Гран-при Италии.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Национальный автодром Монцы (1922–1979; 1981 – настоящее время) | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 93 |
Впервые проведен | 1921 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | Михаэль Шумахер Льюис Хэмилтон (5) |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | Феррари (20) |
Длина цепи | 5,793 км (3600 миль) |
Длина гонки | 306 720 км (190 596 миль) |
Круги | 53 |
Последняя гонка ( 2023 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Италии ( итал . Gran Premio d'Italia ) — пятый старейший национальный Гран-при по автогонкам (после Гран-при Франции , Гран-при США , Гран-при Испании и Гран-при России ), проводимый с тех пор. 1921. С 2013 года именно этот Гран-при проводился наибольшее количество раз: по состоянию на 2023 год их проводилось 93 раза . Это один из двух Гран-при (наряду с британским ), который проводится как этап Гран-при чемпионата мира Формулы-1 каждый сезон, постоянно с момента введения чемпионата в 1950 году. Каждый Гран-при Италии Формулы-1 в чемпионате мира. Эра проводилась в Монце , за исключением 1980 года , когда она проводилась в Имоле .
Гран-при Италии засчитывалось в чемпионат мира среди производителей с 1925 по 1928 год и в чемпионат Европы с 1931 по 1932 год и с 1935 по 1938 год. Кроме того, оно семь раз называлось Гран-при Европы в период с 1923 по 1967 год, когда этот титул был почетное звание, присуждаемое ежегодно одной гонке Гран-при Европы. Четыре чемпионата мира перед чемпионатом мира проводились не только в Монце: Монтикьяри ( 1921 г. ), Ливорно ( 1937 г. ), Милане ( 1947 г. ) и Турине ( 1948 г. ).
Мероприятие должно проходить на трассе Монцы как минимум до 2025 года. [1]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Первый Гран- при Италии состоялся 4 сентября 1921 года на трассе длиной 10,7 миль (17,3 км) недалеко от Монтикьяри . [2] Однако гонка более тесно связана с трассой в Монце , гоночной трассе недалеко от северного города Милана , второго по величине города Италии в ее крупнейшем мегаполисе, ее экономической столицы и дома Alfa Romeo. Трасса специально расположена в одноименном пригородном городке , который был построен в 1922 году к гонке того года и на протяжении многих лет был местом проведения большинства гонок. Монца была построена на территории Парко-ди-Монца , общественного городского парка, окруженного лесом, где знаменитая королевская вилла Монцы также расположена .
Национальный автодром Монцы
[ редактировать ]Национальный автодром Монцы был построен в 1922 году и на тот момент был третьим постоянным автодромом в мире; Двумя другими были Бруклендс в Англии и Индианаполис в США. Пионеры европейских автогонок Винченцо Лансия и Феличе Наззаро заложили два последних кирпича в Монце. Длина трассы составляла 10 км (6,25 миль), ее участок с плоским уклоном и дорожная трасса были объединены в одну. Это было быстро и всегда доставляло волнение. Гонка 1923 года включала в себя одно из редких выступлений Гарри А. Миллера в Европе на его одноместном автомобиле «American Miller 122», которым управлял граф Луи Зборовски, известный как Chitty Chitty Bang Bang . Зборовский погиб на Гран-при следующего года в Монце за рулем Mercedes.
Гонка 1928 года стала первой из многих трагедий, постигших это место. Итальянцы Эмилио Матэрасси на Talbot и Джулио Форести на Bugatti сражались на скоростной трассе. Когда они выехали из-под крена на левую сторону ямы прямо на скорости 125 миль в час (200 км/ч), одно из передних колес обгоняющего Талбота Матерасси задел одно из задних колес Bugatti. Матэрасси не справился с управлением, свернул влево, преодолел канаву шириной 15 футов и глубиной 10 футов и врезался в незащищенную трибуну напротив боксов, убив себя и 27 зрителей и ранив еще 26. Это была самая страшная авария в автомобильной истории. гоночной истории и оставался таковым до « 24 часов Ле-Мана» 1955 года . В Гран-при Италии был трехлетний перерыв (но альтернативный Гран-при Монцы, не входящий в чемпионат , проводился в 1929 и 1930 годах), пока гонка 1931 года , проходившая в конце мая вместо традиционного начала сентября, не была выиграна Джузеппе Кампари и Тацио Нуволари на автомобиле Alfa Romeo. Гонка 1931 года была чем-то вроде гонки на выносливость; на это ушло десять часов. Великий Нуволари снова выиграл в укороченной Гонка 1932 года , на этот раз состоявшаяся в начале июня.
Черный день 1933 года.
[ редактировать ]В 1933 году , когда гонка на этот раз проводилась в традиционные сроки - в начале сентября, снова случилась катастрофа. Три ведущих гонщика погибли во время Гран-при Монцы , гонки Формулы Либре, состоящей из трех заездов и финала во второй половине дня 10 сентября, после того, как Гран-при Италии утром состоялся сам , который стал известен как «Черный день Монцы». [3] Во время второго заезда на южном берегу появилось пятно масла, которое попало от «Дюзенберга», которым управлял граф Карло Феличе Тросси , а Джузеппе Кампари на «Альфа Ромео», на котором ездил Феррари, и его протеже Бэконен Борзаккини на «Мазерати» уже были яростно сражаюсь; а Борзаккини и Кампари на первом круге проехали южный берег, колесо к колесу. Борзаккини проехал через маслянистое пятно, потерял управление, дико развернулся, а затем «Мазерати» несколько раз перевернулся и сильно перевернулся, и к тому времени, когда разбитая машина остановилась, Борзаккини был зажат под ней и его раздавила машина, не успев выброшен. И пока Maserati Борзаккини разбивался по всей трассе, Кампари свернул, чтобы избежать его, и при этом его машина поднялась, вылетела за пределы крена и врезалась в деревья, расположенные прямо рядом с трассой. Кампари сломал себе шею и был мгновенно убит, а Борзаккини скончался позже в тот же день в больнице Монцы.
Перед финалом состоялось собрание гонщиков, на котором обсуждалось нефтяное пятно, и было решено его очистить. На восьмом круге польский аристократ граф Станислав Чайковский находился на южном берегу, когда у его Bugatti взорвался двигатель, а затем порвался топливопровод. Топливо из бака Bugatti загорелось после того, как коснулось очень горячей передней части Bugatti, где находились двигатель и коробка передач, и горящее топливо брызнуло на Чайковски. Ослепленный обрушившимся на него дымом и пламенем, он поднялся и вылетел за пределы насыпи - в том же месте, где разбились Кампари и Борзаккини. Польский водитель, не сумев потушить пламя на своем теле, которое питалось топливом из его разбитого Bugatti, затем сгорел заживо. француз Марсель Леу на Bugatti . Победителем укороченной гонки был признан [3]
Энцо Феррари , который был близок к Кампари и Борзаккини; первый, решив перейти из команды Ferrari в Maserati, ожесточился из-за этой трагедии. Сегодня историки гонок приходят к выводу, что события этой гонки стали переломным моментом, особенно для Энцо Феррари. Это был конец радостной эпохи гонок и начало более суровой новой эпохи. Безопасность в те времена вообще отсутствовала. Состояние трассы было практически идентично состоянию обычной городской и проселочной дороги, за исключением того, что поверхность была сделана не из грязи и/или асфальта, а из асфальта, бетона и/или кирпича. Зрители часто стояли очень близко к трассе или даже рядом с ней, и у них не было никакой защиты, кроме здравого смысла. Что было особенно трагично в смерти 41-летнего Кампари, так это то, что он объявил о завершении карьеры на Гран-при Франции двумя месяцами ранее, чтобы сосредоточиться на своих подвигах в оперном пении. [4]
Трасса Флорио и другие места
[ редактировать ]После провальной гонки 1933 года с Монцей нужно было что-то делать. В 1934 году использовалась короткая версия трассы Флорио (представленная в 1930 году для Гран-при Монцы): гонщики должны были стартовать с главной прямой, но по южному повороту высокоскоростного кольца (прерванному двойной шиканой) в противоположном направлении. по сравнению с обычным; затем, посредством соединения, введенного за несколько лет до этого Флорио, они выбрали центральную прямую, южную кривую (также прерванную шиканой) и главную прямую; наконец, шпилька на 180 ° вернулась к финишу. Эта конфигурация была сочтена слишком медленной, и со следующего года использовалась трасса Флорио (с пятью шиканами). Эти гонки проводились в то время, когда Mercedes и Auto Union стали участвовать в автогонках; Немецкие «Серебряные стрелы» выиграли все эти гонки; суперзвезда Рудольф Караччиола побеждала в 1934 и 1937 годах , когда Гран-при Италии проводился на уличной трассе в Ливорно. В 1938 году он вернулся в Монцу, где победу одержал Нуволари на автомобиле Auto Union со средним расположением двигателя; сразу после начала работ по реконструкции гонки, но в 1939 году. Вторая мировая война Началась , и Гран-при Италии не возобновился до 1947 года.
В 1947 году Гран-при Италии проводился в ярмарочном парке миланского района Портелло , и эту гонку выиграл итальянец Карло Феличе Тросси за рулем Alfa Romeo. Итальянец Джованни Бракко вылетел с дороги на своем Delage и врезался в группу зрителей, в результате чего погибло пять человек. Это место больше никогда не использовалось для гонок, и в 1948 году они проводились в парке Валентино , общественном парке Турина . Гонка 1949 года вернулась в Монцу, где она оставалась в течение следующих 30 лет с конфигурацией, готовой еще до войны, но так и не использовавшейся.
Реконструкция Монцы (1949–1979)
[ редактировать ]Набережная Монцы была застроена, и использовалась только дорожная сеть, которая была немного изменена. Новый длинный и плавный финальный поворот теперь состоял из двух поворотов по 90 градусов. В 1949 году итальянский новичок Альберто Аскари , сын Гран-при Италии 1924 года победителя Антонио Аскари , одержал победу на своем Ferrari; Энцо Феррари теперь строил свои собственные автомобили, а не управлял Alfa Romeo. В 1950 году был основан новый чемпионат Формулы-1. Гонку и первый чемпионат выиграл Джузеппе «Нино» Фарина на с наддувом Alfa Romeo 158 . В 1951 году Аскари снова одержал победу после того, как у конкурентоспособных Alfas Фарины и аргентинца Хуана Мануэля Фанхио возникли проблемы с двигателем. В 1952 году Аскари завершил свое доминирование в этом сезоне. 1953 год. Фанхио победил на Maserati; хотя Аскари уже выиграл чемпионат на Гран-при Швейцарии. 1954 год оказался интересной гонкой; многообещающий Стирлинг Мосс на Maserati обогнал Mercedes Фанхио и Ferrari Аскари. Бешеный темп привел к отставке Мосса и Аскари, а Фанхио продолжал побеждать, в то время как Мосс продолжал настаивать на своем. Maserati 250F вышел за рамки.
После забега 1954 года начались работы по полной реконструкции трассы. Были построены новые объекты, а прямо перед боксами построен новый уголок «Параболика». Дополнительная трасса, используемая для короткого курса, была исключена. Самым большим изменением стало строительство нового банка Монцы. Построенные на месте почти плоского и узкого первоначального насыпи, эти огромные бетонные насыпи, называемые кривыми сопраэлевата , имели ту же форму, что и первоначальный насыпь. Единственное существенное отличие заключалось в том, что Курва-Суд была сдвинута немного на север. Эта трасса была объединена с трассой для соревнований 1955 года , которую выиграл Фанхио и которая была последней гонкой, в которой участвовал полноценный завод Mercedes в Формуле-1 до 2010 года. 10-километровая трасса в Монце теперь была настолько быстрой, что автомобили Формулы-1 средняя скорость составляла более 135 миль в час за круг – хотя по сегодняшним меркам это довольно ничем не примечательно, эти средние скорости были даже быстрее, чем на овале гоночной трассы Индианаполиса в Соединенных Штатах. 1956 год стал годом захватывающей гонки с претендентом на чемпионство Фанхио, британцем. Питер Коллинз (оба на Ferrari) и француз Жан Бера в борьбе за победу на Maserati. Стирлинг Мосс уже был вне борьбы за чемпионство; и Фанхио ушел в отставку со сломанным рулевым рычагом. Команда Ferrari призвала итальянца Луиджи Муссо передать свою машину Фанхио. Муссо проигнорировал приказ, поэтому вошел Коллинз и передал свою машину и свои шансы на чемпионство Фанхио. Бехра рано ушел из игры из-за проблемы с магнето в своей машине и взял на себя своего товарища по команде Умберто Мальоли машину ; но он списал и эту машину. Муссо стал лидером после того, как у Мосса закончилось топливо, поступающее через Виалоне. Мосс смог заправить свою машину и умчаться после Муссо, и в конце концов итальянец сошел с дистанции из-за проблем с рулевым управлением, а Мосс, а Фанхио быстро догнал его, помчался по трассе, чтобы одержать победу. Фанхио выиграл второй и свой четвертый чемпионат среди пилотов.
В 1957 году организаторы решили использовать только автомобильную трассу, поскольку годом ранее из-за грубого и плохо построенного насыпи возникли проблемы для автомобилей Ferrari и Maserati. Мосс снова выиграл на Vanwall, британец Тони Брукс выиграл гонку в следующем году, а Мосс выиграл гонку 1959 года на Cooper-Climax. Однако 1960 год оказался не таким однозначным. Ferrari со своими автомобилями с передним расположением двигателя проиграла передовым британским автомобилям со средним расположением двигателя. Увидев возможность, итальянские организаторы решили снова включить вираж в шоссейную трассу, сделав Монцу еще быстрее и в большей степени в пользу мощных Ferrari. Британские команды были недовольны, ссылаясь на хрупкость насыпи, которая была чрезвычайно неровной, имела бетонное покрытие вместо асфальта, была очень низкого качества и поддерживалась сваями, а не твердой скалой; аргумент заключается в том, что это слишком опасно для автомобилей Формулы-1. Британские команды бойкотировали гонку, поэтому у Ferrari не было конкурентов. Победу одержал американец Фил Хилл , ставший последней победой для болида Формулы-1 с передним расположением двигателя.
В 1961 году произошло возвращение к многоборью, но это стало свидетелем еще одной трагедии. Два гонщика Ferrari, Хилл и немецкий граф Вольфганг фон Трипс , приехали в гонку с шансом на победу в чемпионате. Борясь за четвертое место, пока лидировал Хилл и пока фон Трипс приближался к Параболике, британец Джим Кларк слегка выдвинулся на путь немца, и они столкнулись. Фон Трипс врезался в насыпь рядом с дорогой, а затем влетел в стоящую на ней толпу людей. Фон Трипс был выброшен из машины и погиб, как и 14 зрителей. Кларк выжил, но итальянская полиция преследовала его в течение нескольких месяцев после инцидента. Хилл выиграл гонку и чемпионат с преимуществом в одно очко. Гонку не остановили якобы для оказания помощи пострадавшим в спасательных работах.
В 1962 году вернулись только шоссейные трассы, и в Формуле-1 вираж больше никогда не использовался. Он до сих пор стоит, но долгое время находился в ветхом состоянии, прежде чем был восстановлен в начале 2010-х годов; последний раз его использовали в 1969 году на гонке спортивных автомобилей на 1000 километров. Британец Грэм Хилл выиграл гонку, а вскоре после этого выиграл чемпионат пилотов в Южной Африке. В 1963 году снова была предпринята попытка использования чрезвычайно быстрого полного круга, и гонщики пробежали трассу во время пятничной тренировки, но бетонный уклон был настолько неровным и ухабистым, что машины механически разрывались на части. Были опасения, что в самой гонке не будет финишеров. Лола британца Боба Андерсона разбилась, потеряв колесо на накренье, хотя он не пострадал); Затем водители пригрозили уйти, если они не будут участвовать только в гонках по шоссе, что и произошло. Джим Кларк выиграл гонку на Lotus. Пилот Ferrari Джон Сёртиз одержал победу в 1964 году , а британец Джеки Стюарт одержал свою первую из 27 побед на Гран-при в 1964 году. 1965 г. , за рулём БРМ. Вопреки приказам команды он упорно боролся со своим товарищем по команде Грэмом Хиллом, Хилл допустил ошибку на Параболике, и командул Стюарт; Все это было к огорчению босса команды Тони Радда . В 1966 году победу одержал итальянец Людовико Скарфиотти , и с тех пор ни один другой итальянец не выигрывал гонку. Гонка 1967 года должна была стать интересной и должна была стать первой из трех близких финишей на быстрой трассе Монцы в течение следующих четырех лет. Сёртиз, теперь выступающий за Honda, сражался с австралийцем Джеком Брэбэмом, и Сёртиз выиграл гонку с преимуществом в две десятых секунды; и Кларк, у которого были проблемы в начале гонки и который проиграл целый круг, промчался по трассе, сравнял время со своим поул-позицией и вырвался вперед, чтобы выйти вперед, но у него сломался топливный насос, и он вылетел за финишную черту и финишировал третьим. . В 1969 году было четыре гонщика; Стюарт, австриец Йохен Риндт , француз Жан-Пьер Бельтуаз и новозеландец Брюс Макларен сражаются прямо на линии. Стюарт вышел на первое место и опередил Риндта на восемь сотых секунды. Все четыре гонщика отставали друг от друга в пределах двух десятых секунды. Благодаря этой победе Стюарт выиграл свой первый из трех чемпионатов. В 1970 году Риндт разбился со смертельным исходом во время квалификации за рулем своего Lotus без заднего крыла; у его машины вышел из строя тормозной вал, он вылетел с трассы, врезался под неправильно закрепленное ограждение слева и несколько раз перевернулся. Риндт погиб не из-за удара, а потому, что он не пристегнул должным образом ремни безопасности, и пряжка перерезала ему горло. Риндт стал единственным посмертным чемпионом мира после того, как пилот Ferrari Джеки Икс не смог перестроить Риндта. Товарищ Икса по команде Клей Регаццони выиграл гонку, в которой произошло 28 смен лидерства. В 1971 году это был третий близкий финиш за четыре года. британец Питер Гетин , швед Ронни Петерсон , француз Франсуа Север , британец Майк Хейлвуд и новозеландец Хауден Гэнли За лидерство всю гонку боролись . На последнем круге Петерсон получил внутреннюю линию Параболики, но Гетин вышел вперед, пройдя вместе с Петерсоном длинный правый поворот, и опередил Петерсона до клетчатого флага с минимальным отрывом; одна сотая секунды. Северт и Хейлвуд финишировали с точностью до двух десятых, а Гэнли отставал на полсекунды.
В 1972 году в Монце произошли изменения. Гонка 1971 года была самой быстрой гонкой Формулы-1 на тот момент. На самом деле это была просто куча прямых и быстрых поворотов, машины Формулы-1 становились все более совершенными и быстрее, а гонщики постоянно обгоняли друг друга по трассе. В конце ямы была проложена небольшая шикана, а на повороте Виалоне - еще одна; Бразилец Эмерсон Фиттипальди выиграл эту гонку и свой первый чемпионат среди пилотов всего в 25 лет. Его главный соперник Джеки Стюарт выбыл на старте со сломанной коробкой передач. В 1973 году Стюарт в начале гонки проколол шину и отправился в боксы, чтобы ее заменить; он вышел на 20-м месте и финишировал четвертым в гонке, а Фиттипальди финишировал вторым; этого было достаточно для Стюарта, чтобы выиграть свой третий и последний чемпионат среди пилотов. В 1974 году произошли дальнейшие изменения: шикана Виалоне была изменена и переименована в Вариант Аскари, это место, где Альберто Аскари был убит в 1955 году при тестировании спортивного автомобиля Ferrari. Как и годом ранее, победу одержал Петерсон, а Фиттипальди финишировал вторым, теперь выступая за McLaren. Однако 1975 год стал событием, которое стоит запомнить. Феррари, полностью перегруппировавшаяся под руководством Луки ди Монтедземоло , достигла высшей точки своего возрождения.
В лагере Ferrari царило расслабленное состояние, в то время как восходящая звезда и лидер чемпионата Ники Лауда лидировал в чемпионате пилотов, а команда лидировала в чемпионате конструкторов. Фиттипальди и аргентинцу Карлосу Ройтеманну нужно было побеждать, чтобы иметь шанс остаться в борьбе за чемпионство. Когда гонка началась, товарищ Лауды по команде Клэй Регаццони лидировал, за ним следовал Лауда; и Фиттипальди промчался по трассе, пытаясь догнать два Феррари. Фиттипальди обогнал Лауду и стал вторым, но это не имело значения, поскольку Лауде нужно было всего лишь пятое место, чтобы завоевать титул пилотов. Победу одержал Регаццони, за ним следовали Фиттипальди и Лауда, завоевавшие свой первый титул пилота, а Ferrari также выиграла Кубок конструкторов на том же этапе. В 1976 году в планировку Монцы внесли дальнейшие изменения. Две шиканы, получившие название Variante Rettifilo, были установлены непосредственно перед Curva Grande, а еще одна шикана, Variante della Roggia, была установлена непосредственно перед поворотами Lesmo. Лауда, который вернулся в гонки всего через шесть недель после ужасной аварии на Нюрбургринге; финишировал четвертым, а Петерсон выиграл. В 1977 году американец итальянского происхождения Марио Андретти победил на Lotus; но гонка следующего года должна была добавить еще одну страницу трагедии в историю Монцы.
Петерсон вернулся в «Лотус» в начале сезона 1978 года и всю дорогу бросал вызов своему товарищу по команде Андретти. Петерсон разбил свою машину на тренировке, и ему пришлось воспользоваться запасной машиной Андретти, которая неудобна для высокого шведа, в отличие от миниатюрного американца. Когда гонка началась, на подходе к первому повороту произошло огромное пылающее скопление нескольких автомобилей. Одной из жертв был Петерсон; его машина врезалась в заграждения Armco и загорелась. Вместо плохо экипированных маршалов британец Джеймс Хант с помощью француза Патрика Депайлера и Регаццони побежал на помощь Петерсону и вытащил его из горящего «Лотоса». Петерсон получил тяжелую травму ноги и через день умер от эмболии. После ухода Петерсона из гонки Андретти выиграл чемпионат пилотов. Сама гонка была интересной; во время парадного круга южноафриканец Джоди Шектер потерял колесо своего Wolf на втором повороте Лесмо и врезался в барьер Armco прямо рядом с трассой. Андретти, Хант, Лауда, Фиттипальди и Ройтеманн пошли осмотреть повреждения и отказались стартовать, пока они не будут устранены; и его вовремя починили; хотя гонка началась намного позже, чем предполагалось. Машинам был показан зеленый свет, пока задняя половина поля еще находилась в движении (такое часто случалось в Монце и во время первого старта); и из-за видимого волнения на старте официальные лица Андретти и канадец Жиль Вильнев вырвался на старт и был оштрафован на минуту; Лауда одержал победу на своем Brabham с двигателем Alfa на сокращенной гоночной дистанции; Когда австрийскому водителю показали клетчатый флаг, уже стемнело. В 1979 году в Монце произошли изменения: к поворотам Курва-Гранде и Лесмо были добавлены зоны разбега, а трасса была модернизирована. Шектер, который теперь выступает за Ferrari, выиграл гонку и чемпионат пилотов.
Имола 1980 года и дальнейшая реконструкция Монцы
[ редактировать ]В 1979 году было объявлено, что автодром Дино Феррари, также известный как Имола, примет Гран-при Италии 1980 года , а Монца подверглась серьезной модернизации, включая строительство нового пит-комплекса. Трасса Имолы использовалась для проведения соревнований, не относящихся к чемпионату, в 1979 году, а с 1953 года на ней проводились различные гонки, не относящиеся к чемпионату; эта трасса находилась ближе к заводу Ferrari в Маранелло. Единственный раз, когда Имола участвовала в Гран-при Италии, выиграл бразилец Нельсон Пике после того, как два турбо-Рено Жан-Пьера Жабуя и Рене Арну сошли с дистанции.
Гран-при Италии вернулся в Монцу в 1981 году и с тех пор остается там. Трасса Имолы не должна была покинуть Формулу-1, на ней с 1981 по 2006 год проходил Гран-при Сан-Марино. Гран-при Италии 1981 года выиграл восходящая звезда Ален Прост , и в этой гонке британец Джон Уотсон попал в огромную аварию на втором Лесмо. Curve, который также выбил итальянца Микеле Альборето. Уотсон не пострадал в своем автомобиле McLaren из углеродного волокна. В 1982 году победу одержал товарищ Проста по команде Рене Арну; и Прост также выиграл захватывающее соревнование 1985 года, на этот раз за рулем McLaren.
Соперники Проста в чемпионате Альборето (сейчас за рулем Ferrari) и финн Кеке Росберг на Williams оба завершили карьеру. 1988 год стал годом памятной победы; поскольку McLaren выиграла все гонки вплоть до Гран-при Италии; Прост выбыл из-за проблем с двигателем, а его товарищ по команде Айртон Сенна врезался в бэкмаркер за два круга до финиша - победу одержал австриец Герхард Бергер на Ferrari, за ним последовал Альборето, сделав счет Ferrari 1–2. Это было особенно запоминающимся, поскольку Энцо Феррари умер за месяц до этого события.
В 1989 году Прост одержал победу после того, как срок службы двигателя Honda в McLaren Сенны истек; но в следующем году Сенна одержал победу. В 1991 году состоялась битва между Сенной и двумя пилотами Williams Найджелом Мэнселлом и Риккардо Патрезе . Мэнселл выиграл, Сенна финишировал вторым, а Патрезе выбыл из-за проблем с коробкой передач. Сенна снова выиграл в 1992 году, а в 1993 году гонщики Williams Ален Прост и Дэймон Хилл боролись в ожесточенной борьбе, и, пока лидировал, у Проста отказал двигатель, и Хилл одержал победу.
В ответ на трагедию в Имоле в 1994 году вторая кривая Лесмо была замедлена, но гонка рисковала быть отмененной из-за бюрократических и экологических трудностей, связанных с модификацией трассы. Другие изменения были внесены в 1995 году в Курва-Гранде , Варианте-делла-Роджиа и в обоих уголках Лесмо, которые, как предполагалось, должны были создать более широкие зоны стока. В 1996 году Михаэль Шумахер одержал победу за Ferrari, а в 1999 году лидер чемпионата Мика Хаккинен разбился, и финн, не в духе темперамента, зашел за несколько кустов на трассе и заплакал. В 2000 году в схему были внесены дальнейшие изменения, которые остались с тех пор; Вариант Реттифило был превращен в последовательность из двух углов вместо последовательности из трех углов. Гонка в том году началась трагически: в результате аварии во время старта на Variante della Roggia маршал получил удар по голове и груди оторвавшимся колесом немецкого игрока Хайнца-Харальда Френтцена Jordan . 33-летнему Паоло Гислимберти на месте сделали массаж сердца, но позже он скончался от полученных травм. Более позитивным моментом является то, что десятилетие началось с череды побед Ferrari в 2000 и 2002–2004 годах.
После победы на Гран-при Италии 2006 года Михаэль Шумахер объявил о своем уходе из гонок Формулы-1 в конце сезона 2006 года. Кими Райкконен заменил его в Ferrari с начала сезона 2007 года. На Гран-при Италии 2008 года Себастьян Феттель стал самым молодым гонщиком в истории, выигравшим Гран-при Формулы-1. В возрасте 21 года и 74 дней Феттель побил рекорд, установленный Фернандо Алонсо на Гран-при Венгрии 2003 года, на 317 дней, одержав победу на влажных условиях в Монце.
Феттель лидировал на протяжении большей части Гран-при и пересек финишную черту на 12,5 секунды впереди Хейкки Ковалайнена из McLaren . Ранее на выходных он уже стал самым молодым игроком с поулом, установив лучшее время как на квалификационных этапах Q2, так и Q3. Его победа также дала ему рекорд самого молодого финишера на подиуме. Феттель также выиграл в 2011 году после эффектного паса на Курва-Гранде, обогнав Фернандо Алонсо на внешней стороне большого и длинного поворота.
Неопределенность росла из-за того факта, что Монца продолжит принимать гонку, поскольку Рим подписал соглашение о проведении Формулы-1 с 2012 года. Однако 18 марта 2010 года Берни Экклстоун и менеджеры трассы Монцы подписали соглашение, которое гарантировало, что гонка будет проводиться там до тех пор, пока минимум 2016. [5]
На Гран-при Италии 2020 года прошел самый быстрый квалификационный круг в истории, установленный Льюисом Хэмилтоном на автомобиле Mercedes со временем 1:18,887 и средней скоростью 264,362 км/ч (164,267 миль в час). [6] [7]
Всего одиннадцать итальянских гонщиков выиграли Гран-при Италии; семь перед Второй мировой войной и четыре, когда она была частью чемпионата мира; последний раз Людовико Скарфиотти побеждал в 1966 году. Альберто Аскари выигрывал гонку трижды (один раз перед Формулой-1 и дважды во время чемпионата Формулы-1). Элио де Анжелис и Риккардо Патрезе выиграли Гран-при Сан-Марино в 1985 и 1990 годах соответственно, поэтому они победили на родной земле, а не в Монце. И Михаэль Шумахер, и Льюис Хэмилтон выигрывали его по пять раз, а Нельсон Пике - четыре раза. Ferrari выиграла свой домашний Гран-при 20 раз.
Гран -при Италии 2023 года установил рекорд по продолжительности самой короткой гонки, не считая преждевременно завершившихся гонок, - 1:13:41,143. [8] побив предыдущий рекорд Гран-при Италии 2003 года , который составил 1:14:19,838. [9]
Победители Гран-при Италии.
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
5 | Михаэль Шумахер | 1996 , 1998 , 2000 , 2003 , 2006 |
Льюис Хэмилтон | 2012 , 2014 , 2015 , 2017 , 2018 | |
4 | Нельсон Пике | 1980 , 1983 , 1986 , 1987 |
3 | Тацио Нуволари | 1931 , 1932 , 1938 |
Альберто Аскари | 1949 , 1951 , 1952 | |
Хуан Мануэль Фанхио | 1953 , 1954 , 1955 | |
Стирлинг Мосс | 1956 , 1957 , 1959 | |
Ронни Петерсон | 1973 , 1974 , 1976 | |
Ален Прост | 1981 , 1985 , 1989 | |
Рубенс Баррикелло | 2002 , 2004 , 2009 | |
Себастьян Феттель | 2008 , 2011 , 2013 | |
2 | Луиджи Фаджиоли | 1933 , 1934 |
Рудольф Караччиола | 1934 , 1937 | |
Фил Хилл | 1960 , 1961 | |
Джон Сёртис | 1964 , 1967 | |
Джеки Стюарт | 1965 , 1969 | |
Клэй Регаццони | 1970 , 1975 | |
Niki Lauda | 1978 , 1984 | |
Айртон Сенна | 1990 , 1992 | |
Дэймон Хилл | 1993 , 1994 | |
Хуан Пабло Монтойя | 2001 , 2005 | |
Фернандо Алонсо | 2007 , 2010 | |
Макс Ферстаппен | 2022 , 2023 | |
Источники: [10] [11] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Гран-при Европы.
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
20 | Феррари | 1949 , 1951 , 1952 , 1960 , 1961 , 1964 , 1966 , 1970 , 1975 , 1979 , 1988 , 1996 , 1998 , 2000 , 2002 , 2003 , 2004 , 2006 , 2010 , 2019 |
11 | Макларен | 1968 , 1984 , 1985 , 1989 , 1990 , 1992 , 1997 , 2005 , 2007 , 2012 , 2021 |
9 | Мерседес | 1934 , 1937 , 1954 , 1955 , 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018 |
8 | Альфа Ромео | 1924 , 1925 , 1931 , 1932 , 1933 , 1947 , 1948 , 1950 |
6 | Уильямс | 1986 , 1987 , 1991 , 1993 , 1994 , 2001 |
5 | Лотос | 1963 , 1972 , 1973 , 1974 , 1977 |
4 | Ред Булл | 2011 , 2013 , 2022 , 2023 |
3 | Авто Юнион | 1935 , 1936 , 1938 |
БРМ | 1962 , 1965 , 1971 | |
Брэбэм | 1978 , 1980 , 1983 | |
2 | Фиат | 1922 , 1923 |
Бугатти | 1926 , 1928 | |
Мазерати | 1953 , 1956 | |
Ванвалл | 1957 , 1958 | |
Рено | 1981 , 1982 | |
Источники: [10] [11] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Гран-при Европы.
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
21 | Феррари | 1949 , 1951 , 1952 , 1960 , 1961 , 1964 , 1966 , 1970 , 1975 , 1979 , 1988 , 1996 , 1998 , 2000 , 2002 , 2003 , 2004 , 2006 , 2008 , 2010 , 2019 |
15 | Мерседес * | 1934 , 1937 , 1954 , 1955 , 1997 , 2005 , 2007 , 2009 , 2012 , 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018 , 2021 |
9 | Альфа Ромео | 1924 , 1925 , 1931 , 1932 , 1933 , 1947 , 1948 , 1950 , 1978 |
8 | Форд ** | 1968 , 1969 , 1972 , 1973 , 1974 , 1976 , 1977 , 1980 |
Рено | 1981 , 1982 , 1991 , 1993 , 1994 , 1995 , 2011 , 2013 | |
7 | Хонда | 1967 , 1986 , 1987 , 1989 , 1990 , 1992 , 2020 |
3 | Авто Юнион | 1935 , 1936 , 1938 |
БРМ | 1962 , 1965 , 1971 | |
2 | Фиат | 1922 , 1923 |
Бугатти | 1926 , 1928 | |
Мазерати | 1953 , 1956 | |
Ванвалл | 1957 , 1958 | |
Кульминация | 1959 , 1963 | |
ЯРЛЫК *** | 1984 , 1985 | |
BMW | 1983 , 2001 | |
Источники: [10] [11] |
* В период с 1997 по 2005 год построен компанией Ilmor при финансовой поддержке Mercedes.
** Построено компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
*** Создан Porsche.
По году
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью какого-либо чемпионата.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью предвоенного чемпионата Европы .
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью предвоенного чемпионата мира производителей .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новости Формулы-1: Соглашение с Гран-при Италии продлено еще на год до 2025 года» . Автоспорт . 1 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Колин Гудвин. Карманная книга автогонщика . п. 9. ISBN 9781844861347 .
- ^ Jump up to: а б Эцродт, Ганс. «Черный день Монцы. Кампари, Борзаккини и Чайковски разбились со смертельным исходом» . Золотая эра гонок Гран-при . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Гран-при Монцы 1933 года» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Монца сохранит Гран-при Италии Формулы-1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 18 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ «Формула 1 Gran Premio Heineken d'Italia 2020 – Итоговая классификация квалификационной сессии» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 сентября 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 сентября 2020 г. . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Статистика водителей - Разное - Самые быстрые квалификации • STATS F1» . www.statsf1.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2020 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Формула 1 Pirelli Gran Premio d'Italia 2023 – Результат гонки» . Формула 1 . 3 сентября 2023 г. Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Gran Premio Vodafone d'Italia 2003 – Результат гонки» . Формула 1 . 14 сентября 2003 года . Проверено 14 сентября 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Италии» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Италии». Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 407–408. ISBN 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.