Лижье JS35
![]() JS35 на выставке в Автомобильном музее Монако. | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Лижье | ||||||||
Дизайнер(ы) | Мишель Божон (технический директор) Фрэнк Дерни (главный дизайнер) Лоик Бигуа (руководитель отдела аэродинамики) | ||||||||
Предшественник | JS33B | ||||||||
Преемник | JS37 | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Монокок из углеродного волокна | ||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1830 мм (72 дюйма) Сзади: 1650 мм (65 дюймов) | ||||||||
Колесная база | 2900 мм (110 дюймов) | ||||||||
Двигатель | Lamborghini 3512, 3493 куб.см (213,2 куб.дюйма), V12 , NA , среднемоторный , продольно установленный | ||||||||
Передача инфекции | Поперечная, полуавтоматическая, 6-ступенчатая. | ||||||||
Масса | 520 кг | ||||||||
Топливо | Эльф | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Экип Лижье Гитанес | ||||||||
Известные драйверы | 25. ![]() 26. ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при США 1991 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Австралии 1991 года. | ||||||||
|
Ligier JS35 — автомобиль Формулы-1, использовавшийся командой Ligier в сезоне Формулы-1 1991 года . В течение сезона он был обновлен до спецификации «B». Автомобиль был оснащен двигателем Lamborghini V12 и шинами Goodyear . Лучшим результатом в гонке было седьмое место (дважды).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]На чемпионате мира Формулы-1 1991 года владелец команды Ги Лижье добился использования двигателей V12 от Lamborghini , которые в предыдущем сезоне использовались командами Lotus и Larrousse . Это должно было быть временной мерой, поскольку в 1992 году команда должна была использовать двигатели Renault V10 . [ 1 ]
Шасси JS35 было подготовлено конструкторским отделом Ligier под руководством Мишеля Божона , Клода Галопена и Ришара Дивила , причем двое последних были уволены после разочаровывающего начала сезона. Автомобиль с самого начала был тяжелым и громоздким, чему способствовал большой масляный бак, необходимый для новых двигателей. Изменения в дисквалификации к началу европейского этапа сезона немного помогли результативности. [ 1 ] [ 2 ]
Позднее шасси было обновлено до спецификации «B» новым рекрутом Ligier Фрэнком Дерни . JS35B, дебютировавший на Гран-при Франции , также получил некоторый вклад от Жерара Дюкаружа , который был принят на работу в середине сезона. Несущое . шасси JS35B было изготовлено из углеродного волокна и оснащено шестиступенчатой поперечной коробкой передач, разработанной Xtrac Он был оснащен подвеской на двойных поперечных рычагах спереди и сзади и использовал амортизаторы Koni и Bilstein. Тормоза были от Brembo с колодками Carbone Industrie. Рулевое управление было разработано компанией Ligier, а автомобиль работал на Goodyear шинах . Колесная база шасси составляла 2900 миллиметров (114,2 дюйма), колея передней части составляла 1830 миллиметров (72,0 дюйма), а колея задней части - 1650 миллиметров (65,0 дюйма). Емкость топливного бака составляла 215 литров (47,3 имп галлона), топливо и масло поставлялись компанией Elf. Общий вес автомобиля составлял 520 кг (1146,4 фунта). [ 1 ]
История гонок
[ редактировать ]JS35 управляли новыми гонщиками Ligier Тьерри Бутсеном , ранее работавшим в Williams , и Эриком Комасом , чемпионом F3000 1990 года . [ 3 ] На открытии сезона Гран-при США Комас не смог пройти квалификацию, а Бутсен занял 20-е место в стартовой решетке. Ему не удалось финишировать в гонке, и он сошел с дистанции из-за проблем с двигателем, удерживая при этом 12-е место. [ 4 ] Комас дебютировал на следующей гонке в Бразилии; он квалифицировался 23-м, но сошел с дистанции из-за возгорания маслоохладителя на 51-м круге. В то время он бежал 11-м. Бутсен финишировал 10-м из-за отказа двигателя, стартовав с 18-го места на стартовой решетке. [ 5 ]
На Гран-при Сан-Марино Комас поставил свой JS35 на 19-е место, опередив в квалификации Бутсена, который был на 24-м месте. Бутсен финишировал лучше, заняв 7-е место в гонке; Комас был 10-м, ему пришлось пересесть на запасную машину команды после того, как его собственная сломалась на парадном круге. [ 2 ] В Монако гонщики команды стартовали 16-м (Бутсен) и 23-м (Комас), первый финишировал 7-м. Комасу пришлось остановиться из-за шин, и он побежал в конец поля, финишировав 10-м. [ 6 ] Комас квалифицировался последним в канадской гонке , а его товарищ по команде занял 16-е место в таблице. В самой гонке Бутсен пробежал 9-е место, прежде чем на 27-м круге у него взорвался двигатель. Комас добился своего лучшего результата в году - 8-го. [ 7 ]
Комасу не удалось проехать Гран-при Мексики , став самым быстрым гонщиком вне квалификации. Бутсен, однако, квалифицировался 14-м и финишировал 8-м. [ 8 ] На домашней гонке команды во Франции дебютировал модернизированный JS35B. Квалификация улучшилась: Комас оказался на 14-м месте, а Бутсен отстал на две позиции. Несмотря на технические трудности, оба гонщика финишировали: Комас занял 11-е место, добежав до 9-го места к 11-му кругу, а Бутсен позади него - 12-е. [ 9 ] На следующей гонке в Британии команда показала себя хуже, поскольку Комас не смог пройти квалификацию. Бутсен стартовал с 19-го места на стартовой решетке, но на 27-м круге у него отказал двигатель Lamborghini, когда он удерживал 12-е место. [ 10 ]
На Гран-при Германии Бутсен квалифицировался 17-м и, несмотря на проблемы с тормозами и сцеплением, финишировал 9-м. Комас стартовал с последнего места после серьезной аварии во время тренировки. Вернувшись на запасную машину, он занимал 18-е место, когда сошел с дистанции на 22-м круге из-за низкого давления масла. [ 11 ] В венгерской гонке Бутсен, выигравший гонку с поул-позиции в прошлом году, квалифицировался 19-м, а Комас занял 25-е место на стартовой решетке. Последний бежал без остановок и финишировал 10-м. Бутсен бежал 10-м, но на 72-м круге сломался. Он по-прежнему занимал 17-е место, показав 6-е место по скорости на гоночном круге. [ 12 ]
Бутсен квалифицировался на 18-м месте в своей домашней гонке в Бельгии, но Комас только что вышел на поле, заняв 26-е место. Бутсен получил прокол шины, когда бежал 11-м в гонке. Остановившись на замену, он финишировал 11-м. Комас также получил прокол в начале гонки; бежав последним после остановки для замены, он сошел с дистанции 26-го числа из-за отказа двигателя. [ 13 ] В Италии пилоты команды заняли 21-е и 22-е места соответственно, Бутсен опередил Комаса. На втором круге Бутсен разбился с Мартином Брандлом на Brabham BT60 , завершив гонку. Комас финишировал 10-м, несмотря на то, что на раннем этапе потерял возможность использовать сцепление. [ 14 ]
В португальской гонке Бутсен квалифицировался 20-м, а Комас - 23-м. В день гонки Комас финишировал 11-м, но Бутсен обнаружил, что у его машины плохое сцепление с дорогой, и финишировал 16-м. [ 15 ] Бутсен и Комас плохо квалифицировались на Гран-при Испании , заняв 25-е и 26-е места в таблице. Столкновение с Lola LC91 Эрика Бернарда на первом круге завершило гонку Бутсена, в то время как Комас, воспользовавшись влажными условиями, в какой-то момент поднялся до 6-го места, прежде чем сойти с дистанции на 37-м круге. [ 16 ] В Японии Бутсен финишировал 9-м после квалификации, заняв 17-е место. Комас стартовал с 20-го места, но к 24-му кругу поднялся на 7-е. Генератор на его JS35B сломался на 42-м круге, завершив его гонку. [ 17 ] В завершающей сезон гонке в Австралии, которая пострадала от сильного дождя и длилась всего 14 кругов, Бутсен квалифицировался 20-м и сошел с дистанции на 5-м круге после столкновения с Накадзимой. Комас, стартовавший 22-м, бежал 18-м, когда гонка была отменена. [ 18 ]
Поскольку ни один из ее пилотов не набрал ни одного очка в течение сезона, Лижье закончил год без места в Кубке конструкторов. [ 19 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Шасси | Двигатель(и) | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | JS35 JS35B |
Ламборгини V12 | Г | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 0 | Северная Каролина | |
Тьерри Бутсен | Верно | 10 | 7 | 7 | Верно | 8 | 12 | Верно | 9 | Верно | 11 | Верно | 16 | Верно | 9 | Верно | ||||||
Эрик Комас | DNQ | Верно | 10 | 10 | 8 | DNQ | 11 | DNQ | Верно | 10 | Верно | 11 | 11 | Верно | Верно | 18 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Савард 1991 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Уокер 1991 , с. 33.
- ^ Уокер 1991 , с. 9.
- ^ Уокер 1991 , с. 17.
- ^ Уокер 1991 , с. 25.
- ^ Уокер 1991 , с. 41.
- ^ Уокер 1991 , с. 49.
- ^ Уокер 1991 , с. 56.
- ^ Уокер 1991 , с. 65.
- ^ Уокер 1991 , стр. 72–73.
- ^ Уокер 1991 , с. 81.
- ^ Уокер 1991 , с. 89.
- ^ Уокер 1991 , с. 97.
- ^ Уокер 1991 , с. 105.
- ^ Уокер 1991 , стр. 112–113.
- ^ Уокер 1991 , с. 121.
- ^ Уокер 1991 , с. 129.
- ^ Уокер 1991 , с. 137.
- ^ Уокер 1991 , с. 160.
Ссылки
[ редактировать ]- Савард, Джо (1991). «Обзор команды: Лижье». В Генри, Алан (ред.). Автокурс 1991–92 . Ричмонд, Суррей, Англия: Hazelton Publishing. п. 72.
- Уокер, Мюррей (1991). Гран-при Мюррея Уокера в 1991 году . Ричмонд, Суррей: Hazelton Publishing. ISBN 0-905138-90-2 .