Гран-при Японии
Трасса Сузука (С перерывами; 1966–1976, 1987 – настоящее время) | |
![]() | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 49 |
Впервые проведен | 1963 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | ![]() |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | ![]() |
Длина цепи | 5,807 км (3,608 миль) |
Длина гонки | 307,471 км (191,053 мили) |
Круги | 53 |
Последняя гонка ( 2024 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Японии ( яп . 日本グランプリ , латинизировано : Нихон-гуранпури ) — гоночное событие в календаре чемпионата мира Формулы-1 . Исторически Япония была одной из последних гонок сезона, и поэтому Гран-при Японии был местом проведения многих гонок, определяющих титул: 13 чемпионов мира среди водителей были коронованы на 36 Гран-при Японии чемпионата мира, которые был размещен. Япония была единственной азиатской страной, принимавшей гонки Формулы-1 (включая Гран-при Тихого океана к календарю не присоединилась Малайзия ), пока в 1999 году .
Первые два Гран-при Японии Формулы-1 в 1976 и 1977 годах прошли на автодроме Фудзи, прежде чем Япония была исключена из календаря. Он вернулся в 1987 году на Сузуку, которая в течение 20 лет принимала Гран-при исключительно и завоевала репутацию одной из самых сложных трасс Формулы-1. В 1994 и 1995 годах Япония также принимала Гран-при Тихого океана на трассе TI , что сделало Японию одной из девяти стран, принимавших более одного Гран-при в одном сезоне (остальные — Австрия , Бахрейн , Франция , Германия , Великобритания , Италия , Испания и США ). В 2007 году Гран-при снова переехал на обновленную трассу Fuji Speedway . [1] После второй гонки на Фудзи в 2008 году гонка вернулась в Сузуку в 2009 году в рамках альтернативного соглашения между владельцами Fuji Speedway и Suzuka Circuit, постоянными конкурентами Toyota и Honda . Однако в июле 2009 года Toyota объявила, что не будет проводить гонку на трассе Fuji Speedway в 2010 году и в дальнейшем из-за спада в мировой экономике. [2] поэтому вместо этого Гран-при Японии прошел в Сузуке. Сузука принимает Гран-при Японии каждый год, начиная с 2009 года, за исключением 2020 и 2021 годов, когда Гран-при были отменены из-за пандемии COVID-19 . [3] [4]
Мероприятие должно проходить на трассе Сузука как минимум до 2029 года. [5]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2017 г. ) |
Происхождение
[ редактировать ]
Первый Гран-при Японии проводился как гонка спортивных автомобилей. [6] на трассе Сузука в 80 километрах (50 миль) к юго-западу от Нагои в мае 1963 года. В 1964 году гонка снова прошла в Сузуке. Это положило начало серьезному развитию автоспорта в Японии. Однако в следующих восьми этапах Гран-при, не входящий в чемпионат, проводился на автодроме Фудзи , в 40 милях (64 км) к западу от Иокогамы и в 66 милях (106 км) к западу от японской столицы Токио . В то время на трассе (которая на самом деле была неполной) был Дайичи, первый поворот с виражом, который стал местом многих аварий со смертельным исходом (убран в 1974 году). Тогда он проводился как ряд дисциплин автоспорта, в частности Формула 2, спортивные автомобили и спринтерские гонки типа Can-Am .
Формула-1
[ редактировать ]Фудзи Спидвей
[ редактировать ]

Первый Гран-при Японии Формулы-1 в 1976 году проводился на очень быстрой трассе Fuji Speedway длиной 4,7 мили, без кренов. Гонка должна была прославиться тем, что в решающем матче между Джеймсом Хантом и Ники Лаудой решалась гонка , поскольку она проводилась в условиях сезона дождей . Лауда, который пережил почти смертельную аварию на Гран-при Германии в начале сезона, снялся с гонки, заявив, что его жизнь важнее чемпионства, как и бразильцы Эмерсон Фиттипальди и Карлос Паче . Проливной дождь в конце концов прекратился, и после медленного пит-стопа, в результате которого он опустился на 5-е место, Хант ехал изо всех сил и поднялся на 3-е место, набрав 4 очка, необходимые для завоевания титула, с небольшим отрывом от Лауды на одно очко. Американец Марио Андретти выиграл гонку, одержав свою вторую победу в карьере и первую за Lotus, опередив француза Патрика Депайлера на Tyrrell P34 . Хант вернулся в следующем году, чтобы выиграть второй Гран-при Японии, но из-за столкновения Жиля Вильнева и Ронни Петерсона во время гонки Вильнев Феррари совершил сальто в запретную зону, убив двух зрителей. [7] Хотя изначально гонка была запланирована на апрель сезона 1978 года (который был отменен), гонка не появлялась в календаре Формулы-1 еще десять лет, и гонка не возвращалась в Фудзи еще на большее время.
Трасса Сузука
[ редактировать ]Гран-при Японии, первоначально запланированный на 7 апреля 1985 года, был отменен, поскольку восстановление частей трассы Сузука занимало слишком много времени. [8] По возвращении Формулы 1 в Японию в 1987 году Гран-при обрел новое место проведения на перепроектированной и обновленной трассе Сузука. Трасса, расположенная внутри ярмарки , была спроектирована голландцем Джоном Хугенхольцем и принадлежала компании Honda , которая использовала ее в качестве испытательной трассы. Изначально примечательная своей планировкой (Сузука — единственная гоночная трасса в форме восьмерки, появившаяся в календаре Формулы-1), требовательная и быстрая японская трасса стала очень популярной среди гонщиков и болельщиков, и ей предстояло увидеть одни из самых драматичных и запоминающихся моментов. в истории Формулы-1.
Первое мероприятие 1987 года уже стало классикой. Сразу же был определен еще один титул чемпиона мира, поскольку Найджел Мэнселл сильно разбил свой Williams-Honda на тренировке в Snake Esses и, следовательно, не смог стартовать в гонке из-за обострения старой травмы спины, которую он получил во время работы в Формуле Форд, фактически передав титул. своему товарищу по команде Нельсону Пике ; третий и последний титул в его карьере. Австриец Герхард Бергер выиграл гонку за Ferrari, это их первая победа с 1985 года.
Ален Прост против Айртона Сенны
[ редактировать ]
Сузука сыграла роль в вражде между французом Аленом Простом и бразильцем Айртоном Сенной . Эта долгая битва достигла огромного уровня противоречий и освещения в средствах массовой информации; Эта борьба велась между двумя мужчинами, которые в то время считались лучшими гонщиками Формулы-1.
Гонка 1988 года стала решающей в чемпионате мира между Сенной и Простом, которые в том году были товарищами по команде McLaren. У Сенны было больше шансов на победу в чемпионате, поскольку в то время система начисления очков учитывала 11 лучших результатов; Сенна сошел с дистанции на один Гран-при больше, чем Прост, и был немного менее последовательным, чем француз, но на самом деле это было в пользу бразильца; то, как в те дни работала система начисления очков, означало, что у него было больше возможностей набирать очки. McLaren также получила превосходные и экономичные двигатели Honda от Williams, имела машину намного лучше, чем у любой другой, и выиграла все гонки сезона, кроме Гран-при Италии - единственный двойной выход McLaren в сезоне. На старте Сенна стартовал очень плохо, заглох на стартовой решетке, но затем сумел завести машину на прямой спускающейся яме. В результате он опустился на 14-е место, а Прост вышел вперед. Затем начался дождь, и специалист по влажной погоде Сенна промчался по трассе, установив несколько самых быстрых кругов и обгоняя машину за машиной, пока не догнал Бергера на втором месте, а затем начал быстро догонять Проста. Коробка передач француза была неисправна, и бразилец догнал и обогнал Проста, в то время как француза задерживал постоянный бэкмаркер Андреа де Сезарис. Сенна выиграл гонку и свой первый чемпионат среди пилотов, а Прост финишировал вторым, несмотря на то, что последний в целом набрал больше очков.
Гонка 1989 года была долгожданной, и даже несмотря на новые правила, запрещающие двигатели с турбонаддувом, комбинация McLaren-Honda по-прежнему доминировала: они выиграли 10 из 14 гонок в сезоне. Эта гонка оказалась одной из самых запоминающихся в истории спорта. Прост и Сенна, снова товарищи по команде McLaren в 1989 году, были втянуты в ожесточенную личную вражду, которая началась во второй гонке сезона , и их отношения к гоночному уик-энду достигли такой низкой точки, что их практически не существовало. . Очень необычно для товарищей по гоночной команде, между Простом и Сенной почти не было общения, и это было до такой степени, что команда McLaren фактически работала как две отдельные команды - вокруг Сенны было в 4-5 раз больше людей, чем вокруг Проста. Это произошло потому, что у Сенны были более близкие отношения с инженерами Honda, чем у Проста; Популярность Сенны среди японской публики благодаря его решительному стилю вождения принесла Honda пользу во многих отношениях; и McLaren хотела долгосрочного партнерства с Honda, поскольку их двигатели были лучше, чем у всех остальных. И Сенна, и Прост отправились на гоночный уик-энд, каждый зная, каковы ставки. Прост опережал Сенну на 16 очков, и перед бразильцем стояли почти непреодолимые шансы: ему нужно было победить в Сузуке, чтобы иметь хоть какой-то шанс остаться в борьбе за победу в чемпионате в преддверии чемпионата. следующую гонку , которую он тоже обязан был выиграть. Сенна квалифицировался с поул-позицией, опередив Проста на 1,5 секунды, который уже работал над своей гоночной настройкой в квалификации. Настройка Сенны означала, что он быстрее проходит повороты, в то время как Прост выбрал настройку, которая делала его быстрее на прямых.
В день гонки оба McLaren находились в первом ряду стартовой решетки, и эмоции обоих пилотов McLaren были очень сильными. Когда стартовые огни загорелись зеленым, Прост отлично стартовал и прыгнул в быстрый первый поворот, опередив Сенну. Два гонщика McLaren немедленно начали отрываться от остальной части поля, а Прост и Сенна задали темп на максимально возможном уровне. На 47-м круге, проходя сверхбыстрый поворот 130R, бразилец предпринял амбициозный пас на шикану Касио. Сенна находился в неудобном положении для паса, находясь внутри своего товарища по команде, и пытался протолкнуться мимо Проста, но француз решил быть верным словам, которые он сказал Сенне и боссу McLaren Рону Деннису : он не уйдет. дверь откроется, как он это сделал раньше, и уступит позицию просто для того, чтобы McLaren был смущен двойным выходом на пенсию. И Прост сделал именно это: при повороте на правый поворот, составлявшем первую часть шиканы, он свернул на Сенну, и машина француза врезалась в машину бразильца, обе машины сцепились, обе соскользнули с трассы и вылетели за пределы трассы. на выезде из шиканы двигатели Honda V10 в обеих машинах глохнут.
Прост и Сенна были выброшены на берег, и Прост быстро вышел из своей машины, зная, что он выиграл чемпионат после очевидного ухода Сенны, в то время как Сенна махнул рукой группе маршалов Сузуки, которые подбежали к двум сцепленным машинам. Чтобы разделить две машины, маршалы толкнули машину Сенны назад на трассу, что поставило ее в опасное положение. Затем маршалы толкнули его машину вперед, а Сенна завел двигатель, и он уехал. Даже после того, как он застрял более чем на 30 секунд, бешеный темп, с которым бежали он и Прост, позволил им обоим настолько опередить остальных участников, что Сенна по-прежнему уверенно лидировал в гонке, опережая гонщика Benetton Алессандро Наннини . Передний носовой обтекатель Сенны был поврежден и, пройдя поворот Дегнера, оторвался; и он хотел, чтобы это изменилось. Наннини обогнал Сенну, пока бразилец был в боксах, и после того, как он вылетел из боксов, Сенна ехал так же яростно, как и раньше, и за 2 круга, отставая от Наннини на 2,5 секунды, он догнал и чисто обогнал итальянца. в шикане Casio. Сенна взял клетчатый флаг, но церемония подиума откладывалась. Встреча Сенны, Проста, руководства McLaren и официальных лиц FIA, включая очень непопулярного президента FIA и FISA. Жан-Мари Балестр занял место сразу после гонки. Считалось, что Сенну будут дисквалифицировать за получение внешней помощи, не связанной с командой, что противоречило правилам, но в этом правиле была лазейка: правило гласило, что, если считается, что гонщик находится в опасном положении, его могут толчок начался. Но, к большому удивлению почти всего паддока Формулы-1, было решено, что Сенна должен быть дисквалифицирован за объезд шиканы и обозначенной трассы после того, как он спустился по отъездной дороге, ограничивающей трассу. Срезание шиканы фактически означало обход трассы с целью получения преимущества – и это было незаконно. Но это правило не соблюдалось и обычно игнорировалось в те дни, если на гонщика негативно влияло его положение в гонке, чего не было у Сенны. Тем не менее, бразилец Сенна был взбешён таким решением – и позже он рассказал, что долго боролся с случившимся. Наннини одержал победу в гонке в результате дисквалификации Сенны, а McLaren обжаловал дисквалификацию Сенны, которая не только была отклонена Балестре и FIA, но и была приговорена к штрафу в размере 100 000 долларов и шестимесячной дисквалификации, оба из которых в конечном итоге были отменены. Прост выиграл чемпионат пилотов в третий раз, но это не было официально до тех пор, пока Сенна не ушел из Гран-при Австралии две недели спустя, до чего апелляция McLaren была отклонена.
Событие 1990 года оказалось столь же противоречивым, как и событие 1989 года. Сенна и Прост снова были первым и вторым в чемпионате – эти двое мужчин выиграли 37 из последних 46 гонок чемпионата Формулы-1. Но роли поменялись: ситуация в чемпионате Проста была такой же, как у Сенны в прошлом году. Французу нужно было выиграть обе последние две гонки, чтобы защитить титул. В гонке также не участвовал действующий чемпион Наннини, поскольку его карьера закончилась всего через несколько дней после крушения вертолета. Как показано на видео брифинга перед гонкой, [9] водители обсуждали, что делать, если машина оказалась в опасной позиции на Casio Chicane. Сенна был потрясен тем, что он считал нелепой интерпретацией плохо продуманных правил, и покинул встречу, когда она проходила. Сенна квалифицировался на поул-позиции, опередив Проста на три десятых и теперь выступая за Ferrari, у которой в том году был следующий по конкурентоспособности состав после McLaren. Сенна попросил изменить положение стартовой решетки, чтобы переместить поул-позицию на более чистую левую сторону дороги, где находилась гоночная трасса. Это было разрешено, но вмешался Балестре и вернул позиции на стартовой решетке в исходное положение, а это означало, что поул-позиция будет на грязной правой стороне трассы, где все кусочки резины были выброшены из шин машинами Формулы-1. . Это означало, что Сенна выбыл из гонки, и ему было труднее стартовать лучше. Разочарованный и разгневанный, Сенна повторил заявление Проста, сделанное в прошлом году, о том, что он не сдвинется с места, если Прост попытается обогнать в первом повороте. Сенна стартовал с поула, а Прост вторым (хотя и на гоночной трассе). Прост опередил Сенну, но более мощный двигатель Honda в McLaren Сенны означал, что он смог немного отыграться. Прост двинулся вперед, чтобы занять гоночную траекторию, но Сенна нырнул в угол справа от Проста, чтобы обогнать его – и в результате он врезался в бок Феррари Проста. Обе машины ехали прямо, и оба водителя промчались через гравийную ловушку на скорости 160 миль в час (260 км/ч) и врезались в стену из покрышек в конце зоны схода. Сенна и Прост не пострадали, и ни один из водителей не удосужился проверить, в порядке ли другой. Эта авария означала, что Сенна выиграл свой второй чемпионат мира среди водителей. Авария выглядела несколько сомнительной, и FIA ничего не сделала Сенне; поскольку в 1989 году они ничего не сделали Просту за аварию с Сенной, они также ничего не могли сделать Сенне, и в конце концов столкновение было объявлено «гоночным инцидентом». Разъяренный и возмущенный, Прост позже описал Сенну как «человека, не имеющего ценности». Оба водителя были обвинены в умышленном столкновении друг с другом, и, таким образом, обе ситуации, а также их комментарии после обоих инцидентов запятнали репутацию обоих водителей в глазах большинства, но стойких фанатов. Пилот Benetton Нельсон Пике выиграл свою первую гонку за три года после Герхард Бергер сошел с дистанции, а Ferrari Найджела Мэнселла провалилась в боксах после пит-стопа, а новый товарищ Пике по команде Роберто Морено финишировал вторым.
1991–2006
[ редактировать ]1991 год снова стал схваткой за звание чемпиона пилотов, и в нем Сенна и на этот раз Мэнселл участвовали в конкурентной, но довольно ненадежной битве Williams за чемпионство пилотов. Прост не выиграл ни одной гонки на своей неконкурентоспособной Ferrari в том году, и это оказалась его последняя гонка за Scuderia в том году; его уволили из команды после гонки за то, что он описал управляемость модели 643 как «грузовика». Это стало последней каплей для Ferrari; поскольку Прост уже некоторое время делал неприятные комментарии в адрес итальянской команды. Гонка началась, Мэнселл вылетел на первом повороте на 10-м круге, а Сенна выиграл свой третий чемпионат пилотов за 4 сезона. Сенна позволил своему товарищу по команде Герхарду Бергеру одержать победу в знак «спасибо» за его поддержку на протяжении всего сезона. Но во время пресс-конференции после гонки Сенна затем признал, что его действия в 1990 году действительно были преднамеренными, а затем назвал Балестре и остальных членов руководящего органа «глупыми людьми». Он признал, что сделал то же самое, что и годом ранее, из-за своего отказа мириться с постоянными незаконными манипуляциями Балестре в чемпионате пилотов.
1992 год стал первым годом, когда Гран-при Японии в Сузуке никоим образом не определил чемпионство – Мэнселл уже выигрывал его за 4 гонки до этого в Венгрии на своем доминантном Williams. Он сошел с дистанции, как и Сенна, а товарищ Мэнселла по команде Риккардо Патрезе одержал свою единственную победу в том году. 1993 год был интересным событием; Сенна опередил Алена Проста (который выиграл свой 4-й чемпионский титул на предыдущей гонке ) и сохранил его; кроме того, переменчивые погодные условия сыграли на пользу Сенне, который, как известно, был исключительным человеком в сырую погоду. Однако его преследовал новичок из Великобритании Эдди Ирвин , который пытался обойти Сенну и развернуться во время боя с британским товарищем Проста по команде Дэймоном Хиллом . Сенна выиграл свою 40-ю гонку в карьере у Проста, но он не всегда улыбался. Он разыскал Ирвина, вступил в острую дискуссию с северным ирландцем и ударил его кулаком по голове; затем Сенна выступил в прямом эфире для интервью после гонки и использовал ненормативную лексику в записи прямого эфира, разочаровавшись в Ирвине, предполагаемом плохом поведении других гонщиков на трассе и в средствах массовой информации, которые, по его словам, были «безответственными» за сенсацию некоторых из выступлений Сенны. опасное поведение на трассе.
К 1994 году Прост ушел в отставку, а Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино , а на Гран-при Японии в том же году Хилл и немец Михаэль Шумахер сражались за чемпионство пилотов. Хилл решительно выиграл гонку, опередив Шумахера; Сузука пострадала от проливного дождя, что очень усложнило условия для Хилла, поскольку Шумахер был признанным специалистом по влажным погодным условиям. В 1995 году француз и итальянец Жан Алези продемонстрировал невероятную гонку на сухих сликах во влажных условиях. Вначале шел дождь; но трасса высыхала. Алези выехал в боксы на седьмом круге, примерно в то же время, когда пришли все остальные. Французский гонщик начал круг Сузуки на своем Ferrari на 5 секунд быстрее, чем кто-либо другой, а когда он выехал из боксов, он был 17-м – но затем опередил На протяжении 18 кругов он поднялся на 2-е место, обгоняя машину за машиной, в то время как ряд других машин тоже перешли на слики. Но затем Алези пришлось отбывать штраф за проезд за выход на старт. Это не остановило эмоционально напряжённого Алези: он опустился на 10-е место, но упорно боролся; и начал проезжать машину за машиной. Затем он отправился в боксы и в результате опустился на 13-е место с 8-го. Затем он вылетел в последнем повороте на 20-м круге, но восстановился и в результате опустился на 15-е место. Затем он поднялся с 15-го на 9-е место за один круг и снова стал вторым после Шумахера, которого он догнал и боролся за лидерство. Однако это выдающееся выступление продлилось всего 5 кругов: карданный вал Ferrari Алези вышел из строя в результате его предыдущего отклонения, и он сошел с дистанции. Шумахер выиграл гонку, уже выиграв чемпионат пилотов на Гран-при Тихого океана в Аиде.
1996 год стал последней гонкой в году, и в нем товарищи по команде Williams Жак Вильнев и борьба за титул Дэймона Хилла переросли в схватку в Сузуке. Вильнев потерял колесо на 37-м круге и вылетел на первой серии поворотов, отдав чемпионский титул Дэймону Хиллу; однако Хилл никогда больше не был таким конкурентоспособным, как когда-либо в Формуле-1: владельцы команды Фрэнк Уильямс и Патрик Хед решили ранее в этом сезоне не продлевать контракт Хилла.

одержал В 1997 году Михаэль Шумахер победу, а его соперник за титул Жак Вильнев был дисквалифицирован за игнорирование желтых флагов во время одной из тренировок.
В 1998 году состоялся еще один драматический решающий матч между Шумахером и финном Микой Хаккиненом . Два гонщика боролись друг с другом на протяжении всего сезона, и Хаккинен опередил Шумахера на четыре очка в финальной гонке в Сузуке. Шумахер стартовал с поулом в гонке, но застрял на стартовой решетке, что дало Хаккинену, идущему вторым, свободную трассу перед стартом. Теперь, начиная с задней части стартовой решетки, Шумахер изо всех сил старался догнать соперника, показав множество быстрейших кругов. Однако на 28-м круге столкновение между бэкмаркерами привело к разбросу обломков по трассе. Шумахер наехал на обломки и проколол правое заднее колесо. Три круга спустя из-за шины Шумахер сошёл с дистанции, в результате чего Хаккинен одержал победу и свой первый чемпионский титул.
Затем Хаккинен выиграл свой второй подряд чемпионский титул в 1999 году после боя с Эдди Ирвайном, товарищем Шумахера по команде Ferrari.
Все следующие 5 соревнований выиграла Ferrari; Шумахер побеждал в 2000–2002 и 2004 годах, а его товарищ по команде Рубенс Баррикелло побеждал в 2003 году. Шумахер выиграл свой третий титул на соревнованиях 2000 года: он воспользовался своей превосходной скоростью во влажных условиях во время ливня в середине гонки, чтобы обеспечить победу в гонке. и его первый титул чемпиона мира за Ferrari. Это был первый чемпионат Ferrari среди пилотов за 21 год. Ferrari завершила свое доминирование в сезоне 2002 года, набрав в общей сложности 221 очко по использовавшейся тогда 10-балльной системе подсчета очков. На гонках 2003 года Шумахер пережил одну из самых тяжелых гонок. [ оригинальное исследование? ] В своей карьере ему нужно было занять как минимум восьмое место, и он стартовал с четырнадцатого места на стартовой решетке, но сумел заработать очко, необходимое для того, чтобы выиграть свой шестой чемпионат мира среди водителей, побив рекорд Хуана Мануэля Фанхио . Шумахер провел гонку, наполненную инцидентами: он столкнулся с Такумой Сато и еще раз едва не столкнулся со своим братом. Квалификационная сессия соревнований 2004 года , которая должна была состояться 9 октября, была отложена до дня гонки после того, как на Сузуку обрушился тайфун . Это привело к идее проводить квалификационные сессии воскресным утром (от этой идеи отказались в середине следующего года ).
Гонка 2005 года стала одной из самых захватывающих гонок сезона, поскольку многие ведущие гонщики стартовали в конце стартовой решетки после квалификации в переменчивую погоду. Пилот McLaren Кими Райкконен выиграл гонку после старта с 17-го места, обогнав пилота Renault Джанкарло Физикеллу в начале последнего круга – после того, как Физикелла был заблокирован бэкмаркером. На соревнованиях 2006 года Михаэль Шумахер лидировал до тех пор, пока отказ двигателя практически не лишил его шансов на восьмой чемпионский титул, который достался испанцу Фернандо Алонсо .
Редевелопмент Фудзи
[ редактировать ]24 марта 2006 года FIA объявила, что будущие гонки снова будут проводиться на обновленной трассе Fuji Speedway (теперь принадлежащей Toyota) в Ояме , округ Сунто , префектура Сидзуока . [10] Известие о переносе Гран-при Японии на трассу, спроектированную Германом Тильке, было встречено с некоторым трепетом, поскольку принадлежащая Honda Suzuka была фаворитом многих гонщиков, а трассы Германа Тильке получили неоднозначные отзывы от гонщиков и болельщиков.

8 сентября 2007 года было объявлено, что Фудзи будет чередовать Гран-при Японии с Сузукой, начиная с 2009 года. [11] Гонка 2007 года прошла под проливным дождем и стартовала за машиной безопасности. Льюис Хэмилтон одержал победу, а его товарищ по команде McLaren Фернандо Алонсо сильно разбился. Хейкки Ковалайнен финишировал вторым, что стало его лучшим результатом на тот момент, а Кими Райкконен - третьим, что стало первым разом, когда два финских гонщика вместе оказались на подиуме. В 2008 году первый поворот принес проблемы как претендующим на титул McLaren, так и Ferrari, а Фернандо Алонсо смог одержать победу на Renault. Фелипе Масса был 7-м после пенальти за столкновение с соперником за титул Льюисом Хэмилтоном, а Хэмилтон финишировал вне очков, также отбыв пенальти за инцидент в первом повороте.
Вернуться в Сузуку
[ редактировать ]
В июле 2009 года Toyota назвала глобальный экономический спад причиной того, что Гран-при Японии не вернется на Fuji Speedway в 2010 году и в последующий период. , автодром утверждал По сообщению Associated Press , что «продолжение проведения гонок Формулы-1 может поставить под угрозу выживание компании». В результате Гран-при 2010 года прошел в Сузуке, после чего было объявлено, что Сузука будет иметь исключительные обязанности по проведению соревнований. [12]
В гонках 2009 и 2010 годов доминировали Red Bull и Себастьян Феттель, причем Red Bull оба года финишировали 1–2. Себастьян Феттель обеспечил свой второй титул чемпиона мира на Гран-при 2011 года , заняв третье место, в то время как McLaren из Дженсон Баттон (единственный гонщик на поле, у которого был теоретический шанс победить Феттеля и завоевать титул) выиграл гонку в специальной одежде. шлем в честь людей, пострадавших от землетрясения и цунами в Тохоку в 2011 году . Шлем имел дизайн в стиле японского флага, и впоследствии он продал его на аукционе, чтобы собрать деньги для тех, кто попал в неудачные обстоятельства во время цунами в начале того же года.

Камуи Кобаяши занял третье место на Гран-при Японии 2012 года , выдержав давление со стороны Дженсона Баттона на протяжении всей гонки. Кобаяши стал первым японским гонщиком, финишировавшим на подиуме Формулы-1 в Японии за 22 года, после Агури Сузуки на Гран-при Японии 1990 года , и третьим японским гонщиком, финишировавшим на подиуме Формулы-1 после Сузуки и Такумы Сато в 2004 году. Гран-при США . [13]
Гонку 2013 года выиграл Себастьян Феттель за Red Bull, что стало его четвертой победой подряд в сезоне, а также четвертой победой в целом на Сузуке. Товарищ Феттеля по команде Марк Уэббер , начавший гонку с поул-позиции, финишировал вторым после своего товарища по команде, а Ромен Грожан занял последнее место на подиуме для Lotus.
В 2014 году во время гоночного уик-энда на трассу обрушился тайфун , что вызвало разногласия по поводу того, что время старта после полудня не было перенесено. В гонке Mercedes Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона сражались друг с другом за лидерство, причем Хэмилтон в конечном итоге одержал победу, опередив своего товарища по команде и Себастьяна Феттеля. Однако гонка была омрачена трагедией. На 45-м круге Адриан Сутил на Sauber вылетел за пределы трассы на повороте Данлопа, а когда его машину поднимали краном, Жюль Бьянки на Marussia вылетел за пределы трассы в том же месте и ужасно врезался в кран. Сразу после аварии гонка была отмечена красным флажком, поскольку условия были сочтены слишком опасными для участия в гонках. Бьянки не реагировал на маршалов и командное радио. Его доставили в ближайшую больницу, где он впал в кому. Была надежда, что он выздоровеет, но Бьянки умер девять месяцев спустя из-за полученных травм. Это привело к внесению изменений в схему на следующий год: на кривой Данлопа были созданы дренажные желоба, чтобы вода могла быстрее стекать во время ливня, а также был перемещен аналогичный кран, чтобы предотвратить несчастные случаи, подобные случаю Бьянки, в будущее.
23 августа 2013 года было объявлено, что контракт на Гран-при Японии продлен до 2018 года. [14] В августе 2018 года было объявлено о дальнейшем продлении гонки в Сузуке до 2021 года. Но гонка 2020 года, которая должна была состояться 11 октября, была отменена 12 июня из-за пандемии COVID-19 . [15]
Гран -при Японии 2022 года , состоявшийся 9 октября 2022 года, стал первым, проведенным в Сузуке с 2019 года . Старт гонки был отложен из-за проливного дождя, что в начале гонки привело к тому, что Карлос Сайнс-младший разбил свой Ferrari, и гонка была отмечена красным флажком. Было пройдено 28 кругов. Прежде чем гонка была приостановлена, FIA направила эвакуатор, когда гонка проходила в условиях двойного желтого флага, а это означало, что автомобиль находился на трассе одновременно с самими автомобилями Формулы-1, что привело к инциденту, едва не случившемуся с автомобилем Формулы-1. Пьер Гасли , который в то время ехал за Scuderia AlphaTauri , столкнулся с рекламным щитом, а это означает, что ему пришлось сделать быстрый пит-стоп и догнать поезд безопасности, едва не задев машину. Это вызвало резкую критику со стороны водителей, поскольку соотечественник Гасли Жюль Бьянки погиб из-за аналогичного инцидента в 2014 году. [16] [17] [18]
В этой гонке также возникла некоторая путаница с начислением очков; Широко распространено мнение, что лидер чемпионата Макс Ферстаппен заработает половину очков (19 вместо 25) из-за того, что было пройдено менее 75% запланированной дистанции гонки, а это означало бы, что ему не хватило одного очка до завоевания чемпионства. Однако вместо этого были присуждены полные очки, и Ферстаппен стал чемпионом мира Формулы-1 2022 года; он сам проявил удивление, когда узнал, что начислены полные баллы. [19] Эта путаница стала результатом изменения правил на 2022 год, которое было введено в ответ на сорванный дождем Гран-при Бельгии 2021 года . [20] В сезоне 2023 года система начисления очков была изменена и теперь использует систему скользящей шкалы для определения начисляемых очков, независимо от того, заканчивается ли сезон под красным или зеленым флагом. [21]
5 июля 2023 года было объявлено, что Гран-при Японии перенесен с традиционной даты в сентябре/октябре, как это было в предыдущие годы, на апрель в календаре 2024 года, между Гран-при Австралии и возвращающимся Гран-при Китая. в рамках усилий по регионализации Формулы-1. [22]
Популярность
[ редактировать ]С момента своего возвращения в календарь Формулы-1 в 1987 году Гран-при Японии стал одним из самых популярных среди зрителей. На гонку 1990 года три миллиона болельщиков приняли участие в розыгрыше 120 000 доступных билетов из-за популярности успехов Honda на чемпионатах мира в качестве поставщика двигателей для команд Williams и McLaren , а также того факта, что страна произвела свой первый полноценный двигатель. время гонщика Формулы-1 в Сатору Накадзиме и огромная популярность Айртона Сенны в Японии. [ оригинальное исследование? ] После ухода Накадзимы в 1991 году и отказа Honda от участия в соревнованиях в следующем году интерес к гонкам пошел на убыль, несмотря на добавление в календарь Формулы-1 Гран-при Тихого океана , которое также проводилось в Японии в сезонах 1994 и 1995 годов . Гран -при Японии 1995 года стал первым, на который не были распроданы выделенные билеты. [23] Впоследствии появление новых японских гонщиков, таких как Такума Сато , и вступление Honda и Toyota в качестве полноценных команд производителей вернули соревнованию прежнюю популярность. Однако Honda и Toyota покинули Формулу-1 в 2008 и 2009 годах соответственно, причем обе команды ссылались на экономические причины. Honda вернулась в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей для McLaren в 2015 году, и это партнерство продлилось до 2018 года. Honda начала поставлять двигатели для Toro Rosso (позже известного сначала как AlphaTauri , а затем как RB ) в 2018 году и Red Bull Racing в 2019 году, прежде чем снова покидает Формулу-1 после сезона 2021 года. Honda поддержала разработку двигателей Red Bull Powertrains для сезона 2022 года и будет помогать в разработке двигателей RBPT для сезонов 2023–2025 годов, а перейдет в Aston Martin в качестве заводского поставщика двигателей. после сезона 2026 года [24]
посещаемость
[ редактировать ]Официальные данные о посещаемости были следующими. [25]
|
|
|
|
|
Победители Гран-при Японии.
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
6 | ![]() | 1995 , 1997 , 2000 , 2001 , 2002 , 2004 |
5 | ![]() | 2007 , 2014 , 2015 , 2017 , 2018 |
4 | ![]() | 2009 , 2010 , 2012 , 2013 |
3 | ![]() | 2022 , 2023 , 2024 |
2 | ![]() | 1966 , [26] 1969 [27] |
![]() | 1969 , [27] 1973 [28] | |
![]() | 1987 , 1991 | |
![]() | 1988 , 1993 | |
![]() | 1994 , 1996 | |
![]() | 1998 , 1999 | |
![]() | 2006 , 2008 | |
Источник: [29] |
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
9 | ![]() | 1977 , 1988 , 1991 , 1993 , 1998 , 1999 , 2005 , 2007 , 2011 |
7 | ![]() | 1987 , 1997 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 |
![]() | 2009 , 2010 , 2012 , 2013 , 2022 , 2023 , 2024 | |
6 | ![]() | 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018 , 2019 |
3 | ![]() | 1989 , 1990 , 1995 |
![]() | 1992 , 1994 , 1996 | |
2 | ![]() | 1963 , [30] 1976 |
![]() | 1968 , [31] 1969 [27] | |
![]() | 1973 , 1975 | |
![]() | 2006 , 2008 | |
Источник: [29] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
11 | ![]() | 1998 , 1999 , 2005 , 2007 , 2011 , 2014 , 2015 , 2016 , 2017 , 2018 , 2019 |
10 | ![]() | 1992 , 1994 , 1995 , 1996 , 2006 , 2008 , 2009 , 2010 , 2012 , 2013 |
8 | ![]() | 1963 , [30] 1964 , [32] 1972 , [33] 1976 , 1977 , 1989 , 1990 , 1993 |
7 | ![]() | 1987 , 1997 , 2000 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 |
3 | ![]() | 1973 , [28] 1975 , [34] 1976 [35] |
2 | ![]() | 1988 , 1991 |
![]() | 2023 , 2024 | |
Источник: [29] |
* В период с 1998 по 2005 год построен компанией Ilmor.
** Построен компанией Cosworth.
По году
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.






Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Fuji подписывает соглашение на 2007 год» . grandprix.com. 14 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. . Проверено 18 сентября 2007 г.
- ^ Спидвей Toyota Fuji Speedway отменяет Гран-при Формулы-1 с 2010 года. Архивировано 28 июля 2012 года на archive.today Bloomberg.com, проверено 22 декабря 2009 года.
- ^ «Гран-при Японии останется в Сузуке» . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ 19 августа, Ракьят Малайзия; Ам, 2021 г., 11:28 (19 августа 2021 г.). «Формула-1 2021: Гран-при Японии отменяется второй год подряд из-за возобновления Covid-19 — paultan.org» . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Формула-1» будет участвовать в гонках в Японии до 2029 года после нового пятилетнего продления» . www.formula1.com . 2 февраля 2024 г. Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Умер бывший руководитель Lotus Питер Уорр, autoweek.com. Архивировано 8 октября 2017 года на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 года.
- ^ «Спорт» . Хранитель . Лондон. 10 февраля 2008 года . Проверено 5 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Дэвид Хэйхо, Формула 1: Знания – 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ Видео на YouTube [ мертвая ссылка ]
- ^ «Сузука проигрывает Гран-при Японии Фудзи» . Новости Би-би-си . 24 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 г. . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Гран-при Японии будет чередоваться между Фудзи и Сузукой» . www.formula1.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 года . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Toyota отказывается от участия в Гран-при Японии 2010 года» . Майничи Дейли Ньюс. 7 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2009 года . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Бир, Мэтт (7 октября 2012 г.). «Камуи Кобаяши празднует «потрясающий» подиум» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 22 октября 2016 года . Проверено 7 октября 2012 г.
Результат Кобаяши приравнивается к лучшему результату японских пилотов в Формуле 1, достигнутому Агури Сузуки на Сузуке в 1990 году и Такумой Сато на Индианаполисе в 2004 году.
- ^ «Сузука останется в календаре Формулы-1 как минимум до 2018 года» . autosport.com. 23 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Формула-1 подтверждает, что Гран-при Азербайджана, Сингапура и Японии 2020 года отменены» . www.formula1.com . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г. .
- ^ « Из-за этого мы потеряли Жюля»: пилоты Формулы-1 в ярости из-за крана» . Фанаты гонок . 9 октября 2022 г. Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Такле, Абхишек (9 октября 2022 г.). « Я мог покончить с собой»: дым от газа над трактором, который чуть не пролетел» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (9 октября 2022 г.). «Гнев, как грузовик, вызывает воспоминания о смерти Бьянки» . Би-би-си Спорт . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Валантин, Генри (9 октября 2022 г.). «FIA объясняет, как Макс Ферстаппен смог выиграть чемпионат мира в Японии» . ПланетаФ1 . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (9 октября 2022 г.). «Только уверенность в классе Ферстаппена в «странный» день для Формулы-1» . Би-би-си Спорт . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (21 февраля 2023 г.). «Формула-1 исправляет ошибочные правила начисления очков, ослабляет ограничения на радио и одобряет новые дождевые шины» . www.racefans.net . Издательство Коллантайн . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Формула-1» объявляет календарь на 2024 год . www.formula1.com . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при – Гран-при Японии Fuji Television». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Редактор Chronosports. п. 203. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ «Honda намерена полномасштабно вернуться в Формулу-1 в 2026 году, объединив усилия с Aston Martin | Formula 1®» . www.formula1.com . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Гран-при Японии Формулы 1 MSC Cruises 2024 - Медиа-кит» (PDF) . Международная автомобильная федерация . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Prince R380-I (1966: R380), www.nissan-global.com. Архивировано 17 января 2021 г. на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гран-при Японии, 10 октября 1969 г., www.racingsportscars.com. Архивировано 16 октября 2018 г. на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Гран-при Японии» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Японии» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 18 ноября 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Гран-при Японии, 3 мая 1963 года, www.racingsportscars.com. Архивировано 9 апреля 2023 года на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Гран-при Японии, 3 мая 1968 года, www.racingsportscars.com. Архивировано 29 октября 2021 года на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с Brabham BT9, www.oldracingcars.com. Архивировано 23 ноября 2017 г. на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Гран-при Японии (2)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а б «Результаты Гран-при Японии F2000» . Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а б «Результаты чемпиона Гран-при Японии по автогонкам F2000» . Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты первой автогонки Гран-при Японии, день 1 (1)» . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты 1-го Гран-при Японии, второй день (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 г. , дата обращения 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты 2-го Гран-при Японии по автогонкам JAF Trophy» , Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты третьего Гран-при турнира по автогонкам (2)» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты 3-го Гран-при турнира по автогонкам Японии (1)» . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты третьего Гран-при турнира по автогонкам (3)» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ Гран-при Японии, 3 мая 1967 г., www.racingsportscars.com. Архивировано 16 октября 2018 г. на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Результаты 4-го турнира Гран-при Японии по автогонкам (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты 4-го турнира Гран-при Японии по автомобильным гонкам (2)» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты 4-го турнира Гран-при Японии по автогонкам (3)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (2)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (3)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (4)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при турнира Гран-при Японии по автогонкам» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при турнира Гран-при Японии по автогонкам (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при турнира Гран-при Японии по автогонкам» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при турнира Гран-при Японии по автогонкам (3)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при турнира Гран-при Японии по автогонкам» Японская автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ COLT F2000, www.mitsubishi-motors.co.jp. Архивировано 6 января 2017 г. на Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Результаты Гран-при Японии (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (2)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .
- ^ «Результаты Гран-при Японии (1)» Автомобильная федерация Японии. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 года .