Jump to content

Гран-при Италии.

Гран-при Италии.
Национальный автодром Монцы
(1922–1979; 1981 – настоящее время)
Информация о гонке
Количество раз проведения 93
Впервые проведен 1921
Наибольшее количество побед (пилоты) Германия Михаэль Шумахер
Великобритания Льюис Хэмилтон (5)
Наибольшее количество побед (конструкторы) Италия Феррари (20)
Длина цепи 5,793   км (3600   миль)
Длина гонки 306 720   км (190 596   миль)
Круги 53
Последняя гонка ( 2023 г. )
Поул-позиция
Подиум
Самый быстрый круг

Гран -при Италии ( итал . Gran Premio d'Italia ) — пятый старейший национальный Гран-при по автогонкам (после Гран-при Франции , Гран-при США , Гран-при Испании и Гран-при России ), проводимый с тех пор. 1921. С 2013 года именно этот Гран-при проводился наибольшее количество раз: по состоянию на 2023 год их проводилось 93 раза . Это один из двух Гран-при (наряду с британским ), который проводится как этап Гран-при чемпионата мира Формулы-1 каждый сезон, постоянно с момента введения чемпионата в 1950 году. Каждый Гран-при Италии Формулы-1 в чемпионате мира. Эра проводилась в Монце , за исключением 1980 года , когда она проводилась в Имоле .

Гран-при Италии засчитывалось в чемпионат мира среди производителей с 1925 по 1928 год и в чемпионат Европы с 1931 по 1932 год и с 1935 по 1938 год. Кроме того, оно семь раз называлось Гран-при Европы в период с 1923 по 1967 год, когда этот титул был почетное звание, присуждаемое ежегодно одной гонке Гран-при Европы. Четыре чемпионата мира перед чемпионатом мира проводились не только в Монце: Монтикьяри ( 1921 г. ), Ливорно ( 1937 г. ), Милане ( 1947 г. ) и Турине ( 1948 г. ).

Мероприятие должно проходить на трассе Монцы как минимум до 2025 года. [1]

Происхождение

[ редактировать ]

Первый Гран- при Италии состоялся 4 сентября 1921 года на трассе длиной 10,7 миль (17,3 км) недалеко от Монтикьяри . [2] Однако гонка более тесно связана с трассой в Монце , гоночной трассе недалеко от северного города Милана , второго по величине города Италии в ее крупнейшем мегаполисе, ее экономической столицы и дома Alfa Romeo. Трасса специально расположена в одноименном пригородном городке , который был построен в 1922 году к гонке того года и на протяжении многих лет был местом проведения большинства гонок. Монца была построена на территории Парко-ди-Монца , общественного городского парка, окруженного лесом, где знаменитая королевская вилла Монцы также расположена .

Национальный автодром Монцы

[ редактировать ]
Аэрофотоснимок Национального автодрома Монцы .

Национальный автодром Монцы был построен в 1922 году и на тот момент был третьим постоянным автодромом в мире; Двумя другими были Бруклендс в Англии и Индианаполис в США. Пионеры европейских автогонок Винченцо Лансия и Феличе Наззаро заложили два последних кирпича в Монце. Длина трассы составляла 10 км (6,25 миль), ее участок с плоским уклоном и дорожная трасса были объединены в одну. Это было быстро и всегда доставляло волнение. Гонка 1923 года включала в себя одно из редких выступлений Гарри А. Миллера в Европе на его одноместном автомобиле «American Miller 122», которым управлял граф Луи Зборовски, известный как Chitty Chitty Bang Bang . Зборовский погиб на Гран-при следующего года в Монце за рулем Mercedes.

Старт гонки Гран-при 1931 года.

Гонка 1928 года стала первой из многих трагедий, постигших это место. Итальянцы Эмилио Матэрасси на Talbot и Джулио Форести на Bugatti сражались на скоростной трассе. Когда они выехали из-под крена на левую сторону ямы прямо на скорости 125 миль в час (200 км/ч), одно из передних колес обгоняющего Талбота Матерасси задел одно из задних колес Bugatti. Матэрасси не справился с управлением, свернул влево, преодолел канаву шириной 15 футов и глубиной 10 футов и врезался в незащищенную трибуну напротив боксов, убив себя и 27 зрителей и ранив еще 26. Это была самая страшная авария в автомобильной истории. гоночной истории и оставался таковым до « 24 часов Ле-Мана» 1955 года . В Гран-при Италии был трехлетний перерыв (но альтернативный Гран-при Монцы, не входящий в чемпионат , проводился в 1929 и 1930 годах), пока гонка 1931 года , проходившая в конце мая вместо традиционного начала сентября, не была выиграна Джузеппе Кампари и Тацио Нуволари на автомобиле Alfa Romeo. Гонка 1931 года была чем-то вроде гонки на выносливость; на это ушло десять часов. Великий Нуволари снова выиграл в укороченной Гонка 1932 года , на этот раз состоявшаяся в начале июня.

Черный день 1933 года.

[ редактировать ]
Плакат 1933 года

В 1933 году , когда гонка на этот раз проводилась в традиционные сроки - в начале сентября, снова случилась катастрофа. Три ведущих гонщика погибли во время Гран-при Монцы , гонки Формулы Либре, состоящей из трех заездов и финала во второй половине дня 10 сентября, после того, как Гран-при Италии утром состоялся сам , который стал известен как «Черный день Монцы». [3] Во время второго заезда на южном берегу появилось пятно масла, которое попало от «Дюзенберга», которым управлял граф Карло Феличе Тросси , а Джузеппе Кампари на «Альфа Ромео», на котором ездил Феррари, и его протеже Бэконен Борзаккини на «Мазерати» уже были яростно сражаюсь; а Борзаккини и Кампари на первом круге проехали южный берег, колесо к колесу. Борзаккини проехал через маслянистое пятно, потерял управление, дико развернулся, а затем «Мазерати» несколько раз перевернулся и сильно перевернулся, и к тому времени, когда разбитая машина остановилась, Борзаккини был зажат под ней и его раздавила машина, не успев выброшен. И пока Maserati Борзаккини разбивался по всей трассе, Кампари свернул, чтобы избежать его, и при этом его машина поднялась, вылетела за пределы крена и врезалась в деревья, расположенные прямо рядом с трассой. Кампари сломал себе шею и был мгновенно убит, а Борзаккини скончался позже в тот же день в больнице Монцы.

Перед финалом состоялось собрание гонщиков, на котором обсуждалось нефтяное пятно, и было решено его очистить. На восьмом круге польский аристократ граф Станислав Чайковский находился на южном берегу, когда у его Bugatti взорвался двигатель, а затем порвался топливопровод. Топливо из бака Bugatti загорелось после того, как коснулось очень горячей передней части Bugatti, где находились двигатель и коробка передач, и горящее топливо брызнуло на Чайковски. Ослепленный обрушившимся на него дымом и пламенем, он поднялся и вылетел за пределы насыпи - в том же месте, где разбились Кампари и Борзаккини. Польский водитель, не сумев потушить пламя на своем теле, которое питалось топливом из его разбитого Bugatti, затем сгорел заживо. француз Марсель Леу на Bugatti . Победителем укороченной гонки был признан [3]

Энцо Феррари , который был близок к Кампари и Борзаккини; первый, решив перейти из команды Ferrari в Maserati, ожесточился из-за этой трагедии. Сегодня историки гонок приходят к выводу, что события этой гонки стали переломным моментом, особенно для Энцо Феррари. Это был конец радостной эпохи гонок и начало более суровой новой эпохи. Безопасность в те времена вообще отсутствовала. Состояние трассы было практически идентично состоянию обычной городской и проселочной дороги, за исключением того, что поверхность была сделана не из грязи и/или асфальта, а из асфальта, бетона и/или кирпича. Зрители часто стояли очень близко к трассе или даже рядом с ней, и у них не было никакой защиты, кроме здравого смысла. Что было особенно трагично в смерти 41-летнего Кампари, так это то, что он объявил о завершении карьеры на Гран-при Франции двумя месяцами ранее, чтобы сосредоточиться на своих подвигах в оперном пении. [4]

Трасса Флорио и другие места

[ редактировать ]

После провальной гонки 1933 года с Монцей нужно было что-то делать. В 1934 году использовалась короткая версия трассы Флорио (представленная в 1930 году для Гран-при Монцы): гонщики должны были стартовать с главной прямой, но по южному повороту высокоскоростного кольца (прерванному двойной шиканой) в противоположном направлении. по сравнению с обычным; затем, посредством соединения, введенного за несколько лет до этого Флорио, они выбрали центральную прямую, южную кривую (также прерванную шиканой) и главную прямую; наконец, шпилька на 180 ° вернулась к финишу. Эта конфигурация была сочтена слишком медленной, и со следующего года использовалась трасса Флорио (с пятью шиканами). Эти гонки проводились в то время, когда Mercedes и Auto Union стали участвовать в автогонках; Немецкие «Серебряные стрелы» выиграли все эти гонки; суперзвезда Рудольф Караччиола побеждала в 1934 и 1937 годах , когда Гран-при Италии проводился на уличной трассе в Ливорно. В 1938 году он вернулся в Монцу, где победу одержал Нуволари на автомобиле Auto Union со средним расположением двигателя; сразу после начала работ по реконструкции гонки, но в 1939 году. Вторая мировая война Началась , и Гран-при Италии не возобновился до 1947 года.

В 1947 году Гран-при Италии проводился в ярмарочном парке миланского района Портелло , и эту гонку выиграл итальянец Карло Феличе Тросси за рулем Alfa Romeo. Итальянец Джованни Бракко вылетел с дороги на своем Delage и врезался в группу зрителей, в результате чего погибло пять человек. Это место больше никогда не использовалось для гонок, и в 1948 году они проводились в парке Валентино , общественном парке Турина . Гонка 1949 года вернулась в Монцу, где она оставалась в течение следующих 30 лет с конфигурацией, готовой еще до войны, но так и не использовавшейся.

Реконструкция Монцы (1949–1979)

[ редактировать ]

Набережная Монцы была застроена, и использовалась только дорожная сеть, которая была немного изменена. Новый длинный и плавный финальный поворот теперь состоял из двух поворотов по 90 градусов. В 1949 году итальянский новичок Альберто Аскари , сын Гран-при Италии 1924 года победителя Антонио Аскари , одержал победу на своем Ferrari; Энцо Феррари теперь строил свои собственные автомобили, а не управлял Alfa Romeo. В 1950 году был основан новый чемпионат Формулы-1. Гонку и первый чемпионат выиграл Джузеппе «Нино» Фарина на с наддувом Alfa Romeo 158 . В 1951 году Аскари снова одержал победу после того, как у конкурентоспособных Alfas Фарины и аргентинца Хуана Мануэля Фанхио возникли проблемы с двигателем. В 1952 году Аскари завершил свое доминирование в этом сезоне. 1953 год. Фанхио победил на Maserati; хотя Аскари уже выиграл чемпионат на Гран-при Швейцарии. 1954 год оказался интересной гонкой; многообещающий Стирлинг Мосс на Maserati обогнал Mercedes Фанхио и Ferrari Аскари. Бешеный темп привел к отставке Мосса и Аскари, а Фанхио продолжал побеждать, в то время как Мосс продолжал настаивать на своем. Maserati 250F вышел за рамки.

Старт гонки Гран-при 1953 года

После забега 1954 года начались работы по полной реконструкции трассы. Были построены новые объекты, а прямо перед боксами построен новый уголок «Параболика». Дополнительная трасса, используемая для короткого курса, была исключена. Самым большим изменением стало строительство нового банка Монцы. Построенные на месте почти плоского и узкого первоначального насыпи, эти огромные бетонные насыпи, называемые кривыми сопраэлевата , имели ту же форму, что и первоначальный насыпь. Единственное существенное отличие заключалось в том, что Курва-Суд была сдвинута немного на север. Эта трасса была объединена с трассой для соревнований 1955 года , которую выиграл Фанхио и которая была последней гонкой, в которой участвовал полноценный завод Mercedes в Формуле-1 до 2010 года. 10-километровая трасса в Монце теперь была настолько быстрой, что автомобили Формулы-1 средняя скорость составляла более 135 миль в час за круг – хотя по сегодняшним меркам это довольно ничем не примечательно, эти средние скорости были даже быстрее, чем на овале гоночной трассы Индианаполиса в Соединенных Штатах. 1956 год стал годом захватывающей гонки с претендентом на чемпионство Фанхио, британцем. Питер Коллинз (оба на Ferrari) и француз Жан Бера в борьбе за победу на Maserati. Стирлинг Мосс уже был вне борьбы за чемпионство; и Фанхио ушел в отставку со сломанным рулевым рычагом. Команда Ferrari призвала итальянца Луиджи Муссо передать свою машину Фанхио. Муссо проигнорировал приказ, поэтому вошел Коллинз и передал свою машину и свои шансы на чемпионство Фанхио. Бехра рано ушел из игры из-за проблемы с магнето в своей машине и взял на себя своего товарища по команде Умберто Мальоли машину ; но он списал и эту машину. Муссо стал лидером после того, как у Мосса закончилось топливо, поступающее через Виалоне. Мосс смог заправить свою машину и умчаться после Муссо, и в конце концов итальянец сошел с дистанции из-за проблем с рулевым управлением, а Мосс, а Фанхио быстро догнал его, помчался по трассе, чтобы одержать победу. Фанхио выиграл второй и свой четвертый чемпионат среди пилотов.

В 1957 году организаторы решили использовать только автомобильную трассу, поскольку годом ранее из-за грубого и плохо построенного насыпи возникли проблемы для автомобилей Ferrari и Maserati. Мосс снова выиграл на Vanwall, британец Тони Брукс выиграл гонку в следующем году, а Мосс выиграл гонку 1959 года на Cooper-Climax. Однако 1960 год оказался не таким однозначным. Ferrari со своими автомобилями с передним расположением двигателя проиграла передовым британским автомобилям со средним расположением двигателя. Увидев возможность, итальянские организаторы решили снова включить вираж в шоссейную трассу, сделав Монцу еще быстрее и в большей степени в пользу мощных Ferrari. Британские команды были недовольны, ссылаясь на хрупкость насыпи, которая была чрезвычайно неровной, имела бетонное покрытие вместо асфальта, была очень низкого качества и поддерживалась сваями, а не твердой скалой; аргумент заключается в том, что это слишком опасно для автомобилей Формулы-1. Британские команды бойкотировали гонку, поэтому у Ferrari не было конкурентов. Победу одержал американец Фил Хилл , ставший последней победой для болида Формулы-1 с передним расположением двигателя.

В 1961 году произошло возвращение к многоборью, но это стало свидетелем еще одной трагедии. Два гонщика Ferrari, Хилл и немецкий граф Вольфганг фон Трипс , приехали в гонку с шансом на победу в чемпионате. Борясь за четвертое место, пока лидировал Хилл и пока фон Трипс приближался к Параболике, британец Джим Кларк слегка выдвинулся на путь немца, и они столкнулись. Фон Трипс врезался в насыпь рядом с дорогой, а затем влетел в стоящую на ней толпу людей. Фон Трипс был выброшен из машины и погиб, как и 14 зрителей. Кларк выжил, но итальянская полиция преследовала его в течение нескольких месяцев после инцидента. Хилл выиграл гонку и чемпионат с преимуществом в одно очко. Гонку не остановили якобы для оказания помощи пострадавшим в спасательных работах.

Конец 1971 года ГП.

В 1962 году вернулись только шоссейные трассы, и в Формуле-1 вираж больше никогда не использовался. Он до сих пор стоит, но долгое время находился в ветхом состоянии, прежде чем был восстановлен в начале 2010-х годов; последний раз его использовали в 1969 году на гонке спортивных автомобилей на 1000 километров. Британец Грэм Хилл выиграл гонку, а вскоре после этого выиграл чемпионат пилотов в Южной Африке. В 1963 году снова была предпринята попытка использования чрезвычайно быстрого полного круга, и гонщики пробежали трассу во время пятничной тренировки, но бетонный уклон был настолько неровным и ухабистым, что машины механически разрывались на части. Были опасения, что в самой гонке не будет финишеров. Лола британца Боба Андерсона разбилась, потеряв колесо на накренье, хотя он не пострадал); Затем водители пригрозили уйти, если они не будут участвовать только в гонках по шоссе, что и произошло. Джим Кларк выиграл гонку на Lotus. Пилот Ferrari Джон Сёртиз одержал победу в 1964 году , а британец Джеки Стюарт одержал свою первую из 27 побед на Гран-при в 1964 году. 1965 г. , за рулём БРМ. Вопреки приказам команды он упорно боролся со своим товарищем по команде Грэмом Хиллом, Хилл допустил ошибку на Параболике, и командул Стюарт; Все это было к огорчению босса команды Тони Радда . В 1966 году победу одержал итальянец Людовико Скарфиотти , и с тех пор ни один другой итальянец не выигрывал гонку. Гонка 1967 года должна была стать интересной и должна была стать первой из трех близких финишей на быстрой трассе Монцы в течение следующих четырех лет. Сёртиз, теперь выступающий за Honda, сражался с австралийцем Джеком Брэбэмом, и Сёртиз выиграл гонку с преимуществом в две десятых секунды; и Кларк, у которого были проблемы в начале гонки и который проиграл целый круг, промчался по трассе, сравнял время со своим поул-позицией и вырвался вперед, чтобы выйти вперед, но у него сломался топливный насос, и он вылетел за финишную черту и финишировал третьим. . В 1969 году было четыре гонщика; Стюарт, австриец Йохен Риндт , француз Жан-Пьер Бельтуаз и новозеландец Брюс Макларен сражаются прямо на линии. Стюарт вышел на первое место и опередил Риндта на восемь сотых секунды. Все четыре гонщика отставали друг от друга в пределах двух десятых секунды. Благодаря этой победе Стюарт выиграл свой первый из трех чемпионатов. В 1970 году Риндт разбился со смертельным исходом во время квалификации за рулем своего Lotus без заднего крыла; у его машины вышел из строя тормозной вал, он вылетел с трассы, врезался под неправильно закрепленное ограждение слева и несколько раз перевернулся. Риндт погиб не из-за удара, а потому, что он не пристегнул должным образом ремни безопасности, и пряжка перерезала ему горло. Риндт стал единственным посмертным чемпионом мира после того, как пилот Ferrari Джеки Икс не смог перестроить Риндта. Товарищ Икса по команде Клей Регаццони выиграл гонку, в которой произошло 28 смен лидерства. В 1971 году это был третий близкий финиш за четыре года. британец Питер Гетин , швед Ронни Петерсон , француз Франсуа Север , британец Майк Хейлвуд и новозеландец Хауден Гэнли За лидерство всю гонку боролись . На последнем круге Петерсон получил внутреннюю линию Параболики, но Гетин вышел вперед, пройдя вместе с Петерсоном длинный правый поворот, и опередил Петерсона до клетчатого флага с минимальным отрывом; одна сотая секунды. Северт и Хейлвуд финишировали с точностью до двух десятых, а Гэнли отставал на полсекунды.

В 1972 году в Монце произошли изменения. Гонка 1971 года была самой быстрой гонкой Формулы-1 на тот момент. На самом деле это была просто куча прямых и быстрых поворотов, машины Формулы-1 становились все более совершенными и быстрее, а гонщики постоянно обгоняли друг друга по трассе. В конце ямы была проложена небольшая шикана, а на повороте Виалоне - еще одна; Бразилец Эмерсон Фиттипальди выиграл эту гонку и свой первый чемпионат среди пилотов всего в 25 лет. Его главный соперник Джеки Стюарт выбыл на старте со сломанной коробкой передач. В 1973 году Стюарт в начале гонки проколол шину и отправился в боксы, чтобы ее заменить; он вышел на 20-м месте и финишировал четвертым в гонке, а Фиттипальди финишировал вторым; этого было достаточно для Стюарта, чтобы выиграть свой третий и последний чемпионат среди пилотов. В 1974 году произошли дальнейшие изменения: шикана Виалоне была изменена и переименована в Вариант Аскари, это место, где Альберто Аскари был убит в 1955 году при тестировании спортивного автомобиля Ferrari. Как и годом ранее, победу одержал Петерсон, а Фиттипальди финишировал вторым, теперь выступая за McLaren. Однако 1975 год стал событием, которое стоит запомнить. Феррари, полностью перегруппировавшаяся под руководством Луки ди Монтедземоло , достигла высшей точки своего возрождения.

Старт гонки Гран-при 1975 года

В лагере Ferrari царило расслабленное состояние, в то время как восходящая звезда и лидер чемпионата Ники Лауда лидировал в чемпионате пилотов, а команда лидировала в чемпионате конструкторов. Фиттипальди и аргентинцу Карлосу Ройтеманну нужно было побеждать, чтобы иметь шанс остаться в борьбе за чемпионство. Когда гонка началась, товарищ Лауды по команде Клэй Регаццони лидировал, за ним следовал Лауда; и Фиттипальди промчался по трассе, пытаясь догнать два Феррари. Фиттипальди обогнал Лауду и стал вторым, но это не имело значения, поскольку Лауде нужно было всего лишь пятое место, чтобы завоевать титул пилотов. Победу одержал Регаццони, за ним следовали Фиттипальди и Лауда, завоевавшие свой первый титул пилота, а Ferrari также выиграла Кубок конструкторов на том же этапе. В 1976 году в планировку Монцы внесли дальнейшие изменения. Две шиканы, получившие название Variante Rettifilo, были установлены непосредственно перед Curva Grande, а еще одна шикана, Variante della Roggia, была установлена ​​непосредственно перед поворотами Lesmo. Лауда, который вернулся в гонки всего через шесть недель после ужасной аварии на Нюрбургринге; финишировал четвертым, а Петерсон выиграл. В 1977 году американец итальянского происхождения Марио Андретти победил на Lotus; но гонка следующего года должна была добавить еще одну страницу трагедии в историю Монцы.

Петерсон вернулся в «Лотус» в начале сезона 1978 года и всю дорогу бросал вызов своему товарищу по команде Андретти. Петерсон разбил свою машину на тренировке, и ему пришлось воспользоваться запасной машиной Андретти, которая неудобна для высокого шведа, в отличие от миниатюрного американца. Когда гонка началась, на подходе к первому повороту произошло огромное пылающее скопление нескольких автомобилей. Одной из жертв был Петерсон; его машина врезалась в заграждения Armco и загорелась. Вместо плохо экипированных маршалов британец Джеймс Хант с помощью француза Патрика Депайлера и Регаццони побежал на помощь Петерсону и вытащил его из горящего «Лотоса». Петерсон получил тяжелую травму ноги и через день умер от эмболии. После ухода Петерсона из гонки Андретти выиграл чемпионат пилотов. Сама гонка была интересной; во время парадного круга южноафриканец Джоди Шектер потерял колесо своего Wolf на втором повороте Лесмо и врезался в барьер Armco прямо рядом с трассой. Андретти, Хант, Лауда, Фиттипальди и Ройтеманн пошли осмотреть повреждения и отказались стартовать, пока они не будут устранены; и его вовремя починили; хотя гонка началась намного позже, чем предполагалось. Машинам был показан зеленый свет, пока задняя половина поля еще находилась в движении (такое часто случалось в Монце и во время первого старта); и из-за видимого волнения на старте официальные лица Андретти и канадец Жиль Вильнев вырвался на старт и был оштрафован на минуту; Лауда одержал победу на своем Brabham с двигателем Alfa на сокращенной гоночной дистанции; Когда австрийскому водителю показали клетчатый флаг, уже стемнело. В 1979 году в Монце произошли изменения: к поворотам Курва-Гранде и Лесмо были добавлены зоны разбега, а трасса была модернизирована. Шектер, который теперь выступает за Ferrari, выиграл гонку и чемпионат пилотов.

Имола 1980 года и дальнейшая реконструкция Монцы

[ редактировать ]

В 1979 году было объявлено, что автодром Дино Феррари, также известный как Имола, примет Гран-при Италии 1980 года , а Монца подверглась серьезной модернизации, включая строительство нового пит-комплекса. Трасса Имолы использовалась для проведения соревнований, не относящихся к чемпионату, в 1979 году, а с 1953 года на ней проводились различные гонки, не относящиеся к чемпионату; эта трасса находилась ближе к заводу Ferrari в Маранелло. Единственный раз, когда Имола участвовала в Гран-при Италии, выиграл бразилец Нельсон Пике после того, как два турбо-Рено Жан-Пьера Жабуя и Рене Арну сошли с дистанции.

Церемония подиума на Гран-при 1995 года.

Гран-при Италии вернулся в Монцу в 1981 году и с тех пор остается там. Трасса Имолы не должна была покинуть Формулу-1, на ней с 1981 по 2006 год проходил Гран-при Сан-Марино. Гран-при Италии 1981 года выиграл восходящая звезда Ален Прост , и в этой гонке британец Джон Уотсон попал в огромную аварию на втором Лесмо. Curve, который также выбил итальянца Микеле Альборето. Уотсон не пострадал в своем автомобиле McLaren из углеродного волокна. В 1982 году победу одержал товарищ Проста по команде Рене Арну; и Прост также выиграл захватывающее соревнование 1985 года, на этот раз за рулем McLaren.

Соперники Проста в чемпионате Альборето (сейчас за рулем Ferrari) и финн Кеке Росберг на Williams оба завершили карьеру. 1988 год стал годом памятной победы; поскольку McLaren выиграла все гонки вплоть до Гран-при Италии; Прост выбыл из-за проблем с двигателем, а его товарищ по команде Айртон Сенна врезался в бэкмаркер за два круга до финиша - победу одержал австриец Герхард Бергер на Ferrari, за ним последовал Альборето, сделав счет Ferrari 1–2. Это было особенно запоминающимся, поскольку Энцо Феррари умер за месяц до этого события.

В 1989 году Прост одержал победу после того, как срок службы двигателя Honda в McLaren Сенны истек; но в следующем году Сенна одержал победу. В 1991 году состоялась битва между Сенной и двумя пилотами Williams Найджелом Мэнселлом и Риккардо Патрезе . Мэнселл выиграл, Сенна финишировал вторым, а Патрезе выбыл из-за проблем с коробкой передач. Сенна снова выиграл в 1992 году, а в 1993 году гонщики Williams Ален Прост и Дэймон Хилл боролись в ожесточенной борьбе, и, пока лидировал, у Проста отказал двигатель, и Хилл одержал победу.

В ответ на трагедию в Имоле в 1994 году вторая кривая Лесмо была замедлена, но гонка рисковала быть отмененной из-за бюрократических и экологических трудностей, связанных с модификацией трассы. Другие изменения были внесены в 1995 году в Курва-Гранде , Варианте-делла-Роджиа и в обоих уголках Лесмо, которые, как предполагалось, должны были создать более широкие зоны стока. В 1996 году Михаэль Шумахер одержал победу за Ferrari, а в 1999 году лидер чемпионата Мика Хаккинен разбился, и финн, не в духе темперамента, зашел за несколько кустов на трассе и заплакал. В 2000 году в схему были внесены дальнейшие изменения, которые остались с тех пор; Вариант Реттифило был превращен в последовательность из двух углов вместо последовательности из трех углов. Гонка в том году началась трагически: в результате аварии во время старта на Variante della Roggia маршал получил удар по голове и груди оторвавшимся колесом немецкого игрока Хайнца-Харальда Френтцена Jordan . 33-летнему Паоло Гислимберти на месте сделали массаж сердца, но позже он скончался от полученных травм. Более позитивным моментом является то, что десятилетие началось с череды побед Ferrari в 2000 и 2002–2004 годах.

Вторжение фанатов в конце Гран-при 2011 года

После победы на Гран-при Италии 2006 года Михаэль Шумахер объявил о своем уходе из гонок Формулы-1 в конце сезона 2006 года. Кими Райкконен заменил его в Ferrari с начала сезона 2007 года. На Гран-при Италии 2008 года Себастьян Феттель стал самым молодым гонщиком в истории, выигравшим Гран-при Формулы-1. В возрасте 21 года и 74 дней Феттель побил рекорд, установленный Фернандо Алонсо на Гран-при Венгрии 2003 года, на 317 дней, одержав победу на влажных условиях в Монце.

Феттель лидировал на протяжении большей части Гран-при и пересек финишную черту на 12,5 секунды впереди Хейкки Ковалайнена из McLaren . Ранее на выходных он уже стал самым молодым игроком с поулом, установив лучшее время как на квалификационных этапах Q2, так и Q3. Его победа также дала ему рекорд самого молодого финишера на подиуме. Феттель также выиграл в 2011 году после эффектного паса на Курва-Гранде, обогнав Фернандо Алонсо на внешней стороне большого и длинного поворота.

Неопределенность росла из-за того факта, что Монца продолжит принимать гонку, поскольку Рим подписал соглашение о проведении Формулы-1 с 2012 года. Однако 18 марта 2010 года Берни Экклстоун и менеджеры трассы Монцы подписали соглашение, которое гарантировало, что гонка будет проводиться там до тех пор, пока минимум 2016. [5]

На Гран-при Италии 2020 года прошел самый быстрый квалификационный круг в истории, установленный Льюисом Хэмилтоном на автомобиле Mercedes со временем 1:18,887 и средней скоростью 264,362 км/ч (164,267 миль в час). [6] [7]

Всего одиннадцать итальянских гонщиков выиграли Гран-при Италии; семь перед Второй мировой войной и четыре, когда она была частью чемпионата мира; последний раз Людовико Скарфиотти побеждал в 1966 году. Альберто Аскари выигрывал гонку трижды (один раз перед Формулой-1 и дважды во время чемпионата Формулы-1). Элио де Анжелис и Риккардо Патрезе выиграли Гран-при Сан-Марино в 1985 и 1990 годах соответственно, поэтому они победили на родной земле, а не в Монце. И Михаэль Шумахер, и Льюис Хэмилтон выигрывали его по пять раз, а Нельсон Пике - четыре раза. Ferrari выиграла свой домашний Гран-при 20 раз.

Гран -при Италии 2023 года установил рекорд по продолжительности самой короткой гонки, не считая преждевременно завершившихся гонок, - 1:13:41,143. [8] побив предыдущий рекорд Гран-при Италии 2003 года , который составил 1:14:19,838. [9]

Победители Гран-при Италии.

[ редактировать ]

Повторные победители (пилоты)

[ редактировать ]

Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.

Михаэль Шумахер за рулем своего Ferrari 310B на Гран-при Италии 1997 года.
Льюис Хэмилтон поворачивает в шикану Роджиа на McLaren MP4-26 на Гран-при Италии 2011 года.
Победы Водитель Выигранные годы
5 Германия Михаэль Шумахер 1996 , 1998 , 2000 , 2003 , 2006
Великобритания Льюис Хэмилтон 2012 , 2014 , 2015 , 2017 , 2018
4 Бразилия Нельсон Пике 1980 , 1983 , 1986 , 1987
3 Италия Тацио Нуволари 1931 , 1932 , 1938
Италия Альберто Аскари 1949 , 1951 , 1952
Аргентина Хуан Мануэль Фанхио 1953 , 1954 , 1955
Великобритания Стирлинг Мосс 1956 , 1957 , 1959
Швеция Ронни Петерсон 1973 , 1974 , 1976
Франция Ален Прост 1981 , 1985 , 1989
Бразилия Рубенс Баррикелло 2002 , 2004 , 2009
Германия Себастьян Феттель 2008 , 2011 , 2013
2 Италия Луиджи Фаджиоли 1933 , 1934
Германия Рудольф Караччиола 1934 ,  1937
Соединенные Штаты Фил Хилл 1960 , 1961
Великобритания Джон Сёртис 1964 , 1967
Великобритания Джеки Стюарт 1965 , 1969
Швейцария Клэй Регаццони 1970 , 1975
Австрия Niki Lauda 1978 , 1984
Бразилия Айртон Сенна 1990 , 1992
Великобритания Дэймон Хилл 1993 , 1994
Колумбия Хуан Пабло Монтойя 2001 , 2005
Испания Фернандо Алонсо 2007 , 2010
Нидерланды Макс Ферстаппен 2022 , 2023
Источники: [10] [11]

Неоднократные победители (строители)

[ редактировать ]

Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Гран-при Европы.
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.

Победы Конструктор Выигранные годы
20 Италия Феррари 1949 , 1951 , 1952 , 1960 , 1961 , 1964 , 1966 , 1970 , 1975 , 1979 , 1988 , 1996 , 1998 , 2000 , 2002 , 2003 , 2004 , 2006 , 2010 , 2019
11 Великобритания Макларен 1968 , 1984 , 1985 , 1989 , 1990 , 1992 , 1997 , 2005 , 2007 , 2012 , 2021
9 Германия Мерседес 1934 ,  1937 , 1954 , 1955 , 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018
8 Италия Альфа Ромео 1924 ,  1925 ,  1931 , 1932 ,  1933 , 1947 , 1948 , 1950
6 Великобритания Уильямс 1986 , 1987 , 1991 , 1993 , 1994 , 2001
5 Великобритания Лотос 1963 , 1972 , 1973 , 1974 , 1977
4 Австрия Ред Булл 2011 , 2013 , 2022 , 2023
3 Германия Авто Юнион 1935 , 1936 , 1938
Великобритания БРМ 1962 , 1965 , 1971
Великобритания Брэбэм 1978 , 1980 , 1983
2 Италия Фиат 1922 , 1923
Франция Бугатти 1926 , 1928
Италия Мазерати 1953 , 1956
Великобритания Ванвалл 1957 , 1958
Франция Рено 1981 , 1982
Источники: [10] [11]

Повторные победители (производители двигателей)

[ редактировать ]

Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Гран-при Европы.
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.

Победы Производитель Выигранные годы
21 Италия Феррари 1949 , 1951 , 1952 , 1960 , 1961 , 1964 , 1966 , 1970 , 1975 , 1979 , 1988 , 1996 , 1998 , 2000 , 2002 , 2003 , 2004 , 2006 , 2008 , 2010 , 2019
15 Германия Мерседес * 1934 ,  1937 , 1954 , 1955 , 1997 , 2005 , 2007 , 2009 , 2012 , 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018 , 2021
9 Италия Альфа Ромео 1924 ,  1925 ,  1931 , 1932 ,  1933 , 1947 , 1948 , 1950 , 1978
8 Соединенные Штаты Форд ** 1968 , 1969 , 1972 , 1973 , 1974 , 1976 , 1977 , 1980
Франция Рено 1981 , 1982 , 1991 , 1993 , 1994 , 1995 , 2011 , 2013
7 Япония Хонда 1967 , 1986 , 1987 , 1989 , 1990 , 1992 , 2020
3 Германия Авто Юнион 1935 , 1936 , 1938
Великобритания БРМ 1962 , 1965 , 1971
2 Италия Фиат 1922 , 1923
Франция Бугатти 1926 , 1928
Италия Мазерати 1953 , 1956
Великобритания Ванвалл 1957 , 1958
Великобритания Кульминация 1959 , 1963
Люксембург ЯРЛЫК *** 1984 , 1985
Германия BMW 1983 , 2001
Источники: [10] [11]

* В период с 1997 по 2005 год построен компанией Ilmor при финансовой поддержке Mercedes.

** Построено компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.

*** Создан Porsche.

Трасса Имолы, использовавшаяся в 1980 году.
Монца (хотя и с некоторыми изменениями) использовалась в 1976–1999 гг.
Монца (с перепрофилированием Variante Ascari в 1974 г.), использовалась в 1972–1975 гг.
Монца использовалась с 1957 по 1959 и 1962–1971 годы.
Комбинированная трасса Монцы, использовавшаяся в 1955–1956 и 1960–1961 годах.
Монца использовалась в 1948–1954 гг.
Трасса Ливорно, использовавшаяся в 1937 году.
Монца использовалась в 1935–1936 годах (на карте показаны пять шикан) и в 1938 году (только последняя шикана).
Монца использовалась в 1922–1933 гг.
Карта всех мест проведения Гран-при Италии.

Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью предвоенного чемпионата Европы .
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью предвоенного чемпионата мира производителей .

Год Водитель Конструктор Расположение Отчет
1921 Франция Жюль Гу бюллетень Монтикьяри Отчет
1922 Италия Пьетро Бордино Фиат Монца Отчет
1923 Италия Карло Саламано Фиат Отчет
1924 Италия Антонио Аскари Альфа Ромео Отчет
1925 Италия Гастоне Брилли-Пери Альфа Ромео Монца Отчет
1926 Франция Луи Шаравель Бугатти Отчет
1927 Франция Роберт Бенуа Делаж Отчет
1928 Монако Луи Широн Бугатти Отчет
1929

1930
Не проводился из-за перерыва после аварии Эмилио Матерасси и Джулио Форести в гонке 1928 года , в результате которой Матэрасси и 27 зрителей погибли, а 26 зрителей были ранены.
1931 Италия Джузеппе Кампари
Италия Тацио Нуволари
Альфа Ромео Монца Отчет
1932 Италия Тацио Нуволари Альфа Ромео Отчет
1933 Италия Луиджи Фаджиоли Альфа Ромео Монца Отчет
1934 Италия Луиджи Фаджиоли
Германия Рудольф Караччиола
Mercedes-Benz Отчет
1935 Германия Ганс Штук Авто Юнион Монца Отчет
1936 Германия Бернд Розмейер Авто Юнион Отчет
1937 Германия Рудольф Караччиола Mercedes-Benz Ливорно Отчет
1938 Италия Тацио Нуволари Авто Юнион Монца Отчет
1939

1946
Не проводится из-за Второй мировой войны.
1947 Италия Карло Феличе Тросси Альфа Ромео Милан Отчет
1948 Франция Жан-Пьер Вимиль Альфа Ромео Турин Отчет
1949 Италия Альберто Аскари Феррари Монца Отчет
1950 Италия Джузеппе Фарина Альфа Ромео Монца Отчет
1951 Италия Альберто Аскари Феррари Отчет
1952 Италия Альберто Аскари Феррари Отчет
1953 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Мазерати Отчет
1954 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Мерседес Отчет
1955 Аргентина Хуан Мануэль Фанхио Мерседес Отчет
1956 Великобритания Стирлинг Мосс Мазерати Отчет
1957 Великобритания Стирлинг Мосс Ванвалл Отчет
1958 Великобритания Тони Брукс Ванвалл Отчет
1959 Великобритания Стирлинг Мосс Купер - Кульминация Отчет
1960 Соединенные Штаты Фил Хилл Феррари Отчет
1961 Соединенные Штаты Фил Хилл Феррари Отчет
1962 Великобритания Грэм Хилл БРМ Отчет
1963 Великобритания Джим Кларк Лотос - Кульминация Отчет
1964 Великобритания Джон Сёртис Феррари Отчет
1965 Великобритания Джеки Стюарт БРМ Отчет
1966 Италия Людовико Скарфиотти Феррари Отчет
1967 Великобритания Джон Сёртис Хонда Отчет
1968 Новая Зеландия Денни Халм Макларен - Форд Отчет
1969 Великобритания Джеки Стюарт Матра - Форд Отчет
1970 Швейцария Клэй Регаццони Феррари Отчет
1971 Великобритания Питер Гетин БРМ Отчет
1972 Бразилия Эмерсон Фиттипальди Лотос - Форд Отчет
1973 Швеция Ронни Петерсон Лотос - Форд Отчет
1974 Швеция Ронни Петерсон Лотос - Форд Отчет
1975 Швейцария Клэй Регаццони Феррари Отчет
1976 Швеция Ронни Петерсон Март Форд Отчет
1977 Соединенные Штаты Марио Андретти Лотос - Форд Отчет
1978 Австрия Niki Lauda Брэбэм - Альфа Ромео Отчет
1979 ЮАР Джоди Шектер Феррари Отчет
1980 Бразилия Нельсон Пике Брэбэм - Форд Имола Отчет
1981 Франция Ален Прост Рено Монца Отчет
1982 Франция Рене Арну Рено Отчет
1983 Бразилия Нельсон Пике Брэбэм - БМВ Отчет
1984 Австрия Niki Lauda Макларен ЧЛЕН Отчет
1985 Франция Ален Прост Макларен ЧЛЕН Отчет
1986 Бразилия Нельсон Пике Уильямс Хонда Отчет
1987 Бразилия Нельсон Пике Уильямс Хонда Отчет
1988 Австрия Герхард Бергер Феррари Отчет
1989 Франция Ален Прост Макларен - Хонда Отчет
1990 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1991 Великобритания Найджел Мэнселл Уильямс Рено Отчет
1992 Бразилия Айртон Сенна Макларен - Хонда Отчет
1993 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс Рено Отчет
1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс Рено Отчет
1995 Великобритания Джонни Герберт Бенеттон - Рено Отчет
1996 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
1997 Великобритания Дэвид Култхард Макларен - Мерседес Отчет
1998 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
1999 Германия Хайнц-Харальд Френтцен Иордания - Муген-Хонда Отчет
2000 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
2001 Колумбия Хуан Пабло Монтойя Уильямс - БМВ Отчет
2002 Бразилия Рубенс Баррикелло Феррари Отчет
2003 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
2004 Бразилия Рубенс Баррикелло Феррари Отчет
2005 Колумбия Хуан Пабло Монтойя Макларен - Мерседес Отчет
2006 Германия Михаэль Шумахер Феррари Отчет
2007 Испания Фернандо Алонсо Макларен - Мерседес Отчет
2008 Германия Себастьян Феттель Торо Россо Феррари Отчет
2009 Бразилия Рубенс Баррикелло Браун - Мерседес Отчет
2010 Испания Фернандо Алонсо Феррари Отчет
2011 Германия Себастьян Феттель Ред Булл - Рено Отчет
2012 Великобритания Льюис Хэмилтон Макларен - Мерседес Отчет
2013 Германия Себастьян Феттель Ред Булл - Рено Отчет
2014 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2015 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2016 Германия Нико Росберг Мерседес Отчет
2017 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2018 Великобритания Льюис Хэмилтон Мерседес Отчет
2019 Монако Чарльз Леклерк Феррари Отчет
2020 Франция Пьер Гасли АльфаТаури - Хонда Отчет
2021 Австралия Даниэль Риккардо Макларен - Мерседес Отчет
2022 Нидерланды Макс Ферстаппен Ред Булл - РБПТ Отчет
2023 Нидерланды Макс Ферстаппен Ред Булл - Хонда РБПТ Отчет
Источники: [10] [11]
  1. ^ «Новости Формулы-1: Соглашение с Гран-при Италии продлено еще на год до 2025 года» . Автоспорт . 1 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 3 сентября 2022 г.
  2. ^ Колин Гудвин. Карманная книга автогонщика . п. 9. ISBN  9781844861347 .
  3. ^ Jump up to: а б Эцродт, Ганс. «Черный день Монцы. Кампари, Борзаккини и Чайковски разбились со смертельным исходом» . Золотая эра гонок Гран-при . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  4. ^ «Гран-при Монцы 1933 года» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  5. ^ «Монца сохранит Гран-при Италии Формулы-1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 18 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  6. ^ «Формула 1 Gran Premio Heineken d'Italia 2020 – Итоговая классификация квалификационной сессии» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 сентября 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 сентября 2020 г. . Проверено 5 сентября 2020 г.
  7. ^ «Статистика водителей - Разное - Самые быстрые квалификации • STATS F1» . www.statsf1.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2020 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
  8. ^ «Формула 1 Pirelli Gran Premio d'Italia 2023 – Результат гонки» . Формула 1 . 3 сентября 2023 г. Проверено 3 сентября 2023 г.
  9. ^ «Gran Premio Vodafone d'Italia 2003 – Результат гонки» . Формула 1 . 14 сентября 2003 года . Проверено 14 сентября 2003 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Италии» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Италии». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 407–408. ISBN  978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad7f8f896fc9122d0a05b0bc669af868__1717806780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/68/ad7f8f896fc9122d0a05b0bc669af868.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Italian Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)