Гран-при Японии 1995 года.
Гран-при Японии 1995 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 16 из 17 на чемпионате мира Формулы-1 1995 года.
| |||||
Подробности гонки [1] | |||||
Дата | 29 октября 1995 г. | ||||
Официальное название | XXI Гран-при Японии Fuji Television | ||||
Расположение | Трасса Сузука Сузука , Миэ , Япония | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 5,859 км (3,641 [2] миль) | ||||
Расстояние | 53 круга, 310,588 [3] км (192,990 миль) | ||||
Погода | Дождь, позже пересохший | ||||
посещаемость | 330,000 [4] | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Бенеттон - Рено | ||||
Время | 1:38.023 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | Михаэль Шумахер | Бенеттон - Рено | |||
Время | 1:42,976 — 33-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Бенеттон - Рено | ||||
Второй | Макларен - Мерседес | ||||
Третий | Бенеттон - Рено | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Японии 1995 года (формально XXI Гран-при Японии Fuji Television ) — Формулы-1, автогонка проходившая на автодроме Сузука в Сузуке 29 октября 1995 года. Это была шестнадцатая и предпоследняя гонка чемпионата мира Формулы-1 1995 года . [1] Гонку из 53 кругов выиграл с поул-позиции немец Михаэль Шумахер на автомобиле Benetton - Renault , вторым стал финн Мика Хаккинен на McLaren - Mercedes , а третьим - британский товарищ Шумахера по команде Джонни Герберт . [5]
Жан Алези , выступавший за Ferrari , стартовал вторым вместе с Шумахером. Однако Алези был вынужден отбыть 10-секундный штраф, поскольку его машина перед стартом выдвинулась вперед. Алези снова поднялся на второе место, прежде чем сойти с дистанции на 25-м круге. Соперник Шумахера в пилотов чемпионате Дэймон Хилл стартовал четвертым под давлением британских СМИ после плохих выступлений на предыдущих гонках. Хилл поднялся на второе место из-за ухода Алези, но вылетел с трассы на 40-м круге. [6]
Победа Шумахера стала его девятой в сезоне, повторив рекорд, установленный в 1992 году Найджелом Мэнселлом . [7] Benetton был признан чемпионом конструкторов , поскольку Williams не смогла набрать общее количество очков в оставшейся гонке. [6]
Фон
[ редактировать ]Направляясь к предпоследней гонке сезона, Benetton пилот Михаэль Шумахер сезона уже выиграл чемпионат пилотов , завоевав титул на предыдущей гонке, Гран-при Тихого океана . Шумахер возглавил чемпионат с 92 очками; Дэймон Хилл стал вторым с 59 очками. В оставшихся двух гонках было доступно максимум 20 очков, а это означало, что Хилл не смог догнать Шумахера. Хотя решение о чемпионате пилотов было принято, решение о чемпионате конструкторов не было. Benetton лидировал с 123 очками, а Williams был вторым со 102 очками перед 16-й гонкой, имея максимум 32 очка. [8] За неделю до гонки Хилл подвергся критике со стороны британских СМИ после плохих результатов в предыдущих гонках; Продолжались слухи, что Уильямс собирался заменить его Хайнц-Харальдом Френтценом или Герхардом Бергером в сезоне 1996 года . [9] [10] [11] Несмотря на слухи, руководитель команды Williams Фрэнк Уильямс выразил Хиллу «безоговорочный вотум доверия» перед началом гонки. [12]
В преддверии гонки произошло два изменения пилотов. Находясь за рулём одной из двух машин Sauber с пятой гонки сезона в Монако , Жан-Кристоф Бульон был уволен из команды и заменен Карлом Вендлингером . Австриец получил еще один шанс проявить себя после аварии на Гран-при Монако 1994 года , из-за которой он на несколько недель находился в коме. [13] Второй сменой гонщика стало Мика Хаккинена возвращение в McLaren после пропуска Гран-при Тихого океана из-за операции по поводу аппендицита . [14]
Практика и квалификация
[ редактировать ]Перед гонкой были проведены две тренировки; первый состоялся в пятницу утром, а второй - в субботу утром. Обе сессии длились 1 час 45 минут при сухой погоде. [15] Шумахер был самым быстрым в первой сессии, показав время 1:40.410, что на две десятых секунды быстрее Хаккинена. Автомобили Williams и Ferrari заняли оставшиеся шесть верхних позиций; Пилоты Williams Хилл и Дэвид Култхард занимают третье и пятое места соответственно. Автомобили Ferrari были четвертыми и шестыми по скорости; Жан Алези опередил Бергера. Хаккинен проехал круг быстрее Шумахера во второй тренировке со временем 1:40.389. Эдди Ирвайн занял второе место на машине Jordan , отстав от Хаккинена на три десятых секунды. Хилл был третьим в Williams, отставая на две десятых от Хаккинена, а Шумахер был четвертым после Хилла. Автомобили Ferrari заняли пятое и восьмое места; Алези перед Бергером. Sauber Френтцена и Williams Култхарда разделили гонщиков Ferrari. [1] Несмотря на то, что обе машины Williams вылетели на гравий , Хилл и Култхард вошли в десятку лучших. [16]
«Никто не разочарован больше, чем я и команда. Нам нужно выяснить, почему мы не были конкурентоспособны. Я был удивлен игрой McLaren и еще больше впечатлен игрой Михаэля [Шумахера] в конце сессии».
- Дэймон Хилл , комментируя свое выступление с Уильямсом в квалификации. [17]
Квалификационная сессия была разделена на две одночасовые сессии; первый состоялся в пятницу днем, а второй - в субботу днем. Самое быстрое время в обеих сессиях засчитывается в их финальную позицию на стартовой решетке . [15] Шумахер завоевал свою десятую поул-позицию в карьере на своем Benetton B195 со временем 1:38.023. В первом ряду к нему присоединился Алези, отстававший на восемь десятых секунды. [1] [18] Шумахер был особенно доволен работой своего Benetton, сказав: «У меня редко была такая хорошая машина… Думаю, я могу быть уверен в гонке». [19] Алези был доволен своим выступлением, но беспокоился о механической проблеме, из-за которой он разбился в пятницу, и обвинил команду Ferrari в сокрытии от него информации. [19] Алези должен был уйти из Ferrari в Benetton в обмен на Шумахера в конце сезона, и отношения между ним и командой становились все более натянутыми. [20] Хаккинен был третьим в McLaren, а Хилл четвертым, на секунду медленнее Шумахера. Несмотря на лучший результат Хаккинена в сезоне в квалификации и третье место в Бельгии , [21] его товарищ по команде Марк Бланделл провел разочаровывающую квалификационную сессию. В первой части квалификации Бланделл врезался в стену, а значит, не смог установить время, так как его машина была слишком сильно повреждена. Бланделл потерпел вторую аварию за выходные на повороте 130R на субботней тренировке, которая оказалась более серьезной, чем первая. По совету врача Бланделл не участвовал во второй квалификационной сессии. Он не смог установить время, в результате чего остался позади сетки. [22] Агури Сузуки разбил свой Ligier во время субботней квалификации; он не смог стартовать в гонке, так как находился в больнице со сломанным ребром. [6]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Михаэль Шумахер | Бенеттон - Рено | 1:38.428 | 1:38.023 | |
2 | 27 | Жан Алесси | Феррари | 1:39.127 | 1:38.888 | +0.865 |
3 | 8 | Мика Хаккинен | Макларен - Мерседес | 1:39.127 | 1:38.954 | +0.931 |
4 | 5 | Дэймон Хилл | Уильямс — Рено | 1:39.032 | 1:39.158 | +1.009 |
5 | 28 | Герхард Бергер | Феррари | 1:40.305 | 1:39.040 | +1.017 |
6 | 6 | Дэвид Култхард | Уильямс — Рено | 1:39.155 | 1:39.368 | +1.132 |
7 | 15 | Эдди Ирвин | Иордания - Пежо | 1:40.153 | 1:39.621 | +1.598 |
8 | 30 | Хайнц-Харальд Френтцен | Заубер - Форд | 1:40.010 | 1:40.380 | +1.987 |
9 | 2 | Джонни Герберт | Бенеттон - Рено | 1:40.349 | 1:40.391 | +2.326 |
10 | 14 | Рубенс Баррикелло | Иордания - Пежо | 1:40.381 | 1:40.413 | +2.358 |
11 | 26 | Оливье Панис | Лижье - Муген-Хонда | 1:40.838 | 1:41.081 | +2.815 |
12 | 4 | Мика Сало | Тиррелл - Ямаха | 1:41.355 | 1:41.637 | +3.332 |
13 | 25 | Агури Сузуки | Лижье - Муген-Хонда | 1:42.561 | 1:41.592 | +3.569 |
14 | 3 | Укё Катаяма | Тиррелл - Ямаха | 1:41.977 | 1:42.273 | +3.954 |
15 | 9 | Джанни Морбиделли | Работа ног - Харт | 1:42.623 | 1:42.059 | +4.036 |
16 | 29 | Карл Вендлингер | Заубер - Форд | 1:43.634 | 1:42.912 | +4.889 |
17 | 23 | Педро Лами | Минарди - Форд | 1:43.387 | 1:43.102 | +5.079 |
18 | 24 | Лука Бадоер | Минарди - Форд | 1:43.940 | 1:43.542 | +5.519 |
19 | 10 | Иноуэ проверка | Работа ног - Харт | 1:44.386 | 1:44.074 | +6.051 |
20 | 17 | Андреа Монтермини | Тихий океан - Форд | 1:46.869 | 1:46.097 | +8.074 |
21 | 21 | Педро Диниз | Сильный - Форд | 1:46.654 | 1:47.166 | +8.631 |
22 | 22 | Роберто Морено | Сильный - Форд | 1:50.097 | 1:48.267 | +10.244 |
23 | 16 | Бертран Гашо | Тихий океан - Форд | 1:48.824 | 1:48.289 | +10.266 |
24 | 7 | Марк Бланделл | Макларен - Мерседес | 16:42.640 | нет времени | +15:04.617 |
Источник: [1] |
Разогревать
[ редактировать ]Пилоты вышли на трассу в 09:30 по японскому стандартному времени ( GMT +9) для 30-минутной разминки. Несмотря на неудовлетворительные результаты в квалификации, обе машины Williams показали себя лучше во время разминки в сырую погоду; Хилл показал лучшее время - 2:00.025. Култхард был третьим на другой машине Williams; Шумахер разделил их на второй позиции. Алези завершил четверку лучших, отстав от Хилла на восемь десятых секунды. [1]
Раса
[ редактировать ]Большую часть гонки поверхность трассы была влажной, а это означало, что время круга было медленнее, чем в квалификационных сессиях предыдущих дней. [1] Хотя к участию в гонке квалифицировалось 24 автомобиля, на старт вышли только 22: Сузуки не смог стартовать из-за аварии в квалификации, а Роберто Морено у автомобиля Forti возникла проблема с коробкой передач. [12] [23] Впервые с момента проведения Гран-при Японии в Сузуке в 1987 году билеты на гонку не были распроданы, несмотря на то, что в гонке участвовали три японских гонщика. [24]
Гонка началась в 14:00 по японскому стандартному времени. Все гонщики предпочли стартовать на шинах для влажной погоды , поскольку трасса была влажной от утреннего дождя. [6] Шумахер, занявший поул-позицию на стартовой решетке, удержал лидерство в первом повороте. Алези, стартовавший вместе с Шумахером, был признан прыгнувшим со старта и отбыл 10-секундный штраф с остановкой и движением на третьем круге. [6] [18] из которого он вернулся в гонку на десятом месте. [1] Товарищ Алези по команде Бергер также выскочил на старт и получил такой же штраф. Джанни Морбиделли , находившийся в конце поля на одной из машин Footwork , развернулся в первом повороте на первом круге после того, как его сзади сбил Sauber Вендлингера. При этом Морбиделли заглох на своей машине, что вынудило его сойти с дистанции. [12] На седьмом круге Алези остановился у боксов, чтобы сменить шины на слики для сухой погоды , поскольку трасса начала высыхать. [18] [25] Вернувшись в гонку, он начал пробираться по полю, постоянно записывая самые быстрые круги; первый из них был 1: 54,416, что на пять секунд быстрее, чем у остальных участников. [25] [26] Шумахер сделал пит-стоп на 10-м круге из-за сликов, отдав лидерство Хаккинену на круг, прежде чем он тоже вышел на пит-стоп. Прогресс Алези был прерван, когда он развернулся, пытаясь обогнать Педро Лами и Minardi занять 15-е место. [6] [18] но к 10-му кругу он поднялся на второе место, обогнав Хилла на внешней стороне последней шиканы и заняв место. Встревоженные скоростью Алези на сликах, другие гонщики вышли в боксы, чтобы пересесть на слики. [27]
Две машины Jordan столкнулись на 15-м круге. Рубенс Баррикелло развернулся на последней шикане, когда попытался затормозить позже, чем его товарищ по команде Ирвин. Баррикелло врезался в стену, в результате чего повредил заднее крыло его машины и вынудил его сойти с дистанции. Ирвин попал в еще одно столкновение на шикане на 20-м круге, когда Френтцен ударил его сзади. Ирвин продолжил гонку без повреждений, но Френтцену пришлось искать новое переднее крыло. [27] Впереди Алези ехал быстрее Шумахера, хотя Шумахер ехал на сухих шинах. [25] Алези отставал от Шумахера всего на шесть секунд, когда на его Ferrari 412T2 на 25-м круге произошел очевидный отказ дифференциала . [6] [18] Позже выяснилось, что проблема заключалась в поломке карданного вала , возможно, в результате его предыдущего вращения. [27] Шумахер сделал пит-стоп во второй раз на 31-м круге, вернувшись в гонку на втором месте после Хилла. Шумахер установил самый быстрый круг в гонке на 33-м круге и вернул лидерство на следующем круге, когда Хилл сделал пит-стоп. [25] Позади них Хаккинен и Култхард были третьим и четвертым соответственно перед пит-стопами, но Култхард выехал на пит-стоп на шесть кругов позже Хаккинена и вернулся на трассу третьим, опередив финна на одно место. [28] Джонни Герберт был пятым на второй машине Benetton после второго круга пит-стопов, а Ирвин замыкал число набирающих очки шестым. [1] [29]
На этом этапе снова пошел дождь, но только в конце трассы Spoon Curve. Пилоты Williams были вторым и третьим, пока Хилл не вылетел с трассы на Spoon Curve через два круга после пит-стопа. При этом он повредил переднее крыло и вернулся на трассу четвертым. [25] Хилл вернулся в боксы, чтобы позволить своей бригаде заменить поврежденное крыло. Он вернулся пятым, но затем получил десятисекундный штраф за превышение скорости на пит-лейне. [6] Култхард совершил ту же ошибку, что и его товарищ по команде, пробежав через гравийную ловушку на Spoon Curve, но выглядел так, будто собирался сбежать, получив лишь незначительные повреждения. Однако, когда он затормозил на скорости 130R, в следующем повороте гравий, попавший в его боковые подвески , вылетел, в результате чего он потерял управление и его машина застряла в гравийной ловушке. [25] Его команда по радио сказала Хиллу ускориться, поскольку он еще не выполнил штраф с остановкой и движением, но позже на том же круге он вылетел на Spoon Curve и сошел с дистанции, не реализовав пенальти. [6] Бланделл, Ирвин и Френтцен также покинули трассу на Spoon Curve, но все финишировали. [25] Выбив своего ближайшего соперника, Шумахер выиграл гонку после 53 кругов и обеспечил свою девятую победу в сезоне со временем 1:36:52,930. [1] [30] Победа, а также третье место Герберта и уход Хилла и Култхарда принесли Бенеттону Кубок конструкторов 1995 года. [6] Хаккинен финишировал вторым на своем McLaren, отстав от Шумахера на 20 секунд. Ирвин был четвертым на своем Jordan, а Оливье Панис - пятым на своем Ligier. Мика Сало занял шестое место и получил финальное очко на своем Тиррелле . [30] Несмотря на то, что Бланделл стартовал последним, он финишировал седьмым, отстав от Сало всего на 1,6 секунды. [28] Задержались Френтцен, Лука Бадоер , Вендлингер, Лами и Таки Иноуэ . [1]
После гонки
[ редактировать ]«Сейчас это действительно прекрасное чувство, потому что я выполнил обещания, которые дал команде в начале сезона, и завоевал оба титула (гонщика и конструктора)».
- Михаэль Шумахер , комментируя сезон Benetton 1995 года. [28]
Это была последняя победа Шумахера за «Бенеттон», когда он перешел в команду «Феррари» на сезон 1996 года . [31] Герберт подтвердил мнение Шумахера, заявив, что Benetton проделала «фантастическую работу». [28] Хилл был разочарован гонкой и сезоном в целом; он сказал потом:
Когда думаешь, что хуже уже быть не может, так оно и есть. Из этой ситуации нет простого выхода, вам просто нужно продолжать двигаться вперед. Легче всего сдаться, и, вероятно, так будет менее болезненно, но это не вариант. Пока мы участвовали в гонке, мы были конкурентоспособны, и я, полагаю, кричал все время, пока был на трассе. Но, боюсь, ситуация приняла колоссальный оборот в худшую сторону. Я ехал под дождем, и во второй раз, когда меня вынесло, я думаю, это было масло, а не дождь. Это не славное завершение сезона, но все ингредиенты есть, и нет причин, по которым мы не должны снова войти в привычку побеждать. [28]
В результате того, что Хилл не выполнил 10-секундный штраф из-за выхода на пенсию, Уильямс был оштрафован на 10 000 долларов Формулы-1 руководящим органом , Международной автомобильной федерацией (FIA). [28] В интервью журналу Motor Sport в 2008 году Хилл сказал, что сезон 1995 года в целом «в психологическом плане испортился, и все это меня задело». Он также сказал, что, по его мнению, именно в 1995 году Фрэнк Уильямс и Патрик Хед решили заменить его в сезоне 1997 года. [32]
Чемпион мира Формулы-1 1980 года Алан Джонс высоко оценил выступление Алези, заявив, что оно «войдет в историю как одно из величайших достижений в гонках Гран-при». [18] Алези заявил, что если бы его карданный вал не вышел из строя, он бы «боролся за него до конца». Алези добавил, что, по его мнению, он не прервал старт, но признал, что «машина проползла вперед на несколько сантиметров» из-за уклона стартовой решетки. [27] В интервью журналу Autosport в 2009 году Алези сказал, что перед гонкой он пошел к директору гонки, чтобы узнать, как ему избежать штрафа на старте скоростного спуска, и что ему «совершенно надоело» вынесенное решение о штрафе. [26] Бергер также поставил под сомнение свое наказание, заявив, что его машина не двинулась с места до того, как загорелся зеленый свет. [11] Алези несколько раз упомянул, что это «гонка всей моей жизни». [33] [34]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Михаэль Шумахер | Бенеттон - Рено | 53 | 1:36:52.930 | 1 | 10 |
2 | 8 | Мика Хаккинен | Макларен - Мерседес | 53 | + 19.337 | 3 | 6 |
3 | 2 | Джонни Герберт | Бенеттон - Рено | 53 | + 1:23.804 | 9 | 4 |
4 | 15 | Эдди Ирвин | Иордания - Пежо | 53 | + 1:42.136 | 7 | 3 |
5 | 26 | Оливье Панис | Лижье - Муген-Хонда | 52 | + 1 круг | 11 | 2 |
6 | 4 | Мика Сало | Тиррелл - Ямаха | 52 | + 1 круг | 12 | 1 |
7 | 7 | Марк Бланделл | Макларен - Мерседес | 52 | + 1 круг | 23 | |
8 | 30 | Хайнц-Харальд Френтцен | Заубер - Форд | 52 | + 1 круг | 8 | |
9 | 24 | Лука Бадоер | Минарди - Форд | 51 | + 2 круга | 17 | |
10 | 29 | Карл Вендлингер | Заубер - Форд | 51 | + 2 круга | 15 | |
11 | 23 | Педро Лами | Минарди - Форд | 51 | + 2 круга | 16 | |
12 | 10 | Иноуэ проверка | Работа ног - Харт | 51 | + 2 круга | 18 | |
Верно | 5 | Дэймон Хилл | Уильямс — Рено | 40 | Выделен | 4 | |
Верно | 6 | Дэвид Култхард | Уильямс — Рено | 39 | Выделен | 6 | |
Верно | 21 | Педро Диниз | Сильный - Форд | 32 | Выделен | 20 | |
Верно | 27 | Жан Алесси | Феррари | 24 | Карданный вал | 2 | |
Верно | 17 | Андреа Монтермини | Тихий океан - Форд | 23 | Выделен | 19 | |
Верно | 28 | Герхард Бергер | Феррари | 16 | Электрический | 5 | |
Верно | 14 | Рубенс Баррикелло | Иордания - Пежо | 15 | Выделен | 10 | |
Верно | 3 | Укё Катаяма | Тиррелл - Ямаха | 12 | Выделен | 13 | |
Верно | 16 | Бертран Гашо | Тихий океан - Форд | 6 | Полуось | 22 | |
Верно | 22 | Роберто Морено | Сильный - Форд | 1 | Коробка передач | 21 | |
Верно | 9 | Джанни Морбиделли | Работа ног - Харт | 0 | Выделен | 14 | |
DNS | 25 | Агури Сузуки | Лижье - Муген-Хонда | 0 | Несчастный случай | ||
Источник: [5] |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]- Жирный текст обозначает чемпионов мира.
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 222–223. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ «Гран-при Японии 1995 года» . Мотоспорт . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Гран-при Японии 2013: Официальный медиа-кит» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. п. 31. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2014 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Формула 1 Гран-при Японии Honda 2022 – Медиа-кит» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 октября 2022 г. Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Японии 1995 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Результаты Гран-при: Гран-при Японии, 1995» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ «Результат Плюс» . Нью-Йорк Таймс . 30 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ «Шумахер — чемпион мира» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 23 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ Хилл, Дэймон (ноябрь 1996 г.) [1996]. Дэймон Хилл : Мой чемпионский год . Литтл, Браун и компания . стр. 163–168. ISBN 0-316-87976-2 .
- ^ Тремейн, Дэвид (1996) [1996]. Чемпион мира Дэймон Хилл: триумфальная история британского спортивного героя . Паррагон . п. 65. ИСБН 0-7525-2013-Х .
Надиром сезона 1995 года для Хилла стала Сузука, где атмосфера в лагере Уильямса была резкой и где он выбыл из гонки. Ходят слухи, что именно здесь Фрэнк Уильямс решил при первой же возможности нанять Френтцена.
- ^ Jump up to: а б Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при - Гран-при Японии Fuji Television». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Редактор Chronosports. п. 203. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ Jump up to: а б с Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 218. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ «Вендлингер получает еще один шанс в Формуле-1» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 30 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ «Магнуссен впечатляет для McLaren» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 23 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Японии Ф1-95» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 9 мая 2008 г.
- ^ «Гран-при Японии: 2-я квалификация» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 20 октября 2006 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. стр. 217–218. ISBN 1-874557-36-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюррей, Пол (17 января 2001 г.). «Жан Алези — Неоконченное дело» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при - Гран-при Японии Fuji Television». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Редактор Chronosports. п. 202. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ Кьявегато, Кристиано (1995). «Фон: вид из Италии: Феррари в ожидании». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Редактор Chronosports. стр. 54–55. ISBN 2-940125-06-6 .
- ^ «1995 > Хаккинен, Мика» . Официальный сайт Формулы 1. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 года . Проверено 16 июня 2008 г.
- ^ Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 217. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Уокер, Мюррей (комментатор) (29 октября 1995 г.). Гран-при: Япония (Телепроизводство). Лондон , Англия: BBC . Мероприятие состоится в 18:00–19:00.
Это Роберто Морено, который должен был стартовать с пит-лейна, но, похоже, этого не сделал.
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «17-й Гран-при - Гран-при Японии Fuji Television». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Редактор Chronosports. п. 206. ИСБН 2-940125-06-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Японцы 95: Результат» . Гейл Форс F1. Архивировано из оригинала 20 октября 2006 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Алези, Жан (26 марта 2009 г.). «Жан Алези: Гонка моей жизни». Автоспорт . 195 (12): 102.
- ^ Jump up to: а б с д Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 219. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Генри, Алан (декабрь 1995 г.) [1995]. «Гран-при 1995 года: Гран-при Японии». Автокурс 1995–96 . Издательство Хэзлтон. п. 221. ИСБН 1-874557-36-5 .
- ^ Уокер, Мюррей (комментатор) (29 октября 1995 г.). Гран-при: Япония (Телепроизводство). Лондон , Англия: BBC . Событие происходит в 1:24:00–1:25:00. Информация из списка лидирующих позиций на экране в начале 36-го круга.
- ^ Jump up to: а б Титлер, Юэн. «Сузука: Гран-при Хэллоуина» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ «Шумахер – Дэймон будут фаворитами 1996 года» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 21 августа 1995 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (июль 2008 г.). «Дэймон Хилл». Мотоспорт . 84 (7): 70–77.
- ^ https://www.autosport.com/f1/news/race-of-my-life-jean-alesi-on-the-1995-japanese-grand-prix-4982009/4982009/
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=b9-0abdzH3Y
- ^ Jump up to: а б «Япония 1995 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 года . Проверено 18 марта 2019 г.
34 ° 50'35 "N 136 ° 32'26" E / 34,84306 ° N 136,54056 ° E