классической гонке Mil Milhas , основанной его отцом, в первом случае он делил машину со своим сыном Кристианом. В феврале 1998 года он объявил о своем возвращении к соревновательному вождению в чемпионате Бразилии по серийным автомобилям. В 2000 году он был приглашенным гонщиком Mercedes-Benz на Нюрбургринга этапе Кубка Европы по гонкам на грузовиках FIA , заняв 8-е и 11-е места. В 2008 году Уилсон и Эмерсон приняли участие в чемпионате Бразилии GT3 , управляя Porsche 997 GT3 за команду WB Motorsports. [ 3 ]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | МЦД | Оч. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | Развитие автоспорта | Брэбэм BT33 | Форд Косворт DFV V8 | АРГ | ЮАР | ESP 7 |
МОЙ 9 |
Северная Каролина | 0 | |||||||||||
Брэбэм BT34 | БЕЛ Верно |
ОТ 8 |
Великобритания 12 |
ДАВАТЬ 7 |
АВТОМОБИЛЬ Верно |
ОНА Верно |
МОЖЕТ Верно |
олень Верно |
||||||||||||
1973 | Развитие автоспорта | Брэбэм BT37 | Форд Косворт DFV V8 | АРГ 6 |
ХОРОШИЙ Верно |
ЮАР Верно |
15-е место | 3 | ||||||||||||
Брэбэм BT42 | ESP 10 |
БЕЛ Верно |
МОЙ 11 |
Швеция Верно |
ОТ 16 |
Великобритания Верно |
ВНИЗ Верно |
ДАВАТЬ 5 |
АВТОМОБИЛЬ Верно |
ОНА Верно |
МОЖЕТ 11 |
олень Северная Каролина | ||||||||
1975 | Коперсукар | Фиттипальди FD01 | Форд Косворт DFV V8 | АРГ Верно |
Северная Каролина | 0 | ||||||||||||||
Фиттипальди FD02 | ХОРОШИЙ 13 |
ЮАР DNQ |
ESP Верно |
МОЙ DNQ |
БЕЛ 12 |
Швеция 17 |
||||||||||||||
Фиттипальди FD03 | ВНИЗ 11 |
ОТ Верно |
Великобритания 19 |
ДАВАТЬ Верно |
АВТОМОБИЛЬ DNS |
ОНА | олень 10 |
Полные результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Золотой лист команды Лотос | Лотос 49С | Форд Косворт DFV V8 | АРГ Верно |
РПЦ | ЧТО | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК |
1972 | Развитие автоспорта | Брэбэм BT33 | Форд Косворт DFV V8 | РПЦ | ХОРОШИЙ 3 |
ИНТ. | ОЛЛ | РЕП | ВИК | ||
1974 | Развитие автоспорта | Брэбэм BT44 | Форд Косворт DFV V8 | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО 5 |
РПЦ | ИНТ. | |||||
1975 | Коперсукар | Фиттипальди FD02 | Форд Косворт DFV V8 | РПЦ | ИНТ. Верно |
СУИ |
Рекорды Формулы-1
[ редактировать ]
- Как братья Фиттипальди
До Фиттипальдиса в Формуле-1 выступали три пары братьев: Джимми и Джеки Стюарты , Педро и Рикардо Родригес , а также Эрнесто и Витторио Брамбилла . Однако ни один из братьев и сестер не участвовал в одной гонке. Братья Фиттипальди были первыми, кто участвовал в одной гонке, а также первыми, кто набрал очки в одной гонке: Уилсон Фиттипальди набрал очки только в двух гонках Формулы-1 ( Гран-при Аргентины 1973 года и Гран-при Германии 1973 года ), но оба раза его младший брат Эмерсон также набирал очки (победа в Аргентине и 6-е место в Германии).
После Фиттипальдиса в Формуле-1 выступали еще шесть пар братьев. Ян и Джоди Шектер , Жиль и Жак Вильнев-старший , Манфред и Иоахим Винкельхок , Тео и Коррадо Фаби , а также Гэри и Дэвид Брэбэм не смогли набрать очки в одной гонке. Михаэль и Ральф Шумахеры были следующими, кто сделал это на Гран-при Франции 1997 года .
- Как отец гонщика Формулы-1
Сын Фиттипальди, Кристиан , дебютировал в Формуле-1 в 1992 году и набрал свое первое очко на Гран-при Японии 1992 года , что сделало Уилсона и Кристиана Фиттипальди первыми родителем и ребенком, которые оба набрали очки в Формуле-1. С тех пор за ними последовали Грэм и Дэймон Хилл , Марио и Майкл Андретти , Жиль и Жак Вильнев , Кеке и Нико Росберг , Сатору и Кадзуки Накадзима , Нельсон Пике и Нельсон Пике-младший , Ян и Кевин Магнуссен , Джос и Макс Ферстаппены , Джонатан. , Джолион Палмер и Михаэль и Мик Шумахеры .
Карьера в менеджменте и бизнесе
[ редактировать ]
Хотя их отец не хотел финансировать их гоночную карьеру, братья Фиттипальди смогли профинансировать свою раннюю гоночную карьеру, открыв успешный бизнес по производству автомобильных аксессуаров, еще будучи подростками, а затем предприятия по производству картов и автомобилей Formula Vee . Существовал также проект Фиттипальди-Порше — уникальное шасси спортивного автомобиля с механикой Porsche, которое братья построили и участвовали в гонках в 1968 году.
В середине 1974 года Уилсон убедил бразильский сахарный и алкогольный конгломерат Copersucar спонсировать его команду Формулы-1, а с 1976 года он ушел из вождения и сосредоточился на управлении командой, которая с 1975 года время от времени добивалась успехов в Формуле-1. пока он не закрылся в 1982 году.
После этого он занялся деловыми интересами семьи, включая дилерский центр Mercedes-Benz . Он также работал на телевидении и участвовал в гоночной карьере своего сына Кристиана , управляя им с 1996 года. В 2004 году он стал техническим директором автоспортивной команды WB по бразильским серийным автомобилям V8. Это привело к тому, что младший Фиттипальди протестировал одну из машин в 2004 году, прежде чем принять участие в чемпионате 2005 года с другой командой.
Ссылки
[ редактировать ]
- Сноски
- ^ «У бывшего пилота Формулы-1 Уилсона Фиттипальди случилась остановка сердца» . ЭСПН. 4 января 2024 г. Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «Бывший пилот Формулы-1 Уилсон Фиттипальди умер в возрасте 80 лет» . ge.globo. 23 февраля 2024 г. Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ GloboEsporte.com > Автоспорт - НОВОСТИ - Эмерсон Фиттипальди примет участие в гонках GT3 Brasil
- Источники
- Уилсон Фиттипальди http://www.statsf1.com/drivers/fiche.asp?IdPilote=462&LG=1 . Архивировано 11 сентября 2007 г. на Wayback Machine, доступ 7 марта 2006 г.
- Зал славы – Эмерсон Фиттипальди http://www.formula1.com/teams_and_drivers/hall_of_fame/282/ По состоянию на 7 марта 2006 г.
- Fittipaldi Automotive, Wilson Fittipaldi http://www.grandprix.com/gpemain.html Архивировано 4 марта 2006 г. на Wayback Machine , по состоянию на 7 марта 2006 г.
- Результаты Мила Милхаса http://www.racingcircuits.net/Brazil/_gpMilMilhas.html. Архивировано 11 февраля 2005 г. на Wayback Machine, доступ 7 марта 2006 г.
- Рикардо Дивила http://www.teamdan.com/people/d.html. Архивировано 24 сентября 2015 г. на Wayback Machine , по состоянию на 7 марта 2006 г.
- Победа Alfa в категории SuperTouring 2006 года Мил Милхас http://www.italiaspeed.com/2006/motorsport/sportscars/other/mil_milhas/2501_report.html По состоянию на 8 марта 2006 г.
- Уилсон объявляет о возвращении на трек http://www.theautochannel.com/news/date/19980223/news010199.html По состоянию на 9 марта 2006 г.
- Уилсон Фиттипальди будет координатором Всемирного банка http://www.speedonline.com.br/montatela.php?t=news_esspeciais1&sql_query=13018. Архивировано 16 мая 2018 г. на Wayback Machine, доступ 9 марта 2006 г. (на португальском языке).
- https://web.archive.org/web/20060413230040/http://www.stockcar.com.br/mapa_site/mapa_site.asp
Все результаты гонок и чемпионатов получены из:
- Результаты Формулы-1 за сезоны 1972–1976 годов http://www.formula1.com/results/ Season/1972/ По состоянию на 7 марта 2006 г.
- Индекс гонок Формулы 2, 1971 г. http://www.formula2.net/F271_Index.htm, по состоянию на 7 марта 2006 г.
- Британские и ирландские результаты F3 за 1970 г. http://www.formula2.net/F370_IndexGB.htm, по состоянию на 7 марта 2006 г.
- 1943 года рождения
- 2024 смерти
- Бразильские автогонщики
- Бразильские пилоты Формулы-1
- Владельцы команд Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Пилоты Фиттипальди Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Водители серийных автомобилей из Бразилии
- Бразильцы итальянского происхождения
- Бразильцы русского происхождения
- Бразильцы польского происхождения
- Гонщики из Сан-Паулу
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Семья Фиттипальди
- Смерти от удушья