двигатель V10

Двигатель V10 — это десятицилиндровый поршневой двигатель , в котором два ряда по пять цилиндров расположены V-образно вокруг общего коленчатого вала . Двигатели V10 встречаются гораздо реже, чем V8 и двигатели V12 . Несколько дизельных двигателей V10 выпускались с 1965 года, а бензиновые двигатели V10 для дорожных автомобилей впервые были произведены в 1991 году с выпуском Dodge Viper .
Дизайн
[ редактировать ]Конфигурация V10 не обладает идеальной балансировкой двигателя , поскольку несбалансированное раскачивание пары вызвано тем, что каждый ряд цилиндров работает как рядный пятицилиндровый двигатель . Поэтому балансировочные валы иногда используются для снижения вибраций двигателя V10. [1]
Дизельные двигатели
[ редактировать ]Один из первых известных двигателей V10 был использован в прототипе локомотива Busch-Sulzer ICRR 9201 1936 года , три экземпляра которого были произведены в США . [2]
1965–1984 годов Бронированный танк Leopard 1 оснащался дизельным двигателем V10 MTU MB 838 CaM 500 объемом 37,4 л (2282 куб. Дюймов). [3] [4]
Daimler-Benz произвела три модели дизельных двигателей V10 (OM403, OM423 и OM443) для автобусов Mercedes-Benz NG и Neoplan в 1970–1980-х годах.
Четыре японских производителя коммерческих автомобилей ( Isuzu , Hino , Mitsubishi Fuso и Nissan Diesel ) производили дизельные двигатели V10 для своих тяжелых грузовиков и автобусов в 1970–2000-х годах.
выпускаемый с 1983 г. по настоящее время, Грузовик Tatra 815, доступен с двигателем V10 объемом 15,8 л (964 куб. Дюймов). [5]
Volkswagen V10 TDI — двигатель V10 с турбонаддувом, который производился с 2002 по 2010 год для использования в роскошном седане Volkswagen Phaeton и внедорожнике Volkswagen Touareg .
Бензиновые двигатели
[ редактировать ]Серийные автомобили
[ редактировать ]Двигатели V10 менее распространены, чем двигатели V8 и V12, V12 лишь немного сложнее и работает более плавно, а V8 менее сложен и более экономичен. Тем не менее, современная техника позволила использовать двигатели V10 там, где V8 будет производить недостаточную мощность, а V12 будет слишком сложным или громоздким. V10 использовались в некоторых роскошных автомобилях, спортивных автомобилях и коммерческих автомобилях. [1]
Ранний бензиновый двигатель V10 использовался в Lamborghini P140 1987 года , однако этот прототип спортивного автомобиля так и не поступил в производство. [6]
Компания Dodge разработала ранний двигатель V10, изначально разрабатывая версию малого блока серии LA для использования в грузовиках. Двигатель Dodge впервые был использован в существенно переработанной форме в серийном исполнении в Dodge Viper, а версия двигателя для грузовиков использовалась, начиная с 1994 года, в Dodge Ram . Его выпуск был прекращен после 2003 года. Однако в 2003 году также был представлен Dodge Ram SRT-10 , высокопроизводительная модель, призванная конкурировать с успешным F-150 SVT Lightning с двигателем V8 от Ford . Двигатель Viper (90-градусный двигатель со странным порядком зажигания, позволяющим избежать необходимости в балансировочном валу) был усовершенствован во время производственного цикла и выдавал целых 477 кВт (640 л.с. , 649 л.с. ) в стандартной комплектации от версия 8,4 л. Двигатель Viper также использовался компанией Bristol в двухместном Fighter купе и в других малосерийных автомобилях.
Ford также разработал сверхмощную версию своего двигателя Triton V10 , чтобы заменить большой блок 460 в грузовых автомобилях. Он был представлен в E-Series/Econoline полноразмерном фургоне , а также использовался в линейке F-Series Super Duty и внедорожнике Ford Excursion , а также предлагался Ford в течение 2019 модельного года.
Для Lexus LFA инженеры выбрали двигатель V10 вместо V8 с эквивалентным рабочим объемом, потому что они не могли заставить V8 развивать такие же высокие обороты, как V10. [7] и над V12 из-за его меньшей возвратно-поступательной массы, [8] [7] что обеспечивает более быструю реакцию двигателя. [9]
Европейские марки медленнее внедряли конфигурацию V10. Однако высокооборотные силовые установки V10 были установлены на суперкарах Lamborghini и Porsche . BMW и Audi разработали двигатели V10 для высокопроизводительных автомобилей, таких как BMW M5 , BMW M6 , Audi S6 , Audi RS6 , Audi S8 и Audi R8 , в основном на базе автомобилей представительского класса . Volkswagen также разработал двигатель V10, но в виде турбодизеля . Вариант Volkswagen Phaeton был первым серийным седаном, оснащенным двигателем V10 любого типа.

Примеры серийных бензиновых двигателей V10 включают:
- 1991–2017 гг. Двигатель Dodge Viper
- 1994–2003 Крайслер Магнум V10
- 1997–2021 гг. Двигатель Форд Тритон
- 2003 – настоящее время Ламборджини V10 [10]
- 2003-2007 гг. Двигатель Порше V10
- 2005-2010 БМВ С85
- 2006 – настоящее время Audi V10 FSI [11]
- 2008–2010 Ауди V10 TFSI
- 2009–2012 Тойота 1LR-ГУЭ [12] [13] [14]
Автогонки
[ редактировать ]Одним из первых известных двигателей V10, предназначенных для автоспорта, был прототип двигателя Формулы-1 объемом 3,5 л (214 куб. Дюймов), построенный Alfa Romeo в 1986 году. [15] Первоначально предназначавшийся для команды Формулы-1 Ligier , это партнерство распалось, так как двигатель не использовался ни в каких гонках. Alfa Romeo установила этот двигатель на два прототипа Alfa Romeo 164 Pro Car в 1988 году, однако эти автомобили также не участвовали ни в каких гонках. [15]
Наибольшее распространение гоночные двигатели V10 получили в Формуле-1. После запрета на двигатели с турбонаддувом после 1988 года первыми автомобилями Формулы-1 V10 стали McLaren MP4/5 1989 года и Williams FW12 . Двигатели V10 использовались большинством команд к сезону 1996 года после сокращения рабочего объема с 3,5 до 3,0 л (с 214 до 183 куб. Дюймов). V10 казался лучшим компромиссом между меньшим весом V8 и большей мощностью V12. Renault F1 использовала более пологий угол в 110° в 2002 и 2003 годах , но вернулась к более традиционному углу в 72° после изменения правил, согласно которым двигатель должен проработать два гоночных уик-энда. В результате дальнейшего изменения правил двигатели V10 были запрещены с сезона 2006 года в пользу двигателей V8 объемом 2,4 л.
В гонках спортивных автомобилей первый двигатель V10 был использован на Peugeot 905 в двух финальных гонках сезона 1990 года . За этим последовал двигатель Judd GV10, который использовался несколькими командами в сезоне 1991 года , и Toyota TS010 , дебютировавшая в последней гонке сезона. Audi R15 TDI представлял собой гоночный автомобиль -прототип Ле-Мана (LMP), в котором использовался дизельный двигатель V10 с турбонаддувом, который участвовал в различных гонках на выносливость в 2009 и 2010 годах. Audi R15 TDI установил текущий рекорд дистанции в гонке «24 часа Ле-Мана» 2010 года . [16]
Использование коммерческого транспорта
[ редактировать ]До начала 2021 года корпорация Blue Bird предлагала свой школьный автобус Vision с двумя вариантами двигателей V10, оба двигателя Ford Triton . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Объяснение инженерной мысли: плюсы и минусы рядных 5-х, V10-х и роторных двигателей» . Автомобильный дроссель. 10 ноября 2014 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «Локомотивы США с двигателем Sulzer» . www.derbysulzers.com . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ «Основной боевой танк Леопард-1» . www.howstuffworks.com . 19 ноября 2007 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Двигатель Mtu mb 838 cam 500 Leopard 1» . www.youtube.com . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Татрман (Антонин). "1986 Tatra 815 - 1 15,8 (966 куб.см) V10 дизель 208 кВт 103 Нм" . Татранский клуб . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Замены Jalpa, которых никогда не было – прототипы Lamborghini P140 и Cala» . www.hemmings.com . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Lexus LFA 2012 года — Обзор первой поездки — Автообзоры» . Автомобиль и водитель . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ "Лексус ЛФ-А 2011 года выпуска" . Jalopnik.com. 15 апреля 2008 года . Проверено 9 октября 2010 г.
- ^ «Вы являетесь материалом для суперкара Lexus? Lexus из Уотертауна спрашивает опытных потребителей автомобилей в Большом Массачусетсе» . PR.com. 23 ноября 2009 года . Проверено 22 февраля 2010 г.
- ^ «ВСТРЕЧА – Десять лет V10» . audi-encounter.com . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Первый тест и обзор Audi S8 2007 года» . Моторный тренд . 6 ноября 2006 г. Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ Сидху, Харвиндер. «Выпуск 552-сильного Lexus LFA – все, что вам нужно знать» . Полтан.орг . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ «Lexus LFA 2012 года – Обзор первой поездки – Автообзоры» . Автомобиль и водитель . 20 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2009 года . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ "Лексус ЛФ-А 2011 года выпуска" . Jalopnik.com. 15 апреля 2008 года . Проверено 9 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Автомобиль Альфа V10 164 Pro» . www.velocetoday.com . Проверено 27 января 2020 г. .
- ^ «Воспоминания: Ле-Ман 2010 и рекорд дистанции» . Медиацентр Ауди . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Видение Синей Птицы» . www.blue-bird.com . Проверено 15 ноября 2020 г.