Jump to content

Гран При Монако

Гран При Монако
трасса Монако
2015–2019 гг.; 2021 – настоящее время)
Информация о гонке
Количество раз проведения 81
Впервые проведен 1929
Наибольшее количество побед (пилоты) Бразилия Айртон Сенна (6)
Наибольшее количество побед (конструкторы) Великобритания Макларен (15)
Длина цепи 3337   км (2074   мили)
Длина гонки 260,286   км (161,734   миль)
Круги 78
Последняя гонка ( 2024 г. )
Поул-позиция
Подиум
Самый быстрый круг

Гран -при Монако ( фр . Grand Prix de Monaco ) — Формулы-1 соревнование по автогонкам , проводимое ежегодно на трассе Монако в конце мая или начале июня. Она проводится с 1929 года и считается одной из самых важных и престижных автомобильных гонок в мире. [1] [2] [3] и является одной из гонок, наряду с « 500 миль Индианаполиса» и «24 часами Ле-Мана », составляющих Тройную корону автоспорта . [4] Это единственный Гран-при, который не соответствует установленной FIA минимальной дистанции в 305 километров (190 миль) для гонок Формулы-1. [5]

Гонка проводится на узкой трассе, проложенной на улицах Монако , со множеством перепадов высот и крутых поворотов, а также с туннелем, что делает ее одной из самых сложных трасс в Формуле-1. Несмотря на относительно низкие средние скорости, трасса Монако является опасным местом для гонок из-за узкой трассы, и гонка часто предполагает вмешательство машины безопасности .

Первый Гран-при Монако состоялся 14 апреля 1929 года, и гонка в конечном итоге стала частью перед Второй мировой войной чемпионата Европы и была включена в первый чемпионат мира среди водителей в 1950 году . Его дважды называли Гран-при Европы , в 1955 и 1963 годах, когда это звание было почетным званием, присваиваемым каждый год одной гонке Гран-при в Европе. Грэм Хилл был известен как « Мистер Монако ». [6] благодаря его пяти победам в Монако в 1960-х годах. Айртон Сенна выигрывал гонку больше раз, чем любой другой гонщик, одержав шесть побед, выиграв пять гонок подряд в период с 1989 по 1993 год . [7] Из 81 Гран-при Монако только два гонщика из Монако выиграли гонку: Луи Широн в 1931 году и Шарль Леклер в 2024 году . [8]

Трассу назвали «исключительным гламурным и престижным местом». [9] Соревнования Формулы-1 обычно проводятся в последние выходные мая и известны как одни из крупнейших уик-эндов в автоспорте , поскольку гонка Формулы-1 проходит в то же воскресенье, что и гонки Индианаполис 500 ( серия IndyCar ) и Coca-Cola 600. ( Серия Кубка NASCAR ). [10]

Происхождение

[ редактировать ]
Уильям Гровер-Уильямс на Гран-при Монако 1929 года.

Как и многие европейские гонки, Гран-при Монако предшествует нынешнему чемпионату мира . при княжества Первый Гран- был организован в 1929 году Антони Ноге под эгидой принца Людовика II через Автомобильный клуб Монако (ACM), президентом которого он был. [11] ACM организовала автомобильное ралли Монте-Карло и в 1928 году подала заявку в Международную ассоциацию автомобильных клубов Reconnus (AIACR), международный руководящий орган автоспорта, с просьбой повысить его статус из регионального французского клуба до полного национального статуса. Их заявка была отклонена из-за отсутствия крупного автоспортивного мероприятия, которое проводилось бы полностью на территории Монако. О ралли не могло быть и речи, так как оно в основном проходило по дорогам других европейских стран. [12]

Чтобы добиться полного национального статуса, Ногес предложил провести автомобильное Гран-при на улицах Монте-Карло . [13] Он получил официальную санкцию принца Луи II и поддержку Монако Гран-при гонщика Луи Широна . Хирон считал, что топография Монако хорошо подходит для создания гоночной трассы. [12]

Первую гонку , состоявшуюся 14 апреля 1929 года, выиграл Уильям Гровер-Уильямс (под псевдонимом «Уильямс»), управлявший заводским Bugatti Type 35B . [6] [14] Это было мероприятие только по приглашениям, но не все приглашенные решили присутствовать. Ведущие пилоты Maserati и Alfa Romeo решили не участвовать в соревнованиях, но Bugatti была хорошо представлена. Mercedes отправил своего ведущего гонщика Рудольфа Караччиолу . Стартовав пятнадцатым, Караччиола вел боевую гонку, выведя свой SSK вперед, прежде чем проиграть. 4 + 1 . минуты на дозаправку и смену шин, чтобы финишировать вторым [6] [15] Другим гонщиком, который участвовал в соревнованиях под псевдонимом, был «Жорж Филипп», барон Филипп де Ротшильд . Хирон не смог участвовать в соревнованиях, поскольку ранее у него было обязательство участвовать в гонке Индианаполис 500. [12]

SSK Караччиолы было отказано в разрешении участвовать в гонках в следующем году. [15] но Хирон все же участвовал в соревнованиях (в заводском Bugatti Type 35C), когда его обогнал капер Рене Дрейфус на его Bugatti Type 35B, и финишировал вторым. Хирон одержал победу в гонке 1931 года на Bugatti. Он оставался единственным уроженцем Монако, выигравшим турнир до 2024 года. [16]

Довоенный

[ редактировать ]

Значение гонки быстро возросло после ее создания. Из-за большого количества гонок, которые назывались «Гран-при», AIACR официально признал наиболее важную гонку каждого из своих дочерних национальных автомобильных клубов Международным Гран-при, или Grandes Épreuves , и в 1933 году Монако было причислено к таковым наряду с -при Франции Италии , Бельгии , Испании и Гран . [17] Гонка того года стала первым Гран-при, в котором позиции на стартовой решетке определялись, как и сейчас, по времени тренировок, а не по установленному методу голосования . В гонке Ахилле Варци и Тацио Нуволари много раз меняли лидерство, прежде чем на последнем круге гонка завершилась в пользу Варци, когда машина Нуволари загорелась. [18]

Гонка стала этапом нового чемпионата Европы в 1936 году, когда штормовая погода и обрыв маслопровода привели к серии аварий, в результате которых были уничтожены Mercedes-Benz Широна, Фаджиоли и фон Браухича , а также Бернда Розмейера . Тип C для новичка Auto Union ; Рудольф Караччиола , доказав истинность своего прозвища Регенмейстер (Мастер дождя), одержал победу. [19] В 1937 году фон Браухич сразился с Караччиолой, прежде чем выйти победителем. [20] Это был последний довоенный Гран-при в Монако, поскольку в 1938 году организаторы не получали прибыли и требовали почти 500 фунтов стерлингов (приблизительно 40 000 фунтов стерлингов с учетом инфляции 2023 года). [21] ) по внешнему виду деньги на каждого лучшего участника заставили AIACR отменить мероприятие, в то время как в 1939 году его настигла надвигающаяся война, а Вторая мировая война положила конец организованным гонкам в Европе до 1945 года. [22]

Послевоенный Гран-при

[ редактировать ]

Гонки в Европе возобновились 9 сентября 1945 года в парке Булонский лес в Париже , через четыре месяца и один день после окончания войны в Европе. [23] Однако Гран-при Монако не проводился в период с 1945 по 1947 год по финансовым причинам. [24] новую высшую гоночную категорию — Гран-при (FIA), преемница AIACR, учредила В 1946 году Международная автомобильная федерация — на основе довоенного класса Voiturette . проводился Гран-при Монако По этой формуле в 1948 году , победителем которого стал будущий чемпион мира Нино Фарина на Maserati 4CLT . [25] [26]

Формула-1

[ редактировать ]

Первые дни чемпионата

[ редактировать ]

Мероприятие 1949 года было отменено из-за смерти принца Людовика II; [24] он был включен в новый чемпионат мира среди пилотов Формулы-1 В следующем году . Гонка принесла будущему пятикратному чемпиону мира Хуану Мануэлю Фанхио первую победу в гонке на первенство мира, а также третье место 51-летнему Луи Широну, его лучший результат за всю эпоху чемпионата мира. Однако в 1951 году гонок не было из-за проблем с бюджетом и отсутствия правил в этом виде спорта. [27]

1952 год был первым из двух лет, когда чемпионат мира среди пилотов проводился по менее строгим правилам Формулы-2 . Вместо этого гонка проводилась по правилам спортивных автомобилей и не являлась частью чемпионата мира. [6]

Ни в 1953, ни в 1954 году гонки не проводились из-за того, что регламент автомобилей не был доработан. [27]

Гран-при Монако вернулся в 1955 году, снова в рамках чемпионата мира Формулы-1, и с этого началась серия из 64 лет подряд, в течение которых проводились гонки. [28] В гонке 1955 года Морис Трентиньян впервые одержал победу в Монте-Карло, а Хирон снова набрал очки и в 56 лет стал самым возрастным гонщиком, участвовавшим в Гран-при Формулы-1. Лишь в 1957 году , когда Фанхио снова выиграл, Гран-при стал двукратным победителем. Между 1954 и 1961 годами бывший коллега Фанхио по Mercedes Стирлинг Мосс добился еще большего успеха, как и Трентиньян, который снова выиграл гонку в 1958 году за рулем Cooper . В гонке 1961 года Мосс отбился от трех заводских Ferrari 156 на автомобиле годовалого капера Роба Уокера Racing Team Lotus 18 и одержал свою третью победу в Монако. [29]

Эпоха Грэма Хилла

[ редактировать ]
Грэм Хилл выиграл пять из своих 14 Гран-при в Монако.

Британец Грэм Хилл пять раз выигрывал гонку в 1960-х годах и стал известен как «Король Монако». [30] и «Мистер Монако». Впервые он победил в 1963 году, а затем побеждал следующие два года. [6] В гонке 1965 года он занял поул-позицию и лидировал с самого начала, но на 25-м круге пошел по отступающей дороге, чтобы не попасть в медленный бэкмаркер. Вернувшись на пятое место, Хилл установил несколько новых рекордов круга на пути к победе. [31] Гонка также была примечательна отсутствием Джима Кларка (он участвовал в Индианаполисе 500 ), а также тем, что Lotus Пола Хокинса оказался в гавани. [32] Товарищ Хилла по команде, британец Джеки Стюарт , победил в 1966 году, а новозеландец Денни Халм победил в 1967 году, но Хилл выигрывал следующие два года, а событие 1969 года стало его последней победой в чемпионате Формулы-1, к тому времени он стал двукратным чемпионом мира Формулы-1. [33]

Отслеживайте изменения, безопасность и растущие деловые интересы

[ редактировать ]

К началу 1970-х годов благодаря усилиям Джеки Стюарта несколько гонок Формулы-1 были отменены из соображений безопасности. На 1969 года мероприятии барьеры Armco были установлены в определенных точках впервые в истории трассы. До этого условия на трассе (за исключением удаления серийных автомобилей, припаркованных на обочине дороги) были практически идентичны условиям повседневного использования на дорогах. Если водитель сходил с дистанции, у него был шанс врезаться во все, что находилось рядом с трассой (здания, деревья, фонарные столбы, стеклянные окна и даже железнодорожный вокзал), а в случаях Альберто Аскари и Пола Хокинса - в воду в гавани. потому что на бетонной дороге, по которой проходила трасса, не было Armco, чтобы защитить водителей от схода с трассы и попадания в Средиземное море . В следующих двух гонках трасса набрала больше очков Armco, и к 1972 году трасса была почти полностью покрыта Armco. Впервые в своей истории трасса Монако была изменена в 1972 году: боксы были перенесены рядом с набережной прямо между шиканой и Табаком, а шикана была перенесена дальше вперед прямо перед Табаком, став точкой соединения между ямами. и курс. В гонке 1973 года трасса снова была изменена. Морской стадион Ренье III был построен на месте прямой, ведущей за ямами, а на трассе появилась двойная шикана, огибающая новый бассейн (этот комплекс шикан сегодня известен как «Бассейн»). Это создало место для совершенно нового карьера, и в 1976 году трасса была снова изменена; Поворот Сент-Девот был сделан медленнее, а прямо перед прямой ямой была построена шикана. [34]

К началу 1970-х годов, когда Brabham владелец команды Берни Экклстоун начал мобилизовывать полномочия Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) на коллективных переговорах, Монако было достаточно престижным, чтобы стать яблоком раздора. Исторически сложилось так, что количество автомобилей, допущенных к участию в гонке, определялось организатором гонки, в данном случае ACM, который всегда устанавливал небольшое количество — около 16. В 1972 году Экклстоун начал переговоры о сделках, которые основывались на FOCA, гарантирующем не менее 18 автомобилей. участников каждой гонки. Противостояние по этому вопросу поставило гонку 1972 года под угрозу, пока ACM не сдалась и не согласилась, что в ней могут участвовать 26 автомобилей - такое же количество разрешено на большинстве других трасс. Два года спустя, в 1974 году, ACM снова снизила это число до 18. [35]

Из-за своих тесных границ, низкой средней скорости и сурового характера Монако часто дает неожиданные результаты. В 1982 года гонке Рене Арну лидировал первые 15 кругов, прежде чем сошел с дистанции. Затем Ален Прост лидировал до четырех кругов до конца, когда он вылетел на мокрой трассе, врезался в барьер и потерял колесо, отдав Риккардо Патрезе лидерство . Сам Патрезе развернулся за полтора круга до финиша, пропустив Дидье Пирони вперед , за которым следовал Андреа де Сезарис . На последнем круге у Пирони закончилось топливо в туннеле, но и у Де Сезариса топливо закончилось прежде, чем он смог обогнать. Тем временем Патрез завел свою машину и одержал свою первую победу в Гран-при. [36]

В 1983 году ACM оказалась втянутой в разногласия между Международной федерацией автомобильного спорта (FISA) и FOCA. ACM с согласия Берни Экклстоуна заключила индивидуальную сделку по правам на телевидение с ABC в Соединенных Штатах . Это нарушило соглашение FISA о единых централизованных переговорах о телевизионных правах. Жан-Мари Балестр , президент FISA, объявил, что Гран-при Монако не будет частью чемпионата мира Формулы-1 в 1985 году. ACM боролась со своим иском во французских судах. Они выиграли дело, и в конечном итоге гонка была возобновлена. [35]

Эра доминирования Проста и Сенны

[ редактировать ]

За десятилетие с 1984 по 1993 год гонку выиграли только два гонщика, возможно, два лучших гонщика Формулы-1 на тот момент. [37] [38] — француз Ален Прост и бразилец Айртон Сенна . Прост, уже победивший в гонке поддержки автомобилей Формулы-3 в 1979 году, одержал свою первую победу в Монако на гонке 1984 года . Гонка началась с опозданием на 45 минут из-за сильного дождя. Прост ненадолго лидировал, прежде чем Найджел Мэнселл обогнал его на 11-м круге. Мэнселл вылетел из строя пять кругов спустя, позволив Просту вернуться в лидеры. Айртона Сенны На 27-м круге Прост опередил Толемана и Стефана Беллофа Тиррелла . Сенна догонял Проста, а Беллоф догонял их обоих на единственной в гонке безнаддувной машине. Однако на 31-м круге гонка была остановлена ​​по спорным причинам из-за условий, которые считались невозможными для участия в гонке. Позже FISA оштрафовала секретаря трассы Джеки Икса на 6000 долларов и приостановила действие его лицензии за то, что он не проконсультировался со стюардами перед остановкой гонки. [39] Пилоты получили только половину очков, которые обычно присуждались, поскольку гонка была остановлена ​​до того, как были пройдены две трети запланированной дистанции. [40]

Прост выиграл 1985 год после того, как поляк Сенна сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя Renault в своем Lotus после превышения оборотов на старте, а Микеле Альборето на Ferrari дважды вернул лидерство, но сошел с трассы в Сент-Девоте, где бразилец Нельсон Пике и итальянец Риккардо Патрезе всего за несколько кругов до этого попал в крупную аварию, трасса была завалена маслом и мусором. Прост обогнал Альборето, который отбил француза, а затем проколол шину после наезда на обломки кузова после аварии Пике/Патрезе, в результате чего он опустился на 4-е место. Он смог обогнать своих римских соотечественников Андреа Де Сезариса и Элио де Анжелиса , но финишировал вторым после Проста. Француз Прост доминировал в 1986 году после старта с поул-позиции, гонки, в которой Nouvelle Chicane была заменена по соображениям безопасности. [41]

Сенна является рекордсменом по количеству побед в Монако: шесть, включая пять побед подряд в период с 1989 по 1993 год , а также восемь подиумов в десяти стартах. Его победа в 1987 году стала первой победой автомобиля с активной подвеской в ​​Гран-при. Он выиграл эту гонку после того, как британец Найджел Мэнселл на автомобиле Williams-Honda вылетел из строя с сломанной выхлопной системой. Его победа очень понравилась жителям Монако, и когда он был арестован в понедельник после гонки за езду на мотоцикле без шлема, полицейские отпустили его после того, как поняли, кто он такой. [42] Сенна доминировал в 1988 году и смог опередить своего товарища по команде Проста, в то время как француза большую часть гонки задерживал австриец Герхард Бергер на Ferrari. К тому времени, как Прост обогнал Бергера, он приложил все усилия и установил круг примерно на 6 секунд быстрее, чем Сенна; Затем Сенна показал 2 самых быстрых круга и, изо всех сил стараясь, задел барьер на повороте Портье и врезался в Armco, отделяющую дорогу от Средиземного моря. Сенна был так расстроен, что вернулся в свою квартиру в Монако, и о нем ничего не было слышно до вечера. [43] Прост одержал победу в четвертый раз.

Сенна доминировал в 1989 году, в то время как Прост застрял позади бэкмаркера Рене Арну и других; бразилец также доминировал в 1990 и 1991 годах. На гонках 1992 года Найджел Мэнселл, выигравший все пять гонок, проведенных к этому моменту в сезоне, взял поул и доминировал в гонке на своем Williams FW14 B- Renault . Однако за семь кругов до конца гонки у Мэнселла оторвалась гайка колеса, и он был вынужден выехать в боксы, опередив McLaren -Honda Сенны, который был на изношенных шинах. Мэнселл на свежих шинах установил рекорд круга почти на две секунды быстрее, чем Сенна, и сократился с 5,2 до 1,9 секунды всего за два круга. Пара состязалась вокруг Монако последние четыре круга, но Мэнселл не смог пройти мимо, финишировав всего на две десятых секунды позади бразильца. [44] [45] Это была пятая победа Сенны в Монако, повторившая рекорд Грэма Хилла. Сенна неудачно стартовал на соревнованиях 1993 года : он потерпел неудачу на тренировке и занял третье место в квалификации после поула Проста и восходящей немецкой звезды Михаэля Шумахера . Оба они обыграли Сенну до первого поворота, но Просту пришлось отбыть штраф за выход из старта, а Шумахер сошел с дистанции из-за проблем с дисквалификацией, поэтому Сенна одержал свою шестую победу, побив рекорд Грэма Хилла по количеству побед на Гран-при Монако. Занявший второе место Дэймон Хилл прокомментировал: «Если бы мой отец был сейчас рядом, он был бы первым, кто поздравил бы Айртона». [46]

Новое время

[ редактировать ]
Формовый круг Гран-при Монако 1996 года.

Гонка 1994 года была эмоциональным и трагическим событием. Это произошло через две недели после гонки в Имоле , в которой австриец Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна погибли в авариях несколько дней подряд. Во время соревнований в Монако австриец Карл Вендлингер попал в аварию на своем Sauber в туннеле; он впал в кому и пропустил остаток сезона. Немец Михаэль Шумахер выиграл гонку в Монако в 1994 году . [47] Шумахер также выиграл соревнования 1995 года. В гонке 1996 года Михаэль Шумахер занял поул-позицию, но вылетел из строя на первом круге после того, как его обогнал Дэймон Хилл. Хилл лидировал первые 40 кругов, прежде чем у него в туннеле заглох двигатель. Жан Алези лидировал, но 20 кругов спустя у него вышла из строя подвеска. Оливье Панис , стартовавший с 14-го места, вырвался в лидеры и оставался там до конца гонки, все время его подталкивал Дэвид Култхард . Это была единственная победа Паниса и последняя для его команды Лижье . Финишную черту пересекли всего три машины, но семь были классифицированы. [48]

Семикратный чемпион мира Шумахер в конечном итоге выиграл гонку пять раз, повторив рекорд Грэма Хилла. В своем появлении на соревнованиях 2006 года он вызвал критику, когда, временно удерживая поул-позицию и приближаясь к завершению квалификационной сессии, остановил свою машину на шпильке Раскасс, заблокировав трассу и вынудив участников сбавить скорость. [49] Хотя Шумахер утверждал, что это был непреднамеренный результат настоящей поломки автомобиля, FIA с этим не согласилась, и его отправили в конец стартовой решетки. [50]

В июле 2010 года Берни Экклстоун объявил, что с организаторами гонки было достигнуто 10-летнее соглашение, согласно которому гонка останется в календаре как минимум до 2020 года. [51]

Из-за пандемии COVID-19 FIA объявила об отсрочке Гран-при Монако 2020 года, а также двух других гонок, запланированных на май 2020 года, чтобы помочь предотвратить распространение вируса. [52] Однако позже в тот же день Автомобильный клуб Монако подтвердил, что вместо этого Гран-при был отменен, в результате чего в 2020 году Гран-при не проводился впервые с 1954 года. [53] Он вернулся в 2021 году, 23 мая. [54] где Макс Ферстаппен выиграл свой первый Гран-при Монако. В 2022 году из Монако гонщик Шарль Леклерк из Scuderia Ferrari завоевал свою первую поул-позицию Гран-при Монако на трассе Монако (в прошлом году он завоевал поул, но не смог стартовать из-за неисправности карданного вала). [55] [56] ). Однако произошла критическая стратегическая ошибка. [57] [58] Это означало, что Леклер опустится на четвертое место, а товарищ Ферстаппена Серхио Перес гонку выиграет . Гонка была отложена из-за сильного дождя; два формировочных круга были завершены, прежде чем процедура старта была приостановлена ​​и отложена на час от запланированного старта в 15:00 по местному времени. Помимо красного флага из-за крупной аварии Мика Шумахера , это привело к снижению количества пройденных кругов с запланированных 78 до 64.

В сентябре 2022 года Гран-при подписал новый гоночный контракт, который останется в календаре Формулы-1 до сезона 2025 года. [59] В рамках этой сделки ACM передала права на рекламу и телетрансляции руководству Формулы-1 , при этом телетрансляции предыдущих гонок производила Télé Monte-Carlo . [60] [61]

На Гран-при 2024 года Шарль Леклер , выступавший за Ferrari, в третий раз занял поул-позицию в княжестве Монако. Гонка была отмечена красным флажком после тяжелой аварии с участием Haas Кевина Магнуссена, вступившего в контакт с победителем предыдущей гонки Серхио Пересом и его товарищем по команде Haas Нико Хюлькенбергом . Леклерк выиграл с поул-позиции, отразив удар Оскара Пиастри , и стал вторым монегаском, выигравшим гонку после Луи Широна, выигравшего гонку 1931 года.

Гавань Монте-Карло во время гонки Формулы-1 2016 года.

Гран-при проходит на трассе Монако, которая пересекает узкие городские улочки Монте-Карло и Ла-Кондамин рядом с гаванью Монако Порт-Геркулес . Он принимал Гран-при каждый раз, когда он проводился, начиная с 1929 года - только Гран-при Италии , который проводился на Национальном автодроме Монцы в течение каждого регулируемого года Формулы-1, кроме 1980 года , имеет столь же длительную и тесную связь с одной трассой. [62]

Гоночная трасса имеет множество перепадов высот, крутые повороты и узкую трассу, которая требует точности до миллиметра и делает ее одной из самых сложных трасс в гонках Формулы-1. [63] [64] Пилоты часто касаются стенок трассы, чтобы добиться быстрого времени круга. В 1929 году журнал La Vie Automobile высказал мнение, что «любая приличная система дорожного движения покрыла бы трассу знаками <<Опасно>> слева, справа и по центру». [65] По состоянию на 2022 год Два водителя разбились и оказались в гавани, самым известным из которых был Альберто Аскари в 1955 году . [66] [67] Несмотря на незначительные изменения на протяжении всей своей истории, трасса практически не изменилась с 1929 года и по-прежнему считается высшим испытанием навыков вождения и умственной силы. Если бы в Монако еще не проводился Гран-при, маловероятно, что на его уличной трассе было бы разрешено принимать Формулу-1 из-за короткой длины трассы и проблем с безопасностью и обгонами . [68] [69] Тем не менее, как «жемчужине» Формулы-1 с почти вековым наследием в автоспорте, Монако предоставлены некоторые исключения, чтобы учесть его ограниченные возможности расширения. [70] [71]

Трехкратный чемпион Формулы-1 Нельсон Пике, как известно, описал гонки в Монако как «похожи на езду на велосипеде по гостиной», иллюстрируя уникальные проблемы, возникающие на узких улицах трассы. [72] [64] Далее он подчеркнул значение победы в Монако, заявив, что «победа здесь стоит двух в другом месте».

Примечательно, что схема включает в себя туннель. Контраст дневного света и мрака при въезде/выезде из туннеля представляет собой «проблему, с которой не приходится сталкиваться больше нигде», поскольку водителям приходится «корректировать свое зрение, когда они выходят из туннеля в самой быстрой точке пути и тормозят на шикане при дневном свете». .». [73]

Самый быстрый квалификационный круг в истории был установлен Льюисом Хэмилтоном в квалификации (Q3) Гран-при Монако 2019 года со временем 1:10.166. [74]

Зоны просмотра

[ редактировать ]

Во время уикенда Гран-при зрители толпятся вокруг трассы Монако. Вокруг трассы построено несколько временных трибун, в основном вокруг гавани. [75] Богатые и знаменитые зрители часто прибывают на своих лодках и яхтах через гавань. Балконы вокруг Монако также становятся смотровыми площадками для гонок. Многие отели и жители наживаются на виде гонки с высоты птичьего полета. [76]

Организация

[ редактировать ]
Подиум установлен в 2017 году.
Ранее церемония проходила в Королевской ложе.

Гран-при Монако ежегодно организует Автомобильный клуб Монако , который также проводит ралли Монте-Карло , а ранее проводил юниорский Кубок Монако по картингу . [77]

Гран-при Монако во многом отличается от других Гран-при. Тренировка перед гонкой традиционно проводилась в четверг, предшествующий гонке, а не в пятницу. [78] Это позволит снова открыть улицы для публики в пятницу. Начиная с соревнований 2022 года, первые две тренировки Формулы-1 будут проводиться в пятницу, что приведет график гонок Формулы-1 в соответствие с графиком других Гран-при. [79] Гонки поддержки по-прежнему будут проводиться в четверг. [80] До конца 1990-х годов гонка начиналась в 15:30 по местному времени – на полтора часа позже, чем другие европейские гонки Формулы-1. В последние годы для удобства телезрителей гонка стала соответствовать другим гонкам Формулы-1. Также ранее мероприятие традиционно проводилось в неделю Вознесения Господня . На протяжении многих лет количество автомобилей, допущенных к участию в Гран-при, зависело от усмотрения организаторов гонок – в Монако были самые маленькие сетки, якобы из-за узкой и извилистой трассы. [81] Только 18 автомобилям было разрешено стартовать на Гран-при Монако 1975 года по сравнению с 23–26 автомобилями на всех остальных этапах того года. [82]

Монтаж трассы занимает шесть недель, а демонтаж после гонки — три недели. [83] не было настоящего подиума До 2017 года на гонке . Вместо этого часть трассы была закрыта после гонки, чтобы служить закрытым парком — местом, где автомобили хранятся для официального осмотра. Первые три гонщика оставили там свои машины и направились прямо к королевской ложе , где проводилась церемония «подиума», что считалось традиционным для гонки. [84] Призы вручались до того, как прозвучали национальные гимны победителя и команды, в отличие от других Гран-при, где гимны исполняются первыми. [85]

Гран-при Монако считается одной из самых важных и престижных автомобильных гонок в мире наряду с « 500 миль Индианаполиса» и «24 часами Ле-Мана» . [86] [87] Считается, что эти три гонки составляют тройную корону трех самых известных автогонок в мире. По состоянию на 2023 год Грэм Хилл - единственный гонщик, выигравший Тройную корону, выиграв все три гонки. Тренировочная сессия в Монако совпадает с тренировкой Индианаполиса 500, а сами гонки иногда сталкиваются. Поскольку две гонки проходят по разные стороны Атлантического океана и являются частью разных чемпионатов, одному гонщику сложно эффективно соревноваться в обеих за свою карьеру. Хуан Пабло Монтойя и Фернандо Алонсо — единственные действующие гонщики, выигравшие два из трех этапов. [88] [89]

Вручая свою первую золотую медаль в автоспорте принцу Ренье III , Международная автомобильная федерация (FIA) охарактеризовала Гран-при Монако как «исключительное место гламура и престижа» для автоспорта. [9] Гран-при проводится под патронажем трех поколений королевской семьи Монако : Людовика II , Ренье III и Альберта II , каждый из которых проявляет большой интерес к гонке. Большая часть доходов княжества поступает от туристов, привлеченных теплым климатом и знаменитым казино, но оно также является налоговой гаванью и домом для многих миллионеров, в том числе нескольких гонщиков Формулы-1. [90]

Монако выпустило четырех местных гонщиков Формулы-1 — Луи Широна , Андре Тестю , Оливье Беретту и Шарля Леклера. [91] - но его налоговый статус на протяжении многих лет сделал его домом для многих водителей, в том числе Жиля Вильнёва и Айртона Сенны . Из претендентов на Формулу-1 2006 года несколько имеют недвижимость в княжестве, в том числе Дженсон Баттон и Дэвид Култхард , который был совладельцем тамошнего отеля. [92] Из-за небольшого размера княжества и расположения трассы гонщики, чьи гонки заканчиваются раньше, обычно могут вернуться в свои апартаменты за считанные минуты. Айртон Сенна, как известно, удалился в свою квартиру после того, как потерял лидерство в гонке 1988 года . [93] В гонке 2006 года , сойдя из-за механической неисправности, находясь на втором месте, Кими Райкконен удалился на свою яхту, которая была припаркована в гавани. [94]

Гран-при каждый год привлекает знаменитостей, которые приезжают, чтобы ощутить гламур и престиж мероприятия. В выходные дни Гран-при в ночных клубах проходят большие вечеринки, а порт Эркюль наполняется тусовщиками, присоединяющимися к празднованию. [95]

Критика со стороны водителей и комментаторов

В 21 веке несколько комментаторов и гонщиков Формулы-1 назвали Гран-при самой скучной гонкой из всех трасс, как для пилотирования, так и для наблюдения в качестве зрителя. Критика была направлена ​​на то, как мало совершается попыток обгона, а также на то, как часто побеждает гонщик, установивший поул. [96] [97] Фернандо Алонсо сказал, что эта гонка — «самая скучная гонка за всю историю», а Льюис Хэмилтон заявил, что Гран-при 2022 года «на самом деле не был гонкой». [98] [99]

Победители

[ редактировать ]

Повторные победители (пилоты)

[ редактировать ]

Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.

Айртон Сенна выиграл гонку рекордные шесть раз.
Победы Водитель Выигранные годы
6 Бразилия Айртон Сенна 1987 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 1993
5 Великобритания Грэм Хилл 1963 , 1964 , 1965 , 1968 , 1969
Германия Михаэль Шумахер 1994 , 1995 , 1997 , 1999 , 2001
4 Франция Ален Прост 1984 , 1985 , 1986 , 1988
3 Великобритания Стирлинг Мосс 1956 , 1960 , 1961
Великобритания Джеки Стюарт 1966 , 1971 , 1973
Германия Нико Росберг 2013 , 2014 , 2015
Великобритания Льюис Хэмилтон 2008 , 2016 , 2019
2 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио 1950 , 1957
Франция Морис Трентиньян 1955 , 1958
Австрия Niki Lauda 1975 , 1976
ЮАР Джоди Шектер 1977 , 1979
Великобритания Дэвид Култхард 2000 , 2002
Испания Фернандо Алонсо 2006 , 2007
Австралия Марк Уэббер 2010 , 2012
Германия Себастьян Феттель 2011 , 2017
Нидерланды Макс Ферстаппен 2021 , 2023
Источники: [100] [101]

Неоднократные победители (строители)

[ редактировать ]

Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.

Победы Конструктор Выигранные годы
15 Великобритания Макларен 1984 , 1985 , 1986 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 1993 , 1998 , 2000 , 2002 , 2005 , 2007 , 2008
11 Италия Феррари 1952 1955 , 1975 , 1976 , 1979 , 1981 , 1997 , 1999 , 2001 , 2017 , 2024
8 Германия Мерседес 1935 ,  1936 , 1937 , 2013 , 2014 , 2015 , 2016 , 2019
7 Великобритания Лотос 1960 , 1961 , 1968 , 1969 , 1970 , 1974 , 1987
Австрия Ред Булл 2010 , 2011 , 2012 , 2018 , 2021 , 2022 , 2023
5 Великобритания БРМ 1963 , 1964 , 1965 , 1966 , 1972
4 Франция Бугатти 1929 , 1930 , 1931 , 1933
3 Италия Альфа Ромео 1932 , 1934 , 1950
Италия Мазерати 1948 , 1956 , 1957
Великобритания Купер 1958 , 1959 , 1962
Великобритания Тиррелл 1971 , 1973 , 1978
Великобритания Уильямс 1980 , 1983 , 2003
2 Великобритания Брэбэм 1967 , 1982
Великобритания Бенеттон 1994 , 1995
Франция Рено 2004 , 2006
Источники: [100] [101]

Повторные победители (производители двигателей)

[ редактировать ]

Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.

Победы Производитель Выигранные годы
15 Германия Мерседес * 1935 ,  1936 , 1937 , 1998 , 2000 , 2002 , 2005 , 2007 , 2008 , 2009 , 2013 , 2014 , 2015 , 2016 , 2019
14 Соединенные Штаты Форд ** 1968 , 1969 , 1970 , 1971 , 1972 , 1973 , 1974 , 1977 , 1978 , 1980 , 1982 , 1983 , 1993 , 1994
11 Италия Феррари 1952 1955 , 1975 , 1976 , 1979 , 1981 , 1997 , 1999 , 2001 , 2017 , 2024
7 Япония Хонда 1987 , 1988 , 1989 , 1990 , 1991 , 1992 , 2021
6 Франция Рено 1995 , 2004 , 2006 , 2010 , 2011 , 2012
5 Великобритания Кульминация 1958 , 1959 , 1960 , 1961 , 1962
Великобритания БРМ 1963 , 1964 , 1965 , 1966 , 1972
4 Франция Бугатти 1929 , 1930 , 1931 , 1933
3 Италия Альфа Ромео 1932 , 1934 , 1950
Италия Мазерати 1948 , 1956 , 1957
Люксембург ЯРЛЫК *** 1984 , 1985 , 1986
Источники: [100] [101]

* В период с 1998 по 2005 год построен компанией Ilmor при финансовой поддержке Mercedes.

** Построено компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.

*** Создан Porsche.

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.

Нико Росберг трижды подряд выигрывал Гран-при Монако с 2013 по 2015 год, выступая за Mercedes .
Год Водитель Конструктор Отчет
1929 Великобритания Уильям Гровер-Уильямс Бугатти Отчет
1930 Франция Рене Дрейфус Бугатти Отчет
1931 Монако Луи Широн Бугатти Отчет
1932 Италия Тацио Нуволари Альфа Ромео Отчет
1933 Италия Ахилле Варци Бугатти Отчет
1934 Франция Гай Молл Альфа Ромео Отчет
1935 Италия Луиджи Фаджиоли Мерседес Отчет
1936 Германия Рудольф Караччиола Мерседес Отчет
1937 Германия Манфред фон Браухич Мерседес Отчет
1938

1947
Не проводился с 1939 по 1944 год из-за Второй мировой войны , а также в 1938 и 1945-1947 годах по финансовым причинам.
1948 Италия Джузеппе Фарина Мазерати Отчет
1949 Не проводится из-за смерти принца Людовика II.
1950 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Альфа Ромео Отчет
1951 Не проведено из-за проблем с бюджетом и отсутствия правил в Формуле-1.
1952 Италия Витторио Марцотто Феррари Отчет
1953

1954
Не проводилось в связи с тем, что в Формуле-1 не был доработан регламент автомобилей.
1955 Франция Морис Трентиньян Феррари Отчет
1956 Великобритания Стирлинг Мосс Мазерати Отчет
1957 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Мазерати Отчет
1958 Франция Морис Трентиньян Купер - Кульминация Отчет
1959 Австралия Джек Брэбэм Купер - Кульминация Отчет
1960 Великобритания Стирлинг Мосс Лотос - Кульминация Отчет
1961 Великобритания Стирлинг Мосс Лотос - Кульминация Отчет
1962 Новая Зеландия Брюс Макларен Купер - Кульминация Отчет
1963 Великобритания Грэм Хилл БРМ Отчет
1964 Великобритания Грэм Хилл БРМ Отчет
1965 Великобритания Грэм Хилл БРМ Отчет
1966 Великобритания Джеки Стюарт БРМ Отчет
1967 Новая Зеландия Денни Халм Брэбэм - Репко Отчет
1968 Великобритания Грэм Хилл Лотос - Форд Отчет
1969 Великобритания Грэм Хилл Лотос - Форд Отчет
1970 Австрия Йохен Риндт Лотос - Форд Отчет
1971 Великобритания Джеки Стюарт Тиррелл - Форд Отчет
1972 Франция Жан-Пьер Бельтуаз БРМ Отчет
1973 Великобритания Джеки Стюарт Тиррелл - Форд Отчет
1974 Швеция Ронни Петерсон Лотос - Форд Отчет
1975 Австрия Niki Lauda Феррари Отчет
1976 Австрия Niki Lauda Феррари Отчет
1977 ЮАР Джоди Шектер Волк - Форд Отчет
1978 Франция Патрик Депайлер Тиррелл - Форд Отчет
1979 ЮАР Джоди Шектер Феррари Отчет
1980 Аргентина Карлос Ройтеманн Уильямс - Форд Отчет
1981 Канада Жиль Вильнев Феррари Отчет
1982 Италия Риккардо Патрезе Брэбэм - Форд Отчет
1983 Финляндия Кеке Росберг Уильямс - Форд Отчет
1984 Франция Ален Прост Макларен ЧЛЕН Отчет
1985 Франция Ален Прост Макларен ЧЛЕН Отчет
1986 Франция Ален Прост Макларен ЧЛЕН Отчет
1987 Бразилия Айртон Сенна Лотос - Хонда Отчет
1988 Франция Ален Прост Макларен - Хонда Отчет
1989 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1990 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1991 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1992 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1993 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Форд Отчет
1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон - Форд Отчет
1995 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон - Рено Отчет
1996 Франция Оливье Панис Лижье - Муген-Хонда Отчет
1997 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
1998 Финляндия Мика Хаккинен Макларен - Мерседес Отчет
1999 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
2000 Великобритания Дэвид Култхард Макларен - Мерседес Отчет
2001 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
2002 Великобритания Дэвид Култхард Макларен - Мерседес Отчет
2003 Колумбия Хуан Пабло Монтойя Уильямс - БМВ Отчет
2004 Италия Ярно Трулли Рено Отчет
2005 Финляндия Кими Райкконен Макларен - Мерседес Отчет
2006 Испания Фернандо Алонсо Рено Отчет
2007 Испания Фернандо Алонсо Макларен - Мерседес Отчет
2008 Великобритания Льюис Хэмилтон Макларен - Мерседес Отчет
2009 Великобритания Дженсон Баттон Браун - Мерседес Отчет
2010 Австралия Марк Уэббер Ред Булл - Рено Отчет
2011 Германия Себастьян Феттель Ред Булл - Рено Отчет
2012 Австралия Марк Уэббер Ред Булл - Рено Отчет
2013 Германия Нико Росберг Мерседес Отчет
2014 Германия Нико Росберг Мерседес Отчет
2015 Германия Нико Росберг Мерседес Отчет
2016 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2017 Германия Себастьян Феттель Феррари Отчет
2018 Австралия Даниэль Риккардо Red Bull Racing TAG Heuer Отчет
2019 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2020 Не проводится из-за пандемии COVID-19.
2021 Нидерланды Макс Ферстаппен Ред Булл Рейсинг - Хонда Отчет
2022 Мексика Серхио Перес Ред Булл Рейсинг РБПТ Отчет
2023 Нидерланды Макс Ферстаппен Ред Булл Рейсинг - Хонда РБПТ Отчет
2024 Монако Чарльз Леклерк Феррари Отчет
Источники: [100] [101]

Предыдущие конфигурации схемы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Топ-10 самых престижных гонок мира» . 20 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 5 ноября 2018 г.
  2. ^ «Самые известные автомобильные гонки в мире» . 28 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. . Проверено 5 ноября 2018 г.
  3. ^ «Приближаются три крупнейших автомобильных гонки в мире – вот что вам нужно знать» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  4. ^ Уокер, Кейт (14 июня 2018 г.). «Фернандо Алонсо делает еще один шанс завоевать тройную корону автоспорта» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  5. ^ «Правила и положения: Очки, классификация и дистанция гонки» . Formula1.com . Формула Один . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 18 мая 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и «Монако» . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
  7. ^ «Вспоминая Сенну: король Монако» . Архивировано из оригинала 23 мая 2020 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  8. ^ «Лучшие факты и статистика после Гран-при Монако» . Формула 1 — Официальный сайт Формулы 1 . Проверено 28 мая 2024 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Его Светлость принц Монте-Карло Ренье вручил первую золотую медаль FIA в автоспорте» . Международная автомобильная федерация . 14 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2007 г. Проверено 31 августа 2006 г.
  10. ^ «Вершина гонок: в воскресенье состоится Гран-при Монако, Индианаполис 500 и Кока-Кола 600» . ESPN.com . 28 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
  11. ^ Кеттлуэлл, Майк. «Гран-при Монако» в Уорде, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей , том 12 (Лондон: Orbis, 1974), с. 1382.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Хьюз, М. 2007. «Уличный театр 1929». Автоспорт , LXXXIII/3, с. 62
  13. ^ «История» . Автомобильный клуб Монако . Проверено 31 января 2024 г.
  14. ^ «Первый Гран-при Монако» . Журнал Motor Sport (май 1929 г.): 11. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2016 г. Проверено 4 августа 2016 г. ; Кеттлуэлл, с. 1382.
  15. ^ Перейти обратно: а б Кеттлуэлл, с. 1382.
  16. ^ «Гран-при Монако: величайшие моменты» . Томсон Спорт . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
  17. ^ Снельман, Лейф и Эцродт, Ганс (14 января 2007 г.). «Золотая эра 1933 года» . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
  18. ^ Тибболлс, Джефф (2001). Самые странные гонки автоспорта . Книги Робсона. С. 95–97 . ISBN  1-86105-411-4 .
  19. ^ Кеттлуэлл, Майк. «Монако: шоссейные гонки на Ривьере», Норти, Том, редактор. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 12, с. 1383.
  20. ^ Кеттлуэлл, с. 1383.
  21. ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  22. ^ Ходжес, Дэвид (1964). Гран-при Монако . п. 3.
  23. Колыбель автоспорта www.forix.com. Архивировано 20 февраля 2007 г. на Wayback Machine. Проверено 6 марта 2007 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «История» . Проверено 5 ноября 2018 г.
  25. ^ «Гран-при Монако 1948 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  26. ^ «Отчеты о последних событиях» . Motor Sport (июнь 1948 г.): 10. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 г .. Проверено 4 августа 2016 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б «История — Автомобильный клуб Монако» . Автомобильный клуб Монако. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
  28. ^ Болдуин, Алан (19 марта 2020 г.). «Гран-при Монако отменен, поскольку коронавирус поражает все больше гонок Формулы-1» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  29. ^ Полная энциклопедия Формулы-1 , стр. 262, строки 8–9. Карлтон Букс Лтд. ISBN   1-85868-515-X .
  30. ^ Полная энциклопедия Формулы-1 , стр. 262, строка 10, Carlton Books Ltd. ISBN   1-85868-515-X .
  31. ^ Ричард Армстронг. «Грэм Хилл – выдающийся универсал» . 8 Вт. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 23 августа 2006 г.
  32. ^ «Водители: Пол Хокинс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
  33. ^ «Грэм Хилл – 1962, 1968» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
  34. ^ «Монте-Карло» . RacingCircuits.info . Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Ловелл, Терри (2004) Игра Берни
  36. ^ Генри, Алан (1985) Брэбэм, Автомобили Гран-при, с. 237 скопа ISBN   0-905138-36-8 Генри сообщает, что Пирони остановился из-за неисправности электричества, но официальные результаты показывают, что у водителя Ferrari закончилось топливо.
  37. ^ «5 главных соперников в истории Формулы-1» . 21 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. Проверено 5 ноября 2018 г.
  38. ^ «Главное соперничество Формулы-1: Прост-Сенна? Хэмилтон-Росберг? Выскажите свое мнение» . www.skysports.com . Архивировано из оригинала 10 марта 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  39. ^ Клетчатый флаг с. 320, линии 55–56 Вайденфельд и Николсон ISBN   0-297-83550-5
  40. ^ Сперджен, Брэд (21 мая 2015 г.). «Когда Айртон Сенна стал звездой» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  41. ^ «Смена треков: Монте-Карло» . F1 Фанатик . 14 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2017 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
  42. ^ Гран-при 1987, с. 60. ISBN   0-908081-27-8
  43. ^ «Рон Деннис о Сенне. Часть первая: ранние годы» . формула1.com. Архивировано из оригинала 23 июня 2014 года . Проверено 24 января 2016 г.
  44. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1992» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 23 февраля 2007 г.
  45. ^ Автокурс 1992, стр. 150, 153.
  46. ^ Олсоп, Дерек. Проекты на победу: на пути к Гран-при с Benetton . Хатчинсон, с. 109, строки 34–35. ISBN   0-09-178311-9
  47. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1994» . GrandPrix.com . 15 мая 1994 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2008 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
  48. ^ Сондерс, Уилл (20 мая 2014 г.). «В память о... Гран-при Монако 1996 года, самой дурацкой гонке Формулы-1» . краш.нет . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
  49. ^ «BBC SPORT – Автоспорт – Формула-1 – Шумахер на скамье подсудимых» . bbc.co.uk. ​28 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 г. . Проверено 8 мая 2015 г.
  50. ^ «Шумахера лишили поула» . Формула 1. 27 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 г. Проверено 8 августа 2009 г.
  51. ^ «Гран-при Монако продлевает контракт с Формулой-1 на 10 лет» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 28 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 г. . Проверено 29 июля 2010 г.
  52. ^ «Гран-при Голландии и Испании перенесены, Монако отменены» . Formula1.com . Либерти Медиа. 19 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 19 марта 2020 г.
  53. ^ «Монако объявляет об отмене гонки Формулы-1 2020 года из-за коронавируса» . Formula1.com . Либерти Медиа. 19 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 19 марта 2020 г.
  54. ^ «Расписание Формулы-1 на 2021 год: Формула-1 объявляет предварительный календарь из 23 гонок на 2021 год | Формула-1» . www.formula1.com . Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  55. ^ Вудхаус, Джейми (23 мая 2021 г.). «Феррари не проверяла карданный вал, так как он «не сломан» » . PlanetF1.com . Проверено 24 мая 2021 г.
  56. ^ «В том, что Леклер пропустил гонку в Монако, виновата треснувшая ступица колеса» . 24 мая 2021 г.
  57. ^ Бир, Мэтт (29 мая 2022 г.). « Очень неправильно» – озадаченный Леклер раскритиковал стратегию Ferrari в Монако» . Гонка . Проверено 30 мая 2022 г.
  58. ^ Коллантайн, Кейт; Коттингем, Клэр (30 мая 2022 г.). « Интер был бы намного быстрее»: почему Леклер сделал «очень неправильный» пит-стоп, которого Сайнс избежал» . Фанаты гонок . Проверено 30 мая 2022 г.
  59. ^ «Гран-при Монако останется в календаре Формулы-1 до 2025 года» . www.autosport.com . 20 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
  60. ^ «Формула-1 делает исторический шаг в трансляции Гран-при Монако» . Независимый . 19 мая 2023 г. Проверено 8 мая 2024 г.
  61. ^ Ноубл, Джонатан (29 мая 2022 г.). «Пять факторов, которые решат судьбу Монако в Формуле-1» . Автоспорт . Проверено 8 мая 2024 г.
  62. ^ «Экономика Гран-при Монако Формулы-1» . 9 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  63. ^ Холт, Сара (27 мая 2007 г.). «Как это было: Гран-при Монако» . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 года . Проверено 11 августа 2009 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б «Гран-при Монако — Гонка F1 — Трасса Монако — Монте-Карло | Формула 1» . www.formula1.com . Проверено 28 мая 2024 г.
  65. ^ «Почему не Гран-при в Монте-Карло?» . Гейл Форс Монако. Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 9 марта 2007 г.
  66. ^ «Водители: Пол Хокинс» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
  67. ^ «Водители: Альберто Аскари» . ГранПри.com. Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года . Проверено 28 января 2007 г.
  68. ^ На водительском сиденье с. 32, линии 8–10 Stanley Paul & Co. Ltd. ISBN   0-09-173818-0
  69. ^ https://www.fia.com/sites/default/files/appendix_o_2024_published_28.02.2024_-_final_v2_0.pdf .
  70. ^ Паркс, Ян (23 мая 2024 г.). «Ограничения и острые ощущения Гран-при Монако» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 28 мая 2024 г.
  71. ^ https://www.fia.com/sites/default/files/fia_2024_formula_1_sporting_regulations_-_issue_6_-_2024-04-30_v2.pdf
  72. ^ Жан-Мишель Десну; Патрик Камю и Жан-Марк Луба Формула 1 99 с. 121, строки 6–8. Королева Анна Пресс. ISBN   1-85291-606-0
  73. ^ Брэд Сперджен (23 мая 2008 г.). «Гонок Гран-при много, но Монако только одно» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  74. ^ «Формула 1 Гран-при Монако 2019 – Квалификация» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
  75. ^ «Гран-при Монако ⋅ Где смотреть» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  76. ^ «Уикенд Гран-при Монако: как его проводят богатые и знаменитые» . CNN . 30 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  77. ^ «Автомобильный клуб Монако» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
  78. ^ «Часто задаваемые вопросы по Формуле-1» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 4 марта 2007 г.
  79. ^ Смит, Люк (22 сентября 2021 г.). «Формула-1 сократит Гран-при Монако до трехдневного гоночного уик-энда с 2022 года» . www.motorsport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
  80. ^ Стро, Эдд (22 сентября 2021 г.). «МОНАКО ТЕРЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ЧЕТВЕРГ СТАРТ Ф1 2022 ГОДА» . Гонка . The Race Media Ltd. Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
  81. ^ «На Гран-при Монако идет битва за превосходство» . Меркурий . 25 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 г. Проверено 11 августа 2009 г.
  82. ^ Гилл, Барри, изд. (1976). Чемпионат мира 1975 года - ежегодник John Player Motorsport за 1976 год . Queen Anne Press Ltd. ISBN  0-362-00254-1 .
  83. ^ Олсоп, Дерек. Проекты на победу: на пути к Гран-при с Benetton . Хатчинсон, с. 96, строки 4–6. ISBN   0-09-178311-9
  84. ^ «Что газеты говорят о Монако» . PlanetF1.com . 25 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 г. . Проверено 11 августа 2009 г.
  85. ^ https://www.fia.com/sites/default/files/decision-document/2023%20Monaco%20Grand%20Prix%20-%20Post-Race%20Procedure.pdf
  86. ^ «Почему не Гран-при в Монте-Карло?» . Гейл Форс Монако. Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 9 марта 2007 г.
  87. ^ «Инди 500, воскресенье, 27 мая 2007 г.». Приложение к журналу Top Gear «Новые автомобили», 2007 год . BBC по всему миру . Март 2007. с. 30.
  88. ^ «Тройная корона автоспорта: сможет ли Хуан Пабло Монтойя войти в историю?» . 5 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. Проверено 5 ноября 2018 г.
  89. ^ «Алонсо выигрывает Ле-Ман и приближается к тройной короне» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
  90. ^ «Годовой рев» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  91. ^ «Список водителей по странам – Монако» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 31 августа 2006 г. www.f1db.com идентифицирует Тестю как монагаска, хотя он родился в Лионе, Франция.
  92. ^ Зюльт, Кристиан (23 мая 2010 г.). « На месте водителя: Дэвид Култхард заработал 30 миллионов фунтов в отеле » . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  93. ^ Дорси, Валери Линн (31 октября 1988 г.). «Сенна завоевывает титул чемпиона мира победой в Формуле-1» . США сегодня . п. 11С.
  94. ^ Купер, Сэм. «Уходящий в отставку Кими Райкконен однажды покинул Гран-при Монако, чтобы выпить пива в гидромассажной ванне своей частной яхты» . Инсайдер . Проверено 1 ноября 2023 г.
  95. ^ Массимо Мариони (30 мая 2018 г.). «Как богатые и знаменитые проводят выходные на Гран-при Монако» . CNN . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
  96. ^ Клэнси, Ребекка. «Формула-1: «Скучный» Гран-при Монако рискует быть пониженным до уровня, проводимого раз в два года» . Таймс . ISSN   0140-0460 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  97. ^ Браун, Оливер (20 мая 2021 г.). «Гран-при Монако — самая скучная гонка на трассе Формулы-1: только деньги придают ей смысл» . Телеграф . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  98. ^ «Уничижительная напыщенная речь Льюиса Хэмилтона о «скучном» Гран-при Монако: «Слава богу, все закончилось» | F1 | Sport | Express.co.uk» . www.express.co.uk . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  99. ^ «Алонсо назвал Гран-при Монако «самой скучной гонкой Формулы-1 за всю историю»» . us.motorsport.com . 27 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2022 г. Проверено 5 июня 2022 г.
  100. ^ Перейти обратно: а б с д «ГП Монако» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
  101. ^ Перейти обратно: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Монте-Карло». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 425–426. ISBN  978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кодлинг, Стюарт (2019). Гран-при Монако Life . Беверли, Массачусетс: Мотоциклы. ISBN  9780760363744 .
  • Фолли, Малькольм (2017). Монако: величайшая гонка Формулы-1 изнутри . Лондон: Век. ISBN  9781780896168 .
  • Кеттлуэлл, Майк. «Монако: шоссейные гонки на Ривьере», Норти, Том, редактор. Мир автомобилей , том 12, стр. 1381–4. Лондон: Орбис, 1974.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7e0c3c8d998a0d9e79ae183e07a639b__1722399420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/9b/d7e0c3c8d998a0d9e79ae183e07a639b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monaco Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)