Международная Формула 3000
![]() | |
Категория | Одноместные автомобили |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 1985 |
Сложенный | 2004 |
Конструкторы | Лола , Марч , Ральт , Рейнард , Даллара |
Поставщики двигателей | Джадд (под маркой Zytek ) |
Поставщики шин | Эйвон |
Чемпион последних гонщиков | ![]() |
Чемпион последних команд | ![]() |
Международный чемпионат Формулы 3000 — серия автогонок, созданная Международной автомобильной федерацией (FIA) в 1985 году и призванная стать последним подготовительным этапом для гонщиков, надеющихся попасть в Формулу-1 . Формула-2 стала слишком дорогой, и в ней доминировали исправные автомобили с заводскими двигателями; надежда заключалась в том, что Формула 3000 предложит более быстрые, дешевые и открытые гонки. Серия началась как открытая спецификация, затем с 1986 года были стандартизированы шины, а в 1996 году - двигатели и шасси. Серия выпускалась ежегодно до 2004 года и была заменена в 2005 году серией GP2 .
Серия была организована как чемпионат Европы Формулы 3000 в 1985 году. [1] как Межконтинентальный чемпионат Формулы 3000 в 1986 году. [2] и 1987 год [3] а затем как Международный чемпионат Формулы 3000 1988 года. [4] до 2004 года. [5]
Двигатели
[ редактировать ]используемых двигателей был ограничен 3000 Формула 3000 заменила Формулу 2 и была названа так потому, что максимальный объем куб.см. Первоначально Cosworth DFV был популярным выбором, поскольку в Формуле-1 он устарел из-за внедрения 1,5-литровых двигателей с турбонаддувом. Правила разрешали использовать любой двигатель V8 с углом поворота 90 градусов, оснащенный ограничителем оборотов, чтобы держать выходную мощность под контролем. Помимо Cosworth, двигатель Honda на базе Indy V8 Джона Джадда появился ; по слухам, Lamborghini V8 никогда не участвовал в гонках. В последующие годы Mugen-Honda предпочтительным автомобилем стал V8, затмив DFV; Cosworth ответил совершенно новым двигателем переменного тока. Затраты начали существенно увеличиваться.
Шасси
[ редактировать ]
Первые шасси марта , Automobiles Gonfaronnaises Sportives (AGS) и Ralt, были развитием существующих конструкций Формулы-2 1984 года , хотя модель Лолы и очень напоминала его была основана на автомобиле Indy . Несколько небольших команд пробовали использовать устаревшие трехлитровые автомобили Формулы-1 (от Tyrrell , Williams , Minardi , Arrows и RAM), но без особого успеха — заявки на Гран-при и Indycar были слишком громоздкими, поскольку их топливные баки были примерно в два раза больше, чем у автомобилей Формулы-1. те, которые нужны для гонок F3000, а развесовка не была идеальной. В первые несколько лет чемпионата Марч установил превосходство над Ральтом и Лолой - выбора между шасси было мало, но больше Маршей было продано и попало в лучшие руки. В 1988 году появилась амбициозная марка Reynard с совершенно новым шасси; Рейнард выиграл свою первую гонку в каждой формуле, в которой они участвовали ранее, и сделал это снова в F3000. В следующие пару лет Лола немного улучшилась — их машина была конкурентоспособна с Reynard в 1990 году — и мартовская неудача, но оба были разгромлены командами Reynard, и к середине 90-х F3000 стал фактически монополией Reynard, хотя В конце концов Лола вернулась с многообещающей машиной, а японские шасси Footwork и Dome были замечены в Европе. Даллара ненадолго попробовал себя в серии, прежде чем перейти в Формулу-1 , а AGS перешла из Формулы-2, но так и не вернула свой случайный успех. Существовало по крайней мере одно неучаствующее в гонках шасси F3000 — Wagner, оснащенный рядным шестицилиндровым двигателем BMW с коротким ходом двигателя. Однако его переоборудовали в спортивный автомобиль. [ нужна ссылка ]
Политика
[ редактировать ]В сериале время от времени возникали споры. Окончательные правила на сезон 1985 года появились только тогда, когда чемпионат уже в самом разгаре. В 1987 году были заданы вопросы о способностях некоторых водителей, учитывая большое количество аварий в формуле. В 1989 году пригодность нового шасси Reynard была оспорена, поскольку оно использовалось в гонках с носовой частью, отличной от той, которая прошла краш-тесты. [ нужна ссылка ] В этом сезоне также наблюдались проблемы со сменой пилотов – стоимость F3000 выросла до такой степени, что командам стало трудно использовать пилотов в течение всего сезона. Правило, ограничивающее смену пилотов двумя на машину в сезон, означало, что некоторым машинам приходилось простаивать, в то время как водители с ограниченным бюджетом не могли на них участвовать. В 1991 году некоторые итальянские команды начали использовать Agip так называемое топливо «сок джунглей» компании для Формулы-1 мощностью около 15 л.с., что давало их гонщикам значительное преимущество. В первые годы существования формулы большое внимание уделялось безопасности: большое количество аварий приводило к травмам водителей. На международном чемпионате погиб один человек — Марко Кампос в финальном раунде серии 1995 года.
Гонки
[ редактировать ]Гонки Формулы 3000 в эпоху «открытого шасси», как правило, имели дистанцию около 100–120 миль и проводились на основных трассах, либо в качестве хедлайнеров встреч, либо в сочетании с другими международными соревнованиями. «Жемчужиной в короне» сезона F3000 традиционно была уличная гонка Гран-при По , с которой в течение нескольких лет соперничала гонка в Бирмингеме . На большинстве крупных трасс во Франции, Италии , Испании, Германии и Великобритании сериал посетил хотя бы один раз.
Годы выпуска спецшасси
[ редактировать ]В 1996 году новые правила ввели один двигатель (расстроенный двигатель Judd V8, модернизированный компанией Zytek и получивший обозначение как Zytek ) и шасси ( Lola ), в соответствии со стандартизацией шин ( Avon ), введенной в 1986 году. была объединена с Формулой-1, поэтому серия стала гонкой поддержки Гран-при. Несколько команд Гран-при установили официальные связи с командами F3000 для развития молодых гонщиков (и инженерных талантов); эти отношения варьировались от формальных «младших команд» (таких как та, которую McLaren создал для Ника Хайдфельда ) до довольно отдаленных отношений, основанных в основном на общих спонсорах и использовании названия «родительской» команды. В конце девяностых серия резко выросла, достигнув почти 40 автомобилей - хотя это само по себе было проблематично, поскольку означало, что многие гонщики не смогли пройти квалификацию. В 2000 году серия была ограничена 15 командами по две машины в каждой.
Однако к 2002 году расходы снова стали очень высокими, а количество участников и спонсоров быстро сократилось. Международная Формула 3000 испытывала жесткую конкуренцию с более дешевыми формулами, такими как European F3000 (с использованием шасси Lola бывшего FIA 1999 и 2002 годов), Мировая серия Nissan (также известная как Formula Nissan) и Formula Renault V6 Eurocup . К концу 2003 года количество автомобилей упало до нового минимума.
Сезон 2004 года стал последней кампанией F3000, отчасти из-за сокращения размеров поля. В 2005 году она была заменена новой серией, известной как GP2 , при поддержке Renault .
Характеристики последнего года
[ редактировать ]- Объем двигателя : Zytek - Judd KV F3000 3,0 л (183 куб. Дюймов) DOHC V8 [6]
- Выходная мощность : 450–520 л.с. (336–388 кВт) при 8750–10500 об/мин ( красная линия 11000 об/мин ) [7]
- Выходной крутящий момент : 300 фунт-фут (407 Нм)
- Коробка передач : 6-ступенчатая с подрулевыми переключателями секвентальная коробка передач (необходима передача заднего хода)
- Вес : 545 кг (1202 фунта) (включая водителя)
- Топливо : 102 АИ, неэтилированный.
- Подача топлива : Электронный непрямой впрыск топлива
- Стремление : Безнаддувный
- Ширина : 1476 мм (58 дюймов)
- Колесная база : 3000 мм (118 дюймов)
- Рулевое управление : Реечное без усилителя .
Чемпионы
[ редактировать ]
Три прошлых чемпиона Формулы-3000 (Мюллер, Жункейра и Вирдхайм) никогда не участвовали в гонках Формулы-1. [33] Монтойя и Бурдэ стали чемпионами Северной Америки по гонкам с открытыми колесами ( CART и Champ Car ) соответственно, Фиттипальди, Морено, Жункейра и Уилсон также стали победителями гонок, а Даннер и Вирдхайм пополнили ряды. Мюллер стал пилотом BMW в WTCC кузовных гонках после того, как был тест-пилотом проекта BMW- Williams F1 в 1999 году, а также участвовал в гонке BMW V12 LMR, победившей в Ле-Мане. Соспири пытался пройти квалификацию на одну гонку Формулы-1, но не смог этого сделать в составе провальной команды MasterCard Lola . Позже он сделал успешную карьеру в спортивных автомобилях. Вирдхайм был третьим гонщиком на тренировках Jaguar Racing , но никогда не участвовал в гонках.
Три прошлых чемпиона F3000 выиграли Гран-при F1: Алези, Панис и Монтойя (который также выиграл Indy 500 ).
Похожие серии
[ редактировать ]- Auto GP (ранее итальянская Формула 3000, Superfund Euro Formula 3000 и Euro Formula 3000, Euroseries 3000), действовал в 1999–2016 годах.
- Супер Формула (японская Формула 3000, Formula Nippon, действует с 1973 года (1987–1995 как японская F3000).
- Британская Формула 3000 (также известная как Британская Формула 2 ), действовавшая в 1989–1994 годах (1989–1992 как British F3000).
- OzBoss (ранее известный как австралийская Формула 4000, Формула 4000, Формула Холден и Формула Брэбэм), действовал с 1989 года (в основном использовалось шасси F3000 1989–2006 годов).
- American Racing Series/Indy Lights , действует с 1986 г. (использовалось шасси F3000 1986–1992 гг.).
- некоторые автомобили F3000 участвовали в гонках по восхождению на холмы в различных странах Европы (Великобритания, Франция и т. д.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ежегодник FIA 1986 года, Красный раздел, стр. 82.
- ^ Ежегодник FIA 1987 года, Красный раздел, стр. 98.
- ^ Ежегодник FIA 1988 года, Красный раздел, стр. 97.
- ^ Автомобильный год 1988/89, страницы 236-242.
- ↑ Классификация международного чемпионата FIA Formula 3000 2004 г. Получено с сайта web.archive.org 25 апреля 2010 г.
- ^ «JUDD KV V8 F3000 Zytek Racing Engine | Джадд Пауэр» . 10 ноября 2016 г.
- ^ "2003 Лола B02/00 двухместный автомобиль" .
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1985 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1986: результаты» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1987: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1988: результаты» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1989: результаты» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1990 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1991 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1992 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1993 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1994 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 1995 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1996: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1997: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1998: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 1999: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 2000: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Результат международного чемпионата F3000 2000» . Статистика автоспорта . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 2001: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Результат международного чемпионата F3000 2001» . Статистика автоспорта . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 2002: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Результат международного чемпионата F3000 2002» . Статистика автоспорта . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 — сезон 2003: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Результат международного чемпионата F3000 2003» . Статистика автоспорта . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Международный чемпионат FIA Formula 3000 - сезон 2004: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Результат международного чемпионата F3000 2004» . Статистика автоспорта . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Ньюболд, Джеймс (11 апреля 2021 г.). «Формула 3000: В защиту нелюбимой фидерной серии Формулы-1» . Автоспорт . Проверено 11 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]