Гран При Монако
трасса Монако 2015–2019 гг.; 2021 – настоящее время) | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 81 |
Впервые проведен | 1929 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Длина цепи | 3337 км (2074 мили) |
Длина гонки | 260,286 км (161,734 миль) |
Круги | 78 |
Последняя гонка ( 2024 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Монако ( фр . Grand Prix de Monaco ) — Формулы-1 соревнование по автогонкам , проводимое ежегодно на трассе Монако в конце мая или начале июня. Она проводится с 1929 года и считается одной из самых важных и престижных автомобильных гонок в мире. [1] [2] [3] и является одной из гонок, наряду с « 500 миль Индианаполиса» и «24 часами Ле-Мана », составляющих Тройную корону автоспорта . [4] Это единственный Гран-при, который не соответствует установленной FIA минимальной дистанции в 305 километров (190 миль) для гонок Формулы-1. [5]
Гонка проводится на узкой трассе, проложенной на улицах Монако , со множеством перепадов высот и крутых поворотов, а также с туннелем, что делает ее одной из самых сложных трасс в Формуле-1. Несмотря на относительно низкие средние скорости, трасса Монако является опасным местом для гонок из-за узкой трассы, и гонка часто предполагает вмешательство машины безопасности .
Первый Гран-при Монако состоялся 14 апреля 1929 года, и гонка в конечном итоге стала частью перед Второй мировой войной чемпионата Европы и была включена в первый чемпионат мира среди водителей в 1950 году . Его дважды называли Гран-при Европы , в 1955 и 1963 годах, когда это звание было почетным званием, присваиваемым каждый год одной гонке Гран-при в Европе. Грэм Хилл был известен как « Мистер Монако ». [6] благодаря его пяти победам в Монако в 1960-х годах. Айртон Сенна выигрывал гонку больше раз, чем любой другой гонщик, одержав шесть побед, выиграв пять гонок подряд в период с 1989 по 1993 год . [7] Из 81 Гран-при Монако только два гонщика из Монако выиграли гонку: Луи Широн в 1931 году и Шарль Леклер в 2024 году . [8]
Трассу назвали «исключительным гламурным и престижным местом». [9] Соревнования Формулы-1 обычно проводятся в последние выходные мая и известны как одни из крупнейших уик-эндов в автоспорте , поскольку гонка Формулы-1 проходит в то же воскресенье, что и гонки Индианаполис 500 ( серия IndyCar ) и Coca-Cola 600. ( Серия Кубка NASCAR ). [10]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Как и многие европейские гонки, Гран-при Монако предшествует нынешнему чемпионату мира . при княжества Первый Гран- был организован в 1929 году Антони Ноге под эгидой принца Людовика II через Автомобильный клуб Монако (ACM), президентом которого он был. [11] ACM организовала автомобильное ралли Монте-Карло и в 1928 году подала заявку в Международную ассоциацию автомобильных клубов Reconnus (AIACR), международный руководящий орган автоспорта, с просьбой повысить его статус из регионального французского клуба до полного национального статуса. Их заявка была отклонена из-за отсутствия крупного автоспортивного мероприятия, которое проводилось бы полностью на территории Монако. О ралли не могло быть и речи, так как оно в основном проходило по дорогам других европейских стран. [12]
Чтобы добиться полного национального статуса, Ногес предложил провести автомобильное Гран-при на улицах Монте-Карло . [13] Он получил официальную санкцию принца Луи II и поддержку Монако Гран-при гонщика Луи Широна . Хирон считал, что топография Монако хорошо подходит для создания гоночной трассы. [12]
Первую гонку , состоявшуюся 14 апреля 1929 года, выиграл Уильям Гровер-Уильямс (под псевдонимом «Уильямс»), управлявший заводским Bugatti Type 35B . [6] [14] Это было мероприятие только по приглашениям, но не все приглашенные решили присутствовать. Ведущие пилоты Maserati и Alfa Romeo решили не участвовать в соревнованиях, но Bugatti была хорошо представлена. Mercedes отправил своего ведущего гонщика Рудольфа Караччиолу . Стартовав пятнадцатым, Караччиола вел боевую гонку, выведя свой SSK вперед, прежде чем проиграть. 4 + 1 ⁄ . минуты на дозаправку и смену шин, чтобы финишировать вторым [6] [15] Другим гонщиком, который участвовал в соревнованиях под псевдонимом, был «Жорж Филипп», барон Филипп де Ротшильд . Хирон не смог участвовать в соревнованиях, поскольку ранее у него было обязательство участвовать в гонке Индианаполис 500. [12]
SSK Караччиолы было отказано в разрешении участвовать в гонках в следующем году. [15] но Хирон все же участвовал в соревнованиях (в заводском Bugatti Type 35C), когда его обогнал капер Рене Дрейфус на его Bugatti Type 35B, и финишировал вторым. Хирон одержал победу в гонке 1931 года на Bugatti. Он оставался единственным уроженцем Монако, выигравшим турнир до 2024 года. [16]
Довоенный
[ редактировать ]Значение гонки быстро возросло после ее создания. Из-за большого количества гонок, которые назывались «Гран-при», AIACR официально признал наиболее важную гонку каждого из своих дочерних национальных автомобильных клубов Международным Гран-при, или Grandes Épreuves , и в 1933 году Монако было причислено к таковым наряду с -при Франции Италии , Бельгии , Испании и Гран . [17] Гонка того года стала первым Гран-при, в котором позиции на стартовой решетке определялись, как и сейчас, по времени тренировок, а не по установленному методу голосования . В гонке Ахилле Варци и Тацио Нуволари много раз меняли лидерство, прежде чем на последнем круге гонка завершилась в пользу Варци, когда машина Нуволари загорелась. [18]
Гонка стала этапом нового чемпионата Европы в 1936 году, когда штормовая погода и обрыв маслопровода привели к серии аварий, в результате которых были уничтожены Mercedes-Benz Широна, Фаджиоли и фон Браухича , а также Бернда Розмейера . Тип C для новичка Auto Union ; Рудольф Караччиола , доказав истинность своего прозвища Регенмейстер (Мастер дождя), одержал победу. [19] В 1937 году фон Браухич сразился с Караччиолой, прежде чем выйти победителем. [20] Это был последний довоенный Гран-при в Монако, поскольку в 1938 году организаторы не получали прибыли и требовали почти 500 фунтов стерлингов (приблизительно 40 000 фунтов стерлингов с учетом инфляции 2023 года). [21] ) по внешнему виду деньги на каждого лучшего участника заставили AIACR отменить мероприятие, в то время как в 1939 году его настигла надвигающаяся война, а Вторая мировая война положила конец организованным гонкам в Европе до 1945 года. [22]
Послевоенный Гран-при
[ редактировать ]Гонки в Европе возобновились 9 сентября 1945 года в парке Булонский лес в Париже , через четыре месяца и один день после окончания войны в Европе. [23] Однако Гран-при Монако не проводился в период с 1945 по 1947 год по финансовым причинам. [24] новую высшую гоночную категорию — Гран-при (FIA), преемница AIACR, учредила В 1946 году Международная автомобильная федерация — на основе довоенного класса Voiturette . проводился Гран-при Монако По этой формуле в 1948 году , победителем которого стал будущий чемпион мира Нино Фарина на Maserati 4CLT . [25] [26]
Формула-1
[ редактировать ]Первые дни чемпионата
[ редактировать ]Мероприятие 1949 года было отменено из-за смерти принца Людовика II; [24] он был включен в новый чемпионат мира среди пилотов Формулы-1 В следующем году . Гонка принесла будущему пятикратному чемпиону мира Хуану Мануэлю Фанхио первую победу в гонке на первенство мира, а также третье место 51-летнему Луи Широну, его лучший результат за всю эпоху чемпионата мира. Однако в 1951 году гонок не было из-за проблем с бюджетом и отсутствия правил в этом виде спорта. [27]
1952 год был первым из двух лет, когда чемпионат мира среди пилотов проводился по менее строгим правилам Формулы-2 . Вместо этого гонка проводилась по правилам спортивных автомобилей и не являлась частью чемпионата мира. [6]
Ни в 1953, ни в 1954 году гонки не проводились из-за того, что регламент автомобилей не был доработан. [27]
Гран-при Монако вернулся в 1955 году, снова в рамках чемпионата мира Формулы-1, и с этого началась серия из 64 лет подряд, в течение которых проводились гонки. [28] В гонке 1955 года Морис Трентиньян впервые одержал победу в Монте-Карло, а Хирон снова набрал очки и в 56 лет стал самым возрастным гонщиком, участвовавшим в Гран-при Формулы-1. Лишь в 1957 году , когда Фанхио снова выиграл, Гран-при стал двукратным победителем. Между 1954 и 1961 годами бывший коллега Фанхио по Mercedes Стирлинг Мосс добился еще большего успеха, как и Трентиньян, который снова выиграл гонку в 1958 году за рулем Cooper . В гонке 1961 года Мосс отбился от трех заводских Ferrari 156 на автомобиле годовалого капера Роба Уокера Racing Team Lotus 18 и одержал свою третью победу в Монако. [29]
Эпоха Грэма Хилла
[ редактировать ]
Британец Грэм Хилл пять раз выигрывал гонку в 1960-х годах и стал известен как «Король Монако». [30] и «Мистер Монако». Впервые он победил в 1963 году, а затем побеждал следующие два года. [6] В гонке 1965 года он занял поул-позицию и лидировал с самого начала, но на 25-м круге пошел по отступающей дороге, чтобы не попасть в медленный бэкмаркер. Вернувшись на пятое место, Хилл установил несколько новых рекордов круга на пути к победе. [31] Гонка также была примечательна отсутствием Джима Кларка (он участвовал в Индианаполисе 500 ), а также тем, что Lotus Пола Хокинса оказался в гавани. [32] Товарищ Хилла по команде, британец Джеки Стюарт , победил в 1966 году, а новозеландец Денни Халм победил в 1967 году, но Хилл выигрывал следующие два года, а событие 1969 года стало его последней победой в чемпионате Формулы-1, к тому времени он стал двукратным чемпионом мира Формулы-1. [33]
Отслеживайте изменения, безопасность и растущие деловые интересы
[ редактировать ]К началу 1970-х годов благодаря усилиям Джеки Стюарта несколько гонок Формулы-1 были отменены из соображений безопасности. На 1969 года мероприятии барьеры Armco были установлены в определенных точках впервые в истории трассы. До этого условия на трассе (за исключением удаления серийных автомобилей, припаркованных на обочине дороги) были практически идентичны условиям повседневного использования на дорогах. Если водитель сходил с дистанции, у него был шанс врезаться во все, что находилось рядом с трассой (здания, деревья, фонарные столбы, стеклянные окна и даже железнодорожный вокзал), а в случаях Альберто Аскари и Пола Хокинса - в воду в гавани. потому что на бетонной дороге, по которой проходила трасса, не было Armco, чтобы защитить водителей от схода с трассы и попадания в Средиземное море . В следующих двух гонках трасса набрала больше очков Armco, и к 1972 году трасса была почти полностью покрыта Armco. Впервые в своей истории трасса Монако была изменена в 1972 году: боксы были перенесены рядом с набережной прямо между шиканой и Табаком, а шикана была перенесена дальше вперед прямо перед Табаком, став точкой соединения между ямами. и курс. В гонке 1973 года трасса снова была изменена. Морской стадион Ренье III был построен на месте прямой, ведущей за ямами, а на трассе появилась двойная шикана, огибающая новый бассейн (этот комплекс шикан сегодня известен как «Бассейн»). Это создало место для совершенно нового карьера, и в 1976 году трасса была снова изменена; Поворот Сент-Девот был сделан медленнее, а прямо перед прямой ямой была построена шикана. [34]
К началу 1970-х годов, когда Brabham владелец команды Берни Экклстоун начал мобилизовывать полномочия Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) на коллективных переговорах, Монако было достаточно престижным, чтобы стать яблоком раздора. Исторически сложилось так, что количество автомобилей, допущенных к участию в гонке, определялось организатором гонки, в данном случае ACM, который всегда устанавливал небольшое количество — около 16. В 1972 году Экклстоун начал переговоры о сделках, которые основывались на FOCA, гарантирующем не менее 18 автомобилей. участников каждой гонки. Противостояние по этому вопросу поставило гонку 1972 года под угрозу, пока ACM не сдалась и не согласилась, что в ней могут участвовать 26 автомобилей - такое же количество разрешено на большинстве других трасс. Два года спустя, в 1974 году, ACM снова снизила это число до 18. [35]
Из-за своих тесных границ, низкой средней скорости и сурового характера Монако часто дает неожиданные результаты. В 1982 года гонке Рене Арну лидировал первые 15 кругов, прежде чем сошел с дистанции. Затем Ален Прост лидировал до четырех кругов до конца, когда он вылетел на мокрой трассе, врезался в барьер и потерял колесо, отдав Риккардо Патрезе лидерство . Сам Патрезе развернулся за полтора круга до финиша, пропустив Дидье Пирони вперед , за которым следовал Андреа де Сезарис . На последнем круге у Пирони закончилось топливо в туннеле, но и у Де Сезариса топливо закончилось прежде, чем он смог обогнать. Тем временем Патрез завел свою машину и одержал свою первую победу в Гран-при. [36]
В 1983 году ACM оказалась втянутой в разногласия между Международной федерацией автомобильного спорта (FISA) и FOCA. ACM с согласия Берни Экклстоуна заключила индивидуальную сделку по правам на телевидение с ABC в Соединенных Штатах . Это нарушило соглашение FISA о единых централизованных переговорах о телевизионных правах. Жан-Мари Балестр , президент FISA, объявил, что Гран-при Монако не будет частью чемпионата мира Формулы-1 в 1985 году. ACM боролась со своим иском во французских судах. Они выиграли дело, и в конечном итоге гонка была возобновлена. [35]
Эра доминирования Проста и Сенны
[ редактировать ]За десятилетие с 1984 по 1993 год гонку выиграли только два гонщика, возможно, два лучших гонщика Формулы-1 на тот момент. [37] [38] — француз Ален Прост и бразилец Айртон Сенна . Прост, уже победивший в гонке поддержки автомобилей Формулы-3 в 1979 году, одержал свою первую победу в Монако на гонке 1984 года . Гонка началась с опозданием на 45 минут из-за сильного дождя. Прост ненадолго лидировал, прежде чем Найджел Мэнселл обогнал его на 11-м круге. Мэнселл вылетел из строя пять кругов спустя, позволив Просту вернуться в лидеры. Айртона Сенны На 27-м круге Прост опередил Толемана и Стефана Беллофа Тиррелла . Сенна догонял Проста, а Беллоф догонял их обоих на единственной в гонке безнаддувной машине. Однако на 31-м круге гонка была остановлена по спорным причинам из-за условий, которые считались невозможными для участия в гонке. Позже FISA оштрафовала секретаря трассы Джеки Икса на 6000 долларов и приостановила действие его лицензии за то, что он не проконсультировался со стюардами перед остановкой гонки. [39] Пилоты получили только половину очков, которые обычно присуждались, поскольку гонка была остановлена до того, как были пройдены две трети запланированной дистанции. [40]
Прост выиграл 1985 год после того, как поляк Сенна сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя Renault в своем Lotus после превышения оборотов на старте, а Микеле Альборето на Ferrari дважды вернул лидерство, но сошел с трассы в Сент-Девоте, где бразилец Нельсон Пике и итальянец Риккардо Патрезе всего за несколько кругов до этого попал в крупную аварию, трасса была завалена маслом и мусором. Прост обогнал Альборето, который отбил француза, а затем проколол шину после наезда на обломки кузова после аварии Пике/Патрезе, в результате чего он опустился на 4-е место. Он смог обогнать своих римских соотечественников Андреа Де Сезариса и Элио де Анжелиса , но финишировал вторым после Проста. Француз Прост доминировал в 1986 году после старта с поул-позиции, гонки, в которой Nouvelle Chicane была заменена по соображениям безопасности. [41]
Сенна является рекордсменом по количеству побед в Монако: шесть, включая пять побед подряд в период с 1989 по 1993 год , а также восемь подиумов в десяти стартах. Его победа в 1987 году стала первой победой автомобиля с активной подвеской в Гран-при. Он выиграл эту гонку после того, как британец Найджел Мэнселл на автомобиле Williams-Honda вылетел из строя с сломанной выхлопной системой. Его победа очень понравилась жителям Монако, и когда он был арестован в понедельник после гонки за езду на мотоцикле без шлема, полицейские отпустили его после того, как поняли, кто он такой. [42] Сенна доминировал в 1988 году и смог опередить своего товарища по команде Проста, в то время как француза большую часть гонки задерживал австриец Герхард Бергер на Ferrari. К тому времени, как Прост обогнал Бергера, он приложил все усилия и установил круг примерно на 6 секунд быстрее, чем Сенна; Затем Сенна показал 2 самых быстрых круга и, изо всех сил стараясь, задел барьер на повороте Портье и врезался в Armco, отделяющую дорогу от Средиземного моря. Сенна был так расстроен, что вернулся в свою квартиру в Монако, и о нем ничего не было слышно до вечера. [43] Прост одержал победу в четвертый раз.
Сенна доминировал в 1989 году, в то время как Прост застрял позади бэкмаркера Рене Арну и других; бразилец также доминировал в 1990 и 1991 годах. На гонках 1992 года Найджел Мэнселл, выигравший все пять гонок, проведенных к этому моменту в сезоне, взял поул и доминировал в гонке на своем Williams FW14 B- Renault . Однако за семь кругов до конца гонки у Мэнселла оторвалась гайка колеса, и он был вынужден выехать в боксы, опередив McLaren -Honda Сенны, который был на изношенных шинах. Мэнселл на свежих шинах установил рекорд круга почти на две секунды быстрее, чем Сенна, и сократился с 5,2 до 1,9 секунды всего за два круга. Пара состязалась вокруг Монако последние четыре круга, но Мэнселл не смог пройти мимо, финишировав всего на две десятых секунды позади бразильца. [44] [45] Это была пятая победа Сенны в Монако, повторившая рекорд Грэма Хилла. Сенна неудачно стартовал на соревнованиях 1993 года : он потерпел неудачу на тренировке и занял третье место в квалификации после поула Проста и восходящей немецкой звезды Михаэля Шумахера . Оба они обыграли Сенну до первого поворота, но Просту пришлось отбыть штраф за выход из старта, а Шумахер сошел с дистанции из-за проблем с дисквалификацией, поэтому Сенна одержал свою шестую победу, побив рекорд Грэма Хилла по количеству побед на Гран-при Монако. Занявший второе место Дэймон Хилл прокомментировал: «Если бы мой отец был сейчас рядом, он был бы первым, кто поздравил бы Айртона». [46]
Новое время
[ редактировать ]
Гонка 1994 года была эмоциональным и трагическим событием. Это произошло через две недели после гонки в Имоле , в которой австриец Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна погибли в авариях несколько дней подряд. Во время соревнований в Монако австриец Карл Вендлингер попал в аварию на своем Sauber в туннеле; он впал в кому и пропустил остаток сезона. Немец Михаэль Шумахер выиграл гонку в Монако в 1994 году . [47] Шумахер также выиграл соревнования 1995 года. В гонке 1996 года Михаэль Шумахер занял поул-позицию, но вылетел из строя на первом круге после того, как его обогнал Дэймон Хилл. Хилл лидировал первые 40 кругов, прежде чем у него в туннеле заглох двигатель. Жан Алези лидировал, но 20 кругов спустя у него вышла из строя подвеска. Оливье Панис , стартовавший с 14-го места, вырвался в лидеры и оставался там до конца гонки, все время его подталкивал Дэвид Култхард . Это была единственная победа Паниса и последняя для его команды Лижье . Финишную черту пересекли всего три машины, но семь были классифицированы. [48]
Семикратный чемпион мира Шумахер в конечном итоге выиграл гонку пять раз, повторив рекорд Грэма Хилла. В своем появлении на соревнованиях 2006 года он вызвал критику, когда, временно удерживая поул-позицию и приближаясь к завершению квалификационной сессии, остановил свою машину на шпильке Раскасс, заблокировав трассу и вынудив участников сбавить скорость. [49] Хотя Шумахер утверждал, что это был непреднамеренный результат настоящей поломки автомобиля, FIA с этим не согласилась, и его отправили в конец стартовой решетки. [50]
В июле 2010 года Берни Экклстоун объявил, что с организаторами гонки было достигнуто 10-летнее соглашение, согласно которому гонка останется в календаре как минимум до 2020 года. [51]
Из-за пандемии COVID-19 FIA объявила об отсрочке Гран-при Монако 2020 года, а также двух других гонок, запланированных на май 2020 года, чтобы помочь предотвратить распространение вируса. [52] Однако позже в тот же день Автомобильный клуб Монако подтвердил, что вместо этого Гран-при был отменен, в результате чего в 2020 году Гран-при не проводился впервые с 1954 года. [53] Он вернулся в 2021 году, 23 мая. [54] где Макс Ферстаппен выиграл свой первый Гран-при Монако. В 2022 году из Монако гонщик Шарль Леклерк из Scuderia Ferrari завоевал свою первую поул-позицию Гран-при Монако на трассе Монако (в прошлом году он завоевал поул, но не смог стартовать из-за неисправности карданного вала). [55] [56] ). Однако произошла критическая стратегическая ошибка. [57] [58] Это означало, что Леклер опустится на четвертое место, а товарищ Ферстаппена Серхио Перес гонку выиграет . Гонка была отложена из-за сильного дождя; два формировочных круга были завершены, прежде чем процедура старта была приостановлена и отложена на час от запланированного старта в 15:00 по местному времени. Помимо красного флага из-за крупной аварии Мика Шумахера , это привело к снижению количества пройденных кругов с запланированных 78 до 64.
В сентябре 2022 года Гран-при подписал новый гоночный контракт, который останется в календаре Формулы-1 до сезона 2025 года. [59] В рамках этой сделки ACM передала права на рекламу и телетрансляции руководству Формулы-1 , при этом телетрансляции предыдущих гонок производила Télé Monte-Carlo . [60] [61]
На Гран-при 2024 года Шарль Леклер , выступавший за Ferrari, в третий раз занял поул-позицию в княжестве Монако. Гонка была отмечена красным флажком после тяжелой аварии с участием Haas Кевина Магнуссена, вступившего в контакт с победителем предыдущей гонки Серхио Пересом и его товарищем по команде Haas Нико Хюлькенбергом . Леклерк выиграл с поул-позиции, отразив удар Оскара Пиастри , и стал вторым монегаском, выигравшим гонку после Луи Широна, выигравшего гонку 1931 года.
Схема
[ редактировать ]
Гран-при проходит на трассе Монако, которая пересекает узкие городские улочки Монте-Карло и Ла-Кондамин рядом с гаванью Монако Порт-Геркулес . Он принимал Гран-при каждый раз, когда он проводился, начиная с 1929 года - только Гран-при Италии , который проводился на Национальном автодроме Монцы в течение каждого регулируемого года Формулы-1, кроме 1980 года , имеет столь же длительную и тесную связь с одной трассой. [62]
Гоночная трасса имеет множество перепадов высот, крутые повороты и узкую трассу, которая требует точности до миллиметра и делает ее одной из самых сложных трасс в гонках Формулы-1. [63] [64] Пилоты часто касаются стенок трассы, чтобы добиться быстрого времени круга. В 1929 году журнал La Vie Automobile высказал мнение, что «любая приличная система дорожного движения покрыла бы трассу знаками <<Опасно>> слева, справа и по центру». [65] По состоянию на 2022 год [update]Два водителя разбились и оказались в гавани, самым известным из которых был Альберто Аскари в 1955 году . [66] [67] Несмотря на незначительные изменения на протяжении всей своей истории, трасса практически не изменилась с 1929 года и по-прежнему считается высшим испытанием навыков вождения и умственной силы. Если бы в Монако еще не проводился Гран-при, маловероятно, что на его уличной трассе было бы разрешено принимать Формулу-1 из-за короткой длины трассы и проблем с безопасностью и обгонами . [68] [69] Тем не менее, как «жемчужине» Формулы-1 с почти вековым наследием в автоспорте, Монако предоставлены некоторые исключения, чтобы учесть его ограниченные возможности расширения. [70] [71]
Трехкратный чемпион Формулы-1 Нельсон Пике, как известно, описал гонки в Монако как «похожи на езду на велосипеде по гостиной», иллюстрируя уникальные проблемы, возникающие на узких улицах трассы. [72] [64] Далее он подчеркнул значение победы в Монако, заявив, что «победа здесь стоит двух в другом месте».
Примечательно, что схема включает в себя туннель. Контраст дневного света и мрака при въезде/выезде из туннеля представляет собой «проблему, с которой не приходится сталкиваться больше нигде», поскольку водителям приходится «корректировать свое зрение, когда они выходят из туннеля в самой быстрой точке пути и тормозят на шикане при дневном свете». .». [73]
Самый быстрый квалификационный круг в истории был установлен Льюисом Хэмилтоном в квалификации (Q3) Гран-при Монако 2019 года со временем 1:10.166. [74]
Зоны просмотра
[ редактировать ]Во время уикенда Гран-при зрители толпятся вокруг трассы Монако. Вокруг трассы построено несколько временных трибун, в основном вокруг гавани. [75] Богатые и знаменитые зрители часто прибывают на своих лодках и яхтах через гавань. Балконы вокруг Монако также становятся смотровыми площадками для гонок. Многие отели и жители наживаются на виде гонки с высоты птичьего полета. [76]
Организация
[ редактировать ]

Гран-при Монако ежегодно организует Автомобильный клуб Монако , который также проводит ралли Монте-Карло , а ранее проводил юниорский Кубок Монако по картингу . [77]
Гран-при Монако во многом отличается от других Гран-при. Тренировка перед гонкой традиционно проводилась в четверг, предшествующий гонке, а не в пятницу. [78] Это позволит снова открыть улицы для публики в пятницу. Начиная с соревнований 2022 года, первые две тренировки Формулы-1 будут проводиться в пятницу, что приведет график гонок Формулы-1 в соответствие с графиком других Гран-при. [79] Гонки поддержки по-прежнему будут проводиться в четверг. [80] До конца 1990-х годов гонка начиналась в 15:30 по местному времени – на полтора часа позже, чем другие европейские гонки Формулы-1. В последние годы для удобства телезрителей гонка стала соответствовать другим гонкам Формулы-1. Также ранее мероприятие традиционно проводилось в неделю Вознесения Господня . На протяжении многих лет количество автомобилей, допущенных к участию в Гран-при, зависело от усмотрения организаторов гонок – в Монако были самые маленькие сетки, якобы из-за узкой и извилистой трассы. [81] Только 18 автомобилям было разрешено стартовать на Гран-при Монако 1975 года по сравнению с 23–26 автомобилями на всех остальных этапах того года. [82]
Монтаж трассы занимает шесть недель, а демонтаж после гонки — три недели. [83] не было настоящего подиума До 2017 года на гонке . Вместо этого часть трассы была закрыта после гонки, чтобы служить закрытым парком — местом, где автомобили хранятся для официального осмотра. Первые три гонщика оставили там свои машины и направились прямо к королевской ложе , где проводилась церемония «подиума», что считалось традиционным для гонки. [84] Призы вручались до того, как прозвучали национальные гимны победителя и команды, в отличие от других Гран-при, где гимны исполняются первыми. [85]
Слава
[ редактировать ]Гран-при Монако считается одной из самых важных и престижных автомобильных гонок в мире наряду с « 500 миль Индианаполиса» и «24 часами Ле-Мана» . [86] [87] Считается, что эти три гонки составляют тройную корону трех самых известных автогонок в мире. По состоянию на 2023 год Грэм Хилл - единственный гонщик, выигравший Тройную корону, выиграв все три гонки. Тренировочная сессия в Монако совпадает с тренировкой Индианаполиса 500, а сами гонки иногда сталкиваются. Поскольку две гонки проходят по разные стороны Атлантического океана и являются частью разных чемпионатов, одному гонщику сложно эффективно соревноваться в обеих за свою карьеру. Хуан Пабло Монтойя и Фернандо Алонсо — единственные действующие гонщики, выигравшие два из трех этапов. [88] [89]
Вручая свою первую золотую медаль в автоспорте принцу Ренье III , Международная автомобильная федерация (FIA) охарактеризовала Гран-при Монако как «исключительное место гламура и престижа» для автоспорта. [9] Гран-при проводится под патронажем трех поколений королевской семьи Монако : Людовика II , Ренье III и Альберта II , каждый из которых проявляет большой интерес к гонке. Большая часть доходов княжества поступает от туристов, привлеченных теплым климатом и знаменитым казино, но оно также является налоговой гаванью и домом для многих миллионеров, в том числе нескольких гонщиков Формулы-1. [90]
Монако выпустило четырех местных гонщиков Формулы-1 — Луи Широна , Андре Тестю , Оливье Беретту и Шарля Леклера. [91] - но его налоговый статус на протяжении многих лет сделал его домом для многих водителей, в том числе Жиля Вильнёва и Айртона Сенны . Из претендентов на Формулу-1 2006 года несколько имеют недвижимость в княжестве, в том числе Дженсон Баттон и Дэвид Култхард , который был совладельцем тамошнего отеля. [92] Из-за небольшого размера княжества и расположения трассы гонщики, чьи гонки заканчиваются раньше, обычно могут вернуться в свои апартаменты за считанные минуты. Айртон Сенна, как известно, удалился в свою квартиру после того, как потерял лидерство в гонке 1988 года . [93] В гонке 2006 года , сойдя из-за механической неисправности, находясь на втором месте, Кими Райкконен удалился на свою яхту, которая была припаркована в гавани. [94]
Гран-при каждый год привлекает знаменитостей, которые приезжают, чтобы ощутить гламур и престиж мероприятия. В выходные дни Гран-при в ночных клубах проходят большие вечеринки, а порт Эркюль наполняется тусовщиками, присоединяющимися к празднованию. [95]
Критика со стороны водителей и комментаторов
В 21 веке несколько комментаторов и гонщиков Формулы-1 назвали Гран-при самой скучной гонкой из всех трасс, как для пилотирования, так и для наблюдения в качестве зрителя. Критика была направлена на то, как мало совершается попыток обгона, а также на то, как часто побеждает гонщик, установивший поул. [96] [97] Фернандо Алонсо сказал, что эта гонка — «самая скучная гонка за всю историю», а Льюис Хэмилтон заявил, что Гран-при 2022 года «на самом деле не был гонкой». [98] [99]
Победители
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
6 | ![]() | 1987 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 1993 |
5 | ![]() | 1963 , 1964 , 1965 , 1968 , 1969 |
![]() | 1994 , 1995 , 1997 , 1999 , 2001 | |
4 | ![]() | 1984 , 1985 , 1986 , 1988 |
3 | ![]() | 1956 , 1960 , 1961 |
![]() | 1966 , 1971 , 1973 | |
![]() | 2013 , 2014 , 2015 | |
![]() | 2008 , 2016 , 2019 | |
2 | ![]() | 1950 , 1957 |
![]() | 1955 , 1958 | |
![]() | 1975 , 1976 | |
![]() | 1977 , 1979 | |
![]() | 2000 , 2002 | |
![]() | 2006 , 2007 | |
![]() | 2010 , 2012 | |
![]() | 2011 , 2017 | |
![]() | 2021 , 2023 | |
Источники: [100] [101] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
15 | ![]() | 1984 , 1985 , 1986 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 1993 , 1998 , 2000 , 2002 , 2005 , 2007 , 2008 |
11 | ![]() | 1952 , 1955 , 1975 , 1976 , 1979 , 1981 , 1997 , 1999 , 2001 , 2017 , 2024 |
8 | ![]() | 1935 , 1936 , 1937 , 2013 , 2014 , 2015 , 2016 , 2019 |
7 | ![]() | 1960 , 1961 , 1968 , 1969 , 1970 , 1974 , 1987 |
![]() | 2010 , 2011 , 2012 , 2018 , 2021 , 2022 , 2023 | |
5 | ![]() | 1963 , 1964 , 1965 , 1966 , 1972 |
4 | ![]() | 1929 , 1930 , 1931 , 1933 |
3 | ![]() | 1932 , 1934 , 1950 |
![]() | 1948 , 1956 , 1957 | |
![]() | 1958 , 1959 , 1962 | |
![]() | 1971 , 1973 , 1978 | |
![]() | 1980 , 1983 , 2003 | |
2 | ![]() | 1967 , 1982 |
![]() | 1994 , 1995 | |
![]() | 2004 , 2006 | |
Источники: [100] [101] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
15 | ![]() | 1935 , 1936 , 1937 , 1998 , 2000 , 2002 , 2005 , 2007 , 2008 , 2009 , 2013 , 2014 , 2015 , 2016 , 2019 |
14 | ![]() | 1968 , 1969 , 1970 , 1971 , 1972 , 1973 , 1974 , 1977 , 1978 , 1980 , 1982 , 1983 , 1993 , 1994 |
11 | ![]() | 1952 , 1955 , 1975 , 1976 , 1979 , 1981 , 1997 , 1999 , 2001 , 2017 , 2024 |
7 | ![]() | 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 2021 |
6 | ![]() | 1995 , 2004 , 2006 , 2010 , 2011 , 2012 |
5 | ![]() | 1958 , 1959 , 1960 , 1961 , 1962 |
![]() | 1963 , 1964 , 1965 , 1966 , 1972 | |
4 | ![]() | 1929 , 1930 , 1931 , 1933 |
3 | ![]() | 1932 , 1934 , 1950 |
![]() | 1948 , 1956 , 1957 | |
![]() | 1984 , 1985 , 1986 | |
Источники: [100] [101] |
* В период с 1998 по 2005 год построен компанией Ilmor при финансовой поддержке Mercedes.
** Построено компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
*** Создан Porsche.
По году
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.

Предыдущие конфигурации схемы
[ редактировать ]- 1929–1954
- 1955–1972
- 1973–1975
- 1976–1985
- 1986–1996
- 1997–2002
- 2003–2014
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Топ-10 самых престижных гонок мира» . 20 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Самые известные автомобильные гонки в мире» . 28 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Приближаются три крупнейших автомобильных гонки в мире – вот что вам нужно знать» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Уокер, Кейт (14 июня 2018 г.). «Фернандо Алонсо делает еще один шанс завоевать тройную корону автоспорта» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Правила и положения: Очки, классификация и дистанция гонки» . Formula1.com . Формула Один . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Монако» . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ «Вспоминая Сенну: король Монако» . Архивировано из оригинала 23 мая 2020 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Лучшие факты и статистика после Гран-при Монако» . Формула 1 — Официальный сайт Формулы 1 . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Его Светлость принц Монте-Карло Ренье вручил первую золотую медаль FIA в автоспорте» . Международная автомобильная федерация . 14 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2007 г. Проверено 31 августа 2006 г.
- ^ «Вершина гонок: в воскресенье состоится Гран-при Монако, Индианаполис 500 и Кока-Кола 600» . ESPN.com . 28 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Кеттлуэлл, Майк. «Гран-при Монако» в Уорде, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей , том 12 (Лондон: Orbis, 1974), с. 1382.
- ^ Перейти обратно: а б с Хьюз, М. 2007. «Уличный театр 1929». Автоспорт , LXXXIII/3, с. 62
- ^ «История» . Автомобильный клуб Монако . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ «Первый Гран-при Монако» . Журнал Motor Sport (май 1929 г.): 11. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2016 г. Проверено 4 августа 2016 г. ; Кеттлуэлл, с. 1382.
- ^ Перейти обратно: а б Кеттлуэлл, с. 1382.
- ^ «Гран-при Монако: величайшие моменты» . Томсон Спорт . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Снельман, Лейф и Эцродт, Ганс (14 января 2007 г.). «Золотая эра 1933 года» . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ Тибболлс, Джефф (2001). Самые странные гонки автоспорта . Книги Робсона. С. 95–97 . ISBN 1-86105-411-4 .
- ^ Кеттлуэлл, Майк. «Монако: шоссейные гонки на Ривьере», Норти, Том, редактор. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 12, с. 1383.
- ^ Кеттлуэлл, с. 1383.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Ходжес, Дэвид (1964). Гран-при Монако . п. 3.
- ↑ Колыбель автоспорта www.forix.com. Архивировано 20 февраля 2007 г. на Wayback Machine. Проверено 6 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История» . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Гран-при Монако 1948 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Отчеты о последних событиях» . Motor Sport (июнь 1948 г.): 10. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 г .. Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История — Автомобильный клуб Монако» . Автомобильный клуб Монако. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Болдуин, Алан (19 марта 2020 г.). «Гран-при Монако отменен, поскольку коронавирус поражает все больше гонок Формулы-1» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Полная энциклопедия Формулы-1 , стр. 262, строки 8–9. Карлтон Букс Лтд. ISBN 1-85868-515-X .
- ^ Полная энциклопедия Формулы-1 , стр. 262, строка 10, Carlton Books Ltd. ISBN 1-85868-515-X .
- ^ Ричард Армстронг. «Грэм Хилл – выдающийся универсал» . 8 Вт. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 23 августа 2006 г.
- ^ «Водители: Пол Хокинс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
- ^ «Грэм Хилл – 1962, 1968» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Монте-Карло» . RacingCircuits.info . Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ловелл, Терри (2004) Игра Берни
- ^ Генри, Алан (1985) Брэбэм, Автомобили Гран-при, с. 237 скопа ISBN 0-905138-36-8 Генри сообщает, что Пирони остановился из-за неисправности электричества, но официальные результаты показывают, что у водителя Ferrari закончилось топливо.
- ^ «5 главных соперников в истории Формулы-1» . 21 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Главное соперничество Формулы-1: Прост-Сенна? Хэмилтон-Росберг? Выскажите свое мнение» . www.skysports.com . Архивировано из оригинала 10 марта 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Клетчатый флаг с. 320, линии 55–56 Вайденфельд и Николсон ISBN 0-297-83550-5
- ^ Сперджен, Брэд (21 мая 2015 г.). «Когда Айртон Сенна стал звездой» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Смена треков: Монте-Карло» . F1 Фанатик . 14 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2017 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Гран-при 1987, с. 60. ISBN 0-908081-27-8
- ^ «Рон Деннис о Сенне. Часть первая: ранние годы» . формула1.com. Архивировано из оригинала 23 июня 2014 года . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1992» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 23 февраля 2007 г.
- ^ Автокурс 1992, стр. 150, 153.
- ^ Олсоп, Дерек. Проекты на победу: на пути к Гран-при с Benetton . Хатчинсон, с. 109, строки 34–35. ISBN 0-09-178311-9
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1994» . GrandPrix.com . 15 мая 1994 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2008 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ Сондерс, Уилл (20 мая 2014 г.). «В память о... Гран-при Монако 1996 года, самой дурацкой гонке Формулы-1» . краш.нет . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ «BBC SPORT – Автоспорт – Формула-1 – Шумахер на скамье подсудимых» . bbc.co.uk. 28 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 г. . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Шумахера лишили поула» . Формула 1. 27 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 г. Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ «Гран-при Монако продлевает контракт с Формулой-1 на 10 лет» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 28 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 г. . Проверено 29 июля 2010 г.
- ^ «Гран-при Голландии и Испании перенесены, Монако отменены» . Formula1.com . Либерти Медиа. 19 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ «Монако объявляет об отмене гонки Формулы-1 2020 года из-за коронавируса» . Formula1.com . Либерти Медиа. 19 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ «Расписание Формулы-1 на 2021 год: Формула-1 объявляет предварительный календарь из 23 гонок на 2021 год | Формула-1» . www.formula1.com . Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Вудхаус, Джейми (23 мая 2021 г.). «Феррари не проверяла карданный вал, так как он «не сломан» » . PlanetF1.com . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «В том, что Леклер пропустил гонку в Монако, виновата треснувшая ступица колеса» . 24 мая 2021 г.
- ^ Бир, Мэтт (29 мая 2022 г.). « Очень неправильно» – озадаченный Леклер раскритиковал стратегию Ferrari в Монако» . Гонка . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Коллантайн, Кейт; Коттингем, Клэр (30 мая 2022 г.). « Интер был бы намного быстрее»: почему Леклер сделал «очень неправильный» пит-стоп, которого Сайнс избежал» . Фанаты гонок . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Гран-при Монако останется в календаре Формулы-1 до 2025 года» . www.autosport.com . 20 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Формула-1 делает исторический шаг в трансляции Гран-при Монако» . Независимый . 19 мая 2023 г. Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (29 мая 2022 г.). «Пять факторов, которые решат судьбу Монако в Формуле-1» . Автоспорт . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ «Экономика Гран-при Монако Формулы-1» . 9 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Холт, Сара (27 мая 2007 г.). «Как это было: Гран-при Монако» . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 года . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гран-при Монако — Гонка F1 — Трасса Монако — Монте-Карло | Формула 1» . www.formula1.com . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ «Почему не Гран-при в Монте-Карло?» . Гейл Форс Монако. Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 9 марта 2007 г.
- ^ «Водители: Пол Хокинс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
- ^ «Водители: Альберто Аскари» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
- ^ На водительском сиденье с. 32, линии 8–10 Stanley Paul & Co. Ltd. ISBN 0-09-173818-0
- ^ https://www.fia.com/sites/default/files/appendix_o_2024_published_28.02.2024_-_final_v2_0.pdf .
- ^ Паркс, Ян (23 мая 2024 г.). «Ограничения и острые ощущения Гран-при Монако» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ https://www.fia.com/sites/default/files/fia_2024_formula_1_sporting_regulations_-_issue_6_-_2024-04-30_v2.pdf
- ^ Жан-Мишель Десну; Патрик Камю и Жан-Марк Луба Формула 1 99 с. 121, строки 6–8. Королева Анна Пресс. ISBN 1-85291-606-0
- ^ Брэд Сперджен (23 мая 2008 г.). «Гонок Гран-при много, но Монако только одно» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «Формула 1 Гран-при Монако 2019 – Квалификация» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ «Гран-при Монако ⋅ Где смотреть» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Уикенд Гран-при Монако: как его проводят богатые и знаменитые» . CNN . 30 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Автомобильный клуб Монако» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Формуле-1» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 4 марта 2007 г.
- ^ Смит, Люк (22 сентября 2021 г.). «Формула-1 сократит Гран-при Монако до трехдневного гоночного уик-энда с 2022 года» . www.motorsport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Стро, Эдд (22 сентября 2021 г.). «МОНАКО ТЕРЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ЧЕТВЕРГ СТАРТ Ф1 2022 ГОДА» . Гонка . The Race Media Ltd. Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ «На Гран-при Монако идет битва за превосходство» . Меркурий . 25 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 г. Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ Гилл, Барри, изд. (1976). Чемпионат мира 1975 года - ежегодник John Player Motorsport за 1976 год . Queen Anne Press Ltd. ISBN 0-362-00254-1 .
- ^ Олсоп, Дерек. Проекты на победу: на пути к Гран-при с Benetton . Хатчинсон, с. 96, строки 4–6. ISBN 0-09-178311-9
- ^ «Что газеты говорят о Монако» . PlanetF1.com . 25 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 г. . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ https://www.fia.com/sites/default/files/decision-document/2023%20Monaco%20Grand%20Prix%20-%20Post-Race%20Procedure.pdf
- ^ «Почему не Гран-при в Монте-Карло?» . Гейл Форс Монако. Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 9 марта 2007 г.
- ^ «Инди 500, воскресенье, 27 мая 2007 г.». Приложение к журналу Top Gear «Новые автомобили», 2007 год . BBC по всему миру . Март 2007. с. 30.
- ^ «Тройная корона автоспорта: сможет ли Хуан Пабло Монтойя войти в историю?» . 5 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Алонсо выигрывает Ле-Ман и приближается к тройной короне» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Годовой рев» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
- ^ «Список водителей по странам – Монако» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 31 августа 2006 г. www.f1db.com идентифицирует Тестю как монагаска, хотя он родился в Лионе, Франция.
- ^ Зюльт, Кристиан (23 мая 2010 г.). « На месте водителя: Дэвид Култхард заработал 30 миллионов фунтов в отеле » . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Дорси, Валери Линн (31 октября 1988 г.). «Сенна завоевывает титул чемпиона мира победой в Формуле-1» . США сегодня . п. 11С.
- ^ Купер, Сэм. «Уходящий в отставку Кими Райкконен однажды покинул Гран-при Монако, чтобы выпить пива в гидромассажной ванне своей частной яхты» . Инсайдер . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Массимо Мариони (30 мая 2018 г.). «Как богатые и знаменитые проводят выходные на Гран-при Монако» . CNN . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Клэнси, Ребекка. «Формула-1: «Скучный» Гран-при Монако рискует быть пониженным до уровня, проводимого раз в два года» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Браун, Оливер (20 мая 2021 г.). «Гран-при Монако — самая скучная гонка на трассе Формулы-1: только деньги придают ей смысл» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Уничижительная напыщенная речь Льюиса Хэмилтона о «скучном» Гран-при Монако: «Слава богу, все закончилось» | F1 | Sport | Express.co.uk» . www.express.co.uk . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Алонсо назвал Гран-при Монако «самой скучной гонкой Формулы-1 за всю историю»» . us.motorsport.com . 27 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2022 г. Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ГП Монако» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Монте-Карло». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 425–426. ISBN 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
Библиография
[ редактировать ]- Кодлинг, Стюарт (2019). Гран-при Монако Life . Беверли, Массачусетс: Мотоциклы. ISBN 9780760363744 .
- Фолли, Малькольм (2017). Монако: величайшая гонка Формулы-1 изнутри . Лондон: Век. ISBN 9781780896168 .
- Кеттлуэлл, Майк. «Монако: шоссейные гонки на Ривьере», Норти, Том, редактор. Мир автомобилей , том 12, стр. 1381–4. Лондон: Орбис, 1974.
Внешние ссылки
[ редактировать ]