Гран-при Испании 1980 года.
Гран-при Испании 1980 года. | |||
---|---|---|---|
Гонка вне чемпионата в сезоне Формулы-1 1980 года. | |||
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 1 июня 1980 г. | ||
Официальное название | XXVI Гран-при Испании. | ||
Расположение | Постоянная трасса Харама в Мадриде, Испания | ||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||
Продолжительность курса | 3,314 км (2,059 миль) | ||
Расстояние | 80 кругов, 272,320 км (169,200 миль) | ||
Погода | Солнечный свет [ 1 ] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Лижье - Форд | ||
Время | 1:12.647 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Уильямс - Форд | |
Время | 1:15.467 | ||
Подиум | |||
Первый | Уильямс - Форд | ||
Второй | Стрелки - Форд | ||
Третий | Лотос - Форд |
( Гран-при Испании 1980 года формально XXVI Gran Premio de España ) — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 1 июня 1980 года на трассе Circuito Permanente del Jarama . Первоначально планировалось, что это будет часть чемпионата мира среди водителей 1980 года , но после проведения гонки было объявлено, что очки чемпионата мира не будут начислены участникам, что сделало эту гонку нечемпионатской. Победителем гонки стал Алан Джонс , выступавший за команду Williams . Йохен Масс финишировал вторым в составе Arrows , а Элио де Анжелис третьим в составе Team Lotus .
Из-за разногласий в рамках войны между FISA и FOCA гонка продолжилась без участия команд-производителей Ferrari , Alfa Romeo и Renault , поскольку Международная федерация автомобильного спорта (FISA), тогда руководящий орган Формулы-1, заявила, что гонка незаконна. Остальные команды участвовали в гонке, которая теперь санкционирована Ассоциацией конструкторов Формулы-1 (FOCA). Все команды, участвовавшие в гонке, использовали двигатели Ford .
Карлос Ройтеманн , Нельсон Пике и Дидье Пирони сошли с дистанции, лидируя, Ройтеманн из-за столкновения, а Пирони и Пике из-за механических проблем. Лишь шесть из двадцати двух гонщиков, стартовавших в гонке, дошли до конца, и только трое оказались на лидирующем круге.
Наращивать
[ редактировать ]Изначально планировалось, что Гран-при Испании станет седьмым этапом чемпионата мира 1980 года . Вступив в гонку, пилот Brabham Нельсон Пике возглавил чемпионат мира среди пилотов из Renault , опередив на одно очко Рене Арну . Пилот Williams Алан Джонс был третьим, отставая еще на два очка, а Ligier пилот Дидье Пирони был четвертым, отставая от Джонса на два очка. В Кубке конструкторов лидировал Уильямс с 34 очками, отставая от Лижье, занявшего второе место, на пять очков. Brabham был третьим с 22 очками, а Renault четвертым с 21 очком.
В предыдущих раундах чемпионата возникали споры между руководящим органом автоспорта FISA и органом, представляющим независимых конструкторов, участвующих в чемпионате, FOCA. 12 из 15 конструкторов, участвовавших в чемпионате, были членами FOCA. Все три конструктора, не связанные с FOCA, Renault, Ferrari и Alfa Romeo, принадлежали и управлялись производителем . Команды FOCA сочли, что FISA демонстрирует предвзятое отношение к командам-производителям через правила, которыми регулируется этот вид спорта, и были недовольны тем, как FISA справляется с коммерческими аспектами спорта, включая распределение доходов между конкурирующими командами. [ 2 ]
В рамках спора гонщикам команд, входящих в FOCA, было рекомендовано бойкотировать брифинги пилотов на Гран-при Бельгии и Монако, предыдущих этапах чемпионата. Об обязательных 45-минутных брифингах объявил президент FISA Жан-Мари Балестр в феврале, но юристы FOCA заметили, что требование присутствия водителей не было включено в свод правил. [ 3 ] Тем не менее, FISA наложило штрафы на сумму около 2000 долларов США. [ 4 ] гонщикам, которые не присутствовали на них в Бельгии и Монако, и после неуплаты пригрозили приостановить действие гоночных лицензий соответствующих водителей. [ 3 ] К 29 мая, перед первой официальной тренировкой гонки, FISA распорядилась приостановить действие гоночных лицензий пятнадцати гонщиков. [ 5 ]
RACE под свою ответственность организует в воскресенье, 1 июня 1980 года, XXVI Gran Premio de Espana в Хараме, и поэтому она больше не ограничена правилами FISA.
Заявление RACE сделано утром в пятницу, 30 мая. [ 6 ]
В ответ команды, входящие в FOCA, пригрозили сняться с гонки. Организаторы мероприятия, Real Automóvil Club de España (RACE), обеспокоенные тем, что их гонка находится под угрозой, предложили внести залог в счет погашения штрафов, причитающихся водителям. FISA отказалось от каких-либо выплат, если только RACE не сможет доказать, что залог был внесен самими гонщиками (что было бы признанием вины со стороны команд). [ 5 ] Король Испании Хуан Карлос настоял на том, чтобы RACE продолжила мероприятие, и в результате RACE обошла Испанскую федерацию автомобилей, испанскую федерацию автоспорта, которая была связана с FISA. Поскольку гонка теперь не санкционирована FISA, от гонщиков не требовалось наличие гоночной лицензии FISA. [ 3 ]
Трасса Харамы была изменена по сравнению с прошлым годом: подход к повороту Бугатти был сокращен, чтобы увеличить площадь схода там.
Практика и квалификация
[ редактировать ]
Первая тренировка началась в 10:00 по местному времени (UTC+2). Команды FOCA не принимали участия, оставив соревноваться только команды производителей Renault, Ferrari и Alfa Romeo. Из-за заявления RACE, заседание было остановлено организаторами через полчаса. Затем Гражданская гвардия вывела чиновников FISA за пределы территории. Тренировка возобновилась в 12:30, на этот раз в ней приняли участие все команды, за исключением Renault, Ferrari, Alfa Romeo и Osella. Ссылаясь на опасения дальнейших санкций в других видах автоспорта, если они примут участие в гонке, которую FISA сочтет незаконной, эти четыре команды отказались от тренировок, хотя все остались на трассе на случай, если перед гонкой будет заключено компромиссное соглашение.
Для определения порядка старта в гонке были проведены две квалификационные сессии; первый в пятницу днем и второй в субботу днем. Для определения мест на стартовой решетке использовалось самое быстрое время круга, установленное гонщиком в каждой сессии. [ 6 ] Для гонки было доступно 26 стартовых позиций, и квалификационные сессии обычно использовались для определения того, кто из гонщиков пропустит, но поскольку автомобили Renault, Ferrari и Alfa Romeo не принимали участия, оставшиеся 22 гонщика не могли не пройти квалификацию. для гонки. [ 7 ]
В пятничной квалификации гонщик «Лижье» Жак Лаффит был самым быстрым со временем 1:12,647, что более чем на полторы секунды быстрее, чем время поул-позиции, установленное в прошлом году. Дидье Пирони, товарищ Лаффита по команде в Лижье, финишировал вторым, а пилоты Williams Карлос Ройтеманн и Алан Джонс заняли третье и четвертое места в сессии.
Эдди Чивер, единственный участник команды Osella, не принимал участия ни в каких забегах в пятницу, но принял участие в соревнованиях в субботу после решения владельца команды Энцо Оселлы одолжить автомобили и водителя своим спонсорам, Denim Aftershave. Чивер был заявлен командой, названной в честь спонсора, которая, по мнению Оселлы, позволит избежать каких-либо санкций против лицензии команды Оселлы, и, пытаясь поддержать притворство, сам Оселла также не присутствовал на пит-лейне. [ 6 ] Субботняя квалификационная сессия проходила при более высоких температурах, а это означало, что машины были примерно на полсекунды медленнее на круге, чем в пятницу. [ 6 ] Во второй сессии пилот Williams Алан Джонс переключился на свою запасную машину и улучшил свое пятничное время, что обеспечило ему вторую позицию на стартовой решетке и сместило Пирони на третье, а Ройтемана на четвертое. Гарантированная квалификация означала, что это была единственная гонка в сезоне 1980 года, в которой обе машины, заявленные командой Shadow, стартовали в гонке.
Выступая перед гонкой, гонщик Renault Рене Арну выразил мнение, что «недопустимо, чтобы мы не могли водить машину». [ 8 ] Арну, занявший в начале уик-энда второе место в чемпионате, придерживался мнения, что «если в гонке примут участие только автомобили FOCA, то они не смогут засчитываться чемпионские очки». [ 8 ]
Раса
[ редактировать ]Гонка началась в 16:00 по местному времени (UTC+2) в воскресенье днем и прошла в сухую и солнечную погоду при температуре около 38 °C (100 °F). [ 1 ] Карлос Ройтеманн хорошо стартовал с четвертого места в стартовой решетке и сравнял счет со своим товарищем по команде Аланом Джонсом, который опередил поула Жака Лаффита. После первого поворота гонки Ройтеманн лидировал после Джонса, а Лаффит был третьим вместе со своим товарищем по команде Лижье Дидье Пирони. Таков был порядок и в конце первого круга: Нельсон Пике был близким пятым, а остальная часть команды отставала от лидеров. Дэвид Кеннеди вылетел с трассы в начале второго круга и не смог вернуться в гонку, поэтому стал первым сошедшим с дистанции. У местного пилота с подстановочными знаками Эмилио де Виллота произошел аналогичный инцидент, но он смог вернуться, хотя и на последнем месте.
Пирони решил использовать заднюю левую шину более жесткую, чем заднюю правую, и к третьему кругу у него возникли проблемы с управляемостью машины. Кроме того, у него были проблемы с тормозами. Небольшая ошибка позволила Пике обогнать его и занять четвертое место. Ален Прост, идущий на 12-м месте, был вынужден сойти с дистанции на пятом круге из-за проблем с двигателем. И Кеке Росберг, и Дерек Дейли столкнулись с отказом тормозов, в результате чего они разбились, ни один из них не пострадал. Из-за того, что Джонс не переключил передачу на 13-м круге, он опустился на три позиции до пятого. Лаффит, который в результате поднялся на второе место, предпринял несколько попыток обогнать Ройтемана и выйти вперед, но не смог найти путь вперед.
Ян Ламмерс бежал четвертым, когда проблемы с тормозами вынудили его приехать в боксы. Он вернулся, но у него возникли проблемы с электричеством, и он снова выехал на пит-стоп, где команда ATS приняла решение снять машину с эксплуатации. Марио Андретти заехал в боксы и сошёл с дистанции на 29-м круге из-за сломанного двигателя, а одним кругом позже Риккардо Патрезе сошел с дистанции из-за сломанной коробки передач, остановившись на длительный пит-стоп пятью кругами ранее, из-за чего он отстал от команды.
На 35-м круге к лидерам подошел Эмилио де Виллота . Де Виллота попытался уйти с пути Ройтемана, пройдя по внутренней линии через угол, позволив Ройтеманну обойти его. Лаффит увидел возможность обойти Ройтемана, войдя внутрь де Виллоты. Вместо этого он столкнулся с де Виллотой, из-за чего тот отскочил и тоже ударил Ройтемана. И Ройтеманн, и Лаффит тут же сошли с дистанции, и хотя де Виллота смог дойти до боксов, его дисквалификация не подлежала ремонту, и его гонка также завершилась. [ 9 ] Пике лидировал в гонке, Пирони был вторым, а Джонс третьим, отстав от лидера на три секунды. Пике лидировал семь кругов, пока на 42-м круге у его Brabham не вышла из строя коробка передач, и он не смог продолжить гонку. [ 9 ] Джефф Лис сошел с дистанции на том же круге со сломанным поперечным рычагом на своей машине. Отчасти из-за количества сходов с дистанции два лидера к середине этапа оторвались от остальных примерно на 50 секунд.
Подходя к кругу Патрика Гайяра , Джон Ватсон неправильно оценил точку торможения Гайяра и ударил его. McLaren Уотсона поднялся в воздух над Ensign Гайяра. Гайяр продолжил гонку после пит-стопа, чтобы заменить некоторые панели кузова автомобиля Ensign, однако гонка Уотсона закончилась.
Пирони был за 15 кругов до конца, когда заметил раскачивание переднего колеса на его Ligier. Он замедлил машину примерно до 50 км/ч (30 миль в час), прежде чем колесо оторвалось, и съехал с трассы в конце старта/финиша, чтобы сойти с дистанции, дав Джонсу лидерство. Джонс продолжал сохранять довольно постоянную дистанцию между собой и Йохеном Массом , занявшим второе место , и выиграл гонку, а Элио де Анжелис , единственный другой автомобиль, который лидировал на круге, финишировал третьим. Жан-Пьер Жарье и Эмерсон Фиттипальди финишировали четвертым и пятым соответственно, отстав на один круг. Патрик Гайяр, занявший шестое место, был последним гонщиком, финишировавшим в гонке, на пять кругов позже после его предыдущего столкновения с машиной Джона Ватсона.
После гонки
[ редактировать ]Международная автомобильная федерация (FIA), головная организация FISA, провела внеочередное заседание своего исполнительного комитета в Афинах на следующий день после гонки. [ 10 ] На совещании было решено, что гонка не будет учитываться в чемпионских очках. [ 11 ] Комитет FIA также решил, что место FOCA в исполнительном комитете FISA будет отозвано. Президент FIA Пауль Альфонс фон Меттерних-Виннебург после встречи прокомментировал, что «пришло время решить, кто руководит автоспортом... исполнительный комитет (FIA) решил взять всё обратно в свои руки... г-н Экклстоун не владеет ( Формула-1)». [ 10 ] В ответ президент FOCA Экклстоун заявил, что его организация «разочарована, но не удивлена тем, что FIA лишило нас возможности говорить». [ 10 ]
FIA также подвергла критике Real Automóvil Club de España (RACE) за то, что FIA охарактеризовала как «достойное поведение по отношению к испанской федерации», сняв ответственность за организацию мероприятия с Испанской федерации автомобильного спорта. (FEA) в пятницу утром перед гонкой. RACE утверждала, что действовала законно, поскольку изначально делегировала обязанности FEA и предоставила FIA необходимое уведомление, когда сняла с себя ответственность. [ 10 ]
Через неделю после гонки Джонс высказал свое мнение об обстоятельствах гонки и о том, следует ли начислять чемпионские очки, написав в журнале Motor : «Моя работа - водить гоночные машины, а не вмешиваться в политику. Что касается меня, то Гран-при Испании ничем не отличался от обычного: он потребовал такого же количества усилий, преодолел ту же дистанцию, и я отдал ему ту же отдачу, что и на любом другом Гран-при. Все было бы так же, будь я. Выиграл или проиграл. Так получилось, что я выиграл. гонку, и теперь мне придется подождать и посмотреть, дадут ли мне очки». [ 12 ]
Представитель RACE заявил, что они «по-прежнему считают, что гонка в Хараме засчитывается для очков», и подаст апелляцию на решение, принятое FIA в Афинах . [ 13 ] По наущению Фрэнка Уильямса , владельца команды Williams, британский министр спорта Гектор Монро связался с президентом FIA принцем Меттернихом и попросил его вмешаться, чтобы восстановить отношения между FISA и FOCA, а также отменить решение о неначислении очков. [ 14 ] Однако заседание Исполнительного комитета FIA 31 июля подтвердило, что гонка не будет засчитана в чемпионат мира и очки не будут начислены. Кроме того, они объявили Гран-при «абсолютно незаконным» и объявили, что все гонщики и команды, участвовавшие в гонке, будут приговорены к условным штрафам в размере 3000 швейцарских франков (1400 долларов США). [ 15 ]
Между тем, штрафы, невыплаченные до Гран-при Испании, были погашены до следующего запланированного этапа чемпионата, Гран-при Франции , в результате чего гонщикам вернули гоночные лицензии, а соревнование продолжилось. полный ввод команд и водителей. [ 16 ] Несмотря на то, что Джонс не получил очков за победу на Гран-при Испании, он выиграл чемпионат мира среди пилотов 1980 года. Выступая после завершения сезона, Джонс сказал о гонке: «Что бы ни говорил Балестре или кто-либо еще, насколько я понимаю, это был Гран-при, и я его выиграл». [ 17 ]
Гран-при Испании стал первой гонкой, затронутой войной FISA-FOCA. В будущих гонках, таких как Гран-при Южной Африки 1981 года и Гран-при Сан-Марино 1982 года, команды также не будут соревноваться, поскольку две организации боролись за контроль над видом спорта. [ 3 ]
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер |
---|---|---|---|---|---|
1 | 27 | ![]() |
Уильямс - Форд | 80 | 1:43:14.076 |
2 | 30 | ![]() |
Стрелки - Форд | 80 | + 50.940 |
3 | 12 | ![]() |
Лотос - Форд | 80 | + 1:12.271 |
4 | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 79 | + 1 круг |
5 | 20 | ![]() |
Фиттипальди - Форд | 79 | + 1 круг |
6 | 14 | ![]() |
Прапорщик - Форд | 75 | + 5 кругов |
Верно | 31 | ![]() |
Оселла - Форд | 67 | Коробка передач |
Верно | 25 | ![]() |
Лижье - Форд | 65 | Потерянное колесо |
Верно | 7 | ![]() |
Макларен - Форд | 49 | Несчастный случай |
Верно | 5 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 42 | Коробка передач |
Верно | 17 | ![]() |
Тень - Форд | 42 | Приостановка |
Верно | 28 | ![]() |
Уильямс - Форд | 36 | Несчастный случай |
Верно | 26 | ![]() |
Лижье - Форд | 36 | Несчастный случай |
Верно | 6 | ![]() |
Брэбэм - Форд | 34 | Коробка передач |
Верно | 34 | ![]() |
Уильямс - Форд | 34 | Несчастный случай |
Верно | 29 | ![]() |
Стрелки - Форд | 30 | Коробка передач |
Верно | 11 | ![]() |
Лотос - Форд | 29 | Двигатель |
Верно | 9 | ![]() |
АТС - Форд | 26 | Электрика |
Верно | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 13 | Несчастный случай |
Верно | 21 | ![]() |
Фиттипальди - Форд | 11 | Несчастный случай |
Верно | 8 | ![]() |
Макларен - Форд | 5 | Двигатель |
Верно | 18 | ![]() |
Тень - Форд | 2 | Несчастный случай |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блансден, Джон (2 июня 1980 г.). «Джонс должен дождаться подтверждения победы». Таймс .
(гонка) проходила при ярком солнечном свете, когда термометр колебался около отметки 100 градусов.
- ^ Коллингс, Тимоти (2001). Клуб Пирхана . Лондон: Virgin Books Ltd., стр. 159–161. ISBN 1-85227-907-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Дипраам, Маттейс (13 декабря 2007 г.). «Браконьеры превратились в егерей: 1979–1980 годы – ФИА на контратаке» . 8 Вт . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Юнайтед Пресс Интернэшнл (1980-06-01). «Лаффит получает поул-позицию в «спорном» Гран-при». Рим Ньюс-Трибюн . п. 2С.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Испании сейчас находится в непосредственной опасности». Таймс . 30 мая 1980 г. п. 10.
- ^ Jump up to: а б с д «1980: Война FISA/FOCA из-за Формулы-1» . Autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
- ^ Блансден, Джон (2 июня 1980 г.). «Джонсу придется дождаться подтверждения своей победы». Таймс . п. 8.
- ^ Jump up to: а б «Роу Брюс на Гран-при» . Сидней Морнинг Геральд . ААП. 01.06.1980. п. 36 . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Австралиец покорил Гран-при Испании». The New York Times (Последнее издание позднего города) . Юнайтед Пресс Интернешнл. 02.06.1980. п. С4.
- ^ Jump up to: а б с д Блансден, Джон (3 июня 1980 г.). «Гран-при Испании объявлен незаконным, и решение Рио остается в силе». Таймс . п. 12.
- ^ (рассказчик) (19 апреля 2004 г.). Формула-1 1980. Двойное первое место: Уильямс и Джонс (DVD). Дуглас, остров Мэн: Видео Дьюка.
...но Международная автомобильная федерация решила, что гонка не будет учитываться для получения чемпионских очков.
- ^ Гамильтон, Морис, изд. (1980). Автокурс 1980-81 гг . Издательство Хэзлтон. п. 130. ИСБН 0-905138-12-0 .
- ^ «Испанский орган оспорит решение FIA» . Таймс . Рейтер. 04.06.1980. п. 12.
- ^ «Индустрия автоспорта — HC Deb, том 9» . Парламентские дебаты (Хансард) . 19 декабря 1980 года . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ «Юбки снова запрещены после отказа сменить слики на ботфорты». Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 1 августа 1980 г. п. 10.
- ^ Поттер, Стив (15 июня 1980 г.). «Горький раскол приближается к гонкам Гран-при». The New York Times (Последнее издание позднего города) . п. 11 (раздел 5).
- ^ Гамильтон, Морис, изд. (1980). Автокурс 1980-81 гг . Издательство Хэзлтон. п. 40. ISBN 0-905138-12-0 .
40 ° 37'1,6 дюйма с.ш. 3 ° 35'8,1 дюйма з.д. / 40,617111 ° с.ш. 3,585583 ° з.д.