Эмерсон Фиттипальди
Эмерсон Фиттипальди | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рожденный | Сан-Паулу , Бразилия | 12 декабря 1946 г. ||||||
Чемпионские титулы | |||||||
FIA Чемпионат мира среди водителей ( 1972 , 1974 ) CART Автомобиль чемпионата ( 1989 ) Крупные победы Мичиган 500 ( 1985 ) Индианаполис 500 ( 1989 , 1993 ) | |||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||
Национальность | Бразильский | ||||||
Активные годы | 1970 – 1980 | ||||||
Команды | Лотус , Макларен , Фиттипальди | ||||||
Записи | 149 (144 старта) | ||||||
Чемпионаты | 2 ( 1972 , 1974 ) | ||||||
Победы | 14 | ||||||
Подиумы | 35 | ||||||
Карьерные очки | 281 | ||||||
Поул-позиции | 6 | ||||||
Самые быстрые круги | 6 | ||||||
Первая запись | Гран-при Великобритании 1970 года. | ||||||
Первая победа | Гран-при США 1970 года. | ||||||
Последняя победа | Гран-при Великобритании 1975 года. | ||||||
Последняя запись | Гран-при США 1980 года. | ||||||
чемпиона автомобиля Карьера | |||||||
195 гонок проведено за 13 лет. | |||||||
Лучшая отделка | 1-й ( 1989 ) | ||||||
Первая гонка | 1984 года Гран-при Лонг-Бич ( Лонг-Бич ) | ||||||
Последняя гонка | 1996 Мичиган 500 ( Мичиган ) | ||||||
Первая победа | 1985 Мичиган 500 ( Мичиган ) | ||||||
Последняя победа | 1995 года Гран-при свечей зажигания Bosch ( Назарет ) | ||||||
| |||||||
Подпись | |||||||
Эмерсон Фиттипальди [1] ( Португальское произношение: [ˈɛmeʁsõ fitʃiˈpawdʒi] ; родился 12 декабря 1946 года) — бывший бразильский автогонщик , выигравший чемпионат мира Формулы-1 и гонку «Индианаполис 500» дважды и один раз чемпионат CART .
Выйдя из Формулы-2 , Фиттипальди дебютировал за команду Team Lotus в качестве третьего гонщика на Гран-при Великобритании 1970 года . После того, как Йохен Риндт погиб на Гран-при Италии 1970 года , бразилец стал ведущим гонщиком Lotus только на своем пятом Гран-при. Он добился значительного успеха в составе Lotus, выиграв чемпионат мира среди водителей в 1972 году в возрасте 25 лет. В то время он был самым молодым чемпионом мира Формулы-1 и удерживал рекорд в течение 33 лет. Позже он перешел в McLaren в 1974 году , снова выиграв титул и помог McLaren выиграть свой первый чемпионат конструкторов . Он удивил паддок, перейдя в команду своего брата Fittipaldi Automotive перед сезоном 1976 года , и его заменил Джеймс Хант . Успех ускользнул от него в последние годы его карьеры в Формуле-1, поскольку машины Фиттипальди были недостаточно конкурентоспособны, чтобы бороться за победы. Фиттипальди еще дважды финишировал на подиуме, прежде чем уйти в отставку в 1980 году .
После своей карьеры в Формуле-1 Фиттипальди перешел в американскую серию CART , добившись многочисленных успехов, включая титул CART 1989 года и две победы на Indianapolis 500 в 1989 и 1993 годах . После ухода из гонок Indy Car в 1996 году Фиттипальди участвует в гонках лишь изредка. В 2008 году он стал одним из трех человек в истории, в его честь назван серийный автомобиль Corvette. В возрасте 67 лет он принял участие в « 6 часах Сан-Паулу» 2014 года .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эмерсон Фиттипальди родился в Сан-Паулу , Бразилия . Он младший сын известного итальянско-бразильского автоспортивного журналиста и радиокомментатора Уилсона Фиттипальди-старшего. [2] и его жена Юзефа «Юзи» Войцеховская, иммигрантка из -Петербурга польского русского и Санкт происхождения. [ нужна ссылка ]
Он был назван в честь американского писателя и философа Ральфа Уолдо Эмерсона . Оба его родителя участвовали в гонках на серийных автомобилях вскоре после Второй мировой войны , и Уилсон-старший также участвовал в первой гонке Мил Мильяс в 1956 году в Сан-Паулу, вдохновленный итальянской Милле Милья 1949 года . Эмерсон вместе со своим братом Уилсоном еще в детстве стали энтузиастами автоспорта. [3]
История карьеры
[ редактировать ]В 14 лет Фиттипальди участвовал в гонках на мотоциклах , а в 16 — на гидропланах . Однажды во время гонки его брат Уилсон перевернулся на скорости 70 миль в час (110 км/ч) и приземлился вверх ногами. Уилсон не пострадал в результате аварии, но это побудило обоих братьев Фиттипальди прекратить участвовать в гонках на лодках и сосредоточиться исключительно на гонках на наземных транспортных средствах. [4] выиграл «6 часов Интерлагоса» на Volkswagen Karmann Ghia В 1967 году Фиттипальди в возрасте 20 лет , а год спустя — «12 часов Порту-Алегри».
Пара перешла в гоночную Формулу Vees и вместе со своими родителями создала компанию. Во втором сезоне в одноместных гонках Фиттипальди в возрасте 21 года выиграл титул чемпиона Бразилии в Формуле-Ви. Он уехал в Европу в 1969 году с намерением за три месяца убедить владельцев команд в своем таланте. После нескольких подиумов и своих первых побед в Формуле Ford автошколы Джима Рассела Фиттипальди сначала тренировался, а затем был принят в команду Формулы-3 . Он выиграл девять гонок Формулы-3 на Jim Russell Lotus 59 в чемпионате MCD Lombard Championship и стал чемпионом 1969 года. [5]
Формула Два
[ редактировать ]В 1970 году Фиттипальди перешел в Формулу-2, присоединившись к полузаводской команде Lotus Bardahl, проводящей кампанию Lotus 59B . С шестью финишами по очкам и четырьмя на подиуме он завершил сезон из восьми гонок на третьем месте после Клея Регаццони и Дерека Белла . Хотя этот результат был очень впечатляющим для новичка серии, в том году все внимание было сосредоточено на Фиттипальди из-за его деятельности в Формуле-1.
Формула-1
[ редактировать ]Лотос (1970–1973)
[ редактировать ]Благодаря успеху двигателя Cosworth DFV и Lotus 49 / 49B автомобилей в 1968 году команда Lotus пользовалась репутацией одной из лучших команд Формулы-1 с притоком спонсорских денег, а Колин Чепмен использовал третье место в команде для чемпионства. гонки как полигон для молодых водителей. Это противоречило традиции команды использовать для этой цели соревнования Формулы-1, не относящиеся к чемпионату.
Третье место было отдано Алексу Солер-Ройгу в начале 1970 года, а затем Фиттипальди, начиная с Гран-при Великобритании в июле, с Йохеном Риндтом и Джоном Майлзом в качестве постоянных обладателей мест. Фиттипальди занял четвертое место в качестве гонщика №3 на следующем Гран-при Германии, где победил Йохен Риндт №1, а сошел №2 Джон Майлз.
Планы команды Lotus на сезон кардинально изменились, когда Йохен Риндт погиб в Монце в сентябре и стал единственным гонщиком, посмертно выигравшим чемпионат. Джон Майлз также покинул команду, а Фиттипальди стал пилотом Lotus №1 в своей пятой гонке Формулы-1 на Гран-при США с Рейне Виселл и Питом Лавли в качестве товарищей по команде. Фиттипальди справился со своей задачей и выиграл эту первую гонку после Риндта для Lotus.
В свой первый полный год в качестве ведущего пилота Lotus в 1971 году Фиттипальди финишировал шестым в чемпионате пилотов, поскольку команда продолжала развивать Lotus 72 предыдущего сезона . Вооруженный, пожалуй, величайшей конструкцией Формулы-1 всех времен - Lotus 72D, Фиттипальди доказал свое лидерство в 1972 году, выиграв пять из 11 гонок и завоевав титул чемпиона Формулы-1 среди пилотов.
В 25 лет он стал самым молодым чемпионом в истории Формулы-1. Казалось, что он сможет сделать это снова в 1973 году. После трех побед в четырех попытках на 72D он начал бороться на новом 72E, который был представлен в середине года. Это привело к противоположному результату прошлого года: Стюарт победил Фиттипальди в чемпионате пилотов.
Макларен (1974–1975)
[ редактировать ]Фиттипальди покинул Lotus, чтобы подписать контракт с многообещающей командой McLaren . Управляя высокоэффективным McLaren M23 обыграл Клея Регаццони , он одержал три победы в 1974 году, еще четыре раза поднимался на подиум и в упорной борьбе за свой второй чемпионский титул. В следующем сезоне он одержал еще две победы и еще четыре подиума, но был вторым после доминирующего Ники Лауды .
Фиттипальди (1976–1980)
[ редактировать ]Однако на пике своего успеха в Формуле-1 Фиттипальди шокировал всех, оставив McLaren участвовать в гонках за Уилсона Фиттипальди, старшего брата команду Copersucar спонсируемую Fittipaldi Automotive . [ нужна ссылка ]
Он оставался в команде пять сезонов, но сумел финишировать лишь вторым. Фиттипальди решил уйти из гонок в конце 1980 года. С тех пор он говорил, что его последние два года в Формуле-1 были очень несчастливыми: «Я был слишком занят проблемами, пытаясь заставить команду работать, и пренебрегал своим браком и моя личная жизнь», [6] хотя в то время он называл причиной смерть многих своих коллег. [7] Ему было всего 33 года, но он участвовал в гонках Формулы-1 уже десять лет. Ему не удалось финишировать в семи из десяти последних гонок того года, и его несколько раз опередил его финский товарищ по команде Кеке Росберг (сам будущий чемпион). Он перешел в управление командой [8] рядом со своим братом. Команда просуществовала еще два года с минимальной спонсорской поддержкой и в конце 1982 года перешла к конкурсному управлению. [9]
- Фиттипальди за рулем Lotus 72D на Гран-при Австрии 1972 года.
- Фиттипальди в Сильверстоуне в 1974 году.
- своего брата Фиттипальди выступает за одноименную команду на Гран-при Бразилии 1976 года на своей домашней трассе Интерлагос .
- Фиттипальди Коперсукар, Жакарепагуа , 1978 год.
КОРЗИНА
[ редактировать ]Покинув Формулу-1 в 1980 году, Фиттипальди на четыре года взял перерыв в крупных гонках. В 1984 году 37-летний Фиттипальди дебютировал в американском сериале CART . Свой первый сезон он провел, акклиматизируясь в IndyCars, выступая за две команды, прежде чем присоединиться к Патрику Рэйсингу в качестве замены травмированного Чипа Ганасси . Фиттипальди одержал свою первую победу на гонке Michigan 500 1985 года . Фиттипальди пробыл с Патриком Расингом пять лет, одержав шесть побед и заняв уверенные места в общем зачете. [10]
В 1989 году Фиттипальди одержал пять побед, финишировал в пятерке лучших в каждой завершенной гонке и стал чемпионом CART. Среди его побед было доминирующее выступление на гонке Indianapolis 500 1989 года , где он лидировал на 158 из 200 кругов и выиграл с преимуществом в два круга, но только после драматической дуэли с Элом Унсером-младшим на последних кругах гонки. Унсер обогнал Фиттипальди после рестарта в конце гонки и опередил его на 196-м круге. Три круга спустя Фиттипальди использовал движение на круге в своих интересах, чтобы тянуться рядом с Унсером на обратном участке. Ни один из водителей не уступил дорогу, и две машины задели колеса, проезжая третий поворот бок о бок. Автомобиль Унсера вышел из-под контроля и врезался в внешнюю стену, в то время как Фиттипальди смог сохранить достаточный контроль, чтобы его машина двигалась прямо. Несмотря на ссору, Унсер аплодировал Фиттипальди с приусадебного участка, когда Фиттипальди проезжал мимо на последнем круге. [11]
Роджер Пенске нанял Фиттипальди в свою гоночную команду в 1990 году, и он продолжал оставаться в числе лучших гонщиков CART, выиграв с Пенске как минимум одну гонку в течение шести лет подряд. Если бы ему не повезло, он мог бы выиграть три гонки «Индианаполис 500» подряд, из-за вздутых шин в 1990 году и отказа коробки передач в 1991 году, при этом оба лидируя. В 1993 году он одержал вторую победу в Индианаполисе 500, опередив действующего чемпиона мира Формулы-1 Найджела Мэнселла на 185 круге и удерживая его до конца. [12]
В гонке он нарушил традицию победной полосы Индианаполиса, выпив праздничную бутылку апельсинового сока перед традиционной бутылкой молока. Он был всего лишь вторым водителем, который не пил молоко в Индианаполисе с тех пор, как традиция была основана в 1936 году (и прочно утвердилась в 1956 году). Фиттипальди владел несколькими апельсиновыми рощами в своей родной Бразилии и хотел развивать цитрусовую промышленность. Реакция фанатов на нарушение традиции была негативной, несмотря на то, что вскоре после этого Фиттипальди действительно выпил молоко. [13] В результате употребления сока Фиттипальди лишился 5000 долларов из кошелька победителя и публично извинился перед Американской молочной ассоциацией. [14]
Реакция фанатов на пренебрежительное отношение к молоку была крайне негативной, и неделю спустя его освистали в Милуоки , центре американской молочной промышленности. В последующие годы многие фанаты продолжали выступать против него. В последующих интервью Фиттипальди объяснил свой поступок и извинился за последовавшую волну негатива. Фиттипальди вернулся в Индианаполис, чтобы управлять Chevrolet Corvette Pace Car на гонке Indianapolis 500 2008 года . Несмотря на то, что прошло 15 лет, некоторые фанаты снова освистали и перебили его во время парада. [15]
В мае 1994 года Фиттипальди пропустил тренировку на гонке «Индианаполис 500» после того, как его близкий друг Айртон Сенна , также уроженец Бразилии и бывший чемпион Формулы-1, погиб в аварии . Фиттипальди был одним из тех, кто нёс гроб на похоронах Сенны, вместе с Джеки Стюартом , Аленом Простом и несколькими другими чемпионами мира Формулы-1. Фиттипальди почти выиграл свои третьи 500, но преодолел стену четвертого поворота за 15 кругов до конца, в то время как он почти на полный круг опережал своего товарища по команде Унсера-младшего. [16]
Когда ему исполнилось 50, Фиттипальди все еще выступал за CART в 1996 году, когда травма на Michigan International Speedway положила конец его карьере. Фиттипальди не вернулся в серию в качестве гонщика после травмы. Фиттипальди завершил карьеру в CART с 22 победами. В 2003 году он вернулся в CART в качестве владельца команды. [17]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Фиттипальди был исполняющим обязанности руководителя команды на Гран-при Бразилии А1 . [18] В 2005 году Фиттипальди неожиданно вернулся в соревновательные гонки на Гран-при Мастерс , проходившем в Кьялами в Южной Африке , заняв второе место после своего коллеги-пилота Формулы-1 Найджела Мэнселла . [19]
В 2008 году Эмерсон и его брат Уилсон приняли участие в чемпионате Бразилии GT3 , управляя Porsche 997 GT3 за команду WB Motorsports. [20] В 2011 году он начал использовать социальные сети и стал председателем Motorsport.com. [21] В 2013 году он начал вести регулярную ежемесячную колонку в блоге на официальном сайте McLaren .
Награды
[ редактировать ]- В 2001 году он был занесен в Зал славы автоспорта Америки . [22]
- Фиттипальди был занесен в Зал славы автодрома Индианаполиса в 2004 году.
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Золотой лист команды Лотос | Лотос 72 | Форд V8 | АРГ Верно | ЧТО Верно | СПР 7 | СЛИШКОМ | ОУЛ | ВИК 2 | |||
Лотос 56Б | P&W Газовая турбина | РПЦ Верно | ИНТ. Верно | |||||||||
1972 | Джон Плейер Team Lotus | Лотус 72Д | Форд V8 | РПЦ 1 | ХОРОШИЙ Верно | ИНТ. 1 | ОУЛ 2 | РЕП 1 | ВИК Верно | |||
1973 | Джон Плейер Team Lotus | Лотос 72 | Форд V8 | РПЦ Верно | ИНТ. Верно | |||||||
1974 | Мальборо Тим Тексако | Макларен М23 | Форд V8 | ПРЕДВАРИТЕЛЬНО 1 | РПЦ 3 | ИНТ. | ||||||
1975 | Мальборо Макларен Команда | Макларен М23 | Форд V8 | РПЦ 5 | ИНТ. 2 | СУИ Верно | ||||||
1978 | Фиттипальди Автомобильный | Фиттипальди F5A | Форд V8 | ИНТ. 2 | ||||||||
1980 | Скол Фиттипальди Команда | Фиттипальди F7 | Форд V8 | ESP 5 | ||||||||
Источник: [26] |
СШАК
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Команда | 1 | 2 | Классифицировать | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|
1983-84 | ГТС Гонки | ДКСФ | ИНДИ 32 | 37-е место | 5 | [27] |
КОРЗИНА
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1984 | Маршировать | Косворт | 23-е место | 32-й | ВИТ |
1985 | Маршировать | Косворт | 5-е место | 13-е место | Патрик |
1986 | Маршировать | Косворт | 11-е место | 7-е место | Патрик |
1987 | Маршировать | Шевроле | 33-е место | 16-е | Патрик |
1988 | Маршировать | Шевроле | 8-е место | 2-й | Патрик |
1989 | Пенске | Шевроле | 3-й | 1-й | Патрик |
1990 | Пенске | Шевроле | 1-й | 3-й | Пенске |
1991 | Пенске | Шевроле | 15-е место | 11-е место | Пенске |
1992 | Пенске | Шевроле | 11-е место | 24-е | Пенске |
1993 | Пенске | Шевроле | 9-е | 1-й | Пенске |
1994 | Пенске | Ильмор - Мерседес | 3-й | 17-е | Пенске |
1995 | Лола | Ильмор - Мерседес | Не удалось пройти квалификацию | Пенске |
Полные результаты «24 часов Дайтоны»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1985 | Ральф Санчес Расинг | Тони Гарсия Маурисио ДеНарваес | Март 85G - Бьюик | ГТП | - | DNS | DNS | [41] |
Полные результаты Гран-при Masters
[ редактировать ]( клавиша ) Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005 | Команда LG | Дельта Моторспорт ГПМ | Николсон Макларен 3.5 V8 | ЮАР 2 | ||||
2006 | Команда LG | Дельта Моторспорт ГПМ | Николсон Макларен 3.5 V8 | ПОЛ 12 | ОНА С | Великобритания 8 | ТОЛЬКО С | ЮАР С |
Источник: [23] |
Полные результаты чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Сорт | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Классифицировать | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 | AF Корс | ЛМГТЭ Ам | Феррари 458 Италия GT2 | Феррари 4,5 л V8 | SIL | СПА | система управления обучением | сертификат подлинности | фу | НАПИТОК | БХР | ОНИ ЕСТЬ 6 | 23-е место | 8 |
Источник: [24] |
Личная жизнь
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Фиттипальди — младший брат бывшего гонщика Формулы-1 и владельца команды Уилсона Фиттипальди . Он дядя пилота чемпионата TUDOR United Sports Car Championship Кристиана Фиттипальди . Он был женат на Марии Елене с 1970 по 1982 год. У них было трое детей. Он женился во второй раз, на Терезе, в середине 1980-х годов. У них двое детей. [42]
В начале декабря 2012 года он женился на экономисте Россане Фануччи в Сан-Паулу после одиннадцати лет партнерства. У них есть сын Эмерсон-младший , родившийся в 2007 году, и дочь Виттория, родившаяся в начале 2012 года. [43] Эмерсон-младший участвовал в чемпионате Дании F4 2021 года , заняв третье место в общем зачете. [44]
Его дочь Татьяна вышла замуж за автогонщика Макса Паписа . У них двое детей, Марко Папис и Маттео Папис; Внуки Эмерсона. [45] [46]
У его дочери Джулианы было два сына и дочь от Карлоса да Круса, Пьетро , Энцо и Валентины Фиттипальди. [47] [48] Пьетро и Энцо также являются автогонщиками, а в ноябре 2022 года Энцо будет объявлен членом юниорской команды Red Bull . [49] Пьетро дебютировал в Формуле-1 на Гран-при Сахира 2020 года, выступая за команду Haas F1 . [50] На 2024 год он подписал контракт на полное участие в IndyCar с Rahal Letterman Lanigan Racing .
Жизнь
[ редактировать ]В сентябре 1997 года, восстанавливаясь после травм, полученных в результате крушения на международной гоночной трассе Мичигана годом ранее, он летел на своем частном самолете над своей апельсиновой фермой в штате Сан-Паулу . Самолет потерял мощность и рухнул на землю на 90 метров (300 футов), в результате чего он получил серьезные травмы спины. Хотя Фиттипальди годом ранее принял христианство, после крушения его вера укрепилась. Фиттипальди — протестант пресвитерианской традиции. [51]
Он был другом Beatles гитариста Джорджа Харрисона и был с ним незадолго до смерти Харрисона в ноябре 2001 года. [52]
В 2016 году Фиттипальди основал компанию Fittipaldi Motors и вместе с Pininfarina и HWA AG создал свой первый проект спортивного автомобиля — Fittipaldi EF7 , однако в производство автомобиль так и не поступил. [53]
В августе 2022 года Фиттипальди выдвинул свою кандидатуру в Сенат Италии , представляя зарубежный избирательный округ Южной Америки , баллотируясь в качестве члена «Братья Италии» . политической партии [54] он в конечном итоге потерпел поражение от итало-аргентинца Марио Боргезе месяц спустя на парламентских выборах в Италии 2022 года . [55]
См. также
[ редактировать ]- Айртон Сенна и Нельсон Пике — чемпионы мира Формулы-1 из Бразилии.
- Марио Андретти , Найджел Мэнселл и Жак Вильнев – чемпионы Формулы-1 и CART
- Джим Кларк , Грэм Хилл , Марио Андретти и Жак Вильнев – чемпионы мира Формулы-1 и победители Индианаполиса 500
- Джоди Шектер , Михаэль Шумахер и Джеки Стюарт – чемпионы мира Формулы-1, чьи братья также участвовали в этой серии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В гараже: Фиттипальди дебютирует в Формуле 1 и финиширует на Гран-при Великобритании восьмым – Формула 1» . Гран При . 18 июля 2020 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Муниципалитет Трекчина. «Трекчина, немного истории» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди» . ЭСПН . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «От мотоциклов до McLaren» . Макларен Рейсинг. 14 марта 2013 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Людвигсен, Карл (2002) «Эмерсон Фиттипальди», стр. 136 Haynes Group. ISBN 1-85960-837-X
- ^ «Фиттипальди уходит в отставку», The Times , 12 декабря 1980 г., стр. 20
- ^ «Эмерсон Фиттипальди» . 8w.forix.com . Проверено 28 февраля 2006 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди» . Эдмонтонский журнал . 9 октября 2012 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди» . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Фиттипальди выигрывает Indy 500 после столкновения с Унсером» . Нью-Йорк Таймс . 29 мая 1989 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Это развлечение?» . Мотоспорт . 1 июля 1993 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Четыре дня до 100-го Индианаполиса 500: Эмерсон Фиттипальди и апельсиновый сок» . США сегодня . 25 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Блокнот для автогонок» . Архивы УПИ . 3 июня 1993 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Льюис Хэмилтон — отличный пример для других гонщиков Формулы-1, — говорит Эмерсон Фиттипальди» . Хранитель . 30 октября 2016 г. Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Индианаполис 500 1994 года: ставка олл-ин окупается» . 31 января 2014 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди возвращается в CART в качестве владельца команды Fittipaldi-Dingman Racing» . Автонеделя . 10 февраля 2003 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ↑ Мохапатра, Бикаш (7 октября 2007 г.). «Он по-прежнему А1» , [Ежедневные новости и анализ] . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Мэнселл выигрывает Гран-при SA Masters» . Почта и Хранитель . 14 ноября 2005 г. Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди примет участие в гонках GT3 Brasil» . globo.com . Проверено 30 июля 2008 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди станет председателем Motorsport.com, комплексного онлайн-ресурса для мира автоспорта» . Нью-Йорк Таймс . 16 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ Эмерсон Питтипальди в Зале славы автоспорта Америки
- ^ Jump up to: а б «Эмерсон Фиттипальди» . Мотоспорт . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Эмерсона Фиттипальди» . Статистика автоспорта . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Эмерсон Фиттипальди». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 203–206. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 7 августа 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – участие в чемпионате мира без участия» . СтатистикаF1 . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты серии Золотой короны USAC 1983 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1984 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1985 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1986 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1987 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1988 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1989 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1990 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1991 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1992 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1993 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1994 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1995 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди – Результаты CART за 1996 год» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «24 часа Дейтона 1985» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «В ногу с Эмерсоном Фиттипальди» . Гринвиллские новости . 29 мая 1994 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди заключает официальный союз с Россаной Фанукки в Сан-Паулу» . ГлобоЭспорте . 8 декабря 2012 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Гриппинг, Ким (4 октября 2021 г.). «Мадс Хоэ стал чемпионом, но Стрёмстед бежал с вниманием» [Мадс Хоэ стал чемпионом, но Стрёмстед бежал с вниманием]. Формула 4 (на датском языке). F4 Чемпионат Дании . Архивировано из оригинала 27 ноября 2021 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «Смит: Папис живет американской мечтой» . ESPN.com . 14 августа 2009 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Ренье Эрхардт (17 августа 2013 г.). «Национальная детская больница 200» . Гетти Изображения.
- ^ «Династия Фиттипальди продолжает путь Пьетро к Формуле-1» . ГП сегодня. 2014.
- ^ Деб Уильямс (27 июня 2014 г.). «Энцо Фиттипальди из Davidson продолжает семейную гоночную традицию» . Шарлотта Обсервер .
- ^ «Ferrari набирает Энцо Фиттипальди в программу молодых водителей» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Хаас подтверждает, что Фиттипальди выступит на Гран-при Сахира» . 30 ноября 2020 г. Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «60 секунд: Эмерсон Фиттипальди» . Metro.com.uk . 1 мая 2008 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Джордж Харрисон в Бразилии и пение дани Эмерсону Фиттипальди» . Звуки и цвета. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo: чемпион Формулы-1 переходит от гонок к творчеству» . https://www.carmagazine.co.uk . 14 апреля 2017 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Купер, Сэм (18 августа 2022 г.). «Эмерсон Фиттипальди делает свои первые шаги в политической системе Италии» . Yahoo! Спорт . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди проигрывает гонку за место в Сенате Италии» . G1 (на бразильском португальском языке). 26 сентября 2022 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- Книги
- Людвигсен, Карл (2002). Эмерсон Фиттипальди Сердце гонщика . Оцеола: Motorbooks International. ISBN 1-85960-837-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Эмерсон Фиттипальди на IMDb
- Эмерсона Фиттипальди на DriverDB.com Краткое описание карьеры
- Статистика пилотов Эмерсона Фиттипальди на Racing-Reference
- Величайшие 33
- Emerson использует социальные сети. Архивировано 19 августа 2016 года в Wayback Machine.
- 1946 года рождения
- Живые люди
- Переходит в евангелическое христианство из римского католицизма.
- Бразильские автогонщики
- Бразильские пилоты Формулы-1
- Владельцы команд Формулы-1
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Пилоты Фиттипальди Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Чемпионы Champ Car
- Водители Чемпионских автомобилей
- Водители Индианаполиса 500
- Участники Индианаполиса 500
- Победители Индианаполиса 500
- Водители чемпионов Бразилии по автомобилям
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Пилоты бразильской серии IndyCar
- Гонщики из Сан-Паулу
- Пилоты Гран-при Masters
- Владельцы команды Гран-при А1
- Пилоты Формулы Форд
- Бразильские пресвитериане
- Жители Ки-Бискейна, Флорида.
- Бразильцы итальянского происхождения
- Бразильцы русского происхождения
- Бразильцы польского происхождения
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Спортсмены из округа Майами-Дейд, Флорида.
- Пилоты чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA
- Семья Фиттипальди
- Пилоты команды Пенске
- водители БМВ М
- Пилоты Hogan Racing
- Водители AF Corse
- Чемпионы USAC Gold Crown