Уильям Гровер-Уильямс
Уильям Гровер-Уильямс | |
---|---|
![]() Гровер-Уильямс в 1928 году | |
Рожденный | |
Умер | 18 марта 1945 г. (или вскоре после этого) (42 года) |
Род занятий | Гонщик ГП агент |
Супруг |
Ивонн Опик |
Родители) | Фредерик Гровер Херманс Даган |
Уильям Чарльз Фредерик Гровер-Уильямс (урожденный Уильям Чарльз Фредерик Гровер , 16 января 1903 — 18 марта 1945 (или вскоре после этого)), [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] также известный как «W Williams» , был автогонщиком Гран-при Великобритании . Он наиболее известен тем, что выиграл первый Гран-при Монако . [ 4 ] [ 5 ]
Во время Второй мировой войны Гровер-Уильямс под кодовым именем Себастьян работал агентом во Франции подпольной британской организации Special Operations Executive (SOE). Целями SOE было проведение шпионажа, диверсий и разведки в странах, оккупированных державами Оси, особенно в странах, оккупированных нацистской Германией . Агенты ЗОЕ объединились с французскими группами сопротивления и снабжали их оружием и оборудованием. Гровер-Уильямс создал, координировал и возглавил сеть госпредприятия « Каштан » , которая работала недалеко от Парижа. Сеть «Каштан» организовала десантирование оружия и техники ЗОЕ с парашютом и накопила их для использования сопротивлением. Немецкая Sicherheitsdienst (SD) захватила Гровер-Вильямса в августе 1943 года. Он был заключен в тюрьму и казнен в марте 1945 года.
Личная и ранняя жизнь
[ редактировать ]
Гровер-Уильямс родился в Монруже , Верхняя де-Сен , Франция, 16 января 1903 года в семье Фредерика и Эрманс Гровер. Фредерик Гровер был английским коневодом , поселившимся в Монруже. Фредерик познакомился с француженкой Эрманс Даган, и вскоре они поженились. Их первым ребенком была Элизабет, родившаяся в 1897 году. У Уильяма было еще двое братьев и сестер - Алиса и Фредерик. Гровер-Уильямс родился в семье англичанина и матери-француженки В детстве он свободно говорил на французском и английском языках . . [ 6 ]
Когда Уильяму было одиннадцать, во время Первой мировой войны , родители отправили его жить к родственникам в Хартфордшир , в Соединенном Королевстве . После войны Фредерик Гровер перевез семью в Монте-Карло . Именно там Уильям увлекся автомобилями: его научил водить Rolls-Royce парень его сестры. Гровер-Уильямс сдал экзамен по вождению в Монако и получил права . [ 7 ] Будучи склонным к механике и увлеченным моторизованными транспортными средствами, Гровер-Уильямс в возрасте 15 лет приобрел мотоцикл Indian , и он стал его гордостью и радостью. [ 8 ] Позже он участвовал в гонках на мотоциклах в начале 1920-х годов, хотя держал это в секрете от своей семьи, взяв псевдоним «W Williams». [ 9 ]
В 1919 году ирландский художник-портретист Уильям Орпен стал официальным художником Парижской мирной конференции . Орпен купил автомобиль «Роллс-Ройс» и нанял вернувшегося в Париж Гровера-Уильямса своим шофером . [ 8 ] В то время у Орпена была любовница и модель по имени Ивонн Опик. [ 10 ] Опик и Гровер-Уильямс стали хорошими друзьями, и после разрыва отношений Опика с Орпеном пара поженилась в ноябре 1929 года. Она была на шесть лет старше его. [ 11 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]
К 1926 году Гровер-Уильямс начал участвовать в гонках по всей Франции на Bugatti , используя псевдоним «W Williams». [ 4 ] участие в Гран-при Прованса в Мирамасе и ралли Монте-Карло . В 1928 году он выиграл Гран-при Франции , повторив это в 1929 году. [ 4 ] В том же году, за рулем Bugatti 35B, окрашенного в так называемый « гоночный зеленый цвет », он выиграл первый Гран-при Монако, победив любимый Mercedes немецкого британский гонщика Рудольфа Караччиолы . [ 4 ] [ 5 ]
Преуспев в финансовом отношении, Гровер-Вильямс и его жена содержали дом в фешенебельном районе Парижа, одновременно владея большим домом в курортном городке Ла-Боль, Земля Луары , на берегу Бискайского залива , где проходил один из ежегодных фестивалей. Гонки Гран-при. В 1931 году он выиграл Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршам . [ 4 ] Он также выигрывал Гран-при де ла Боль три года подряд (с 1931 по 1933 год). Он ушел из гонок в 1933 году. [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]28 февраля 1940 года Гровер-Уильямс был зачислен в Службу британской королевской армии и работал водителем во Франции. В июне 1940 года был эвакуирован из Дюнкерка в Англию после победы нацистской Германии в битве за Францию . [ 13 ] Благодаря его свободному владению французским и английским языками, осенью 1940 года он был принят на работу в Управление специальных операций (SOE). SOE обучило его работе на агента и повысило его с рядового до младшего лейтенанта. [ 14 ] 29 мая 1942 года Гровер-Уильямс и другой агент ЗОЕ, Кристофер Бёрни , спрыгнули с парашютом «вслепую» (без приёмной комиссии на земле) во Францию недалеко от Ле-Мана . [ 15 ] Гровер-Уильямс отправился в Париж, где воссоединился со своей женой Ивонной, но по соображениям безопасности нашел себе другое место для жизни и работы. Рабочее имя Гровера-Уильямса в SOE было «Себастьян». Его задачей для ЗОЕ было создание «спящей» ячейки под названием «Каштан» , которая должна была подготовиться к действиям против немецких оккупантов по приказу ЗОЕ. [ 16 ]
Сетью SOE в Париже была компания Autogyro , которую возглавлял Пьер де Вомекур , но в апреле 1942 года немцы уничтожали Autogyro и убивали или заключали в тюрьму ее членов. ЗОЕ предполагало, что Честнат станет заменой автожиру, но с созданием сети Проспер позже, в 1942 году, гораздо меньшая сеть Честнат стала вторичной сетью в Париже, посвятив себя хранению оружия для возможного использования французским сопротивлением немецким оккупантам. . Гровер-Уильямс завербовал в свою сеть двух коллег-автогонщиков, Роберта Бенуа и Жан-Пьера Вимиля , и трио использовало их жен и других женщин в качестве курьеров. Базой их деятельности было семейное поместье Бенуа недалеко от Оффаржи, примерно в 25 милях (40 км) к юго-западу от Парижа . [ 17 ]
Основная проблема Гровера-Вильямса заключалась в том, что ЗОЕ не предоставило ему радиста для связи со штаб-квартирой ЗОЕ в Лондоне. Эта проблема была частично решена в январе 1943 года, когда Гровер-Уильямс установил контакт с Джеком Агазаряном , недавно прибывшим радистом сети Проспер. Политика SOE предписывала, чтобы каждая сеть имела своего собственного радиооператора и что контакты между сетями были запрещены. Вопреки этой политике, Агазарян передавал сообщения Честната в Лондон. Начиная с середины февраля Гровер-Вильямс организовал совместно с ЗОЕ шесть парашютных десантирований с оружием и другими припасами для французского сопротивления . В марте 1943 года ЗОЕ наконец направило Гровер-Вильямсу собственного радиста Роланда Даулена. Оружие и другие материалы, полученные сетью «Каштан», хранились для будущего использования. Гровер-Вильямс также смог организовать эффективную диверсию на заводе Citroën в Париже. [ 18 ] [ 19 ]
Падение Гровера-Уильямса началось 31 июля 1943 года, когда немецкий пеленгаторный фургон определил местонахождение Даулена и его радио и арестовал его. 1 августа был арестован Морис Бенуа, брат Робера. На следующий день Морис Бенуа возглавил немецкую Sicherheitsdienst (SD) в замок Бенуа в Ауффаржи . Гровер-Уильямс был найден прячущимся в конюшне и арестован. Немцы обнаружили в замке множество контейнеров с оружием и техникой. 4 августа немцы захватили Роберта Бенуа, но он сбежал. [ 20 ] [ 21 ] Когда жена Гровера-Вильяма, Ивонн, узнала о его аресте, она бежала из Парижа и укрылась у друзей в деревне Торенц . [ 22 ]
Заключение и смерть
[ редактировать ]После его поимки немцы доставили Гровера-Уильямса в штаб СД на авеню Фош, 84 в Париже для допроса. В январе 1944 года его отправили в Берлин и заключили в тюрьму Управления имперской безопасности , печально известного пытками, применявшимися к заключённым. В марте 1944 года его перевели в концлагерь Заксенхаузен . В марте 1945 года нацистское правительство издало указ об «особом обращении» со списком политических заключенных, включая Гровера-Уильямса. [ 23 ]
Гровер-Уильямс был казнен в Заксенхаузене весной 1945 года вместе с другим руководителем сети ЗОЕ Фрэнсисом Саттиллом . [ 24 ] [ 25 ] Дата смерти, указанная в официальных списках раненых военного министерства, первоначально «1 февраля 1945 года или вскоре после него», была изменена на «18 марта 1945 года или вскоре после него». [ 2 ] в то время как Комиссия Содружества по военным захоронениям записывает эту дату просто как 18 марта 1945 года. [ 26 ]
После войны вдова Гровера-Уильямса, Ивонн, в конце концов поселилась в деревне Амфревиль-ла-Кампань в Нормандии, где она управляла собачьим питомником по разведению терьеров . Она умерла в 1973 году в возрасте 77 лет. [ 27 ] Внучка Роберта Бенуа, среди прочих, утверждала, что Уильям Гровер-Уильямс пережил войну и жил с Ивонн с 1948 года до ее смерти под вымышленным именем «Жорж Тамбал». Тамбал был убит немецким водителем во время езды на велосипеде в 1983 году. [ 28 ] [ 29 ]
Наследие и признание
[ редактировать ]Гровер-Уильямс записан на Мемориале Бруквуда в Суррее , Англия. [ 3 ] и как один из агентов ЗОЕ, погибших за освобождение Франции, он внесен в ЗОЕ Валансе Мемориала Доску почета во французском городе Валансе . [ 30 ]
Награжден французским Croix de Guerre , [ 3 ] Гровер-Уильямс также был представлен к Ордену Британской империи главой ЗОЕ генерал-майором Колином Габбинсом в сентябре 1945 года, но когда стало ясно, что он умер, эта награда не была вручена. [ 27 ]
Диверсант» В видеоигре « 2009 года изображен ирландский главный герой по имени Шон Девлин, вдохновленный Гровером-Уильямсом. [ 31 ]
Статуя Гровера-Уильямса на его автомобиле Bugatti Type 35, выигравшем Гран-при Монако в 1929 году, расположена на первом повороте трассы Монако ( часовня Сент-Девот ). [ 32 ]
Результаты и рекорды
[ редактировать ]Победы в Гран-при
[ редактировать ]Год | Гран-при | Расположение | Машина | Отчет |
---|---|---|---|---|
1928 | ![]() |
Сен-Годенс | Бугатти Тип 35 | Отчет |
1929 | ![]() |
Монте-Карло | Бугатти Тип 35 | Отчет |
![]() |
Ле-Ман | Бугатти Тип 35 | Отчет | |
1931 | ![]() |
Спа-Франкоршам | Бугатти Тип 51 | Отчет |
![]() |
Ла Боль | Бугатти Тип 51 | Отчет | |
1932 | ![]() |
Ла Боль | Бугатти Тип 51 | Отчет |
1933 | ![]() |
Ла Боль | Бугатти Тип 54 | Отчет |
† Гровер-Уильямс делил машину с Каберто Конелли . |
Полные результаты чемпионата Европы
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Абитуриент | Делать | 1 | 2 | 3 | 4 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1931 | Заводы Бугатти | Бугатти | ОНА |
ОТ Верно † |
БЕЛ 1 † |
9= | 14 | |
1932 | Частный вход | Бугатти | ОНА |
ОТ 6 |
ДАВАТЬ |
9= | 20 | |
1936 | Бугатти | Бугатти | МОЙ 9 |
ДАВАТЬ |
СУИ |
ОНА |
18= | 28 |
† Гровер-Уильямс делил машину с Каберто Конелли . |
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]
- Фут , MRD (2004). ГП во Франции . Издательство Фрэнка Касса. ISBN 0714655287 . . Переработанное издание, впервые опубликованное в 1966 году.
- Хайэм, Питер (1995). Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Издательство Гиннесс. ISBN 0-85112-642-1 .
- Райан, Роберт (2002). Однажды ранним утром . Заголовок. ISBN 978-0-7472-6873-4 . (Роман, основанный на жизни Гровера-Уильямса.)
- Савард, Джо (2006). Гран-при Диверсантов . Мориенваль Пресс. ISBN 978-0-9554868-0-7 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Савард 2006 , стр. 27, 317–318.
- ^ Перейти обратно: а б «В списках жертв Второй мировой войны найдены два аса автоспорта, казненные нацистами — Избранная статья» . www.thegenealogue.co.uk . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Подробности о пострадавших: ГРОВЕР-УИЛЬЯМС, УИЛЬЯМ ЧАРЛЬЗ ФРЕДЕРИК» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 4 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хайэм, Питер (1995). Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Издательство Гиннесс. стр. 200–208, 542. ISBN. 0-85112-642-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Пате, британец. «Еще один британский триумф» . www.britishpathe.com . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Савард 2006 , стр. 27, 87.
- ^ Савард 2006 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Савард 2006 , с. 29.
- ^ Савард 2006 , с. 30.
- ^ «Копия Первой мировой войны стоимостью 250 000 фунтов стерлингов» . www.telegraph.co.uk . 8 мая 2010 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Савард 2006 , стр. 39, 343.
- ^ Уокер, Кейт. «Взрыв из прошлого, Уильям Гровер-Уильямс» . Обзор Bugati, Vol. 16, № 1 . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Савард 2006 , стр. 73–74.
- ^ Савард 2006 , стр. 88–102.
- ^ «Ориентировочная (так в оригинале) история эксфильтрации во Францию и из Франции» (PDF) . История плана Сассекс . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Савард 2006 , стр. 112–115.
- ↑ Foot 2004 , стр. 175–176, 287–288.
- ^ Фут 2004 , с. 176.
- ^ Савард 2006 , стр. 136–144, 149–150.
- ↑ Foot 2004 , стр. 287–288.
- ^ Грехан, Джон; Мейс, Мартин (2012). Раскрытие секретной армии Черчилля . Барнсли, Южный Йоркшир: Военные пера и меча. п. 76. ИСБН 9781848847941 .
- ^ Савард 2006 , с. 188.
- ^ Грехан и Мейс 2012 , с. 76.
- ^ Савард 2006 , стр. 317–318.
- ^ «Последние новости Формулы 1 — Grandprix.com» . www.grandprix.com . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «Подробности о пострадавших | CWGC» . www.cwgc.org . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Савард 2006 , с. 343.
- ^ «Формула-1: раскрытие тайны Уильяма Гровера-Уильямса» , Ричард Бат, воскресенье, 27 мая 2012 г., The Scotsman в воскресенье
- ^ «8W - Кто? - Роберт Бенуа, «Уильямс» и Жан-Пьер Вимиль» . 8w.forix.com . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Ларрок, Эрве (2013). «ГП и памятник Валансе: Доска почета» . Действия ГП во Франции . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Интервью диверсанта» . ИГН . 9 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2009 г. Проверено 12 января 2009 г.
- ^ «Уильям Гровер-Уильямс — Монако — Статуи исторических деятелей на Waymarking.com» . www.waymarking.com . Проверено 23 мая 2019 г.
- 1903 рождения
- 1945 смертей
- Персонал британской армии погиб во Второй мировой войне
- Британцы казнены в нацистских концлагерях
- Бугатти люди
- Шофёры
- Английские эмигранты в Монако
- Англичане французского происхождения
- Английские автогонщики
- Казненные шпионы
- Члены французского Сопротивления
- Пилоты Гран-при
- Члены Сопротивления, убитые нацистской Германией
- Люди из Монружа
- Люди, погибшие в концлагере Заксенхаузен
- Офицеры общего списка британской армии
- Шпионы, погибшие в нацистских концлагерях
- Руководитель французского спецназа
- Руководитель британских специальных операций
- Спортсмены из Верхнего де-Сена
- Пилоты чемпионата Европы
- Лауреаты Военного креста 1939–1945 (Франция).