Иван Капелли
![]() Капелли на Гран-при США 1991 года. | |
Рожденный | Милан , Италия | 24 мая 1963 г.
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1985 – 1993 |
Команды | Тиррелл , AGS , Марч , Лейтон Хаус , Феррари и Джордан |
Записи | 98 (93 старта) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 3 |
Карьерные очки | 31 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Европы 1985 года. |
Последняя запись | Гран-при Бразилии 1993 года. |
Иван Франко Капелли (родился 24 мая 1963 года) - бывший итальянский гонщик Формулы-1 . Он участвовал в 98 Гран-при, дебютировав 6 октября 1985 года. Он трижды поднимался на подиум и набрал в общей сложности 31 чемпионское очко. С 1998 по 2017 год он был комментатором Формулы-1 на итальянском телеканале Rai 1 .
Начало карьеры и участие в Формуле-1
[ редактировать ]Капелли начал свою карьеру картинга , когда ему было 15 лет, а через четыре года перешёл в чемпионат Италии по Формуле-3 .
В 1983 году он стал чемпионом итальянской Формулы-3, доминировав в серии с девятью победами. После этого он перешёл с командой Coloni на чемпионат Европы Формулы-3 , и здесь снова стал чемпионом в 1984 году.
В 1985 году он принял участие в чемпионате Европы Формулы 3000 с участием Genoa Racing March - Cosworth и выиграл одну гонку. В том же году он дебютировал в Формуле-1, управляя Tyrrell на Гран-при Европы (несмотря на то, что никогда раньше не выступал в Брэндс-Хэтче), и финишировал четвертым в Австралии . Тем не менее, в 1986 году его не взяли на постоянную гонку в Формуле-1. Вместо этого он участвовал в чемпионате Формулы 3000 1986 года, все еще выступая за команду Genoa Racing, а также участвовал на BMW в чемпионате Европы по кузовным гонкам .
F1 с мартом
[ редактировать ]Несмотря на то, что Капелли не получил постоянного контракта на 1986 год, он участвовал в нескольких гонках Формулы-1 за команду AGS . Тем временем Чезаре Гарибольди, руководитель Genoa Racing, работал с Робином Хердом из March над созданием новой команды Формулы-1. Капелли был ключевым компонентом их планов. К этому моменту у Капелли и Гарибольди сложились почти отношения отца и сына. [ нужна ссылка ]


В 1987 году Капелли постоянно выступал в Формуле-1 с командой March под руководством Гарибольди и использовал новое шасси Herd с Cosworth безнаддувным двигателем V8. Капелли также продолжил поставлять туристические автомобили BMW для команды Schnitzer , поскольку мартовский бюджет был ограничен (настолько, что на Гран-при Бельгии они участвовали в гонках с расстроенным 3,3-литровым двигателем спортивного автомобиля, а не с полноценным 3,5-литровым двигателем Формулы-1), и Команда Шнитцера имела рабочий статус в BMW, что позволяло ему получать зарплату в немецкой компании. Капелли набрал первое очко Марча, заняв шестое место на Гран-при Монако , и возвращение Марча в Формулу-1 в целом рассматривалось как компетентное, профессиональное и многообещающее на будущее.
В 1988 году у Капелли было шасси March, разработанное Адрианом Ньюи (позже победителем нескольких чемпионатов конструкторов в качестве дизайнера в Williams , McLaren и Red Bull ) в сочетании с двигателем Judd V8 (заимствованным из двигателя Brabham-Honda CART и двигателя Judd/Judd/Red Bull). агрегат Хонда F3000). Марш надеялся стать предпочтительным партнером по разработке этого двигателя, но они поделились им с французской командой Ligier , а также с действующим чемпионом конструкторов Формулы-1 Williams, который потерял поставки двигателей Honda с турбонаддувом для McLaren. К команде Капелли присоединился британский чемпион Формулы-3 бразильский новичок Маурисио Гугельмин . Они составили сильную команду, и Марш 881 года стал сюрпризом года. В Спа-Франкоршам он завоевал свой первый подиум, заняв третье место после McLaren Айртона Сенны и Алена Проста (хотя об этом стало известно только после окончания сезона, когда Benettons были дисквалифицированы из-за перебоев с топливом). Лучшим результатом Капелли стало второе место на Гран-при Португалии. где он финишировал позади Проста. Еще лучше ждало итальянца, когда он стал первым гонщиком без турбонаддува с 1983 года , возглавившим Гран-при чемпионата мира. Это произошло на 16-м круге Гран-при Японии в Сузуке, когда Прост пропустил передачу на выходе из последней шиканы, а Капелли смог вырваться вперед до линии старта/финиша и официально возглавить круг. Тем не менее, Прост использовал превосходящую мощность Хонды и был впереди перед первым поворотом. Всего три круга спустя у его Джадда V8 произошел сбой в электрической системе.
Однако импульс не продолжился. У Марча были финансовые проблемы, и спонсор, Leyton House , приобрел контрольный пакет акций. Гугельмин финишировал третьим в своей домашней гонке в Хакарепагуа в 1989 году, но это было сделано на машине 1988 года. Окончательный марш Leyton House March 1989 года оказался разочарованием, и ни один из гонщиков не боролся за лидерство до конца года. Капелли, в частности, финишировал только один раз за сезон (12-е место в Бельгии) и зашел достаточно далеко, чтобы его классифицировали еще раз (Монако, где он выбыл с 6-го места ближе к концу и был классифицирован 11-м). Несмотря на это, он был одним из шести гонщиков, стартовавших во всех 16 гонках сезона 1989 года (остальными были пилоты McLaren Айртон Сенна и Ален Прост, дуэт Williams Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен, а также Алессандро Наннини из Benetton). Командный дух остался нетронутым, несмотря на гибель Гарибольди в автокатастрофе, и в середине сезона Капелли чувствовал себя достаточно счастливым в команде, чтобы воспользоваться своим выбором на 1990 год. Однако новое десятилетие началось неудачно. Автомобиль Ньюи (получивший приставку CG в честь Гарибольди) обладал превосходной аэродинамикой и использовал исключительно обновленный двигатель Джадда V8, но был нетерпим к неровностям. Это было так плохо на заведомо ухабистой дороге. На трассе Мехико ни один из гонщиков не смог управлять машиной, и оба не смогли пройти квалификацию. Тем не менее, на следующем турнире в Поль Рикаре во Франции произошел полный переворот в форме. Капелли лидировал Гугельмина в Лейтон Хаус 1–2 на протяжении большей части гонки. Гугельмин, наконец, сошел с дистанции, а Ближе к концу Капелли обогнал Ferrari Проста за 3 круга до конца и финишировал вторым. Изменения в машине сделали ее более конкурентоспособной (по иронии судьбы Ньюи покинул команду незадолго до гонки, чтобы присоединиться к Williams), но именно гладкая трасса, как у бильярдного стола, позволила добиться результата. Несмотря на некоторые многообещающие выступления в Сильверстоуне и Хоккенхайме , эта гонка осталась их лучшей гонкой в сезоне.

В 1991 году компания Leyton House отвечала не только за разработку шасси, но и финансировала амбициозную программу двигателей Ilmor V10 . С таким большим количеством новых ингредиентов результаты снова были редкими, хотя Капелли часто хорошо квалифицировался и выступал на гонках. Когда владелец Leyton House Акира Акаги был арестован в связи с мошенничеством с банком Fuji Bank , команда находилась в тяжелом положении. Капелли подписал контракт с Scuderia Ferrari на сезон 1992 года, поэтому он добровольно ушел в отставку, позволив платному гонщику Карлу Вендлингеру завершить сезон и лично заплатил за участие в гонках, которые он пропустил, чтобы предложить поддержку команде и дать совет своему новичку, заменяющему. [ нужна ссылка ]
Феррари и Джордан
[ редактировать ]В 1992 году Капелли стал первым итальянцем, регулярно выступавшим за Ferrari после Микеле Альборето в 1988 году , после Джанни Морбиделли единственной гонки за команду в предыдущем сезоне . В 1991 году Scuderia пережила трудные времена, но с новой машиной F92A ожидания были высокими. Новая машина была неконкурентоспособной, и перед началом сезона Капелли выразил свое разочарование. Пилот, которому нравилась веселая атмосфера команды семейного типа, он изо всех сил пытался интегрироваться в бюрократическую структуру Ferrari начала 1990-х годов. Теряя мотивацию, команда, в свою очередь, потеряла к нему доверие, а его товарищ по команде Жан Алези преимущество взял . Капелли был уволен еще до конца сезона. Это был последний раз до Фелипе Массы в 2011 году, когда гонщику Ferrari не удалось финишировать на подиуме в течение сезона.
Этот опыт, казалось, сломил его дух, но те, кто работал с ним в марте, все еще верили, особенно Ян Филлипс, тогдашний менеджер команды Джордана. Заняв место в Jordan в 1993 году вместе с молодым новичком Рубенсом Баррикелло , который, как надеялась команда, будет преуспевать под руководством более опытного гонщика, Капелли не смог заново открыть для себя ту искру, которая не так давно отметила его как чемпиона будущего. Не сумев пройти квалификацию во вторую гонку в Бразилии , он покинул команду по обоюдному согласию, его заменил Тьерри Бутсен . Он больше не участвовал в гонках в Формуле-1.
Карьера после Ф1
[ редактировать ]После своего ухода из Формулы-1 Капелли с 1994 по 1996 год участвовал в гонках на Nissan Primera с неоднозначными результатами в Кубке Германии по супертуренвагенам за BMS Scuderia Italia и в некоторых этапах чемпионата Испании по кузовным гонкам в 1995 и 1996 годах . Он также стал комментатором Формулы-1 с 1998 по 2017 год на итальянском телеканале Rai 1 .
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]![]() |
Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1982 | Итальянская Формула-3 | Чезаре Гарибольди | 11 | 0 | 0 | 1 | 1 | 25.5 | 6-е место |
Европейская Формула-3 | Турин Гонки | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1983 | Итальянская Формула-3 | Колони Моторспорт | 12 | 9 | 10 | 8 | 10 | 91 | 1-й |
Европейская Формула-3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 15-е место | ||
1984 | Европейская Формула-3 | Колони Моторспорт | 12 | 4 | 2 | 4 | 9 | 60 | 1-й |
Итальянская Формула-3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 | 12-е | ||
Гран-при Макао | Мальборо Теодор Racing Team | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 5-е место | |
1985 | Чемпионат Европы Формулы 3000 | Генуя Расинг | 6 | 1 | 0 | 1 | 2 | 13 | 7-е место |
Формула-1 | Тирреллская гоночная организация | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 17-е | |
1986 | Международный чемпионат Формулы 3000 | Генуя Расинг | 11 | 2 | 3 | 1 | 6 | 39 | 1-й |
Японская Формула-2 | Лейтон Хаус Рейсинг | 3 | 0 | 0 | ? | 2 | 33 | 7-е место | |
Формула-1 | Джолли Клуб СпА | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
Гран-при Макао | Дэвид Прайс Racing с Marlboro Theodore Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 11-е место | |
Чемпионат IMSA GT | Конте Расинг | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1987 | Формула-1 | Лейтон Хаус Марч Racing Team | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 19-е |
Чемпионат мира по кузовным гонкам | Шнитцер Моторспорт | 5 | 0 | 0 | 0 | 3 | 60 | 23-е место | |
Чемпионат Европы по кузовным гонкам | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | ||
1988 | Формула-1 | Лейтон Хаус Марч Racing Team | 15 | 0 | 0 | 0 | 2 | 17 | 7-е место |
1989 | Формула-1 | Лейтон Хаус Рейсинг | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
1990 | Формула-1 | Лейтон Хаус | 14 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 10-е место |
1991 | Формула-1 | Лейтон Хаус | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 18-е |
1992 | Формула-1 | Скудерия Феррари СпА | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 13-е место |
1993 | Чемпионат Италии по супертуризму | Ниссан Кастрол Гонки | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 20-е |
Кубок мира FIA по кузовным автомобилям | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 20-е | ||
Формула-1 | Сасол Джордан | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1994 | Кубок супертуринговых автомобилей | Ниссан Примера Гонки | 8 | 0 | 0 | 1 | 0 | 21 | 11-е место |
1995 | Кубок супертуринговых автомобилей | Ниссан Примера Гонки | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 26 | 29-е |
Чемпионат Испании по кузовным гонкам | Команда Repsol Nissan | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | НК † | |
24 часа Ле-Мана | Компания Хонда Мотор. ООО | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1996 | Кубок супертуринговых автомобилей | Ниссан Примера Гонки | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 49 | 25-е |
Чемпионат Испании по кузовным гонкам | Команда Repsol Nissan | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | НК † | |
1997 | Чемпионат IMSA GT | Цель 24 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
Чемпионат ФИА GT | Конрад Моторспорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
2000 | Гранд-чемпионат Америки по шоссейным гонкам | Франко Скапини Автоспорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
Чемпионат ФИА GT | Супер технологично очень | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
2001 | Чемпионат спортивных автомобилей FIA | Р&М | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
2002 | Чемпионат ФИА GT | Команда Велоккс | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
2003 | Суперкубок Порше | Порше АГ | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК † |
2006 | Чемпионат Италии GT | Racing Box, Лорис Кессель Рейсинг | 6 | 3 | 2 | 2 | 5 | 84 | 7-е место |
2008 | Чемпионат Австралии по GT | Род Уилсон | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
Австралийский туристический трофей | Трофео Моторспорт | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 66 | 5-е место | |
2009 | Ламборджини Супер Трофео | Автомобили Ламборджини | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 11-е место |
2010 | Мазерати Трофи | ? | 2 | 1 | 2 | ? | 1 | 0 | Северная Каролина |
2012 | Международная серия GTSprint | Кессель Рейсинг | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 32 | 9-е |
2013 | Чемпионат Италии по кузовным гонкам | ? | ? | ? | ? | ? | ? | 43 | 15-е место |
Чемпионат Австралии по GT | Трофео Моторспорт | 4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 73 | 14-е | |
2015 | Чемпионат Италии GT | Команда Пеллин | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 42-й |
2017 | Чемпионат Австралии по GT | Трофео Моторспорт | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК † |
Межконтинентальный GT-вызов | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 14-е | ||
Источник: [1] |
† Поскольку Капелли был приглашенным гонщиком, он не имел права на получение чемпионских очков.
Полные результаты Международной Формулы 3000
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Поз. | оч | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1985 | Генуя Расинг | Март 85Б | Косворт | SIL | ТРР | ВОСТОК | СВЕТ | ВАЛ Верно | СПА Верно | ПРОТИВ Верно | ПЕР Верно | ВОСТОК 1 | Я буду DNS | ДОН 3 | 7-е место | 13 | ||
Сан-Ремо Расинг | БОЛЬШЕ НИКОГДА DNS | |||||||||||||||||
1986 | Генуя Расинг | Март 86Б | Косворт | SIL Верно | ВАЛ 1 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | СПА 3 | ИМО 2 | КРУЖКА 3 | ПЕР Верно | ВОСТОК 1 | ОДИН Верно | ОШИБКА 4 | БАНКА 4 | 1-й | 38 | ||
Полные результаты Гран-при Макао
[ редактировать ]Год | Команда | Шасси/Двигатель | Квалификационный | Гонка1 | Гонка2 | Общий рейтинг |
---|---|---|---|---|---|---|
1984 | ![]() | Ральт ・ Тойота | 10-е место | 7 | 5 | 5-е место |
1986 | ![]() | Рейнард , Альфа Ромео | 16-е | 14 | 12 | 11-е место |
Источник: [2] |
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты Super Tourenwagen Cup
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 | Ниссан Примера Гонки | Ниссан Примера | У него было Верно | В РОЗЫСКЕ 6 | ZOL Верно | Я буду Верно | ВОСТОК 8 | ДОЛЖЕН 9 | СПА 9 | СВЕТ 5 | 11-е место | 21 | ||||||||||
1995 | Ниссан Примера Гонки | Ниссан Примера | ZOL 1 11 | ZOL 2 Верно | СПА 1 Верно | СПА 2 DNS | ВОСТОК 1 Верно | ВОСТОК 2 DNS | ХОК 1 Верно | ХОК 2 DNS | СВЕТ 1 Верно | СВЕТ 2 14 | ДОЛЖЕН 1 22 | ДОЛЖЕН 2 20 | У него было 1 Верно | У него было 2 Верно | СВЕТ 1 | СВЕТ 2 | 29-е | 26 | ||
1996 | Ниссан Примера Гонки | Ниссан Примера | ZOL 1 21 | ZOL 2 DNS | ЖОПА 1 14 | ЖОПА 2 20 | ХОК 1 | ХОК 2 | САК 1 | САК 2 | В РОЗЫСКЕ 1 | В РОЗЫСКЕ 2 | СЛЫШАТЬ 1 10 | СЛЫШАТЬ 2 Верно | ДОЛЖЕН 1 Верно | ДОЛЖЕН 2 DNS | У него было 1 | У него было 2 | СВЕТ 1 8 | СВЕТ 2 13 | 25-е | 49 |
Источник: [5] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | ![]() | ![]() ![]() | Хонда НСХ ГТ1 | GT1 | 7 | ДНФ | ДНФ |
Полные результаты Суперкубка Porsche
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | округ Колумбия | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2003 | Порше АГ | Порше 996 GT3 | ITA1 7 | ESP | АВТОМОБИЛЬ | МОЙ | ГЕР1 | ОТ | Великобритания | ГЕР2 | ОНА | ITA2 | США1 | США2 | НК‡ | 0‡ | [7] |
‡ – Приглашенный водитель – Не имеет права на получение баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иван Капелли» . База данных драйверов . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Итоги Ивана Капелли» . Статистика автоспорта . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Иван Капелли» . Мотоспорт . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Капелли, Иван». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 120–122. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 3 января 2024 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Результаты забега Ивана Капелли» . TouringCars.net . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Иван Капелли» . Автомобильный клуб de l'Ouest . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Суперкубок Porsche — сезон 2003: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 3 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ивана Капелли на DriverDB.com Краткое описание карьеры
- F1 отвергает статью о сезоне Капелли 1992 года
- Официальный сайт
- 1963 года рождения
- Живые люди
- Итальянские пилоты Формулы-1
- Пилоты чемпионата Италии Формулы-3
- Пилоты чемпионата Европы Формулы 3 FIA
- Международные чемпионы Формулы 3000
- Пилоты чемпионата Японии Формулы-2
- Пилоты чемпионата мира по кузовным гонкам
- Пилоты Формулы-1 Тиррелла
- Пилоты AGS Формулы-1
- Мартовские пилоты Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Лейтон Хаус
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Иорданские пилоты Формулы-1
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Гонщики из Милана
- Международные пилоты Формулы 3000
- Пилоты Суперкубка Porsche
- Водители «24 часа Спа»
- Пилоты «24 часов Дайтоны»
- Журналисты и репортеры Формулы-1
- Дэвид Прайс Гонщики
- Пилоты Schnitzer Motorsport
- Водители Скудерия Колони
- Итальянские автогонщики
- Водители Lamborghini Super Trofeo