Гран-при США 1973 года.
Гран-при США 1973 года. | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 7 октября 1973 г. | ||
Официальное название | XVI Гран-при США. | ||
Расположение |
Ипподром Гран-при Уоткинс-Глена Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Курс | Постоянный дорожный курс | ||
Продолжительность курса | 5,435 км (3,377 миль) | ||
Расстояние | 59 кругов, 320,67 км (199,24 мили) | ||
Погода |
Облачно, температура приближается к 20 ° C (68 ° F); Скорость ветра до 14,82 км/ч (9,21 миль в час) [ 1 ] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Лотос - Форд | ||
Время | 1:39.657 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Март — Форд | |
Время | 1:41,652 — 58-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Лотос - Форд | ||
Второй | Март — Форд | ||
Третий | Брэбэм - Форд | ||
Лидеры круга |
Гран -при США 1973 года — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 7 октября 1973 года на ипподроме Гран-при Уоткинс-Глена в Уоткинс-Глене, штат Нью-Йорк . Это была 15-я гонка из 15 как на чемпионате мира среди пилотов 1973 года , так и на Международном кубке производителей Формулы-1 1973 года . [ 2 ]
Гонку на 59 кругов выиграл с поул-позиции Ронни Петерсон за рулем Lotus - Ford . Петерсон опередил Джеймса Ханта на Хескет - Марч -Форде и одержал свою четвертую победу в сезоне, а Карлос Ройтеманн стал третьим на Brabham -Ford.
Гонка была омрачена смертью Франсуа Севера во время квалификации, накануне, в том, что должно было стать 100-м и последним Гран-при для Тиррелла товарища по команде и трехкратного чемпиона мира Джеки Стюарта . В результате команда Тиррелла отказалась от участия в мероприятии, передав Кубок производителей компании Lotus.
Краткое содержание
[ редактировать ]Ронни Петерсон завершил свой первый год в Lotus, одержав свою четвертую победу в сезоне, а захватывающая битва двух человек закончилась тем, что Петерсон обыграл Джеймса Ханта до флага с наименьшим преимуществом в истории USGP на тот момент. Англичанин финишировал менее чем на секунду позади на своем Hesketh Racing, вышедшем в марте , но обычное празднование было омрачено смертью Франсуа Севера во время квалификации и преждевременным завершением карьеры трехкратного чемпиона мира Джеки Стюарта .
Смерть Франсуа Севера
[ редактировать ]Стюарт уже выиграл свой третий чемпионат мира среди водителей, когда команды приехали в Уоткинс-Глен, и он планировал, что финальный Гран-при 1973 года станет его лебединой песней. «В апреле я решил, что завершу карьеру в конце сезона, независимо от того, выиграю я или проиграю», - вспоминает Стюарт. «Уоткинс-Глен должен был стать моей последней гонкой на машине Формулы-1. Франсуа Север собирался стать номером один в команде в 1974 году, хотя он никогда об этом не подозревал. Мы с Кеном Тирреллом держали в секрете, что я собираюсь участвовать в гонке. сойти с дистанции после той гонки. На самом деле, даже моя жена Хелен, которая была со мной в те выходные, не знала об этом».
Однако за несколько минут до субботней утренней квалификационной сессии на трассе внезапно воцарилась тишина. Север сильно разбился на подъеме в Эссес, направляясь на заднюю часть трассы, между третьим и четвертым поворотами. Борясь с машиной на подъеме на холм, Север выбежал на бордюр слишком высоко и соскользнул на правое ограждение. Затем машина пересекла трассу боком и врезалась в Armco на левой стороне трассы на скорости 150 миль в час под углом почти 90 градусов. Носовая часть автомобиля погрузилась в землю, в результате чего машина перевернулась вверх и перелетела через барьер, в результате чего передняя часть автомобиля оторвалась и приземлилась посередине пути, а задняя часть автомобиля остановилась вверх тормашками на верхняя часть Армко.
Джоди Шектера был McLaren рядом, и он остановился и бросился помочь Северу выйти из машины, но когда передняя часть машины была оторвана, Север подвергся прямому физическому контакту с барьером и умер. немедленно. Кен Тиррелл потерял великолепного гонщика, а Джеки Стюарт - выдающегося товарища по команде на трассе, где Север одержал свою единственную победу в Гран-при . «Это был ужасный несчастный случай, унесший жизнь удивительно обаятельного, представительного и красивого молодого человека, который был огромным другом и для Хелен, и для меня», - сказал Стюарт.
Когда квалификация возобновилась, время Петерсона с утренней сессии соответствовало его девятому поулу в году. » «Тирреллы Стюарта и Криса Эймона заняли пятое и двенадцатое места на стартовой решетке, но команда решила отказаться от участия в знак уважения к Северу, и карьера Стюарта завершилась после 99 гонок и рекордных на тот момент 27 побед в Гран-при.
Раса
[ редактировать ]В воскресенье в прохладный пасмурный день на гонку собралась огромная толпа. На стартовой решетке, занявший седьмое место, любимец хозяев Питер Ревсон почувствовал, как его машина поползла вперед, когда был поднят флаг. Вместо того, чтобы удерживать его тормозами, он выключил передачу как раз в тот момент, когда флаг упал. Он взмахнул руками в воздухе и подождал, пока поле пронесется мимо, а затем отправился на последнем месте.
Лидеры оторвались хорошо, и к концу первого круга Петерсон опередил Карлоса Ройтемана , Ханта, Эмерсона Фиттипальди , Майка Хейлвуда и Шектера. На четвертом круге Хант обогнал Ройтемана и начал погоню за Lotus Петерсона. К всеобщему удивлению, по ходу гонки Хант смог отставать от Петерсона примерно на одну секунду. Время от времени разрыв немного увеличивался, но снова и снова экстремальная скорость марша Хескет по прямой закрывала его снова.
Ройтеманн тоже держал темп, отставая от Ханта на две-три секунды, пока не потерял девять секунд, пытаясь обогнать Грэма Хилла . С тех пор он бежал в одиночку и занял третье место.
Тем временем Ревсон стремительно мчался по полю со своего последнего места, стартовав, и к середине пути он поднялся с двадцать третьего на седьмое место. Он занял шестое место у Эмерсона на 40-м круге, когда бразилец заехал на пит-стоп, чтобы заменить передние шины, которые оказались спущенными, когда ему пришлось уклоняться от вращающегося Шектера.
Последние 15 кругов Хант продолжал следовать за Петерсоном, отставая от 0,7 до 1,4 секунды. В какой-то момент он потянулся рядом, но не смог завершить передачу. «Я посмотрел на Ронни, и он выглядел свирепее меня», - объяснил он после гонки.
Хант решил подождать до последних 10 кругов, а затем попытаться обогнать Петерсона, но у его машины возникла избыточная поворачиваемость из-за уменьшения количества топлива. Это помешало ему пройти последний поворот до того, как задняя прямая выровнялась, и фактически лишило его преимущества в скорости. Однако он продолжил борьбу с флагом, установив самый быстрый круг в гонке на предпоследнем круге. Победный отрыв Петерсона в 0,688 секунды был самым маленьким в истории Гран-при США до 2002 года .
Ройтеманну пришлось дойти до финиша, практически без топлива, но он удержал третье место; Денни Халм уверенно бежал на четвертое место; Ревсон поднялся на пятое место благодаря великолепной езде с последнего места; а Эмерсон Фиттипальди занял шестое место после остановки для замены шин. Уже завоевав Кубок производителей после отказа Тиррелла, Lotus финишировала впереди на десять очков, несмотря на то, что Стюарт выиграл чемпионат пилотов вместо Тиррелла .
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Зазор | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() |
Лотос - Форд | 1:39.657 | — | 1 |
2 | 10 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 1:40.013 | +0.356 | 2 |
3 | 1 | ![]() |
Лотос - Форд | 1:40.393 | +0.736 | 3 |
4 | 6 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:40.444 | +0.787 | DNS |
5 | 27 | ![]() |
Март — Форд | 1:40.520 | +0.863 | 4 |
6 | 5 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:40.635 | +0.978 | 5 |
7 | 23 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 1:40.844 | +1.187 | 6 |
8 | 8 | ![]() |
Макларен - Форд | 1:40.895 | +1.238 | 7 |
9 | 7 | ![]() |
Макларен - Форд | 1:40.907 | +1.250 | 8 |
10 | 24 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 1:41.125 | +1.468 | 9 |
11 | 0 | ![]() |
Макларен - Форд | 1:41.321 | +1.664 | 10 |
12 | 4 | ![]() |
Феррари | 1:41.455 | +1.798 | 11 |
13 | 29 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:41.679 | +2.022 | 12 |
14 | 31 | ![]() |
Тень - Форд | 1:42.247 | +2.590 | 13 |
15 | 20 | ![]() |
БРМ | 1:42.417 | +2.760 | 14 |
16 | 19 | ![]() |
БРМ | 1:42.468 | +2.811 | 15 |
17 | 30 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 1:42.517 | +2.860 | 16 |
18 | 18 | ![]() |
Март — Форд | 1:42.752 | +3.095 | 17 |
19 | 12 | ![]() |
Тень - Форд | 1:42.848 | +3.191 | 18 |
20 | 25 | ![]() |
Изо-Мальборо - Форд | 1:43.166 | +3.509 | 19 |
21 | 16 | ![]() |
Тень - Форд | 1:43.387 | +3.730 | 20 |
22 | 21 | ![]() |
БРМ | 1:43.543 | +3.886 | 21 |
23 | 17 | ![]() |
Тень - Форд | 1:43.650 | +3.993 | 22 |
24 | 26 | ![]() |
Изо-Мальборо - Форд | 1:43.885 | +4.228 | 23 |
25 | 9 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 1:43.887 | +4.230 | 24 |
26 | 11 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 1:44.478 | +4.821 | 25 |
27 | 15 | ![]() |
Март — Форд | 1:45.032 | +5.375 | 26 |
28 | 28 | ![]() |
Прапорщик - Форд | 1:45.441 | +5.784 | 27 |
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() |
Лотос - Форд | 59 | 1:41:15.779 | 1 | 9 |
2 | 27 | ![]() |
Март — Форд | 59 | + 0.668 | 4 | 6 |
3 | 10 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 59 | + 22.930 | 2 | 4 |
4 | 7 | ![]() |
Макларен - Форд | 59 | + 50.226 | 8 | 3 |
5 | 8 | ![]() |
Макларен - Форд | 59 | + 1:20.367 | 7 | 2 |
6 | 1 | ![]() |
Лотос - Форд | 59 | + 1:47.945 | 3 | 1 |
7 | 26 | ![]() |
Изо-Мальборо - Форд | 58 | + 1 круг | 23 | |
8 | 19 | ![]() |
БРМ | 58 | + 1 круг | 15 | |
9 | 20 | ![]() |
БРМ | 58 | + 1 круг | 14 | |
10 | 15 | ![]() |
Март — Форд | 58 | + 1 круг | 26 | |
11 | 18 | ![]() |
Март — Форд | 57 | Несчастный случай | 17 | |
12 | 25 | ![]() |
Изо-Мальборо - Форд | 57 | + 2 круга | 19 | |
13 | 12 | ![]() |
Тень - Форд | 57 | + 2 круга | 18 | |
14 | 16 | ![]() |
Тень - Форд | 57 | + 2 круга | 20 | |
15 | 17 | ![]() |
Тень - Форд | 55 | + 4 круга | 22 | |
16 | 4 | ![]() |
Феррари | 55 | + 4 круга | 11 | |
Северная Каролина | 11 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 52 | + 7 кругов | 25 | |
Верно | 0 | ![]() |
Макларен - Форд | 39 | Приостановка | 10 | |
Верно | 30 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 35 | Двигатель | 16 | |
Верно | 21 | ![]() |
БРМ | 35 | Топливный насос | 21 | |
Верно | 23 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 34 | Приостановка | 6 | |
Верно | 24 | ![]() |
Сёртиз - Форд | 32 | Приостановка | 9 | |
Верно | 9 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 7 | Двигатель | 24 | |
ДСК | 31 | ![]() |
Тень - Форд | 5 | Получена внешняя помощь | 13 | |
Верно | 28 | ![]() |
Прапорщик - Форд | 0 | Дроссель | 27 | |
ВД | 5 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 0 | Снял (Несчастный случай со смертельным исходом в команде) | 5 | |
ВД | 29 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 0 | Снял (Несчастный случай со смертельным исходом в команде) | 12 | |
DNS | 6 | ![]() |
Тиррелл - Форд | Несчастный случай со смертельным исходом в квалификации | |||
Источник: [ 3 ]
|
Примечания
[ редактировать ]- Это была 10-я поул-позиция и 5-я победа на Гран-при шведского гонщика.
- Эта гонка стала 58-м самым быстрым кругом для автомобиля с двигателем Ford . Это побило рекорд, установленный Ferrari на Гран-при Италии 1972 года .
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций. В Чемпионат засчитываются только 7 лучших результатов в первых 8 гонках и 6 лучших результатов в последних 7 гонках. Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о погоде на «Гран-при США 1973 года» » . Альманах старых фермеров . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Список участников Гран-при США 1973 года» .
- ^ «Гран-при США 1973 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «США 1973 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуг Най (1978). Гран-при США и гонки за главный приз, 1908–1977 гг. БТ Бэтсфорд. ISBN 0-7134-1263-1
- «15-й Гран-при США: легкий для Ронни». (январь 1974 г.). Дорога и трек , 64-67.