Макларен МП4/5
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
![]() Шасси МП4/5 1989 г. | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | McLaren International (шасси) Хонда Гонки F1 (двигатель) | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Гордон Мюррей (технический директор) Нил Оутли (главный дизайнер) Майк Гаскойн (руководитель отдела аэродинамики) Осаму Гото (технический директор по двигателям (Honda)) | ||||||||||
Предшественник | МП4/4 | ||||||||||
Преемник | МП4/6 | ||||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||||
Шасси | из углеродного волокна и кевлара Монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги, винтовые пружины и амортизаторы с приводом от тяги | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги, винтовые пружины и амортизаторы с приводом от коромысла | ||||||||||
Осевая колея | Передняя часть: 1820 мм (72 дюйма) Сзади: 1670 мм (66 дюймов) | ||||||||||
Колесная база | 1989 : 2896 мм (114,0 дюйма) 1990 : 2940 мм (115,7 дюйма) | ||||||||||
Двигатель | 1989 : Honda RA109E , 3496 куб.см (213,3 куб.дюйма), 72° V10 , Северная Америка , среднемоторный , продольно установленный 1990 : Honda RA100E , 3493 куб.см (213,2 куб.дюйма), 72° V10 , Северная Америка , среднемоторный , продольно расположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Weismann/McLaren, продольная и поперечная 6-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||||
Власть | 675–710 л.с. (503,3–529,4 кВт) при 13 500 об/мин. [ 2 ] | ||||||||||
Топливо | Оболочка | ||||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Хонда Мальборо Макларен | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют |
| ||||||||||
Первая победа |
| ||||||||||
Последняя победа |
| ||||||||||
Последнее событие |
| ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 2 ( 1989 , 1990 ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( 1989 , Ален Прост 1990 , Айртон Сенна ) |
McLaren MP4/5 и его родственная модель McLaren MP4/5B были очень успешными Формулы-1, гоночными автомобилями разработанными командой McLaren Formula One, базирующейся в Уокинге , Англия, и оснащенными . безнаддувными двигателями Honda RA109E и RA100E Двигатели V10 соответственно. Разработкой шасси руководил Нил Оутли в сотрудничестве со Стивом Николсом , Питом Вейсманом , Тимом Райтом , Бобом Беллом и Майком Гаскойном . Как и в случае с предыдущими проектами, Гордон Мюррей в качестве технического директора выполнял роль связующего звена между чертежным бюро и производством. Осаму Гото был главным конструктором двигателя автомобиля команды Honda F1. [ 3 ] [ 4 ]
MP4/5 был во многом основан на своем предшественнике 1988 года , всепобеждающем MP4/4 . McLaren использовала новую машину половину сезона 1989 года с продольной трансмиссией Weismann от MP4/4, а также MP4/5B с поперечной трансмиссией Weismann во второй половине сезона 1989 года и в 1990 году , зарабатывая подряд. титулы чемпиона мира среди водителей и конструкторов этого типа.
За два сезона MP4/5 одержал 16 побед, 36 подиумов, 27 поул-позиций и 263 очка, прежде чем его заменил MP4/6 в 1991 году .
1989: МП4/5
[ редактировать ]1989 год стал первым годом, когда безнаддувные двигатели стали обязательными для всех команд после запрета двигателей с турбонаддувом в конце предыдущего сезона. С этой целью Honda построила 3,5-литровый двигатель V10, который разрабатывался на протяжении большей части второй половины 1987 года и до 1988 года. MP4/5 был представлен для предсезонных испытаний, и он сразу же оказался на высоте, а также надежен. Разработанный Нилом Оутли , MP4/5 выглядел как машина, которую стоит победить в новом сезоне. Хотя Ferrari в том сезоне была быстрой универсальной машиной, особенно в руках Найджела Мэнселла , она также была хронически ненадежной из-за новой полуэлектронной коробки передач, что давало McLaren дополнительное преимущество. MP4/5 с двигателем Honda продемонстрировал абсолютную скорость среди остальных участников: пятнадцать поул-позиций, тринадцать из которых принадлежат Сенне, что соответствует его рекорду 1988 года в MP4/4. На Гран-при Мексики Сенна забил свой 34-й поул в карьере в MP4/5, побив предыдущий рекорд покойного игрока в 33 поула. Джим Кларк, стоявший с 1968 года . [ 5 ]
McLaren одержала десять побед по ходу сезона: шесть Айртона Сенны и четыре Проста. Это было в то время, когда отношения между двумя мужчинами были на грани, поэтому их соперничество привело к тому, что разработка автомобиля значительно опередила другие команды, поскольку они пытались превзойти друг друга (хотя их соперничество было очень публичным). , оба на самом деле хорошо работали вместе в тестировании, и Прост считал, что ни один из них не скрывал никакой информации). Хотя Сенна выиграл шесть гонок против четырех Проста и обычно финишировал впереди француза в гонках, аварии и поломки автомобилей привели к тому, что у него было на четыре финиша меньше очков и он финишировал на 16 очков позади своего французского соперника в чемпионате. [ 6 ] Суммарное количество очков Сенны и Проста означало, что McLaren легко выиграла свой второй подряд Кубок конструкторов. Версия с поперечно установленной коробкой передач дебютировала на Гран-при Великобритании, где Прост одержал победу, однако Сенна вылетел на Беккеттсе, борясь с коробкой передач в своей машине.
Как и в 1988 году, чемпионат пилотов представлял собой гонку на двух лошадях между действующим чемпионом Сенной и двукратным чемпионом Простом. Чемпионат был решен на предпоследней гонке в Японии . После доминирования в квалификации (с Сенной, как и ожидалось, на поуле), два McLaren были равны в гонке и просто уезжали от остальной части поля до рокового столкновения на шикане на 46-м круге. Прост выбыл на месте, а Сенна был на месте. смог перезапуститься и после установки новой носовой части вернул лидерство Benetton - Ford Алессандро Наннини и выиграл гонку. В конечном итоге, однако, он был дисквалифицирован после гонки за рывок на старте и пропуск шиканы после перезапуска, что принесло Просту его третий титул чемпиона мира. [ 7 ]
McLaren 1989 год стал четвертым чемпионатом конструкторов в 1980-х годах после 1984 , 1985 и 1988 годов , что сделало команду равным ведущим конструктором десятилетия с Williams , которая побеждала в 1980 , 1981 , 1986 и 1987 годах . Это также был четвертый подряд чемпионат конструкторов Honda как производителя двигателей и пятый чемпионат McLaren в общем зачете, выигравший свою первую победу в 1974 году .
1990: МП4/5Б
[ редактировать ]
Прост перешел в Ferrari на сезон 1990 года , как было объявлено в середине сезона предыдущего года, взяв с собой дизайнера Стива Николса. Француз был недоволен, поскольку считал, что McLaren и Honda отдают предпочтение Сенне.
В результате Ferrari и McLaren поменялись номерами автомобилей, дав Просту и товарищу по команде Найджелу Мэнселлу номера 1 и 2, а Сенне и Герхарду Бергеру , которые поменялись местами с Простом в Ferrari, номера 27 и 28.
Для версии автомобиля 1990 года, получившей обозначение MP4/5B, Отли и его команда переработали переднее и заднее крылья, а также перепрофилировали заднюю часть кузова вокруг радиаторов большего размера, а на заднем полу автомобиля было установлено несколько совершенно новых туннелей Вентури. Двигатель был доработан Хондой, и Сенна проделал большую работу по разработке, чтобы обеспечить лучшую надежность в новом сезоне. Он и Герхард Бергер вступили в борьбу с Простом и Феррари в 1990 году, выиграв еще шесть гонок и выиграв Кубок конструкторов. McLaren продемонстрировал явное преимущество в скорости в квалификации и был примечателен тем, сколько раз обе машины оказывались в первом ряду. Автомобиль, похоже, немного боролся с Ferrari 641 в самих гонках, особенно при большой заправке топливом, поскольку гоночный темп Ferrari почти сводил на нет превосходство McLaren в квалификации. [ 8 ]
Это было в гонке того же года на Гран-при Японии, когда Сенна и Прост столкнулись в первом повороте первого круга, что дало Сенне чемпионство из-за того, что Прост не смог продолжить гонку. [ 9 ]
Гордон Мюррей , знаменитый южноафриканский дизайнер, ранее работавший в Brabham с 1969 года, разрабатывал для команды автомобили, выигравшие чемпионаты, и присоединился к McLaren в 1987 году, уйдя из Формулы-1 после работы над этой машиной. McLaren Он приступил к работе над проектом дорожного автомобиля .
В сезоне 1990 года McLaren создал тестовый мул под названием MP4/5C для нового двигателя Honda V12 , который должен был использоваться командой Уокинга в течение следующих двух сезонов. Этот автомобиль, которым управлял тест-пилот команды Аллан Макниш , публично дебютировал на трассе на трехдневной тестовой сессии, состоявшейся в Сильверстоуне за неделю до Гран-при Франции 1990 года . Хотя Макниш не доводил автомобиль до предела, двигатель V12 впечатлял своей надежностью на столь ранней стадии разработки. [ 10 ] [ 11 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]MP4/5B Сенны был включен в видеоигру Gran Turismo 3 2001 года под псевдонимом «F090/S», но только в японской и американской версиях. Это была наименее мощная машина Формулы-1 в игре, ее мощность составляла 700 л.с. (690 л.с.). Его можно выиграть, выиграв гонку на выносливость Super Speedway, гонку на выносливость Grand Valley 300 км, чемпионат Dream Car Championship в профессиональной лиге или выиграв Formula GT. Это случайный призовой автомобиль во всех четырех сериях.
McLaren MP4/5B был представлен в Codemasters видеоигре F1 2019 в качестве загружаемого контента для Legends Edition.
McLaren MP4/5B также спонсировался Weekly Shōnen Jump (по- японски : Weekly Shōnen Jump) в течение сезона 1990 года. Чтобы отметить это партнерство, Акира Торияма (автор Dragon Ball манги ) сделал рекламный рисунок с изображением Гоку, Бульмы и Гохана. Автомобиль Сенны под номером 27. Торияма также создал два оригинальных манги-комикса, вдохновленные этим спонсорством, под названием GP Boy (Grand Prix Boy) и The Flash of F1: Ayrton. «Вызов Сенны» , как и последняя, представляет собой биографическую мангу о карьере бразильского гонщика. [ 12 ] [ 13 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Водитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Оч. | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | Хонда Мальборо Макларен | МП4/5 | Хонда РА109Е V10 |
Г | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | олень | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 141 | 1-й | |
![]() |
11 | 1 | 1 | 1 | Верно | 7 | Верно | Верно | 1 | 2 | 1 | Верно | Верно | 1 | ДСК | Верно | |||||||
![]() |
2 | 2 | 2 | 5 | 1 | Верно | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | Верно | Верно | |||||||
1990 | Хонда Мальборо Макларен | МП4/5Б | Хонда РА100Е V10 |
Г | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 121 | 1-й | |
![]() |
1 | 3 | Верно | 1 | 1 | 20 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | Верно | Верно | Верно | |||||||
![]() |
Верно | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 5 | 14 | 3 | 16 | 3 | 3 | 4 | Верно | Верно | 4 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «СТАТИСТИКА F1 • McLaren MP4/5» . Statsf1.com . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ «McLaren Racing – Наследие – MP4/5B» . Mclaren.com . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Рендл, Стив; Руководство по ремонту McLaren MP4/4 для владельцев ; Хейнс; 2018 год
- ^ «Стив Николс: устная история величайшей эпохи Формулы-1 (1980–2000)» . Ютуб .
- ^ «McLaren Racing – Наследие – MP4/5» . www.mclaren.com . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ↑ В чемпионате 1989 года только 11 лучших результатов в 16 гонках засчитывались в общий зачет чемпионата пилотов.
- ^ «25 лет назад в этот день соперничество стало легендарным – Гран-при Японии 1989 года» . us.motorsport.com . 22 октября 2014 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «McLaren MP4/5B Honda 1990 года выпуска – изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (21 октября 2010 г.). «20 лет с тех пор, как Сенна победил Проста в Сузуке» . www.racefans.net . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Коллинз, Сэм (30 мая 2007 г.). Без гонок...: Потерянные машины Формулы-1 . Скорость. ISBN 978-1845840846 .
- ^ TVNowShowSports (16 августа 2016 г.). «Квалификация Гран-при Франции 1990 года» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 сентября 2017 г. - через YouTube.
- ^ «Был ли Акира Торияма вдохновлен гонщиком Формулы-1 Айртоном Сенной?» . 20 января 2020 г.
- ^ «Когда F1 сотрудничал с популярным аниме Dragon Ball Z» . 27 декабря 2021 г.
