Гран-при Японии 1990 года.
Гран-при Японии 1990 года. | |||
---|---|---|---|
Гонка 15 из 16 чемпионата мира Формулы-1 1990 года. | |||
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 21 октября 1990 г. | ||
Официальное название | XVI Гран-при Японии Fuji Television | ||
Расположение | Трасса Сузука , Сузука , Миэ , Япония | ||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||
Продолжительность курса | 5,860 км (3,641 [ 1 ] миль) | ||
Расстояние | 53 круга, 310,580 км (192,985 миль) | ||
Погода | Солнечно | ||
посещаемость | 316,000 [ 2 ] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Макларен - Хонда | ||
Время | 1:36.996 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Уильямс — Рено | |
Время | 1:44.233 — это 40-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Бенеттон - Форд | ||
Второй | Бенеттон - Форд | ||
Третий | Лола - Ламборджини | ||
Лидеры круга |
Гран -при Японии 1990 года — автогонка Формулы-1 , проходившая 21 октября 1990 года в Сузуке . Это была пятнадцатая и предпоследняя гонка сезона Формулы-1 1990 года . Это был 16-й Гран-при Японии и 6-й, проходивший в Сузуке. В гонке произошло столкновение в первом повороте между соперниками чемпионата мира бразильским гонщиком Айртоном Сенной и французским гонщиком Аленом Простом , второй год подряд исход чемпионата мира решался столкновением между этими двумя гонщиками на одной и той же трассе. Столкновение немедленно вывело обе машины из гонки и обеспечило Сенне его второй чемпионат мира, что стало поворотом судьбы от Гран-при Японии 1989 года , где столкновение обеспечило Просту чемпионство.
В гонке был показан лучший на тот момент результат для команды Benetton Formula : их пилоты бразильский ветеран Нельсон Пике и его протеже Роберто Морено финишировали первым и вторым на своих Benetton B190 . Это были последовательные победы Benetton в Японии после победы команды в прошлом году. Японский гонщик Агури Сузуки показал лучший результат в карьере для себя, команды Ларрусса и двигателя Lamborghini , заняв третье место на своем Lola LC90 . Поскольку Ferrari не набрала очков после Найджела Мэнселла ухода , команда McLaren завоевала свой шестой и третий подряд Кубок конструкторов.
По состоянию на сентябрь 2023 г. [update]Это была последняя гонка, в которой ни один европейский гонщик не финишировал на подиуме, а два гонщика из Южной Америки и гонщик из Азии заняли три первые позиции. Это была также единственная гонка, в которой команда Ларрусса финишировала на подиуме за восемь сезонов выступлений в Формуле-1, а также первое и единственное место на подиуме для двигателя Lamborghini V12 в Формуле-1. Подиум Сузуки был первым для японского гонщика (позже его сравняли Такума Сато и Камуи Кобаяши ) и последним для японского гонщика на его домашней гонке, пока Камуи Кобаяши не сделал это на Гран-при Японии 2012 года . Более того, это был последний из одиннадцати двойок Бразилии в Формуле-1, единственный, в котором участвовали Пике и Морено; из остальных десяти в восьми участвовали Пике и Сенна, а в двух других - Эмерсон Фиттипальди и Хосе Карлос Пейс .
Перед гонкой
[ редактировать ]Перед гонкой Brabham объявил, что они будут использовать двигатели Yamaha в 1991 году, а Footwork объявили о сделке по двигателям Porsche на 1991 год и сохранили обоих своих гонщиков 1990 года, Алекса Каффи и Микеле Альборето . Перед гонкой команды Life Racing Engines и EuroBrun отказались от спорта. Роберто Морено из EuroBrun присоединился к команде Benetton, заменив прошлогоднего победителя гонки Алессандро Наннини , который не смог присутствовать на гонке из-за крушения вертолета, которое также положило конец его карьере в Формуле-1, через неделю после Гран-при Испании . Жан Алези не вышел на старт из-за травмы шеи во время пятничной тренировки. Поскольку его позиция на стартовой решетке осталась пустой, это была третья гонка подряд, в которой участвовало только 25 участников вместо обычных 26. Найджел Мэнселл также объявил о развороте в своем решении уйти в отставку, обнародовав свое согласие присоединиться к Williams -Renault на двоих. дали ему заверения лет с 1991 года после того, как Фрэнк Уильямс , Патрик Хэд и Renault , что они смогут предоставить ему машину, на которой он сможет выиграть чемпионат мира, и что он станет бесспорным номером команды. 1 водитель. В субботу, Соитиро Хонда , основатель Honda , встретил Айртона Сенну в пит-стопе McLaren. [ 3 ]
Квалификационный
[ редактировать ]Квалификационный отчет
[ редактировать ]После ухода команд EuroBrun и Life необходимость в предварительной квалификации отпала, поскольку в мероприятии осталось всего 30 машин. Четыре гонщика, освобожденные от необходимости проходить предварительную квалификацию, - Янник Далмас , Габриэле Тарквини (оба AGS ), Оливье Груйар ( Озелла ) и Бертран Гашо ( Колони ) - в конечном итоге оказались четырьмя гонщиками, которые не смогли пройти квалификацию в гонке. Гашо сильно потерпел неудачу на пятничной сессии. Роберто Морено , покинувший EuroBrun и присоединившийся к Benetton, легко квалифицировался, заняв девятое место. [ 4 ]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 27 | ![]() |
Макларен - Хонда | 1:38.828 | 1:36.996 | — |
2 | 1 | ![]() |
Феррари | 1:38.684 | 1:37.228 | +0.232 |
3 | 2 | ![]() |
Феррари | 1:38.969 | 1:37.719 | +0.723 |
4 | 28 | ![]() |
Макларен - Хонда | 1:38.374 | 1:38.118 | +1.122 |
5 | 5 | ![]() |
Уильямс — Рено | 1:39.577 | 1:39.324 | +2.328 |
6 | 20 | ![]() |
Бенеттон - Форд | 1:41.041 | 1:40.049 | +3.053 |
7 | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:40.052 | нет времени | +3.056 |
8 | 6 | ![]() |
Уильямс — Рено | 1:40.355 | 1:40.664 | +3.359 |
9 | 19 | ![]() |
Бенеттон - Форд | 1:41.719 | 1:40.579 | +3.583 |
10 | 30 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:41.442 | 1:40.888 | +3.892 |
11 | 23 | ![]() |
Минарди - Форд | 1:40.899 | 1:41.964 | +3.903 |
12 | 11 | ![]() |
Лотос - Ламборджини | 1:41.482 | 1:41.024 | +4.028 |
13 | 16 | ![]() |
Лейтон Хаус - Джадд | 1:41.657 | 1:41.033 | +4.037 |
14 | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:41.208 | 1:41.078 | +4.082 |
15 | 12 | ![]() |
Лотос - Ламборджини | 1:43.111 | 1:41.558 | +4.562 |
16 | 15 | ![]() |
Лейтон Хаус - Джадд | 1:42.049 | 1:41.698 | +4.702 |
17 | 29 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:42.141 | 1:41.709 | +4.713 |
18 | 25 | ![]() |
Лижье - Форд | 1:43.396 | 1:42.339 | +5.343 |
19 | 21 | ![]() |
Даллара - Форд | 1:40.230 | 1:42.361 | +5.365 |
20 | 24 | ![]() |
Минарди - Форд | 1:42.858 | 1:42.364 | +5.368 |
21 | 26 | ![]() |
Лижье - Форд | 1:44.106 | 1:42.593 | +5.597 |
22 | 8 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | 1:42.617 | нет времени | +5.621 |
23 | 7 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | 1:43.156 | нет времени | +6.160 |
24 | 10 | ![]() |
Стрелки - Форд | 1:43.270 | 1:43.887 | +6.274 |
25 | 9 | ![]() |
Стрелки - Форд | 1:43.304 | 1:43.610 | +6.308 |
26 | 22 | ![]() |
Даллара - Форд | 1:43.601 | 1:43.647 | +6.605 |
27 | 14 | ![]() |
Оселла - Форд | 1:43.993 | 1:43.782 | +6.786 |
28 | 17 | ![]() |
АГС - Форд | 1:44.281 | 29:56.038 | +7.285 |
29 | 18 | ![]() |
АГС - Форд | 1:44.410 | 1:46.326 | +7.414 |
30 | 31 | ![]() |
Поселенцы - Форд | 20:22.535 | 1:45.393 | +8.397 |
Раса
[ редактировать ]Отчет о гонке
[ редактировать ]Айртон Сенна квалифицировался с поулом, но был недоволен грязной стороной трассы, на которой он находился, и утверждал, что поул всегда должен находиться на гоночной линии. Затем он и Герхард Бергер обратились к японским стюардам с просьбой сменить положение поула на более чистую левую сторону трассы. Первоначально стюарды согласились, но позже тем же вечером президент FISA Жан-Мари Балестр отменил это решение, и первоначальная поул-позиция осталась на более грязной правой стороне трассы. Кроме того, FIA предупредила, что пересечение желтой линии выезда из бокса справа для лучшей позиции в первом повороте не будет разрешено, что еще больше разозлило Сенну. [ 5 ] На старте Прост лидировал, но Сенна попытался пройти по внутренней линии в первом повороте. Два гонщика вступили в контакт, в результате чего оба сошли с трассы и мгновенно сошли с дистанции. Авария означала, что Сенна завоевал титул чемпиона среди пилотов во второй раз, поскольку за одну гонку до конца сезона Прост не смог превзойти свой результат по очкам. Доминирование Benetton-Ford на подиуме помешало Ferrari набрать достаточно очков, чтобы помешать McLaren завоевать свой шестой титул конструкторов. После столкновения гонка продолжилась: McLaren MP4/5B Найджела Мэнселла Герхарда Бергера лидировал, а Ferrari 641 - вторым. На втором круге Бергер вылетел на первом повороте из-за песка, выброшенного на трассу в результате столкновения Сенны и Проста, оставив Мэнселла лидировать в гонке после двух Benetton - Нельсона Пике и Роберто Морено. Предвидя, что Benetton последует своей обычной стратегии не делать пит-стопов, Мэнселл наращивал отрыв, пока в конце 26-го круга не занялся покрышками. После быстрой остановки он покинул свою коробку из-за сильной пробуксовки колес и карданный вал вышел из строя. Ferrari остановилась в конце пит-лейна и сошла с дистанции. Пике унаследовал лидерство и удерживал его до клетчатого флага, а его товарищ по команде Морено внимательно следил за ним, добившись первого финиша Бенеттона со счетом один-два. Агури Сузуки также участвовал в гонке без остановок, заняв третье место, став первым японским гонщиком, сделавшим это. Два Williams FW13B -Renault Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсена финишировали четвертыми и пятыми, а Сатору Накадзима финишировал шестым на Tyrrell 019 , втором японском гонщике по очкам. [ 6 ] И Сузуки, и Морено достигли своих единственных в карьере подиумов в Формуле-1.
Реакция
[ редактировать ]Прост и Сенна потом обсудили это событие: [ 7 ] Сенна утверждал, что это было не так, как он хотел, а так, как должно было быть. Прост был этим разгневан и назвал этот шаг «отвратительным», а Сенну - «бесполезным человеком». [ 8 ] Позже он рассказал, что чуть не ушел из спорта сразу после инцидента. [ 6 ]
После победы на третьем и последнем чемпионате мира в 1991 году Сенна признал, что его шаг был преднамеренным. [ 9 ] и что это была расплата за 1989 год. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Пара выиграла еще по одному чемпионату каждый (Сенна в 1991 году и Прост в 1993 году) и в конечном итоге урегулировала свои разногласия на подиуме в своей последней совместной гонке на Гран-при Австралии 1993 года . [ 13 ]
В беседе со своим коллегой Гран-при -комментатором Мюрреем Уокером на BBC в 1991 году чемпион мира 1976 года Джеймс Хант сказал: «О нет, я думаю, что Сенна за пару лет получил очень много поношений от Балестра. с большим основанием, по моему мнению, Балестре в одиночку ловко отнял у него титул чемпиона мира, которым является Сенна, и когда он наконец выиграл в этом году с Балестре вне турнира. кстати, он рванул в момент выброса адреналина, и я думаю, что, на мой взгляд, это его очеловечило. Нет, он не говорил, что он не оттолкнул Проста, и не оттолкнул его, и это очень многое. из идиотской прессы, они все это говорили. бордюр на внутренней стороне, пытаясь избежать Проста, который врезался в него прямо и еще раз за год до того, как Прост без всякого сомнения врезался в него на шпильке в Японии. Абсолютно, если вы посмотрите повторы обоих поворотов Проста в угол в обоих случаях задолго до поворота вправо, и другое дело, во втором инциденте в первом повороте справа, это было свидетельством того, что у Проста, ранее превосходного мозга, произошел коллапс. совершенно прав, потому что единственным человеком, которого не нужно было отталкивать без сомнений в этой гонке, был Прост, и он оттолкнулся. Доказательства нужны для того, чтобы их увидеть, это не вопрос взглядов, это вопрос рассмотрения доказательств». [ 14 ]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | их | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 20 | ![]() |
Бенеттон - Форд | Г | 53 | 1:34:36.824 | 6 | 9 |
2 | 19 | ![]() |
Бенеттон - Форд | Г | 53 | +7.223 | 8 | 6 |
3 | 30 | ![]() |
Лола - Ламборджини | Г | 53 | +22.469 | 9 | 4 |
4 | 6 | ![]() |
Уильямс — Рено | Г | 53 | +36.258 | 7 | 3 |
5 | 5 | ![]() |
Уильямс — Рено | Г | 53 | +46.884 | 5 | 2 |
6 | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | П | 53 | +1:12.350 | 13 | 1 |
7 | 25 | ![]() |
Лижье - Форд | Г | 52 | +1 круг | 17 | |
8 | 23 | ![]() |
Минарди - Форд | П | 52 | +1 круг | 10 | |
9 | 10 | ![]() |
Стрелки - Форд | Г | 52 | +1 круг | 23 | |
10 | 26 | ![]() |
Лижье - Форд | Г | 52 | +1 круг | 20 | |
Верно | 11 | ![]() |
Лотос - Ламборджини | Г | 38 | Коробка передач | 11 | |
Верно | 12 | ![]() |
Лотос - Ламборджини | Г | 31 | Двигатель | 14 | |
Верно | 9 | ![]() |
Стрелки - Форд | Г | 28 | Двигатель | 24 | |
Верно | 2 | ![]() |
Феррари | Г | 26 | Полуось | 3 | |
Верно | 21 | ![]() |
Даллара - Форд | П | 24 | Генератор | 18 | |
Верно | 29 | ![]() |
Лола - Ламборджини | Г | 24 | Двигатель | 16 | |
Верно | 24 | ![]() |
Минарди - Форд | П | 18 | Выделен | 19 | |
Верно | 16 | ![]() |
Лейтон Хаус - Джадд | Г | 16 | Зажигание | 12 | |
Верно | 22 | ![]() |
Даллара - Форд | П | 13 | Выделен | 25 | |
Верно | 15 | ![]() |
Лейтон Хаус - Джадд | Г | 5 | Двигатель | 15 | |
Верно | 7 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | П | 5 | Схватить | 22 | |
Верно | 28 | ![]() |
Макларен - Хонда | Г | 1 | Выделен | 4 | |
Верно | 27 | ![]() |
Макларен - Хонда | Г | 0 | Столкновение | 1 | |
Верно | 1 | ![]() |
Феррари | Г | 0 | Столкновение | 2 | |
Верно | 8 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | П | 0 | Столкновение | 21 | |
DNS | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | П | Водитель ранен | |||
DNQ | 14 | ![]() |
Оселла - Форд | П | ||||
DNQ | 17 | ![]() |
АГС - Форд | Г | ||||
DNQ | 18 | ![]() |
АГС - Форд | Г | ||||
DNQ | 31 | ![]() |
Поселенцы - Форд | Г | ||||
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]- Жирный текст обозначает чемпионов мира.
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гран-при Японии 1990 года» . База данных автоспорта . 21 октября 1990 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Формула 1 Гран-при Японии Honda 2022 – Медиа-кит» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 5 октября 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2023 г. . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Starrgarage (2 мая 2009 г.). Санкюбериматчи нанба 1! Намба 1! Огромное спасибо матчу номер 1! Номер 1! [ Большое спасибо номер 1! Номер 1! ]. Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г. - через YouTube. Видео: Соитиро Хонда встречается с Айртоном Сенной
{{cite AV media}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Уокер, Мюррей (1990). Год Гран-при Мюррея Уокера . Издательство Хэзлтон. стр. 127–134. ISBN 0-905138-82-1 .
- ^ Галлоуэй, Джеймс (1 мая 2014 г.). « Мир видел в нем человека из McLaren», – Морис Хэмилтон о своей новой книге о Сенне» . Скай Спорт . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коллантайн, Кейт (21 октября 2010 г.). «Сенна выигрывает второй чемпионат мира, победив Проста – RaceFans» . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Оскар, Оскар (сентябрь 2004 г.). «Домашняя страница Гран-при Алена Проста - Специальная часть Сузуки 3» . Простфан.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года . Проверено 8 февраля 2024 г. Прост-предвзятый обзор и обсуждение происшествия.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Тремейн, Дэвид (7 июля 2014 г.). «Обратная сторона Сенны — его ярость на Просте и Сузуке 1990 года» . Журнал «Автомобильный спорт» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Тремейн, Дэвид (7 июля 2014 г.). «Буря над Сузукой» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ «Сенна демонстрирует свои лучшие качества в Сузуке» . Автоспорт . 2 июня 1991 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (20 ноября 2015 г.). « Если ты больше не стремишься к существующему пробелу, ты больше не гонщик » . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 8 августа 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Грэм, Бретт (21 октября 2020 г.). «Почему легенда Формулы-1 вышла на австралийца после «отвратительной» аварии» . Девять Широкий мир спорта . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Гость, Спенсер (2002). «Аделаида 1993» . Галерея Фарзад F1 . Архивировано из оригинала 25 октября 2006 года . Проверено 8 февраля 2024 г. Обзор Гран-при Аделаиды с изображениями Сенны и Проста на подиуме.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Би-би-си, Спорт (1991). «Джеймс Хант винит Алена Проста в аварии на Сузуке с Айртоном Сенной в 1990 году» . Ютуб . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Гран-при Японии 1990 года» . Формула 1 . 21 октября 1990 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Гран-при Японии 1990 года – результаты и история гонки» . Архив ГП . 21 октября 1990 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Япония 1990» . Статистика Ф1 . 21 октября 1990 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шот, Марсель (1998). «Гран-при Японии: игровая площадка чемпионов» . Атлас Ф1 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2005 года . Проверено 8 февраля 2024 г.