Джордан 191
![]() Jordan 191 Михаэля Шумахера. | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Иордания | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Гэри Андерсон (технический директор) Марк Смит (руководитель отдела механического проектирования) Эндрю Грин (руководитель отдела структурного проектирования) | ||||||||||
Преемник | 192 | ||||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||||
Шасси | Карбоновый монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги, амортизаторы с толкателем | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги, амортизаторы с толкателем | ||||||||||
Двигатель | Ford HBA4 , 3494 куб.см (213,2 куб.дюйма), V8 75° , NA , среднемоторный , продольно установленный | ||||||||||
Передача инфекции | Джордан / Хьюленд , 6-ступенчатая механика | ||||||||||
Власть | 650 л.с. (484,7 кВт) при 13000 об/мин | ||||||||||
Топливо | БП | ||||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Команда 7UP Иордания | ||||||||||
Известные драйверы | 32. ![]() 32. ![]() 32. ![]() 32. ![]() 33. ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при США 1991 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при Австралии 1991 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
Jordan 191 — автомобиль Формулы-1 , разработанный Гэри Андерсоном для участия в Гран-при Иордании в дебютном сезоне 1991 года . Его лучший результат был в Канаде и Мексике , где Андреа де Сезарис вывел его на четвертое место в обеих гонках. Управляя 191-м на Гран-при Венгрии 1991 года , Бертран Гашо показал самый быстрый круг в гонке.
Фон
[ редактировать ]Эдди Джордан был ирландцем, который добился определенных успехов в британской Формуле 3 в качестве пилота, пока не осознал, что достиг пика своей карьеры, и затем создал гоночную команду. Его команда Eddie Jordan Racing (EJR) первоначально выступала в Формуле Ford и постепенно продвигалась по уровням автоспорта. В 1988 году EJR управлял парой автомобилей F3000 для Джонни Герберта и Мартина Доннелли , а в следующем году выиграл чемпионат F3000 вместе с Жаном Алези . [ 2 ]
Затем Джордан учредил Гран-при Иордании с целью участия в Формуле-1 и нанял Гэри Андерсона для разработки первого шасси Формулы-1 для своей команды. [ 3 ] Андерсон ранее работал на Рейнарда и разработал автомобиль F3000 этого производителя. Он будет выполнять проектные работы над тем, что в конечном итоге получило обозначение 191. [ Примечание 1 ] в перерывах между гоночными уик-эндами F3000, во время которых он проектировал гоночные автомобили EJR F3000. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Андерсон был руководителем группы из трех человек, участвовавших в разработке автомобиля 191; [ 4 ] Эндрю Грин работал над подвеской, Марк Смит занимался коробкой передач, а Андерсону оставалось заняться кузовом и аэродинамикой. [ 2 ] Автомобиль имел аккуратную форму с приподнятым носом и опущенным задним диффузором. Первоначально разработанный для Judd V8, [ 2 ] Модель 191 в конечном итоге была оснащена двигателем Cosworth-Ford HB V8 , Джордан организовал поставку клиенту. [ 3 ] после случайного контакта с топ-менеджером Cosworth. [ 2 ]
Что касается спонсорства, после неудачных переговоров с сигаретным брендом Camel , который спонсировал команду Джордана F3000, Джордан подписал контракт с 7 Up , компанией по производству безалкогольных напитков, в качестве главного спонсора команды. Корпоративным цветом 7 Up был зеленый цвет, связанный с цветом японской компании по производству фотоаппаратов Fuji. После того, как Эдди Джордан обратился в компанию, условия были согласованы, и Fuji также присоединилась в качестве спонсора. [ 2 ]
К ноябрю 1990 года модель 191 была завершена, и ее первый тестовый запуск провел Джон Уотсон на трассе Сильверстоун . Первоначальные отзывы были относительно благоприятными, и дальнейшие испытания были завершены на трассе Поль Рикар во Франции. [ 2 ] Пилоты команды были выбраны; ими должны были стать опытный итальянец Андреа де Сезарис и бельгиец Бертран Гашо . [ 3 ] [ Примечание 2 ]
Всего за год было построено семь 191 шасси; один был разрушен в результате аварии на Гран-при Великобритании . [ 3 ]
История гонок
[ редактировать ]Из-за большого количества команд, принимавших участие в сезоне Формулы-1 1991 года , Джордану пришлось проходить предварительную квалификацию в начале каждого гоночного уик-энда, чтобы получить право на участие в собственно квалификации. [ 3 ] Всего на предварительную квалификацию было заявлено восемь автомобилей, из которых четыре самых быстрых продолжили квалификацию. [ 2 ]
На первом этапе сезона в Финиксе де Сезарис не смог пройти предварительную квалификацию из-за проблем с двигателем. [ 2 ] Однако Гашо преодолел дистанцию и с комфортом квалифицировался в гонке 14-м. [ 5 ] Отказ двигателя завершил гонку Гашо на 75-м круге, и он занял десятое место. [ 6 ] на одном из этапов гонки он занял седьмое место. [ 7 ]

Оба гонщика уверенно вышли на стартовую решетку на следующем Гран-при Бразилии : Гашо занял десятое место, а де Сезари - 13-е. [ 8 ] Гашо снова не добежал до финиша, но проехал достаточно кругов, чтобы занять 13-е место, в то время как де Сезарис сошел с дистанции из-за аварии. [ 9 ] Оба гонщика сошли с Гран-при Сан-Марино, но на следующей гонке в Монреале де Сезарис показал лучший результат команды в сезоне, заняв четвертое место. За ним домой последовал Гашо, занявший пятое место, что принесло Джордану первые очки в году. [ 10 ]
На следующей гонке в Мехико де Сезарис снова финишировал четвертым, заняв 11-е место. Гашо стартовал с 20-го места на стартовой решетке, но поднялся на пятое место, когда вылетел с трассы. [ 11 ] Он также сошел с дистанции в следующей гонке, Гран-при Франции , вылетев на первом круге. [ 12 ] квалифицировавшись 19-м. Де Сезарис, с 13-го места на стартовой решетке, [ 13 ] финишировал шестым в гонке, добавив еще одно очко к общему счету Джордана. [ 12 ] К Гран-при Германии количество очков, набранных де Сезарисом и Гашо, означало, что Джордану не требовалось проходить предварительную квалификацию до конца сезона. [ 2 ]
После венгерской гонки сезон Гашо был прерван из-за двухмесячного тюремного заключения за распыление бензина CS на таксиста в Лондоне . В последних шести гонках Гашо заменили три гонщика - Михаэль Шумахер , Роберто Морено и Алессандро Занарди . Шумахер стал настоящим открытием в свой единственный гоночный уик-энд для Jordan. На Гран-при Бельгии 1991 года Шумахер квалифицировался превосходным седьмым местом на стартовой решетке (лучший результат Иордании на тот момент), опередив де Сезариса, который был одиннадцатым. Однако этот максимум продлился недолго, поскольку сцепление вышло из строя на первой миле гонки. [ 3 ] Заняв второе место на заключительном этапе гонки, Де Сезарис также сошел с дистанции за несколько кругов до финиша и в итоге занял 13-е место. [ 14 ]
Перед следующей гонкой в Италии и Jordan разгорелся судебный спор между Benetton , в результате которого Шумахер подписал контракт с Benetton - командой, с которой он позже выиграл два чемпионата мира. Это заставило Морено покинуть «Бенеттон», и Джордан подписал его на замену. Морено провел две гонки, в Италии и Португалии , добившись небольших результатов, прежде чем Джордан подарил новичку Занарди его дебют в последних трех гонках. Он дважды финишировал на девятом месте, после чего завершил карьеру. [ 3 ]
Резюме и наследие
[ редактировать ]В своем первом сезоне Джордан финишировал пятым в Кубке конструкторов, набрав 13 очков при 191. Де Сезарис был девятым в чемпионате пилотов с девятью очками, а четыре очка Гашо принесли ему долю 12-го места. [ 15 ]
191 многие считают [ 16 ] стать одной из самых красивых машин Формулы 1 всех времен. Автомобиль получил награду «Автоспортивный гоночный автомобиль года» в 1991 году. [ 4 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Jordan 191 был представлен на Codemasters F1 2020. [ 17 ] видеоигра как DLC для «Deluxe Schumacher Edition».
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | Команда 7UP Иордания | Форд HBA4 V8 |
Г | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 13 | 5-е место | |
Бертран Гашо | 10 | 13 | Верно | 8 | 5 | Верно | Верно | 6 | 6 | 9 | ||||||||||||
Михаэль Шумахер | Верно | |||||||||||||||||||||
Роберто Морено | Верно | 10 | ||||||||||||||||||||
Алессандро Занарди | 9 | Верно | 9 | |||||||||||||||||||
Андреа де Сезарис | ДНПК | Верно | Верно | Верно | 4 | 4 | 6 | Верно | 5 | 7 | 13 | 7 | 8 | Верно | Верно | 8 |
Примечания
[ редактировать ]- Сноски
- Цитаты
- ^ «Jordan 191 Cosworth 1991 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com. 05.11.2002 . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Аррон, Саймон (май 2016 г.). «Ретроспектива Иордании 191». Мотоспорт . 92 (5): 66–73.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Най 1992 , стр. 101-1. 276–277.
- ^ Перейти обратно: а б Савард, Джо (1 июля 1991 г.). «Гэри Андерсон — вторая половинка Эдди Джордана» . Гранпри.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 июля 2010 г.
- ^ «Квалификация США 1991 года» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «США 1991 – Итог» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «США 1991 – Круг за кругом» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Бразилия 1991 – Квалификация» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Бразилия 1991» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Канада 1991» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Мексика 1991 – Круг за кругом» . Статистика Ф1 . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Франция 1991 – Итог» . Статистика Ф1 . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ «Франция 1991 – Квалификация» . Статистика Ф1 . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ «Бельгия 1991 – Круг за кругом» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «1991» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Рейтинг: 20 самых красивых автомобилей Формулы-1 всех времен» . Телеграф.co.uk . Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ «Codemasters.com Jordan 191 в игре F1 2020» . 19 октября 2016 г. Проверено 7 июля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Най, Дуг (1992). Автокурс История автомобилей Гран-при 1966–1991 годов . Ричмонд, Суррей, Великобритания: Hazelton Publishing. ISBN 0905138945 .
