Чемпионат мира Формулы-1 1991 года.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2009 г. ) |
Чемпионат мира Формулы-1 1991 года — 45-й сезон автогонок Формулы -1 и 42-й сезон чемпионата мира Формулы-1. Он включал чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1991 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1991 года, которые проводились одновременно в серии из шестнадцати гонок, которая началась 10 марта и завершилась 3 ноября.
Айртон Сенна выиграл свой третий и последний чемпионат пилотов , а McLaren - Honda выиграла свой четвертый подряд чемпионат конструкторов . Сенна выиграл семь из шестнадцати гонок; его главным претендентом на титул был Найджел Мэнселл , выигравший пять гонок в своем первом сезоне еще в Williams . Ален Прост не смог выиграть гонку с «Феррари» и был уволен до конца сезона из-за спора с командой. В 1991 году также состоялись дебюты будущих чемпионов мира Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена , а также уход трехкратного чемпиона Нельсона Пике .
По состоянию на 2023 год [update]Это последний сезон чемпионата мира, который выиграл бразильский автогонщик . [1] Это был последний титул пилотов, завоеванный на автомобиле с двигателем Honda до Макса Ферстаппена в 2021 году , и последний титул конструкторов, завоеванный автомобилем с двигателем Honda до Red Bull Racing RB19 в 2023 году .
Кроме того, в этом сезоне чемпионат Формулы-1 в последний раз выигрывался с механической коробкой передач , и это был единственный автомобиль с двигателем V12, который сделал это. Наконец, это был Pirelli последний сезон в качестве поставщика шин до 2011 года .
Водители и конструкторы
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1991 года.
Изменения в команде
[ редактировать ]- Гран-при Иордании дебютировал в Формуле-1 после успешной кампании Формулы-3000 .
- Lotus вернулась к использованию двигателя Judd V8 в 1991 году, после унылого 1990 года, когда использовался быстрый, но хрупкий двигатель Lamborghini V12.
- Lamborghini взяла на себя задачу построить шасси для сезона 1991 года. Когда производство переместилось в Модену , Италия , они изменили название команды на Модена .
- Как и в 1990 году , Лола производила автомобили Larrousse , но в этом году имя Лолы не было обнаружено ни в названиях шасси, ни в названиях конструкторов.
- Оселлы Владелец продал свой контрольный пакет акций компании Fondmetal , и имя Оселлы исчезло из Формулы-1.
- Arrows получила инвестиции от Footwork в 1990 году, и в этом году команда была переименована в Footwork . Название Arrows вернулось после выкупа в 1996 году .
- Команды EuroBrun , Onyx и Life отказались от участия перед сезоном 1991 года.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- После шести гонок компания Footwork сменила поставщиков двигателей: от Porsche к Hart , подготовленным двигателям Cosworth .
- У AGS закончились деньги, и она закрыла свои двери за две гонки до конца сезона.
Изменения драйверов
[ редактировать ]- Найджел Мэнселл перешел из Ferrari в Williams , заменив Тьерри Бутсена , перешедшего в Ligier . Рядом с Бутсеном F3000 пилот Эрик Комас . дебютировал
- Феррари заменил Мэнселла на Жана Алези после того, как произвел впечатление на итальянскую команду, выступая за Тиррелла в 1990 году . Его место в «Тиррелле» занял Стефано Модена , чье место в «Брэбэме» занял спортивных автомобилей гонщик Марк Бланделл .
- Джордан нанял Бертрана Гашо и Андреа де Сезарис в качестве своей первой пары гонщиков. Гашо получил повышение из Колони , Де Чезарис из Scuderia Italia . Coloni наняла британского чемпиона Формулы 3000 Педро Чавеса , а Scuderia Italia наняла Джей Джей Лехто .
- Lotus наняла британского чемпиона Формулы-3 Мику Хаккинена . Рядом с ним Джулиан Бэйли . через три года в Формулу-1 вернулся
- Lamborghini вышла в Формулу 1 с шасси собственной разработки, проведя два года в качестве поставщика двигателей . Они наняли Эрика ван де Поэле , занявшего второе место в Международном чемпионате Формулы 3000 1990 года , и бывшего гонщика Лижье Никола Ларини .
- AGS заменила Янника Далмаса опытным гонщиком Стефаном Йоханссоном .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Будущий чемпион Михаэль Шумахер дебютировал вместе с Джорданом на Гран-при Бельгии , заменив Бертрана Гашо, когда тот был арестован. Эдди Джордан заплатил Mercedes-Benz 150 000 долларов , поскольку у немца был контракт с их командой спортивных автомобилей . [2] Он превзошел ветерана Андреа де Сезариса и всего одну гонку спустя перешел в команду Benetton .
- Пилоту Benetton Роберто Морено заплатили за то, чтобы он освободил место, но ему предложили место Шумахера в Jordan. Однако после двух гонок его заменил восходящая звезда F3000 Алессандро Занарди . Он закончил сезон в «Минарди» , заменив Джанни Морбиделли .
- Услуги Морбиделли потребовались Ferrari на Гран-при Австралии после того, как они уволили Алена Проста .
- Перед Гран-при Канады Джулиана Бэйли заменил в Lotus Джонни Герберт . Но в те выходные, когда Герберт участвовал в японской серии F3000 , Михаэль Бартельс . его место занимал
- Бертран Гашо вернулся в Формулу-1 на последнюю гонку сезона, заменив Эрика Бернара в Ларруссе .
- В борющейся Leyton House Racing команде Карл Вендлингер дебютировал, принеся с собой определенную сумму денег, во время Гран-при Японии вместо давнего Ивана Капелли .
- За три гонки до конца сезона Оливье Груйяр из Fondmetal поменялся местами с Габриэле Тарквини из AGS . К сожалению, всего через одну гонку AGS прекратила свою деятельность.
- Стефан Йоханссон провёл всего две гонки за AGS , прежде чем его заменил Фабрицио Барбацца . Позже в этом сезоне Йоханссон управлял четырьмя игроками Footwork в качестве временной замены Алекса Каффи , который получил травму в дорожно-транспортном происшествии. [3]
- Coloni Пилот Педро Чавес покинул команду, не сумев пройти предварительную квалификацию на 13 Гран-при . Его заменил Японии Формулы-3 1990 года чемпион Наоки Хаттори .
Календарь
[ редактировать ]Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Франции был перенесен с трассы Поль Рикар на трассу Невер Маньи-Кур .
- Гран -при Испании был перенесен из Трассы Хереса на Трассу Каталонии .
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]Четыре изменения в правилах были внесены для снижения аэродинамической эффективности и общего сцепления с дорогой: [4] [5]
- было Переднее крыло сужено со 150 см (59 дюймов) до 140 см (55 дюймов).
- Передний свес был уменьшен со 120 см (47 дюймов) до 100 см (39 дюймов).
- Задний свес был уменьшен с 60 см (24 дюйма) до 50 см (20 дюймов).
- Протирающие полосы на переднем крыле пришлось поднять так, чтобы от передней части автомобиля до центральной линии передней оси ни одна часть не находилась ближе чем на 25 мм (0,98 дюйма) к земле.
Что касается безопасности, FIA проведет более строгие испытания ячеек выживания , включая ремни безопасности , топливные баки и дугу безопасности . [6]
Минимальный вес (без водителя) был увеличен с 500 кг (1100 фунтов) до 505 кг (1113 фунтов). [5]
Спортивный регламент
[ редактировать ]- Гонщик-победитель теперь получал 10 очков вместо 9, как раньше.
- Что еще более важно, теперь в зачет чемпионата будут засчитываться очки всех гонок, а не только одиннадцать лучших результатов каждого гонщика, как раньше.
Гонка за гонкой
[ редактировать ]Гонка 1: США
[ редактировать ]Сезон начался на уличной трассе Финикса, планировка которой была изменена, чтобы сделать ее более сложной для водителей. Сенна занял поул, опередив Проста, Патрезе, Мэнселла, Пике и Алези. На старте Сенна и Прост сохранили свои места, в то время как Мэнселл опередил Патрезе, а Пике проиграл Алези и Бергеру. В конце первого круга порядок был следующий: Сенна, Прост, Мэнселл, Патрезе, Алези и Бергер.
Вначале, когда Сенна отрывался от Проста, Алези обогнал Патрезе и занял четвертое место. Однако Патрез обогнал его на 16-м круге и приблизился к Мэнселлу. Он атаковал на 22-м круге, но вылетел на дорогу для отхода и присоединился к Алези и Бергеру. Он быстро приблизился к ним: Бергер атаковал Алези, но не смог отдать пас. Патрез обогнал Бергера на 34-м круге. На следующем круге у Мэнселла вышла из строя коробка передач, и вскоре после этого, на 36-м круге, у Бергера возникла проблема с топливным насосом, из-за которой он сошёл с дистанции. Затем Патрезе обогнал Алези, который вышел из ямы на 43-м круге. Он приблизился к Просту, а Ferrari вышла из ямы на 46-м круге, из-за проблем с правой задней частью, опустивших его на седьмое место.
Патрезе продержался недолго: у него отказала коробка передач, а затем в неподвижную машину врезался Роберто Морено, вынудив их обоих покинуть гонку. Пике, который не остановился, обогнал Алези и стал вторым, а Прост опередил Стефано Модена вскоре после этого четвертым. У Алези были проблемы с коробкой передач, и он сдерживал Пике, когда Прост начал атаковать их обоих. На 70-м круге Пике обогнал Алези, а Прост последовал за ним. Затем Прост сменил сторону, опередив Пике. Модена обогнала Алези и заняла четвертое место, и вскоре Алези сошел с дистанции из-за проблем с коробкой передач. Не смущаясь всем этим, Сенна выиграл у Проста, Пике, Модены, Сатору Накадзимы и Агури Сузуки . Это будет последний Гран-при Формулы-1 на улицах центра Финикса, штат Аризона, и последняя гонка Формулы-1 в Соединенных Штатах за 9 лет; Формула-1 вернется в совершенно другую часть Соединенных Штатов в 2000 году – на историческую гоночную трассу Индианаполиса, на территории которой была построена совершенно новая трасса специально для Гран-при.
Гонка 2: Бразилия
[ редактировать ]Поле отправилось в Бразилию, и Сенна порадовал своих поклонников на трассе Интерлагос в своем родном городе Сан-Паулу, завоевав поул на своей домашней трассе, опередив две машины Williams Патрезе и Мэнселла, которые опередили Бергера, Алези и Проста. На старте Сенна взлетел, Мэнселл опередил Патрезе, Алези обошел Бергера, а Пике опередил Проста. Порядок был такой: Сенна, Мэнселл, Патрезе, Алези, Берже и Пике.
Мэнселл начал атаковать Сенну, но не смог пройти. Затем Сенна медленно оторвался от Мэнселла, у которого на 22-м круге был медленный пит-стоп. Он оставался вторым после остановок, но отставал от Сенны на 7 секунд. Основным изменением в результате остановок было то, что Пике, который не остановился, был третьим, а Бергер и Прост получил Алези.
Вскоре после этого Бергер прорвался мимо Пике, когда Мэнселл начал ловить Сенну. Мэнселл приближался, но был вынужден остановиться на 50-м круге из-за прокола. Он бросился обратно к Сенне, у которого были проблемы с коробкой передач. Однако на 60-м круге по иронии судьбы сломалась коробка передач Мэнселла. У Патрезе была та же проблема, но он все еще бежал вторым, а у Бергера были проблемы с заеданием дроссельной заслонки. Начался дождь, и Прост обогнал Пике и занял четвертое место. Тройке лучших пришлось бороться с влажными условиями; особенно Сенна, у которого были проблемы с коробкой передач и была только шестая передача. Победу одержал Сенна, за ней следовали Патрезе, Бергер, Прост, Пике и Алези.
Гонка 3: Сан-Марино
[ редактировать ]В Имоле Сенна занял свою 55-ю поул-позицию, опередив Патрезе, Проста, Мэнселла, Бергера и Модену. Когда они приближались к старту, шел дождь, и Прост вылетел на круге парада и выбыл из игры. На старте Патрез опередил Сенну, в то время как у Мэнселла были проблемы с коробкой передач, и он сошел с дистанции после удара Мартина Брандла Брэбэма . Порядок был такой: Патрезе, Сенна, Бергер, Модена, Алези и Накадзима.
Патрезе оторвался, но на 10-м круге из-за осечки вылетел из ямы и вернулся на несколько кругов позже. На 16-м круге Накадзима сошел с четвертого места из-за отказа трансмиссии. После остановок Сенна остался впереди Бергера, а Морено занял четвертое место после Пьерлуиджи Мартини. Вскоре после этого Джей Джей Лехто обогнал Мартини и занял пятое место. Впереди разрыв между Сенной и Бергером был стабильным. Модена сошла с дистанции на 42-м круге из-за проблем с трансмиссией, подняв Морено на третье место, которое он удерживал только восемь кругов, когда Лехто обогнал его. На 52-м круге Морено сошел с дистанции из-за отказа двигателя. На последнем круге Эрик ван де Поэле должен был финишировать на 5-м месте, но сошел с дистанции из-за проблемы с топливным насосом. Впереди Сенна опередил Бергера, Лехто, Мартини, Мику Хаккинена и Джулиана Бэйли.
Гонка 4: Монако
[ редактировать ]Сенна завоевал еще один поул в Монако, а Модена на удивление опередила Патрезе, Пике, Мэнселла и Бергера на секунду. В начале Бергер ударил Пике, и Пике выбыл из игры, а Бергер упал на спину. Порядок был такой: Сенна, Модена, Патрезе, Мэнселл, Прост и Морено.
Из-за жестких обгонов на улицах Монако изменений не было, пока Прост не обогнал Мэнселла на 30-м круге. К этому моменту Сенна опережал Модену более чем на 10 секунд, которая задерживала Патрезе. Вскоре после этого Алези обогнал Морено, заняв четвертое место, и оторвался. Тем временем Накадзима на другом Тиррелле, расположенном дальше, вылетел с трассы после контакта с Minardi Мартини на 35-м круге. На 43-м круге двигатель Модены взорвался в туннеле, и это заблокировало Патрезе, который врезался в стену, и оба вылетели из строя. по иронии судьбы Альборето, находившийся далеко в Footwork, также сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя Porsche в Footwork, оставив дополнительное масло на трассе на шикане Nouvelle, из-за чего Brabham Бланделла позже вылетел из стены с 10-го места позади лидеров на 44-м круге. сразу после того, как обогнал Бернара, прежде чем он разбился.
Мэнселл оказывал давление на Проста, у которого были проблемы с болтающимся колесом, и он сделал смелый шаг через шикану на 63-м круге, чтобы занять второе место, а затем действительно начал летать с самым быстрым кругом за самым быстрым кругом, прежде чем Прост в конечном итоге установил самый быстрый круг на 77-м круге. (через 14 кругов после пит-стопа, поскольку он был на 5-м месте на круг ниже). Вскоре после этого Прост был вынужден остановиться, чтобы сменить колесо, и опустился на пятое место. Сенна одержал свою четвертую победу из четырех, опередив Мэнселла, Алези, Морено, Проста и Эмануэле Пирро .
Гонка 5: Канада
[ редактировать ]На трассе Жиля Вильнёва в Монреале автомобили Williams вели 1–2 в квалификации, Патрезе на поуле опередил Мэнселла, Сенну, Проста, Морено и Бергера. На старте Мэнселл опередил Патрезе, а Бергер ускользнул от Морено. Мэнселл лидировал после Патрезе, Сенны, Проста, Бергера и Морено. На 5-м круге Бергер сошел с дистанции из-за проблем с аккумулятором, но Морено смог занять пятое место только еще 5 кругов, прежде чем он ушел в отставку.
Мэнселл и Патрезе отрывались от Сенны, в то время как между Простом, Алези и Пике шла битва за четвертое место. На 26-м круге Сенна сошел с дистанции из-за неисправности генератора , а два круга спустя Прост выбыл из-за неисправности коробки передач. Алези был третьим, но на 35-м круге у него отказал двигатель. Это поставило Мэнселла впереди Патрезе, Пике, Модены, Андреа де Сезариса и Ивана Капелли . Патрезе пришлось выйти на пит-стоп из-за прокола, и он вернулся позади Пике. Затем у него возникли проблемы с коробкой передач, и Модена обогнала его, когда Капелли вылетел из машины.
На последнем круге Мэнселл помахал рукой толпе, а затем позволил оборотам своей машины упасть слишком низко и заглушил двигатель Renault. В результате Пике обрадовался, одержав свою последнюю победу в карьере, опередив Модену, Патрезе, де Сезари, Бертрана Гашо и Мэнселла, который занял шестое место.
Гонка 6: Мексика
[ редактировать ]На чрезвычайно ухабистом автодроме Херманос Родригес в Мексике во время тренировки произошел ряд инцидентов, в том числе Сенна разбился на очень быстром Перальтаде, пытаясь проехать немного быстрее, чем обычно, а его машина перевернулась, когда она врезалась в покрышку. Сенна приехал в Мехико с травмой головы, которую он получил во время катания на водном мотоцикле в Бразилии, и на протяжении всех выходных критиковал состояние пыльной трассы. Уильямс выиграл 1–2 в квалификации, а Патрез опередил Мэнселла, Сенну, Алези, Бергера и Пике. Патрезе неудачно стартовал и потерял три места, а Алези опередил Сенну. Порядок был такой: Мэнселл, Алези, Сенна, Патрезе, Берже и Пике. Произошло действие: Сенна обогнал Алези, Патрезе последовал за ним, а затем Модена обошла Пике.
Двигатель Бергера отказал на 6-м круге, и вскоре после этого Патрез обогнал Сенну и отправился вдогонку за Мэнселлом. Затем Модена начала отступать. Патрезе обогнал Мэнселла, а затем и Сенна, и Алези попытались атаковать англичанина, Алези развернулся и опустился на седьмое место. Затем Патрез начал отстраняться от Мэнселла, который держал Сенну. Тем временем Алези обогнал Морено, а затем де Сезариса, когда Мэнселл оторвался от Сенны. Он сократил отставание от Патрезе до 1,2 секунды, прежде чем Патрезе увеличил темп и стабилизировал отставание.
На 43-м круге у Алези вышло из строя сцепление, а два круга спустя у Пике возникли проблемы с ступичным подшипником, и таким образом Гашо стал пятым. Он удерживал его до тех пор, пока не вылетел на 52-м круге. Впереди Патрезе победил, а Мэнселл сделал Уильямс со счетом 1–2, опередив Сенну, де Сезарис, Морено и Эрика Бернара .
Гонка 7: Франция
[ редактировать ]Гран-при Франции был перенесен с трассы Поль Рикар под Марселем на юге Франции на новую трассу Маньи-Кур в центральной Франции. Патрезе взял еще один поул, опередив домашнего героя Проста, Сенну, Мэнселла, Бергера и Алези. На старте у Патрезе были проблемы с выбором передачи, и когда он все-таки завел машину, его охватило поле. Это заблокировало Сенну, позволив Мэнселлу опередить его. Порядок был такой: Прост, Мэнселл, Сенна, Бергер, Алези и Пике.
На 6-м круге Бергер сошел с дистанции из-за очередного отказа двигателя. Два круга спустя возникла проблема: Пике потерял места, поскольку Джанни Морбиделли попытался обогнать его и ударить Капелли, выбив обоих, в то время как Пике потерял время и места. Впереди Мэнселл атаковал Проста и обогнал его на 22-м круге. На остановках Мэнселл ехал медленно, и Прост снова лидировал. Сенна находился под давлением Алези, но сдерживал его, отставая от лидеров более чем на 15 секунд.
Тем временем Мэнселл снова начал приближаться к Просту, и когда на 54-м круге они проезжали сквозь пробку, Мэнселл сделал великолепный ход за пределами шпильки Аделаиды и вырвался вперед, а затем медленно оторвался. Мэнселл выиграл у Проста, Сенны, Алези, выздоравливающего Патрезе и де Сезариса.
Гонка 8: Великобритания
[ редактировать ]Трасса Сильверстоун была сильно модифицирована; это уже не была та упрощенная сверхбыстрая трасса, которой она была с момента ее создания; Теперь это была скорее техническая трасса, но она по-прежнему была относительно быстрой. Мэнселл занял поул-позицию, опередив Сенну, Патрезе, Бергера, Проста и Алези. В начале Сенна взял на себя инициативу от Мэнселла, в то время как Бергер ударил Патрезе, вытеснив Патрезе, в то время как Бергер отстал от Проста, Алези и Морено. Впереди Мэнселл выключил ограничитель оборотов, чтобы обогнать Сенну и выехать на прямую в Ангаре. Таким образом, Мэнселл лидировал после Сенны, Алези, Проста, Морено и Бергера.
Вскоре Бергер обогнал Морено и занял пятое место, а после разворота Проста оно стало четвертым, опустившись на две позиции. Затем Морено ушел из спорта из-за проблем с коробкой передач. Впереди разрыв между Мэнселлом и Сенной составлял около 4–5 секунд, а Алези был третьим, с большим отставанием. Однако, когда он пытался обойти Сузуки, он ударил Сузуки, выбив обоих. После остановок Мэнселл оставался на 10 секунд впереди Сенны, Бергер далеко отставал, но на 20 секунд опережал Проста.
Сенна решил попытаться атаковать Мэнселла с небольшим запасом топлива. Он сократил отставание до 7 секунд, но из-за этого на последнем круге у него закончилось топливо, что дало Мэнселлу возможность подобрать застрявшего бразильца на победном круге и отвезти его обратно на пит-лейн. Таким образом, Мэнселл опередил Бергера, Проста, Сенну (четвертый на старте последнего круга), Пике и Гашо.
В середине сезона Сенна лидировал в чемпионате пилотов с 51 очком, Мэнселл был вторым с 33, Патрез третьим с 22, а Прост четвертым с 21 очком. В Кубке конструкторов лидировал McLaren с 67 очками, замыкал Уильямс. второе место с 55, третье Ferrari с 29 и четвертое Benetton с 23.
Гонка 9: Германия
[ редактировать ]В середине сезона предварительная квалификация была возобновлена. Даллара, Джордан и «Ламбо» сбежали, а AGS, Footwork и Brabham нужно было пройти предварительную квалификацию на оставшуюся часть сезона.
Вторая половина года началась на очень быстрой лесистой трассе Хоккенхайма в Германии, и Мэнселл продолжил с того места, на котором остановился, опередив Сенну, Бергера, Патрезе, Проста и Алези. На старте Мэнселл взлетел, Бергер обогнал Сенну, а Патрезе снова плохо стартовал, отстав от Феррари. По итогам первого круга Мэнселл опережал Бергера, Сенну, Проста, Алези и Патрезе.
Патрезе быстро опередил Алези, когда порядок успокоился. Алези решил идти без остановки, пока остальные будут питаться. Однако у Бергера возникли проблемы с остановками, и он вернулся на 10-е место. Таким образом, приказ Алези вел Мэнселла, Сенну, Проста, Патрезе и де Сезариса. Мэнселл быстро обогнал Алези и вырвался вперед. Прост и Сенна боролись за третье место, а Прост промахнулся на углу, пытаясь обойти Сенну, что позволило Патрезе занять четвертое место.
Патрезе быстро обогнал Сенну, оставив его с расстроенным Простом. Прост попытался обогнать его на 38-м круге, но Сенна не дал ему достаточно места, и Прост вылетел и сошел с дистанции. Тем временем Патрезе приблизился к Алези и обогнал его на 39-м круге. На последнем круге у Сенны снова закончилось топливо. Однако никто не смог тронуть Мэнселла, который выиграл: Патрез сделал Уильямс со счетом 1–2, опередив Алези, выздоравливающих Бергера, де Сезариса и Гашо.
Гонка 10: Венгрия
[ редактировать ]Сенна завоевал поул на Хунгароринге в Модьёроде, Венгрия, опередив Патрезе, Мэнселла, Проста, Бергера и Алези. Вначале Патрезе уходил лучше, чем Сенна, но Сенна подошел и заблокировал его. Мэнселл был вынужден защищать третье место от Проста и сохранил это место. Порядок был такой: Сенна, Патрезе, Мэнселл, Прост, Бергер и Алези.
ни один из них не мог обогнать другого Четверка лучших держалась вместе, и на извилистой трассе Хунгароринга . Они оторвались от Бергера, у которого был отрыв от Алези. На 28-м круге у Проста взорвался двигатель, в результате чего борьба на передовой сократилась до трех. Пит-стопы ничего не изменили, но после них Мэнселл начал преследовать своего товарища по команде Патрезе за второе место. Патрез позволил ему пройти, чтобы посмотреть, что Мэнселл может сделать с Сенной, но понял, что ответ — ничего. Сенна продолжал медленно отходить. В скучной гонке Сенна выиграл, опередив Мэнселла, Патрезе, Бергера, Алези и Капелли.
Гонка 11: Бельгия
[ редактировать ]Бельгийский гонщик Бертран Гашо пропустил свой домашний Гран-при из-за того, что был заключен в тюрьму в Великобритании после инцидента, в ходе которого он распылил слезоточивый газ на лондонского таксиста. Его место в Jordan занял тогда еще неизвестный немецкий гонщик Михаэль Шумахер .
На популярной и живописной трассе Спа-Франкоршам в Бельгии Сенна занял поул, опередив Патрезе, Проста, Мэнселла, Бергера, Алези, Пике и новую сенсацию Шумахера. (После субботней квалификации было обнаружено, что машина Патрезе не соответствует правилам безопасности, и субботние результаты Патрезе были аннулированы, в результате чего он стартовал с 17-го места). На старте Сенна защищался от Проста, а Пике и Шумахер обошли Алези. Однако на пути к Eau Rouge Шумахер сбавил скорость из-за проблемы со сцеплением и сошел с дистанции. Впереди Сенна лидировал благодаря Просту, Мэнселлу, Бергеру, Пике и Алези. На третьем круге у Проста из машины вытекло топливо, и он сошел с дистанции.
Мэнселл начал атаковать Сенну и после остановок опередил его. Возникла проблема, когда Бергер развернулся после остановки и потерял много времени. После остановок Мэнселл повел Алези (который планировал идти без остановок), Сенну, Пике, выздоравливающего Патрезе и де Сезариса. Затем на 22-м круге Мэнселл остановился из-за неисправности электрооборудования, в результате чего Алези лидировал в гонке. Затем двигатель Сенны на некоторое время остановился, и из-за этого Пике, Патрезе и де Сезарис оказались рядом с ним и позволили Алези остаться лидером. Сенна не смог оторваться от места из-за проблем с коробкой передач. На 31-м круге, все еще намереваясь бежать без остановок, у Алези взорвался двигатель, и Сенна снова лидировал. Патрезе попытался обогнать Пике, но промахнулся мимо ворот, и де Сезарис смог занять третье место.
Затем он обогнал Пике и занял второе место, а вскоре за ним последовал Патрез. Пике начал отступать, и Бергер обогнал его. У Патрезе возникли проблемы с коробкой передач, и он внезапно оказался позади Берже и Пике. На 41-м круге де Сезарис, отставший от Сенны примерно на 2 секунды, сошел с дистанции, когда у него вышел из строя двигатель. На следующем круге Морено обогнал борющегося Патрезе. Сенна выиграл, а Бергер сделал McLaren со счетом 1–2, опередив Пике, Морено, Патрезе и Марка Бланделла .
Гонка 12: Италия
[ редактировать ]Перед Гран-при Италии на автодроме Монца недалеко от Милана возникли разногласия, когда Шумахер подписал соглашение с Benetton, что вызвало недовольство Джордана , который обратился в суд. Суд принял решение в пользу Benetton, поменяв команды Шумахера и Морено. Берни Экклстоун помогал обеим командам, осуществляя выплаты Морено и команде Джордана. [7] В квалификации Сенна занял поул, опередив Мэнселла, Бергера, Патрезе, Проста и Алези. На старте Алези обогнал Проста и врезался в Патрезе в первую шикану, и ему пришлось остановиться на ремонте. Сенна опередил Мэнселла, Бергера, Патрезе, Проста и Шумахера в конце первого круга.
Патрез начал атаковать, обогнав Бергера на 7-м круге. Поскольку Мэнселлу было трудно обойти Сенну, он протянул руку и помахал Патрезе впереди себя. Затем он атаковал Сенну и на 26-м круге вышел вперед. Однако на следующем круге Патрезе развернулся, и тогда он не смог включить полные передачи. Он отправился в боксы и завершил карьеру. В то же время Прост обогнал Бергера и занял третье место. Мэнселл теперь начал преследовать Сенну и пошел во всех направлениях, чтобы вырваться вперед.
Наконец он сделал это на 34-м круге, и Сенна приехал в боксы за шинами. Когда он вернулся, порядок был следующим: Мэнселл, Прост, Бергер, Шумахер, Сенна и де Сезарис. Сенна атаковал, обогнав Шумахера сразу после его остановки. Затем Бергер махнул ему рукой, чтобы посмотреть, сможет ли он атаковать Проста. Позади них, на 45-м круге, Пике обогнал де Сезари и занял шестое место. Сенна опередил Проста на второй шикане за семь кругов до конца. Мэнселл выиграл у Сенны, Проста, Бергера, Шумахера и Пике.
За четыре оставшиеся гонки Сенна опережал Мэнселла на 18 очков в чемпионате пилотов с 77 до 59. Патрезе был третьим с 34, за ним следовал Бергер с 31 и Прост с 25. В Кубке конструкторов McLaren лидировала Williams. с разницей в 15 очков, 108 против 93, причем Ferrari с большим отрывом занимает третье место с 39.
Гонка 13: Португалия
[ редактировать ]На трассе Эшторил недалеко от Лиссабона проходил этап португальского чемпионата, и Патрезе занял поул, опередив Бергера, Сенну, Мэнселла, Проста и Алези. В начале Мэнселл проскочил перед Сенной и перешел на другую сторону, чтобы проскользнуть мимо Бергера. В конце первого круга порядок был следующий: Патрезе, Мэнселл, Бергер, Сенна, Алези и Прост.
«Уильямсы» оторвались от «Макларенов», которые отходили от «Феррари» (Прост к этому времени обогнал Алези). На 18-м круге Патрез махнул Мэнселлу рукой и решил последовать за ним. McLarens остановились первыми, и Сенна опередил Бергера. Когда Мэнселл остановился на 29-м круге, у его команды возникли проблемы с правильной фиксацией колесной гайки его правой задней части. Когда механик Williams пошел за запасной гайкой, человечек-леденец, не подозревая о проблеме, подал Мэнселлу сигнал уйти. Тут же у него отвалилась правая задняя часть, и он остановился посреди пит-лейна. Команда забрала шину, установила ее на машину Мэнселла и отправила его в путь, но он опустился на 17-е место.
Впереди Бергер обогнал Сенну и погнался за Патрезе, но на 38-м круге у него отказал двигатель. Два круга спустя Прост, занявший третье место, выбыл с той же проблемой. В результате порядок расставился следующим образом: Патрезе, Сенна, Алези, Мартини, Капелли и Пике. На 49-м круге Мэнселл, прорвавшийся через поле, занял шестое место, опередив своего бывшего главного соперника Пике, и отставал от третьего места всего в 15 секундах. Затем, на 51-м круге, ему показали черный флаг дисквалификации за нарушение правил пит-лейн. Капелли вылетел на 65-м круге с пятого. Патрезе победил Сенну, Алези, Мартини, Пике и Шумахера.
Гонка 14: Испания
[ редактировать ]Гран-при Испании переместился с трассы Херес под Севильей на новую трассу Каталонии в Монтмело, на другом конце Испании. Бергер завоевал поул в Испании, опередив Мэнселла, Сенну, Патрезе, Шумахера и Проста. На старте было сыро, и Сенна обогнал Мэнселла, а Патрезе снова ошибся, опустившись на шестое место. В середине круга Шумахер обогнал Мэнселла и занял третье место. Порядок был такой: Бергер, Сенна, Шумахер, Мэнселл, Прост и Патрезе.
Мэнселл обогнал Шумахера ближе к концу второго круга и отправился вдогонку за Сенной. На пятом круге Мэнселл и Сенна шли бок о бок по главной прямой, но Мэнселл был впереди, поскольку у него была внутренняя линия. Когда трасса высохла, все остановились, и остановка Бергера была медленной. Остановка Сенны была быстрой, и он вышел вперед, опередив Бергера, Мэнселла, Проста, Шумахера и Патрезе. Затем Сенна пропустил Бергера на 12-м круге, чтобы задержать Мэнселла, в то время как Шумахер одновременно обогнал Проста. Затем Сенна завернул в последний поворот и отстал от Мэнселла, Шумахера и Проста.
Мэнселл быстро опередил Бергера, вырвался вперед на 20-м круге и продолжил отрыв. Шумахер теперь атаковал Бергера, но когда тот попытался, он ошибся и улетел. Он вернулся шестым. На 33-м круге Бергер сбавил скорость из-за проблем с электричеством и сошел с дистанции. Вскоре после этого Патрезе обогнал Сенну и занял третье место. Шумахер повредил шины во время вращения и попал в яму, отстав от Алези, который рванул вперед и обогнал Сенну. Мэнселл одержал решающую победу над Простом, Патрезе, Алези, Сенной и Шумахером.
За две гонки до конца Сенна опередил Мэнселла на 16 очков в чемпионате пилотов, с 85 до 69, при этом у него еще оставалось максимум 20 очков. Патрезе был третьим с 48, а Прост и Бергер - по 31. Чемпионат конструкторов был намного ближе: Уильямс опережал McLaren на одно очко, 117 против 116, а Феррари была третьей с 52.
Гонка 15: Япония
[ редактировать ]На сложной трассе Сузука в Японии «Макларены» выиграли 1–2 в квалификации, причем Бергер опередил Сенну, Мэнселла, Проста, Патрезе и Алези. В начале Бергер хорошо ушел, Сенна заблокировал Мэнселла, а Патрез позади них обогнал Проста. Алези продержался недолго: у него отказал двигатель еще до финиша круга. Порядок был такой: Бергер, Сенна, Мэнселл, Патрезе, Прост и Мартини.
Сенна позволил Бергеру оторваться, а затем поддержал Мэнселла, которому нужно было победить, чтобы сохранить свои надежды на чемпионство мира. Мэнселл был расстроен, увидев, что Бергер отстранился, и преследовал Сенну в надежде, что Сенна совершит ошибку. Однако первым допустил ошибку Мэнселл, вылетевший в облаке дыма в начале 10-го круга из-за проблем с тормозами. Он выбыл, а Сенна стал чемпионом мира в третий раз.
Команда McLaren сказала Бергеру пропустить Сенну и таким образом защитить его, пообещав, что Сенна позволит ему вернуться вперед на последнем круге, если они сохранят счет 1–2. После остановок изменений не произошло, и порядок остался таким: Сенна, Бергер, Патрезе, Прост, Мартини и Шумахер. Впереди Сенна и Бергер обменялись лучшими кругами. На 29-м круге Шумахер значительно отстал от Мартини, заняв пятое место. Накадзима на втором Тиррелле вылетел на S-образных поворотах и к 31-му кругу врезался в покрышку в гравийной ловушке (Накадзима не пострадал). Однако на 35-м круге у Шумахера отказал двигатель, и место вернулось Мартини. Мартини продержался всего пять кругов, прежде чем у него отказало сцепление, что вынудило его сойти с дистанции.
После этого ничего не изменилось, и Сенна сдержал соглашение McLaren с Бергером, позволив Бергеру одержать победу на последнем круге. Бергер опередил нового чемпиона мира Сенну, Патрезе, Проста, Мартина Брандла и Модену. McLaren Honda 1–2 также означала, что теперь они опережали Williams Renault на 11 очков и контролировали Кубок конструкторов.
Гонка 16: Австралия
[ редактировать ]Перед финальной гонкой на уличной трассе в Аделаиде, Австралия, Прост был уволен из команды Ferrari за то, что он сделал несколько резких комментариев в адрес команды и назвал свою машину «грузовиком», когда у него отказали амортизаторы, а команду Ferrari не захотела поработать с ним во время пресс-конференции Гран-при Японии. Его заменил тест-пилот Ferrari Джанни Морбиделли (который выступал за Minardi ). Хотя решение о чемпионате пилотов уже было принято, решение о чемпионате конструкторов еще не было - это все еще оспаривалось командами McLaren и Williams.
В квалификации «Макларен» опередил «Уильямсов» и «Бенеттонов» со счетом 1–2, а Сенна опередил Бергера, Мэнселла, Патрезе, Пике и Шумахера. На старте, в условиях чрезвычайно сильного дождя, Патрезе потерял время и быстро отстал от Пике, а Алези также обогнал его и Шумахера. Сенна лидировал после Бергера, Мэнселла, Пике, Алези и Патрезе. На третьем круге Бергер промахнулся мимо, позволив Мэнселлу стать вторым и таким образом обогнать Сенну. Он был достаточно близко на пятом круге и был бок о бок с Сенной на следующем круге, но увидел желтые флаги из-за аварии Николы Ларини . Таким образом, он был вынужден отступить, и Сенна сохранил лидерство. Алези немедленно ушел, и за ним последовал Шумахер. Оба были вне игры.
Затем, на 8-м круге, Пьерлуиджи Мартини врезался в стену, и его переднее крыло, отделившееся от его машины, было сбито Патрезе и застряло в поддоне Патрезе. Впереди Мэнселл больше не атаковал Сенну, но Сенна не смог оторваться. Условия стали лучше, но еще через семь кругов погода стала ухудшаться, и все больше гонщиков начали вылетать из-под контроля, включая Мэнселла, который врезался в стену, что позволило McLaren выиграть Кубок конструкторов. Бергер также дважды вылетел из-под контроля на следующем круге, когда Сенна жестом показал маршалам попытаться остановить гонку. Патрезе последовал его примеру, и, наконец, он был остановлен после того, как Сенна финишировал на 16-м круге. Однако судьи решили отсчитать результаты на 2 круга назад до 14-го круга, что означало, что Сенна выиграл у Мэнселла, Бергера, Пике, Патрезе и Морбиделли. Было присуждено только половина очков, поскольку гонка была остановлена до того, как было пройдено 75% дистанции. Этот конкретный Гран-при установил рекорд как самый короткий Гран-при, когда-либо проводившийся до Гран-при Бельгии 2021 года в Спа, который длился всего 3 круга, все за машиной безопасности, 29 августа 2021 года.
Поскольку в Австралии было начислено только половина очков, в конце сезона Сенна стал чемпионом мира с 96 очками, Мэнселл вторым с 72, Патрез третьим с 53, Бергер четвертым с 43, Прост пятым с 34, Пике шестым с 26,5. Алези седьмой с 21, а Модена восьмой с 10. В Кубке конструкторов McLaren-Honda стала чемпионом мира с 139 очками, Williams-Renault второй с 125, Ferrari третьей с 55,5 и Benetton-Ford четвертой с 38,5.
Сезон 1991 года должен был стать последним, в котором Айртон Сенна , Ален Прост , Найджел Мэнселл и Нельсон Пике соревновались вместе, причем четыре гонщика вместе выиграли 93 из 112 Гран-при с 1985 года и все семь чемпионатов пилотов за этот период. Пике ушел из Формулы-1 в конце сезона, а Прост решил взять творческий отпуск в 1992 году. Мэнселл выиграет чемпионат пилотов в 1992 году, а затем покинет Формулу-1 и перейдет в CART ; Прост выиграет чемпионат в 1993 году, а затем уйдет в отставку; а Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино 1994 года .
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Впервые и в чемпионате пилотов, и в чемпионате конструкторов при подсчете очков учитывались все этапы.
Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [8] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- было начислено половину очков ‡ – На Гран-при Австралии , поскольку было пройдено менее 75% запланированной дистанции.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]Поз. | Конструктор | Нет. | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ ‡ | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Макларен - Хонда | 1 | 1 П | 1 П | 1 П | 1 П | Верно | 3 | 3 | 4 † | 7 † | 1 П | 1 П | 2 П Ф | 2 | 5 | 2 Ф | 1 П | 139 |
2 | Верно | 3 | 2 Ф | Верно | Верно | Верно | Верно | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | Верно | Верно П | 1 П | 3 Ф | |||
2 | Уильямс — Рено | 5 | Верно | Верно Ф | Верно | 2 | 6 Ф † | 2 Ф | 1 Ф | 1 П Ф | 1 П | 2 | Верно | 1 | ДСК Ф | 1 | Верно | 2 | 125 |
6 | Верно | 2 | Верно | Верно | 3 П | 1 П | 5 П | Верно | 2 Ф | 3 | 5 | Верно | 1 П | 3 Ф | 3 | 5 | |||
3 | Феррари | 27 | 2 | 4 | DNS | 5 Ф | Верно | Верно | 2 | 3 | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | 2 | 4 | 6 | 55.5 |
28 | 12 Ф † | 6 | Верно | 3 | Верно | Верно | 4 | Верно | 3 | 5 | Верно | Верно | 3 | 4 | Верно | Верно | |||
4 | Бенеттон - Форд | 19 | Верно | 7 | 13 † | 4 | Верно | 5 | Верно | Верно | 8 | 8 | 4 Ф | 5 | 6 | 6 | Верно | Верно | 38.5 |
20 | 3 | 5 | Верно | Верно | 1 | Верно | 8 | 5 | Верно | Верно | 3 | 6 | 5 | 11 | 7 | 4 | |||
5 | Джордан - Форд | 32 | 10 † | 13 † | Верно | 8 | 5 | Верно | Верно | 6 | 6 | 9 Ф | Верно | Верно | 10 | 9 | Верно | 9 | 13 |
33 | ДНПК | Верно | Верно | Верно | 4 | 4 | 6 | Верно | 5 | 7 | 13 † | 7 | 8 | Верно | Верно | 8 | |||
6 | Тиррелл - Хонда | 3 | 5 | Верно | Верно | Верно | 10 | 12 | Верно | 8 | Верно | 15 | Верно | Верно | 13 | 17 | Верно | Верно | 12 |
4 | 4 | Верно | Верно | Верно | 2 | 11 | Верно | 7 | 13 | 12 | Верно | Верно | Верно | 16 | 6 | 10 | |||
7 | Минарди - Феррари | 23 | 9 † | Верно | 4 | 12 | 7 | Верно | 9 | 9 | Верно | Верно | 12 † | Верно | 4 | 13 | Верно | Верно | 6 |
24 | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | 11 | Верно | 13 | Верно | 9 | 9 | 14 | Верно | 16 | |||
8 | Ветви - Джадд | 21 | Верно | 11 | ДНПК | 6 | 9 | ДНПК | ДНПК | 10 | 10 | Верно | 8 | 10 | Верно | 15 | Верно | 7 | 5 |
22 | Верно | Верно | 3 | 11 | Верно | Верно | Верно | 13 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | 12 | |||
9 | Лотос - Джадд | 11 | Верно | 9 | 5 | Верно | Верно | 9 | DNQ | 12 | Верно | 14 | Верно | 14 | 14 | Верно | Верно | 19 | 3 |
12 | DNQ | DNQ | 6 | DNQ | DNQ | 10 | 10 | 14 † | DNQ | DNQ | 7 | DNQ | Верно | DNQ | Верно | 11 | |||
10 | Брэбэм - Ямаха | 7 | 11 | 12 | 11 | БЫВШИЙ | Верно | Верно | Верно | Верно | 11 | Верно | 9 | 13 | 12 | 10 | 5 | DNQ | 3 |
8 | Верно | Верно | 8 | Верно | DNQ | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | 6 | 12 | Верно | Верно | ДНПК | 17 | |||
11 | Ларрусс - Форд | 29 | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | 6 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | DNQ | Верно | DNQ | DNQ | 2 |
30 | 6 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | DNQ | DNQ | Верно | DNQ | Верно | DNQ | |||
12 | Лейтон Хаус - Илмор | 15 | Верно | Верно | 12 † | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | 11 | Верно | 15 | 7 | 7 | 8 | 14 | 1 |
16 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | Верно | 8 | 17 | Верно | Верно | 20 | |||
13 | Лижье - Ламборгини | 25 | Верно | 10 | 7 | 7 | Верно | 8 | 12 | Верно | 9 | 17 † | 11 | Верно | 16 | Верно | 9 | Верно | 0 |
26 | DNQ | Верно | 10 | 10 | 8 | DNQ | 11 | DNQ | Верно | 10 | Верно | 11 | 11 | Верно | Верно | 18 | |||
14 | Ламбо - Ламборджини | 34 | 7 | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | 16 | DNQ | 16 | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | 0 |
35 | ДНПК | ДНПК | 9 † | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | |||
15 | АГС - Форд | 17 | 8 | Верно | DNQ | Верно | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | ДНПК | ДНПК | ДНПК | DNQ | ДНПК | 0 | ||
18 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | |||||
16 | Фондметал - Форд | 14 | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | Верно | ДНПК | ДНПК | DNQ | 10 | Верно | ДНПК | 12 | 11 | ДНПК | 0 |
17 | Работа ног - Форд | 9 | Верно | Верно | DNQ | DNQ | ДНПК | DNQ | 15 | Верно | DNQ | 13 | 0 | ||||||
10 | DNQ | DNQ | ДНПК | ДНПК | DNQ | ДНПК | ДНПК | ДНПК | 10 | 15 | |||||||||
− | Работа ног - Porsche | 9 | Верно | DNQ | DNQ | Верно | Верно | Верно | 0 | ||||||||||
10 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | DNQ | |||||||||||||
− | Поселенцы - Форд | 31 | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | 0 | |
Поз. | Конструктор | Нет. | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ ‡ | Очки |
Источник: [9] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- было начислено половину очков ‡ – На Гран-при Австралии , поскольку было пройдено менее 75% запланированной дистанции.
Результаты соревнований, не относящихся к чемпионату
[ редактировать ]Сезон 1991 года также включал в себя одно соревнование, которое не засчитывалось в чемпионат мира, - Кубок Формулы-1 в закрытых помещениях на автосалоне в Болонье .
Название расы | Место проведения | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Кубок Формулы-1 в помещении | Болонский автосалон | 7–8 декабря | Габриэле Тарквини | Фондметал | Отчет |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистика наций – Звания чемпионов мира – Хронология» . StatsF1.com . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Коллингс, Тимоти (2004). Клуб Пираньи . Девственные книги. п. 17. ISBN 978-0-7535-0965-4 .
- ^ «Алекс Каффи — база данных журнала Motor Sport Magazine» . Motorsportmagazine.com . 12 июня 2017 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Джорджио Пиола (14 января 2021 г.). «Ньюи о дизайне автомобиля Формулы-1 1991 года» . autosport.com . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Танака, Хиромаса. Переход регулирования и технологий в Формуле-1 . Технический обзор исследований и разработок Honda за 2009 г. - Специальный выпуск F1 (Деятельность Третьей эры), 2009 г., стр. 8.
- ^ «Правила и статистика Формулы-1 1990-1999» . f1technical.net. 1 января 2009 года . Проверено 11 июля 2011 г.
- ↑ GP Racing (Великобритания), 1 сентября 2021 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Результаты международных чемпионатов FIA 1991 года, Ежегодник FIA 1992 года, красный раздел, страницы 67–68 (только гонщики, набравшие очки, были классифицированы на позиции чемпионата)