Гран-при США 1972 года.
Гран-при США 1972 года. | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 8 октября 1972 г. | ||
Официальное название | XV Гран-при США. | ||
Расположение | Ипподром Гран-при Уоткинс-Глена Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Курс | Постоянный дорожный курс | ||
Продолжительность курса | 5,435 км (3,377 миль) | ||
Расстояние | 59 кругов, 320,67 км (199,24 мили) | ||
Погода | Вначале солнечно, позже кратковременные дожди | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Тиррелл - Форд | ||
Время | 1:40.481 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | ![]() | Тиррелл - Форд | |
Время | 1:41,644 — 33-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Тиррелл - Форд | ||
Второй | Тиррелл - Форд | ||
Третий | Макларен - Форд | ||
Лидеры круга |
Гран -при США 1972 года — автогонка Формулы-1 , проходившая 8 октября 1972 года на ипподроме Гран-при Уоткинс-Глена в Уоткинс-Глене, штат Нью-Йорк . Это была 12-я гонка из 12 как на чемпионате мира среди пилотов 1972 года , так и на Международном кубке производителей Формулы-1 1972 года . Гонку из 59 кругов выиграл Тиррелла гонщик Джеки Стюарт после того, как он стартовал с поул-позиции . Его товарищ по команде Франсуа Север финишировал вторым, а McLaren пилот Денни Халм - третьим. Это была дебютная гонка будущего чемпиона мира Джоди Шектера .
Краткое содержание
[ редактировать ]Джеки Стюарт , только что уступивший корону чемпиона мира Эмерсону Фиттипальди , заявил:его намерение вернуть его, поскольку он доминировал весь уик-энд с поулом, победой и самым быстрым кругом и завершил серию гонок в Северной Америке. Это была двадцать вторая победа в карьере шотландца и четвертая в 1972 году. Товарищ по команде Франсуа Север завершил финиш со счетом один-два для Тиррелла , опередив на пять секунд Денни Халма McLaren .
Ошеломляющая на тот момент сумма призовых в 275 000 долларов США привлекла 31 участника на последнюю гонку года. Дождь и холодный ветер преследовали гонщиков в квалификации, и результаты пятницы определили стартовую решетку. Стюарт взял поул со временем 1:40.481, опередив McLarens американца Питера Ревсона и Хьюма. Третий McLaren, которым управлял южноафриканец Джоди Шектер во время его дебюта в Формуле-1, был восьмым.
Команды Goodyear , казалось, пользовались большим преимуществом: некоторые говорили, что в квалификации они достигают полторы-двух секунд на круге. Firestone намеревалась закрыть свое европейское гоночное подразделение, а их команды использовали старые запасы, произведенные некоторое время назад. Роб Уокер сказал, что шины его команды были изготовлены для Гран-при Австрии , одной из самых жарких гонок года, и он не удивился, что они не будут работать при 40-градусной температуре в Глене! была получена телеграмма Однако после тренировки из штаб-квартиры Firestone в Акроне , в которой говорилось, что из-за всех полученных писем с просьбой продолжить гонку они будут участвовать в гонках в следующем сезоне.
Воскресенье началось ясно и солнечно, но к тому времени, когда машины собрались на стартовой решетке, небо грозило дождем. Стюарт быстро выпрыгнул из сетки и сразу же начал отрываться от остального поля. Марио Андретти прорвался со своего десятого места на стартовой решетке во внутреннюю часть первого поворота на своем Ferrari и столкнулся с Карлоса Ройтемана и Brabham McLaren Ревсона. Андретти продолжил, к радости публики, теперь седьмым после Феррари Джеки Икса и Клея Регаццони . Ройтеманн финишировал восьмым со сломанным носом, а Ревсон в конце круга выехал на яму, чтобы выпрямить переднее крыло.
Стюарт опередил Халма на три секунды после одного круга и на пять секунд после второго. Фиттипальди, занявший третье место после первого круга, сразу понял, что его машина не в порядке. Его правое заднее колесо начало сдуваться на пятом круге, и когда две замены быстро сделали то же самое, команда поняла, что проблема в перекосе подвески, и он сошел с дистанции. На 20-м круге преимущество Стюарта составляло 20 секунд, и было понятно, что любая борьба в этот день будет за второе место.
Поскольку Фиттипальди выбыл из игры, а Ройтеманн был вынужден остановиться из-за нового носового обтекателя, второй Тиррелл Франсуа Севера теперь был третьим и приближался к Хьюму. Шектер уверенно опережал Икса, но бельгийца быстро догнал Ронни Петерсон . В субботу под дождем Петерсон сильно разбил свой «Марш» , и механики поначалу заявили, что он не подлежит ремонту. Они решили попытаться восстановить его к гонке, и после старта с 26-й позиции Петерсон теперь был самым впечатляющим гонщиком на трассе, не считая лидера гонки Стюарта.
Примерно на пол дистанции Север обогнал Халма и занял второе место, а Петерсон обогнал Икса и занял пятое место. На 40-м круге первый поворот внезапно промок от кратковременного дождя. Шектер, великолепно бегущий на четвертом месте, был захвачен скользкой поверхностью на спуске под углом 90 градусов вправо, и он вывернул свой McLaren на берег. Тем временем Икс обогнал Петерсона и занял позицию, освобожденную Шектером. Андретти боролся с характеристиками своих шин, но теперь нашел их лучше на мокрой трассе и увеличил темп.
На последнем круге, когда Стюарт мчался домой на 40 секунд впереди Севера, Ferrari Икса начала дымить. Петерсон подъехал к нему и отчаянно подал сигнал сзади машины. Мастерство шведа сработало: Петерсон опередил Ferrari чуть более чем на полсекунды и занял четвертое место!
Ревсон обогнал Андретти и Майка Хейлвуда на нескольких кругах подряд и занял шестое место, но за пять кругов до конца оборвался провод зажигания, и его блестящая поездка закончилась. Когда Хейлвуд не смог избежать вращающихся маршей Майка Беттлера и Ники Лауды всего в трех кругах от флага, Андретти унаследовал шестое место и последнее очко.
После финиша два ведущих Тиррелла, а также родственная машина Патрика Депайлера , занявшая седьмое место, вместе выехали на пит-лейн, продемонстрировав силу, заработав владельцу команды Кену Тирреллу рекордную на тот момент награду в размере 97 500 долларов.
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]- ^ 1 - Сёртиз освободил свое место для Тима Шенкена перед гонкой.
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Тиррелл - Форд | 59 | 1:41:45.354 | 1 | 9 |
2 | 2 | ![]() | Тиррелл - Форд | 59 | + 32,268 с | 4 | 6 |
3 | 19 | ![]() | Макларен - Форд | 59 | + 37,528 с | 3 | 4 |
4 | 4 | ![]() | Март — Форд | 59 | + 1:22.516 | 26 | 3 |
5 | 7 | ![]() | Феррари | 59 | + 1:23.119 | 12 | 2 |
6 | 9 | ![]() | Феррари | 58 | + 1 круг | 10 | 1 |
7 | 3 | ![]() | Тиррелл - Форд | 58 | + 1 круг | 11 | |
8 | 8 | ![]() | Феррари | 58 | + 1 круг | 6 | |
9 | 21 | ![]() | Макларен - Форд | 58 | + 1 круг | 8 | |
10 | 12 | ![]() | Лотос - Форд | 57 | + 2 круга | 16 | |
11 | 28 | ![]() | Брэбэм - Форд | 57 | + 2 круга | 27 | |
12 | 34 | ![]() | Сёртиз - Форд | 57 | + 2 круга | 23 | |
13 | 6 | ![]() | Март — Форд | 57 | + 2 круга | 21 | |
14 | 26 | ![]() | Март — Форд | 57 | + 2 круга | 22 | |
15 | 18 | ![]() | Измерение | 57 | + 2 круга | 7 | |
16 | 33 | ![]() | Март — Форд | 57 | + 2 круга | 20 | |
17 | 23 | ![]() | Сёртиз - Форд | 56 | Столкновение | 14 | |
18 | 20 | ![]() | Макларен - Форд | 54 | Электрический | 2 | |
Северная Каролина | 5 | ![]() | Март — Форд | 49 | Не классифицировано | 25 | |
Верно | 27 | ![]() | Март — Форд | 48 | Топливная система | 15 | |
Верно | 14 | ![]() | БРМ | 47 | Двигатель | 28 | |
Верно | 16 | ![]() | БРМ | 44 | Двигатель | 17 | |
Верно | 11 | ![]() | Лотос - Форд | 44 | Двигатель | 30 | |
Верно | 30 | ![]() | Брэбэм - Форд | 43 | Двигатель | 13 | |
Верно | 17 | ![]() | БРМ | 40 | Зажигание | 18 | |
Верно | 15 | ![]() | БРМ | 34 | Двигатель | 24 | |
Верно | 29 | ![]() | Брэбэм - Форд | 31 | Двигатель | 5 | |
Верно | 25 | ![]() | Сёртиз - Форд | 25 | Столкновение | 19 | |
Верно | 24 | ![]() | Сёртиз - Форд | 22 | Приостановка | 31 | |
Верно | 10 | ![]() | Лотос - Форд | 17 | Приостановка | 9 | |
Верно | 31 | ![]() | Техно | 8 | Двигатель | 29 | |
DNS | 24 | ![]() | Сёртиз - Форд | Движимый давая | |||
Источник: [2] |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций. В Чемпионат засчитываются только 5 лучших результатов первых 6 туров и 5 лучших результатов последних 6 туров. Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Классификация Гран-при США Формулы-1 1972 года | Статистика автоспорта» .
- ^ «Гран-при США 1972 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «США 1972 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуг Най (1978). Гран-при США и гонки за главный приз, 1908–1977 гг. БТ Бэтсфорд. ISBN 0-7134-1263-1
- Роб Уокер (февраль 1973 г.). «14-й Гран-при США: снова Стюарт». Дорога и трек , 94-98.